Отчет о целевом использовании средств тсж. Отчетность ТСЖ И ЖСК: перед кем и как необходимо отчитываться

27.09.2014 15:02:37 Рубрика: ТСЖ

Является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица. В связи с этим, как и другие организации ТСЖ обязана сдавать отчетность в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд социального страхования и статистику.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

ТСЖ обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 7 статьи 148 . Это относится как к ТСЖ на общей системе налогообложения, так и на упрощенке. При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (как некоммерческой организации) нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-10/2012 и Информации № ПЗ-1/2011.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ входит:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу;
  • Отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ состоит из Бухгалтерского баланса.

Некоторые вправе применять упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Это касается тех, у которых поступления (деньгами или другим имуществом) за прошлый отчетный год не превысили 3 млн руб. Для таких организаций годовая бухгалтерская отчетность состоит из Бухгалтерского баланса и Отчета о целевом использовании средств, формы которых предусмотрены приложением 6 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н. И хотя ТСЖ не является социально ориентированной некоммерческой организацией, финансовое ведомство разрешает им использовать именно такие формы отчетности.

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения ТСЖ обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход).

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

ТСЖ на основной системе налогового учета

Декларацию по налогу на прибыль сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Если у ТСЖ обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • Приложение к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Приложения 3 и Приложения 4 к Порядку, утвержденному приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.

ТСЖ на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у ТСЖ облагаемого соответствующим налогом объекта.

ТСЖ на упрощенной системе налогообложения

На упрощенке признаются плательщиками единого налога (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Следовательно, товарищество обязано ежегодно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Причем обязанность по сдаче декларации не зависит от наличия в текущем году доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, ТСЖ на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

ТСЖ на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ не обязано. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у ТСЖ облагаемого соответствующим налогом объекта.

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ, товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что ТСЖ на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2012 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

ТСЖ, как и другие страхователи, обязано сдавать соответствующую отчетность по страховым взносам (п. 2 ст. 14 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 4.8 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, п. 11 ст. 24 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ, наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Раскрытие информации

ТСЖ обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным .

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).Раскрывать информацию ТСЖ обязано путем ее размещения:

  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124.

Информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в те же источники (в Интернете - в течение 7 рабочих дней, на стендах - в течение 2 рабочих дней).

Кроме того, ТСЖ обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17-23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Многие владельцы городских объектов недвижимости, расположенных в многоквартирных домах, принимают решение о создании ТСЖ. Это делается не только для того, чтобы оптимизировать расходы по коммунальным услугам, но и для поддержания имущества жильцов в должном техническом состоянии. Каждое товарищество собственников недвижимости должно организовываться в соответствии с регламентом Федерального законодательства. При этом на ТСЖ возлагается обязанность вести бухучет и сдавать сформированную по результатам отчетных периодов в налоговую инспекцию отчетность.

Особенности создания ТСЖ

Главная цель создания ТСЖ заключается в следующем:

  • эффективное управление недвижимостью, которая на законных правах принадлежит участникам товарищества;
  • своевременное проведение ремонта и технического обслуживания инженерных коммуникаций;
  • расчет коммунальных услуг согласно реальных, а не завышенных тарифов;
  • благоустройства прилегающей к многоквартирным домам территории и т. д.

Федеральное законодательство не запрещает товариществам собственников недвижимости заниматься коммерческой деятельностью, цель которой заключается в получении дохода. В данном случае речь идет не о ведении бизнеса в его прямом понимании, а о предоставлении мелких услуг на платной основе для участников товарищества:

  • возведение дополнительных объектов недвижимости;
  • размещение рекламы;
  • сдача объектов недвижимости в аренду;
  • проведение ремонтных работ и т. д.

При заключении любых договоров, руководство ТСЖ должно соблюдать интересы собственников жилья. Вся полученная выручка поступает на расчетный счет товарищества. После этого денежные средства распределяются по специальным фондам. Ее ТСЖ может расходовать только по тем направлениям, которые были отражены в уставной документации, утвержденной всеми собственниками недвижимости. Все денежные средства, которые будут поступать на расчетный счет в виде членских взносов, могут быть направлены только на оплату коммунальных услуг, а также на поддержание объектов недвижимости в должном техническом состоянии.

Российским законодательством разрешается объединяться в ТСЖ не только владельцам городских квартир, но и собственникам частных домов, расположенных на соседствующих земельных участках.

Порядок формирования средств

Бухгалтерский учет в ТСЖ предусматривает учет всех операций, которые имеют прямое или косвенное отношение к товариществу. Специалист, которому будет поручено ведение бухгалтерского учета, обязан составлять первичную документацию, данные из которой необходимо разносить по соответствующим регистрам.

При организации бухучета в товариществе, в обязательном порядке должны в отдельном учетном регистре регистрироваться поступающие денежные средства, из которых формируется капитал:

  • взносов на ;
  • поступлений в виде вступительных и членских взносов;
  • пени за несвоевременно оплаченные коммунальные услуги (не включается начисление квартплаты в полном объеме);
  • субсидий;
  • разницы между полученными коммунальными платежами и их фактической стоимостью;
  • доходов, полученных при ведении коммерческой деятельности и т.д.

Как должны учитываться коммунальные платежи?

Если собственникам объектов недвижимости были начислены коммунальные платежи, то они должны отражаться на соответствующих бухгалтерских счетах. Разница, которая образуется между фактической и номинальной стоимостью коммунальных платежей подлежит налогообложению, по ставкам, утвержденным действующим законодательством. Если на расчетный счет поступает оплата коммунальных услуг от владельцев недвижимости, которые не вступили в товарищество и не заключили с ним договора на оказание агентских услуг, то на них бухгалтерия ТСЖ должна начислять налоги в полном объеме.

Особенности бухучета

Особенности бухгалтерского учета в ТСЖ заключаются в следующем:

  1. По итогам отчетного периода (как правило, это календарный год) составляется финансовая отчетность ТСЖ, которая передается членам товарищества для изучения. В отчетах должна указываться достоверная информация, из которой собственники недвижимости смогут узнать о деятельности товарищества, а также о том, какая была получена прибыль ТСЖ.
  2. Бухгалтерами готовится смета расходов и доходов на будущий год, которая должна утверждаться на общем собрании членов товарищества. В дальнейшем именно на этот документ будут опираться специалисты, ведя бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ.
  3. Информация, которая касается вопросов исполнения утвержденной сметы за отчетный период, должна быть размещена на официальном ресурсе ТСЖ. Обязанность за проведение проверки таких смет Федеральным законодательством возлагается на инспекцию по жилищному надзору (территориальную).

Основные бухгалтерские проводки в ТСЖ:

Дебет Содержание хозяйственных операций Кредит
76 Задолженность по взносам, которая числится за членом общества 86
62 Задолженность, числящаяся за собственником объекта недвижимости, который отказался вступать в общество 90
26 Расходы, которые возникают при содержании имущества, принадлежащего обществу 70, 69, 02, 10
26 Начисление налога при упрощенной системе налогообложения 68
26 Издержки, которые несет товарищество при содержании в должном техническом состоянии числящихся за ним помещения, а также оплата услуг сторонних организаций, осуществляющих их обслуживание 60
86, 20 Распределение издержек общества, связанных с техническим обслуживанием имущества, между собственниками недвижимости, которые отказались от членства в ТСЖ 26
90 Списание издержек, понесенных обществом, на содержание имущества, которое не является собственностью участников ТСЖ 20
90 Расходы, связанные с обслуживанием расчетного счета, начисленные комиссии и т. д. 51
99 Проведение реформации баланса, если по результатам отчетного периода обществом была получена прибыль
84
84 Использование нераспределенной прибыли общества на целевое финансирование
86
76, 62 Предъявление убытков общества к возмещению 84
86, 20 Создание специального фонда, средства которого могут расходоваться на проведение ремонтных работ
96

Бухгалтерские проводки товарищества, осуществляющего деятельность на УСН:

Дебет Содержание хозяйственных операций
Кредит
76 Начисление членам общества обязательных взносов, которые должны быть внесены в утвержденные на общем собрании сроки, в частности взносы, которые сдаются всеми собственниками на проведение капитального ремонта
86
50, 51
Поступление на расчетный счет или в кассу взносы от владельцев объектов недвижимости (исключением являются взносы на проведение капитального ремонта, так как эти суммы должны аккумулироваться на специальном счете)
76
55 Поступление от членов общества взносов, предназначенных для проведения капитального ремонта
76
20, 26 Отражаются издержки текущего периода, которые связаны с обслуживанием и управлением имуществом ТСЖ
60, 76
86 Списываются издержки, которые понесло общество при управлении и обслуживании имущества (затраты неслись за счет средств из фонда, созданного для целевого финансирования)
20, 26

Как формируется и сдается отчетность?

Бухучет в ТСЖ предусматривает обязательное формирование отчетов, которые нужно сдавать как в ФНС, так и в органы статистики и во внебюджетные фонды. Бухгалтерская отчетность в таких товариществах составляется за год (даже если ТСЖ не осуществляет коммерческую деятельность и находится на УСН), и включает в себя:

  1. Баланс.
  2. Отчет о целевом использовании средств.
  3. Реестр членов товарищества.
  4. Отчет о финансовых результатах.

Помимо бухгалтерских отчетов товарищество должно сдавать следующие формы, связанные с начислением и выплатой заработной платы:

Если осуществляется деятельность ТСЖ на упрощенке, то необходимо в ФНС сдавать соответствующую декларацию. Стоит отметить, что ТСЖ при УСН освобождается от уплаты следующих налогов:

  • на прибыль;
  • на имущество;

Налогообложение при УСН предусматривает возможность для товарищества самостоятельно определять для себя ставку:

  1. К доходу применяется ставка 6%.
  2. К разнице между доходом и расходом применяется ставка 15%.

ТСЖ на ОСНО обязано начислять и уплачивать в бюджет все предусмотренные законодательством налоги и сборы, а также подавать в контролирующие органы соответствующие декларации. За несвоевременную подачу отчетности к ответственным лицам товарищества будут применены штрафные санкции и начислены пени.

Налогообложение

Каждое созданное собственниками объектов недвижимости ТСЖ имеет право самостоятельно выбрать для себя систему налогообложения. Федеральным законодательством предусмотрено для таких товариществ следующие налоговые режимы:

  1. ОСНО.

В процессе проведения государственной регистрации ТСЖ его собственники могут выбрать упрощенную систему налогообложения. Если они не укажут это в соответствующем заявлении, то ТСЖ будет автоматически переведено на общую систему налогообложения. На специализированных интернет ресурсах размещена пошаговая инструкция, которая позволит собственникам недвижимости избежать ошибок при проведении регистрационных мероприятий.

При определении базы налогообложения бухгалтера таких товариществ должны четко различать, какие из полученных средств могут считаться доходом, а какие не будут облагаться налогом. Если на расчетный счет поступят средства от собственников недвижимости в виде взносов на проведение капитального ремонта, то они не будут попадать под налогообложение. Но, в тоже время, если денежные средства на эти же цели поступят от владельцев недвижимости, которые отказались вступать в ТСЖ, то они будут считаться доходом товарищества.

Все полученные средства на расчетный счет или в кассу товарищества бухгалтера должны учитывать раздельно. Также в соответствующих регистрах должен вестись отдельный учет всех издержек, которые были понесены за счет целевых поступлений. По результатам каждого периода бухгалтера должны составлять отчетность, которая подается в контролирующие органы. В установленные законодательством сроки они должны перечислить в бюджет все налоги. При нарушении требований Налогового Кодекса РФ, к ТСЖ будут применены.

Товарищества собственников жилья – бухгалтерский учет

Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который предлагает собственникам помещений в таком доме российское жилищное законодательство.

Товарищество собственников жилья, создаваемое в форме некоммерческой организации, является юридическим лицом, и как всякое юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием, а одной из обязанностей правления товарищества является ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

О бухгалтерском учете в товариществах собственников жилья мы и поговорим в этой статье.

Товариществом собственников жилья, согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Органами управления товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что определено статьей 144 ЖК РФ, одной из обязанностей правления ТСЖ на основании пункта 7 статьи 148 ЖК РФ является, как мы сказали в начале статьи, ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основным документом, которым должно руководствоваться ТСЖ при ведении бухгалтерского учета является Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Кроме вышеназванного документа вопросы бухгалтерского учета согласно статье 21 Федерального закона № 402-ФЗ регулируются федеральными и отраслевыми стандартами, рекомендациями в области бухгалтерского учета, стандартами экономического субъекта.

Одним из таких стандартов на сегодняшний день является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008), которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ. Формированием учетной политики занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, что следует из пункта 4 ПБУ 1/2008. Приказ (распоряжение) по учетной политике ТСЖ утверждается ее руководителем.

Согласно статье 5 Федерального закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы и расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учет в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов). Но План счетов содержит большое количество счетов, которые вряд ли будут использоваться ТСЖ в силу специфики его деятельности. Поэтому ТСЖ на основе предлагаемого Минфином Плана счетов следует разработать и утвердить свой рабочий план счетов, то есть выбрать те счета бухгалтерского учета, на которых будут отражаться осуществляемые ТСЖ хозяйственные операции. Рабочий план счетов следует утвердить приказом по учетной политике ТСЖ.

ПБУ 1/2008 содержит положение о том, что при формировании учетной политики должны быть утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации (пункт 4 ПБУ 1/2008). Первым этапом при разработке правил документооборота является определение видов первичной учетной документации, которая будет использоваться ТСЖ для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.

Статьей 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В аналогичном порядке утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета, что следует из статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

Таким образом, ТСЖ могут разработать свои формы документов либо использовать унифицированные, разработанные Госкомстатом России. Если ТСЖ примет решение об использовании унифицированных форм документации, то это положение должно быть закреплено в учетной политике.

Не следует забывать о том, что ТСЖ, руководствуясь пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения о ней, в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Несколько слов следует сказать и о формах отчетности, которые должно представлять ТСЖ. Исходя из Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)", при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются:

– законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

– Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Планом счетов бухгалтерского учета, о котором мы упомянули выше;

– Приказом Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

– иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, а значит и ТСЖ, в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. На это же указывает Минфин России в письме от 13 августа 2013 года № 07-01-12/32729.

Вместе с тем, как следует из письма Минфина России от 27 декабря 2013 года № 07-01-06/57795 "Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность", некоммерческие организации, указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть применять только бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.

Поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, оно вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимость, расположенная внутри или за пределами многоквартирного дома. Из статьи 151 ЖК РФ вытекает, что средства ТСЖ состоят из:

l обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

l доходов от хозяйственной деятельности товарищества. На основании решения общего собрания ТСЖ доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества (пункт 3 статьи 152 ЖК РФ);

l субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

l прочих поступлений.

Поскольку в рамках одной статьи рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете всех возможных хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ, не представляется возможным, остановимся на некоторых из них.

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ, суммы поступившего бюджетного финансирования

Поступления платежей от членов товарищества не признаются доходом ТСЖ и отражаются в учете в качестве средств целевого финансирования. Планом счетов для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 "Целевое финансирование". Причем Инструкцией к счету 86 "Целевое финансирование" определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

Поступившие от членов ТСЖ средства отражаются записью по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Бюджетные средства могут быть получены ТСЖ только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название средств целевого финансирования. Еще в 1997 году Приказом Госстроя от 14 июля 1997 года № 17-45 "Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья" были утверждены Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья. В рекомендациях сказано, что средства целевого финансирования ТСЖ образуются, в частности, из целевых взносов домовладельцев и средств бюджетного финансирования, в том числе по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, субсидий, предоставленных гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.

К счету, на котором учитывается целевое финансирование, можно открыть следующие субсчета:

86-1 "Целевые взносы собственников жилья";

86-2 "Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг";

86-3 "Дотации из местного бюджета";

86-5 "Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)";

86-6 "Прочие целевые поступления".

Так, например, если ТСЖ продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) с учетом льгот.

Средства бюджетного финансирования на компенсацию квартплаты отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При получении таких средств из бюджета следует сделать запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В начале статьи мы сказали о том, что ТСЖ – это некоммерческая организация, то есть организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками. Тем не менее, ТСЖ, как некоммерческая организация, может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых она создана, и если это соответствует такой цели. Такое право дает ТСЖ пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, например, выполняет работы и оказывает услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, не связанные с общим имуществом собственников, то ТСЖ обязано вести учет доходов и расходов от приносящей доход деятельности. Раздельный учет доходов и расходов следует вести еще и потому, что в его отсутствие ТСЖ не будет иметь права не облагать налогом на прибыль организаций целевые поступления собственников помещений.

Как показывает практика, ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, когда в его штате есть, например, слесари, электрики, сантехники. Стоимость дополнительных работ и услуг определяется ТСЖ и оформляется каким-либо внутренним документом (прайс-лист).

В статье мы также говорили, что ТСЖ должен быть разработан рабочий план счетов. И если осуществляемые расходы учитываются ТСЖ на счете 20 "Основное производство", то к этому счету следует открыть субсчета для учета расходов на ведение уставной деятельности товарищества, и для учета расходов на выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг).

Выручка от выполнения работ, оказания услуг признается доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами, что следует из пунктов 5, 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н.

Доходы от приносящей доход деятельности следует отражать по кредиту счета 90 "Продажи" субсчет 90-1 "Выручка", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета, в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (либо на отдельном субсчете к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", в зависимости от учетной политики ТСЖ).

Не следует забывать о том, что выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, со стоимости дополнительных работ (услуг) следует исчислить НДС к уплате в бюджет.

Как правило, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают оказываемые им дополнительные услуги, внося денежные средства в кассу ТСЖ. Поступление денежных средств отражается записью по дебету счета 50 "Касса" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

Предположим, что слесарем ТСЖ были выполнены работы на внутриквартирном имуществе члена ТСЖ из материалов, приобретенных заказчиком. Слесарю была начислена заработная плата согласно установленным сдельным расценкам. Оплата заказчиком произведена в день выполнения работ.

Данные хозяйственные операции, связанные с приносящей доход деятельности ТСЖ, будут отражены в учете следующим образом с применением счетов:

20-2 "Затраты на ведение предпринимательской деятельности";

50 "Касса";

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

68 "Расчеты по налогам и сборам";

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

90-1 "Прочие доходы";

90-2 "Прочие расходы";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-9 "Сальдо прочих доходов и расходов";

99 "Прибыли и убытки".

Дебет 50 Кредит 62 – получена оплата от заказчика работ;

Дебет 62 Кредит 90-1 – признан доход от выполнения работ;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 20-2 Кредит 70 – начислена заработная плата слесарю за выполненные работы;

Дебет 20-2 Кредит 69 – начислены страховые взносы на сумму оплаты труда;

Дебет 90-2 Кредит 20-2 – списана себестоимость выполненных работ;

Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от выполнения работ (прибыль).

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Собственник помещения в многоквартирном доме согласно статье 158 ЖК РФ обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).

Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием членов ТСЖ. Напомним, что ТСЖ, руководствуясь статьей 137 ЖК РФ, вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома. ТСЖ вправе устанавливать на основе сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Поступление взносов от членов ТСЖ на капитальный ремонт дома отражается в учете записью по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Взносы на капитальный ремонт также не являются доходом ТСЖ, поскольку включаются в состав целевого финансирования.

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86 "Целевое финансирование" – создан резервный фонд на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на основании решения общего собрания членов ТСЖ;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – поступили денежные средства от членов ТСЖ на проведение капитального ремонта дома.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен как собственными силами ТСЖ, так и с привлечением подрядных организаций.

Если ремонт выполняют работники ТСЖ, то затраты на проведение ремонта будут учитываться по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и других счетов.

По окончании ремонтных работ затраты, учтенные на счете 20 "Основное производство", должны быть списаны за счет средств целевого финансирования, то есть следует составить корреспонденцию по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 20 "Основное производство".

Если ремонт многоквартирного дома будет выполняться с привлечением специализированных подрядных организаций, то корреспондировать с дебетом счета 20 "Основное производство" будет счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Погашение задолженности перед подрядной организацией при расчетах денежными средствами отразится записью по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". Списание затрат на ремонт, отраженных на счете 20 "Основное производство", как и в предыдущем случае, будет произведено за счет средств целевого финансирования.

Учет объектов основных средств

Основным документом, устанавливающим правила учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее – ПБУ 6/01). Правила ПБУ 6/01 применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н (далее – Методические указания № 91н). Напомним, что и ПБУ 6/01 и Методические указания № 91н применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Условия, которые одновременно должны выполняться для того, чтобы актив мог быть принят к учету в составе основных средств, перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти условия не содержат стоимостного критерия отнесения имущества к объектам ОС, тем не менее, если лимит стоимости актива, закрепленный в учетной политике ТСЖ, не превышает 40 000 рублей за единицу, то активы, удовлетворяющие условиям пункта 4 ПБУ 6/01, могут отражаться в составе материально-производственных запасов.

Объект принимается на учет в качестве основного средства, если он отвечает необходимым условиям и приведен в состояние, пригодное для использования.

Под сроком полезного использования понимается период времени, в течение которого использование объекта способно приносить экономическую выгоду (доходы) организации. Для определения срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете разрешено применять Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, определяемый в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01.

Основные средства на основании пункта 7 ПБУ 6/01 принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен пунктами 8 – 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию. Независимо от формы поступления основных средств в организацию первоначальная стоимость формируется с учетом затрат на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит. Исключение составляют случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Если в общем случае стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, то по объектам основных средств некоммерческих организаций, а именно таковой является ТСЖ, амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Такой порядок установлен пунктом 17 ПБУ 6/01. Но если основное средство будет приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и для ведения этой деятельности будет использоваться, то амортизацию по нему следует начислять в общем порядке.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).

Стоимость выбывающих основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета. Доходы и расходы от списания отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов, что определено пунктом 31 ПБУ 6/01.

Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, учитываются на счете 01 "Основные средства". Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Допустим, что ТСЖ за счет целевых поступлений приобрело офисную технику, которая будет использоваться для ведения уставной деятельности. На счетах бухгалтерского учета ТСЖ должны быть отражены следующие записи с применением счетов:

01 "Основные средства";

08-4 "Приобретение объектов основных средств";

19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов основных средств";

51 "Расчетные счета";

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

83 "Добавочный капитал";

86 "Целевое финансирование";

010 "Износ основных средств".

Дебет 51 Кредит 60 – произведена оплата поставщику за офисную технику;

Дебет 08-4 Кредит 60 – поступившая оргтехника отражена в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19-1 Кредит 60 – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 08-4 Кредит 19-1 – учтена в составе вложений во внеоборотные активы предъявленная поставщиком сумма НДС;

Дебет 01 Кредит 08-4 – отражена в составе объектов основных средств приобретенная оргтехника по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 83 – отражено использование средств целевых поступлений;

Дебет 010 – начислен износ по приобретенному основному средству (ежемесячно в течение установленного срока полезного использования).

Мы рассмотрели учет основных средств, являющихся собственностью самого ТСЖ, как некоммерческой организации. Но ТСЖ может приобретать и объекты основных средств, которые будут являться общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Такие объекты отражать на своем балансе ТСЖ не вправе. Их учет ведется на забалансовом счете, например 014 "Объекты общего имущества".

На счетах бухгалтерского учета приобретение объектов основных средств, являющихся общим имуществом собственников помещений, будет отражено следующими записями:

Дебет 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – приобретены объекты основных средств – общее имущество;

Дебет 86 "Целевое финансирование" Кредит 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" – отражено использование средств целевого финансирования;

Дебет 014 "Объекты общего имущества" – отражено общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья (ТСЖ) (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2019 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей . В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ .

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ , Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):

Ресурсоснабжающей организации - за поставку ресурсов;
- региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами - за оказанные услуги.

Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260 , от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).

Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

Бухучет в управляющей компании на УСН

Управление многоквартирным домом может также осуществляться специализированной организацией на основании лицензии - управляющей компанией (п. 1.3 , пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Бухгалтерский учет управляющей компании и ее налогообложение на УСН будут аналогичны рассмотренному выше порядку учета и налогообложения ТСЖ.

Самой главной целью, обуславливающей деятельность ТСЖ или жилищного кооператива, является управление многоквартирным домом, создание наилучших условий проживания собственников. Гражданским кодексом РФ ТСЖ и ЖК относятся к юридическим лицам и являются некоммерческими корпоративными организациями.

Законодатели обязывают такие организации не только формировать и представлять стандартную для юридических лиц отчетность, но и отчитываться перед органами власти, органами жилищного надзора, общим собранием членов. С каждым годом перечень представляемых отчетов расширяется, усложняя работу председателям и заставляя их изучать непростой язык нормативных документов.
Итак, давайте разберемся с вопросом: какую отчетность сдают ТСЖ, ЖСК? Перед кем и в какие сроки следует отчитаться?

Бухгалтерская и налоговая отчетность

Бухгалтерская отчетность ТСЖ, ЖСК. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» любая некоммерческая организация должна вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность ежегодно. Важно отметить, что при использовании упрощенной системы налогообложения от этой обязанности ТСЖ не освобождается. В составе бухгалтерской отчетности ТСЖ подготавливает бухгалтерский баланс, а также обязательно отчет о целевом использовании средств. При осуществлении предпринимательской деятельности ТСЖ составляется отчет о финансовых результатах. Комплект отчетности следует представить в налоговый орган и Росстат согласно пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ до 31 марта.

Сведения о среднесписочной численности. Ежегодно до 20 января на основании ст. 80 НК РФ все налогоплательщики представляют такую информацию в налоговый орган по месту своего учета.

Налоговая отчетность. В зависимости от применяемой в ТСЖ системе налогообложения обязательно составляются налоговые декларации. ТСЖ-упрощенцы до 31 марта сдают Налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО. Находящиеся на общей системе налогообложения ТСЖ представляют декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество в общем порядке. При наличии объекта налогообложения по транспортному либо земельному налогу необходимо составить соответствующие налоговые декларации. В большинстве случаев товарищества выбирают упрощенную систему налогообложения, позволяющую уменьшить количество формируемых отчетов.

Сведения о доходах физических лиц. Справки по форме 2-НДФЛ представляются в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ до 1 апреля каждый год. Если доходы от ТСЖ получило более 10 человек, то сведения представляются на электронном носителе или по телекоммуникационным каналам связи.

Отчетность по страховым взносам. В Пенсионный фонд и Фонд социального страхования ежеквартально представляются Расчеты по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ-1 и 4-ФСС. С 2015 года увеличены сроки представления отчетов (п. 1,2 ч. 9 ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):
РСВ-1 подается не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе. В электронном виде – до 20-го числа включительно;
4-ФСС подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, на бумажном носителе. В электронном виде возможно представление на 5 календарных дней позже.
Также ежегодно вместе с отчетностью за первый квартал в ФСС следует подтверждать вид экономической деятельности.

Статистическая отчетность. Для ТСЖ и ЖСК обязательно представление следующих форм отчетности, направляемых в органы государственной статистики:
форма 26-ЖКХ, квартальная;
форма 22-ЖКХ (сводная), квартальная;
форма П-4, квартальная при среднесписочной численности до 15 человек;
форма 1-ПУ (ЖКХ), полугодовая;
форма 1-КР, годовая;
форма 11(краткая), годовая.
Также возможно представление иных форм статистического наблюдения, перечень уточняйте в отделениях Росстата.

Специальная отчетность организаций ЖКХ

Реестр членов ТСЖ. Органам управления ТСЖ необходимо вести реестр своих членов, в котором содержится информация, идентифицирующая члена товарищества, контактные данные, размер доли в праве общей собственности на общее имущество. Копия такого реестра каждый год направляется в Государственную жилищную инспекцию в течении первого квартала. Эти обязанности вменены п. 9 ст. 138, ч.4 ст. 143 ЖК РФ.

Раскрытие информации в соответствии со Стандартом. Стандарт раскрытия информации для организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, был принят в 2010 году Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. С 1 декабря 2014 г. вступили в силу последние изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 27.09.2014 №988, которые увеличили объем и перечень раскрываемой информации. В соответствии с требованиями Постановления Минстрой России утвердил форму раскрытия информации, объем которой более 70 страниц. Сведения по новым формам следует заполнить до 1 мая 2015 г.
Напомним, что для ТСЖ и ЖК г. Ярославля информация обязательно размещается на федеральном сайте www.reformagkh.ru самостоятельно, на региональном сайте www.city-yar.ru или www.yarregion.ru — путем предоставления подготовленной информации на электронном носителе либо в мэрию г. Ярославля, либо в департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области.

Отчетность владельца специального счета на формирование фонда капитального ремонта. В случае, если в Вашем доме собственники выбрали способ формирования фонда капремонта на специальном счете и владельцем счета избрано ТСЖ или ЖСК, то согласно ч. 3 ст. 172 ЖК РФ владелец такого счета обязан сообщать в Жилищную инспекцию информацию о поступлении взносов на капремонт, об остатке средств на спецсчете. В г. Ярославле данные сведения предоставляются ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным, в электронном виде с использованием ЭЦП путем заполнения специальной формы на сайте www.gkh76.ru.

Электронный паспорт многоквартирного дома представляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1468 в адрес уполномоченного органа в электронном виде с использованием ЭЦП ежемесячно до 15-го числа. В Ярославле оператором по сбору, обработке и хранению этой информации назначено МКП ИРЦ (http://www.ircyar.ru/). Порядок представления электронных паспортов утвержден Распоряжением заместителя мэра-директора департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля от 21.02.2014 № 74.

Часто мне задают вопрос: «Надо ли ТСЖ сдавать отчет в Минюст »?
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» указанный закон не применяется в отношении ТСЖ, потребительские кооперативы, садоводческие объединения. Поэтому требования ст. 32 Закона о представлении отчетности в Министерство юстиции по форме ОН001, утвержденной Постановлением Правительства №212 от 15.04.2006, на ТСЖ и ЖК не распространяются.

Как видите, деятельность ТСЖ и ЖК сопряжена с обязанностью представлять большое количество отчетов, в формы и порядок представления которых законодателями постоянно вносятся изменения. Для того, чтобы сдавать их без ошибок и с первого раза, председателям и членам правления необходимо разбираться в правовых актах, проводить систематический мониторинг изменений бухгалтерского, налогового и жилищного законодательства.

Чем больше изучаешь наше законодательство, тем больше возникает вопросов и очень трудно обойтись без помощника. Поэтому . Обращайтесь за консультациями, .

Скачайте бесплатно табель отчетности ТСЖ и ЖСК с полным перечнем форм до 2016 г. , Табель отчетности с изменениями 2016 года .