Дмитрий Олейник: «Объективность рейтинга вызывает большое сомнение»

Дмитрий Олейник: «Объективность рейтинга вызывает большое сомнение» 25.10.2018 - Объективность рейтинга, составленного малоизвестными московским маркетинговым агентством, вызывает сомнение. Во-первых, на официальном сайте этой организации указано, что ее основная специализация – заказные маркетинговые исследования. В связи с этим можно сделать вывод о том, что и данное исследование было тоже заказным. Уточнить данные об этом агентстве проблематично, так как в отличие от крупных социологических центров оно не имеет даже статьи о себе в Википедии.
Судя по тем опросам, которые они проводят, тема алкоголя близка этой компании. Например, рейтинг марок водки в Москве, анализ рынка шампанского. Но, когда проводятся подобные исследования, то опрашивают от 600 до 4 тысяч респондентов, и это только по одному городу.
Если говорить о рейтинге самых пьющих городов, то в данной ситуации было опрошено 3250 человек. Соответственно, если поделить на количество городов, участвовавших в исследовании, то на каждый город приходится по 130 человек в возрасте от 19 до 73 лет. Сомнительная репрезентативность получается в этой выборке, где критерием служит только возраст и то, без разбивки на группы. В любом случае, мы не имеем никакой информации о том, как опрошенные распределены по возрастным группам, полу, виду деятельности и другим демографическим характеристикам. Проще говоря, если в одном городе опросить посетителей баров, пабов и рюмочных, а в другом опрос провести в музеях, библиотеках и спортивных центрах, то используемая «выборка» будет полностью соблюдена, а результаты будут сильно различаться.
Опять же, на сайте агентства указано, что стоимость одного интервью - 200 руб. Соответственно, на проведение опроса в Саратове, если, конечно, он вообще был, якобы потрачено 26 тыс. рублей. Таким образом, если кто-то и пытался сделать провокацию, то она получилась довольно дешевой. Возможно, именно поэтому результаты опроса противоречат более серьезным исследованиям, например, национальному рейтингу трезвости субъектов РФ, составленным федеральным проектом «Трезвая Россия» и ВГТРК. В нем мы занимаем 28 место (из 85) по трезвости. При этом исследовались крупные города во всех субъектах, а не 25 поселений по выбору заказчика. Это - серьезные организации, которым нет основания не доверять.
В случае с этим «Рейтингом пьющих» — это скорее проплаченная кем-то попытка нанести имиджевый вред нашему городу, чем результат объективного исследования. Впрочем, актуальность темы действительно существует, и серьезным саратовским социологам можно было бы провести свои исследования, но не с целью установить, где больше пьют, а чтобы выяснить как жители области воспринимаются существующие антиалкогольные меры, какие виды алкогольной продукции употребляют, насколько легально её происхождение и так далее.