Сущность глобализации. Сущность и составляющие современного процесса глобализации Сущность глобализации

В последние годы важнейшей темой научных и околонаучных исследований стали процессы глобализации современного мира. При этом тот или иной конкретнонаучный анализ касался, как правило, отдельных аспектов глобализации, поскольку глобализация, как всякое общее понятие, несет в себе множество конкретных значений и смысловых оттенков. Сегодня перед мировым сообществом, вступившим в эпоху многоаспектной глобализации, стоит комплекс задач, решение которых может обеспечить только системный подход. Известные специалисты в данной сфере теоретического знания отмечают: «В социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни» (5, с.559). Теперь, когда мир в значительной степени «замкнулся» территориально (на планете теперь нет неизвестных или недоступных территорий), экономически (посредствоммировой торговли, свободного перемещения капиталов), политически (в силу всесторонних межгосударственных отношений), наконец, информационно (посредством Интернета, средств массовой коммуникации) необходимо посмотреть на его части со стороны целого.

Таким образом, можно говорить о том, что глобализация - явление именно современного мира, и, хотя она вбирает в себя многие свойства общемировых процессов взаимодействия, она представляет собой явление принципиально новое в истории человечества, она не является простым продолжением существовавших прежде интеграционных общемировых тенденций. Все авторы при самых различных методологических подходах и при самых различных представлениях о глобализации отмечают глубокую противоречивость данного феномена. Понятием «глобализация» обозначается широкий спектр событий и тенденций: развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка, скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств, появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли, интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ, создание планетарных СМИ, экспансия западной культуры во все регионы мира и т. д. В настоящее время не существует точного определения термину «глобализация». Человечество переживаетпериодинтенсивного нарастания своей целостности, формирования общемировых экономических, политических, культурных систем, далеко выходящих за рамки отдельных государств. Отсюда и вошедший в повседневный обиход термин «глобализация» (от лат. Globus - шар, от франц. Global - всеобъемлемый, всеобщий).

В то же время широкое понимание процесса глобализации предполагает поиски его предпосылок еще в древние времена, висторическомразвитиичеловечества. Глобализация есть результат длительного по времени исторического процесса с чередованием замедления и ускорения темпов развития, сопровождаемого рывками научно-технического процесса. А. Н. Чумаков считает, что глобализация, будучи результатом развития общественных структур, впервые реально обозначилась лишь в эпоху Великих географических открытий. Вначале она стала проявляться лишьв общихчертах, затем, с середины XIX в. - более зримо и лишь во второй половине XX в. заявила о себе в полную силу. Ход этих событий отчетливо просматривается начиная с 1500 г. - точки перелома, окончательно «замкнувшей» мир человека в масштабе планеты. Магеллан, обогнув Землю, положил тем самым начало формированию единого географического мирового пространства. Гагарин своим полетом завершил этот процесс - процесс экстенсивного освоения человеком планеты и формирования территориального единства мировой (глобальной) цивилизации. Интернет и современные средства коммуникации относятся уже к иному этапу данной эпохи - этапу интен-сивной глобализации (14, с. 164).

М.А. Чешков считает, что эволюцию глобальной общности можно подразделить на три этапа: протоглобализация - от неолитической революции до Осевого времени; зарождение глобальной общности - от Осевого времени до эпохи Просвещения и индустриальной революции; формирование глобальной общности - последние200летдоконцаХХв. (13, с. 122).

К.З. Акопян отмечает, что глобализация не представляет собой единый процесс, а является суммой разнородных процессов. По мнению К.З. Акопяна, пока нет достаточных оснований однозначно говорить о полноценности процесса глобализации, поскольку он только набирает скорость, обретает силу, а главное - еще далеко не завершил свою экспансию по отношению ко всем без исключения государствам и народам, т.е. не стал в полном смысле глобальным (1).

Обширное проблемное поле, соответствующее феномену глобализации, породило неоднозначность трактовок, что позволило разделить исследователей на три группы - революционных глобалистов (гиперглобалистов), эволюционных глобалистов и скептиков. Революционный глобализм (гиперглобализм), имеет своих последователей в основном в среде политиков и бизнесменов. В основе их идей - неолиберальная теория, когда глобализация рассматривается как специфический вариант интернационализации хозяйственной, политической и культурной жизни человечества, ориентированный на форсированную экономическую интеграцию в глобальных масштабах с максимальным использованием научно-технических достижений и

удк008001 М. В. КИММЕЛЬ

Челябинская государственная академия культуры и искусств

СУЩНОСТЬ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЯ

В данной статье уточняется и конкретизируется понятие «глобализация», а также раскрывается ее сущность. В работе говорится об основных этапах осмысления данного процесса. Цель исследования - показать многоаспектность понятия «глобализация», неоднозначное отношение ученых к данной проблеме.

свободно-рыночных механизмов. К этой группе иссле-дователей можно отнести главных идеологов глобали-® зации Карла Поппера, Жак Аттали, Френсиса Фукуяму, Збигнева Бжезинского, Джорджа Сороса и др.

Карл Поппер считал западное общество образцовым и в работе «Открытое общество и его враги» определял «открытое общество» как тип социальной организации, в рамках которого утверждаются и развиваются институты, «содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды». К. Поппер использовал идею о двух типах обществ - открытых и закрытых. Разница между открытым и закрытым типом общества состоит в том, что в первом господствует абсолютизм (монизм, тоталитаризм), а во втором - релятивизм (плюрализм, демократизм). Общества первого типа «закрыты» для активных изменений своих нравственных, юридических и прочих установок, а общества второго типа, наоборот, мобильны и динамичны. Главное достижение «открытого общества» К. Поппер виделв демократии и свободном рынке (8).

Жак Аттали в своих работах пишет о приближающемся витке торгового строя, который рано или поздно наступит, так как это объективный этап общественной истории. Ж. Аттали выделяет в человеческой истории три эпохи - религиозную, завоевательную и торговую. Первая выдвинула культ Бога, вторая - культ Силы и третья культ Денег. Высшим олицетворением религиозной эпохи стал священник, завоевательной эпохи - вождь (король, царь и т.п.), торговой эпохи станет финансист («новый кочевник») - гражданин мира. Две первые эпохи в развитии общества Ж. Аттали рассматривает как неудачные попытки глобализации - стирания границ между государствами. Так, в религиозную эпоху христиане пытались объединить человечество под эгидой своего Бога, а мусульмане - своего. В эпоху завоеваний подобная попытка предпринималась великими полководцами (Александром Македонским, Чингисханом). А третья попытка глобализации человечества будет осуществленапредставителями финансовой элиты «новыми кочевниками». Они, как подлинные граждане мира, лишены каких-либо национальных или культурных предрассудков, перевернут ритм жизни. Используя современные информационные технологии, они превратятчеловеческое общество в единое финансово-экономическое пространство (2).

Джордж Сорос подходит к изучению проблемы глобализации с точки зрения глобализации финансовых рынков и растущего доминирующего влияния на национальные экономики глобальных финансовых рынков и транснациональных корпораций. Он отмечает большое положительное значение глобализации, «она открыла людям новые возможности для новаторства и предпринимательства, ускорила глобальный экономический рост». Дж. Сорос придает слову «глобализация» узкое, финансово-экономическое, значение (9).

Эволюционные глобалисты считают современную форму глобализации исторически беспрецедентной, не сравнимой ни с каким иным порядком. Они говорят о постепенной адаптации государств и обществ к взаимозависимому нестабильному миру. Считают, что глобализация - мощная, трансформирующая мир сила, ответственная за эволюцию обществ, за изменение всего мирового порядка.

Так, В. Толстых отмечает, что, говоря о глобализации и глобальном обществе в социофилософском плане, следует зафиксировать становление нового типа социальности и мироустройства, который буквально по всем формам и параметрам - социальной организации, власти, идеологии, экономики, этноса, образа жизни и т.д. - отличается от ныне существующего социума и миропорядка (10, с.364).

М.С. Горбачев говорит о глобализации как об объективном явлении, обусловленным в первую очередь технологической революцией в сфере информационных технологий и телекоммуникаций, и при этом видит необходимость различать глобализацию и политику неолиберального глобализма, которая позволяет США и странам «семерки» направлять этот процесс в собственных интересах (6, с.254).

На протяжении последнего времени с прямой или косвенной критикой теории и практики глобализации выступил широкий круг исследователей, политиков, общественных деятелей. В соответствии с нашей классификацией их можно отнести к скептикам. Они видят в глобализации распространение западного модернизма, а мировую интернационализацию рассматривают как побочный продукт распространяющегося американского миропорядка, понимая под глобализацией унификацию жизни на основе единых либеральных ценностей путем навязывания ценностей развитых индустриальных стран другим обществам.

В России ярким идеологом антиглобализма стал Г. А. Зюганов. Под глобализацией (в самом широком смысле этого слова) Г. А. Зюганов понимает освоение Земли человеком. Но современный этап глобализации характеризует следующими особенностями: технологической (заключающейся в «экстенсивном распространении хозяйственной деятельности человечества по поверхности земной суши»), экономической (состоящей в углублении «мирового разделения труда»), политической (выражающейся в том, что международные отношения между различными странами становятся мировыми), культурной (проявляющейся в культурном взаимообо-гащении различных народов). Но главное внимание Зюганов уделяет политической составляющей глобализации. Проявляется она в современном мире в следующем: 1/6 отвсего человечества, составляющая «золотой миллиард» , уже давно перешла на отношения, при которых рынок жестко регулируется со стороны государства, тогда как остальным 5/6 навязывается стихия свободного рынка, никак не контролируемого со стороны государственной власти. Остальному миру навязывается уль-тралиберальная модель, а, по сути, режим управляемого хаоса, чтобы скрыть механизм неэквивалентного обмена, посредством которого «золотой миллиард» эксплуатирует периферию (7, с.48).

В ходе нашего исследования хотелось бы еще раз остановиться на проблеме «глобализация = американизация» , поскольку именно такая точка зрения является преобладающей в широких кругах общественности, то есть у группы людей, далеких от научных или околонаучных кругов. Общественное мнение в большинстве своем формируется благодаря выступлениям политиков, ученых, чей авторитет не подвергается сомнению и чьи слова безоговорочно принимаются на веру. Фрэнсис Фукуяма берет за основу образцового американский тип общества. В работе «Конец истории и последний человек» под «концом истории» имеется в виду окончание общественноформационного развития. Во время написания статьи, ее автор занимал должность заместителя директора отдела политического планирования в Госдепартаменте в администрации Дж. Буша-старшего. Интеллектуальное и политическое происхождения Фукуямы сделало его подходящей кандидатурой на роль автора тезиса о «Конце истории» и защитника идеи всемирного торжества западного либерального капитализма. Фукуяма - сторон-никглобальногоипрогрессивного утверждения либерального капитализма западного образца. То, свидетелями чего мы, вероятно, являемся, есть не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: то есть ко-

нец идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления (11)

Среди теоретиков глобализации также Збигнев Бже-зинский. В своих трудах он пропагандирует установление американского гегемонизма во всем мире, объясняя это стремительным экономическим ростом США в XX веке, который, в свою очередь, стал следствием благоприятных условий, в которых оказалась культура США Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка, американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкамв еде и даже манере одеваться все больше подражаютво всем мире (4).

Р. Бергер и С. Хантингтон проводили исследования процесса глобализации культуры в десяти странах, результатом данного исследования стала совместная монография «Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире». Авторы попытались нарисовать картину культурной динамики глобализации. Безусловно, есть зарождающаяся глобальная культура, и она по своему происхождению и содержанию, безусловно, американская. Это не единственное направление изменений в современном мире, но, как я попытаюсь показать, это преобладающая тенденция, которая проявляется и, вероятно, будет проявляться в обозримом будущем (3).

На наш взгляд, глобализация на самом деле надвигается с Запада, несет отпечаток политического и экономического могущества Америки, тем не менее глобализацию нельзя назвать господством Запада над остальным миром, она затрагивает Соединенные Штаты также, как и другие страны. На повседневную жизнь глобализация влияетне меньше, чем на события мирового масштаба.

С.Л. Удовик опираясь на работы ученых, занимавшихся проблемами глобализации, выделяет сценарии возможного течения глобализации.

Первый сценарий - «глобальная гомогенизация» - культурная унификация под влиянием «культурного империализма». Все страны копируют западный образ жизни, происходит унификация товаров, услуг, культурного продукта. Такое мировое общество строится под эгидой мирового правительства и основывается на своих базовых ценностях.

Второй сценарий - «периферийная коррупция» - предполагает разложение западной культуры на периферии глобального мира и образование «культурной свалки». Периферийные культуры отфильтровывают и оставляют для употребления культурные продукты только самого низкого уровня - то, что называется массовой культурой. Такой мир будет состоять из стран центра, периферийных стран и стран, «выброшенных на обочину».

Третий сценарий - «мозаичных культур», т.е. мир защищенных, замкнутых, конкурирующих и враждующих цивилизаций.

Четвертый сценарий - эгалитарный мир открытых государств всеобщего благосостояния, между которыми существует интенсивный культурный обмен. В основу этого мира закладываются базовые ценности, лежащие в основе различных цивилизаций. Глобализация такого типа существенно раздвигает горизонты индивидуальной свободы и позволяет говорить на нескольких языках и чувствовать себя свободно в иной культурной среде (11).

Итак, глобализация это процесс формирования определенной мировой целостности, единой мировой системы. Однако проблема глобализации характеризуется сложностью и многоаспектностью, наличием большого количества форм глобализации (экономической, политической, информационной и т.д.), каждая из них не отражает сути этого сложного и противоречивого процесса. Необходимо различать как минимум пять аспектов глобализации: экономическая, политическая, общие экологические ограничения, глобализация коммуникаций, глобализация культуры.

Как отмечалось выше, существует множество трактовок понятия глобализации, не меньше и точек зрения ученых относительно ее происхождения, то есть выяснить суть феномена глобализации достаточно сложно. Она выражается в резком расширении и усложнении взаимосвязей и взаимозависимостей народов и государств. Это новая стадия общественного развития в общепланетарном масштабе, ставшая возможным благодаря достижениям науки и техники. Итак, с начала 1990-х гг. глобализация стала определяющим фактором мирового развития и международных отношений, придя в этом качестве на смену противостоянию двух антагонистических систем - капитализма и социализма. Сама этимология слова «глобализация» говорит о процессах планетарного масштаба, которые затрагивают различные сферы общественной жизни, имеют объективный характер и разворачиваются в естественно-историческом контексте.

Библиографический список

1. Акопян, К.З. Культура в глобализирующемся мире // Безопасность Евразии, 2002, №4. - 398 - 419 с.

2. Аттали, Ж. Линии горизонта. М., 1993; Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993, с. 135.

3. Бергер, П., Хантингтон С. Многоликая глобализация. М.: Аспект-пресс, 2004, с. 9.

4. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его стратегические императивы. М., 2005. 256с.; Бжезинский, 3. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 200., 288 с.

5. Блауберг, И.В., Юдин Э.Г., Садовский В.Н. Системный подход //Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2001, Т.3.559 с.

6. Горбачев, М.С. и др. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2001, 254 с.

7. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М., 2002., С.48.

8. Поппер, К. Открытое общество и его враги. М., 1992. В 2-х томах., 448 с., 526 с.

9. Сорос, Дж. Заметки о глобализации. М., 2001, 1200 с.

10. Толстых, В. Глобальные вызовы и поиски ответа: социокультурный аспект // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2003, 364 с.

11. Удовик, С.Л. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002, 350 с.

12. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек. М., 2004, 588 с.

13. Чешков, М.А. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы. Pro et Contra. 1999. Том 4. № 4. с. 122.

14. Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. М., 2005.

КИММЕЛЬ Мария Владимировна, аспирант кафедры социологии и культурологии.

Объективные глобальные процессы

Популярное понятие «глобализация » используется в различных смыслах, в зависимости от того, обозначают ли им объективные планетарные процессы, либо выражают субъективное отношение к ним. Прежде всего, глобализацией называют всемирное распространение культурных, социальных, экономических, финансовых, политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации. Как и во всяком явлении, в нём есть положительные и отрицательные стороны.

Глобализация начинается с насаждения в XIX веке форм западной индустриальной цивилизации по всему миру. На современном этапе постиндустриальной цивилизации и информационного общества компьютерные технологии и современные средства связи резко ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя процессы предшествующей эпохи новыми качествами и динамикой. С девяностых годов ХХ века начинается третья информационная революция , в которой решающую роль играет глобальная информационная сеть - Интернет , открывший огромному количеству людей во всём мире доступ ко всемирной информации.

В истории человечества первая информационная революция - создание письменности; вторая - изобретение книгопечатания . До появления письменных текстов носителем информации был непосредственно человек: его душа, сознание, память, язык, голос. Каста сказителей состояла из людей, обладающих выдающимися способностями, позволявшими запоминать и излагать, то есть быть носителями огромного пласта устного предания. С появлением письменности носитель информации отчуждается от человека, технология передачи информации становится элементарней (писец не должен обладать выдающимися способностями, письму можно было научить многих) и эффективней. Главную коллизию информационных революций вполне описал Платон. В диалоге «Федр» изобретатель натуральных чисел, геометрии и алфавита Тевт (под именем Тот он был обожествлён у египтян) убеждает фараона ценность алфавита и письменности: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и понятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости» . Мудрый же фараон указывает на то, что новизна имеет не только положительные стороны: «Искуснейший Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой - судить, какая в них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты, отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собой. Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для припоминания. Ты даёшь учениками мнимую, а не истинную мудрость» . Письменная информационная революция глобально преобразила историю и культуру человечества.

Грандиозные изменения привнесены и книгопечатной информационной революцией . Письменный текст отражал индивидуальность создателя (почерк, редактура, вставки, замечания по содержанию текста, ремарки о своих чувствах на полях), то печатный станок унифицирован. Вторая информационная революция вновь предлагает более элементарную но и более эффективную технологию транслирования информации. В смысле затрат человеческого ума, знаний и опыта; писцы - продукт штучный, а изготовление печатных станков можно поставить на поток. В первой информационной революции технологии отчуждаются от человека, во второй - человек как потребитель информации становится более зависимым от них. Контроль над печатной продукцией унифицирован и позволяет манипулировать потреблением информации.

В третьей информационной революции отчуждение и зависимость от информационных технологий на порядок усиливаются. Информационные технологии выходят из-под контроля общества и делают человека зависимым от информационной сферы. Современная информационная революция формирует коммуникационное единство мира , в котором скорость распространения невиданных объёмов информации намного больше скорости передвижения людей и товаров. Коммуникация людей и народов зависит не от территории и места проживания, а от структуры телекоммуникационных систем. Глобальное информационное пространство преобразует экономическую, политическую, общественную, культурную деятельность. Информационные технологии небывало повышают интенсивность связей между людьми, народами и цивилизациями, предоставляют возможность массового образования. Высокотехнологические средства связи, низкие транспортные расходы и неограниченная торговля создают возможности для свободного перемещения товаров и услуг, складывается единый мировой рынок.

Техносфера увеличивает влияние на людей, а интеллектуальная деятельность приобретает большую власть. Капитал уступает место информации, знаниям, интеллекту. Социальное неравенство теснится неравенством интеллектуальным, увеличивается интеллектуальная эксплуатация. Меняется состав элит: изобретатели в области высоких технологий становятся миллиардерами и теснят представителей традиционного бизнеса, технократы превращаются в основной ведущий слой и определяют политику. Информационная революция существенно меняет механизмы управления обществом и создаёт новые политические структуры. Творческое разрушение обновляет технологии, формы бизнеса и торговли. Глобализация меняет жизнь людей во многих странах мира, ускоряет время и уплотняет пространство, размывает границы, резко интенсифицирует социальные процессы. Строятся информационные дома, проектируются информационные города с учётом требований информационной, а не промышленной и транспортной инфраструктуры. Апологеты глобализации надеются, что в недалёком будущем различные материалы и продукты питания будут создаваться информационными системами из элементов таблицы Менделеева, рассеянных в околоземных пространствах… Кажется, что на наших глазах формируется общество безграничных возможностей, ранее немыслимое - становится возможным. Глобализация распространяет массовую культуру на всю планету, вне зависимости от возраста, пола, вероисповедания, национальности. С другой стороны, всемирный культурный обмен способствует более сознательной идентификации национальных культур, формирует у народов терпимость, стремление к мирным формам культурной экспансии. Но взаимозависимость народов делает их и взаимоуязвимыми.

Фазовый скачок информационной цивилизации оказался настолько беспрецедентным, что современными цивилизационными средствами невозможно осознать его последствия и перспективы. Глобализация наделила человечество невиданными ресурсами и возможностями, которые, как всегда, используются не только во благо.

Экспансия передового меньшинства планеты

Головным субъектом глобалистской экспансии является Федеральная резервная система США, в которую входят инвестиционные банки Уолл-Стрита. Бо льшая часть транснационального бизнеса и транснациональных корпораций, несмотря на конкуренцию интересов, объединены общим глобализационным проектом . Большинство западных международных организаций и структур являются своего рода приводными ремнями глобалистского интернационала , штабами международного капитала : Всемирный банк, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), бюрократия международных организаций, политические интернационалы, элитные клубы (Давосский форум), международные фонды, неправительственные организации, в частности, клуб доминирующих государств мирового управления - большая семерка .

Транснациональная олигархия превратила США в планетарный офис глобальной империи , ресурсы и инфраструктура которого в первую очередь подчинены насаждению нового мирового порядка : доллар превращён в мировую валюту, Пентагон -мировой жандарм, Голливуд - конвейер мировой культуры, университеты - фабрики мировых мозгов. В США концентрируется основной финансовый, технологический и интеллектуальный капитал планеты, ширится технологический разрыв между транснациональным офисом и остальным миром. Поэтому особое внимание в США уделяется разработке метатехнологий , которые защищены от конкуренции. (Сетевой компьютер, который предоставляет всю информацию пользователей, а также возможность эффективно влиять на них. Технологии связи позволяют перехватывать все телефонные сообщения по всему миру. Организационно-информационные технологии нацелены на скрытое эффективное изменение ситуации в других странах).

Западная Европа является вторым эшелоном, азиатские индустриальные страны - третьим эшелоном глобалистской экспансии . На глобалистском плацдарме существуют свои противоречия, борьба интересов, соперничество в распределении ролей, но в противостоянии остальному миру руководящий слой индустриальных стран объединён общими интересами. На плацдарме глобализации строится открытое общество за закрытыми границами . Первый мир противостоит странам периферии . Насаждаемая по всему миру политика неолиберального глобализма нацелена на подавление экономических и политических конкурентов. Огромные ресурсы направлены на уменьшение влияния и подчинение национальных государств, на утверждение в мире правил, выгодных транснациональным структурам, на насаждение масскультуры и цивилизации потребления, подавляющие суверенитет и волю народов.

«Мировой капитал создаёт в странах не-Запада плацдармы для своего бизнеса, каналы, по которым перекачиваются сырьё, материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы этих государств. “Третьему миру” при этом уготована роль буферной зоны для сброса кризисов «первого мира»… Главным средством управления другими обществами является детально разработанная и апробированная система манипулирования массами. И здесь пропагандистские шаблоны европоцентризма… “демократия”, “либеральная экономика”, “открытое общество”, “плюрализм”, “права человека” и прочее - раскручены, растиражированы, запущены в работу. Таким образом, конструирование глобального мира имеет совершенно определённые цели - это не только ограбление мировой периферии, но и духовная власть над ней . Глобальный мир - это зависимый мир , подчинённый мировому капиталу» (Н.Я. Лактионова).

В середине девяностых годов разработана новая концепция управления миром: США могут сохранить лидерство только при глобализации всей планеты. Ключевым в новой стратегии доминирования является тезис: разобщённость представляет опасность ; то есть, всякая самостоятельность, независимость стран и народов представляется опасной для системы управления миром. Глобализация должна насаждать новый мировой порядок - транзит демократии , унифицированные нормы, формы поведения, встраивающие страны в единый механизм, подконтрольный глобалистскому транснационалу . Жак Аттали характеризует современность как цивилизацию кочевников , которой необходимы неограниченное перемещение финансовых и трудовых ресурсов в масштабах планеты. Современный успешный человек должен лишиться всякой идентичности, кроме профессиональной; поэтому религиозная, культурная, национальная, семейная и даже половая идентичность всячески разрушаются. «Глобальная атомизация человечества… атомизация на службе глобализации. Распад традиционных связей для загнания рабсилы в новую глобальную сеть» (диакон Андрей Кураев). Эффективно манипулировать можно только теми странами и народами, которые вполне воспримут такого рода глобализацию. Остальную часть человечества необходимо колонизировать , в том числе и с применением военной силы. Бедные страны, то есть большая часть человечества, представляет собой неинтегрированную брешь , озоновую дыру глобализации, через которую в цивилизованный мир прорывается зло и ненависть. Глобализация и должна служить сокращению или полному устранению Бреши для установления полного контроля США на планете.

Расистский по своей сути новый миропорядок можно установить только силой. «Это мировая гражданская война , разделяющая экспроприируемых и экспроприаторов. В этом - ключ к объяснению и самого характера войны, и сопутствующих ей “символических репрессий” - расчеловечивание жертв агрессии, выводимых за рамки цивилизованного отношения» (А.С. Панарин). Естественно, что отверженное большинство человечества всё больше и всё более радикальными средствами сопротивляется насаждению нового мирового порядка . «Тяжёлая демографическая ситуация лишь усилит энергию революционного взрыва и агрессивность возникающих в результате авторитарных и тоталитарных режимов Юга. Это чревато «революционным походом» на Север против богатой Европы и Америки, что приведёт к росту авторитарных тенденций в западных государствах. Победа такого похода может отбросить мир назад на века» (А.В. Шубин).

Средства колонизации мира оттачиваются на практике. Все нынешние и ближайшие войны по преимуществу обусловлены потребностями глобалистской экспансии. Поэтому главные направления геополитики США совпадают с зонами добычи и транзита энергоносителей. Страны, не имеющие ядерного оружия, бесцеремонно подавляются военной силой (Югославия, Ирак). США напали на Ирак не для его разоружения и изъятия оружия массового поражения (которого там не было), не во имя глобальной войны с террористами (которых в Ираке не было, и которые туда устремились со всего мира), а для того, чтоб поставить под контроль государство, обладающее большими ресурсами и опасно неподдающееся глобализации. Поэтому же на очереди Иран. Иракская война позволяет укрепить инфраструктуру США - офиса глобализации. Контроль над сбытом иракской нефти нужен для того, чтобы цены на нефть и расчёты по всем нефтяным контрактам и далее выражались не в евро, а в мировой валюте - долларах; чтобы основным местом, где деньги превращаются в капитал, оставался Уолл-стрит. Подобные войны экспортируют кризис - дестабилизируют ситуацию в различных регионах мира, оставляя США привлекательным центром для капитала. Когда прямое военное вмешательство небезопасно для США, контроль устанавливается через информационные технологии (бархатные революции в Грузии, на Украине, в Киргизии). Субъект глобализации насаждает нестабильность и хаос в большинстве регионов планеты, а также сталкивает между собой различные государства и цивилизации (коалиция борьбы с плохим исламом ), - как инструменты завоевания и удержания глобального господства.

Формы и средства четвёртой мировой войны радикализируются на глазах. Необходимо признать, что возрастает угроза взаимного использования ядерных, биологических, химических средств борьбы. Подобное развитие событий приведёт к крушению США как мировой державы и Западного мира, ибо ожиревшее общество и зыбкая инфраструктура сверхпотребления не позволят выдержать катастрофических испытаний. Не смотря на звездную болезнь всемогущества, лидеры золотого миллиарда сознают угрозу взаимного истребления и постараются навязать выигрышные для себя формы борьбы. Транснациональные стратеги рассчитывают на победу, основанную на новейших технологиях. С одной стороны, информационные технологии позволяют создавать средства эффективного манипулирования людьми и народами. С другой стороны, сверхэффективные вооружения и снаряжение, а также созданный с помощью генной инженерии новый тип солдата, - предоставят фантастические возможности для подавления любого противника. Но научно-технические разработки средств войны рано или поздно выходят из-под контроля, что грозит появлением непредвиденных неуправляемых феноменов, по сравнению с которыми современные представления о киборгах покажутся детскими фантазиями. К тому же технические достижения рано или поздно оказываются доступными противнику. Победителей и в этом случае не будет, война мирового гегемона с большинством человечества - путь к самоистреблению.

Глобалистская и антиглобалистская идеология

Апологеты глобализации преисполнены цивилизационного энтузиазма , навязывая человечеству унифицированные ценности и формы жизни. Их титаническая гордыня приводит к утверждениям, что глобализация порождает космическое сознание , призванное осмыслить не только планетарные процессы, но и процессы вселенной. При этом, идеологемы объективной глобализации оказываются романтическими вкраплениями в апологию сценария мирового господства.

Реформаторское крыло антиглобализма достаточно адекватно критикует пороки и опасности глобалистской экспансии, разрабатывает различные формы лечения западной общественно-экономической системы. Большинство из предлагаемых антиглобалистских концепций утопично, ибо предлагают те или иные виды цивилизационного отката, возврата к предшествующим социально-экономическим формам. Наиболее плодотворной инициативой антиглобалистского движения является борьба за общественный контроль над деятельностью ТНК и международных финансовых институтов. Но ни одна антиглобалистская идеология не способна глобально осознать процессы глобализации, и, следовательно, предложить достойную альтернативу. Революционные противники глобализации, как правило, не отделяют объективные процессы всемирной интеграции от тоталитарных форм наведения нового мирового порядка . Поэтому для них глобализация оказывается новой формой мирового зла, подлежащей полному уничтожению. Лозунг всех революционеров: разрушить, убить и поделить. При этом нередко мистифицируются и демонизируются реальные процессы и субъекты, которым приписываются мифические значения и функции. Экстремистская форма идеологии антиглобализма - глобофобия - дискредитирует здравую критику глобализации, поэтому служит провокационным орудием глобалистской экспансии.

Виктор Аксючиц

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

ЛЕКЦИЯ №6.

Реальным аспектом современной мировой системы является глобализация. Она выступает важнейшим фактором, определяющим облик мирового культурно-исторического процесса на современном этапе. Не смотря на то, что под глобализацией, прежде всего понимается глобализация в экономике, она затрагивает также социальную сферу, политику, культуру, и т.д. Глобализацией называют тенденцию и процессы, основной чертой которых является связывание различных стран в некое единое мировой целое в экономической, политической, социальной и культурной областях . Глобализация мира проявляется в достижении такого высокого уровня интегрированности мирового сообщества, при котором развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. Источниками глобализации являются НТП и информационная революция, развитие рыночной экономики и свободной торговли, а также гегемонистическая политика развитых стран в борьбе за мировое господство в целях реализации своих геополитических интересов.

2. Модели глобализации.

В настоящее время процессы глобализации являются предметом изучения многих гуманитарных наук, в том числе и социологии. Среди разнообразных концепций глобального общества наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная И. Валлерстайном (р.1930). Основные положения этой теории сводятся к следующему.

§ Экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

§ Эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии. Центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром;

§ Существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками как центра, так и периферии.

Полупериферию образуют индустриальные страны (Россия и страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы) с энерго- и трудоемким производством. Страны периферии – это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки с господством индустриальных и доиндустриальных производств.

В других теоретических схемах современный мир выглядит более гомогенным вследствие формирования единого экономического, политического и культурного пространства. Одни мыслители (Ф.Фукуяма и др.) связывают эти процессы с распространением западных ценностей, институтов, моделей образа жизни, другие (например А. Тоффлер) говорят о становлении единой компьютерно-информационной цивилизации. Становление новой цивилизации, по А. Тоффлеру, имеет следующие характерные черты:


§ информационные технологии;

§ демассированное общество, в котором классы теряют свое значение;

§ антиципарная (предвосхищающая) демократия, обеспечивающее реальное участие граждан в жизни общества;

§ транснациональные институты, решающие глобальные проблемы общества.

Разделяя идеи А. Тоффлера, канадский социолог Г. Маклауэн утверждает, что технологическая революция на информационно-компьютерной основе ведет к тому, что мир становиться «глобальной деревней», в которой глобальный социум формирует электронная культура. Она обеспечивает общую вовлеченность всех структурных уровней и элементов социальной системы в глобальную социальную среду

3. Основные черты процесса глобализации.

Во всем многообразии явлений, сопровождающих глобализацию можно выделить ряд основных направлений – это процессы экономической, политической, социальной и культурной интеграции.

§ Экономический аспект глобализации связан с формированием единой мировой экономической и финансовой системы, единого рынка товаров и услуг. В этом контексте важнейшая тенденция глобализации состоит в усилении экономической интеграции, развитии новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.

§ Политический аспект глобализации связан с формированием наднациональных финансово-экономических структур и организаций (таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и др.) и связанной с ними новой мировой элиты.

§ Культурный аспект глобализации связан с формированием единого социокультурного пространства, во многом благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации. Доминирующей тенденцией глобализации в сфере культуры становиться сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов и моделей поведения.

§ В социальной сфере под влиянием процесса глобализации также происходят существенные перемены. Формирование глобального социума в рамках новой мировой системы сопровождается изменениями социальной структуры и характера общественных отношений. Наряду с этим происходит формирование глобального рынка услуг в социальной сфере.

4. Положительные и отрицательные аспекты глобализации.

Процесс глобализации имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Конечно, важнейший положительный аспект – это быстрый рост мировой экономики, благодаря обострению международной конкуренции, способствующей расширению рынка, углублению специализации и международному разделению труда, что в свою очередь, ведет к сокращению издержек, снижению цен и устойчивому экономическому росту. Глобализация также способствует и повышению производительности труда в результате рационализации производства в глобальных масштабах, распространению передовых технологий.

В сфере культуры усиление динамики межкультурных взаимодействий также является положительным аспектом глобализации. Благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации, формированию глобального информационного пространства культурные традиции, памятники материальной и духовной культуры разных народов становятся доступными для широких масс.

В социальной сфере массовое использование информационных технологий также привносит много нового в повседневную жизнь людей. Вопросы приобретения товаров, поиска работы, получения информации все чаще связаны с выходом в компьютерную коммуникативную сеть. Развитие такой сети порождает новые формы общения между людьми, устраняет социальные барьеры, изменяет социальную структуру современного общества. В пространстве компьютерной коммуникации возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов, сокращается дистанция между различными социальными слоями и группами.

Однако издержек и отрицательных последствий глобализации также немало. Деятельность глобальных структур, контролирующих финансовые рынки, не способствует гармоничному развитию всего мирового сообщества. Многие развивающие страны, находящиеся на периферии новой мировой системы, нуждаются в финансовой помощи центра. Получая такую помощь, эти страны оказываются в зависимости от центра, что тормозит их экономическое и социальное развитие. Всемирный банк, МВФ предоставляют финансовую только при выполнении определенных требований - свобода передвижения капитала, сокращения до минимума социальных программ (бесплатного обучения, здравоохранения и т. п.). Такая политика центра по отношению к периферии нарушает важнейшее условие построения новой мировой системы – принцип равноправного социального прогресса. Ученые выделяют четыре тенденции, препятствующие реализации этого принципа:

§ убежденность Мирового банка, что государство должно обеспечить лишь минимальный уровень социальной защиты;

§ стремление Организации экономического сотрудничества и развития сосредоточить финансирование лишь на основах образования и здравоохранения;

§ заинтересованность неправительственных организаций в замене правительственных условий предоставления услуг в социальной сфере;

§ попытки Всемирной торговой организации открыть глобальный рынок в области здравоохранения, образования и социального обеспечения.

5. Социальные последствия глобализации.

Перемены, происходящие в мировом сообществе под воздействием глобализации, к сожалению, не способствуют кардинальному улучшению экономического и социального положения всех обществ и всех слоев населения. Поэтому, несмотря на ряд положительных аспектов, издержки от глобализации наиболее ощутимы в социальной сфере. Основные проблемы социальной сферы – неравномерное социальное развитие, растущее неравенство, обострение социальных конфликтов. Много проблем порождает глобализация в сфере труда: рост безработицы, эксплуатация и сверхэксплуатация. Становление глобального рынка в сфере труда и в социальной сфере не способствует формированию среднего класса. Как отмечают исследователи, даже в развитых странах, глобализация разрушает сложившиеся условия, которые обеспечивали социальное равноправие в двадцатом столетии.

Пример. Так профессор-африканист из США Деннис Брутус считает, что глобализация действует по принципу «Profits before people» (прибыли важнее людей). По его оценке, с распространением глобализации из социальной жизни уходят общечеловеческие ценности, деньги верховенствуют над моралью. В качестве примера он приводит положение в текстильной промышленности в Никарагуа, ставшей зоной свободной торговли. На текстильных фабриках, принадлежащим тайваньским текстильным магнатам, установлен крайне жесткий режим определяющий, сколько раз за смену и на какое время женщина может выйти в туалет. Работниц немедленно выгоняют, если они пытаются организовать профсоюз или вступить в него. Этот пример наглядно показывает, как глобализация становится стимулом эксплуатации и сверхэксплуатации.

Другой пример связан с приватизацией системы водоснабжения в Южной Африке. Все водные ресурсы ЮАР монополизированы транснациональной корпорацией французского происхождения. В результате половина семей в стране не имеет водопровода в своих жилищах, а годовой оборот водной компании примерно равен годовому бюджету страны.

Для того, чтобы снизить издержки глобализации научное сообщество должно четко определить обстоятельства, препятствующие равноправию в социальной политике и меры по их преодолению. Представители ЮНЕСКО выработали основные принципы концепции социального равноправия и социальной справедливости в условиях глобализующегося социума.

§ Глобальный макроэкономический менеджмент должен отчетливо и в полном объеме представлять себе социальные последствия глобализации.

§ Необходимо сформулировать универсальный общемировой минимум прав и полномочий гражданина, которые должны быть гарантированы для граждан всех государств.

§ Помощь международного развития должна быть сосредоточена на удовлетворении основных социальных нужд людей.

§ Быстрое развитие международной торговли приводит к необходимости упорядочения глобализованных стандартов в трудовой и социальной сферах.

§ Должны быть сняты все ограничения с деятельности фондов, способствующих ликвидации бедности.

§ Высокое качество управления – необходимый компонент успешного социально ответственного развития современного мира.

Вместе с этим в мировом сообществе имеет место различное число несогласованностей на счет путей и способов реализации этих принципов. К сожалению, общество не создало еще институтов, которые смогли бы поставить явление глобализации под социальный контроль и заставили бы его служить людям.

Литература:

18. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. – М., Гардарика. – 1999.

19. Юридическая социология. Учебник для вузов. /Отв. Ред. Глазырин.– М., НОРМА.- 2000.

20. Социология. Учебное пособие. Под ред. Д.С. Клементьева. – М., 2004.

21. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М., Логос. – 1999.

22. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429 – 435.

23. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М, 2002.

24. Социология. Под ред. В.А. Лавриненко. – М, 1998

25. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М, 2000

Глобализация касается такой особой сферы международных отношений, какой являются мирохозяйственные связи, мировая экономика. Это означает, что коммерческая трансакция в этой области неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, демографию, экологию, социальные отношения, право, политику и т. д. При этом степень такого охвата различна, как не одинаковы обратные связи. Из данного подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка подобной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в указанных сферах. Тогда решение о трансакции потребует корректировки и, возможно, даже окажется нецелесообразным. Иной будет и оценка предпринятых действий. Здесь необходимы не только традиционные количественные показатели, которые малопригодны в таких областях жизни общества, как культура и искусство, мораль и право, жизненные ценности и установки, социальные и политические представления.

Правомерна и ограничительная трактовка глобализации, рассматривающая взаимовлияния и обратные эффекты в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, и охватывающая все ее области и секторы (внутренняя, внешняя, НИОКР, производство, рынок, обращение, потребление), затрагивающая экономические отношения между странами, мировое хозяйство. Речь идет о глобализации мирохозяйственных отношений. И в этом узком смысле процесс глобализации неоднозначен и проявляется в постепенном втягивании в данную сферу всех видов МЭО: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, научного, технико-технологического, инжинирингового и информационного сотрудничества между странами.

Глобализация в целом и мирохозяйственных отношений, в частности, -- объективный процесс, выражающий совокупность условий развития современного мирового сообщества и прежде всего научно-технического и экономического прогресса. Это неизбежный этап восхождения человечества к новым горизонтам, несущий в итоге положительные начала, но вместе с тем не лишенный серьезных и масштабных противоречий, а значит не исключающий негативных воздействий. В силу исключительной многофакторности глобализации преодоление таких воздействий крайне затруднено. Традиционная оценка влияния отдельных факторов в условиях глобализации оказывается недостаточной, а общие выводы малодостоверны в силу многообразия взаимосвязей и взаимозависимостей, их особой динамичности. Очень подвижны вся мировая экономика, ее отдельные сферы и секторы. Положение в международных регионах, группах стран и в отдельных странах непрерывно изменяется, роль и место последних в мировом хозяйстве не раз и навсегда даны, зависят не только, а нередко и не столько от них самих. Тем более это относится к отдельным фирмам и национальным и транснациональным.

В глобализации воплощаются закономерности, на протяжении столетий управляющие развитием мировой хозяйственной системы, базирующиеся на товарном производстве. Имманентные свойства этого процесса:

Свобода спроса и предложения;

Свобода и демократизация процесса предприн6имательства;

Конкуренция товаропроизводителей, порождающая экономическое неравенство и социальную несправедливость.

Система организации товарного производства на притяжении всей истории человечества породила дифференциацию уровней территориального развития, социально-экономическое неравенство наций и народов, разрыв в уровнях владения знанием и новыми информационными технологиями, которые не могут быть ни ликвидированы, ни усилены развитием глобализации.

Глобализация мирохозяйственных связей -- многоуровневое явление, затрагивающее отдельные предприятия (микроуровень); товарные, финансовые и валютные рынки и рынки труда (мезоуровень); региональную, национальную экономику (макроуровень). В условиях рыночных отношений микроуровень составляет структурообразующую основу глобализации мирохозяйственных связей в силу того, что отдельные предприятия, фирмы, предприниматели являются определяющими субъектами международных экономических связей во всех их формах. Практические масштабные мирохозяйственные контакты осуществляются на мезоуровне международных рынков товаров и услуг, капиталов, труда, финансово-кредитных ресурсов и валюты. Множественность факторов глобализации, крайнее усложнение под воздействием последних условий хозяйствования, невозможность чисто рыночного саморегулирования в данной ситуации и особенно в планетарных масштабах предопределяют особую роль в этом процессе макроэкономического уровня. С одной стороны, принципиальное значение на этом уровне приобретают целенаправленные усилия по преодолению, ослаблению и ликвидации препятствий и ограничений в сфере МЭО, с другой -- содействие процессам глобализации, осуществление последовательных мер по координации экономических и социальных программ, концентрации ресурсов для решения глобальных, особо масштабных проблем, затрагивающих мировое сообщество, группы стран, регионы.

Глобализация международных отношений, а в ограничительном смысле -- в сфере мирохозяйственных связей -- МЭО -- проявляется в постепенном втягивании в этот процесс отдельных их видов: внешней, международной, мировой торговли (товарами и услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности); международного перемещения факторов производства (труда, рабочей силы, капитала, информации); международных финансово-кредитных операций (безвозвратное финансирование и помощь, кредиты и займы разных субъектов МЭО, операции с ценными бумагами; специальные финансовые механизмы и инструменты); операции с валютой. Особая роль отводится производственному, научному, технико-технологическому, инжиниринговому и информационному международному сотрудничеству.

Введение

Глобализация - явление сложное, многоплановое и многоуровневое, охватывает все сферы жизни общества, но больше всего экономику.

Сам термин появился в 1983 году. Впервые его использовал в своей статье американский экономист Левит. Он широко используется с 90ых годов. К его определению существует много противоречивых подходов, подчас противоположных. Сравниваются понятия "интернационализация", "транс национализация" и "глобализация".

Определение понятия глобализация. Сущность

«Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государственных проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов».

Глобализация - это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба. Сегодня в мире, превратившемся в одну большую деревню, промышленное производство носит международный характер, и деньги быстро и беспрепятственно текут из одной страны в другую. В сущности, торговле границы не помеха. При этом многонациональные корпорации сосредотачивают в своих руках огромную власть, а деятельность анонимных инвесторов может либо способствовать материальному процветанию, либо приводить к экономическому упадку в любой точке земного шара. Глобализация -- это и причина и следствие современной информационной революции. Потрясающие достижения в области телекоммуникаций, колоссальное расширение компьютерных возможностей и создание информационный сетей типа Интернет стимулируют процесс глобализации. Передовые технологии позволяют преодолевать любые расстояния.

Актуальность проблемы глобализации не подлежит сомнению. Она исследуется многими экономистами всего мира. Примером могут служить исследования Джеффри Сакса и Эндрю Уорнера из Гарварда, Дэвида Доллара и Арта Краайа из Мирового банка и Джеффри Френкеля и Дэвида Ромера из Беркли. Проблема часто рассматривается в специализированных журналах вроде международного “The Economist”, научных вроде «Наука и жизнь» и многих других.

Известно, что многие не доверяют сторонникам глобализации и не верят в возможные выгоды, которые она несет. По нашему мнению, это связано с недостаточной компетентностью антиглобалистов. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы бы хотели рассмотреть некоторые доводы против глобализации и, возможно, оспорить их.

Положительное в глобализации - свободный доступ к технологиями, ресурсам, возможность обмена результатами деятельности, стираются экономические границы между странами.

Негативное в глобализации - ее достижения используются в интересах наиболее развитых стран. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее.

Таким образом, глобализация - это процесс формирования единого экономического пространства, который происходит в заданных формах и на разных уровнях.

Факторы глобализации:

  • · формирования однополярности в мировой экономике, переход к рыночным отношениям большинства стран, создание условий для их сближения и взаимодействия;
  • · интернационализация хозяйственной жизни;
  • · либерализация внешнеэкономической деятельности;
  • · развитие международных экономических организаций;
  • · регионализация и интеграция стран;
  • · развитие мировых валютных, кредитных, финансовых рынков;
  • · развитие информационных технологий, систем коммуникации.

Влияние на экономику, общество, внутреннюю и внешнюю политику .

«Глобализация экономики -- одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы»

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики -- сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран -- одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

Возникающие задачи экономики, часто, обсуждаются влиятельными политиками и экономистами вместе (Всемирный экономический форум).

Проблема населения к доступу информационным технологиям в настоящее время имеет важное социальное значение и обозначена как проблема «цифрового неравенства». Как и социальное неравенство «цифровое неравенство» способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления. В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки, зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества.

Идеи глобального общества высказывались древнегреческим мыслителем Диогеном, он использовал понятие космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополитии (общества мира). В православии использовались такие понятия как «род людской», «человечество», «христианский мир» и т. д. В мировоззрении жителей Китая, Средней Азии, Монгольской империи Чингизхана, важное место занимала идея Поднебесной -- всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на ее просторах.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка причём второй касается в основном экономических проблем. Глобализация способствует уменьшению разницы между внешней и внутренней политикой государства. В результате, это позволяет значительно увеличить степень политического участия во всём мире.

Происходит транснационализация политики, когда рост числа межправительственных и неправительственных международных организаций приводит к формированию предпосылок единой международной бюрократии.

Всё это создаёт принципиально новую политическую реальность, основанную на глобальных институтах информационной эпохи.

Глобализация несёт с собой как возможности для развития, так и угрозы самому существованию человечества в виде глобальных проблем. Возникают как минимум два подхода:

  • 1) изоляция от глобализации с целью предотвращения всех её издержек,
  • 2) использование глобализации как панацеи от всех проблем. Но, в любом случае, императивом глобализации и отношения к ней является увеличение управляемости человеческого развития.

В глобализации следует выделять процесс и состояние. Как постоянно развивающийся процесс глобализация существовала всегда, так как сам исторический процесс имел тенденцию идти от локальных сообществ людей к глобальным образованиям, но как о качественно новом состоянии развития человеческой цивилизации о глобализации можно говорить лишь со второй половины XX века.

Как отмечает Р. Робертсон, глобализация представляет собой целый ряд процессов, которые объединяют мир.[ http://www.finam.ru/dictionary/wordf00146/default.asp?n=5]

Глобализацию следует отличать от глобализма, который определяется Беком как идеология господства мирового рынка, так как появились уже достаточное количество глобальных акторов, имеющих иной взгляд на глобализацию (Китай, Индия).

Помимо этого, глобализация отличается от глобальности, под которой понимается состояние, при котором мы уже находимся в несформировавшемся мировом обществе.

В конце ХХ - начале XXI вв. мировая экономика сделалась по-настоящему глобальной. Это стало возможным благодаря созданию новой инфраструктуры, основными компонентами которой стали компьютерные информационно-коммуникационые технологии.

Они позволили окутать все социумы различными сетевыми структурами, активно влияющими на создание более глобализированного общества.

Говоря о процессе глобализации, следует отметить, что государство-территория было продуктом уникальных сочетаний исторических условий. Эти условия исчезают. Современные тенденции подрывают государство и систему государств. Политика поиска идентичности становится одной из главных целей глобализации.

Государственные границы уже не совпадают с границами влияния глобализационных процессов со стороны разных субъектов. Территория глобализируется и виртуализируется. Хотя международный порядок построен на принципе нерушимости границ, формальном равенстве всех государств, суверенитете, глобализация ставит этот принцип под угрозу своей повседневной практикой.

Государствам начала XXI века свойственно стремление после окончания идеологического раскола мира найти новую идентичность, например, это проявляется в этническом ренессансе, усилении требований по формированию национальных, этнических автономий или образованию суверенных государств.

В условиях более динамичного и открытого мира происходит усиление влияния гражданского общества как источника власти и легитимности. Во многом, это происходит через распространение горизонтальных организаций, построенных по принципу сетевых структур, неподконтрольных государствам и могущих подрывать авторитет и легитимность государства, способствовать насаждению антигосударственной идеологии.

Сетевые организации подразделяются на два вида: горизонтальные (взаимодействие государственных и негосударственных организаций) и вертикальные (супернациональные организации транснационального уровня).