Новые введения по осаго. Закон осаго – поправки и новые редакции

Я купил(-а) полис дважды. Что делать?

Для расторжения договора Вам необходимо обратиться в ближайший офис продаж, написать заявление о возврате денежных средств. В причине расторжения указать: «двойное страхование». Возврат производится с удержанием операционных расходов.

Как можно проверить подлинность электронного полиса ОСАГО?

Подлинность полиса ОСАГО можно проверить на сайте РСА (Российского союза страховщиков): https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm

Как оформить электронный полис ОСАГО?

С 1 января 2017 каждый водитель, достигший 18 лет, может оформить электронный полис ОСАГО на сайте страховой компании. Если владельцу транспортного средства нет 18 лет, необходимо обратиться в офис продаж.

Полезные публикации об электронном ОСАГО можно прочитать на сайтах Центрального банка России и «Клуба журналистов»:

  • С нового года приобрести полис ОСАГО можно в виде электронного документа .
Электронный полис ОСАГО стоит дороже или дешевле «бумажного»?

Тарифы ОСАГО определяется в соответствии с указанием Центрального банка РФ № 3384-У от 19.09.2014 и приказом ПАО СК «Росгосстрах» «Об утверждении базового страхового тарифа», действующего на момент заключения договора. Тарифы, применяемые при заключении договора ОСАГО в электронном виде, не отличаются от тарифов, применяемых при оформлении бумажных полисов в офисе страховой компании или у агента. Если стоимость полиса различалась, возможно, при расчете были указаны разные данные.

Нужна ли диагностическая карта (техосмотр, ТО) для оформления электронного ОСАГО?

Диагностическая карта требуется для легковых транспортных средств, не используемых в качестве такси, старше 3 лет. Если ваше транспортное средство старше трех лет и у вас нет действующей на дату заключения договора диагностической карты, то для заключения договора ОСАГО сначала необходимо пройти техосмотр. Обращаем внимание на то, что три года исчисляются с 1 января года изготовления транспортного средства вне зависимости от даты его покупки или даты выдачи ПТС.

Запрос данных о наличии действующей диагностической карты происходит в автоматическом режиме на основе введенной информации о транспортном средстве, отдельно указывать ее номер не требуется.

Если диагностическая карта не найдена, возможно, это связано с ошибками в данных вашего транспортного средства. Рекомендуем внимательно сверить введенные данные транспортного средства с данными в вашей диагностической карте.

Страховая история, скидка за безаварийное вождение (коэффициент бонус-малус - КБМ) при оформлении электронного ОСАГО

При оформлении полиса ОСАГО (в любом виде) применяется коэффициент, соответствующий страховой истории, содержащейся в автоматизированной информационной системе РСА (Российского союза автостраховщиков) . Поэтому скидки за безаварийное вождение (если информация о них содержится в РСА), будут применены. Соответственно, информация о новом договоре ОСАГО, заключенном в электронном виде, будет также передана в РСА.

Нужно ли показывать сотруднику ГИБДД электронный полис?

Наряды ДПС могут проверять онлайн наличие электронного через сеть ИМТС МВД России или сайт РСА. При наличии в информационной системе сведений о заключении такого договора они обязаны исключить привлечение водителя к административной ответственности по части 2 статьи 12.3 КоАП РФ*

*Согласно письму ГУОБДД МВД России от 03.07.2015 № 13/12-у-4440 Начальнику ЦСН БДД МВД России, начальникам подразделений ГАИ на региональном уровне «Об изменениях в законодательстве Российской Федерации».

Заключение договора

Когда пора продлевать ОСАГО? Сколько можно вписать человек в полис? И как выгоднее оформить ОСАГО: без ограничений или ограниченный?

Вы можете вписать в договор страхования ОСАГО любое количество человек! Стоимость полиса без ограничений, как правило, значительно дороже полиса с ограниченным списком водителей. При внесении конкретных водителей каждому водителю присваивается свой класс страхования, который в последующие годы страхования (с учетом страховой истории) может снизить стоимость полиса .

Если страхователь (и/или владелец) также управляют транспортным средством, они должны быть внесены в список водителей.

Как застраховать по ОСАГО автомобиль, который используется в качестве такси?

Это возможно. В полисе делается отметка «ТС используется в качестве такси». Обратитесь в ближайший офис продаж , чтобы оформить такой полис.

Могу ли я расторгнуть договор ОСАГО досрочно и вернуть деньги?

Договор страхования ОСАГО может быть расторгнут по нескольким причинам, но возврат страховой премии за неиспользованный период за вычетом 23% РВД может быть произведен в случае:

  • Смены собственника ТС.
  • Гибели страхователя (собственника).
  • Гибели/утраты ТС, указанного в договоре страхования ОСАГО.
  • Наличия второго действующего договора ОСАГО на это же ТС
  • Прекращения права владения ТС у страхователя (закончился договор аренды и т. д.)
  • Лишение cтрахователя водительского удостоверения

Договоры страхования ОСАГО, заключенные на срок следования к месту регистрации, расторжению не подлежат !

Для расторжения вам потребуется: паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, оригинал договора страхования ОСАГО, банковские реквизиты, на которые будут перечислены средства, а также документ, который подтверждает причину расторжения договора страхования (договор купли-продажи, справка об утилизации ТС, постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона ТС и т. п.).

В случаях, предусмотренных законом об ОСАГО, возможно прекращение действия полиса и возврат части страховой премии. Для расторжения договора необходимо обратиться в ближайший офис продаж .

Как расторгнуть договор или внести изменения в электронный полис?

Договор расторгается по стандартной процедуре.

Куда мне вернут деньги, если я расторгну договор?

В случае обращения за возвратом, он будет произведен на ту же карту, с которой была оплата.

Расторжение договора ОСАГО, оформленного в электронном виде

Расторжение электронного договора ОСАГО возможно только в офисе страховщика. Для расторжения договора необходимо обратиться в любой офис страховщика с заявлением о расторжении договора и документами, подтверждающими основания для расторжения договора.

Компаниям: активация ЛК

Для активации личного кабинета юридического лица после заполнения всех необходимых реквизитов компании необходимо прикрепить электронную цифровую подпись ЮЛ (ЭЦП) в формате.sig. После этого заявка будет отправлена на проверку.

Расчет

Какую скидку я получу за 10 лет безаварийной езды?

За каждый год безаварийной езды начисляется скидка 5 %. Таким образом, максимальный размер скидки за 10 лет страхования может составить 50 %.

На нашем сайте вы можете проверить свой КБМ и страховой класс, просто рассчитав стоимость ОСАГО в нашем калькуляторе . Мы автоматически проверяем страховую историю водителя через базу водителей РСА.

Вы также можете ознакомиться подробнее с понятием КБМ и класса в разделе .

Как изменить срок действия полиса ОСАГО?

Чтобы застраховаться на срок менее 1 года , выберите в настройках онлайн-калькулятора желаемый период использования автомобиля на первом шаге «Расчет». Срок страхования при этом останется равным 1 году, но стоимость полиса будет скорректирована в соответствии с выбранным периодом использования ТС.

Что делать, если у ТС нет номера VIN?

Поставьте галочку «VIN отсутствует » и укажите номер кузова или шасси.

Моего населенного пункта нет в списке. Что делать?

Нажмите на иконку вопросительного знака рядом с полем ввода города. В появившемся окне нажмите «Выбрать из списка» и найдите в списке сначала свой регион, затем нужный населенный пункт.

Когда теряется скидка за безубыточность?

Скидка за безубыточность теряется в случаях:

  1. если в этом году вы оформили ОСАГО c ограниченным списком водителей, а в следующем году вы планируете купить полис без ограничения числа водителей;
  2. если перерыв в страховании ОСАГО составил больше 1 года (в том числе, если целый год проездить с поддельным ОСАГО).
По какому базовому тарифу ОСАГО я могу произвести расчет?

Базовый тариф определяется на основании Закона об ОСАГО и зависит от региона прописки собственника транспортного средства и типа транспортного средства. На нашем сайте вы можете произвести расчет стоимости ОСАГО с помощью онлайн-калькулятора.

Как производится расчет, если автомобиль зарегистрирован в одном регионе, собственник - в другом, а на автомобиле ездят - в третьем?

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается, исходя из коэффициента региона постоянной регистрации собственника транспортного средства. Таким образом, прописка владельца автомобиля является решающей.

Если на момент покупки ОСАГО мне был 21 год, но через месяц исполняется 22, будет ли производиться перерасчет по данному полису?

Нет, поскольку на момент заключения договора страхования ОСАГО вам не было 22 лет. Однако на следующий год при продлении договора повышающий коэффициент уже не будет действовать.

Какие изменения в ОСАГО ждут нас завтра, 1 июля 2016 года - последние новости.

Новые полисы ОСАГО с 1 июля 2016

Самое главное изменение - замена полисов ОСАГО. С 1 июля 2016 года в России выходят новые бланки полисов ОСАГО. Они будут розового цвета и заменят старые зеленые бланки, которые подделываются уже в промышленных масштабах. По некоторым сведениям, в России уже около 1 миллиона поддельных полисов ОСАГО.

Замена полисов ОСАГО на новые с 1 июля 2016 года коснется не столько водителей, сколько страховщиков. Именно страховщики с этой даты должны получить новые бланки полисов, а уже после этого начать их выдавать своим клиентам. То есть, если у Вас на руках есть действующий полис ОСАГО, менять его с 1 июля никто не заставит.

На сегодняшний день подготовлено уже 2 миллиона новых бланков ОСАГО. Завтра они должны поступить в страховые компании.

Как сообщают в Гознаке, цена новых бланков, изготовленных с более совершенными мерами защиты, будет выше обычных полисов примерно на 10-15%. Однако, эти расходы должны лечь на плечи страховых компаний, а не покупателей.

Переходный период, когда одновременно будут продавать полисы как на новых, так и на старых бланках, продлится до 1 октября 2016 года, сообщила пресс-служба РСА. «Переходный период по одновременной продаже старых зелёных и новых розовых бланков полисов будет установлен с 1 июля на 3 месяца. В этот промежуток времени внесение изменений в договоры или заключение новых договоров страховые компании смогут осуществлять как на новых, так и на старых бланках полисов. Этот период даст возможность наиболее комфортно перестроиться на работу с новыми полисами как самим потребителям страховых услуг, так и регулирующим и контролирующим органам власти», – сказал президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Электронное ОСАГО для юрлиц

С 1 июля 2016 года вступают в силу изменения, которые позволяют страховым компаниям открыть возможность покупки электронных полисов ОСАГО для юридических лиц.

Страховщики провели соответствующую технологическую подготовку к расширению проекта электронных полисов, со стороны РСА все готово к запуску этого процесса.

Однако, компании вправе самостоятельно решить, сколько полисов ОСАГО продавать электронным способом.

В настоящее время электронные полисы ОСАГО физлицам продают 14 компаний-членов РСА.

Процедура заключения договора с юрлицами практически ничем не будет отличаться от физлиц. Клиент создает личный кабинет на сайте страховщика, заполняет заявление, информационная система компании берет необходимые данные из автоматизированной информационной системы РСА, далее выставляется счет, после оплаты страхователь получает полис в личном кабинете и на электронную почту .

Цены на ОСАГО с 1 июля 2016

В интернете ходят слухи о повышении тарифов ОСАГО с 1 июля 2016 года. Напомним, в последнее время страховщики все чаще упоминают о либерализации тарифов. Это означает отмену установленных сейчас тарифных коридоров и введение свободного тарифа ОСАГО. То есть, каждая страховая компания будет самостоятельно устанавливать цену на ОСАГО.

Однако, в ближайшее время повышение стоимости ОСАГО не планируется. «Что касается рынка ОСАГО, то, прежде чем говорить о либерализации тарифов, нужно навести порядок с той ситуацией, которая сложилась на рынке. Если освободить тариф, то он в ряде регионов может серьезно вырасти, поскольку для страховщиков часть регионов сейчас убыточна. Это приведет к диспропорциям на рынке», - сообщила сегодня глава Банка России Эльвира Набиуллина.

По ее словам, на сегодняшний день в компаниях, правильно организовавших свою работу, ОСАГО не является убыточным видом страхования, поэтому повышать тарифы нет необходимости.

Последние изменения ОСАГО

Напомним, с 1 июня 2016 года в России вступили в силу последние изменения в ОСАГО: пятидневный "период охлаждения" практически по всем видам добровольного страхования, е диный агент ОСАГО в пилотных регионах и новая стоимость запчастей, материалов и нормочаса работ, применяемых в ОСАГО.

С начала нулевых годов правительство РФ стало всерьёз задумываться об организации единой и общеобязательной страховой системы для автовладельцев. В итоге все задумки вылились в выход Федерального закона «Об ОСАГО».

С течением времени данный законодательный акт видоизменялся, что ярко прослеживается при рассмотрении всех внесённых в него поправок. Последние носят чуть ли не ежегодный характер и имеют огромное значение для всех автомобилистов. Именно о поправках в закон «Об ОСАГО» пойдёт речь в сегодняшнем материале. Точнее, наш ресурс подробно рассмотрит внесённые изменения в систему обязательного страхования за 2016 и 2017 года.

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Федеральный закон (ФЗ) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят Госдумой РФ в апреле 2002 года. С того времени данный законодательный акт регулирует порядок и общеобязательность получения полисов ОСАГО всеми автовладельцами нашей страны, которые эксплуатируют свои автомобили на дорогах общего пользования. Именно к данному закону необходимо обращаться в том случае, когда вас интересуют какие-либо вопросы, касающиеся обязательного страхования автогражданской ответственности.

В общем, ФЗ «Об ОСАГО» регламентирует, что любой автовладелец должен оформить на свой автомобиль и конкретно на себя полис страхования, который в случае аварии покроет расходы за ущерб пострадавшей стороне. Страхование «автогражданки» осуществляется всеми страховыми компаниями в соответствии с действующими законами РФ. Отсутствие полиса ОСАГО является административным правонарушением, вследствие чего наказуемо.

Федеральный закон «Об ОСАГО» состоит из 6 глав, которые объединяют в единую систему 34 отдельные статьи. Все они являются регуляторами той или иной части процесса оформления и использования полиса обязательного автострахования. Обобщая информацию, представленную в ФЗ, можно выделить, что:


В соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО» он может изменяться. Однако все поправки должны быть направлены на упрощение процедуры обязательного страхования и получение прочей выгоды со стороны страхуемых лиц. Стоит отметить, что подобная практика в России активно осуществляется, поэтому со времён вступления ФЗ в силу он существенно модернизировался.

Важно! Закон «Об ОСАГО» — это кодифицированный акт, регулирующий общий порядок обязательного страхования автогражданской ответственности гражданами РФ и поддающийся некоторой правке.

Поправки к закону в 2016 году

Стоит понимать, что внесение изменений в какой-либо закон - это небыстрый процесс. Несмотря на то что подобная практика в РФ уже достаточно хорошо налажена, её осуществление занимает немалое время. Так, поправки в закон «Об ОСАГО» в 2016 году были внесены по решениям, принятым правительством ещё в 2015 году. Конечно, в данном явлении никакой вины правительства нет, ведь изменения в ФЗ сначала предлагаются, затем рассматриваются, а уже после этого принимаются и ещё через некоторое время вступают в силу.

Что касается закона «Об ОСАГО», то в 2016 году поправки в него вносились несколько раз: летом и осенью. Изменения в законодательство предлагались со стороны многих лиц и организаций (депутаты Госдумы, объединения страховщиков и т. п.), однако все они были направлены на улучшение системы обязательного автострахования. Обобщив весь список поправок, можно выделить следующие:

  • Изменения в порядке осмотра повреждённого в ДТП транспорта. В соответствии с ними страховщик обязуется провести экспертизу пострадавшего автомобиля в течение пяти рабочих дней после поступления в его отделение заявления о наступлении страхового случая и возмещения ущерба. После проведения проверки страховщик должен осведомить застрахованное лицо о результатах. При наличии разногласий между застрахованным лицом и страховщиком первый имеет полное право на проведение независимой экспертизы за свой счёт для отстаивания своей позиции в суде или перед страховой компанией.
  • Изменения, касающиеся обязательности проведения экспертизы именно страховщиком, а не пострадавшим. Теперь, страховая компания имеет полное право отказать в выплате, если сама не провела экспертизу пострадавшего в ДТП транспорта. То есть, первоочередное право проверки автомобиля имеется не у пострадавшего (через его экспертов), а именно у страховой компании. В противном случае у страховщика имеются веские поводы отказать в оплате ущерба.
  • Изменения в порядке решения споров между страховщиком и пострадавшим. На данный момент срок проверки аргументов со стороны пострадавшего в споре со страховщиком составляет не 5 дней (как было ранее), а 10 суток.
  • Изменения в порядке предоставления электронного полиса ОСАГО ГИБДД. Напомним, с лета 2015 года можно совершенно законно оформлять электронные полиса ОСАГО. В соответствии с внесёнными поправками автовладелец, имеющий электронное ОСАГО, может предоставить сотрудникам ГИБДД распечатанную версию документа. Последние могут просто проверить его законность по своей базе.
  • Изменения в возможности изменения стоимости ОСАГО со стороны ЦБ РФ . На сегодня ЦБ РФ и прочие уполномоченные организации могут изменять стоимость оформления полиса ОСАГО не более раза в год.

Как видите, особо существенных поправок в Федеральный закон «Об ОСАГО» за 2016 год нет. Однако для «общей информации» их рассмотреть всё же стоило.

Поправки к закону в 2017 году

Поправки в закон по ОСАГО в 2017 году носят более существенный и глобальный характер для водителей, которые оформляют соответствующие страховые полиса. На данный момент можно констатировать, что в текущий год ФЗ будет изменён дважды:

  • Первый раз уже наступил, в силу вступили поправки от 1 января 2017 года. Все они направлены на улучшение системы электронного страхования в РФ.
  • Второй раз будет более глобальным. Поправки по, так называемому, второму изменению вступят в силу либо весной (1 марта), либо летом (1 июня или июля) в 2017 году. Они будут носить более глобальный характер, нежели правки в ФЗ от 1 января.

Для полного понимания картины давайте рассмотрим все вступившие и потенциальные к вступлению поправки в закон «Об ОСАГО». Сначала ознакомимся с изменения от 1 января 2017 года, которые уже имеют законную силу. Точнее, они таковы:

  • Поправки к ситуациям, при которых доплату за ущерб при страховом случае придётся производить самому автовладельцу (естественно, на которого оформлен полис ОСАГО и который является виновником ДТП) . В соответствии с внесёнными правками в закон страховая компания имеет полное право взыскать со своего клиента некоторую часть компенсации при наступлении страхового случая, если застрахованное лицо каким-либо образом нарушило правила оформления электронного ОСАГО (ввод неправильных данных, неполная оплата и т. д.).
  • Поправки к порядку оформления электронного ОСАГО. Теперь при оформлении электронного полиса ОСАГО страхуемый может не предоставлять полный перечень документов в электронном виде. Это связано с тем, что большинству страховщикам был открыт доступ к единой системе межведомственного электронного взаимодействия. Оттуда они могут взять всю необходимую информацию для оформления полиса на конкретного гражданина.
  • Поправки к общему порядку получения полисов ОСАГО, оформленных через Интернет. Согласно внесённым поправкам к закону «Об ОСАГО» любой страховщик обязуется оформить электронный полис на того автовладельца, который подал соответствующее заявление в компанию. Отказ в оформлении возможен только на законных основаниях. При желании страхуемого получить полис не только в электронном виде, но и в вещественном, он должен: уведомить об этом страховщика и получить полис в его офисе бесплатно или заказать полис на дом (оплата доставки осуществляется страхуемым лицом). Также страховщики теперь обязаны наладить бесперебойную работу своих интернет-ресурсов, иначе будут наказаны.

Поправки в закон «Об ОСАГО», которые ещё рассматриваются в правительстве, также будут приняты в 2017 году. Точная дата пока не определена. Общий список потенциальных изменений затрагивает следующие аспекты обязательного автострахования:

  • увеличение стоимости оформления страхового полиса ОСАГО для нарушителей-рецидивистов;
  • отказ от использования коэффициента мощности при расчёте стоимости ОСАГО;
  • отказ от выплат компенсаций материальными средствами, а предоставление компенсации ремонтом повреждённого в ДТП транспорта на специализированном СТО (без учёта естественного износа деталей);
  • внедрение общеобязательного оформления ОСАГО и для иностранцев (при эксплуатации с их стороны своих автомобилей на дорогах РФ);
  • изменение ряда категорий транспорта, который не должен быть застрахован по ОСАГО;
  • повышение максимального лимита получения страховки без оформления ДТП в ГИБДД (с 50 000 рублей до 100 000);
  • изменение в порядке возмещения ущерба здоровью пострадавших в ДТП по ОСАГО.

Конечно, некоторые из представленных выше поправок в 2017 году не будут приняты. Однако на внесение 5-7 изменений рассчитывать вполне реально. Тем более что все потенциальные поправки носят положительный тон для всей системы обязательного автострахования в РФ.

Важно! Все потенциальные поправки в закон «Об ОСАГО» в 2017 году будут рассмотрены и утверждены/упразднены к вступлению в законную силу зимой этого же года.

Заключение

В целом новые поправки в закон «Об ОСАГО» носят положительный характер для всех субъектов обязательного автострахования. На данный момент глобальных изменений к ФЗ принято не было, однако в перспективе подобная практика возможна. Стоит понимать, что большинство поправок были внесены для улучшения работы системы электронного страхования в РФ, которая не так давно увидела свет.

Не забывайте, что представленная выше информация актуальна на 2017 год, поэтому смело может быть использована любым автовладельцем в своих целях. Надеемся, статья дала ответы на все интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах!

Видео о поправках в закон «Об ОСАГО» в 2016-2017 годах:

Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулярно претерпевает изменения, направленные на улучшение положения автовладельцев, снижение затрат СК и упорядочение структуры рынка. За последний 2016 год общее число изменений перевалило за сотню. В данной статье разберем основные изменения, произошедшие в указанном году, а также нововведения, вступившие в силу в 2017 году.

Какие изменения не наступили 01 января 2017 года?

Как было сказано выше, из всех инициатив, предлагавшихся РСА, ЦБ, Правительством и Госдумой РФ и инициативными группами, в нынешнюю редакцию Федерального Закона включено лишь оформление электронных полисов и внедрение единой информационной базы РСА. Она позволяет СК обмениваться информацией о бывших и нынешних клиентах. Не нашли отражения в нынешней редакции следующие изменения:

  • запрет на привлечение независимых экспертов;
  • замена компенсационных выплат натуральной схемой;
  • увеличение ущерба по «Европротоколу» до 100 тыс. руб.;
  • отмена коэффициентов мощности ТС;
  • отказ от амортизации запчастей и деталей, идущих под замену;
  • увеличение числа категорий ТС, где полис не нужен;
  • «привязка» стоимости полиса к количеству совершенных нарушений ПДД.

Европротокол

Главным нововведением в 2016 году стало расширение требований, предъявляемых к оформлению ДТП без привлечения уполномоченных на то сотрудников полиции - по, так называемому, Европротоколу. При соблюдении ряда требований некоторые аварии можно не оформлять в ГИБДД и, после составления схемы, сразу отправляться в свою компанию. Стороны ДТП по-прежнему могут оформить ДТП в соответствии с Европротоколом, в случаях если:

  • очевидная стоимость повреждений не превышает 50 тыс. руб.;
  • в ДТП пострадали только ТС (не больше двух);
  • в аварии не пострадали граждане - водители, пассажиры, пешеходы;
  • ответственность обоих участников ДТП защищена автогражданкой;
  • у участников инцидента нет разногласий по поводу роли и вины каждого;
  • по факту ДТП составлена схема с указанием объектов окружающей инфраструктуры;
  • место ДТП прошло фото- и видеофиксацию с указанием координат через ГлоНАСС или иную систему спутникового позиционирования.

Пакет документов, составляющийся участниками на месте ДТП по Европротоколу, не может быть изменен или увеличен по требованию. Между тем, нечистоплотные менеджеры иногда требуют от граждан справку о ДТП или форму калькуляции поврежденных деталей, чтобы, не получив их, отказать в возмещении по ОСАГО. Это незаконно!

Электронные полисы ОСАГО

В 2016 г. в России были введены электронные полисы ОСАГО, с ходу названные е-ОСАГО. С 01 июля 2016 года граждане, имевшие на руках бумажные полисы, получили право пролонгировать автогражданку в электронной форме, а полноценная продажа стартовала 01 октября. Информация не всегда передавалась в органы ГИБДД, поэтому автовладельцам рекомендовали распечатывать электронную квитанцию и возить с собой.

Изменившиеся правила обязательного страхования гражданской ответственности совпали с двумя знаковыми решениями, также отраженными в Законе «Об ОСАГО». Во-первых, за отказ в продаже бумажного полиса положен штраф в размере 50 тыс. руб. Это стало ответом на отказ реализации автогражданки в убыточных регионах и навязывание дополнительных услуг.

Во-вторых, в сфере автогражданки стало применяться досудебное урегулирование споров: если заявитель дважды направляет заявление на возмещение, СК после второго раза обязана выплатить заявленную сумму, либо дать мотивированный ответ. Далее - суд.

Нововведения 2017 г.

Единственное принципиальное изменение 2017 года, затронувшее правила ОСАГО, стало обязательство (а не право) СК продавать электронные полисы. Однако проходившая весь 2016 год подготовка ударила по ним самим: компании нередко отказывались продавать полисы новым клиентам, теряли коэффициент бонус-малус, навязывали дополнительные условия.

В декабре 2016 года, пока Центробанк России и РСА проводили консультации по повсеместному внедрению «электронного ОСАГО», СК не заключали договоров (даже в рамках пролонгации) с клиентами из других субъектов РФ. На вопрос, как быть, если транспортное средство принадлежит ближайшим родственникам, менеджеры СК отвечали: перерегистрируйте ТС на себя!

В 2017 году все страховые компании обязаны:

  • продавать Е-ОСАГО любому обратившемуся лицу;
  • обеспечивать бесперебойную работу официального сайта;
  • информировать о проводимых на сайте работах не менее чем за сутки;
  • допускать отключение сайта не более чем на четыре часа за месяц;
  • выдерживать нагрузку в 10 000 посетителей одновременно (для новых сайтов);
  • принимать заявления на продажу ОСАГО любым электронным способом (включая E-mail);
  • использовать официальные данные из базы РСА.

Последний пункт вызывает наибольшие сомнения. Нечистоплотные игроки часто «забывали» передавать в РСА бонус-коэффициент, из-за чего опытный водитель, не допускающий ДТП, из года в год ездил с одной и той же скидкой. При оформлении е-ОСАГО специалист СК вновь обратится в информационную базу Союза и насчитает имеющиеся там скидки.

Пункт «К» ст.14 ФЗ «Об ОСАГО» предусматривает вероятность отказа в выплате, если клиент при заключении договора в виде электронного документа предоставил недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера премии. Проще говоря: неправильно заполнил форму на сайте - сэкономил тысячу рублей - остался без компенсации!

Юристы и представители Российского союза автостраховщиков подчеркивают: перед оплатой автогражданки необходимо уточнить общую скидку. Если оплата уже произведена, нужно ехать в офис СК и писать заявление на возврат излишне уплаченных денег, после этого в форму е-ОСАГО и распечатанную квитанцию с сайта будут внесены изменения.

Если гражданин, оформив е-ОСАГО, все же захочет получить бумажный полис, документ будет выдан ему на руки или отправлен почтой бесплатно - правила ОСАГО предусматривают такой вариант. Заказчик, помимо стоимости электронного бланка, оплачивает лишь пересылку.

Независимая экспертиза в 2016 году

Во время обсуждения последних поправок в Закон «Об ОСАГО» резонанс вызвали планы РСА запретить привлечение независимых автомобильных экспертов. По словам представителей главы Союза, правозащитники отсуживали до 10 млрд руб. ежегодно, указывая в исковых требованиях суммы, завышенные в несколько раз по сравнению с независимыми экспертами - нередко, аффилированными.

К лицам, попавшим в ДТП, приезжали независимые правозащитники. Стороны заключали договор, по которому потерпевший получал определенную сумму «здесь и сразу», а взамен выписывал доверенность на право представления своих интересов в СК и суде. Далее талантливые юристы составляли тысячи грамотных исков и выигрывали!

Если учесть, что суды вставали на сторону этих самых правозащитников (то есть, признавали законное право требования и исковую сумму), они находились в рамках правового поля. Следовательно, заявления функционеров РСА о «почти воровстве» 10 млрд руб. не имеют отношения к реальности, а теряемые деньги должны были оставаться операционной прибылью?

Нововведения 2017 г.

Для противодействия посторонним юристам претерпел изменения п. 11 ст. 12 Закона «Об ОСАГО». При наступлении случая, гражданин обязан в установленный законом срок подготовить заявление о выплате - раньше требовалось предоставить транспортное средство или его остатки для осмотра. Если таковое не поступало, гражданин не имел права на выплату. Кроме того:

  • потерпевший не вправе самостоятельно организовывать независимую техническую экспертизу до направления документов в СК;
  • если она была организована в обход СК, результаты не принимаются;
  • срок выплаты исчисляется с момента первичной или повторной подачи документов в СК.

Для прохождения экспертизы необходимо предоставить:

  • регистрационные документы на транспортное средство;
  • документы о ДТП или их копии, направленные в СК;
  • справку о ДТП (если она выдавалась сотрудником ГИБДД);
  • направление на экспертизу, если между СК и экспертом (компанией) заключено соответствующее соглашение;
  • иные документы по факту аварии.

Пункт 5 тех же Правил гласит: автовладелец вначале обязан обратиться к СК за направлением на экспертизу, и идти в независимую структуру, только если ему не было выдано направление в установленный законом срок. Следовательно, привлеченные правозащитники, действуя по доверенности, все равно должны обратиться в СК за направлением, и лишь в случае несогласия имеют право провести альтернативную проверку.

Банкротство СК в 2016 году

Большое значение для профессионального сообщества, но не очень - для рядовых потребителей - имеет ст. 20, где появилось понятие банкротства страховой компании и переход ее прав и обязанностей к профессиональному объединению (ПОС). В 2016 году указывалось, что ПОС вправе подавать регрессные иски и истребовать компенсации с виновников ДТП.

Рейтинг: 0/5 (0 голосов)

В 2016 году систему ОСАГО ждут серьезные изменения. Главные – введение нового коэффициента к стоимости полиса и многократное увеличение числа штрафов за его отсутствие. Станет ли новый коэффициент работать «на скидку», каких камер нужно бояться тем, у кого нет полиса ОСАГО, и что будет с базовым тарифом, разбирался Банки.ру.

Чтобы тариф не «улетел в стратосферу»

Тарифы ОСАГО в 2016 году не будут повышаться «галопирующими» темпами, директор департамента страхового рынка Центрального банка Игорь Жук (напомним, тарифы на обязательную «автогражданку» регулирует ЦБ). Он уточнил, что решение о корректировке тарифов будет приниматься только по результатам тщательного мониторинга. Более конкретно возможную корректировку тарифа в Центробанке пока не комментируют.

Российский союз автостраховщиков (РСА) будет выдвигать предложения об изменении тарифа ОСАГО не раньше апреля, даже в случае роста курса доллара, сообщил Банки.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Ранее он рассказывал, что в текущие тарифы ОСАГО заложена планка курса доллара в 65 рублей (при этом 14 декабря стоимость единицы американской валюты превысила 70 рублей). «Нынешние колебания курса носят временный характер, - уверен Уфимцев. – К апрелю 2016 года мы будем готовить новый вариант справочников оценки ущерба от ДТП. Тогда и будет видно, насколько увеличилась стоимость запчастей и как на это повлияло изменение курса доллара».

Кроме того, к февралю 2016 года РСА планирует подготовить и представить в ЦБ проект плана по переходу на свободный, то есть не регулируемый государством тариф ОСАГО, рассказал Банки.ру Евгений Уфимцев. Согласие на подготовку такого плана страховщикам дала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Однако либерализация тарифа – вопрос более отдаленного будущего: как ранее заявлял заместитель министра финансов Алексей Моисеев, «освободить» тариф можно будет примерно к 2020 году. Если сделать это сейчас, цена на ОСАГО может «улететь в стратосферу», полагает заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин.

В проекте плана по либерализации тарифа, который готовит РСА, может быть учтен и вопрос курса доллара и изменения макроэкономической ситуации, уточнил Евгений Уфимцев. «Первым этапом либерализации может стать расширение тарифного коридора – поблажки для «хороших» водителей и ценовое ужесточение для «плохих», - рассказал он.

Напомним, сейчас базовая ставка тарифа ОСАГО для легковой машины физического лица составляет 3 432-4 118 рублей. Для расчета окончательной стоимости полиса базовый тариф умножается на восемь коэффициентов – в зависимости от территории, числа допущенных к управлению водителей, их возраста и стажа, мощности автомобиля и срока страхования, коэффициента «бонус-малус» (скидка за безаварийное вождение и надбавка за совершенные аварии). Кроме того, применяется повышающий в 1,5 раза коэффициент за грубые нарушения условий страхования.

Базовый тариф ОСАГО повышался за последнее время дважды – в октябре 2014-го и апреле 2015 года, последнее подорожание составило 40-60%. До этого тариф не менялся с 2003 года, с момента появления ОСАГО. Одновременно с ростом цены полиса увеличились и лимиты страховых выплат: со 120 тыс. до 400 тыс. рублей за вред имуществу, со 160 тыс. до 500 тыс. – за вред жизни и здоровью.

Кара за «опасное вождение»

Для «плохих» водителей ОСАГО может существенно подорожать уже 2016 году: Центробанк собирается ввести новый коэффициент, который будет учитывать штрафы за нарушение ПДД. Такой пункт плана содержится в докладе «Основные направления развития и стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», опубликованном Банком России.

Параметры применения коэффициента – сколько нарушений будет учитываться, какие, во сколько раз коэффициент будет увеличивать стоимость полиса – еще не определены. «Сейчас математики просчитывают зависимость количества совершенных водителем ДТП от количества правонарушений», - рассказал Банки.ру Евгений Уфимцев. За ориентир, по его словам, взята планка пять нарушений в год, так как это наиболее массовая категория водителей – их более 2 млн. Но по итогам расчетов может оказаться, что учитывать нужно и три, и десять нарушений.

Уже сейчас понятно, что главным фактором для применения нового коэффициента будет не столько количество, сколько тяжесть правонарушений, говорит Уфимцев. «За «пьянку» стоимость ОСАГО может и в три раза увеличиваться», - не исключил он. Учитываться будут только те нарушения ПДД, которые влияют на аварийность: «пьяная» езда, проезд на красный свет, пересечение двойной сплошной, возможно, превышение скорости, уточнил представитель РСА.

В обратную сторону, то есть на уменьшение стоимости ОСАГО за отсутствие нарушений, коэффициент работать не будет, говорит Уфимцев. «И так существует максимальная 50-процентная скидка за вождение без аварий – мы считаем, что ее достаточно. С нынешним курсом доллара и стоимостью автомобилей минимальной стоимости полиса, которая достигнута многими аккуратными водителями, снижаться уже некуда», - пояснил он.

Тем не менее, по словам Уфимцева, возможность страховщиков поднимать стоимость полиса лихачам позволит не увеличивать базовый тариф ОСАГО для всех остальных. «Раньше мы недобирали на нарушителях и были вынуждены поднять тариф для всех пропорционально, что, конечно, несправедливо», - признает он.

По мнению президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, введение нового коэффициента – способ увеличить цену ОСАГО для еще большего числа автовладельцев. Кроме того, Тюрников видит здесь несоответствие Кодексу об административных правонарушениях РФ. «В соответствии с КоАП, человек не может быть наказан дважды за одно и то же нарушение, - указывает эксперт. – Человек, который нарушает ПДД, наказывается штрафом. В системе ОСАГО его ответственность и так уже заложена – в коэффициенте «бонус-малус», так как те, кто нарушает правила, чаще всего и попадают в ДТП».

Повышение стоимости ОСАГО для лихачей оправданно, так как 90% нарушителей правил дорожного движения остаются безнаказанными, подсчитал редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов. «Дополнительное финансовое «наказание» заставит этих водителей задуматься, как они ездят», - считает эксперт.

Новый коэффициент ОСАГО может быть привязан к понятию «Опасное вождение», которое ГИБДД планирует ввести в правила дорожного движения. Как следует из проекта постановления правительства (есть у Банки.ру), «опасное вождение» может определяться как «создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением Правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону».

«Не очень понятно, как будет администрироваться «опасное вождение», так как в определении не заложен промежуток времени, за который будет засчитываться неоднократное нарушение, - указывает Сергей Смирнов. – Если человек три раза не уступил дорогу – это трехкратное нарушение одного правила или уже опасное вождение? Боюсь, это будет субъективно оценивать сотрудник ГИБДД». Штраф за опасное вождение, по словам эксперта, может стать одним из оснований для применения нового коэффициента ОСАГО.

Больше штрафов, хороших и разных

В новом году штрафов у автомобилистов может прибавиться: за езду без полиса ОСАГО (или с фальшивым полисом) будут штрафовать с помощью дорожных камер. Пилотный проект будет запущен, предположительно, в Москве и Казани, а затем распространен на всю страну. О том, что такие договоренности с ГИБДД уже достигнуты, ранее сообщали в Российском союзе автостраховщиков.

«Если в базе АИС РСА, к которой имеет доступ ГИБДД, не будет обнаружена информация о наличии полиса, то автоматически будет сформирован штраф и направлен автовладельцу, причем ровно столько раз, сколько он будет проезжать мимо камер», - говорится в сообщении РСА. Также в сообщении уточнялось, что штрафы не будут выписываться автомобилистам, оформившим полис менее пяти дней назад – именно столько времени дается страховым компаниям на внесение полиса в базу РСА.

Как уточнил Евгений Уфимцев, Казань и Москва в качестве пилотных регионов были выбраны потому, что лучше всего оборудованы камерами и предполагается, что там эксперимент сработает лучше всего. Но не факт, что в эксперименте останутся именно эти регионы, подчеркнул он.

При этом бояться камер нужно будет и тем, кто ездит без полиса, даже не нарушая ПДД. «В проекте будут задействованы два типа камер: и те, которые фиксируют только нарушения, и потоковые, которые проверяют все проезжающие машины «на угон». Потоковых камер не так много, но бояться нужно всех», - предупреждает Евгений Уфимцев.

Эта мера повысит дисциплину водителей с точки зрения покупки полисов, согласен Николай Тюрников. Однако недостаток ее также заключается в повторном наказании, считает он. «Предлагаемый РСА способ предполагает выписывать несколько десятков штрафов только за один день, хотя нарушение это одно», - говорит эксперт.

По мнению Сергея Смирнова из «За рулем», ничего противозаконного в этом нет: «Если водитель едет без полиса, он может быть точно так же несколько раз остановлен и оштрафован сотрудником ГИБДД». При этом, по его словам, есть нюансы, с которыми система автоматической фиксации не справится. «Когда я покупаю автомобиль, у меня есть десять дней на заключение договора ОСАГО, - поясняет эксперт. - Если полис у прежнего владельца не закончился, то проблем нет. А если я купил машину «пустую», без ОСАГО, то как система автоматической фиксации узнает, что за рулем новый владелец? По пути домой мне может встретиться 20 камер, каждая выпишет мне 800 рублей – и получится, что на 16 тысяч рублей я попал просто так, хотя закон не нарушал. Это в эксперименте никак не учтено, и такая проблема будет возникать повсеместно».

Как ранее сообщал РСА, за месяц союз заблокировал 37 сайтов, 39 групп и 57 аккаунтов в социальных сетях, где продавались поддельные полисы ОСАГО.

Полис без «бумажки»

С 1 января 2016 года автовладельцы, купившие электронный полис ОСАГО, будут получать СМС-уведомления о заключении договора. Также с начала года можно будет не отходя от компьютера внести изменения в существующий электронный полис. Такие доработки планируется внести в систему е-ОСАГО, рассказал Банки.ру исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

С 1 июля 2016 года возможность купить электронное ОСАГО появится у юридических лиц. Частные лица имеют такую возможность с 1 октября 2015 года, с 1 июля - в режиме продления существующей страховки.

Тем не менее даже купившим электронный полис водителям все равно рекомендуется возить с собой бумажную распечатку. Освободить их от этой обязанности предложил вице-премьер Игорь Шувалов, который поручил подготовить соответствующие изменения в ПДД. «Сотрудникам дорожно-патрульной службы (ДПС) предложено использовать электронные ресурсы с подключением к базам данных Российского союза автостраховщиков для оперативного выявления наличия или отсутствия полиса ОСАГО», - сообщил представитель секретариата вице-премьера. Сроки подготовки и внесения изменений в ПДД в секретариате не уточнили.

По словам Уфимцева, технологически ничто не мешает отменить уже сейчас обязанность водителей возить с собой не только распечатку электронного полиса, но и традиционный бумажный, на официальном бланке. «Большинство сотрудников ГИБДД имеют электронные устройства для проверки, а если не имеют – могут запросить наличие полиса по рации. Но не решен вопрос, как водитель подтвердит наличие полиса, если в работе средств связи произошел сбой? Это может сильно затруднить проверку, поэтому на данном этапе мы рекомендуем всем водителям возить распечатку полиса с собой», - говорит Уфимцев.

Кроме того, ранее Владимир Путин подписал закон, отменяющий обязанность водителей при оформлении электронного полиса указывать в заявлении на ОСАГО страховой номер своего персонального лицевого счета (СНИЛС).

КБМ и все-все-все

В «дорожной карте» Банка России, помимо нового коэффициента, содержатся и другие планы на 2016 год: совершенствование системы присваивания коэффициента «бонус-малус», реформирование системы представительства в части урегулирования убытков по ОСАГО, а также совершенствование регулирования единой автоматизированной системы (Бюро страховых историй), содержащей сведения о договорах автокаско и ОСАГО.

С января страховщики ожидают снижения числа жалоб на неправильное применение коэффициента «бонус-малус» (в III квартале этого касались 62% всех жалоб на ОСАГО). С 1 декабря компании применяют упрощенный порядок работы с жалобами на КБМ: если раньше водителю, чтобы исправить свой КБМ, приходилось связываться со всеми компаниями, начиная с той, где коэффициент был впервые применен неправильно, то теперь всю цепочку проходить не нужно. Достаточно обратиться в свою страховую, и страховщики вместе с РСА сами пересчитают КБМ.

Реформирование системы представительства предполагает возможность для страховщиков по своему выбору передавать полномочия по урегулированию убытков уполномоченным организациям, которые должны быть аккредитованы РСА, пояснили Банки.ру в пресс-службе Банка России. «Однако пока это предложение находится в стадии проработки», - уточнил представитель регулятора.

К Бюро страховых историй подключено уже 163 страховщика и загружено около 15 млн договоров. В Центробанке рассчитывают, что в январе 2016 года будет обеспечена возможность выдачи информации из БСИ.