Платит ли налоги муниципальное образование. Муниципальные налоги

Разделы: Налог на прибыль

Администрация муниципального образования изымает из хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий недвижимое имущество, которое учитывается в казне муниципального имущества. В дальнейшем указанное имущество с торгов реализуется юридическим и физическим лицам, доходы от продажи полностью (100%) поступают в бюджет района. Подлежат ли доходы, полученные от продажи указанного имущества, налогообложению в соответствии с главой 25 НК РФ?

Налогоплательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ, признаются: российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не может быть признано организацией в том смысле, в каком статья 11 НК РФ использует это понятие.

Российская Федерация, ее субъекты (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа), а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования в соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Согласно пункту 2 указанной статьи, к вышеназванным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 125 ГК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью и осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Решение вопросов владения, пользования и распоряжения, то есть управления муниципальной собственностью, на основании главы 8 статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации осуществляется через органы местного самоуправления. Указанные нормы реализованы Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законами Краснодарского края от 22.11.1995 N 18-КЗ и от 07.06.2004 N 717-КЗ "О местном самоуправлении в Краснодарском крае".

В роли собственника выступают соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. От имени публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в рамках имеющейся у них компетенции (пункты 1 и 2 статьи 125, пункт 3 статьи 214, пункт 2 статьи 215 ГК РФ).

Следовательно, администрация муниципального образования, получая доходы, действует от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования как орган государственной власти в рамках установленной компетенции.

Таким образом, поскольку публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии со статьей 246 НК РФ, то у администрации муниципального образования не возникает обязанности по уплате налога на прибыль с полученных доходов от реализации объектов недвижимости, принадлежащих ей на праве собственности.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н . В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств .

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям и ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями и ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи и НК РФ).

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Пока земельный участок находится в собственности муниципального образования, он не подлежит налогообложению в связи с отсутствием плательщика земельного налога. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В арбитражный суд обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениям МО «Зеленоградский район» с исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной ФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Означенное правонарушение, по мнению налогового органа, заключалось в том, что истец не оплачивал земельный налог за участки, которые находились в его ведении. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и отменил решение ФНС о начислении земельного налога. Арбитры отметили, что их решение основано на том, что истец не являлся владельцем спорной земли, а только осуществлял полномочия собственника от имени муниципального образования «Зеленоградский район». Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, куда подала жалобу проигравшая сторона, постановлением от 15.06.2015 N 13АП-9746/2015 по делу N А21-9107/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе. Арбитры указали, что, фактически, спорный земельный участок находится в казне МО «Зеленоградский район» и распоряжалась им Администрация МО «Зеленоградский район». В соответствии с нормами статьи 65 Земельного кодекса РФ , использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен законодательством РФ о налогах и сборах. Так, по нормам статьи 387 Налогового кодекса РФ , земельный налог обязателен к уплате на территориях всех муниципальных образований. В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие земельными участками в соответствии с правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненного наследуемого владения. Юридическими лицами, в соответствии с нормами статьи 48 Гражданского кодекса РФ , являются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Кроме того, все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Однако Гражданский кодекс РФ не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а только распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Так, статьей 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Ко всем субъектам гражданского права в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРПНИ указано как обладающее правом собственности, правом постоянного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Таким образом, если земельные участки принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ либо муниципальным образованиям, то до приобретения этих земельных участков в собственность юридическими или физическими лицами либо до предоставления их на основании права постоянного пользования, в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.