Чем отличается налог от сбора. Отличие налога от сбора — что говорит законодательство

Правовое определение налога регламентируется в п. 1 ст. 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения ил оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования

В статьях 13, 14, 15 НК РФ приведены налоги – это федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Как видно в статьях закона применяются понятия налог, а также пошлина и сборы, поэтому необходимо рассмотреть и их сходства и различия.

Начнём с характеристики «налоги». Исходя из определения можно выделить основные признаки налога:

1. Безвозмездность. Количество услуг, которое лицо получает от публично-правового образования, не зависит от уплаченного налога; если некоторые услуги не были незаконно предоставлены налогоплательщику, то это не значит, что он может потребовать возврата уплаченного налога или отказаться платить. Налогоплательщик, не исполнивший своих обязанностей, не лишается права требовать от государства соответствующих социальных услуг.

2. Индивидуальность. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан от своего имени и за счёт своих средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Даже, если налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях через своего представителя (ст. 26 НК РФ), налоги уплачиваются из имущества налогоплательщика.

3. Обязательность. Не исполнение в срок уплаты может быть исполнено принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Налогоплательщик может выбрать различные варианты своей деятельности, но практически никак не может повлиять на налоговые последствия избранного варианта деятельности (исключение, освобождение)

4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований или в иных публичных целях (за исключением превенции правонарушения). Определённые платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, штрафы и алименты являются обязательными и безвозмездными платежами, но только налоги, имея те же признаки, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель).



5. Уплата в денежной форме (ст. 8 НК РФ).

6. Обязанность по уплате налогов может быть возложена только на лиц, обладающих гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Налоги могут уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и являются результатом его самостоятельной экономической деятельности. Публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью (гл.5 ГК РФ), но сами не выступают в качестве налогоплательщика.

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «налоговый платеж». Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями.

Нормативное определение сбора дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие пошлины в НК РФ нет. По всей видимости, это связано с тем, что в Конституции в ст. 57 указано только 2 публичных платежа – налоги и сборы. В российской науке налогового права понятия пошлины и сбора различаются. Если сборы уплачиваются при предоставлении плательщикам определённых прав (лицензия и разрешение), то пошлины – при совершении в отношение налогоплательщиков юридически значимых действий. Например, ст. 333. 16 п.1 НК РФ – государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органами МСУ,иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами её субъектов и н.п.а. органов МСУ на совершение в отношение этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (например, выдача документов, их копий, дубликатов). Так, Конституционный Суд в Постановлении от 1 марта 2007 года № 326-О-П определил, что государственная пошлина единственный и достаточный платёж за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнивается выдача документов, включая водительских удостоверений.

Пошлина взимается за реально совершаемые действия государственного органа, а сбор делается за потенциальную возможность пользоваться благами, предоставляемыми государственным органом.

Признаки сбора (пошлины)

1. Возмездность. При уплате плательщик получает юридически обязательное встречное представление (определённые права, разрешение). Это основное отграничение сбора от налога.

2. Отсутствие индивидуальности. Может выплачиваться как лично из денежных средств плательщика сбора, так и при наличии согласия – другим лицом. Отличие

3. Сбор уплачивается в целях и является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.Налоги – финансовое обеспечение публично-правовых образований, сборы в целях покрытия (без прибыли) издержек государственных органов за совершение действий

4. Обязательность. Не исполненная в срок обязанность по уплате может быть исполнена принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Причём, если налог – результат экономической деятельности налогоплательщика, то сбор уплачивается добровольно (хочешь подать иск – плати). Размер сбора может отличаться для различных категорий граждан и даже освобождаются.

5. Уплата в денежной форме.

6. Плательщиком может быть только лицо, обладающее гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Гос. пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с зак. актами РФ, зак. актами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деят-ти государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков. 5) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деят-ти, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

1.Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивн ый метод

2.Налогово-правовые санкции:

б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы

3.Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принц ип справедливости

4. Основной метод в налоговом праве – в) госуд.-власт.предпис.

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применен ие мер налоговой ответственности

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременн ый характер платежа

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет

13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:

а) федеральн ым законом РФ

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ

16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:

б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от

20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:

в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

в) пассивн ое поведение

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов

23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родов ой объект правонарушения

в) непосредственн ый объект правонарушения

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действи ем или бездействием

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

б) 16 л ет

34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:

а) толь ко объект налогообложения

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственно го и международного права

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во вс ех перечисленных случаях

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) толь ко на федеральном уровне

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральн ых, региональных и местных

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налогов ым законодательством

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независи мо от возраста

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налогов ым органом

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщик ом товаров (работ, услуг)

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

а) федеральн ым законом

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъек ты малого предпринимательства

47. Размер земельного налога зависит:

г) от категор ии земель

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщи ки налогов и налоговые органы

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четыр ех лет

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) ср ок уплаты налога

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонн ий характер

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает

а) обязательст во имеет строго определенный состав участников

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов

г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом

г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям

61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей

в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации

62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные

63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:

г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается

64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся

65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:

а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов

66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС

г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения

67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:

б) расхо ды должны быть экономически обоснованы

68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в

а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах

69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:

в) налоговы ми

70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:

а) бесплат но

71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора

72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:

г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации

73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика

74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

г) в се вышеперечисленное верно

75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления

Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

1. Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивный метод;

2. Налогово-правовые санкции:

б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;

3. Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принцип справедливости;

4. Основной метод в налоговом праве – это:

в) государственно-властные предписания;

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применение мер налоговой ответственности;

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременный характер платежа;

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет;

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,

16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться;

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;

20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:

в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

б) активное поведение;

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются:

в) выездная и камеральная;

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:

б) только должностные лица организаций;

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

а) со дня совершения правонарушения;

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

а) указаны в НК РФ;

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родовой объект правонарушения;

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действием или бездействием;

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

г) независимо от возраста.

34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:

а) только объект налогообложения;

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственного и международного права;

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во всех перечисленных случаях.

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) только на федеральном уровне;

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральных, региональных и местных;

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налоговым законодательством;

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независимо от возраста;

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налоговым органом;

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщиком товаров (работ, услуг);

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализация товаров и услуг и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

б) постановлением Правительства РФ;

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъекты малого предпринимательства;

47. Размер земельного налога зависит:

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщики налогов и налоговые органы;

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четырех лет;

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) срок уплаты налога;

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонний характер;

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:

а) обязательство имеет строго определенный состав участников;

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:

а) имеют право не выполнять;

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:

г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.

г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Определение налога содержится в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель:

б) индивидуальная безвозмездность платежа;

в) денежная форма налога;

г) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;

д) целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог – это платеж, то есть отчуждение имущества, осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе. На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов.

Основная задача налога – формировать ресурсы государства, т. е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

Функции налогов:

фискальная;

регулирующая;

стимулирующая;

распределительная.

Пункт 2 ст. 8 НК РФ посвящен специфическому обязательному платежу – сбору (или, как его принято именовать в последнее время, фискальному сбору ). Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие «сбор», можно отметить:

а) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

б) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. 8 НК РФ не упоминаются.

Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, – признак обязательности. Этим признаком сбор схож с налогом.

Другой признак сбора, указанный в п. 2 ст. 8 НК РФ, – тот факт, что взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательствомгосударства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаютсятаможенные пошлины.

В Средние векапошлинами назывались сборы, взимавшиеся государством,городамиифеодаламиза пользованиедорогамиимостами, а также за ведениесудебных процессови выполнение других функций.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации(гл. 25.3. «Государственная пошлина»),государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организацийифизических лицпри их обращении вгосударственные органы, органыместного самоуправления, иные органы и (или) кдолжностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актамисубъектов Российской Федерациии нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемыхконсульскими учреждениямиРоссийской Федерации, а именно:

    нотариальных действий;

    действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

    действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерацииили выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

    действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин,базы данныхитопологииинтегральной микросхемы;

    действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

    государственной регистрации юридических лиц,политических партий,средств массовой информации,выпусков ценных бумаг,прав собственности,транспортных средстви проч.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

    право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

    право вывоза культурных ценностей, предметовколлекционированияпопалеонтологиииминералогии;

    выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

    выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Признаки: 1. Обязательность 2. Возмездный характер отношений между плательщиком и государством 3. Единовременность уплаты Различия - налог – это регулярный платеж, а сбор при юридически значимых действиях