Экономическая политика.

АЛМАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СТАТИСТИКИ

Кафедра «Экономика и менеджмент»

ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «Экономическая политика»

Специальности Менеджмент,

В050600 - Экономика

Алматы, 2014 г.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – ИСТОКИ ФОРМИРОВАНИЯ

План лекции

1. Закономерности развития рыночной экономики

2. Экономические процессы в XVIII – XIX веках

3. Причины формирования общеэкономической политики

В развитии рыночной экономики проявляются многие закономерности. Одна из них заключается в том, что структура рыночной системы имеет тенденцию к постоянному усложнению. Порой это связано с немалыми издержками. Однако доминирующий итог – рост результативности рыночного механизма. Такой процесс затрагивает все исторические этапы его формирования и развития: от простых форм рыночного обмена, становления рыночной экономики в национально-государственных рамках до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм.

Результатом взаимодействия обстоятельств явился подъем рыночной системы на совершенно новый качественный уровень. Речь идет о таких явлениях, как промышленный переворот конца XVIII – начала XIX века и бурная экспансия рынка в этот же период. Экономические процессы в XVIII – XIX веках создали качественно новую основу для взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами.

Первые ростки экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В ее рамках как относительно самостоятельные направления практиковались: таможенная, аграрная, промышленная и социальная политики.

Серьезной причиной формирования общеэкономической политики были две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Однако наибольшее воздействие оказал мировой экономический кризис 30 –х годов.

В экономической литературе существуют различные определения экономической политики. Приведем вариант ученого ФРГ Х.Гирша: экономическая политика государства представляет собою совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание.

Рассуждая об экономической политике, надо иметь в виду несколько принципиальных положений:

1) Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации – с одной стороны, и перемены экономического мышления – с другой.

2) Сложившаяся в развитых странах практика показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда сильнее осуществляется ориентация на имеющиеся в данной стране реалии.

3) Экономическая политика является решающим средством поддержки политического курса страны.

Контрольные вопросы:

1. Какую связь вы видите между развитием рынка и научно-техническим прогрессом?

2. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано?

3. Какие институциональные образования вы можете назвать среди объектов экономической политики?

Тема 2 СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

План лекции:

1. Государство как субъект экономической политики

2. Негосударственные субъекты экономической политики

3. Социально-экономические цели регулирования

Субъектов экономической политики несколько. К ним относятся: государство, включаемые в его состав региональные, местные институциональные образования, а также негосударственные союзы, объединения.

Государству дана власть для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять свою активность в сторону определенных единых целей. В рамках реализации роли государственного звена существует разделение функций. На уровне парламента происходит обсуждение и принципиальное одобрение основных направлений экономической политики. Отвечает за ее проведение исполнительная власть – правительство. Оно, в свою очередь, передает права (и задания) по реализации политики институциональным органам.

Среди субъектов экономической политики имеются также институты, имеющие надгосударственный характер. Их функционирование связано с системой межгосударственных соглашений. Национальные органы власти передают им часть своих управленческих функций. Так возникает форма надгосударственной экономической политики. Наиболее яркий ее пример – деятельность Европейского сообщества.

К негосударственным субъектам экономической политики относятся различные объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп. Это, прежде всего профсоюзы, союзы предпринимателей, картели, кооперативы. Между союзами и государством нередко возникает открытая война. Вариант согласования интересов государства и экономических союзов, групп заключается в том, что этим объединениям может делегироваться из рук государства определенный круг функциональных задач.

Экономическая политика представляет собой процесс реализации определенных целей. Для их полного понимания, обозначения и правильного выполнения требуется четко представлять всю структуру задач общества. На глобальном, высшем уровне следует обозначать основную цель экономики . Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества.

Кроме основной цели существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей. В экономической литературе их порой обозначают как функции государства.

К главным целям можно отнести:

– свободное развитие общества;

– правовой порядок;

– внешняя и внутренняя безопасность.

Контрольные вопросы

1. Почему система целей экономической политики имеет достаточно сложную структуру?

2. Правительства стран с развитой рыночной экономикой в своих программах обычно выдвигают обычно не достижение главной цели (достижение благосостояния общества), а выполнение подчиненных задач. В программах же правительств социалистических стран отмечалась преимущественно ведущая цель. Попытайтесь объяснить данное различие.

3. Насколько важна, по вашему мнению, цель достижения экономической свободы?

4. От чего зависит очередность выполнения целей?

5. Какие примеры противоречивых целей вы могли бы назвать?

6. Какие примеры нейтральных целей вы могли бы назвать?

7. Какие примеры взаимно поддерживающих целей вы могли бы назвать?

8. Человеческое общество в своем развитии испробовало различные варианты институционального устройства. Однако экономическая политика реализуется, как правило, в любом случае. В чем, по вашему мнению, заключается специфика проведения экономической политики в капиталистической, социалистической, фашистской экономике? В чем сходство и в чем различия?

9. Считаете ли вы, что возможна идеальная экономическая политика?

1.Назарбаев Н.А. «Послание Президента страны народу Казахстана. Казахстан 2030 процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Алматы, 1998г.

2.Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. С-Пб: Питер, 2002.

3.Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ. – 2003.

4.Борисов А.Г. Экономическая теория: Учебник. М. Юристъ. 2002.

5.Войтов А.Г. Экономика Общий курс / Учебник ИВЦ. Маркетинг. 2001.

6.Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник. – Киров: АСА, 2002.

7.Райзберг Б.А. Основы экономики / Учебное пособие. М., ИНФРА. 2003.


ВВЕДЕНИЕ

СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1 Понятие и формирование экономической политики государства

2 Методы и инструменты экономической политики государства

СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

2 Цели и принципы экономической политики государства

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1 Основные экономические проблемы и способы их решения

2 Особенности и оценка эффективности экономической политики России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Экономическая политика государства представляет собой область деятельности государства, в которой, соединяются идеологические, культурные и научные положения государственной власти. Она связана с государственной внутренней и внешней политикой, с государственными принципами и военной политикой. Экономическая политика призвана способствовать созданию экономических условий для проведения государственной политики. Она оказывает влияние на экономические процессы и развитие экономики. Как особый вид деятельности, экономическая политика выражает задачи, цели и интересы общества, страны, государства.

Главная цель государства - это создание социально экономических условий для развития общества. Стабильность экономики зависит от действия всех факторов: исторических, природных, национальных, государственных. Однако, в основном она предопределена историческим прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой: состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, спросом и предложением на товары и услуги; и ранее принятыми решениями. Государство же регулирует экономику через институты экономической политики, и с помощью ее инструментов корректирует недостатки рыночного механизма.

Но все же, экономическая политика государства обусловлена не только историческими предпосылками, и тем, что зафиксировано в государственных планах, но и текущими решениями, которые принимаются по ходу. Такие действия способны изменить официальную экономическую политику, так как она не стабильна из-за социально-экономической, военно-политической и природно-экологической ситуаций.

Актуальность исследуемой темы определяется тем, что именно экономическая политика является ос?новой жизнедеятельности общества. Она способна в значительной степени влиять на общественный прогресс?. Гибкость и маневренность экономической политики способствует рос?ту благосостояния нации.

Объект исследования - экономическая политика государства.

Предмет исследования - цели, принципы и содержание экономической политики государства.

Целью данной курсовой работы является теоретическое и практическое изучение сущности экономической политики государства.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

-дать определение понятия «экономическая политика государства», рассмотреть истоки ее формирования;

-изучить методы и инструменты экономической политики государства;

-раскрыть содержание экономической политики государства;

-определить основные цели и принципы;

-рассмотреть основные проблемы экономической политики государства;

-выявить особенности экономической политики государства и оценить ее эффективность в России.


1. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


1.1 Понятие и формирование экономической политики государства


В своем достижении экономика любой страны подчиняется объективным историческим и экономическим закономерностям. Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Для развития рыночной экономики характерна такая закономерность как тенденция к постоянному ее усложнению.

Первый этап усложнения был связан с промышленным переворотом конца XVII - начала XIX в. На этом этапе в истории человечества произошло изменение характера социально - экономического развития. Причиной для резкого взлета рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров. Это было обусловлено переходом на машинное производство. Увеличение серийности выпуска позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Дешевая продукция и повышение индивидуальных доходов привели к резкому расширению рыночного оборота.

Второй этап, начавшийся в конце XIXв. и продолжающийся до сегодняшнего дня, основан на социально - экономических процессах: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства. Задача их заключалась в том, чтобы помогать рыночному механизму обеспечением его инфраструктуры системой правовых норм, внешней и внутренней безопасностью, устойчивой национальной валютой, системой общественных благ. Такая инфраструктура нужна рыночному механизму для более эффективной его самореализации. Государство начало выступать в новой экономической роли, проявлялись контуры экономической политики .

Экономическая политика государства (Economic policy) - это набор инструментов, рычагов, мер и действий правительства страны, оказывающих влияние на развитие макроэкономических показателей для достижения общественно значимых целей.

Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий и граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть возможностями всех ветвей государственной власти. Правительство избирает путь, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально - экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны еще в конце XIX в. пример тому - Германия, опередившая в этом отношении многие страны. По указанию О.Бисмарка было принято социальное законодательство, на основе которого возникла новая сфера (ставшая затем «классической») - социальное страхование. В 1883 году, законом было введено страхование по болезни, затем (1884г.) - от несчастных случаев и, наконец, в 1889 г. - по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обеспечению. Интерес к экономической роли государства проявился уже в то время столь активно, что экономисты пытались выделить закономерности его вмешательства в хозяйственную жизнь .

Таким образом, экономическая политика - это, проводимая государством, правительством страны, генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально - экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано .

В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства . Чаще всего индикатором, на который реагирует конструктор государственной экономической политики, является величина и динамика валовой внутренней продукции, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в тоже время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики .

Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных законах, параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся в условиях государственного кредитования, ставках государственного налогового обложения и предоставляемых льготах, государственном воздействии на импорт и экспорт в величинах внешнего и внутреннего государственного долга . Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлено, прежде всего, нестабильностью социально - экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменение позиций правительства, либо сменой его состава.

Экономическая политика проводиться государством, и реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер.


1.2 Методы и инструменты экономической политики государства


Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики:

.Меры прямого воздействия. Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.

.Меры косвенного воздействия. Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создает условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики .

Существуют еще одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно - институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы .

Административные меры. Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильности, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности, защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений. Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения .

Экономические меры. К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения. Под этими мерами понимают различные методы воздействия на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

-финансовую политику, в том числе бюджетную, фискальную политику;

-денежно - кредитную (монетарную) политику;

-экономическое программирование и планирование;

-прогнозирование .

Институциональные меры. Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определенных общественных институтов. При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов, означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определенных социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности» .

В рамках фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП. К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно - денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот .

В рамках денежной политики, государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную ставку, а тем самым - на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние на инфляцию . Одним из направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости. Политика в сфере внешнеэкономического регулирования, включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

2. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА



Определяя содержание экономической политики, П. Вельфенс пишет: «Целенаправленное создание рамочных условий в рыночной экономике и рациональное осуществление мероприятий с целью оказания влияния на экономические процессы и развитие экономики». Стало быть, главное в экономической политике - создание рамочных условий для хозяйствующих субъектов. Но эти условия могут иметь различные «степени свободы». Государство может либо достаточно жестко регламентировать «правовые игры», либо дать самые общие «вехи», определяющие фарватер предпринимательской деятельности . Примеры с малым бизнесом в современной России дают основание полагать, что жесткая регламентация хозяйственной деятельности на руку только чиновникам, аппетиты которых не знают границ. Экономическая политика, являясь плодом деятельности государства, не должна создавать условия для чиновничьей ренты.

И здесь обратимся к В.М.Штейну, который считал, что политика опирается при установлении норм человеческого поведения на систему абсолютных, обязательных для всех ценностей. Указанная система - продукт длительного исторического развития, в котором синтезированы определенные этические нормы поведения, национальный экономический менталитет. Однако и эти нормы часто нарушаются, что подтверждается многочисленными экономическими преступлениями. Политика исходит из системы абсолютных ценностей, но она же должна наказывать тех, кто эти ценности не воспринимает.

П. Вельфенс обращает также внимание на то, что в экономике хозяйствующие субъекты стремятся достичь для себя наибольшей полезности. Но они действуют, ориентируясь и на поведение других, и на собственные ожидания

Хозяйствующий индивид живет в обществе, а не необитаемом острове. Поэтому рамочные условия, которые определяет государство путем разработки экономической политики, не могут не учитывать общий вектор социального развития (в широком смысле). В этом контексте Дж.Стиглиц указывал на то, что некоторые модели и рецепты современных макроэкономистов напоминают академические забавы, поскольку не учитывают особенности тех или иных стран .

Речь идет, таким образом, о том, что аналитическая конструкция должна обязательно учитывать национальные особенности. В современной России экономическая политика часто не учитывает, и более того, игнорирует национальные особенности. Особенно грешили этим либералы начала 1990 - х гг.

Итак, экономическая политика, творцом и создателем которой выступает государство, является своеобразным маяком в бурном море рыночной экономики. Но курс все же прокладывают конкретные люди, наделенные государством определенными полномочиями. И от того, как эти «штурманы» учитывали интересы государства, зависят разрабатываемые ими «рамочные условия». Поэтому отбор и контроль за теми, кто призван определять экономическую политику, также является важнейшей функцией государства. Здесь законодательная власть, представлена народными депутатами, должна контролировать соответствие «рамочных условий» интересам государства в целом, а не отдельных групп или лиц. Особые требования к народным избранникам внедрить в практику весьма проблематично. Но учет особенностей национального экономического менталитета при разработке экономической политики - обязательное условие ее успешной реализации.

При этом важен выбор концептуальной модели экономического развития. Экономическая наука неоднозначно отвечает на ключевые вопросы, от решения которых зависят все стороны хозяйственной жизни. «Неоклассическая» экономическая теория и кейнсианство по - разному дают рекомендации высшему менеджменту. «Мейнстрим» как основное течение в анализе, обеспеченное единством избранной методологии, идеологических предпосылок, других допущений, - детище ХХ в. . Сравнительный анализ, изучающий влияние сдвигов значений экономических параметров на функцию экономической системы, являясь мощным аргументом в пользу обоснования экономической политики. Здесь так же нет монополизации во взглядах. Главные позиции - теория Вальраса - Хикса и теория Маршала. Это еще раз подтверждает высказанное ранее положение о том, что экономическая наука по ключевым вопросам не дает однозначного ответа. Аксиомы типа «Волга впадает в Каспийское море» здесь не годятся. Поэтому монополизм на истину в экономической теории невозможен.

Целесообразность государственного вмешательства в экономику - главный вопрос разногласий между представителями «неоклассического» направления и кейнсианства. Уроки кризиса усилят аргументы в пользу сторонников государственного регулирования, но противостояние не закончится. С определенной периодичностью победу одерживают и те, и другие. Так продолжается со времен «Великой депрессии».

В учебнике Н.Г.Мэнкью «Принципы экономики» автор назвал целую главу «Основные проблемы макроэкономической политики», где рассуждает о целесообразности государственного воздействия на экономику. Однако еще А.Смит, а затем и К.Маркс большое внимание уделяли экономической роли государства. А.Смит, авторитет которого через два столетия не только не пошатнулся, но и возрос, обращал внимание на несколько направлений расходов государства, а значит и особой его роли в этом. В их числе: поддержание обороны, обеспечение правопорядка, развитие образования, содействие торговле и поддержанию достоинства. Он был сторонником развитой рыночной экономики, законы которой все расставляют по своим местам. Но и по его доктрине деятельность государства и его вмешательство в экономику имеет место. У К.Маркса десятки страниц отводятся роли государства, включая его экономическую функцию. Так, в «Капитале» есть указание на особую функцию государственного управления, вытекающую из самой природы общественного труда. У В.И.Ленина государство является экономическим центром страны, отсюда и внимание к экономической политике .

В советский период много писали о роли государства. В первом учебнике политической экономики под редакцией академика К.В.Островитянова утверждалось, что плановое управление народным хозяйством составляет важнейшую черту хозяйственно - организаторской функции социалистического государства. Однако рыночная экономика, основой которой является частная собственность, предполагает принципиально иной подход к определению роли государства. Но можно констатировать, что государство в условиях общественной собственности по иному определяет рамочные правила поведения хозяйствующих субъектов. Государство на определенных этапах ослабляло диктат и расширяло оперативно - хозяйственную самостоятельность предприятий. Именно тогда речь шла о так называемом полном хозрасчете. В наши дни это уже история .

Вывод: в целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно организовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики.


2.2 Цели и принципы экономической политики государства

экономический политика государственный воздействие

Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области управления экономикой.

Главное место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации. Влияние на экономическую политику также оказывает и личность(в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики и необходимость выхода из кризисной ситуации, сделали актуальным принятием новых организационных решений, концентрацию усилий государства на формирование более эффективных подходов к государственному регулированию экономике.

В первую очередь это изменение базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженное в усилении его экономической функции и наращивания эффективности экономики в условиях неуклонного обострения международной конкуренции .

Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения её формирования:

.Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух других факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

.Эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления.

.Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны .

Процесс разработки экономической политики начинается с определения её целей на основе анализа состояния и перспектив социально-экономического развития.

Главной целью является достижение максимального благосостояния всего общества. Кроме основной цели, существует совокупность задач(целей второго уровня)- главные цели. К ним принято относить:

)Свободное развитие общества;

)Правовой порядок;

)Внешняя и внутренняя безопасность.

Достижение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы.

Затем идут, так называемые, прикладные экономические цели:

-Экономический рост;

-Полная занятость;

-Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

-Внешне экономическое равновесие .

Эти четыре цели объединяются понятием «магический четырехугольник». О «магическом четырехугольнике» говорится в том смысле, что одни его цели противоречат другим. Так стимулирование занятости населения по средством дополнительных государственных расходов, подстёгивает рост бюджетного дефицита, а в конечном счете, и инфляции. Суть состоит в том, чтобы двигаться во все четырех направлениях более или менее равномерно.

В процессе реализации основных целей общество вынуждено решать множество задач.

-Цели, не поддающиеся операционному решению, обуславливающие направленность общегосударственной политики;

-Цели, поддающиеся операционному решению, определяющие направленность экономической политики.


Рис.1. Пирамида целей


Отдельные цели и характеризующие их показатели, могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими.

Примером целевого конфликта может служить достижение полной занятости и обеспечения стабильности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. В результате, неизбежно повышаются цены. Нацеливая экономическую политику на увеличение занятости, получается усиление инфляционных тенденций. Делая выбор в решении (какой из двух целей целесообразнее отдать предпочтение), следует смотреть, невыполнение какой задачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей является наиболее рациональным решением задач в экономике, имеющий определенный уровень равновесного состояния. Следовательно, при проведении экономической политики неизбежны целевые компромиссы. Следует отметить так же то, что соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи. Достижение ниже стоящей цели является средством для выполнения цели более высокого уровня.

Кроме того при всей важности перечисленных целей, они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики. Вполне возможны и другие цели, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых его проблем.

Также, для эффективной работы экономической политики государства, необходимо следовать ряду принципов. Две основные группы принципов это: принципы формирования и принципы реализации .

При формировании экономической политики государства необходимо в первую очередь соблюдать принцип научности, под которым понимается использование достижений мировой и отечественной экономической науки. На современном этапе развития общества, построение экономической политики и государства требует фундаментальных знаний в области механизмов действия инструментов и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем эффективность экономической политики во многом обусловлена системным подходом к её формированию, поэтому необходимо соблюдать принцип системности, что предполагает наличие четко определенной совокупности целей, соответствующих этим целям инструментов и ответственных за достижение этих целей государственных органов.

Поскольку возможность оптимального воздействия на носителей экономической политики государства возникает только в условиях стабильной институциональной среды, то для успешной реализации экономической политики необходимо соблюдать принципы стабильности и последовательности. Если экономическая политика государства выполняет не только поставленные стратегические цели, но и направлена на решение возникающих текущих проблем, то нужно придерживаться принципа гибкости. Вместе с тем все экономические преобразования должны носить эволюционный характер, поэтому требуется учитывать принцип постепенности. Но для того, чтобы достичь положительных результатов, экономическая политика должна быть максимально приближенной к реальности, ставить и достигать разумные, реальные цели, то следует руководствоваться принципом прагматизма .


Рис.2.Принципы экономической политики государства.


Вывод: для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующих ей инструментов, а также следовать ряду принципов для формирования и успешной реализации. К целям экономической политики есть определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может обеспечить рынок, а во-вторых, цель должна быть количественно измеримо, что дает возможность контролировать её выполнение.


. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


3.1 Основные экономические проблемы и способы их решения


Все основные проблемы экономики вытекают из того, что мировое хозяйство вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечеству приходится выбирать наиболее эффективный вариант распределения имеющихся факторов производства. Параметры экономической политики, проводимой тем или иным государством, зависят от того, каким образом решаются универсальные экономические проблемы. Любое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, всегда сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами:

.Что должно производиться. Обеспечить себя необходимыми благами страна может самыми различными путями: самостоятельно произвести их, обменять на другие товары, получить их как гуманитарную помощь. Но получить все и сразу вряд ли получится, поэтому всегда приходится ограничивать ту или иную потребность. Для того чтобы основные проблемы экономики не затронули развитие хозяйства данного конкретного государства, его правительство должно действовать слаженно в определении того, какие продукты нужно получить немедленно, с какими можно подождать, а от чего можно и вовсе отказаться. Иногда этот выбор может быть очень сложным. В развивающихся странах иногда не хватает денежных средств даже на то, чтобы накормить население. В силу этого наращение производства, как способ решить все основные проблемы экономики, может и не сработать, ведь рабочая сила и так полностью занята. В таком случае нужно модернизировать имеющееся оборудование, однако, для этого опять же нужны деньги, которых в государстве нет. Можно попробовать переключить производство на выпуск капитальных товаров, однако, это на время еще больше снизит жизненный уровень.

.Как будут производиться товары. Современные проблемы экономики связаны и с тем, что у развивающихся стран просто нет возможности использовать новейшие технологии, что значительно уменьшает набор выпущенных благ. В наше время существует множество проектов, по которым можно построить похожие здания, а одинаковые автомобили, если постараться, можно собрать и на конвейере, и вручную. Организовать производство тоже можно совершенно по-разному. В некоторых странах решение о начале строительства принимают только государственные органы, в других - частные фирмы.

.Для кого производить. Поскольку выпуск благ ограничен, то их распределение - это тоже экономическая проблема, которая требует решения. Правительству приходится определять, как использовать произведенные товары и услуги таким образом, чтобы извлечь максимальную полезность. На мировом уровне в наше время лидеры международного сообщества решают, как распределять их между бедными и богатыми с учетом гуманистических целей для того, чтобы ликвидировать основные проблемы экономики. .

Что, как и для кого производить? Ответы на эти три вопроса должна найти каждая страна и общество, которые желают эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Сложность принятия решений по этим вопросам связана с объективными ограничениями и необходимостью делать выбор: ведь ресурсы ограничены и существуют альтернативные издержки. Это относится ко всем обществам, независимо от их политической системы и уровня развития. Различия между странами заключаются только в методах распределения.

В рыночном механизме никто из индивидов или организаций сознательно не занимается решением триединой задачи: что, как, для кого производить. Просто потребители и производители встречаются на рынке и определяют цены на товары и объёмы производства.

Первая проблема- «что производить?» определяется выражением предпочтений потребителей, которые свободно выражаются на рынке. О спросе на товар свидетельствует вполне приличная цена. Другого побудительного мотива к его производству не нужно. Покупатель проголосовал ценой за товар, довел свои предпочтения до производителя через деньги.

Вторая проблема - «как производить?», определяется конкуренцией между товаропроизводителями за доступные факторы производства. Чтобы «выжить» и иметь прибыль, надо снижать издержки или поддерживать их на минимальном уровне. В зависимости от цен фирмы выбирают наиболее выгодные для себя комбинации факторов производства. Фирма может достичь максимальной прибыли путем минимизации затрат и применения наиболее эффективных методов производства.

Третья проблема - «для кого производить?», разрешается соотношение спроса и предложения. Рынком управляет потребитель, уровень техники и организации производства. Потребитель своим спросом указывает, куда направить ресурсы.

Вопросы: «Что? Как? Для кого производить?» не были бы проблемой, если ресурсы не были бы ограничены. При неограниченных возможностях и полном удовлетворении человеческих потребностей не имело бы большого значения перепроизводство какого-либо товара. Но высокий уровень производства влечет за собой высокий уровень потребления. Каждый из нас знает, что предметы, окружающие нас в быту, далеко выходят за границы минимально необходимых для поддержания жизни. Потребности растут быстрее наших возможностей.

Вывод: рассмотренные проблемы «Что? Как? Для кого производить?», и способы их решения в известной мере условна. В действительности командно-административные методы могут сочетаться с использованием системы цен, с элементами рыночной экономики, а так же учитывать сложившиеся в данном обществе традиции и обычаи. Рынок так же не может решить всех человеческих проблем, а иногда дает и неприемлемые решения. В данном чистом виде рыночная экономика не существует. Современные экономические системы представляют собой смешанные образования, что и определяет параметры проводимой ими экономической политики.


3.2 Особенности и оценка эффективности экономической политики России


Экономическая (макроэкономическая) политика государства это набор определенных целей в области национальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей .

Реализация государственно экономической политики осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Каждое государство нуждается в разработке собственной модели оценки и анализа результативности и эффективности социально-экономического развития, направленной на повышение качества и уровня жизни населения, с учетом национальных особенностей и исторического развития.

Данная проблема обосновывается важностью теоретических знаний, которая выросла в условиях постиндустриального общества, в экономике которого на первый план вышло производство услуг, взамен проведению исследований, а так же организации системы образования и повышению уровня и качества жизни. Всё это, в свою очередь, предопределило уход от традиционного механистического подхода к поиску новых теоретических моделей и практических методик реализации эффективной экономической политики. На данном этапе существует множество различных методик оценки эффективности политики, в частности экономической, но нужно отметить, что оценка является весьма затруднительной, многогранной.

В системе социально-экономического управления анализ результатов должен осуществляться, по крайней мере, относительно:

-целей, которые практически осуществляются в экономической политике, в увязке с целями, которые сформированы общественными потребностями;

-целей, реализуемых в экономических процессах, и результатах, которые получены при осуществлении политического воздействия;

-общественных затрат на разработку и реализацию экономической политики в сравнении с объективными результатами, которые были получены вследствие управления;

-возможностей, заложенных в экономическом потенциале, и степени их реального использования .

Весь комплекс исследований, направленных на оценку эффективности экономической политики, можно представить:

.традиционные формы оценки;

.научные исследования.

Научные исследования, в свою очередь, осуществляется при помощи различных научных методологий и методик исследования социальных, экономических, политических процессов. Использование такого рода исследований приносит значимые теоретические и практические результаты, однако требует значительных финансовых издержек.

В определении курса экономической политики, а, следовательно, и в определении и постановке экономических целей ведущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельности и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций правительства - исполнительного органа государственной масти - является разработка основных направлений социально-экономического развития страны .

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и таможенной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уровень инфляции, на инвестиционные процессы внешнеэкономическую деятельность.

Сегодня, экономическая политика России, как и политика других стран с развитой рыночной экономикой, содержит в себе следующие направления:

-социальная политика

-конъюнктурная политика;

-инвестиционная политика;

-политика роста экономики;

-антиинфляционная политика;

-структурная политика;

-региональная политика;

-политика занятости .

Очевидно, что все эти направления пересекаются каким-то образом, а подчас даже противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает свои приоритеты.

Экономическая политика в современной России обусловлена необходимостью преодоления «трансформационного спада» и его социально-экономических последствий.

Главная задача состоит в необходимости создания условий для экономического роста, одним из которых является изменение структуры народного хозяйства. Препятствия к формированию прочного, единого пространства, низкое качество менеджмента, технологическая отсталость; низкий уровень инвестиций, высокая затратность экономики; низкий уровень конкурентоспособности; высокая долговая нагрузка на экономику; возрастающая доля теневого сектора. Можно считать, что ликвидация этих угроз и будет определять особенности экономической политики на современном этапе .

Экономическая политика России последних лет не была однозначной. В ней можно выделить два периода: политику переходного периода, который продолжался всё последнее десятилетие ХХ в., и нынешнюю политику периода экономической стабилизации и экономического роста - конца ХХ - начала ХХI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования Российской экономики. Сложность и противоречивость переходного периода были обусловлены следующим: одновременно действовали законы, присущие как старый, так и зарождающейся системе; человеческое мышление с трудом воспринимала рыночные новации; в экономике практически отсутствовали специалисты-рыночники. Кроме того, переходный период совпал со временем, когда Россия находилась в состоянии глубокого не только экономического, но социального и политического кризиса, и это необходимо было учитывать при построении экономической политики. Основными её целями были создание основ рыночной экономике; экономическое выживание и поиск путей для стабилизации. Средствами достижения этих целей явились созданием правовой базы, регулирующей рыночные отношения; структурная перестройка и начало кардинальных экономических реформ. За это время осуществлены разгосударствление и приватизация, переход к рыночному ценообразованию, были положены начала созданию условий для конкуренции, формированию правовой базы рыночных отношений и рыночной инфраструктуры, структурной перестройке, одной из форм осуществления которой явилась конверсия .

Меры, принятые в переходный период, а следовательно, и экономическая политика этого времени не бесспорны и не всегда имели только положительный смысл. Однако несомненно, что во многом благодаря им и стечению некоторых обстоятельств, например, стабильно высокому уровню цен на экспортируемую Россией нефть, экономика России к началу XXI века вышла на путь преодоления экономического кризиса.

Особое внимание Правительства РФ в среднесрочной перспективе направлено на реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса . В долгосрочной же перспективе, Правительство РФ уделяет особое внимание на увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации, достижение технологического лидерства российской экономики, для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста.

Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, которые направлены на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В связи с этим следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые осуществляют предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ и содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Вывод: В целом экономическая политика России характеризуется разрывом целей и их исполнением, противоречивостью и инерционностью принятия решений, довольно частой сменой исполнителей, невысоким по мировым требованиям менеджмента уровнем проработки ресурсного обеспечения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках.

А достигается это, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства и путем поддержания конкурентоспособности там, где эти преимущества не могут быть реализованы по средствам только механизма свободного рынка.

Для выполнения такой задачи используется методы реализации экономической политики, которая включает в себя: административные, экономические и институциональные методы.

Но эффективность этих методов заключается в том, что они должны применяться комплексно не противореча друг другу.

Все же экономическая политика государства не совсем идеальна, и существуют проблемы, решение которых может привести к ее эффективности.

Реализация экономической политики России сегодня, предполагает проведения политики, направленной на модернизацию экономики.

В экономической политике России наблюдаются некоторые недостатки, в том числе и хаотичность принятия решений в той или иной сфере.

Исторический опыт убеждает, что политика становится движущей силой развития общества и человека, если она научно обоснованная.

Такова политика, основанная на объективно действующих законах, учитывает различные интересы общества, предполагает множество вариантов решений и свободу выбора.

Таким образом, экономическая политика государства -это деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленная на достижение определенных целей в экономике и отражающая экономическую и хозяйственную структуру страны. Экономическая политика является крайне важной составляющей любой политики государства. Подобный комплекс мер часто отражает сущность политического устройства страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2013 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» <#"justify">Азрилиян А. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2010. - 1472 с.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Проспект, 2008. - 544 с. Булатова А.С. Экономика- 4-е издание - М., 2008. - 896с. Демина М.П. Экономическая теория. - Иркутск, 2007. - 206с. Карл Маркс Капитал. Том 1. - М.: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 1200 с. Куликов Л.М. Основы экономической теории. - М., 2008. - 400 с. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику - М.: Издательство: Станкин,2007. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - 19-е изд. - М.: Инфра-М, 2013.-1028 с. Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. - Питер, 2010. - 544 с. Райзберг Б.А. Курс экономики. - М., 2007. - 720 с. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Современный экономический словарь- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М.: ИНФРА-М, 2011. Андросов В.В. Экономическая политика государства: вопросы методологии // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 2. - С. 8-11. Ахмадеев М.Г. Экономическая политика государства: вопросы методологии // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 3. - С. 36-38. Безверхая О.Н. Особенности формирования экономической политики государства // Журнал экономической теории. - 2009. - № 1. - С. 180-197. Богомолова Ю.И. К вопросу о парадигмальном подходе к обоснованию социально-экономической политики современного государства // Мир экономики и права. - 2012. - № 7. - С. 27-32. Бондарев В.Г., Стребков А.И. Экономическая и социальная политика современных государств: теоретические и практические аспекты // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2009. - № 3. - С. 107-116. Глазьев С.Ю. Государственная экономическая политика России в условиях глобальной конкуренции. - 2007. - № 2. - С. 14-41. Калманова А.С. Цели экономической политики государства // Пробелы в российском законодательстве. - 2012. - № 2. - С. 19-21. Калманова А.С. Экономическая политика социального государства // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2012. - № 1. - С. 149-151. Карпунина Е.К. Ключевые вопросы современной экономической политики России // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 2. - С. 34-38. Карпунина Е.К. Приоритетные направления экономической политики государства: усиление антикризисной составляющей // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 9. - С. 46-53. Коваль А.А. Совершенствование формирования государственной экономической политики // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. № 8 (64). Козлова Г.В. Влияние глобализации на формирование экономической политики национального государства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 3. - С. 33-37. Козлова Г.В. Специфика реализации экономической политики государства в условиях глобализации // Социально-экономические явления и процессы. - 2008. - № 1. - С. 46-50. Козлова Г.В. Экономические интересы национального государства как детерминанты развития экономической политики // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 1. - С. 5-8. Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 27-32. Лукин А.В., Лукин П.В. Экономическая политика в постсоветской России и российская история // Полис (Политические исследования). - 2011. - № 4. - С. 20-40. Оржеховская О.А. Современные трактовки «экономической политики», «инвестиционной политики» в России // Вопросы экономических наук. - 2011. - № 6. - С. 43-44. Останин В.А. Общая и частная экономическая политика государства: проблемы взаимоотношения и взаимообусловленности // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2013. - № 4 (65). - С. 23-27. Попова Т.С. Генезис государственной политики, направленной на обеспечение экономического роста и конкурентных преимуществ России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2010. - № 07. - С. 35a-41. Тельнова Т.П. Тенденции изменения приоритетов экономической политики государства // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - № 15. - С. 211-215. Чуркина И.Ю. Реализация экономической политики государства на основе социально-экономических функций // Вестник СамГУПС. - 2009. - Т. 2. - № 6. - С. 109-112.

Экономическая политика // Электронный ресурс. - Режим доступа: <#"justify">Экономическая политика // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Экономическая_политика

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Истоки формирования экономической политики

Рыночная экономика, которая стала основным способом ведения народного хозяйства, в течение последних нескольких столетий претерпела ряд существенных изменений. Основой для рыночных форм проявления экономики явилось внедрение методов массового производства товаров, что было обусловлено переходом на крупное машинное производство . Развитие машинного способа позволило резко снизить затраты на единицу изделия. Удешевление продукции наряду с повышением доходов населения привели к резкому расширению рыночного оборота .

Экономические процессы, происходившие в XVIII и XIX веках создали качественно новую ситуацию в обществе, создав основу для другой взаимосвязи социально-экономических процессов: между рыночным и государственным механизмами. Развитие хозяйственной системы на определенном этапе стало нуждаться в усилении поддерживающих и корректирующих мер государства.

Решающим уроком для всей рыночной системы явился мировой экономический кризис -1933 годов . Итогом этого урока стал вывод о том, что роль государственного участия необходимо поднять на новый качественный уровень, найти более эффективный вариант взаимосвязи двух социально-экономических явлений (рынок и государство). В условиях динамичного развития рынка государственные меры должны были выйти за рамки невмешательства, нейтрального поведения государства в роли «ночного сторожа». Экономика стала нуждаться в более сложном комплексе государственных мер. Возникло явление, получившее название «экономическая политика» .

Первые пробные шаги в области экономической политики были сделаны ещё в конце XIX века. Примером может служить Германия , опередившая в этом отношении многие страны. По инициативе Отто фон Бисмарка было приняты законы, на основе которых возникла новая сфера - социальное страхование . В 1883 году в частности, законом было введено страхование по болезни, в 1884 году - страхование от несчастных случаев и, наконец, в 1889 году - страхование по инвалидности для промышленных рабочих и их пенсионному обслуживанию .

Первые попытки реализации экономической политики были связаны со стратегией «точечного воздействия». В этих условиях как относительно самостоятельные направления рассматривались таможенная, аграрная, промышленная и социальная формы политики. Позднее, в начале XX века на смену такому разрозненному подходу пришел вариант комплексного, взаимосвязанного подхода. Экономическая политика приобрела более комплексный общеэкономический характер.

Существенным образом на формирование общеэкономической политики повлияли две мировые войны, с их комплексом политических, социальных и экономических проблем. Вмешательство государства в экономические процессы стало носить не только региональный, но и общеэкономический, а несколько позже международный характер .

Содержание и направления экономической политики

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:

  1. Обеспечение стабильного роста национальной экономики;
  2. Поддержание эффективного размера занятости ;
  3. Cтабилизацию уровня цен, борьба с инфляцией ;
  4. Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

Существуют различные подходы и критерии классификации в сфере экономической политики. При подходе на основе отраслевых, институциональных критериев принято выделять следующие направления: промышленное, аграрное, социальное, транспортное, внешнеэкономическое и другие. Основываясь на функционально ориентированном подходе, можно выделить: финансовое, структурное, конъюнктурное, ценовое, валютное и другие направления экономической политики .

Экономическая политика представляет собой совокупность различных направлений, элементов, которые в совокупности и формируют экономическую политику государства. Основными элементами, составляющими экономическую политику являются:

  • Инвестиционная политика;
  • Политика в области труда и занятости, рынка рабочей силы, регулирования доходов;
  • Другие разновидности направлений экономической политики.

Субъекты экономической политики

Субъектами экономической политики могут выступать :

  • Государство , включая региональные и местные институциональные образования;
  • Негосударственные союзы и объединения.

Государство, являясь главным субъектом экономической политики, обладает властными полномочиями, используя которые, оно связывает интересы различных социальных групп и побуждает их действовать в направлении определённых целей. На уровне законодательной власти происходит обсуждение и законодательное оформление основных направлений экономической политики. Отвечает за её реализацию исполнительная власть - правительство . Правительство, в свою очередь, ставит задачи и передаёт права по реализации экономической политики конкретным органам исполнительной власти.

К негосударственным союзам и объединениям относят институты, имеющие так называемый «общественно-правовой статус». Эти близкие к государству структуры также являются субъектами экономической политики. Им могут передаваться определённые задачи управления, которые изъяты из сферы деятельности государственных управленческих структур. Например, к числу таких институтов в Германии относятся региональные управления по страхованию , Фонд выравнивания бремени, система местных больничных касс. В Швейцарии таковыми являются: агентство по поддержке общественного транспорта , учреждения по противопожарной безопасности .

К негосударственным субъектам экономической политики относятся также различные объединения, выражающие интересы определенных слоёв общества и групп населения. Это могут быть профессиональные союзы , союзы предпринимателей , религиозные и культурные организации. Роль негосударственных субъектов в выработке и реализации экономической политики определяется возможностью оказания влияния (давления) на власть. Интересы частных групп могут не совпадать с целевой ориентацией государства, ставящего на первый план своей деятельности благосостояние общества . В этих условиях между негосударственными субъектами и государством часто возникает открытая борьба за проявление своих властных возможностей.

Помимо государственных институтов и экономических союзов, которые непосредственно участвуют в проведении экономической политики, косвенное влияние на формирование экономической политики могут оказывать определённые группы и институты общества . К ним следует отнести: политические партии и организации , средства массовой информации , влиятельные личности (учёные , политики). Степень влияния этих субъектов на экономическую политику определяется обстановкой в стране, типом политической системы , её структурой.

В целом на основе опыта выработки и реализации экономической политики в разных странах следует сделать вывод о том, что понятие «экономическая политика» шире термина «государственное регулирование». Проводя экономическую политику, государство выступает инициатором, основным звеном, однако при этом оно должно сорганизовать совместные действия всех участников проводимой экономической политики .

Инструменты реализации экономической политики

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы :

  1. Меры прямого воздействия . Данные методы предполагают, что субъекты экономики принимают решения не самостоятельно, а по указаниям государства. Примеры: налоговое законодательство, правила в области амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям.
  2. Меры косвенного воздействия . Суть данных методов состоит в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно лишь создаёт условия к тому, чтобы субъекты экономики самостоятельно выбирали экономические решения, которые соответствуют целям экономической политики.

Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы .

Административные меры

Совокупность административных мер регулирующего действия обеспечивается правовой инфраструктурой. Главная функция административных мер состоит в обеспечении стабильной, основанной на праве обстановки в обществе: сохранение прав собственности , защита конкурирующей среды, обеспечение возможностей свободного выбора и принятия экономических решений.

Административные меры, в свою очередь, подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры

К экономическим мерам относят действия государства, которые с помощью экономических рычагов в отличие от принудительных мер воздействуют на рыночные отношения . Под этими мерами понимаются различные методы воздействия на совокупный спрос , совокупное предложение , степень централизации капитала, социальные и структурные аспекты экономики.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику , в том числе бюджетную , фискальную политику;
  • денежно-кредитную (монетарную) политику;
  • экономическое программирование и планирование ;

Институциональные меры

Институциональные меры предполагают создание, поддержание и развитие определённых общественных . При этом под «институтом» понимается словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Наличие институтов означает существование в обществе преобладающего и устойчивого способа мышления или действия, который стал привычкой для определённых социальных групп или обычаем для народа. Примеры: «институт права», «институт собственности».

Различными вариантами распространения институциональных форм являются :

  • структура органов исполнительной государственной власти , непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;
  • формирование и поддержание объектов государственного сектора экономики , то есть государственной собственности ;
  • разработка национальных экономических программ и экономических прогнозов;
  • поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов, обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
  • правовая, информационная поддержка негосударственных структур: предпринимательских и профессиональных союзов ;
  • участие в различных формах экономической интеграции , организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (Большая семёрка , большая восьмёрка , большая двадцатка , АТЭС и другие).

Применение методов реализации экономической политики

Применительно к различным направлениям экономической политики могут применяться различные меры достижения целей экономической политики.

В рамках Фискальной (налогово-бюджетной) политики к мерам прямого действия относится изменение государственных расходов. Через правительственные расходы осуществляется финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта , которая поступает в совместное пользование всех слоёв населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП . К мерам экономического воздействия в рамках фискальной политики следует отнести политику изменения налогов (видов, ставок, порядка взимания).

Регулируя капиталовложения, государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счёт государственного бюджета , местных бюджетов , так и за счет частных инвестиций , которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежной политики государство влияет на денежную массу. Государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым -на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объёмы и динамику ВНП. Денежная политика оказывает большое влияние роль на инфляцию. Одним их направлений является система антиинфляционных мер, к числу которых может быть отнесена политика регулирования доходов, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и организаций.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума . Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование , медицина , культура , оказание помощи многодетным семьям , регулирование отношений в области занятости.

Политика в сфере внешнеэкономического регулирования включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом , систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности .

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

  1. Установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. Установление минимальной величины заработной платы ;
  3. Установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. Государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса , обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система даёт эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и её составляющие не противоречат друг другу. Если в результате реализации политики цели не достигаются, то возникает эффект, получивший название «Эффект кобры ».

Примечания

  1. Государственная экономическая политика (рус.) . Словарь экономических терминов. Архивировано
  2. Экономическая политика (рус.) . Высшая школа экономики. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012. Проверено 3 января 2012.
  3. Государство и экономическая политика // ISBN 5-691-00945-1
  4. Экономическая политика: истоки формирования // Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-691-00945-1
  5. Афонцев С.А. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: "ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК? (рус.) // Лебедева М.М. Мировая политика и международные отношения на пороге нового тысячелетия: Сборник статей. - М, 2000.
  6. Субъекты (исполнители) экономической политики // Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд., перераб. и доп.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-691-00945-1
  7. Инструменты экономической политики государства // Экономическая теория: Учебник для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В.Д.Камаева. - 8-е издание, переработанное и дополненное.. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с. - ISBN 5-691-00945-1

Субъекты и объекты государственной социально-экономической политики

Объекты политики: самодеятельное население, отдельные граждане, социальные общности определенного уровня, объединенные конкретными связями и отношениями (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Субъектами политики, наряду с государством, выступают также:

  • - государственные ведомства и учреждения;
  • - органы местного самоуправления;
  • - внебюджетные фонды;
  • - общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения; коммерческие структуры и бизнес;
  • - профессиональные работники, занимающиеся разработкой и социальной политики;
  • - добровольцы;
  • - граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т. д.).

Сущность и содержание социальной политики государства, ее объекты и субъекты, современная структура

Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

К субъектам социальной политики относятся представители и институты гражданского общества, активно взаимодействующие в социальной сфере. Это могут быть как отдельные граждане и социальные группы, так и органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, общественные организации и другие структуры, оказывающие влияние на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Центральное место среди всех субъектов принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Хотя государство - центральный субъект социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Социальная деятельность остальных субъектов социальной политики (политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций, предприятий и т.д.), осуществляется в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции, и имеет большое значение в решении проблем отдельных категорий населения. Это объясняется тем, что такие субъекты в наибольшей степени приближены к потребностям конкретного человека и поэтому способны более чутко реагировать на них, с большим разнообразием, чем государство, решать задачи по нахождению социального баланса и распределению социальной справедливости между группами и слоями общества.

В гражданском обществе социальная политика многосубъектна. Взаимодействие различного рода субъектов повышает эффективность социальной политики, ее целенаправленность, адресность, гибкость.

Объектом социальной политики в целом выступает общество, которое по своей структуре и составу весьма неоднородно. Это обусловливает необходимость дифференциации объектов социальной политики, которая может быть осуществлена по различным основаниям. Так, например, основанием могут быть способность людей к труду, уровень жизни, состояние здоровья, возраст и другие социальные и демографические характеристики. В отношении каждого члена общества должны существовать единые принципы и минимальные социальные гарантии. Наряду с этим, должна проводиться адресная социальная политика (т.е. предназначенная для конкретных групп населения), в первую очередь, слабо защищенных слоев населения

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие, играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого-либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Это вторая линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой.

Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

Интересным с точки зрения изучения механизма государственного регулирования экономики является слияние субъектов государственной и частной экономической политики и возникновение в результате этого новых регулирующих органов, не вписывающихся теоретически в классическую схему парламентской или президентской республики. Например, создается орган из представителей профсоюзов, союзов предпринимателей и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями и трудящимися.

Основная часть таких органов формально осуществляет консультативную деятельность, но в действительности решающим образом воздействует на государственную экономическую политику. К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, министерствах финансов и т.п.

Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно - технический, по региональной политике, по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них наряду с сотрудниками правительственных органов входят представители самых разных фондов, отраслей, банков различных организаций и общественных движений.

Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и государственным регулированием экономики: носители (в данном случае заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных, общественных групп.

Обратная связь государственного регулирования экономики с носителями хозяйственных интересов довольно жесткая. Во-первых, успех регулирования проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, выступления профсоюзов и т.д.), оценка деятельности государства средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо или косвенно через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство.

Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Наконец, союзы - выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные лица, финансируют или отказывают в средствах той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит и за экономическую часть программы этой партии, или нет.

Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.

Одной из форм обратной связи является анкетирование. Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснят реакцию носителей государственных интересов на общую направленность и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов, дожидаться, когда недовольство экономической ситуацией примет крайние формы (забастовки, бегство капитала. Правительственным органам нужна оперативная информация, по возможности достоверный прогноз поведения хозяйственных субъектов в случае осуществления той или иной меры государственного регулирования. Для этого существует отработанный механизм в виде анкетных опросов, которые проводятся специализированными научно- исследовательскими центрами. Он сыграл значительную роль в разработке арсенала средств государственного регулирования экономики и государственной экономической политики, завоевал большой авторитет не только в научных кругах, но и в государственном аппарате, занимающемся хозяйственными вопросами. Этот метод превратился в рабочий инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий обратную связь между регулирующими органами и носителями экономических интересов.

Мы рассмотрели идеальную картину зависимости государственного регулирования экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости от обратной связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования, широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах государственной экономической политики в разных странах. Но механизм государственного регулирования экономики функционирует все-таки по правилам, а не по отклонениям .

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешимые автоматически или разрешимые в отделенном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объект государственного регулирования экономики - это:

  • 1. Экономический цикл;
  • 2. Секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
  • 3. Условия накопления капитала;
  • 4. Занятость;
  • 5. Денежное обращение;
  • 6. Платежный баланс;
  • 7. Цены;
  • 8. НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
  • 9. Условия конкуренции;
  • 10. Социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • 11. Подготовка и переподготовка кадров;
  • 12. Окружающая среда;
  • 13. Внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования конъюнктуру, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находившимся в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и видов производства - носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным их изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут быть приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономики, поэтому государственная экономическая полтика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата, которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Не желательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно-социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложения, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорт товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды