Денежная реформа с ю витте 1895 1897. Денежная реформа с.Ю

Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт стабилизации российского рубля.

В конце XIX в. большинство стран перешло к золотовалютной системе, обусловленной ростом товарного обращения и развитием кредита. В Англии золотой монометаллизм был провозглашен в 1816г, хотя фактически страна перешла к золотой валюте в конце XVIII века. В Германии, Франции, Италии, Бельгии, Швейцарии, Греции и США, а также в скандинавских странах золотой монометаллизм был введен уже в 70-х годах XIX века, а в 90-х годах - в Австро-Венгрии, Японии и Аргентине. Из этого следует, что на данном принципе основывалась вся мировая экономика конца XIX века. Поэтому надо подчеркнуть, что и крушение российской денежной системы в период первой мировой войны было не провалом модели Витте, а составной частью развала мировой системы золотого монометаллизма.

Денежная реформа в России готовилась задолго до Витте и заняла в примерно 15-17 лет. Крупный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов: М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил их дело и завершил его. При этом Витте, как новому министру финансов, было легче, так как обстановка была более благоприятной: промышленность была на крутом подъеме; развивалось железнодорожное строительство; положительные сдвиги наблюдались в сельском хозяйстве. Большое значение имел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы вырос до 645,7 млн. руб. (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело использовал эти преимущества. Основная цель Витте была в том, чтобы укрепить денежную систему России.



Началу денежной реформы предшествовал ряд мер:

13 июня 1893 г. банкам было запрещено как-либо содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении таких сделок штрафовались в размере 5-10% от суммы сделки.

Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За ввоз или вывоз без уплаты пошлины предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы.

На Берлинской бирже в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу, которые при расчетах погашались по более высокому курсу, что было выгодно для России.

Одной из подготовительных мер было заключение таможенного договора с Германией. Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными только для тех стран, которые наиболее благоприятствовали в отношениях с Россией. Это было сделано в ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт. Так как Германия не придерживалась благоприятного режима в отношениях, ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. В результате Германия была вынуждена пойти на уступки и 1894 г. был заключен новый торговый договор. С этого момента его персоной Витте заинтересовался рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы, которые в основном были одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. В мае 1895 года постановление Госсовета было утверждено царем и приняло силу закона. Но из-за неведения населения о планах правительства в области валютной политики, ограничений в пользовании золотой валютой, неудобства пользования новым курсом (1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте следующего годы Витте предоставил окончательный проект денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Денежная система Витте, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие сегменты:

Десятирублевая золотая монета новой чеканки стала основной монетой России и законным средством платежа. По закону 1885 г. Золотые монеты чеканки были обязательны к приему по всем платежам вплоть до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.

Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Обмен кредитных билетов на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. за 1 руб. золотом, что соответствовало среднему курсу рубля, сложившегося в годы перед реформой.

Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.

Публикация основных положений проекта дала мощный толчок дискуссиям, в которых прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. В Государственном совете проект встретил почти единогласное неприятие, тогда как в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены. Чтобы обойти Госсовет, Витте обратился непосредственно к царю. В своих воспоминаниях Витте писал: «Его Величество исполнил мое ходатайство и собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была, в сущности, решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте".

На следующий день после совещания закон "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был подписан Николаем II. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами.

29 августа 1897 г. вышел указ об основах эмиссии кредитных билетов. Сумма выпуска кредитных билетов была уменьшена до 600 млн. руб., хотя ранее планировалась сумма выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. Через год, 27 августа 1898 г., был подписан указ об основах обращения серебряной монеты, которой была отведена роль вспомогательных денег. Ее введение было определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Сыграв огромную роль в экономическом росте России, денежная реформа ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С.Ю. Витте высоко оценивал ее результаты: "Одной из самых крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами".

В результате подготовительных мер, денежная реформа была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Процесс перераспределения доходов между классами был длительным. Витте писал об этом так: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось". Этот способ проведения денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.

Важной составляющей успеха реформы было привлечение к работе над ней ведущих государственных деятелей страны и ученых. Созданная 6 октября 1895 г. комиссия "для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты" состояла преимущественно людей науки: профессор Петербургского университета И. Кауфман, бывший профессор Киевского университета П. Цитович, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский, доктор уголовного права Н. Неклюдов. В "Вестнике финансов" принцип золотого монометаллизма защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности

Вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами является спорным. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Исследования подтвердили, что все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

При Витте Россия увеличила свой долг, но при этом стоимость заимствования уменьшилась. При этом увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги) соответствовало росту государственной задолженности (с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), т.е. на 36%). Оплата же государственного долга возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. С 1892 г. по 1901 г. было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.

Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны". Бюрократической прижимистости он противопоставлял финансовую политику, направленную на "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».

Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях ожесточенных споров между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. Представители промышленности и торговли поддерживали денежную реформу, так как вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начавшийся процесс сращивания промышленного и банковского капитала сближал интересы промышленников и банкиров.

Дворянство, а также кулачество, выступало против денежной реформы. Ее осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом". Поэтому реформы встретили такое сопротивление со стороны Государственного совета.

Наиболее точную оценку денежной реформы 1895-1897 гг. дал Д. Лутохин: "Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты"

Заключение

Путь реформаторов в России всегда был извилист и труден. Парадокс Витте состоял в том, что, хотя объективные достижения его экономической стратегии трудно было оспаривать, постепенно и отовсюду нарастало противодействие ей.

Основные реформы Витте это:

1. Денежная реформа 1897 г., позволившая сделать достаточный золотой запас для сбережения размена государственных кредитных билетов;

2. Введение винной монополии, увеличившей государственные доходы и позволившей сократить дефицит госбюджета;

3. Строительство крупной сети железных дорог, которое способствовало развитию крупной фабрично-заводской промышленности.

Несмотря на все плюсы проводимых Витте реформ, у них было много критиков: купечество было недовольно конкуренцией со стороны иностранного капитала, аграрии утверждали, что введение золотого рубля понизило цены на зерно. Витте обвиняли в том, что он продает Россию иностранцам и ведет "хищническое хозяйство" при помощи "увеличения займов и повышения налогов".

"Система Витте" действительно не была свободна от хозяйственных диспропорций и противоречий: при быстром росте тяжелой промышленности, легкая промышленность заметно отставала; темпы роста пищевой промышленности были ниже прироста населения.

Витте видел эти противоречия и пытался найти способы их разрешения. Камнем преткновения в ходе реализации программы развития для него крестьянский вопрос. Чтобы разрешить его, Витте становится инициатором нового этапа крестьянской реформы. Главная идея этой реформы фактически предвосхищала столыпинские мероприятия: переход от общинной к личной собственности, переселение крестьян на свободные земли, стимулирование государством фермерских хозяйств. Однако эта программа не встретила поддержки наверху.

В качестве премьер-министра Витте суждено было принять на себя революционный удар 1905 г. Он делал все, чтобы защитить монархию, но в политике Витте чувствовал себя менее уверенно, чем в экономике. Им опять были недовольны: либералы упрекали его за защиту монархии перед Государственной думой; консерваторы - за его закон о выборах в Государственную думу, который привел к тому, что Дума оказалась в основном левой. Политических радикалов не устраивало в премьере все. В 1906 г.С.Ю. Витте уходит в отставку.

Вся деятельность Витте показывает, что для проведения реформ необходимо проводить все преобразования адресно. Реформы нуждаются в поддержке тех слоев населения, чьи интересы они олицетворяют. Отсутствие такой поддержки, может помешать проведению реформ, отвечающих интересам многих, и даже всего общества.

Я считаю, что хотя реформы Витте отвергались обществом, они помогли развитию России. Витте действовал вполне адекватно хозяйственной и социально-культурной реальности России конца XIX - начала XX в. и именно поэтому и достиг успехов в своей политике экономического реформирования российского общества.

Список используемой литературы:

1. Российские реформаторы XIX - начала XX вв. Сост. А.П. Корелин. - М., 1995.

2. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. - 1999. - № 4.

3. Хорос В. С.Ю. Витте: судьба реформатора // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9.

4. Витте С.Ю. Воспоминания В 3-х томах. М., 1960.

5. Золотой рубль графа Витте. // Экономика и жизнь. №52.1997.

6. Игнатьев А.В.С.Ю. Витте - дипломат. М., 1989.

7. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. /Сост.: С.В. Мироненко. М., 1991.

8. Незванова О. Реформатор: величие и трагедия графа Витте. // Юридический вестник. №24, 1997.

9. Сироткин В. Граф Витте - цивилизованный индустриализатор страны. // Свободная мысль. №18.1992.

8. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте // Вопросы истории. 1990. - № 8.

9. Игнатьев А.В.С.Ю. Витте - дипломат. - М., 1989.

10. Денежная реформа в России 1895-1897 гг. Аналитический обзор по документам и материалам реформы. - М.: Институт экономики, 1992.

11. Белоусов Р. Исторический анализ бюджетной политики России // Экономическая безопасность. Производство - Финансы - Банки. - М.: Финстатинформ, 1998.

Реформы Витте 1892-1903 гг проводились в России с целью ликвидировать отставание промышленности от западных стран. Часто ученые называют эти реформы индустриализацией царской России. Их специфика заключалась в том, что реформы охватили все основные сферы жизнедеятельности государства, позволив совершить экономике колоссальный скачок. Именно поэтому сегодня используется такой термин, как «золотое десятилетие» русской промышленности.

Реформы Витте характеризуются следующими мероприятиями:

  • Увеличение налоговых поступлений. Налоговые поступления увеличились примерно на 50%, но речь идет не о прямых, а о косвенных налогах. Косвенные налоги это обложение продажи товаров и услуг дополнительными налогами, которые ложатся на продавца и уплачиваются в сторону государства.
  • Введение винной монополии в 1895 году. Продажа спиртных напитков была объявлена монополии государства, и только эта статья доходов составляла 28% бюджета Российской Империи. В деньгах это выражается примерно 500 млн руб в год.
  • Золотое обеспечение российского рубля. В 1897 году С.Ю. Витте провел денежную реформу, обеспечив рубль золотом. Банкноты свободно обменивались на золотые слитки, в результате чего экономика России и ее валюта стала интересной для инвестирования.
  • Ускоренное строительство железных дорог. Строили примерно 2, 7 тысячи км железной дороги в год. Это может показаться незначительным аспектам реформы, но на тот момент это было очень важно для государства. Достаточно сказать, что в войне с Японией одним из ключевых факторов поражения России было недостаточное оснащение железной дорогой, что затрудняло перемещение и передвижение войск.
  • С 1899 года были сняты ограничения на ввоз иностранного капитала и вывоз капитала из России.
  • В 1891 году были увеличены таможенные тарифы на ввоз продукции. Это был вынужденный шаг, который способствовал поддержке местных производителей. Именно благодаря этому был создан потенциал внутри страны.

Краткая таблица реформ

Таблица - Реформы Витте: дата, задачи, последствия
Реформа Год проведения Задачи Последствия
«Винная» реформа 1895 Создание государственной монополии на продажу всех спиртных изделий, включая вино. Увеличение поступлений в бюджет до500 млн рублей в год. «Винные» деньги это примерно 28% бюджета.
Денежная реформа 1897 Введение золотого стандарта, обеспечение российского рубля золотом Снижена инфляция в стране. Восстановлено международное доверие к рублю. Стабилизация цен. Условия для иностранных инвестиций.
Протекционизм 1891 Поддержка отечественного производителя, за счет увеличения таможенных пошлин на воз товаров из заграницы. Рост промышленности. Экономический подъем страны.
Налоговая реформа 1890 Увеличение поступлений в бюджет. Введение дополнительных косвенных налогов на сахар, керосин, спички, табак. Впервые был введен «квартирный налог». Увеличены налоги на оформление государственных документов. Поступления от налогов увеличились на 42,7%.

Подготовка реформ

До 1892 года Сергей Юльевич Витте занимал должность министра путей сообщения. В 1892 году он перешел на должность министра финансов Российской Империи. На тот момент именно министр финансов определял всю экономическую политику страны. Витте придерживался идей комплексного преобразования экономики страны. Его оппонентом был Плеве, который пропагандировал классический путь развития. Александр 3, понимая, что на текущем этапе экономике нужны реальные реформы и преобразования, встал на сторону Витте, назначив того министром финансов, тем самым полностью доверив этому человеку формирование экономики страны.

Основная задача экономических реформ конца 19 века заключалась в том, чтобы в течение 10 лет Россия догнала западные страны, а также укрепилось на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока.

Денежная реформа и инвестиции

Сегодня часто говорят о феноменальных экономических показателях, достигнутых сталинскими пятилетками, но их суть была практически полностью позаимствована у реформ Витте. Разница была только в том, что в СССР новые предприятия не переходили в частную собственность. Сергей Юльевич предполагал провести индустриализацию страны за 10 лет или за пятилетки. Финансы Российской Империи на тот момент находились в плачевном состоянии. Основная проблема заключалась в высокой инфляции, которая была порождена выплатами помещикам, а также непрерывными войнами.

Для решения этой проблемы в 1897 году была проведена денежная реформа Витте. Кратко описать суть этой реформы можно так - российский рубль теперь обеспечивался золотом, или вводился золотой стандарт. Благодаря этому доверие инвесторов к российскому рублю увеличилось. Государство выпускало только то количество денег, которое реально была обеспечено золотом. Банкноту в любой момент можно было обменять на золото.

Результаты денежной реформы Витте появились очень быстро. Уже в 1898 году в Россию начали вкладывать значительные суммы капитала. Причём этот капитал в основном был иностранным. Во многом благодаря этому капитал стало возможным осуществление масштабного строительства железных дорог по всей стране. Транссибирская магистраль и китайско-восточная железная дорога построенный именно благодаря реформам Витте, и на иностранный капитал.

Приток иностранного капитала

Один из эффектов денежной реформы Витте и его экономической политики стал приток иностранного капитала в Россию. Общая сумма инвестиций в российскую промышленность составила 2,3 млрд рублей. Основные страны, которые инвестировали в российскую экономику конца 19 начала 20 века:

  • Франция – 732 млн
  • Великобритания – 507 млн
  • Германия – 442 млн
  • Бельгия – 382 млн
  • США – 178 млн

В иностранном капитале было как положительное, так и отрицательное. Промышленность, построенная на западные деньги, полностью управлялась иностранными хозяевами, которых интересовала прибыль, но никак не развитей России. Государство, конечно, контролировало эти предприятия, но операционные решения все принимались на местах. Ярким примером того к чему это приводит – Ленский расстрел. Сегодня этой темой спекулируют, чтобы обвинить Николая 2 в жестких условиях труда рабочих, но на самом деле предприятие полностью контролировалось английскими промышленниками, и это их действия привели к мятежу и расстрелу людей в России.

Оценка реформ

В российском обществе реформы Витте воспринимались негативно, причем всеми людьми. Главным критиком проводимой экономической политики был Николай 2, который называл министр финансов «республиканцем». В результате сложилась парадоксальная ситуация. Представители самодержавия не любили Витте, называя его республиканцем или человеком, который поддерживается антирусской позиции, а революционеры не любили Витте за то, что он поддерживал самодержавие. Кто из этих людей оказался прав? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, но именно реформы Сергея Юльевича укрепили в России позиции промышленников и капиталистов. А это в свою очередь была одна из причин крушения Российской Империи.

Тем не менее благодаря проведенным мероприятиям Россия по общему объему промышленного производства вышла на 5 место в мире.


Результаты экономической политики С.Ю. Витте

  • Значительно выросло количество промышленных предприятий. Просто по стране составил примерно 40%. Например, на Донбассе было 2 металлургических завода, а за период реформ было построено еще 15. Из этих 15, 13 заводов было построено иностранцами.
  • Возросло производство: нефти в 2,9 раза, чугуна в 3,7 раза, паровозов в 10 раз, стали в 7,2 раза.
  • По темпам роста промышленности Россия вышла на первое место в мире.

Основной акцент делался на развитие тяжелой промышленности за счет снижения доли лёгкой промышленности. Одна из проблем заключалась в том, что основные предприятия строились в городах или в черте города. Это создало условия, при которых пролетариат стал оседать в промышленных центрах. Началось переселение людей из деревни в город, и именно эти люди в дальнейшем сыграли свою роль в революции.

Особого внимания заслуживает, нашедшая отражение в «Конспекте лекций о народном хозяйстве 1900-1901» тема денежной реформы 1895-1897 годов. Стабилизация российского рубля является, пожалуй, одним из самых главных достижений Витте как государственного деятеля. В своих «Воспоминаниях» Витте так характеризовал значимость проведённой им реформы: «Одной из самых крупнейших реформ, которую мне пришлось сделать во время нахождения моего у власти, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами» Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С. 87. Опыт данной реформы во многом был бы поучителен и на сегодняшний день, что, однако отнюдь не предполагает полной экстраполяции и калькирования механизмов её осуществления.

Следует сказать, что проведению денежной реформы предшествовал достаточно продолжительный подготовительный период, связанный с именами предшественников Витте на посту министра финансов - Николая Христиановича Бунге и Ивана Алексеевича Вышнеградского. Ими в частности была проделана большая работа по накоплению золотовалютных резервов: «…золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. рублей» Абалкин Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте. Собрание сочинений и документальных материалов: В 5 т/ Пути сообщения и экономическое развитие России; Кн 1 - М., Наука, 2002. - с. 24. Однако сам Витте вовсе не был склонен отдавать должное заслугам своих предшественников: «К этой реформе подготовляли наши финансы мои предшественники, как Бунге, так и Вышнеградский, но приготовления, сделанные ими, были сравнительно незначительные; в их время не был ещё установлен окончательный план денежной реформы, даже в общих чертах, не говоря уже обо всех деталях. Всё это было совершено мною и проведено в исполнение совершенно против течения; я имел за собою доверие его величества, и благодаря его твёрдости и поддержке мне удалось совершить эту величайшую реформу » Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.88. Как мы можем видеть, Витте не присуща скоромность, когда дело касается отражения собственных заслуг. Заметим подспудно, что трёхтомные мемуары Витте дают весьма искажённое представление и о нём самом и о государственных деятелях, с которыми ему доводилось общаться. Его «Воспоминания» крайне субъективны и в большинстве случаев подчинены политическим интересам самого Витте.

Среди превентивных мероприятий, во многом способствовавших удачному ходу реформы, следует выделить также то, что началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных ослабить спекулятивные сделки и валютную интервенцию. По закону 18 июня 1893 года запрещены сделки по покупке и продаже на срок золотой валюты, тратт и тому подобных ценностей, писанных на золотую валюту, совершаемые исключительно с целью получения разницы между курсом валюты, условленным сторонами, и действительным на какой-либо назначенный ими срок. К числу подготовительных мер можно отнести также заключение таможенного договора с Германией.

С.Ю. Витте пришлось решать и ещё одну проблему перед началом самой реформы: на чём основать денежное обращение - на одном ли металле (золоте или серебре) или на двух металлах совместно. Россия в то время всё более решительно ориентируется на дружбу и сотрудничество c Францией, которая со временем станет нашим главным кредитором (а затем и союзником в первой мировой войне). Крупнейшие французские финансовые авторитеты Альфонс Ротшильд и Леон Сэ усиленно советовали ввести в России денежное обращение, основанное на серебре. Они неоднократно обращались к Александру III со специальными записками по этому вопросу. Но Витте не спешил выполнять эти рекомендации. Он прекрасно понимал, что за советами «друзей» стоит трезвый денежный расчёт. Франция имела в обращении наибольшее количество серебра из всех великих финансовых держав того времени. И согласие России на обращение, основанное на серебре, прочно «привязывало» Россию к Франции. Как писал Витте, французы преследовали свой карманный интерес.

По поводу же системы биметаллизма Витте так высказывает свои соображения в «Конспекте лекций…»: «Если по каким-либо обстоятельствам один из этих металлов (золото или серебро) подвергнется ограничению в качестве орудия денежного обращения, например, будет ограничен его легальный курс, или при сохранении даже легального курса (т.е. обязательности приёма в платежи на всякую сумму) будет ограничена свобода чеканки монеты из этого металла, то биметаллическая система перестанет существовать в чистом виде, она начнёт «хромать» и получится так называемая хромающая денежная система или хромой монометаллизм » Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 214. И далее: «…при господстве системы биметаллизма, т.е. когда два металла являются одинаково законным платёжным средством и обладают свободной чеканкой, более дешёвый металл вытесняет из обращения более дорогой и биметаллизм превращается фактически в монометаллизм. Закон этого явления можно формулировать так: монета худшего качества вытесняет из оборота хорошую монету, тогда как эта последняя не может вытеснить худую монету» Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 215.

«Накопление значительного золотого запаса и устойчивость курса рубля, - пишет Витте в «Конспекте лекций…», - позволили, наконец, в 1895 году привести в исполнение меру, проектированную ещё в царствование императора Александра III, именно, разрешить сделки на русскую золотую монету и допустить взнос её во все правительственные кассы по установленному Министерством финансов курсу. В декабре 1895 года курс определён был в 1 рубль 50 копеек кредитных за 1 рубль золотом. Курс этот был закреплён на неопределённое время и, наконец, окончательно фиксирован указом 3 января 1897 года. Этим же указом цена золотой монеты была приноровлена к цене кредитного рубля, и установлено чеканить золотую монету с прежним содержанием чистого золота, но с обозначением цены: на полуимпериалах вместо 5 рублей - 7 рублей 50 копеек и на империалах вместо 10 рублей - 15 рублей. Таким образом, было введено у нас золотое металлическое обращение. С этих пор фактически восстановлен размен кредитных билетов на золотую монету» Витте С.Ю. Конспект лекций, С. 216-217.

В 1897 году была установлена чеканка новой золотой монеты 5-рублёвого достоинства в 1/3 империала, и денежной единицей определён золотой рубль, равный 17,424 долей чистого золота; с 1898 года стала чеканиться золотая монета в 10 рублей. Наконец в 1899 году издан монетный устав, который объединил в себе все новые постановления о монетной системе.

Витте убеждал, что бумажные деньги нужно выпускать не для удовлетворения текущих потребностей обращения, а исключительно для потребностей Государственного банка как главного кредитного учреждения. Бумажные деньги должны рассматриваться как обязательства Государственного банка, а потому должны иметь обеспечение. Именно Витте впервые провёл бумажные деньги по пассиву Госбанка.

По указу от 29 августа 1897 года общая сумма выпущенных в обращение кредитных билетов в 600 млн. рублей должна была покрываться золотом на половину, т.е. на 300 млн. рублей. Превышение же предела в 600 млн. рублей должно было обеспечиваться золотом в пропорции 1:1.

История не знала до того примеров, когда благодаря удачному применению политики валютных интервенций была бы достигнута столь успешная и длительная стабилизация курса бумажной валюты, как в России конца XIX века. Ей удалось выдержать относительно стабильный курс бумажного рубля в течение четырёх лет. Денежная реформа завершилась в 1899 году перечислением таможенных пошлин на новую валюту и изданием нового монетного устава.

Механизм проведения денежной реформы и ее результаты получили высокую оценку, как в России, так и среди ведущих финансистов мира. Переход от неустойчивой бумажной валюты к твердой обратимой валюте отвечал прежде всего насущным интересам развития промышленности и привлечения иностранного капитала. Внешняя торговля приобрела еще большее значение как источника финансовых поступлений в государственную казну.

Денежная реформа Витте заменила серебряный монометаллизм золотой валютой, рубль стал конвертируемым и в России, и в других государствах мира. Эта мера обеспечила мощный приток иностранных вложений (около 3 миллиардов рублей) в русские государственные облигации и ценные бумаги. Строгие правила выпуска банкнот, и добросовестное отношение к долговым обязательствам снискали России высокое доверие в финансовом мире, что позволило заключить внешние займы на выгодных условиях. Русские государственные займы размещались главным образом во Франции (до 80 процентов), на гарантированные правительством облигации имелся спрос также в Германии, Бельгии и несколько позднее в Англии.

Конечно же, денежная система страны после проведенной Витте реформы оказалась довольно неэластичной. В экономической литературе уже неоднократно указывалось, что русские кредитные билеты, по существу, являлись не банкнотами, а золотыми сертификатами. Выпуск этих билетов не был связан с развитием банковского кредита, он обеспечивался огромным золотым фондом, который лежал мертвым грузом в подвалах государственного банка. Правительство не могло предпринять эмиссию ассигнаций без соответствующего увеличения золотого запаса. Но такая система была в данной ситуации в значительной степени вынужденной: она вытекала из необходимости поднять кредитоспособность страны на международной бирже. Золотой блеск громадного металлического запаса должен был создать у иностранных кредиторов и инвесторов представление об особой финансовой устойчивости России.

Принятый в России уровень девальвации рубля, при котором 1 рубль золотом равнялся 1 рублю 50 копейкам кредитных, не был в полной мере ни естественным (т.е. сложившимся за какой-то период времени), ни случайным уровнем момента. Это был уровень хотя и близкий к фактически складывающемуся среднему курсу, но искусственно заниженный и выдержанный посредством политики интервенций.

Стабилизация рубля позволила на опыте проверить реальность избранного уровня девальвации, возможность поддержать размен кредитных билетов на золото при обесценении их на треть. Удачно применена была и скрытая девальвация. Россия подогнала не кредитный рубль к золоту, а наоборот, золотой рубль к кредитному рублю. Были оставлены в обращении бумажные деньги и уменьшено металлическое содержание золотого рубля в соответствии с избранным уровнем девальвации, т.е. на одну треть: сначала путём переименования золотых монет прежнего чекана - полуимпериала в 7,5 рублей, а империала - в 15 рублей, а затем посредством уменьшения количества золота в 5 и 10 рублёвых монетах. В результате применения скрытой девальвации стабилизация рубля была осуществлена так, что внешне всё осталось без изменений. Ни замены денежных знаков, ни пересчёта цен не потребовалось. В своих «Воспоминаниях» Витте писал по этому поводу: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило её, как будто бы ничего, собственно и не изменилось» Витте С.Ю. Воспоминания. В т.3 (1894 - октябрь 1905) Царствование Николая II - Таллин; М, Скиф-Алекс, 1994; С.92.

Л.И. Абалкин в своей работе «Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте» указывает на один немаловажный момент, а именно: «Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России… С.Ю. Витте, исходя из основ своего экономического воззрения, поднялся над примитивной и вульгарной… трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед… Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны» Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 27.

Следует сказать также о том, что проведение денежной реформы сопровождалось противоборством её сторонников и противников. «За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые методы стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадала с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров по проблеме денежного обращения». Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Её осуществление лишило дворянство дешёвых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом» Абалкин Л.И. Указ. соч. с. 28-29. Этот факт отразился в жёстком сопротивлении введению золотого обращения Государственным советом.

Денежная реформа 1895-1897 годов, безусловно, сыграла огромную роль и дала мощный толчок развитию производительных сил в России. Произошло это главным образом за счёт привлечения иностранного капитала. Профессор Сабанти высказывает мысль о том, что основным побудительным моментом введения золотого обращения в России было создание иллюзии благоприятного финансового положения страны для иностранных инвесторов: «Накопление золотого запаса и введение золотого стандарта не играли существенной роли при внутренних расчётах. Реформа Витте была рассчитана, прежде всего, на привлечение иностранного капитала в Россию: денежного и промышленного. Именно на это была рассчитана демонстрация устойчивого финансового положения России» Сабанти Б.М. История финансов России. - Л.:ЛФЭИ, 1986.-с.6.

Как бы то ни было, но опыт стабилизации рубля 1895-1897 годов послужил образцом для других стран. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, после первой мировой войны - Франция.

Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина

Учишь английский? Сервис для изучения — LangLC.ru — проходи тесты по английскому языку, практикуй грамматику! (есть версия для мобильных устройств)

Промышленный подъем 90-х гг. XIX в. обеспечил высокие темпы развития тяжелой промышленности, которая к началу XX в. давала почти половину всей промышленной продукции. Бурно развивалось железнодорожное строительство, стимулируемое огромными государственными вложениями. За 1890-1900 гг. протяженность дорог в России увеличилась почти в 2 раза

Итогом промышленного подъема последнего десятилетия XIX в. явилось не только общее увеличение продукции промышленности (она возросла к концу века в 2 раза), но и значительная концентрация производства, повышение производительности, техническое перевооружение предприятий.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849-1915 гг.). Занимая последовательно посты начальника железнодорожного ведомства, министра финансов, премьер-министра (1905-1906 гг.), он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматривал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фактор, как социальный инструмент стабилизации политической обстановки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния "хозяина земли Русской" Николая II (1894-1918 гг.). Не оправдались надежды либералов на то, что период реакционного царствования Александра III завершится с его смертью. Новый император не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за предыдущие десятилетия проблемы. За годы его царствования России предстояло пережить две войны и две революции.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение "золотого стандарта", т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. За десятилетний период сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. рублей до 900 млн. рублей. Главными вкладчиками были банки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. — 269. Правительство брало крупные заграничные займы. За время пребывания С.

Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России возросла более чем на 1 млрд. рублей.

Россия вывозила капитал в более отсталые страны, как Иран и Китай, и главным образом — в Среднюю Азию и Закавказье.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. исключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет: при Витте 365 млн. рублей в год, при его преемниках — до 543 млн. рублей.

В то же время экономическая политика царского правительства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И программе Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин экономического кризиса 1900-1903 гг. завершившего промышленный подъем 1895-1899 гг. Однако кризис выразился только в снижении темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909-1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъем, когда доля тяжелой промышленности в общем объеме промышленного производства достигла 40 %, а страна стала удовлетворять свою потребность в станках и оборудовании на 56 % за счет собственного производства. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства. Для обеспечения повышенной доходности правительство использовало выгодные казенные заказы, монополизацию промышленности, высокий уровень эксплуатации, колониальную политику. Но если сравнить развитие предпринимательства в России и на Западе, то предлагаемые самодержавием условия торговопромышленной деятельности не обеспечивали его свободное развитие.

Естественным продолжением правительственного курса в начале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862-1911 гг.), занимавшего пост председателя Совета Министров в 1906-1911 гг. В основе его реформы лежали такие мероприятия, как ослабление общины, передача земли в собственность крестьян, создание хуторско-отрубной системы, активизация крестьянских переселений. Проведение их было обусловлено необходимостью ускоренного развития капитализма в сельском хозяйстве.

Основным актом аграрной политики Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. в соответствии с которым крестьяне получили право выхода из общины и закрепления своего индивидуального надела в личную собственность. Государство и уездные землеустроительные комиссии использовали все методы — от пропаганды реформы до прямого давления на сельские сходы. Излишки надельной земли отдавались "укрепленцам" либо бесплатно, либо по номинальной (условной) цене.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской России, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Столыпинский план реконструкции России не исчерпывался только аграрными преобразованиями. Он включал в себя и целый комплекс реформ местного самоуправления, образования и вероисповедания. В частности, предполагалось восстановление бессословного принципа и снижение имущественного ценза при выборах в земства, ликвидация волостного суда для крестьян, то есть уравнение крестьянства в гражданских правах со всем остальным населением, введение всеобщего начального образования, гарантирование свободы совести. Однако эти проекты были провалены в Государственном совете, так как влиятельные силы выступали противниками курса Столыпина.

Результаты реформы: выход из общины в 1915 г. около 27 % всех общинных дворов, создание 1265 тыс. хуторов и отрубов (10,3 % от всего числа крестьянских хозяйств), уход из деревни в город 4 млн. общинников, продавших свои земли. За 10 лет за Урал было переселено более 3 млн. человек. Посевные площади за Уральским хребтом увеличились в 2 раза.

Годы аграрной реформы отмечены устойчивым ростом сельскохозяйственного производства. Выросли общий сбор хлебов, производство товарной продукции, урожайность зерновых. Среднегодовая продукция пшеницы за период, прошедший между пятилетиями 1898-1902 гг. и 1908-1912 гг. возросла на 37,5 %, кукурузы — на 44,8 %, ячменя — на 63,2 %.

Однако, давая оценку результатам реформы, следует учитывать, что на положение дел в сельском хозяйстве Европейской России оказывало влияние много объективных и субъективных факторов.

Так, с 1907 г. были отменены выкупные платежи для крестьян, что создавало условия для стабилизации их хозяйства. С 1907 г. резко выросли мировые цены на хлеб. Аграрная реформа совпала с рядом урожайных лет — 1909, 1910, 1912 и 1913 гг. Сельскохозяйственное производство стимулировалось и потребителями его продукции — промышленностью и городами, которые быстро развивались.

С экономической точки зрения аграрная реформа имела несомненные прогрессивные черты, заменяя отживающие хозяйственные структуры более рациональными, открывавшими возможности для роста производительных сил в земледелии. С политической точки зрения она была скорее консервативной, так как хотела подвести под самодержавие более прочный фундамент.

И отношение общества к реформам Столыпина было неодно-значным.

Крестьяне, с одной стороны, принимали идею частной собственности на землю, но, с другой стороны, они понимали, что реформа не спасет деревню от малоземелья и безземелья, не под-нимет уровня крестьянской агрокультуры, не даст успокоения де-ревне. Решительными противниками реформаторства выступили и правые, и левые политические силы, а тонкий слой общества, раз-деляющий политику Столыпина, не мог обеспечить успех его ре-формам.

Столыпинская аграрная политика была последней возможностью путем реформ "сверху" перейти на новые рельсы экономического и политического развития. Реализовать эту возможность можно было только объединенными усилиями всего общества. Однако быстрая поляризация общества, политическая агитация уравнительно-социалистического направления различных политических партий, увеличивающаяся конфронтация в обществе — все это мешало реализации такой возможности.

Введи промокод: 5867325 при регистрации в магазине электроники Ulmart и покупай товары по спец.цене для постоянных клиентов прямо сейчас!

Финансовая реформа С.Ю. Витте

Министр финансов С. Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И. А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле "реформа Витте" может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа С. Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

Первый шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С. Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С. Ю. Витте.

Третий шаг заключался в том, что С. Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы — кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

Политика С. Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С. Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С. Ю. Витте.

Строительство КВЖД не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др.

Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С. Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877-1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 млн руб.

При С. Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой - должен был осуществлять банковское дело всей страны.

В 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга.

Совершенствовать деятельность Министерства финансов начали еще при императоре Александре III, а С. Ю. Витте продолжил.

Было утверждено "расписание должностей по классам и разрядам мундиров и пенсий" и повышены все оклады. Для чиновников стало обязательным высшее образование, продвижение по государственной службе предполагало выслугу для должностей 6-го класса не менее 3 лет, 5-го класса - не менее 6 лет.

При С. Ю. Витте государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура бюджета в сторону возрастания в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С. Ю. Витте использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государственный бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной промышленности и необходимое для этого развернутое строительство железных дорог С. Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

Витте родился в семье обрусевших немцев 17 июня 1849 года. Он получил хорошее образование, окончив в 1870 г.

Денежная реформа в России 1895-1897 годов

Новороссийский университет. Имея ученую степень кандидата физико-математических наук, Витте Сергей Юльевич по причине острой нехватки денежных средств вынужден был отказаться от карьеры в науке и начать работу на одесской железной дороге. Начав с самых низких должностей, он достаточно быстро дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. Дальнейшая его карьера складывалась столь же успешно. Министр финансов Витте занял свой пост в 1892 году по праву, благодаря выдающимся способностям.

С. Ю. Витте краткая биография невозможна без упоминания о его экономической политике и реформировании финансовой системы страны, стремился к столь масштабной цели, как индустриализация России. Для этого необходимы были серьезные финансовые затраты. Витте нашел весьма удобный способ пополнения бюджета страны, введя винную монополию в 1894 году. Пошел он и на столь непопулярную у большей части населения меру как повышение налогов.

Финансовая реформа Витте, проведенная в 1897 году, разрешила свободно обменивать рубли на золото – был введен золотой стандарт. Денежная реформа С. Ю. Витте привела к усилению притока в страну зарубежных капиталов. Ведь благодаря реформе финансовой сферы стал возможен вывоз из страны золота. Но, несмотря на то, что привлекательность России в глазах зарубежных компаний выроста, отечественный производитель был достаточно надежно защищен от конкуренции благодаря таможенному тарифу. Последовательная политика Витте привела к превращению рубля в одну из наиболее устойчивых валют того периода.

Влияние этого, безусловно, выдающегося человека распространялось и на внутреннюю политику. Внутренняя политика Витте оказавшись довольно консервативной, позволила серьезно укрепить позиции самодержавия. Во внешней политике важнейшей целью Витте было сведение к минимуму влияния Японии на территориях Дальнего Востока. Заключение с Японией в 1905 году Портсмутского мира принесло Витте титул графа.

Следует отметить, что Николай 2 был весьма расположен к своему министру финансов. Однако расположением света Витте никогда не пользовался. А после того, как он женился с громким скандалом на Матильде Лисаневич, неприятие общества только усилилось. Но, тем не менее, Витте обрел с ней личное счастье.

Общая нестабильность экономики в России в 1880-х гг. стала предпосылкой для денежной реформы Витте. Министр финансов представил на рассмотрение царя Николая II свой доклад, в котором привел все доводы в пользу введения единого золотого стандарта в стране.

Ход реформы

Началом реформы считается 8 мая 1895 г., когда состоялось подписание закона, позволявшего заключать сделки в пересчете на золото. Все отделения Государственного банка стали принимать у населения и покупать золото. При этом банк смог на свой счет получать золотые монеты, и его примеру вскоре последовали другие частные банки.

Уже к декабрю 1895 г. был установлен официальный курс обмена кредитных билетов стоимостью 7 рублей 40 копеек на один золотой полуимпериал номинальной стоимостью 5 рублей.

Объем золотой наличности к 1897 году Государственным банком был увеличен до 1095 млн. рублей. На тот момент эта сумма была почти равной общему количеству ходивших свободно по всей стране кредитных билетов (1121 млн. рублей).

В 1897 году, через 2 года с момента принятия судьбоносного закона, был издан новый указ, согласно которому Госбанк получил монопольное право печатать кредитные билеты, поменять которые на настоящее золото мог каждый, кто ими владел. В стране чеканились и находились в обращении золотые монеты по 5 и по 10 рублей.

Результаты реформы

Безусловно, денежная реформа Витте пошла на пользу экономике России. Официальный курс российского рубля стал крепок, как никогда ранее. Это стало причиной увеличения привлекательности инвестиционных проектов в России. В различные отрасли производства вливались не только отечественные, но и иностранные капиталы.

Золото в виде монет находилось в свободном обращении до самого 1914 г. Тогда только все золотые монеты исчезли из обращения. На тот момент их насчитывалось на сумму в 629 млн. рублей.

Россия смогла подтвердить надежность собственной национальной валюты самым твердым обеспечением – золотом. По свидетельству современников, например, министра финансов Коковцова В.Н., только первые 300 млн. бумажных рублей были выпущены без золотого обеспечения. Далее кредитные билеты печатались только с обеспечением золотом в соотношении 1:1.

Закон ни разу не был нарушен до самой Первой Мировой войны. Исключительно Госбанк обладал монопольным правом, как правительственное учреждение, выпускать в обращение кредитные билеты. При этом на каждый выпущенный в обращение бумажный рубль в хранилище банка имелось необходимое для его покрытия количество золота в слитках или в монетах. Золотой запас Госбанка на 1904 год составлял 900 млн. рублей, а к 1913 году вырос до 1680 млн. рублей.

По мнению современников и потомков не только в России, но и в других странах мира, денежная реформа Витте стала настоящим событием в экономике не только отдельно взятой страны (России), но и всего мира. Она заключалась не только во введении монометаллизма, но и в целом ряде мер по стабилизации экономики. Руководящая роль отводилась двум институтам – Госбанку и Минфину.

Сергей Юльевич Витте - видео