Виды социального обеспечения.

Тема: «Понятие социального обеспечения».

1. Понятие социального обеспечения как категории.

2. Функции социального обеспечения (самостоятельно изучить).

3. Виды и формы социального обеспечения.

4. Соотношение понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита населения» (тоже самостоятельно изучить).

5. Понятие права социального обеспечения как отрасли права.

6. Предмет отрасли права социального обеспечения.

7. Метод отрасли права социального обеспечения.

8. Система отрасли права социального обеспечения (самостоятельно изучить).

Понятие социального обеспечения как категории.

До настоящего времени общественной наукой не выработано общепринятого определения понятия «социальное обеспечение».

В словаре русского языка Ожегова это: «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества».

В юридической и экономической литературе употребляется в различных значениях, таких как:

1) форма распределения материальных благ;

2) функция государства;

3) совокупность определённых мероприятий, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных граждан;

4) предмет социальной политики государства;

5) совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального назначения;

6) совокупность всех видов материального обеспечения и бытового обслуживания определённых категорий граждан.

Теория социального обеспечения сформировалась в первые годы социальной власти (отрасль появилась значительно позднее – в восьмидесятых годах). Её представителями являются Семашко и Вигдорчик. Согласно их теории, социальное обеспечение – это предоставление благ членам общества, находящихся в трудной жизненной ситуации. Её сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, касс взаимопомощи и социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение предусматривалось не только для нетрудоспособных, а для всех членов общества (зима, холодно – выдавали деньги на пальто…).



Но Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения определённой целью. По его мнению, это должна быть помощь в развитии и охранении человека.

Андреев В.С. (это основоположник отрасли ПСО) развил данную позицию и определил социальное обеспечение как совокупность определённых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как средством оздоровления и восстановления трудоспособности.

Позиция Андреева не была однозначно принята учёными. Появились представители широкой и узкой сферы социального обеспечения.

Представители узкой сферы считали, что в социальное обеспечение должно входить только обеспечение пенсиями, пособиями и социальное обслуживание. Не было единогласия по поводу медицинской помощи, санаторного обслуживания (лечения) и бесплатного образования.

Учитывая различные точки зрения по данному вопросу следует выделить признаки, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.

Признаки:

1. Источники финансирования. Первый и определяющий признак. Социальное обеспечение должно предоставляться за счёт специальных фондов, созданных государством (внебюджетные фонды – пенсионный фонд, медицинское страхование и ещё один какой-то) и части государственного бюджета.

2. Круг лиц, подлежащих обеспечению. Это нетрудоспособные по старости (а с 91 года считаются долгожителями); по инвалидности; лица, потерявшие кормильца; дети; семьи, имеющие детей; безработные; беженцы; и некоторые другие (лица, пострадавшие от каких-либо воздействий – в зависимости от ситуации).

3. Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения возникает только при наступлении обстоятельств, указанных в законе, в праве они называются «социальные риски». Например, достижение определённого возраста, инвалидность, смерть и т.д.

4. Цель предоставления обеспечения. Основной целью является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Таким образом, определение как категории:

Социальное обеспечение как категория – это совокупность различных видов и форм материального обеспечения и культурно-бытового обслуживания определённых категорий граждан в случая наступления предусмотренных законом социальных рисков из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов с целью выравнивания социального положения этих граждан с остальными членами общества.

Функции социального обеспечения (самостоятельно изучить).

Выделяют в основном четыре: экономическая, политическая, социально-реабилитационная и демографическая.

Экономическая: надо заменить временно утраченный заработок.

Политическая: чтобы снять социальную напряжённость.

Демографическая: повысить воспроизводство населения (материнский капитал, пособие по уходу за ребёнком).

Социально-реабилитационная: надо сделать так, чтобы инвалиды и лица, потерявшие способность к труду, работали – пусть и на дому, хоть как-то.

В этом проявляется сущность социального обеспечения – в его функциях.

Виды и формы социального обеспечения.

Виды социального обеспечения – это материальные и культурно-бытовые блага, предоставляемые нуждающимся гражданам за счёт специальных внебюджетных фондов и части государственного бюджета.

Основным видом социального обеспечения являются пенсии. Пенсии выплачиваются в денежной форме (в переводе с латинского пенсия означает «платёж»). Замены на натуральную форму не допускается – только деньгами.

В зависимости от источников выплаты пенсии бывают:

· Трудовые выплачивается из средств пенсионного фонда и бывают трёх видов: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

· Бюджетные выплачиваются из средств государственного бюджета следующим категориям граждан:

1) государственным служащим;

2) участникам Великой Отечественной войны и жителям блокадного Ленинграда;

3) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву (офицерский состав – это в трудовых, так как это военная служба, как государственные служащие), ставшим инвалидами, а в случае их смерти членам их семьи;

4) лица, пострадавшие вследствие воздействия радиационных и иных техногенных катастроф;

5) социальные пенсии назначаются лицам, не имеющим права на трудовую пенсию (пять лет стажа надо для пенсии по старости, туда включается даже время ухода за ребёнком… ну а вот если нет – тогда не будет трудовой, а будет социальная);

6) лётно-испытательный состав гражданской авиации;

7) космонавты.

Вторым видом социального обеспечения являются пособия.

Пособия, в отличие от пенсий, не являются единственным источником средств к существованию, а выплачиваются в двух случаях:

1. Взамен временно утраченного заработка (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, пособие по беременности и родам).

2. В случае необходимости оказать помощь при обстоятельствах, вызывающих потребность в дополнительных расходах (пособие на рождение ребёнка, пособие опекунам, пособие на погребение и некоторые другие).

Третий вид социального обеспечения – это услуги и льготы и натуральные виды содержания.

Услуги – по протезированию, по трудовому устройству или профессиональному обучению…

Льготы – бывают транспортные, жилищные, медицинские, налоговые, пенсионные… Льготы предоставляются инвалидам труда и войны, ветеранам войны и т.д.

Натуральные виды содержания – содержание престарелых и инвалидов в стационарных, полустационарных учреждениях и на дому.

Это что касается видов социального обеспечения. Теперь про формы.

Современная государственная система социального обеспечения России функционирует на федеральном, региональном и местных уровнях в трёх организационно-правовых формах:

1) Обязательное социальное страхование;

2) Обеспечение за счёт федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

3) Государственная социальная помощь.

Эти формы отличаются друг от друга по:

1. Субъектам.

2. Источникам финансирования.

3. Органам управления.

4. Видам и размерам обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. Способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. Круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3. Виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4. Систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

Обязательное социальное страхование;

Социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

Смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

Фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисков относят следующие:

Необходимость получения медицинской помощи;

Временную нетрудоспособность;

Трудовое увечье и профессиональное заболевание;


Материнство;

Инвалидность;

Наступление старости;

Потерю кормильца;

Признание безработным;

Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи;

Находящихся на его иждивении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека. Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также органы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Г.Г. ПАШКОВА

ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебное пособие

УДК 349.3(075.8)

Рецензенты:

В.С. Аракчеев, кандидат юридических наук, доцент

Р.Р. Назметдинов, кандидат юридических наук, доцент

Пашкова Г.Г. Право социального обеспечения (учебное пособие). Томск; Изд-во Том.университета. 2017. 100 с.

Учебное пособие по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» и учебной программы дисциплины.

Издание содержит теоретический и практический разделы: планы семинарских занятий, задачи, и другие методические материалы. Материалы учебного пособия основаны на действующем законодательстве о социальном обеспечении с учетом всех его изменений и предназначеныдля студентов всех форм обучения, преподавателей, практических работников и граждан, интересующихся состоянием правового регулирования социального обеспечения населения в Российской Федерации.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Тема 1. Предмет, метод, система, функции и принципы права

социального обеспечения

Тема 2. Принципы, источники права социального обеспечения

Тема 3. Правоотношения в праве социального обеспечения

Тема 4. Стаж в праве социального обеспечения

Тема 5. Пенсионное право

Тема 6. Пособия

Тема 7. Социальное обслуживание

Тема 8. Медицинское обслуживание населения

Тема 9. Льготы в праве социального обеспечения

Словарь терминов по дисциплине

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

2.2. Планы семинарских занятий

2.3. Нормативный и вспомогательный материал

2.4.. Примерные темы для написания курсовых работ

2.5.. Перечень вопросов для подготовки к зачету

Теоретический раздел

Тема 1. Предмет, метод, система, функции и принципы права

Социального обеспечения

Понятие и сущность социального обеспечения

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, утраты кормильца, наступления старости или иного случая утраты средств существования по не зависящим от человека обстоятельствам. Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь со стороны общества. Таким образом, забота о праве на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе и находит свое правовое закрепление в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина.

Из текста статьи 39 Конституции Российской Федерации прямо следует, что государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.

Чтобы полностью уяснить, что же такое социальное обеспечение, необходимо ответить на следующие основные вопросы: кто, что, в каком объеме и за чей счет получает средства к существованию? Социальное обеспечение под этим углом зрения – это предоставления, направляемые в адрес нуждающихся граждан в виде содержания или оказания помощи для удовлетворения их алиментарных потребностей.

Граждане могут претендовать на соцобеспечение в связи с различными обстоятельствами, признаваемыми государством юридически значимыми (нетрудоспособность, безработица, потеря кормильца, и т.п.) - обобщенная категория –нуждаемость (т.е. тот уровень потребности, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов).

Нуждаемость порождается различными причинами:

1) материально-бытовыми факторами, к которым относятся, в частности, нетрудоспособность, малообеспеченность, безработица, смерть кормильца, вынужденная миграция, неспособность к самообеспечению вследствие возраста, сиротства, отсутствие определенного места жительства;

2) физиологическими факторами(инвалидность);

3)порождаемая природными факторами: стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации (утрата жилья, нетрудоспособность);

4) порождаемая антропогенными факторами (т.е. обусловлены результатом участия человека в преобразовании природной среды в виде создания производственных объектов или процессов, управление и контроль над которыми были утрачены) – техногенные аварии и катастрофы – Чернобыль, р. Теча, Семипалатинский полигон;

5) порождаемая иными обстоятельствами, специально предусмотренными законодательством – обеспечение граждан, имеющих особые заслуги перед государством и обществом (здесь нуждаемость обусловлена потребностью лица в признании его заслуг перед обществом и государством); меры по поддержке материнства и детства (пособия в связи с постановкой на учет в ранние сроки беременности) – забота о здоровье женщины, влияние на демографическую ситуацию.

Социальное обеспечение преследует две цели:

1. Оказание нуждающимся социально-обеспечительной помощи (временно утрачен источник средств к существованию; средств недостаточно для удовлетворения алиментарных потребностей. Эта помощь всегда ограничена размером или временными рамками.

2. Предоставление нуждающимся социально-обеспечительного содержания (на постоянной основе) – пенсии. Т.е. тем, кто еще (инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети-сироты) либо уже (возраст, смерть кормильца) не в состоянии себя обеспечивать.

Формы социального обеспечения: денежная (пенсии, пособия) и натуральная (лекарства, социальное обслуживание). Гос-во гарантирует удовлетворение лишь таких потребностей, которые именуются в юридической литературеалиментарными . Алименты – это в основном денежное содержание нетрудоспособных членов семьи. В социальном обеспечении нуждающимся предоставляются не только средства (деньги, товары), но и создаются условия для жизнесуществования (обеспечение жильем, услуги).

Социальное обеспечение является алиментарным не столько потому, что предоставляется за счет государства, а потому, что нуждающимся предоставляются средства, необходимые для удовлетворения и реализации основополагающих потребностей человека, т.е. то, без чего его существование невозможно или затруднено. Потребности, превышающие алиментарный уровень, могут и должны удовлетворяться за счет личных доходов и сбережений, семейного бюджета и иных законных источников.

При ответе на вопрос о том, за чей счет осуществляется социальное обеспечение, из каких источников производятся выплаты пенсий, пособий и т.п., следует учитывать, что эти средства являются общественными . Общество, организованное на уровне государства, передает эти средства ему во владение и распоряжение. Государство становится обязанным использовать эти средства целенаправленно и рационально для содержания и поддержки нуждающихся граждан. Кроме того, часть средств социально-обеспечительного бюджета формируется за счет страховых отчислений во внебюджетные государственные фонды в виде страховых взносов. Эти средства являются собственностью тех граждан, которые, либо за которых, они выплачивались. Они являются возвратными средствами, посколькуэти граждане обеспечиваются затем за счет этих средств, которые становятся обобществленными. Происходит временное отчуждение страховых взносов от собственника и переход их в распоряжение государственной структуры, наделенной правомочием по их распоряжению.

Таким образом, социальное обеспечение осуществляется за счет общественных и (или) обобществленных средств.

Социальное обеспечение – система отношений алиментарного характера по оказанию помощи и (или) содержания нуждающихся по закрепленным законодательством нормативам, осуществляемая государством в рамках его организационно-финансовой деятельности за счет общественных и (или) обобществленных средств.

Организационно-правовые формы социального обеспечения

Организационно-правовая форма социального обеспечения – это система способов аккумулирования и распределения средств специальных фондов, а также управления этими средствами в рамках подсистем бюджетного (государственного) социального обеспечения и обязательного социального страхования.

Специфические признаки организационно-правовых форм социального обеспечения:

1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых оно предоставляется;

2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

4) система органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Выделяют (по степени централизации) следующие формы социального обеспечения: 1) централизованные; 2) региональные; 3) местные (локальные).

Централизованные в свою очередь подразделяются на:

1) обеспечение за счет бюджетных средств (налоги – невозвратные средства);

2) за счет обязательного социального страхования (пенсионное, социальное, медицинское) – страховые взносы (возвратные средства – при наступлении страховых случаев они возвращаются застрахованному лицу в виде страхового предоставления);

3) смешанная форма.

Соотношение права социального обеспечения с другими отраслями (трудовое, гражданское, административное, финансовое).

Отличие от других отраслей:

1) отсутствие, как правило, между сторонами правоотношений равенства, а также власти и подчинения;

2) доминирование императивных норм;

3) основания возникновения (как правило, нужен фактический состав при обязательном соблюдении установленных процедур);

4) специфика субъектного состава.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;

3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;

4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

* обязательное социальное страхование;

* социальное обеспечение за счет бюджетных средств;

* смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

Пенсионный Фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ;

И фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

Виды социального обеспечения - это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Остановимся на анализе особенностей основных видов социального обеспечения в современных экономических условиях России.

Основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общей системы должна опираться на совершенное пенсионное законодательство, действенный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на общеэкономические пропорции, определяющие и задающие ее развитие. Именно уровень пенсионного обеспечения в значительной мере определяет образ жизни пожилых людей, их участие в экономической деятельности, что накладывает особую ответственность государственных органов (в том числе и законодательных) за принимаемые решения.

По принятой терминологии пенсия (от лат. pension - платеж) - это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц) которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.



Основаниями для пенсионного обеспечения являются различные юридические факты: достижение соответствующего пенсионного возраста; наступление инвалидности; смерть кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); длительное выполнение определенной профессиональной деятельности - выслуга лет.

В настоящее время все пенсии, выплачиваемые в Российской Федерации, можно разделить (прежде всего - по источникам их выплаты и особенностям законодательного регулирования) на два основных вида:

Пенсии по обязательному социальному страхованию (выплачиваются из сумм страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде Российской Федерации);

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансирование которых производится из федерального бюджета).

Основными видами пенсии по обязательному социальному страхованию являются трудовые и профессиональные. К трудовым пенсиям, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, относятся:

Пенсия по старости;

Пенсия по инвалидности;

Пенсия по случаю потери кормильца.

Важное значение в системе социального обеспечения и социальной защиты граждан придавалось пособиям и компенсационным выплатам.

Пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам периодически (как правило, ежемесячно) или единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.

В отличии от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения, как правило, классифицируются:

а) по целевому назначению:

Пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

Пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

б) по продолжительности выплаты пособия:

Единовременные;

Периодические (ежемесячные);

в) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

Пособия по обязательному социальному страхованию;

Пособия по государственной социальной помощи;

г) по источнику выплаты пособия:

Из социальных внебюджетных фондов;

Из федерального бюджета и т.д.

Основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособия гражданам, имеющим детей: пособия по беременности и родам; единовременное пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

Пособие по безработице;

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

Социальное пособие на погребение умерших;

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Следующий вид обеспечения - предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т. е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Рассмотрим виды социального обеспечения, существующие в настоящий момент в Российской Федерации. Необходимо отметить, что социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

Обратимся к видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести нижеследующее: пенсии, пособия и компенсационные выплаты.

Пенсии и пособия были рассмотрены ранее в работе, рассмотрим компенсационные выплаты.

В российском законодательстве предусмотрены следующие виды компенсационных выплат:

Субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг;

Единовременное пособие беженцам;

Единовременное пособие вынужденным переселенцам;

Компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных,

муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и

среднего профессионального образования;

Компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и

попечительством в приемной семье;

Компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

Компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

Компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

Компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

Компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, основными видами социального обеспечения являются: пенсии, пособия, компенсационные выплаты и социальные услуги. Кроме этого имеют место и другие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные), так и международные.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения работы цель и задачи достигнуты.

По результатам исследования приходим к выводу, что социальное обеспечение - это совокупность взаимосвязанных и взаимо­зависимых правовых, социально-экономических мер, направленных на возмещение и миними­зацию последствий, связанных с социальными рисками граждан и иных физических лиц.

В настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение;

Государственное (обязательное) социальное страхование;

Государственная социальная помощь.

Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные.

Система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан).

Видами социального обеспечения является способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Также социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).

К видам социального обеспечения, предоставляемым в натуральной форме, относятся:

Медицинская помощь,

Лекарственное обеспечение,

Санаторно-курортное лечение,

Социальные услуги, предоставляемые учреждениями социального обслуживания,

Специфические услуги, предоставляемые инвалидам (реабилитационные услуги, протезирование, профессиональное обучение, трудоустройство и т.д.).

Данные виды социального обеспечения предоставляются бесплатно или с частичной оплатой.

К видам социального обеспечения, предоставляемым в денежной форме можно отнести: пенсии, пособия, компенсационные выплаты

Рассматривая вопросы о формах социального обеспечения, также нужно отметить негосударственные формы: благотворительность и обеспечение из общественных фондов.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ред. от 29.12.2015) // "Российская газета" от 31 декабря 2013 г. № 6272. – Режим доступа: Консультант плюс.

3. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.

4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. - 30.12.2013. - № 295. - Режим доступа: Консультант плюс.

5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - 06.12.2010. - № 275. - Режим доступа: Консультант плюс.

6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. - 20.12.2001. - № 247. - Режим доступа: Консультант плюс.

7. Волошин А.В. Критерии социально-обеспечительной помощи // Вестник Томского государственного университета. Право. - 2014. - № 3 (13). - С. 104-111.

8. Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.

9. Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94 -96.

10. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 575 с.

11. Панова, А.А. Ключевые виды социального обеспечения //
ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.

12. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.

13. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - 365с.

14. Радонова, А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.

15. Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.: Дана. 2013. – 487с.

16. Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. - 2010. - № 2. -С. 122 - 135.

17. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - 368с.

18. Филиппова, Э.М. О принципах в праве социального обеспечения / Э.М. Филиппова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. -2013. - Т. 13.- № 2. - С. 66–69.

19. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые аспекты социального обеспечения населения / Л.Е. Шевнина, А.В. Баркевич // Ленинградский юридический журнал. - 2012.- № 1. - С. 176- 183.

20. Юрина, Е.А. О некоторых мерах социальной поддержки населения // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10.- № 1. - С. 105-110.


Казакова, В.В. Социальное обеспечение и его место в системе социальной защиты населения / В.В. Казакова, И.А. Кашпарова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2013. - № 17. - С. 94-96.

Дурденевский, В. Современные проблемы социального обеспечения в России / В. Дурневский // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. -2013. - № 1. - С. 33-39.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.45.

Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебник для бакалавров. Москва: Юрайт. 2013. - с.88.

Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.41.

Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / Отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2014. - с.14.

Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2011. - 328с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е. Е. Мачульская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - с.85.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. от 21.07.2014) // Российская газета. –21.07.2014. – №11. – Режим доступа: Консультант плюс.

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"// Российская газета. - 17.08.1995. - № 159. – Режим доступа: Консультант плюс.

Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // ScienceTime. - 2015. - № 1 (13). - С. 360-363.

Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3(25). - C.202-204.

Рождествина, А.А. Право социального обеспечения / М.Дана. 2013г. – с.89.

Салмина, А.А. Социальное обеспечение и социальная помощь: запросы среднего класса / А.А. Салмина // Социология. 2010. № 2. С. 122-135.