Что ждет Беларусь? Вымирание или процветание? Что ждет украину, если белоруссия перестанет поставлять ей гсм.

В своем ежегодном послании парламенту и народу президент Беларуси заявил, что негативные тенденции последних лет вроде бы преодолели, по росту валового внутреннего продукта выходим из двухлетней рецессии, а полученные результаты превосходят то, на что были настроены годом ранее .

Фото из архива Александра Готовского

При этом 2 марта на совещании по подведению итогов прошлого года главой государства был задан правительству вопрос о том, что скрывается за средними цифрами. Было озвучено, что, по мнению некоторых должностных лиц, чуда пока не произошло — на улучшении ситуации в стране сказались подросшие цены на нефть и оживление спроса в России.

Эти заявления, задания по повышению средней заработной платы до тысячи рублей оставили много вопросов о факторах и устойчивости экономического роста Беларуси, а также неприятный осадок, еще больше усилившийся в свете последних событий с российским рублем.

Факторы внутренние или же внешние

Наибольший вклад в экономический рост Беларуси в 2017-м и первом квартале 2018 года был сделан промышленностью. Это 1,5 п.п. из 2,4% увеличения ВВП в 2017 году и 2,4 п.п. из 5,1% в первом квартале 2018-го.

Определить, внутренние или же внешние факторы являются основными в промышленном росте , с ходу не так-то и просто. Росли почти все секторы, потребляющие белорусскую промышленную продукцию, начиная с внутреннего розничного рынка и инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства и заканчивая экспортом (все показатели на рис. 1 приведены в сопоставимых ценах, включая физические объемы экспорта и импорта товаров).

По одному лишь кварталу 2018 года расчеты делать пока преждевременно, его количественные показатели являются следствием сложившихся ранее тенденций и низкой базы начала прошлого года. Поэтому смотрим внимательно на 2017-й, когда маховик промышленного и экономического роста только-только набирал обороты, и можно проследить, как они зарождались.

Начнем с экспорта . Его доля в объемах реализации промышленной продукции республики составила в 2016 году 51,7%, в 2017-м — уже 55,4%.

Но это лишь отгрузка экспортерами своей продукции на внешние рынки. А еще есть предприятия, поставляющие экспортерам сырье, материалы, комплектующие, топливо и энергию. У этих поставщиков есть свои поставщики, а у тех — свои и т.д. Увеличивается реализация на экспорт — оживляется вся производственная цепочка.

Всего, если разворачивать всю цепочку до конца, в объемах промышленного производства Беларуси порядка 64% приходилось на экспортеров и связанных с ними поставщиков. Не так уж и мало, нужно признать.

Из этой цифры и темпов увеличения экспорта в 2017 году (8% прироста в сопоставимых ценах) несложно посчитать влияние на промышленную динамику. Это 5,1 процентного пункта из 6,1% прироста промышленного производства в 2017 году.

Таким образом, основной импульс промышленному росту, без сомнения, был оказан внешним сектором. Реализация на экспорт обеспечила 83,6% (соотносим 5,1 п.п. с 6,1%) промышленного роста страны в 2017 году.

Аналогичные расчеты дают нам цифры по влиянию внутренних факторов .

Наибольшее воздействие было оказано внутренними инвестициями в основной капитал — 8,2%.

О заработной плате как об обеспечившем промышленный рост факторе говорить не приходится. Внутренний потребительский рынок рос вяло, и его вклад в промышленную динамику был небольшим. В части покупок отечественных продуктов питания — 4,9%, в части покупок отечественных непродовольственных товаров — 3,3%.

Российский или нероссийский рынок

Российский рынок и мировой рынок нефти и продуктов ее переработки — два столпа, на которых стоит белорусский экспорт. В 2017 году на них приходилось 67,6% товарного экспорта, а до последнего кризиса в 2013 году — и вовсе 77,6%.

Из-за такой высокой доли два этих рынка способны оказывать наиболее сильное влияние на динамику внешней торговли республики (не только положительное, но и отрицательное). Так оно и было в предыдущие годы.

Неудивительно, что наши аналитики не только внимательно следят за ситуацией с нефтяными ценами в России, но и автоматически связывают с ними любые сколь-либо значимые изменения в белорусской экономике.

Однако 2017 год стал в этом отношении исключением.

Физические объемы экспорта в 2017 году выросли на 8%. Это 1,9 млрд долларов в ценах 2016 года. Вклад в этот прирост российского рынка, исходя из рассчитанных «Белстатом» индексов, составил чуть более 0,5 млрд долларов. Основное влияние обеспечено рынком стран вне СНГ — 1,1 млрд долларов.

Из этих цифр несложно рассчитать влияние внешних рынков на прирост промпроизводства (рис. 3). Получается, что в 2017 году российский рынок обеспечил лишь около четверти промышленного роста Беларуси. Более значимым было влияние рынков стран вне СНГ.

Законный вопрос, почему основной для страны внешний рынок сбыта не стал основным драйвером промышленного роста?

Если очень тезисно, то российский рынок внес наибольший вклад в прирост экспорта продукции машиностроения, металлопроката и иных изделий из металла; шин, пластмасс и различных изделий из них; керамической плитки, отечественного легпрома и мебельной промышленности.

Но этот прирост был легко перекрыт другими рынками за счет калийных удобрений, достаточно высокой динамики сбыта продукции машиностроения на рынки остальных стран СНГ, продукции деревообработки, причем по таким позициям, как ДСП и ДВП, а не только продольно распиленная древесина и тара, как было раньше; широкой номенклатуры строительных материалов, начиная с цемента, изделий из бетона и заканчивая утеплителями.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о продовольственной группе. Серьезно просели в тоннаже поставки в Россию молочных продуктов (на 7,5%), сырого мяса (на 9,7%), сахара (на 19,6%), мукомольно-крупяной продукции (в 1,5 раза), свежих фруктов (в 2 раза). Эти объемы были переориентированы на другие рынки, в первую очередь остальных стран СНГ.

А что с ценами?

С ценами гораздо более интригующая ситуация. Если прирост физобъемов экспорта обеспечил увеличение валютной выручки на 1,9 млрд долларов, то за счет повышения цен долларовый поток увеличился на 3,8 млрд долларов.

Однако как через экономику Беларуси прошли эти деньги? Если увеличение физобъемов отразилось в приличном приросте статистических показателей, то почему мы не заметили более значимого объема за счет цен?

Перераспределение через обменный курс белорусского рубля

Укрепление обменного курса белорусского рубля было небольшим (с 1,9876 руб. за доллар в 2016 году до 1,9324 руб. за доллар в 2017-ом), но экспортеры, переводя валютную выручку в белорусские рубли, не досчитались приличных денег. В эквиваленте это 0,8 млрд долларов.

Эти деньги не были учтены белорусской статистикой в показателях в белорусских рублях, но никуда не пропали. На соответствующую сумму подешевел импорт. Неявно через обменный курс произошло перераспределение от экспортеров к импортерам.

Изменение цен на сырьевые товары

Основной прирост валютной выручки от повышения цен был обеспечен по экспорту промежуточных товаров — 2,6 млрд долларов. А на оплату подорожавших импортных промежуточных товаров экономика потратила те же 2,6 млрд долл.

Одной рукой экономика заработала, другой рукой столько же потратила. Эти деньги мы увидели лишь в увеличении издержек и номинальных показателей. Реальные остались на прежнем уровне.

Этот инфляционный рост мы ощутили тоже не в полной мере.

Во-первых, благодаря укреплению обменного курса, который на 3% компенсировал удорожание импортного сырья и материалов, что и способствовало достижению исторически низких показателей по инфляции.

Во-вторых, большая часть этого удорожания произошла по ценам импортируемых энергоресурсов, так называемой 27-й товарной группы «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки» и в основном была переложена на экспортные цены.

Стоимость импорта по этой статье увеличилась на 2,3 млрд долларов, экспорта — на 2,1 млрд долларов. Это включая импорт российской сырой нефти, природного газа, с одной стороны, и экспорт собственной сырой нефти, нефтепродуктов, битумных смесей, с другой.

Соответственно, как бы кому ни хотелось, но тезис о прямых выгодах белорусской экономики от роста мировых цен на нефть по 2017 году не подтверждается.

Здесь мы не обсуждаем договоренности Беларуси и России об изменениях в распределении вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это больше вопросы балансировки государственного бюджета в условиях выплаты накопленных ранее долгов и поддержания золотовалютных резервов. Они не имеют прямого отношения к повышению мировых цен на нефть.

Изменение цен на готовые инвестиционные и потребительские товары

Стратегию Беларуси в 2017 году по торговле готовыми инвестиционными и потребительскими товарами можно сформулировать очень лаконично — свое продали подороже, себе на эти деньги купили по хорошим ценам и побольше.

Увеличение стоимости экспорта этих товаров (на 1,7 млрд долларов) было в основном обеспечено за счет цен (на 1 млрд долларов). А при покупке импорта лишь 0,2 млрд долларов было израсходовано на оплату удорожания и 1,7 млрд — на увеличение объемов.

Здесь нет никакого криминала. Просто больше всего в регионе дорожали продукты питания — традиционная наша экспортная позиция. На этом фоне даже проседание тоннажа в Россию осталось почти незамеченным (цены перекрыли падение объемов).

А закупала Беларусь в основном инвестиционные и непродовольственные потребительские товары. По ним конкуренция на мировом рынке более интенсивная и цены не так подвержены колебаниям.

Есть здесь и минусы. Рост импорта был спровоцирован не только повышением доходов, но и укреплением белорусского рубля. Импорт по многим позициям либо подешевел, либо имел минимальный рост цен на фоне продолжающейся внутренней инфляции.

Как следствие, прирост доходов белорусы тратили сперва на импорт. Его доля выросла в структуре потребительских расходов, а влияние розничного рынка на отечественное производство, как мы видели выше, было слабым.

А что в 2018-м?

Вся эта история с новой волной роста началась еще в 2016-м. Уже с начала года динамика сбыта на российский рынок демонстрировала увеличение реальных объемов.

Но одного лишь российского рынка оказалось недостаточно. Уверенный рост по экспорту в целом начался в третьем квартале после перелома тенденций на рынке вне СНГ.

Ситуация с ценами начала меняться чуть позже. К четвертому кварталу 2016 года российский рынок лишь остановил падение средних цен белорусского экспорта. И только в первом квартале 2017 года перелом тенденций на рынке вне СНГ вывел динамику в положительную плоскость.

Изменение ситуации с внешним спросом в III квартале 2016 года обеспечило положительные темпы в промышленности к IV кварталу (табл. 1).

В свою очередь, рост промышленного производства и положительные темпы внешнеторговых цен улучшили финансовое состояние предприятий. В I квартале 2017 года был зафиксирован резкий рост полученной предприятиями прибыли. И в этом же квартале реальная заработная плата после падения восстановила положительную динамику.

В следующем II квартале импульс перешел на внутренний рынок. На положительные темпы вышли розничный товарооборот и инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства. А спустя квартал (в III квартале 2017 года) — и сфера услуг в целом.

Таким образом, импульс от внешнего сектора через промышленность поэтапно распространился на всю экономику Беларуси и к I кварталу 2018 года был раскручен весь маховик экономического роста.

Собственно, этим объясняются наблюдаемые сейчас более высокие темпы в промышленности и экономике в целом. В 2017 году факторы внутреннего рынка действовали не весь год, подключались поэтапно. А в 2018 году уже все они работают в полной мере. В том числе строительство, которое по 2017 году в целом сохраняло отрицательное влияние.

И что дальше?

Экономика страны — это, как мы увидели, достаточно тяжелая инерционная машина. Ее сложно вытолкать из пропасти отрицательных темпов. Еще сложнее сделать так, чтобы она, покатившись и ускоряясь, не опрокинулась на ходу, двигалась в нужном направлении.

Передавишь с внутренними факторами — зарплатой, инвестициями — вылетишь в отрицательное внешнеторговое сальдо, рост внешнего долга и закончишь валютным кризисом образца 2011 года.


Стабильность — одна из главных целей экономической политики. Это базовое условие существования экономики, как и правила гигиены для каждого из нас. Здесь не может быть никаких сомнений, должна поддерживаться соответствующая культура. И знаний у нас уже хватает, чтобы это обеспечить, не только теоретических, но, к сожалению, и практических.

Однако у нас все время говорят только об этом. Понятно, обжегшись на молоке, дуют на воду. Складывается даже впечатление, что наши экономисты, как и военные, все время готовятся к «прошлой войне».

Но есть еще и вторая очень важная цель экономической политики — экономическое развитие как таковое. Тоже со своими рисками.

Не задействуешь весь потенциал экономического роста — отстанешь от соседей по темпам и качеству развития, по зарплате и станешь статистом в оттоке людей за рубеж и падении рождаемости в стране.

Сейчас не только Беларусь, но и весь мир выходит на новую волну промышленного и экономического роста. По итогам четвертого квартала 2017 года мировая обрабатывающая промышленность разогналась до 4,7% (по данным Организации Объединенных Наций по промышленному развитию).

Российская экономика пока запаздывает, но западные наши соседи демонстрируют хорошую динамику.

Промышленное производство в Литве выросло за 2017 год на 6,7%, в Польше — на 6,9%, в Латвии — на 8,5%.

В конце 2017-го Европейский союз обогнал среднемировые темпы (4,9%), чего не наблюдалось с первого квартала 2011 года.

Это, с одной стороны, стимулирование белорусской экономики, что прослеживается по росту экспорта промежуточных товаров. Но, с другой, новые вызовы для нас — усиление конкуренции за потребителя, за рабочую силу, что мы видим по активности наших граждан в поездках «на закупы», а в последнее время — и на работу в эти страны.

В нынешних обстоятельствах необходима новая дискуссия о путях нашего развития. Переход от тактики выживания к стратегии, ориентированной в будущее, в новое качество экономического роста.

Этот подробный рассказ о факторах, о рынках сбыта, о достаточно благоприятных для нас условиях был лишь для того, чтобы показать отличия сегодняшней ситуации, новые возможности и вызовы, расставить точки над нашим белорусским «i» и начать принципиальный разговор об экономическом развитии.

Приведенные выводы — лишь основные для начала широкой дискуссии. С более полным, ориентированным на специалистов описанием методики расчетов и полученных результатов можно будет ознакомиться во втором номере Белорусского экономического журнала.

Отдельно нужно подчеркнуть, что предсказание будущего любого персонализированного режима – неблагодарная задача, потому что перспектива всегда зависит от множества факторов: самого лидера, его физического состояния и непредвиденных событий. Поэтому эксперты, как правило, выделяют пути развития Белоруссии после Лукашенко с определённой долей условности. Так, в Центре Карнеги говорят о трёх общих среднесрочных и долгосрочных сценариях.

Первый – хаотическая и непредвиденная передача власти. При таком раскладе, уверены эксперты, поддерживаемые Кремлём политические силы, вероятно, будут признаны обществом легитимными, а у Запада не будет ни политической воли, ни ресурсов, которые могли бы существенно повлиять на ситуацию в стране.

«Внезапная и неожиданная передача власти в ближайшем будущем, скорее всего, приведёт к образованию ещё одного конституционного «супер-президентского» режима, но возглавит его кто-то с меньшей харизмой, чем Лукашенко», - считают в Центре Карнеги, поясняя, что в настоящее время номенклатура полностью очищена от людей с харизмой и при неожиданном транзите власти им просто неоткуда будет взяться.

Второй вариант развития событий, выделенный исследователями центра, заключается в постепенном переходе к «более мягкому авторитаризму». «Основанием для такого постепенного перехода, вероятно, будет экономика. Нервозность по поводу хронического экономического кризиса в стране уже приводит к ошибкам президента», - подчёркивают специалисты.

Параллельно с этим будут происходить и изменения в политике. К власти в течение пяти - пятнадцати лет, по прогнозам экспертов, придёт больше чиновников с рыночными взглядами, и в конце концов Белоруссия станет более олигархической – по аналогии с сегодняшней Арменией или Молдавией при президентстве Владимира Воронина.

Наконец, третий вариант – вынесение на референдум вопроса об изменении конституции. Ещё в начале 2017 года Лукашенко обсуждал с главой Центральной избирательной комиссии Белоруссии Лидией Ермошиной возможность перехода к смешанной избирательной системе, что означало бы увеличение роли политических партий.

В последний раз президент пообещал подумать над перераспределением своих властных полномочий в апреле, выступая с ежегодным обращением к парламенту. И произошло это на следующий день после того, как премьер-министр Армении Серж Сарксян ушёл в отставку после почти двухнедельных уличных протестов. Лукашенко заверил, что рекомендации относительно поправок уже разрабатываются конституционным судом.

Есть свои предложения и у общественности. Так, около года назад коллектив авторов во главе с идейным лидером национально-культурного возрождения страны Зеноном Позняком подготовил программу «Вольная Беларусь». Среди её предложений: вернуть конституцию 1994 года, которая ограничивала власть президента, перейти к парламентско-президентской форме правления, ввести местное самоуправление и смешанную избирательную систему, провести новое административно-территориальное деление страны, выйти из ЕАЭС, не стремиться в ЕС и НАТО, оставить государственным белорусский язык, а русскому придать статус языка межнационального общения.

Есть у Белоруссии и объективные причины надеяться на переход к либеральной демократии европейского образца, подчёркивает политолог Сергей Николюк. Например, в 1996 году 82% белорусов считали, что правительство должно нести ответственность за благосостояние людей, а 17% были уверены, что за это должны отвечать сами люди. К 2016 году соотношение стало уже 65 на 30, что само по себе говорит о большем интересе общественности к политике.

сказал, что 21 век станет переломным во многих отношениях. Решающими же для всего мира станут ближайшие 10 лет.

Астролог не исключил Третью мировую войну, в которой если и будут какие-то лидеры, то ими окажутся радикальные мусульмане. С 2014 по 2018 г. военные действия могут развернуться на Кавказе и в Средней Азии.

Глоба рассказал, что экономический союз России, Казахстана и Беларуси не только выстоит, но и укрепится, хотя будут попытки его развалить. Позже образуется «не просто единый экономический союз, а как Евразийский союз», в который войдут почти все республики СССР, почти все страны Восточного Блока и даже Греция и Монголия. Создать такое огромное и стабильное пространство удастся лет через 25-30, но только при условии, что в эти планы не вмешается, опять же, Третья мировая война.

Украину, по мнению астролога, светлое будущее ждет только в союзе с Россией и только при будущем президенте. А вот Беларусь ждет государственный переворот.

Как сказал Глоба, «Лукашенко будут пытаться сместить в течение двух лет, будут две попытки переворота, страшное экономическое давление».

Ясновидящая Галина Багирова заглянула в будущее и увидела неприятности для правительства Беларуси в 2014 году. Об этом и другом она рассказала в интервью азербайджанской газете«Эхо» в декабре 2013 г.

На вопрос «Произойдет ли в каких-либо странах смена власти?» она ответила:

«В Украине в новом году наступит спокойствие. А вот уже в дальнейшем возможна постепенная смена власти. После этого Россия наладит тесные дружеские связи с этой страной и не допустит ее разделения на две части. Еще раньше смена некоторых представителей власти может произойти в правительстве Беларуси. Вызвано это будет политическими волнениями ».


Читать полностью:http://naviny.by/rubrics/society/2013/12/31/ic_articles_116_184107/

В декабре 2010 года Галина Багирова описала человека, который сменит Лукашенко через три года. «На его место встанет совершенно другой человек. Он даже внешне другой. Он помоложе, внешне у него не такие острые черты, у него более округлые черты лица, более интеллигентный человек», — сказала она тогда.

В недавнем интервью Naviny.by ясновидящая подтвердила описание будущего нового руководителя Беларуси, но опровергла срок ухода старого. Мол, журналисты как всегда напутали.

Предсказание Мавис.

В конце 1999 года, Мавис, которую называют «итальянской колдуньей», так высказывалась о предстоящей судьбе России и республике Беларусь:

"Крым будет в России, хотя для этого придется приложить усилия. Войны опасаться не следует, но политические осложнения из-за Крыма еще не так скоро закончатся... Россия перестанет озираться на Америку. Россияне поймут, что у них особенный путь, и не хуже. У Штатов... перспективы оставляют желать лучшего... Политическая система очень шаткая, поизносилась за столько времени, а отказаться от нее они не смогут еще до-о-олго, и за это им предстоит расплачиваться.

Никаких Президентов в России скоро не будет. Россия и Беларусь образуют одно государство с общим Правительством. Россияне, конечно, в нем будут доминировать, но из нынешних политических фигур мало кто останется при власти... ".

Искандер.

Прогноз событий на 2010-2025 гг. Искандера. (Прогноз от 2010 г.)

После военного конфликта между Россией и НАТО лишенные поддержки ослабевшего Евросоюза страны Балтики вновь просят протектората РФ. Вслед за ними подобные предложения выдвигают Беларусь , Украина, ряд Балканских государств. Появляется вероятность создания небывалой доселе конфедерации.


Владислав Шумов.

Предсказание протоирея Владислава Шумова из села Обухово Солнечногорского р-на Московской области (1.10.1996 г.):

В келью к Старцу Владиславу, незадолго до его кончины, был допущен мирянин Анатолий К., который сначала подумал, что Батюшка бредит. Но когда он явственно расслышал слова Старца Владислава - «...ядерный удар по Америке!..», он понял, что прозорливый Батюшка в это время созерцал грядущие апокалипсические события.

Еще отец Владислав рассказывал:

— Будет в России такая война: с запада — Немцы, а с востока - Китайцы!

— Южная половина Китая будет затоплена водами Индийского океана. И тогда Китайцы дойдут до г. Челябинска. Россия же объединится с монголами и погонят их назад.

— Когда Китай пойдет на нас, тогда будет война. Но после того, как Китайцы завоюют г. Челябинск, Господь их обратит в Православие.

— Война России с Германией будет начинаться опять через Сербию.

— Всё будет в огне!.. Большие грядут скорби, но Россия в огне не погибнет.

Белоруссия сильно пострадает. Лишь только тогда Белоруссия объединится с Россией А вот Украина тогда же не станет объединяться с ними; и затем еще немало наплачется!

— Турки будут опять воевать с Греками. Россия же будет Грекам помогать.

— Афганистан же ожидает бесконечная война...

Старец Владислав говорил и о том, к чему неизбежно приведут все эти события:

О будущей войне России с Китаем:


Теперь я видел снова свое изображение на темном заднем плане, все же, задний план становился постепенно прозрачным и я увидел над ним Россию на географической карте. Части России горели. На западе страны, возможно, также на территории смежных государств - Белоруссия, Украина, была красная лужа крови , которая покрывала карту полностью, но до Германии не достигала. Польша восточнее также не была затронута кровью. На востоке России было огненно-красное животное, оно выглядело так, как один из этих драконов в китайских ресторанах. Оно направило его морду на запад и отступало смущенно, но агрессивно и непредсказуемо медленно назад; между тем оно выплевывало огонь, так что нельзя было приближаться к нему с запада, чтобы с ним сражаться. Там я увидел, как внезапно из Китая кидают длинный меч, который воткнулся этому животному без предварительного предупреждения в живот. Животное стало слабее вследствие этого и потускнело, в то время как оно лежало, умирая...."

"Иногда я видел еще цифровые обозначения годов, но они были размыты. Я только достаточно уверен, что этот футбольный матч - это был снова мир! -произойдет в 2012 году. В связи с войной я видел сначала число‚ 2029, однако подумал затем, что это нелогично, так как футбольный матч происходил уже в 2012 году. На том числе тускнели средние числа и я видел 2... 9. То, что было между ними, я не мог вынести суждение, но это было определенно что-то с девяткой в конце, я точно не смог понять, что это в середине».

Последняя встреча Лукашенко и Путина и последующее глухое молчание о каких-либо достигнутых договорённостях как в РБ так и в РФ говорит о том, что Россия прекращает безусловное кормление многовекторного режима "батьки". На сей раз Лукашенко увёз из Москвы, вместе средств материальных, только слова Путина, сильно напоминающие троллинг:

Россия остается торгово-экономическим партнером номер один для Беларуси, а Беларусь входит в пятерку крупнейших торгово-экономических партнеров России. Снижение количественных показателей товарооборота связаны с известными всем нам обстоятельствами, но эти все явления временные.

.................

Главное, что у нас есть не просто большие проекты, создан механизм воспроизводства и объемов наших торгово-экономических связей, и главное - его диверсификации.

При этом Лукашенко, судя по его словам 24 ноября на совещании по стратегии развития отечественного машиностроения запаниковал:

Нужно с точки зрения экономики настроиться на военный лад и работать... выдержим экономически, будем жить.

Перечислим некоторые пункты, которые могли быть поставленны в вину РБ:

  • непризнание Южной Осетии и Абхазии независимыми от Грузии, непризнание Крыма российским.
  • отказ от выполнения Союзного договора (единая валюта, единое гражданство и т.п.).
  • снабжение ВСУ нефтепродуктами из российской нефти, поставляемой в РБ на льготных условиях, что позволет Украине продолжать убивать Донбасс.
  • отказ от переориентации экспорта нефтепродуктов (произведённых из Российской нефти) через Российские порты с целью поддержки русофобских прибалтийских режимов. Непоставка нефтепродуктов в РФ в нарушение заключенных договоров.
  • отказ от участия в капитале стратегически важных для РФ предприятий ОПК, что вынуждает ее заниматься дорогостоящим импортозамещением, как и в случае с Украиной.
  • отказ в размещении базы ВКС.
  • отказ в создании единого визового пространства.

Последний пункт списка появился как раз 22 ноября при параллельной встече в Минске Лаврова и Маккея и её результаты, надо полагать, не оставили у Кремля сомнений в правильности выбранного курса, хотя их и так не существовало.

Попробуем сделать прогноз дальнейшего развития кризиса в отношениях РФ и РБ.

Можно предположить, что Москва условием продолжения кормления выставила ускоренное, не допускающее отсрочек ни под какими предлогами, решение этих и других накопившихся проблем, представляющих собой некий пакет-минимум, без выполнения которого действующее руководство РБ будет признано недоговороспособным.

Одновременно, надо полагать, выработана программа действий на случай отказа РБ от выполнения пакета-минимума. А такой отказ более чем вероятен, ибо несмотря на "богатовекторность" РБ, вектор направленный в сторону России, отсутствует напрочь и перестроить русофобскую политику, формировавшуюся всё постсоветское время, на прямо противоположную для Лукашенко, и под стать ему подобранной команды, вряд ли возможно.

За годы независимости в РБ выросло целое поколение, воспитанное на учебниках истории, в которых термину "Беларусь" категорически отказано в значениии "Западная Русь". Теперешняя Россия для белорусов - это соседнее государство на востоке, из-за имперских амбиций которого Беларусь много и тяжело страдала. Писались такие учебники историками, надо полагать подобными Н.И. Стужинской, заявившей недавно на 1-м канале в ток-шоу "Время покажет", что для неё Бандера и Шухевич являются героями.

Заметим, что все эти трансформации оставались, да по сути и остаются, незамеченными в нашей стране и по сию пору в силу безусловно умышленного замалчивания российскими СМИ происходящего в Белоруссии, и наше население пребывает в наивном убеждении, что белорусы это совсем не тоже самое, что "хохлы". Особенно этому заблуждению способствует корень "рус", всё ещё остающийся в самоназвании белорусов (ему на смену уже спешат "литвины"). По результатам просмотра белорусского инфопространства и форумов и реакции на всевозможные события политической жизни (например Крым, Сирия и т.п.), можно предположить, что пророссийски настроенными в Белоруссии остаются примерно 50% населения. Среди молодёжи этот процент следует, видимо, положить равным 25%. Существенную часть этих процентов составляют, конечно, русские. Но это примерный расклад среди "перевоспитанного" местного населения. Что же касается собственно воспитателей - представителей белорусских СМИ, то здесь ситуация ещё хуже. В виртуальном пространстве русофобскими являются ~90% СМИ. По крайней мере автору попалось толька парочка ресурсов областного уровня, которые можно назвать пророссийскими.

Таким образом госструктуры РБ представляет собой давно отлаженный русофобский механизм, "экспортирующий" на Россию, тем не менее, приверженность "братству" и Союзному государству. Успешность такого "экспорта" заботливо охраняют российские центральные СМИ своим упорным молчанием - но это уже совсем другая история.

Разумеется, эту набравшую ход машину развернуть круто невозможно, даже при желании, которого нет.

Поэтому, скорее всего РФ на её пакет-минимум будет предложен коктейль из слоганов типа "родные народы", "братство" и ссылки на прозападную оппозицию, которая жаждет размолвки РБ и РФ и воспользуется ею, чтобы сделать переворот, с приходом к власти ещё более антироссийского режима, чем теперешний.

Но этот аргумент не должен приниматься руководством РФ всерьёз, ибо "оппозиция" отличается от госструктур РБ только тем, что не скрывает от России свою к ней ненависть. В белорусской "элите", официальной и оппозиционной, давно достигнут консенсус. Часть её вошла в официальные структуры, а другой части поручено изображать радикальную оппозицию, с которой борется "марионетка" Кремля - Лукашенко. Да и вся эта тусовка, режим-оппозиция, несомненно, управляется западными кураторами, освободившимися от работы на Украине и уже отдохнувшими. Нет, есть, конечно, в оппозиции маргиналы, искренне стремящиеся к свержению "диктатора", но они нужны для придания видимости реальной борьбы с режимом, за это их и держат. Один из таких, комментируя последний провальный визит батьки в Москву, заявил: "придурок, он надеялся гэбистов обмануть..."

Что произойдёт после падения жизненного уровня населения, как следствия прекращения кормёжки РБ Россией?

Выступления недовольных, ведомых оппозицией, примут массовый характер, которого современная РБ ещё не видела. Но развития ситуации по украинскому сценарию, с неконституционным переворотом, не будет, хотя бы под воздействием украинских же уроков. Кто знает, как этим сумеет воспользоваться Россия, уже отработавшая на Украине соответствующую технику?

В этой связи представляется вероятным следующий сценарий, вынашиваемый антироссийскими силами.

Лукашенко, "пророссийский" курс которого завёл страну в тупик, "под давлением масс" будет вынужден согласиться на досрочные выборы, победит на которых, разумеется, прозападный кандидат от оппозиции. Новый президент немедленно проводит через парламент решение о ликвидации Союзного государства с Россией и отмену прочих евразэсов. Вместо всего этого заключается союз с Польшей, которая всё это время, не отрывая глаз, следит за происходящим. Ну и, видимо, евроассоциация - куда же без неё!

Предлагаемая стратегия России. Российские СМИ, которые в Белоруссии смотрят все, следует пинками заставить, наконец, прорвать информационную блокаду реальных процессов, протекающих в Белоруссии, и развернуть разъяснительную работу среди граждан Союзного государства, что это самое государство является несостоявшимся. Категорически выступить против проведения досрочных выборов президента, как бессмысленных (мёртвому припарки бесполезны), и, напротив, провести референдум о вхождении Белоруссии в состав России . Причём речь не может идти о создании какого-то подобия нового Союза. Речь должна идти о вхождении в состав России дополнительных шести областей и только об этом. И ни о чём больше!

Главным событием 2017 г. в Беларуси стало преодоление негативных тенденций в экономике, заявил в начале нового года президент республики Александр Лукашенко. Это ставит перед Беларусью выбор: куда двигаться дальше для более успешного развития экономики? Своими предложениями с «Евразия.Эксперт» поделились белорусские экономисты.

«Мы прожили очень сложный год. Я не буду вдаваться в подробности, уже много говорил и в конце года, и в своем новогоднем обращении. Но главное всеобщее событие этого года – что нам, как мы и мечтали год назад (я в том числе, стоя здесь, говорил об этом), удалось преодолеть негативные тенденции в нашей экономике, и это немедленно повлияло на все наше общество», – заявил президент Беларуси.

В конце 2017 г. Лукашенко подписал указ «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2018 год». Указ устанавливает ряд важнейших параметров, являющихся ключевыми показателями эффективности работы правительства и Национального банка. Согласно прогнозам, валовой внутренний продукт в 2018 г. вырастет на 3,5%, экспорт товаров и услуг – на 5,7%.

Как отметил президент республики, в 2018 г. белорусские граждане «должны сделать шаг вперед, подняться на ступеньку выше». «И тогда у нас через год будет о чем говорить, и у нас совершенно иное будет настроение», – заключил Лукашенко.

«Евразия.Эксперт» спросил экономистов из Беларуси о том, что является факторами риска для экономики страны в 2018 г., какие внешнеэкономические направления для Беларуси станут ключевыми, а также в каких сферах и регионах будут сосредоточены основные усилия «экономической дипломатии» Беларуси.

Комментирует к.э.н., доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета Вера Ожигина:

Несмотря на восстановление белорусской экономики и наметившийся рост, двумя основными и взаимосвязанными внешними факторами риска в 2018 г. остаются высокая зависимость от цен на нефть и динамики российской экономики. Антироссийские санкции и неблагоприятные условия на мировых рынках способствовали частичному замещению западной продукции белорусскими товарами на российском рынке. В результате, эта зависимость вновь выросла – за 2015-2017 гг. доля России во внешнеторговом обороте Беларуси увеличилась с 48,5 до 51,3%. Но при благоприятном стечении обстоятельств эти факторы могут и не проявить себя в 2018 г.

Негативный внутренний фактор – характер денежно-кредитной политики и инфляция, способная свести на нет недавнее повышение зарплаты бюджетников. Ситуация осложняется проблемами в отраслевой и институциональной структуре экономики, старением населения. Неблагоприятны и фискально-налоговые риски предприятий – налоговая нагрузка, невозврат бюджетных займов, финансовые санкции.

Фактором риска является рост внешнего государственного долга. По данным Министерства финансов на 01 января 2017 г. он составил $13,6 млрд или 14% ВВП, на 01 декабря 2017 г. – уже $16,6 млрд или 17% ВВП. В 2018 г. ожидается получение очередных траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития.

Зависимость белорусской экономики от рынка СНГ, в первую очередь России, сохраняет в 2018 г. актуальность многовекторной внешнеэкономической политики. Помимо углубления экономического сотрудничества с традиционными партнерами в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ, как и прежде, для Беларуси важна диверсификация внешнеэкономических связей.

Для этого Программой социально-экономического развития и Программой поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы определена цель обеспечения равного распределения экспорта белорусских товаров на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». Однако пока, несмотря на усилия экономической дипломатии и рост объемов экспорта, Беларусь удаляется от цели: в 2015 г. это соотношение составляло 41 – 32 – 27%, в январе-октябре 2017 г. – 56 – 22 – 22%.

Таким образом, в ближайшее время приоритетными направлениями, помимо СНГ и ЕС, являются страны и интеграционные объединения Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Америки. Это не противоречит и Общим направлениям международной деятельности ЕАЭС на 2018 г.

Экономические отношения с Россией в 2018 г. будут сосредоточены на реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018–2022 годы, обеспечения взаимного признания виз и равных прав граждан. В ЕАЭС ближайшие интересы Беларуси сосредоточены в устранении барьеров на общем рынке товаров (включая нефть и газ), услуг, капитала и труда, продвижении цифровой повестки и координации транспортной политики для реализации своих конкурентных преимуществ, улучшении не только количественной, но и качественной составляющей внешнеэкономической деятельности.

В СНГ усилия экономической дипломатии в 2018 г. будут направлены на совершенствование зоны свободной торговли, либерализацию рынка госзакупок и торговли услугами, расширение межрегионального сотрудничества. Важными сферами остаются диверсификация торговли товарами, рост экспорта услуг и прямых инвестиций в эти страны, создание совместных предприятий и реализация проектов. Помимо традиционных партнеров (Туркменистан, Молдова, Украина), в 2018 г. можно ожидать расширение сотрудничества с Узбекистаном, Таджикистаном, Азербайджаном.

Нормализация отношений с ЕС стала благоприятным фактором расширения возможностей «экономической дипломатии» в этих регионах. Активизация в 2017 г. парламентских и мидовских контактов с Германией, Бельгией, Великобританией, Португалией, Францией, открытие посольств со Швецией и Нидерландами вселяет надежду на углубление экономического сотрудничества с ними в 2018 г. Продвижение белорусских экономических интересов в ЕС сосредоточится в сфере двустороннего торгово-экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и технологий, развития транспорта и энергетики, миграции и связей с диаспорой, расширения финансирования со стороны Европейского инвестиционного банка и Европейского фонда устойчивого развития.

На «дальней дуге» ключевыми направлениями остаются Китай, Индия, Иордания, Иран, Вьетнам, Бразилия, Венесуэла, Куба, Турция, ОАЭ, ЮАР, Нигерия, Кения, Ангола, Зимбабве. Благодаря недавним усилиям дипломатов в 2018 г. ожидается активизация экономических отношений со странами АСЕАН, США, Канадой, Австралией, Южной Кореей, Египтом, Суданом, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Парагваем. Сферами продвижения экономических интересов здесь являются: освоение новых рынков, диверсификация торговли товарами и услугами, рост технологичности экспорта, участие в закупках, производственная кооперация и встраивание в цепочки, участие в выставках и деловых форумах, привлечение иностранных инвестиций, в перспективе – либерализация взаимной торговли и инвестиций на основе соглашений. Это будет способствовать достижению цели сбалансированности платежного баланса, поставленной указом О задачах социально-экономического развития в 2018 г. и Программой социально-экономического развития страны.

И, наконец, важнейшим задачей максимум для экономической дипломатии Беларуси 2018 г. остается приближение к цели вступления Беларуси в ВТО, что увеличит в перспективе шанс ЕАЭС как организации в получении статуса наблюдателя ВТО и развитии партнерства интеграций.


Комментирует к.э.н., доцент, заведующая отделом мониторинга социально-экономического развития Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Садовская:

На протяжении 2015-2016 гг. в Беларуси наблюдалась отрицательная динамика экономического роста. Экономическая ситуация улучшилась в первом полугодии 2017 г. Одним из главных факторов роста ВВП стало улучшение ситуации во внешней торговле: наращивание экспорта калийных удобрений, рост цен на товарно-сырьевом рынке и стабилизация экономик ближайших торговых партнеров.

Внешние условия определяются особенностями функционирования мировой экономики и темпами роста экономик стран – торговых партнеров Беларуси. Среди основных внешних рисков для развития экономики можно отметить ограничение экспортных возможностей на внешних рынках и снижение доступности к внешним капиталам. Такие ограничения могут стать следствием медленного восстановления экономик стран – основных торговых партнеров (в первую очередь, Российской Федерации), сохранения (появления новых) барьеров для экспорта белорусской продукции на рынках государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции на традиционных рынках со стороны иностранных производителей, неблагоприятной ценовой динамики на мировых товарных рынках, которая снижает эффективность белорусского экспорта.

Наряду с внешнеэкономическими условиями, развитие национальной экономики во многом будет зависеть от складывающихся внутренних условий. К внутренним рискам и угрозам развития белорусской экономики можно отнести вероятность ее конкурентного отставания в результате недостаточно эффективной модернизации, технологической отсталости национального производства и низкой производительности труда и угрозу сжатия внутреннего спроса вследствие необходимости осуществления значительных выплат по внешнему долгу за счет внутренних ресурсов при отсутствии внешних источников финансирования, а также вследствие излишне жесткой денежно-кредитной политики. Кроме того, угрозами являются нарастание макроэкономических дисбалансов в результате возможного превышения темпов роста заработной платы над производительностью труда и риск несвоевременности структурных и институциональных преобразований.

Ключевыми направлениями развития внешнеэкономической деятельности в 2018 г. для Беларуси будут обеспечение улучшения качественной структуры экспорта за счет наращивания экспорта высокотехнологичных товаров и услуг, поиск новых партнеров и расширение взаимодействия с ведущими странами дальней дуги на всех континентах, а также снижение количества изъятий и ограничений во взаимной торговле государств-членов ЕАЭС.

Наращивание высокотехнологичного экспорта – приоритет 2018 г. Реализация этого направления будет основана на дальнейшей модернизации действующих организаций с целью производства конкурентоспособной наукоемкой и высокотехнологичной продукции, имеющей выраженную экспортную ориентацию. Для завоевания регионального лидерства в сфере экспорта IT-услуг принят Декрет №8 «О развитии цифровой экономики», направленный на содействие развитию IT-сектора, что будет способствовать дальнейшему ускорению темпов роста экспорта компьютерных услуг.

Основной задачей в сфере экономической интеграции по-прежнему будет углубление многостороннего экономического сотрудничества с государствами-членами ЕАЭС и расширение экономических связей с третьими странами за счет использования потенциала Союза для продвижения интересов белорусских субъектов хозяйствования на внешнем рынке. Приоритеты развития экономической интеграции сохранятся за созданием равных условий для субъектов хозяйствования в рамках Союзного государства и ЕАЭС, проведением согласованной политики в промышленной и аграрной сферах, исключением как прямых барьеров по доступу на рынок, так и других дискриминирующих мер.

Развитие промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС будет реализовываться путем углубления производственной кооперации, разработки общих мер поддержки совместно произведенной продукции, в том числе в целях допуска к государственным закупкам и программам субсидирования, а также использования потенциала общего рынка и стимулирования экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны.

Достижение указанных целей станет возможным за счет реализации ряда мероприятий. Заключение преференциальных соглашений с Израилем, Сербией и подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР будут способствовать диверсификации экспортных рынков в рамках ЕАЭС. Приоритетом в сфере научно-технического сотрудничества будет внедрение механизмов, содействующих повышению инновационного развития экономики страны: создание Евразийской сети трансфера технологий, Евразийского инжинирингового центра и его элементов (центров компетенций). Сотрудничество белорусских и российских регионов останется приоритетным направлением взаимодействия. Векторы интеграционного развития регионов Беларуси и России будут располагаться в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества.

Беседовала Юлия Рулёва