Что соединяет беломорканал. Беломорканал: Без туфты и аммонала не построим мы канала

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Строительство Беломорско-Балтийского канала, соединившего Белое море и Онежское озеро, началось в 1931 году по инициативе Иосифа Сталина . Для постройки канала при Совете Труда и Обороны был учрежден так называемый Особый комитет по сооружению Балтийско-Беломорского водного пути. Было решено "при определении стоимости работ… учесть возможности привлечения уголовного труда к этим работам". В связи с этим "при проектировании стройки было уделено большое внимание удешевлению всех сооружений и доведению до минимума расхода дефицитных привозимых материалов". По указанию Сталина канал длиной в 227 километров должен был быть построен за двадцать месяцев — с сентября 1931 года по апрель 1933 года.

Строительство велось в основном заключенными ГУЛАГа , общая численность которых составляла около 280 тысяч человек.
Каждый подневольный строитель назывался "заключенный каналоармеец", сокращенно з/к , от чего произошло жаргонное слово "зек".
Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь ("БелБалтЛаг"). Большинство заключенных в новый лагерь переводили в основном с Соловецкого лагеря особого назначения.

При строительстве канала применялись ручные орудия труда: лопаты, кирки, ломы, зубила, ручные пилы, носилки и тачки. В качестве строительных материалов использовали камни, торф, древесину, землю, никаких дополнительных поставок не было.

Основным средством воздействия и стимулирования заключенных стала так называемая "котловка" — неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем меньше он получал еды. Те заключенные, которые не выполняли норм, получали "штрафной паек". Во время строительства канала администрация использовала различные методы повышения эффективности выполняемых работ: соревнование между бригадами, трудколлективами, шлюзами. Объявлялись всеобщие дни рекордов.
Кураторами стройки стали заместитель председателя ОГПУ Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Нафталий Френкель. Именно ему приписывают идею использования дешевой рабочей силы заключенных для работы на крупных народно-хозяйственных стройках.

Весной 1932 года было введено положение, согласно которому руководителям строительства канала предоставлялось право в административном порядке единолично увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Перечень включал 15 конкретных нарушений. Вместе с тем допускалось применение такой меры и за иные проступки. Решение об увеличении срока заключения обжалованию не подлежало.

В мае 1933 года Ягода докладывал Сталину о готовности Беломорканала. 25 июня 1933 года по всему каналу от начала до конца прошел пароход "Чекист". В июле этого же года Иосиф Сталин, Климент Ворошилов и Сергей Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. Канал получил имя Сталина.
2 августа 1933 года сооружение Беломорско-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года.

Согласно официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 году 1438 заключенных (2,24% от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03%), в 1933 году — 8870 заключенных (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки. По другим данным, на стройке Беломорканала погибло от 50 тысяч до 200 тысяч человек.

В связи с окончанием строительства Беломорско-Балтийского водного пути ЦИК СССР постановил досрочно освободить значительное число заключенных, имеющих особые заслуги в строительстве . Были освобождены 12 484 заключенных, сокращены сроки для 59 516 заключенных.

После окончания строительства в Беломоро-Балтийском комбинате на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключенных.

Канал объединил водные пути северо-западной, а затем и центральной частей СССР с судоходными реками бассейна Белого моря — Северной Двиной, Онегой, Мезенью. Трасса канала протяженностью 227 километров проходит от поселка Повенец на Онежском озере до города Беломорск на Белом море. Это сооружение до сих пор считается одним из уникальных : канал средней глубиной 5 метров включает более 100 сложных гидротехнических сооружений: 15 плотин, 19 шлюзов, 49 дамб, 12 водоспусков и других устройств.
Создание этого транспортного пути позволило исключить необходимость доставки природных ресурсов Кольского полуострова и Карелии к пунктам переработки далеким кружным путем в обход Скандинавского полуострова и дало возможность приступить к широкой эксплуатации лесных, минерально-рудных, рыбных и прочих природных богатств этого края.

За время Великой Отечественной войны канал как стратегически важный объект претерпел разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. После войны поврежденные объекты восстановили, и канал был вновь введен в строй в июле 1946 года, а в 1950-х годах начались работы по электрификации его сооружений и механизмов.

Сегодня канал — крупнейшее гидротехническое и транспортное сооружение, часть единой глубоководной системы европейской части России.
В 1976 году начался первый этап масштабной реконструкции Беломорканала. К 1983 году были реконструированы 13 камер шлюзов на скальном основании, из 38 пал (гидротехническая подпорная стена или эстакада) перестроены 27, а также заменены 7 пар шлюзовых ворот клепаной конструкции цельносварными воротами. При углублении канала устанавливались новые рабочие и ремонтные ворота с усиленной тягой, совершенствовались затворы шлюзовых камер.
В ноябре 2011 года было объявлено, что правительство РФ Беломорско-Балтийского канала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.
December 15th, 2012

Беломорско-Балтийский канал — это не просто судоходный канал, соединяющий Белое море с Онежским озером. А также не просто важный транспортный объект, дающий выход из Белого моря через Волго-Балтийский канал на Балтику и Каспий (через Волгу соответственно), а через Волго-Донский канал в южные моря. Это целая история, начало великих лагерных строек выдающих объектов советского времени. При строительстве появились не только водохранилища и шлюзы. В жаргонную речь, от строителей канала, добавились новые слова, например, туфта и зек. В истории канала можно насчитать три периода: строительство - 30-е годы, восстановление после войны - 50-е и настоящее время. Попробую рассказать о них чуть подробнее.


Для тех кто не курил папиросы "Беломорканал", на пачке которых было отмечено его расположение, привожу карту. А судя по запросу, популярному в яндексах - Беломороско-Балтийский канал на карте - с этим вопросом многие сталкиваются.

Канал взялся не на пустом месте. Беломоро-Онежское соединение известно с глубокой древности, а первые письменные описания этого волокового пути относятся к 15-16 векам. Впервые идея строительства судоходного канала возникла во время Северной войны и принадлежала царю Петру І, но детально за разработку проекта канала взялись только в середине 18 века. В 1922 году на основании всех предыдущих материалов был разработан проект постройки канала. Рассматривалось две основные трассы канала - западный вариант и восточный. Оба этих варианта приведены на карте справа: западный - желтый, а восточный, по которому в итоге и был построен канал, - синий.

Длина обоих вариантов была практически одинаковой, они различались высотой водораздельного бьефа (западный выше восточного) и обеспеченностью его водой (восточный беднее водой и нуждался в дополнительном питании). Все сооружения по проекту 1922 года проектировались бетонными, шлюзы - однокамерными, ворота их - металлическими двухстворчатыми. Построен был в итоге восточный вариант. Шлюзы были однокамерными, но вместо бетона и железа в ход пошло дерево. Камеры и ворота были деревянными. Только к 2009 году все камеры шлюзов канала стали бетонными.

Строительство канала началось в апреле 1930 года. Срок был отведен в 3 года. Для ускорения работ изменили и габариты шлюзов и глубину канала. Габариты камер планировались в 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а всего 133х14,3х4 метра (длина, ширина, глубина).

В сентябре 1930 года было издано постановление о возможности привлечения заключенных к строительству канала - строительство взяло под контроль ОГПУ. И понеслось.

Труд был ручной. Рабочих рук было целые лагеря. Лес - топором, трассу - лопатой.

Природа наделила Карелию не только богатыми лесами и озерами, но еще и скалами: их взрывали и снова дальше руками.

Строительство канала внесло след и в жаргонный фольклор. Добавились слова туфта и аммонал: "Без туфты и аммонала не построим мы канала". Аммонал - это взрывчатка. Туфта - жаргонное слово, обозначающее Технику Учета Фиктивного Труда. Появилось и слово зек. В оригинале звучало как сокращение к сокращению з/к - "Заключённый каналоармеец".

Беломорско-Балтийский канал им. И.В. Сталина (такое название он сохранил до 1961 г.) был открыт в августе 1933 года. По официальным данным за время строительства (1931—1933 г.) умерло 10 936 заключённых. По другим данным - от 50 до 200 тысяч человек. После окончания строительства на эксплуатации канала была занята 71 тысяча заключённых.

За время Великой Отечественной войны канал, как стратегически важный объект, претерпел разрушения: южная его часть была полностью уничтожена. Произошло это потому, что во время войны западный берег канала был захвачен финнами. В 1944 году советская сторона взорвала 7 шлюзов в районе Повенца. После завершения войны повреждённые объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года.

В 1950 году было принято решение о капитальном ремонте и реконструкции канала. По проектам некоторые шлюзы должны быть перестроены, а на трассе канала появится монументы в честь победы в Великой Отечественной войне.

Так должен был выглядеть шлюз №1 с Онежского озера.

пилоны у верхней камеры шлюза №7 и обелиск памяти павшим у шлюза №5.

Но планам так и не было суждено сбыться. Тематику памяти героям Великой Отечественной впоследствии реализовали на строившемсяВолго-Донском канале. На Беломоре к середине 50-х годов заменили ворота с деревянных на железные, углубили канал до 5 метров (в начале была глубина 3 метра), а к концу 50-х годов провели электрификацию объектов инфраструктуры канала.

Любопытно, что в 30-е годы был разработан проект строительства второй ветки канала, доступной для крупных морских судов, с гарантированной глубиной не менее 6,4 метров.. Изначально ее предполагалось построить к концу 30-х годов, но команды на постройку не поступило и проект так остался не воплощенным. Примечательно, что для его реализации потребовалось не только увеличение запаса водохранилищ, но и поднятие уровня Свири с затоплением большей части Петрозаводска и прибрежных сел.

Своего рода продолжением Беломорканала должен был стать Кольский канал, проект которого также был разработан, но не реализован. Этот канал должен был соединить Кандалакшинский и Кольский заливы через Кольский полуостров. Канал планировался доступным для морских судов и должен был сократить путь между Ленинградом и Мурманском на 1000 километров. Эта водная артерия открывала бы доступ грузов в центральные районы Кольского полуострова непосредственно в морских судах. На Кольском водном пути проектировалось 110 сооружений, в том числе 26 шлюзов, 33 плотины, 36 каналов, 8 дамб и 7 водоспусков. Разность уровней между наивысшей точкой водораздельного участка Кольского канала и уровнем моря равна 147 метрам, поэтому средний напор на шлюзах составил бы 10-13 метров. Продолжительность навигации на канале в среднем составила бы 5 месяцев.

С открытием в 60-х годах Волго-Балтийского водного пути, соединившего Волгу и Дон с Балтикой, возрос грузопоток идущий по Беломорканалу. Новые серии грузовых судов строились с учетом имевшихся габаритов камер. В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы. Пик грузоперевозок пришелся на середину 80-х годов.

Но в 90-е годы, с развалом пароходств и транспортных линий, когда встали на прикол, были проданы, или порезаны тысячи судов грузопоток на канале невероятно упал. В конце 90-х самыми частыми судами стали караваны грузовых судов идущих из Сибири (Лена, Енисей, Обь) на работу и продажу в Европу. Но это был поток в одну сторону. В другую грузов почти не было.

С 2002 года по каналу начались нефтеперевозки с Волги и Камы на Белое море, где с речных танкеров нефть перекачивали на морские танкеры. Закончилось это разливом нефти и загрязнением Белого моря. Преднамеренное банкротство крупнейшего речного пароходства занимавшегося нефтеперевозками - "Волготанкера" (на пару с ЮКОСом) - поставил крест и на этом.

Но начало развиваться пассажирское судоходство. Первый рейс теплохода с туристами состоялся в 2001 году и на сегодняшний день предлагаются круизы на Соловецкие острова из Санкт-Петербурга, Москвы и волжских городов. С развитием новых нефтеносных месторождений на Севере (Варандей) начались перевозки оборудования с Европы через Беломоканал. Работают линии по перевозке древесины на Сегежский ЦБК.

Я на канале был два раза: в 2001 году и в 2010. Предлагаю посмотреть как выглядит канал в наше время. Начнем с Повенчанской лестницы, находящейся в южной части канала, у Онежского озера. Здесь начинается лестница из шлюзов - подъем из озера на водораздел. За 4 часа теплоход проходит 7 шлюзов, следующих друг за другом. На фото: вид на Онежское озеро и шлюзы №1-4. Виден также маяк в озере у входа в канал. Можно сравнить с тем, какой планировали сделать.

А это вид на другую часть "лестницы", со стороны озера. Шлюзы №5-7.

ГЭС на шлюзе №9

Выход в Выгозеро - крупнейшего озера на трассе канала. Вид с южной части.

Выгозеро - вид со стороны города Надвоицы.

После сотен километров берегов, скал и лесов непривычно видеть такие признаки "цивилизации". Алюминиевый завод в Надвоицах, действующий с 1954 года.

Тоже Надвоицы.

Шлюз №10 в Надвоицах.

Шлюз №11 прошедший реконструкцию в этом году. До этого времени он был последним имевшим деревянные стенки. Сейчас их заменили на такие, украшенные надписями "С горки не спускать", "При маневрах не толкать" и другим на эту тематику.

Теплоход на рейде поселка Сосновец, ниже шлюза №15.

Трасса канала между шлюзами №11 и 13

В городе Повенец, за шлюзом N2, к 70-летию ББК была построена церковь в память о строителях канала.

Навесных автодорожных мостав над каналом нет - дорога проходит по воротам шлюзов:

Железнодорожный мост здесь всего один, но зато какой! Об уникальном разводном Шиженском железнодорожном мосте, находящемся в районе Беломорска. Это разводной мост откатно-раскрывающейся системы. Был введен в эксплуатацию в 1952 году. Подобных сооружений в мире всего два - один в Канаде, а другой - этот самый мост в Беломорске.

На этом знакомство с Беломорско-Балтийским каналом можно считать состоявшимся. Следующие рассказы будут о Беломорске и Соловецких островах.

Судоходных каналов в России построено много. Иные за ненадобностью канули в лета… другие, и по сей день продолжают работать являясь серьёзными транспортными артериями. Конечно строятся автодороги, модернизируются железнодорожные пути и грузопотоки водных перевозок уменьшаются, но потребность в судоходных каналах остаётся. Особняком, среди ныне действующих, остаётся Беломорско-Балтийский канал. Сказать, что Беломорканал, самый-самый, это ни сказать ничего. Построенный в 1933 г. в рекордные сроки он стал одной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных. Канал протяженностью в 227 км построен всего за двадцать месяцев! Для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий, длиной 160 км – 10 лет. На Беломорканале построены 19 шлюзов, 13 из которых двухкамерные, и 6 однокамерные. Итого – 32 шлюзовые камеры. История строительства канала хорошо описана в различных источниках размещённых в сети, и повторять её здесь нет смысла. Мы будем лишь иногда возвращаться к ней по мере развития событий.

Конечно проще пройти канал на автомобиле, точнее проехать вдоль него. От первого шлюза идёт идёт хорошая дорога до 8-го, дальше похуже, до девятого. Там выходить на М18 и короткими ответвлениями можно подъехать ко многим интересным местам, но не близко – канал хорошо охраняется. Воочию же увидеть как работает столь серьёзное гидросооружение, услышать переговоры диспетчеров, почувствовать как живет канал, можно только пройдя по нему от начала до конца. Причём не на круизном теплоходе, а самостоятельно, на лодке. Лодка есть, желание то же и на начало июля запланировано второе путешествие этого года – «Беломорско-Балтийский канал». Ограничиться прохождением только Беломорканала мы не хотели. Во-первых, путешествие получилось бы довольно коротким, суток 3-4 не считая доезда. Да и побывать на Онежском озере, а именно с него мы планировали войти в канал, и не походить по нему под парусами, не постоять на островах и не порыбачить было бы неправильно. И во-вторых, пройдя весь ББК, и дойдя до Белого моря сдуваться и ехать домой то же неразумно — конечно походить по морю, постоять на Кузовах и сбегать на Соловки. И уже весной, наше предполагаемое путешествие имело очертание эдакого трёхглавого существа, все части которого были связаны между собой, и последующее вытекало из предыдущего: «Онежское озеро» – «Беломорканал» – «Белое море». Ну и конечно четвёртая часть, присутствующая на всех смешанных маршрутах – доставка до места проведения, в исполнении Патриота

Маршрут путешествия — Онего — Беломорканал — Белое море-

- Уравнение с двумя неизвестными -

В осуществлении первой части путешествия – «Онежское озеро» вопросов не возникало. И хотя Онего и Ладога приравнены к морям, и относятся к бассейнам 1 разряда, достаточно было иметь исправные документы и укомплектованность согласно судовому билету. Да и ГИМС по слухам лоялен в этих местах и здорово не придирается.
По второй части путешествия, «Беломорканал», было сложнее… в смысле возможности шлюзования на надувастике. Маломеров с жесткими корпусами в канал берут и в сети есть несколько подробных отчётов на эту тему, про надувных же ничего найти не удалось. Весной звонили в Медвежьегорск в управление каналом, мониторили профильные сайты, списывались с людьми которые проходили ББК, но конкретного ответа «да-нет» так и не получили. Единственная информация, что под бортом жёсткого корпуса прошлюзоваться можно, на условии высадки людей из надувного, на борт буксируемого судна до захода в камеру шлюза. Так как в канале 19 шлюзов, перспектива такая радовала мало, хотя до последнего момента оставалась единственной для осуществления намеченного. И это было первое неизвестное.
Второе неизвестное заключалось в следующем: Канал, как я уже писал, имеет в своём составе 19 гидроузлов, проще говоря шлюзов. Нумерация ведётся от посёлка Повенец на Онежском озере, здесь первый шлюз и до Белого моря, до Беломорска, где расположен 19 шлюз. Если даже добро будет получено и мы войдём в канал, то пройти, в лучшем случае удастся 18 шлюзов. В 19-й, последний шлюз пустят только после оформления выхода в море. Разрешение на выход в море даёт Капитан порта Беломорск, после освидетельствование инспектором ГИМС на годность к плаванию на морских простора…. или не даёт. Конечно можно сдуться, обнести последний шлюз, и выйти «молча», но тогда Беломорканал, ради которого всё это затевалось будет пройден не полностью, за минусом одного шлюза под номером 19. Требования ГИМС к выходу в море мы изучили и конечно готовились, но второе неизвестное, так и оставалось неизвестным до последнего момента, собственно как и первое.

- Подготовка -

Патриот: Замена цепи ГРМ назрела ещё перед поездкой на Ямал. Если тогда обошлось заменой гидронатяжителей и цепь вроде успокоилась, то сейчас – страшный грохот на пусках и до неприличия вылезшие плунжера гидриков из своих корпусов. То ли цепь вытянулась, то ли звёзды прилично износились по впадинам, короче цепь под замену. Комплект двухрядной ЗМЗ приобретён, замена заняла часов 15 с тремя подходами перед работой. В остальном всё как обычно: протяжка ходовой, контроль масла в агрегатах и сбор раскиданного по гаражу дальняковского ЗИПа.

По лодке вопросов было меньше, достаточно было собрать все приблуды в кучу, и сверить по судовому билету, но в Беломорске, непосредственно перед выходом в море, предстояло освидетельствование инспектором ГИМС, и здесь нужно было подготовиться. Сам механизм получения разрешения на выход подробно опишем позже, здесь подготовка. Ходовые огни – вещь, казалось бы, не нужная надувному флоту. Ходить в тёмное время суток всё равно запрещено, разве что только клотик… но в планах Беломорканал, который за сутки не пройти никак, поэтому бегом в бывший «Турист», где за 600 р. приобрёл три фонаря – гаковый и пару ходовых. Топовый и клотиковый к тому времени уже были. Рации брали обе: без речной в Беломорканале делать нечего, а без морской – в море. Из дома проверили связь с «Окским» на переправе и приняли пару прогнозов «Самара-Радио». Нанесли бортовые номера на спасжилеты, и на скорую руку изготовленный багор, что оказалось совсем не лишним. Распечатали графики приливов, в SAS закинули гигов 20 карт, открыли роуминг на Мегафоновский интернет и на этом, по технической части, подготовку закончили. Да, приобрели ещё пачку папирос «Беломорканал», как резервную карту маршрута)))

Номера на спасжилетах — требование ГИМС при оформлении выхода в море.

Подготовкой быта и питания занималась супруга. Продукты были закуплены в Самаре, из расчёта 10 суток автонома, плюс в «нз» – 2 кг. муки и столько же мяса, которое после сушки свободно уместилось в литровую баклашку и весило грамм 500. По одежде, зная что нас ожидает, решили подготовиться серьёзно: по 2 полных комплекта теплой одежды, и по два непромокаемой. Палатку и шатёр, спальники и пенки, сапоги и забродники, и т.д. Не взяли только дровяную печь в палатку, о чем позже не раз пожалели. За неделю до старта к нам присоединился Рома из Ногинска, наш боевой товарищ по прошлым путешествиям, чему мы были только рады.

- В путь -

Утром 4 июля выехали с Самары. Чтобы объехать многочисленные ремонты дорог в Чувашии, от Ульяновска ушли на Сергач, а там от Кстово через Доскино на М7, не въезжая в Нижний с его километровыми пробками. По километрам до первой ночёвки получилось около 1100 км. Проиграли совсем немного, но ехать было спокойнее. Машина гружёная под крышу, спать негде, и мы тянулись до Ярославля, где и встали на ночёвку в гостинице. Гостиница расположена на въезде в город и от маршрута отклоняться не пришлось. Координаты гостиницы: 57°35′25″N, 39°52′45″E

Рома вышел в ночь, и утром мы встретились на ярославке в районе Щедрино.

Дальше с редкими остановками до Пудожа. В Пудоже, на ТНК заправили УАЗы, залили 160 литров 95-го в канистры для лодки, и на Пяльму, где по предварительной договорённости с местным жителем, мы собираем лодочку и оставляем свои машинки. Пяльмы в Карелии две… с расстоянием 5 км. друг от друга. Нас интересовал посёлок Пяльма, тот что севернее на карте, но по невнимательности конечно посетили и южный, с одноимённым названием

- Пяльма, берег Онежского озера -

С первого же дня Карелия нас встретила прохладно — вечером похолодание до +10, ночью +4. Ночуем в машинах на берегу озера. Чтобы спать было комфортно, освободили спальник от лодки и мотора, бросив их под авто. Наутро сборка лодки, и по возможности выход… но возможность такая появилась только к вечеру.

Пяльмы в Карелии две…

Сборка корабля — дело весьма трудоёмкое. Кроме собственно самой лодки, ещё рубочка с электроникой и навигацией, мачты с парусами, и т.д. Но с Ромычем мы уложились в рекордно короткий срок — 4 часа. Хотя особо и не спешили.

Собрав саму лодочку и навесив колеса, сталкиваем её на воду. Потом, по мере сборки остального, сделать это будет сложнее. Да и дорогу, по которой гоняет на великах местная детвора, неплохо бы освободить.

Место для стапеля хорошее… широкий песчаный пляжик, прикрытая от ветров губа Отречья. Не совсем простой выход в озеро, но Андрей подробно объяснил, как правильно идти, чтобы не напороться на камни и топляки. Ещё часа два на погрузку и томительное ожидание, когда ”северок” успокоится. К вечеру немного улеглось, и мы пошли…

То ли усталость дня нас сморила, то ли будучи опьяненными свежим онежским воздухом… словом, пройдя совсем немного, встали на ночевку недалеко от Пяльмы, на песочном пляжике за островом Петрило. Пожгли костёр, поужинали и по палаткам. Координаты стоянки — N62°26,166′/E35°48,864′. Дрова, МТС и Мегафон + шустрый 3G

- остров Хед -

Утро выдалось многообещающим. Солнце, небольшой в 5-7 м/с «юго-восток», и мы под всеми парусами устремились к северной оконечности острова Хед, с целю знакомства с островом и маяком. Обогнув остров, пошли под двигателем.

Ненадолго встали на острове. Ромыч, вооружившись всей фототехникой, поднялся на маяк и сделал классные фото. Дальше было решено вдоль восточного побережья Заонежского залива двигаться на юг в сторону Кижей.

Маяк приближался…

Виды на Онежское озеро с маяка Хед. Через несколько часов погода испортится, и всё будет по другому

Но этим планам не суждено было сбыться… ”южак” крепчал, идти против ветра становилось всё сложнее. Под Кузарандой, спрятавшись от ветра за Бол. Сосновец срубили мачту, и стали искать место на ночёвку. Западный берег в этих местах каменист и совершенно непригоден для стоянок. Ткнувшись раз 5-6, и не найдя ничего приемлемого для стоянки, ушли на восток на остров Пальяк, который и стал нашим пристанищем на ближайшие трое суток.

- остров Пальяк -

Погода испортилась совсем. Небо заволокло, пошёл дождь. Мы быстренько поставили палатки и стали пережидать непогоду. Остров совсем небольшой… с южной стороны каменист, и практически неприступен, а с северо-восточной мелкая галька, где мы и встали. Стоянка была оборудована до нас: мусорная яма, запас дров, несколько напиленных пеньков для столов и стульев… приятно вставать на таком месте. Перед отъездом мы постарались оставить стоянку в первозданном виде, готовую принять следующих гостей.

Ночью ветер поменялся на северный, лодку выкинуло на берег и вдобавок закачало через транец воды. Пришлось всё выгружать, снимать двигатель и сливать воду а чтобы такое больше не повторилось — поставили её на колёса.

Стоянка наша затянулась. Прошёл день, второй, третий… Ветер менял направление, дождь то прекращался, то снова брался за дело, а мы всё стояли на острове и уже никуда не хотели уходить. Рома днями пропадал на рыбалке и неизменно возвращался с уловом. Супруга больше на хозяйстве, ну а я торчал в «радиорубке» и прожигал остатки аккумулятора. Свежезаряженного «Mutlu», в 65 а/ч, нам хватило на 3 дня. В дальнейшем надо думать над небольшим ветряком, ватт так 150-200… на неодимовых магнитах это реально, потому как Карелия и солнечные батареи — понятия несовместимые.

В радиорубке…

… и добротной палатка кусок

К концу третьего дня погода стала налаживаться, и мы с Ромычем вышли на лодке порыбачить. Рома поднял пяток хороших окуней, я же довольствовался засвидетельствованием его успеха.

Назавтра решили снимать лагерь и идти на Кижи, а потом, возможно ещё на денёк вернуться сюда.

- Кижи -

Вышли около 5 утра. Пересекли Заонежский залив в районе маяка Тамбиц-Нос и дальше вдоль западного берега полуострова. В Кижские шхеры решили заходить по судовому ходу.

Заход в Кижские шхеры не простой, но обстановки выставлено достаточно, и никаких сложностей не возникло. Скажу кстати, что судоходная обстановка здесь поддерживается надлежащим образом — свежевыкрашенные буи и вехи, освещаемые створные знаки. Спасибо путейцам!

К самому острову подходить на лодке нельзя. Полиция и охрана круглосуточно следят за этим. Мы прошли на малом ходу вдоль всего острова, поглазели, пофоткали и пошли дальше. У меня лично посещение Кижей не оставило каких-нибудь ярких впечатлений. Да чисто, да красиво — но не более того.

В Кижах реставрация, причём давно…

В 12-00 приняли прогноз: обещают грозы и волну до 2-х метров. Решили на Пальяк не заходить, а идти сразу на Пяльму, к своим машинкам. У Ромыча заканчивался отпуск, и завтра ему домой.

Под вечер вернулись в Пяльму, перегнали машинки на берег и легли спать. Наутро, до отъезда Ромы, решили съездить в Медвежьегорск за бензином и атласом Беломорканала.

- В Медгору за бензином и атласом -

До Медвежьегорска докатились быстро – сначала в Управление каналом, уточнить требования для прохождения ББК на маломерном, а потом уже на заправку. Здание управления ББК найти не сложно – по антеннам на крыше. С охранником поднялись в диспетчерскую на 2-й этаж. Диспетчер с пониманием отнесся к нашему визиту и сказал, что кроме рации и атласа ничего для шлюзования не нужно, а «надутость» наша им неинтересна. Позвонил в Повенец, уточнил насчёт наличия 4-го тома атласа и даже разрешил сфотографировать своё рабочее место.

Довольные таким развитием событий едем на заправку. Берём 100 литров в канистры, плюс полные баки в Патриот, и на Повенец за атласом. Остановились у Никольской церкви, поставленной в 2003 году в память строителей Беломорканала. Управление Повенецким районом гидросооружений (ПРГС) находится рядом, на ул. Ленина 26. Здесь всё рядом.

Диспетчер, Татьяна Александровна, на канале с 1974 года. Очень приятный в общении человек… мы немного повспоминали, каким был канал в советские времена, как бросали лёгости, когда плавучих рымов ещё не было, как толкач «Пловдив» тормозил весь канал, буксируя плавдок с военным объектом, и много другое.

Приобрели 4-й том атласа «ББК»

Приобрели откорректированный этим годом 4-й том атласа, который оказался цветным и настоящим, а не ксерокопией… и с бензином, атласом и добром двух диспетчеров канала, покатились на Пяльму. Таким образом решилось первое неизвестное – в канал нас берут, осталось только догрести до него, а это около 80 км. по воде от Пяльмы до Повенца

На этом первая часть маршрута заканчивалась. Чуть позже Ромыч уедет домой, а мы останемся здесь, в Пяльме, на берегу Онежского озера, и будем готовиться ко второй, наверное самой интересной части путешествия – прохождению Беломорско-Балтийского канала.

Видео: Онежское озеро.