Как подготовиться к публичному выступлению.

Знания, умения и навыки оратора

Оратор должен быть человеком эрудированным, т.е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом, и т. п. Он обязан хорошо знать предмет своей речи. Только в том случае, если оратор разбирается в теме выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести новые неизвестные аудитории факты, если ему удастся ответить на возникагощие вопросы, он может рассчитывать на внимание и уважение слушателей.

Чтобы выступать публично, оратор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык - это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навы-кам оратора относятся следующие:

■ навык отбора литературы;

■навык изучения отобранной литературы;

■навык составления плана;

■навык написания текста речи;

■навык самообладания перед аудиторией;

■навык ориентации во времени.

Из приобретенных навыков складываются умения ора­тора. Он должен уметь:

■самостоятельно подготовить выступление;

■доходчиво и убедительно излагать материал;

■отвечать на вопросы слушателей;

■устанавливать и поддерживать контакт с аудито­рией;

■ применять технические средства, наглядные пособияи т. д.

Если какие-либо навыки и умения будут отсутствовать у выступающего, то его общение со слушателями может оказаться неэффективным. Например, оратор хорошо пишет текст речи, но не умеет просто и ясно излагать его в аудитории; оратор увлеченно рассказывает, но не научился укладываться в отведенное для выступления время и не успевает высказать основные положения речи и др.

Таким образом, стать хорошим оратором непросто. Мастерство выступающего зависит от его индивидуальных особенностей, складывается из многих знаний, навыков, умений. Чтобы приобрести их, нужно много работать над собой, изучать опыт известных ораторов прошлого и на-стоящего, учиться на лучших образцах ораторского искус­ства и стараться как можно чаще выступать.

Повседневная подготовка к выступлению. Основные этапы подготовки к конкретному выступлению. Выбор темы и определение целевой установки. Поиск материалов для выступления. Разработка плана выступления. Виды планов. Композиция публичного выступления. Овладение материалом выступления.

Важное место в деятельности оратора занимает повсед­невная подготовка к выступлениям, т. е. непрерывныи процесс работы над совершенствованием своего речевого мастерства, систематическое риторическое самообразование.



Что же представляет собой повседневная подготовка?

1.Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтения научной, публицистической, художественной литературы. Постоянное стремление к новым знаниям, расширение сферы своих интересов - вот что поможет оратору заложить прочную основу своей риторической культуры. Исследования биографий выдающихся людей показали, что самое большое влияние на них оказали книги.

2.Создание собственного архива. Человеку, которому приходится часто публично общаться, необходимо целенаправленно относиться ко всему, что его окружает, находиться, как говорят, в состоянии мобилизационной готов-ности, брать на заметку интересный материал. Следует задумываться, можно ли использовать всвоих выступле-ниях встретившийся пример, цитату, изречение и т. п. Полезными могут оказаться не только сведения (цифры, факты, характеристики), но и пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Богатый материал могут предоставить Интернет и телевидение. Сегодня есть возможность сделать запись ярких выступлений политических и о щественных деятелей государственного и местного масштаоа, хозяйственных руководителей, предпринимателей и др. Все это позволяет создать собственный архив. К онечно, невозможно заготовить материал на все случаи жизни, но при четком определении круга проблем, с которыми чаще всего приходится иметь дело, систематическое накапливание материала во многом облегчит подготовительную работу и сэкономит время.

Такой архив может оказать неоценимую услугу в «трудную минуту», когда не будет необходимого времени на подготовку, не окажется возможности поработать перед выступлением в библиотеке, порыться в справочниках, по-читать соответствующую литературу. Поэтому рекомендуется вырабатывать методику сбора и систематизации ма­териала и активно создавать свой архив.

3.Овладение техникой речи. Основные элементы ре-
чевой техники - фонационное (речевое) дыхание, голос
(правильные навыки голосообразования) и дикция (сте-
пень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшкм образом донести до слушателей Содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания. Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии, следует выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

4. Повышение культуры устной и письменной речи.
Забота о правильности и чистоте речи должна быть обя-
зательной для человека, выступающего публично. Особо
следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно
и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и
эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Рекомендуется активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи и т. д. Все это развивает человека, позволяет ему приобретать необходимые речевые навыки, повышает речевую культуру.

5. Критический анализ выступлений. Повышению ораторского мастерства способствует и критический анализ
выступлений. Присутствуя на заседаниях, совещаниях,
конференциях, публичных лекциях, слушая выступления
ораторов по радио, телевидению, нужно обращать внима­
ние не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

Важно попытаться четко сформулировать для себя, что нравится в выступлений того или иного оратора, что вы-зывает отрицательную реакцию, какие действия, приемы, слова, речевые обороты способствовали успеху выступа­ющего, а какие, наоборот, принесли ему неудачу. Особое внимание следует обращать на то, как оратор работает в аудитории, как устанавливает контакт со слушателями, как ведет себя в непредвиденных ситуациях, возникаю-щих в процессе речи.

С годами у человека накапливается опыт, и он может анализировать и собственные выступления, определять, в чем их достоинства и недостатки.

6. Овладение методикой публичного выступления. Оратору необходимо приобрести как теоретические, так и методические знания в области ораторского искусства. Важно знать, из каких этапов складывается деятельность оратора, как подготовйться к встрече со слушателями, как
построить ораторскую речь, какие приемы управления
аудиторией можно использовать и т. д.

История ораторского искусства свидетельствует, что все выдающиеся ораторы много работали над собой, тщательно готовились к своим выступлениям. Известно, что все мас­терство знаменитого Демосфена, вся его сила как оратора были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом. Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеолисания» рассказывает о том, как Де-мосфен поборол свои слабости, освободился от физических недостатков, мешавших ему произносить речи.

Таким образом, повседневная подготовка повышает профессиональный уровень оратора.

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

Всякое публичное выступление должно быть подготовлено – ошеломлять мудрыми и прочувствованными стихийными речами способны только гениальные ораторы. Если вы осознаете, что не принадлежите к их числу, овладейте азами риторики.

Представьте себе успех своего выступления, свой триумф, можете даже услышать воображаемые овации, хотя это, кажется, лишнее. Мозг не отличает реальный опыт от выдуманного, и этим нужно воспользоваться.

Если это возможно, познакомьтесь с аудиторией заранее. Люди, уже видевшие вас, примут выступление более благосклонно.

В случае волнения, напевайте про себя или проговаривайте многократно вдохновляющие фразы без отрицаний. Например: «Мне нравится выступать на публике», «Выступление – это радость» и т. п.

Всякое выступление нужно начинать с подготовки речи. Узнайте о численности аудитории, о ее взглядах и интересах. Только после этого приступайте к написанию текста выступления.

Исходите из средних показателей интеллекта и не выстраивайте сложных логических конструкций, воздержитесь от сленга и терминов, если выступаете перед непрофессионалами. Не используйте слова, в значении которых не уверены.

Невербальная часть

Больше половины информации человек получает из невербальных источников, к которым относятся расстояние между рассказчиком и слушателями, интонации, жесты, направление взгляда, тембр голоса, внешний вид.

Готовясь к выступлению, имейте в виду, что аудитория охотнее воспринимает близкого по духу оратора. Это утверждение относится к манере вести себя, прическе, одежде, украшениям и т. п. Доверия к словам «своих» гораздо больше.

Перед выступлением потренируйте дикцию и артикуляцию. Прорепетируйте перед зеркалом, запишите часть выступления на диктофон, и послушайте, как интонирована ваша речь. Чтобы выступление было успешным, оно должно быть содержательным и непринужденным, а достичь этого поможет подготовка и преодоление страха .

Страх, который может возникнуть перед самым началом выступления, вызывает спазмы грудной клетки, затрудняя доступ кислорода к легким и сжимая голосовые связки. Пересыхает гортань, слова застревают в горле, организм начинает хуже работать, вы просто теряете способность нормально соображать и концентрируетесь на своих ощущениях, от чего страх еще больше усиливается.

Не ждите выступления, как приговоренный к казни. Займите себя чем-нибудь полезным: перечитайте речь еще раз, разомните челюсть, постарайтесь расслабиться. Хорошо помогают самые простые физические упражнения, которые отвлекут вас от страха.

Начало выступления

В первые 5-7 секунд создается первое впечатление о человеке, поэтому улыбайтесь. Только воздержитесь от слишком широкой улыбки. Ученые утверждают, что при зрелище идеальных зубов собеседники испытывают необъяснимое неприятное чувство.

Якобы древний инстинкт заставляет воспринимать идеальные зубы как орудие нападения. Не знаем, насколько это мнение соответствует действительности, но на всякий случай постарайтесь, чтобы ваша улыбка не таила угрозы. Доброжелательная улыбка еще никому не помешала достичь взаимопонимания.

Начните выступление с приветствия: «Уважаемые коллеги», или «Уважаемые слушатели». Если свою речь вы начнете с шутки или интересного факта, вам удастся сразу привлечь внимание аудитории. Выступление не должно быть монотонным.

Ваша поза при выступлении должна быть открытой и дружественной. Не скрещивайте ноги и руки. Чуть заметно наклоните туловище к слушателям. Маленький секрет - расширенные зрачки располагают собеседника, поскольку говорят о том, что вы заинтересованы происходящим. Несильно покусайте губы или незаметно ущипните себя - зрачок от боли расширяется.

Не забывайте о мимике. Смотрите на слушателей, чтобы понимать, как они относятся к тому, что вы говорите. Но основное внимание сосредоточьте на одном человеке, знакомом или проявляющем явный интерес к вашей речи. Не нужно подносить руки ко рту и носу - это отвлекает, нарушает дикцию, а на невербальном уровне воспринимается как ложь.

Всем угодить невозможно, около 5-10% аудитории останется недовольной, что вполне приемлемо, не зацикливайтесь на этом. Если вы будете уверены в том, о чем говорите, сможете компетентно отвечать на вопросы аудитории, страх улетучится сам собой.

Научиться выступать перед публикой возможно – было бы желание. Оратор Демосфен, живший в Древней Греции, был застенчив и заикался. Чтобы преодолеть эти недостатки, он приходил на берег моря и пытался перекричать шум волн, набрав в рот камней.

Французский политик Габриэль Мирабо проводил долгие часы, зубря текст выступления. В итоге его речь звучала как изысканная импровизация. У Маргарет Тэтчер голос был визгливым и она боялась выступать перед аудиторией. (см. «»)Желание стать политиком заставило эту женщину многие месяцы постигать основы актерского мастерства и работать над голосом. Главное - если ваша речь будет неинтересной, ничто не заставит аудиторию слушать вас.

Нужна ли подготовка к публичному выступлению? Безусловно. Однако она может быть различной. Так, митинговая речь обычно бывает краткой - 5-10 минут или чуть больше, и она может быть произнесена после минимальной подготовки. А вот лекция уже требует подготовки основательной. Конечно, при этом учитываются и опыт оратора, и его знания, и умение общаться с аудиторией, и многое-многое другое.

В 1928 году вернулся из Сорренто в Москву М. Горький. Чествовали писателя в Большом театре: Речь о его творчестве должен был произнести А.В. Луначарский, который узнал об этом за сорок минут до начала торжества. На - тщательную подготовку просто не было времени. И вот что интересно: речь, произнесенная по случаю приезда Горького, - один из самых блестящих образцов ораторского искусства Луначарского. В ней глубоко анализируется творчество писателя, она увлекательна по форме. Что это, импровизация? Когда коллеги, знавшие о внезапности выступления, спрашивали об этом Анатолия Васильевича, он отвечал, пожимая плечами: "Ну какая же импровизация? Ведь сколько я писал о Горьком еще до революции и, разумеется, продолжаю как критик заниматься его творчеством". Таким образом, к этому выступлению Луначарский, по его собственным словам, "готовился всю жизнь". Словом, импровизированная речь, как правило, строится на основе хорошо известного материала, знаний, опыта оратора. Иначе говоря, оратор мало готовится или совсем не готовится к ней накануне выступления, но имеет достаточные знания, а также опыт произнесения речей, чтобы ограничиться минимальной подготовкой или произнести ее "экспромтом".

Перед оратором стоит три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Конечно, разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной, доступной. Не должна быть перегружена проблемами: двух - трех вопросов вполне достаточно.

Каковы же цели оратора? Основная цель - информировать слушателей, т.е. научить их, дать им определенные сведения, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, короче говоря - сформировать стереотип поведения.

Важный вопрос, который встает перед оратором, - оценка обстановки и состава слушателей. Неожиданная, непривычная атмосфера может вызвать у оратора дискомфортное ощущение. Поэтому он должен подготовить себя к ней заранее. Следует как можно обстоятельнее выяснить, в каких условиях состоится выступление, вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как количество слушателей, наличие микрофона, трибуны, стола, размер и интерьер зала, время, отведенное оратору, соотношение данного выступления с другими. Чтобы выступать с микрофоном, нужны определенные навыки: с непривычки микрофон будет вас сковывать. Если зал небольшой и слушателей мало, то предпочтительнее выступать за столом. Таким образом, вы создаете атмосферу непринужденности, как бы сливаетесь с аудиторией. Если же зал большой и слушателей много, то необходимо выступать с трибуны. Это позволит вам видеть всех, чувствовать реакцию зала. Вечером выступать сложнее, чем в первой половине дня: люди придут уже уставшие. Что же касается соотношения выступления с другими, то здесь наблюдается такая закономерность: каждое последующее, как правило, должно быть интереснее (возможно, значительнее, важнее и т.д.) предыдущего, т.е. иметь какое-либо отличие, оказывающее воздействие на аудиторию.

При подготовке речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слушатели и что им будет непонятно. Оратор должен знать и учитывать состав аудитории. Существуют разные подходы к ее оценке. Приведем один из них. Можно оценивать аудиторию по параметрам. Прежде всего учитывается ее социально-профессиональный состав (рабочие, учителя, инженеры и т.п.) и культурно-образовательный уровень (начальное, среднее, высшее образование). Здесь, естественно, принимается во внимание степень подготовленности слушателей, их интеллектуальный потенциал, характер деятельности. Следует учитывать также возраст, пол, национальные особенности аудитории. Но самое главное - однородность или неоднородность ее по всем параметрам. Разумеется, тяжелее всего выступать перед неоднородной аудиторией. Практика показывает, что весьма сложная аудитория - молодежная. Ведь интеллектуальные и физические изменения, которые происходят в молодом возрасте, довольно противоречивы: с одной стороны, преобладает объективное отношение к действительности, положительные оценки людей, с другой - крайний субъективизм, отрицание всего сущего, болезненное самолюбование. Поэтому наиболее эффективны для молодежи эмоциональные речи. В то же время в выступлениях перед всеми возрастными группами требуется логическая убедительность, лаконичность и точность изложения. У взрослой аудитории на первом месте всегда логическое развитие мысли, аргументированность, доказательность изложения.

Эффективность речи возрастает, если она предназначена не аудитории вообще, а определенным группам людей, которые имеют свои интересы, цели. Поэтому следует прежде всего учитывать мотивы, которые побудили их прийти на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаще всего слушатели хотят получить какую-то новую информацию, иногда они приходят по обязанности, по приглашению, реже - чтобы доставить себе эстетическое удовольствие. Необходимо учитывать также настроение слушателей, их физическое состояние, отношение к теме выступления и оратору, их знакомство с данным вопросом.

И получил много опыта в публичных выступлениях. Поэтому он и решил создать сервис Speaking, который содержит советы о том, как правильно вести беседу, высказывать свои мысли и готовиться к выступлению. Эти советы полезны, и мы решили выбрать лучшие из них.

Подготовка к выступлению

Холман вспоминает спикера, который запомнился ему на всю жизнь:

Несколько лет назад я был на конференции. Организаторы пригласили на неё профессионального сторителлера. Он не сказал ни слова по теме конференции, но вся аудитория была настолько вовлечена в его беседу, что это и не было нужно.

Люди, умеющие рассказывать истории, овладевают этим навыком с помощью повторения одних и тех же фраз. Вспомните своего любимого стендапера. Скорее всего, после того как он сказал особо удачную шутку, он упомянет о ней позже. Такой метод позволяет ему добиться более сильной связи с аудиторией.

Немаловажно также подводить итоги каждой секции своего выступления. Этим методом пользовался Стив Джобс на всех конференциях Apple. Он высказывал основные мысли, затем развёрнуто пояснял их, а после, в конце секции, делал краткое резюме по теме своего выступления.

План выступления

Если у вас есть идея для презентации, это лишь начало. Превратить идею в целую речь не так просто. Лучше всего начать с плана. Причём двигаться от большего к меньшему. К примеру, вы собираетесь сделать презентацию о рок-музыке 70-х. Сначала нужно составить общий план:

  1. Вступление.
  2. Первая часть: культура 70-х.
  3. Вторая часть: почему общество выбрало именно эти музыкальные стили.
  4. Третья часть: лучшие представители рок-музыки 70-х.
  5. Заключение.

Составив общий план, можно переходить к подпунктам, объясняя каждый пункт более подробно:

  1. Вступление.
  2. Первая часть: культура 70-х.
    а) Общество хиппи и его принципы.
    б) Развитие психоделического рока из-за популяризации хиппи.

И так далее. Продвигаясь от большего к меньшему, вы сможете последовательно объяснять каждый пункт и не забывать про детали. Не делайте пункты слишком большими - они должны наводить на мысль о теме, но не пояснять её.

Не исключено, что у вас не получится вместить в речь все пункты плана, зато, создав план, вы ясно выразите свои мысли и поймёте, как превратить идею в презентацию.

Слайды

По словам Холмана, он видел спикеров, которые умещали в получасовую речь несколько сотен слайдов. Также он видел и тех, кто обходился без единого слайда. И тот и другой случай - примеры плохих презентаций. В первом случае слушатели не запомнят малой доли полученной информации, во втором - не могут подкрепить услышанные слова зрительной информацией.

Идеального количества слайдов для презентации не существует. Их число зависит от того, как вы подаёте информацию.

Лучший способ понять оптимальное количество слайдов - выступить несколько раз. Некоторым достаточно, чтобы на слайде было лишь несколько слов, и спикер может продолжить раскрывать тему. Другим же нужно больше информации.

Количество слайдов также зависит от темы презентации. Если она связана, например, с IT, слайдов должно быть больше; если она больше похожа на историю, можно обойтись меньшим количеством.

Паузы в речи

Ещё один трюк, который любил использовать Джобс. Задавая вопрос, перед ответом на него он делал небольшую паузу. Для спикера это достаточно неловко, ведь в аудитории повисает тишина, но зато очень эффективно. Вы заставляете аудиторию считать, что вы обдумываете ответ на вопрос в реальном времени, а не подготовили его заранее.

Паузы также хороши перед переходом к следующему пункту беседы. Длина паузы - 3–5 секунд. Если вам чересчур неловко молчать, обманите сами себя и сделайте глоток воды.

Анимация переходов между слайдами

Не вздумайте.

Лучшие программы для создания презентации

Не нужно усердствовать с поиском программы. Если вы пользуетесь Windows, выбирайте , если OS X, то . Альтернативы есть, но рассчитаны на тех, кто планирует сложную презентацию. К примеру, Showoff позволяет создавать слайды с помощью Markdown, JavaScript и CSS.

Как бороться с нервами

Вы будете нервничать, даже выступая в десятый или двадцатый раз. Но продолжительность этого состояния будет уменьшаться. По словам Холмана, во время своего первого выступления он был не в себе от начала и до конца презентации. Выступая в следующий раз, он нервничал не так долго, а затем всё меньше и меньше.

Ещё один способ - делать тестовое выступление перед сотрудниками. Причём условия должны быть максимально приближенными к настоящим. Если вы запнётесь или забудете фразу, ваши сотрудники смогут вас подбодрить.

Последние штрихи

Перед выходом к аудитории обязательно нужно сделать несколько вещей:

  1. Перевести смартфон в беззвучный режим. А ещё лучше - в режим «В самолёте», так как случайная вибрация может вас отвлечь.
  2. Отключить автояркость и установить яркость на максимум. Если заметки для презентации находятся на смартфоне или планшете, установите яркость так, чтобы вам было комфортно их читать.
  3. Настроить монитор докладчика. Это дополнительный монитор в Keynote, на котором отображаются ваши пометки, текущий и следующий слайды, а также таймер.