Социально-экономическое развитие азии. Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI века

Азиатский регион является самым динамичным в мире. Наибо­лее впечатляющие показатели роста отмечены в Восточной Азии. Если в последние пять лет среднегодовые темпы роста ВВП в мире составляли 2,8 %, то в этом регионе - 8,4 %. В итоге, доля Азии, в ВВП мира увеличилась с 16 % в 1950 г. до 25,7 % в 2005 году.

В современной Азии представлены все оттенки уровней соци­ально-экономического развития стран мира. Из 42 государств регио­на к группе развитых принадлежат 6: Япония, Израиль, Южная Ко­рея, Тайвань, Сингапур, а также Гонконг, вошедший в 1999 г. в состав КНР. Эти страны отличаются высоким уровнем доходов на душу населения (в Японии -39 тыс. долл. в год, в остальных - около 25 тыс. долл.), низкой социальной дифференциацией и высокими показателями человеческого развития. В этих странах достигнута практически 100 - процентная грамотность, до 40 % населения име­ют высшее и среднее специальное образование. О качестве жизни и уровне развития здравоохранения свидетельствует средняя продол­жительность жизни. В Японии она самая высокая в мире - 81 год (85 лет - у женщин и 79 лет - у мужчин), в остальных странах этой группы - 77-78 лет. По индексу развития человеческого потенциала все эти страны входят в число 30 лучших на планете.

Остальные страны региона относятся к числу развивающихся. Однако эти страны тоже очень неоднородна по уровню экономичес­кого развития. Их условно можно разделить на 3 группы. Во-пер­вых, это верхняя группа, к которой относятся самые богатые из развивающихся стран Азии: страны-экспортеры нефти (Объединен­ные Арабские Эмираты, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), так на­зываемые новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии - Таиланд и Малайзия. Доходы на душу населения в этих стра­нах приближаются или такие же, как в группе развитых (выше 10 тыс. долл., а в странах ОПЕК - 20-24 тыс. долл. в год). Однако в структуре производства и экспорта стран ОПЕК, например, преобладает 1 про­дукт - нефть. В структуре ВВП НИС промышленность хотя и зани­мает около 40 %, это, в основном, материалоемкие и трудоемкие от­расли - металлургия, химия, машиностроение, электроника, легкая, текстильная промышленность. Сфера услуг развита недостаточна (до 40 % ВВП). На долю сельского хозяйства приходится около 10 % ВВП, а доля занятого в нем населения достигает в НИС 30 %. Все это не позволяет отнести страны этой группы к числу развитых, хотя по индексу развития человеческого потенциала они находятся в пер­вой половине рейтинговой таблицы ООН.

Вторая группа-промежуточная, которая объединяет развивающи­еся страны со средним уровнем развития. В эту группу входят, в част­ности, Китай, Индонезия и Филиппины, Иран, Турция и др. Средне­душевой уровень доходов в этой группе - от 3 до 10 тыс долл. в год. Здесь приоритет получило промышленное развитие, а основу эко­номики большинства государств составляют добывающие и экспор-тоориентированные отрасли национального хозяйства.

Наконец, третью - нижнюю группу развивающихся стран Азии образуют достаточно слаборазвитые и наименее развитые страны с ве­личиной ВВП на душу населения ниже 1 тыс. долл. в год. Данные государства можно назвать «классическими» развивающимися стра­нами со всеми отсюда вытекающими последствиями низкого соци­ально-экономического уровня развития. Эта группа - самая много­численная, насчитывает 25 стран. Сюда относятся, в частности, стра­ны Южной Азии (Мьянма, Непал, Бангладеш, Афганистан), Бутан,

Йемен. Наименее развитые страны бедны полезными ископаемыми, у некоторых из них нет выхода к морю, отсутствует транспортная, фи­нансовая и социальная инфраструктура. Здесь наблюдается неконтро­лируемая демографическая ситуация, происходит чрезвычайно быст­рый прирост населения. Основой экономики данных государств явля­ется отсталый аграрный сектор, на долю которого приходится до 40 % ВВП. Наименее развитые страны очень слабо интегрированы в систе­му мирохозяйственных связей, отличаются политической нестабиль­ностью и периодически возникающими здесь гражданскими войнами.

К странам нижней группы по формальным критериям относят­ся и такие государства, как Индия и Пакистан, хотя обе страны обла­дают высоким научным потенциалом, полезными ископаемыми, имеют развитую промышленную базу и уже в состоянии сами про­изводить ядерное оружие и его носители. Однако низкий уровень грамотности подавляющего большинства населения, высокий при­рост населения при низких среднедушевых показателях ВВП пока не позволяют данным странам выйти за пределы низшей группы развивающихся стран.

Главная особенность социально-экономической структуры стран современной зарубежной Азии заключается в их многоукладное™. Наряду с сохранившимися здесь родоплеменными и феодальными отношениями развиваются рыночные отношения.

В регионе быстрыми темпами растет промышленное произ­водство. Среди развивающихся регионов Азия доминирует в облас­ти производства готовой продукции. На долю региона приходится свыше 55 % промышленного производства мира, почти половина мировой торговли. Здесь производится 67 % автомобилей, 77 % те­левизоров и радиоприемников, 50 % алюминия, 54 % стали, 66 % судов и синтетических волокон. В регионе сосредоточено более 40 % мировой торговли текстилем и готовой одеждой.

Масштабами экономики, быстрым ростом промышленного про­изводства выделяются такие страны как Япония, КНР, Индия, Рес­публика Корея, Тайвань, Сингапур, НИС Юго-Восточной Азии.

Япония является второй (после США) экономикой мира. Стра­на вступила в фазу «постиндустриального развития», решающую роль здесь играют новые и новейшие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: 1) производство средств связи и информатики; 2) производство новых композитных материа­лов; 3) биотехнология. Япония занимает первое место в мире по про­изводству металлорежущих станков, промышленных роботов (около 70 % мирового), автомобилей, фотоаппаратуры и другой продукции, по вьгплавке стали уступает лишь КНР, В течение более полувека за­нимала первое место по производству судов, лишь в 2000 г. уступила Республике Корее и занимает теперь вторую позицию по их выпуску.

Экономика Китая стала одной из самых быстро развивающихся в мире. КНР является единственной страной, которой удается удержи­вать на протяжении 15 лет темпы роста ВВП на уровне 8-9 % в год. По многим объемным, количественным показателям Китай вышел на пер­вое место в мире (выплавка чугуна и стали, производство электроэнер­гии, общий объем промышленного и сельскохозяйственного производ­ства, производство зерна, риса, мяса и др.). Здесь созданы и быстро развиваются новейшие отрасли - электроника, аэрокосмическая, ин­формационная. Страна претендует на роль второй супердержавы мира.

Промышленный потенциал Индии уступает японскому или китайскому примерно в 10 раз. Доли индустрии и сельского хозяй­ства в ВВП Индии одинаковы (по 30 %), а по занятости сельское хозяйство и сейчас доминирует (70 %). Среднегодовые темпы эко­номического роста в последнее десятилетие превышают 6 %. Ин­дия входит в первую десятку стран по добыче угля, железной руды. Страна обладает высоким научным потенциалом, производит ядер­ное оружие, имеет развитую промышленную базу. Она находится среди первых десяти стран по производству электроэнергии, выплав­ке стали, развитию основных отраслей машиностроения. Однако по производству ВВП надушу населения (720 долл. в год, или 3 400 долл. по ППС), а также качеству жизни (102 место по ИРЧП) Индия отно­сится к числу наименее развитых стран на планете (продолжитель­ность жизни - 63 года). Основные причины - социально-экономичес­кая отсталость (касты), огромная численность населения (1,1 млрд чел.), которое ежегодно прирастает на 20 млн чел. (рост 2 % в год), низкий уровень грамотности (41 % населения - неграмотны).

К числу одной из самых динамичных экономик мира принадле­жит Южная Корея. По объему ВВП (немного меньше 1 трлн долл. по ППС) республика занимает 11 место в мире. При этом динамизм (5 % в год) и качественные характеристики южнокорейской эконо­мики (4 % ВВП страны производит сельское хозяйство, 41 %-промышленность, 55 %- услуги) позволяют отнести ее к числу стран, оказывающих заметное влияние не только на региональные, но и гло­бальные процессы. Южная Корея занимает заметное место среди ведущих мировых производителей электроники, информационных технологий, телекоммуникаций, автомобилей, морских судов. Из 500 крупнейших ТНК - 12 южнокорейских. Республика Корея за пол­века прошла путь от слаборазвитой, аграрной страны через статус новой индустриальной экономики (одна из стран-драконов) к при­знанию ее развитой страной (официально оформлено вступлением Кореи в ОЭСР в 1996 г.).

Растущая экономическая роль стран Азии выражается не только в показателях роста промышленного производства и активного учас­тия в международной торговле, но также в прямых иностранных капи­таловложениях в совместные предприятия, которые стали для большин­ства стран Азии важным источником капиталовложений, механизмом организации производства, передачи технологии, решения финансовых вопросов и др. Это ускорило процесс индустриализации и повышения конкурентоспособности экономик стран Азии на мировом рынке.

Для многих стран Азии, по-прежнему, ведущей отраслью эко­номики является сельское хозяйство, в котором занято подавляю­щее большинство населения. В 2003 г. азиатские страны (без СНГ) произвели более 53 % мировой сельскохозяйственной продукции, в том числе Китай 24 % (1-е место в мире), Индия - 11 %, Индонезия -около 4 %. Кроме перечисленных выше стран высока роль сельс­кого хозяйства в экономике Багладеш, Турции, Сирии, Шри-Лан­ки, Филиппин, Афганистана и др.

Темпы социально-экономического развития отдельных стран и народов в силу разного рода причин были неодинаковыми. На одних этапах истории одни страны достигали ведущего положения, на других - другие, но это никогда не было привилегией каких-то «избранных» народов.

Уровень социально-экономического развития в Азии и Африке к началу Нового времени был различным. Индия, Китай, Япония были уже развитыми феодальными государствами, в Афганистане, например, господствовал племенной строй, а многие народы Тропической и Южной Африки находились на различных ступенях первобытнообщинного строя.

Изначально отсталость стран Азии и Африки не была заметна, она стала заметна лишь при развитии в странах Европы производственных сил и развитии, и укрепления капиталистического строя В передовых государствах Европы сравнительно быстро формировался капиталистический уклад, во многих странах Азии и Африки этот процесс еще не начался, в других спорадические зачатки капиталистических отношений развивались крайне медленно. Такое медленное развитие имеет несколько факторов. В ряде стран Востока господствующей формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная собственность ; сохранялась, как, например, в Индии, замкнутая деревенская община , покоившаяся на соединении сельского хозяйства и ремесла. В большинстве стран Азии город не имел столь тесных экономических связей с деревней , как это было в средневековой Европе. В некоторых случаях развитые феодальные государства Востока отбрасывались вспять в результате нашествий кочевников или завоеваний более сильным противником, особенно если опустошительные войны приводили к разрушению ирригационных систем, которые играли важную роль в хозяйственном развитии многих стран Востока. Одним из факторов, задерживавших формирование капиталистического уклада, было ростовщичество. Само собой разумеется, отсутствовали предпосылки появления капиталистического уклада у народов, которые только еще осуществляли переход от первобытнообщинного строя к феодализму или переживали ранние стадии феодальной формации. Развитие народов Африки было на длительное время задержано работорговлей.

Вследствие воздействия этих факторов к началу нового времени даже в наиболее развитых странах Востока - Индии, Китае, Японии - появляются лишь спорадические элементы капиталистических отношений: зарождается мануфактура, наблюдается подчинение мелкого товарного производства скупщику. Естественное развитие стран Азии и Африки, хотя и намного медленнее, чем это происходило в Западной Европе, должно было вести к созданию капиталистического уклада и замене, в конечном счете, феодальных производственных отношений капиталистическими. Но этот едва только начавшийся процесс был нарушен вторжением колонизаторов.



Победа капитализма в передовых странах Европы создала предпосылки для быстрого роста производительных сил и технического прогресса . Армии и военно-морские флоты капиталистических держав, оснащенные новым оружием, получили неизмеримое превосходство над вооруженными силами стран Востока. При помощи пушек державы Запада подчиняли Азию и Африку. Вторжение иностранных колонизаторов, порабощение народов иностранным капиталом подорвало прогрессивные тенденции социально-экономического развития стран Азии и Африки, стало главной и решающей причиной закрепления и усиления их экономической и культурной отсталости в новое время.

Страны Востока были насильственно включены в орбиту хозяйства западных стран, как его аграрно-сырьевой придаток. Конечно, вторжение колонизаторов в афро-азиатские страны дало известный толчок их социально-экономическому развитию, но капиталистические отношения развивались в Азии и Африке уродливо и однобоко. При этом, однако, неизбежным было и формирование там своего, национального капитализма, но колониальный гнет и феодальные пережитки крайне затрудняли его развитие.

Политическая карта Азии и Африки на рубеже нового времени

Китай

Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай. Правит династия Мин , с середины XIV до середины XVII в. Китай был развитым феодальным государством, имевшим экономические и политические связи со многими странами. Он торговал с различными феодальными владениями и государствами Азии. Однако Китай почти не имел связей с Европой и государствами Ближнего Востока. Слабыми были контакты и с такой крупнейшей страной Азии, как Индия.



Китай граничил с более слабыми, чем он, государствами. Правители Китая считали другие народы своими вассалами и данниками. Иногда им удавалось в той или иной форме навязать вассальную зависимость соседям. Но зачастую она носила чисто номинальный характер. В середине XVII в. сам Китай оказался под властью маньчжурской династии Цин . Маньчжурию и примыкавшие к ней районы населяли чжурч-жэньские племена, объединившиеся к концу XVI в. в единое Маньчжурское ханство - государственное образование раннефеодального типа со значительными пережитками родового строя.

Монголия

Монгольские ханства граничили с Китайской империей на северо-западе страны. Завоевательная политика монгольских феодалов во времена Чингисхана и его преемников крайне отрицательно повлияла на монгольское общество. Войны и внутренние усобицы задержали развитие производительных сил, закрепилась феодальная раздробленность . К западу от Хангайских гор, до верховьев Енисея и Иртыша, находились ханства ойратов-монголов , к востоку от Хангайских гор располагались ханства северных и южных монголов , разделенные пустыней Гоби. Каждый из этих районов распадался на десятки враждовавших феодальных владений.

Феодальная раздробленность облегчила покорение Монголии маньчжурами. В 1636 г. феодалы Южной Монголии, которая в дальнейшем стала именоваться Внутренней Монголией, признали правителя маньчжуров своим ханом. Во второй половине XVII в. маньчжуры покорили Северную (Внешнюю) Монголию. Завоеванные маньчжурами монгольские земли с утверждением в Китае маньчжурской династии стали колониальной окраиной феодального Китая. К концу XVII в. сохраняло свою независимость лишь Ойратское (Джунгарское) ханство.

Корея

Одно из развитых феодальных государств Восточной Азии. В конце XVI в. она подверглась нашествию японских феодалов, которое было отражено в результате длительной и упорной борьбы. Вскоре, однако, последовало новое иноземное вторжение. В 1637 г. маньчжуры навязали правителям Кореи договор о вассальной зависимости, а после утверждения в Китае маньчжурской династии китайские императоры, ссылаясь на этот договор, рассматривали Корею как вассальное государство. Фактически же Корея сохранила свой суверенитет. Выплата дани китайским императорам ограничивалась посылкой символических даров в Пекин. Корейцы решительно отвергали притязания правителей Китая.

Страны Юго-восточной Азии

Крупнейшим государством Южной Азии была империя Великих Моголов . К середине XVII в. власть могольских императоров распространялась на всю Северную и Центральную Индию. Большая часть Афганистана также была подчинена Моголами, которые пытались распространить свою власть и на государства Средней Азии.

К юго-востоку от Бирмы находилось тайское государство Сиам (ныне Таиланд). В начале нового времени Сиам, столицей которого тогда была Аютия (Аюттхая), неоднократно воевал с соседними государствами . В 1767 г. Аютия после двухлетней осады была захвачена и сожжена бирманцами. Несколько позднее королевство Сиам было восстановлено, и его столицей стал Бангкок.

В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке выделялись три крупные островные страны: Индонезия, Филиппины и Япония. Как уже отмечалось, Филиппины к началу нового времени были испанской колонией , а в Индонезии стали утверждаться голландские колонизаторы . В Японии сложилось более или менее централизованное феодальное государств о абсолютистского типа, и к середине XVII в. она была одним из развитых феодальных государств Азии.

Средний Восток и Малая Азия

Обширные районы Среднего Востока входили в состав иранского государства, которым правила династия Сефевидов . В период наибольшего расцвета, при шахе Аббасе I (1587-1629), империя Сефевидов включала не только Иран (Персию), но и западные районы современного Афганистана, часть Туркмении, Закавказье, Ирак. Народы, объединенные в этой империи, отличались друг от друга по своему социально-экономическому и культурному развитию. Даже в период расцвета империя Сефевидов не была прочным государственным образованием, а начиная со второй половины XVII в. феодальный Иран постепенно теряет свое могущество и силу.

Расположенные к западу от государства Сефевидов Малая Азия и арабские страны входили в состав созданной в результате многочисленных завоеваний турок-османов Османской импери и, владения которой были расположены в трех Частях света - Азии, Европе и Африке. Между Сефевидами и османскими султанами шла борьба за Ирак и арабское побережье Персидского залива. Сирия, Ливан, Палестина, Ирак, Хиджаз, Йемен были завоеваны турками, но власть османского султана над большей частью Аравийского полуострова была в значительной степени номинальной. В середине XVII в. арабские Племена создали на восточном побережье полуострова свой имамат Оман.

Египет

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть. В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба - берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Марокко

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас). Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ЯПОНИЯ В 20-30-е гг.

Влияние войны и революции в России на страны Азии и Африки. За годы первой мировой войны в странах Азии и Африки произошли важные перемены. В зоне военных действий оказались страны Ближнего Востока, в армиях Антанты участвовали солдаты ряда колоний. Страны Азии и Африки составляли важный резерв сырья и продовольствия, а также рабочей силы. Народы колоний надеялись, что послевоенное мирное урегулирование будет сопровождаться предоставлением свободы и независимости. Однако эти надежды не сбылись. На Парижской мирной конференции под видом мандатов происходил дележ германских колоний. Ни одна империалистическая держава не собиралась «отпускать на волю» свои колонии, наоборот, победители повели ожесточенную междоусобную борьбу и цинично разделили бывшие германские колонии и арабские территории Османской империи.

Однако процесс подрыва колониальных порядков постепенно нарастал. Важную стимулирующую роль в этом сыграли российская революция 1905 г., Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Обращение Советской России с призывом к народам Востока подняться на борьбу за независимость было услышано во многих уголках Азии и Африки. В колониальных и зависимых странах росли патриотические силы, выступавшие за независимость. Создавались условия для перехода национально-освободительного движения стихийного характера к организованной сознательной борьбе, в которой участвовали различные социальные слои населения от крестьян и рабочих до феодалов и духовенства. Особенности движения определялись своеобразием обстановки в отдельных странах, регионах, их историческими и культурными традициями.

Ближний и Средний Восток. Нерешенность демократических задач революции 1908 г. породила новую национальную антиимпериалистическую революцию в Турции 1918-1923 гг. под руководством Мустафы Кемаля. Революция, в немалой степени вызванная и поражением в войне, и империалистической политикой европейских держав, покончила с навязанным Турции режимом капитуляции и контроля над финансами, ликвидировала султанат и халифат (1924 г.). Турция стала светской республикой, что открывало перед страной путь к модернизации. Советская Россия заключила с Турцией в 1921 г. договор о дружбе и оказала финансовую помощь в размере 10 млн. золотых рублей. Аналогичный договор в 1921 г. Советская Россия заключила с Персией (с 1934 г. Иран). Во время гражданской войны и интервенции Иран использовался Великобританией в качестве базы и был оккупирован английскими войсками. Англо-персидское соглашение 1919 г. фактически ставило правительство страны под контроль Англии. Опираясь на поддержку Советской России, Иран отверг англо-персидский договор и добился вывода английских войск из страны. Советско-иранский договор 1921 г. фиксировал добровольный отказ от привилегий и концессий России. В Афганистане национально-освободительное движение завершилось завоеванием независимости в 1919 г. и подрывом влияния Англии. В феврале 1921 г. в Москве был подписан советско-афганский договор о дружбе. Советская Россия оказала в это время существенную финансовую помощь Ирану и Афганистану.

В 1918-1921 гг. с помощью Советской России Народная армия Монголии отбила нападение китайских милитаристов и отстояла независимость страны. Прибывшая в Москву в октябре 1921 г. делегация Монголии во главе с Сухе-Батором подписала советско-монгольское соглашение, которое юридически оформило отношения дружбы и сотрудничества, ликвидировав прежние соглашения с царской Россией.

Развитие дружественных отношений с соседними восточными странами Турцией, Ираном, Афганистаном, Монголией, а также с китайской провинцией Синьцзян и поддержка в них национально-освободительных движений и правительств объяснялись не только целями упрочения безопасности южных границ. Это рассматривалось советским руководством и Коминтерном как часть мировой революции, как курс на подрыв «тылов» империализма.

В арабских странах Средиземноморья в 20-е гг. продолжалась борьба за независимость. В бывших владениях Османской империи - в Сирии и Ливане, а также в Египте, Марокко и Иране имели место крупные выступления патриотических сил за независимость.

Восстание 1919 г. в Корее, восстания и забастовки в Индонезии, Малайе и в других регионах Юго-Восточной Азии, своеобразный подъем движения «ненасильственного сопротивления» в Индии свидетельствовали о брожении в колониальных и зависимых странах Азии и Африки.

И все же в межвоенный период империалистическим колониальным державам удалось в целом сохранить колониальные империи.

По взаимному договору на Вашингтонской конференции империалистические державы условились о неприкосновенности колониальных владений. Это шаткое равновесие вскоре нарушилось на Дальнем Востоке Японией, начавшей с захвата Маньчжурии в 1931 г. свою колониальную экспансию в Юго-Восточную Азию, затем Италией, развязавшей войну против Эфиопии.

Послевоенная Япония. Япония оказалась в особом положении среди азиатских стран. В межвоенный период она как быповторяла европейский вариант капиталистической модернизации, связанной с внешней экспансией и милитаризацией. В годы первой мировой войны Япония оставалась в стороне от военных действий и использовала эту ситуацию для наращивания своей военной мощи, особенно флота, вынашивая планы территориальных захватов на континенте. Милитаризация легла тяжелым бременем на японский народ. В августе - сентябре 1918 г. Японию потрясали «рисовые бунты» - стихийные восстания против спекулятивного роста цен на рис и дороговизны, охватившие 2/3 территории страны. Бунты, восстания были жестоко подавлены. Волна стачек рабочих разных отраслей промышленности, поднявшаяся в 1919 г., тоже была подавлена, нередко с применением военной силы. Профсоюзы не признавались и действовали полулегально. Даже в условиях подъема рабочего движения в 1920 г. в них насчитывалось не более 300 тыс. членов. Трудовые конфликты решались государственным принудительным арбитражем. Неспокойно было и в главной колонии - Корее, где в марте вспыхнуло массовое антияпонское восстание. С 1919 г. важную роль в политической жизни Японии стали играть возникшие еще в XIX в. шовинистические организации, основанные на расистских идеях пан-азиатизма.

Репрессии были главным оружием правительства. Однако были сделаны некоторые, маловажные правда, уступки: новый избирательный закон, снизив имущественный ценз, увеличил число избирателей с 1,5 до 3 млн. человек. В Корею послали нового генерал-губернатора, слывшего «либералом», и при нем учредили совещательный орган из представителей имущих классов Кореи.



В 1920-1921 гг., как и в США, в Японии имел место экономический кризис. В 1923 г. произошло гигантское землетрясение в самом густонаселенном районе Японии. Столица Токио была полностью разрушена, погибло 150 тыс. человек. Выход из кризиса, начавшийся в 1924 г., был кратковременным. В 1929 г. Японию потряс новый экономический кризис. Правящие группировки страны и императорский двор, а также крупнейшие корпорации (дзайбацу) видели выход из трудностей лишь в переходе к новому этапу милитаризации страны и сопутствующей такому курсу внутренней реакции и внешней экспансии, в захвате чужих территорий, создании колониальной империи. Таким образом процесс модернизации Японии проходил в уродливой форме милитаризации страны за счет благосостояния народа. Почти все правительства Японии в межвоенный период возглавляли военные - адмиралы и генералы.

Агрессия против Китая. В 1927 г. в меморандуме главы правительства генерала Танака была сформулирована программа крупномасштабной агрессии в Азии: сначала захват Китая, затем Индокитая, Бирмы, Юго-Восточной Азии, Индии... В 1931 г. с оккупацией Маньчжурии начал осуществляться план агрессивных войн. В 1932 г. были захвачены провинция Жэхэ и проходы в великой китайской стене. В 1933 г. Япония вышла из Лиги наций. В июле 1937 г. началось фронтальное вторжение в Северный и Центральный Китай. В октябре был захвачен Пекин, в ноябре Шанхай, в декабре Нанкин, затем многие провинциальные центры. Правительство Чан Кайши переехало в Чунцин. Агрессия Японии в Китае нарушила начавшийся при Чан Кайши процесс объединения Китая и ликвидации милитаристских клик, а также процесс капиталистической модернизации Китая. Китай вновь оказался расколотым и растерзанным на части.

Особенности авторитарно-монархического режима в Японии. Милитаризация, внешняя агрессия в 30-е гг. подталкивали страну к тоталитаризму. В Японии этот процесс принял своеобразную форму авторитарно-монархического режима и военно-регулируемого капитализма. Авторитарные черты, жесткое подавление левой оппозиции, ограниченность прав и свобод были характерны для Японии и в начале XX в. Однако в условиях широкомасштабной войны за господство в Азии авторитарно-монархический режим приобрел новые черты, началось превращение его в диктатуру военно-бюрократических групп и крупных корпораций. Правящие круги страны провозгласили политику создания «новой политической и экономической структуры».

Под «новой политической структурой» подразумевалась система жесткого политического контроля военно-государственной бюрократии над обществом. В стране были распущены все политические партии. Дело не дошло до создания единой и единственной партии и слияния ее с государственной машиной, как это имело место при тоталитарных режимах в Европе, но здесь появилась мощная идеологическая реакционно-шовинистическая организация, продолжавшая традиции прошлых шовинистских объединений - «Ассоциация помощи трону». Поскольку легальная оппозиция была уничтожена, то Ассоциация становилась почти единственным рупором пропаганды и центром обеспечения своей цели - «единства нации вокруг императора». Синтоизм как официальная государственная религия, культ предков, самурайская честь и доблесть, преданность императору стали важными орудиями шовинистской пропаганды. В 1938 г. был издан «Закон о всеобщей мобилизации нации». Целью Японии провозглашалось «создание Великой восточно-азиатской сферы совместного процветания».

«Новая экономическая структура» означала установление военно-государственного контроля над экономикой страны. В качестве контрольных государственных органов учреждались ассоциации производителей в различных отраслях хозяйства. Во главе ассоциаций встали представители крупнейших корпораций, что фактически означало передачу им регулирования рынка рабочей силы, контроль над распределением ресурсов, регулирование цен и заработной платы, определение условий выполнения государственных заказов и пр. Государственно-бюрократическое регулирование осуществлялось теми же механизмами (бюджет, налоги, тарифы, заказ, субсидии, административные и косвенные методы регулирования и пр.), которые были характерны и для европейских стран того времени, в том числе и для авторитарных и тоталитарных режимов. Военная машина Японии позволила ей зажечь очаг войны на Дальнем Востоке в 1931 г. Она развернула наступление в Центральном Китае и с началом второй мировой войны захватила практически весь регион Юго-Восточной Азии, а также господствующие позиции в Тихом океане благодаря своему превосходству в авианосцах и особому геополитическому положению.

Вопросы и задания: 1. Каковы особенности национально-освободительного движения в странах Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии в 20-30-е г.? 2. Почему в межвоенный период колониальным державам удалось сохранить в основном колониальную систему? 3. Каковы отличительные черты социально-экономического и политического развития Японии в 20- 30-е гг.? 4. Чем объяснить агрессивность японского милитаризма? 5. Сравните политические режимы в Японии, Германии и Италии. Что в них общего и особенного?

КИТАЙ

В годы мировой войны, когда внимание западных держав было поглощено борьбой на Европейском континенте, в Китае ускорился процесс капиталистического развития.

После окончания войны экспансия иностранного капитала и межимпериалистическая борьба в Китае развернулись с новой силой. Особенно сталкивались интересы Японии, США, Великобритании.

Слабость Китая перед лицом империалистической экспансии во многом обусловливалась его раздробленностью. Революция 1911-1913 гг. свергла монархию, но не решила задачу объединения. Провозглашенная республика была фиктивной. Парламент в Пекине никакого влияния на жизнь страны не оказывал. Отдельные провинции или регионы издавна контролировались феодально-милитаристскими кликами, которые имели свои армии и поддерживались теми или иными капиталистическими державами. Не без их подстрекательства милитаристы беспрерывно вели между собой войны, обрекая народ на нищету и страдания. Поэтому среди задач китайской революции важнейшей стала ликвидация милитаризма и военно-феодальных клик, без чего объединить Китай, обеспечить его независимость от великих держав и провести его модернизацию было невозможно.

В организации сил китайской революции выдающаяся роль принадлежит Сунь Ятсену. В октябре 1919 г. Сунь Ятсен переименовал свою «революционную партию» в Национальную партию Китая (Чжунго гоминьдан). В 1921 г. на пост президента Китайской республики был избран Сунь Ятсен. Северные милитаристы и иностранные державы не признали южное правительство и избрание Сунь Ятсена.

Реализацию своих планов «спасения Китая» Сунь Ятсен не мыслил без иностранной помощи. Однако, не получив поддержки капиталистических держав, он обратился за материальной и военной помощью к Советской России, стал искать связей с Коминтерном. Из опыта Советской России Сунь Ятсен, не признававший марксизма и классовой борьбы, извлек прежде всего представление о механизме сильной государственной власти, руководстве сплоченной революционной партией и опоре на революционную армию. Для военно-политических переговоров он направил в Москву делегацию во главе с генералом Чан Кайши. Для подготовки офицерских кадров новой революционной армии была создана офицерская школа Хуанпу. Всю работу в школе вели советские военные инструкторы, и она содержалась советским правительством. Главным советником нарождавшейся Национально-революционной армии стал советский военоначальник В. К. Блюхер, а политическим советником гоминьдана и фактически представителем Советского государства при правительстве - М. М. Бородин.

В 1923 г. Сунь Ятсен начал реорганизацию гоминьдана, привлекая к сотрудничеству Коммунистическую партию Китая, чтобы стимулировать помощь Советской России, к которой обратился Сунь Ятсен. Коммунисты согласились на сотрудничество в соответствии с директивой Коминтерна. Так был оформлен своеобразный единый фронт, объединивший в гоминьдане блок различных социальных сил, боровшихся против северных милитаристов и империалистов.

Национальная «великая» революция 20-х гг. Весной 1925 г. в Шанхае возникло антиимпериалистическое движение буржуазии, студенчества, рабочих, поводом для которого послужил расстрел английской полицией студенческой демонстрации. Это был стихийный патриотический подъем, получивший название «движение 30 мая». В Китае началась антиимпериалистическая национальная революция. Основные ее лозунги: восстановление суверенитета Китая, свержение власти империалистической агентуры в лице феодальных милитаристов и политическое объединение Китая под властью демократического национального правительства. Базой революции стал Южный Китай.

Руководство революцией находилось в руках гоминьдана. Гоминьдан сочетал в себе черты как политической партии национально-революционного характера (т. е. ориентация на вооруженный захват власти), так и национал-реформистской партии, начавшей социально-экономические преобразования и модернизацию Китая в духе суньятсеновской идеи «государственного социализма».

Особенности китайской революции. Революция в Китае представляла собой сложное переплетение общенациональной антиимпериалистической борьбы за независимость страны, в которой принимали участие все слои общества, самостоятельных классовых выступлений пролетариата, движений городских низов и локальных выступлений крестьянства ряда провинций.

В ней сочетались массовые политические городские демонстрации, забастовки, крестьянские бунты и вооруженная борьба революционных армий под командованием буржуазно-помещичьего офицерства против милитаристов. Преобладающей формой революции были военные действия.

В октябре - декабре 1925 г. гоминьдановское национальное правительство, возглавляемое генералом Чан Кайши, предприняло военный поход против милитаристов в провинции Гуандун и изгнало их войска из ее пределов. Это укрепило революционную базу на юге и создало предпосылку для Северного похода Национальной революционной армии (поход начался в июле 1926 и завершился в 1928 г.). К началу похода Национальное правительство уже объединило четыре южных провинции. Первый этап Северного похода завершился разгромом ряда милитаристов Центрального Китая. Под власть Национального правительства перешло пять провинций с крупными городами - Ухань, Нанкин, Наньчан, Шанхай.

В это время империалистические державы предприняли попытки вооруженной интервенции. У портов Китая сосредоточилось свыше 170 военных судов Англии, США, Франции, Японии. Обстрелу подвергся Нанкин. Империалистические войска концентрировались в Шанхае. Положение в стране осложнялось расколом в революционном лагере - как в самом гоминьдане, так и между гоминьдановцами и коммунистами.

После захвата в апреле 1927 г. Нанкина и Шанхая Чан Кайши перенес столицу в Нанкин и сформировал Нанкинское правительство, которое получило поддержку ряда милитаристских группировок, в том числе и на Севере. Сосредоточив в своих руках центральную власть, Чан Кайши (а затем и другие гоминьдановские лидеры) перешел к прямому подавлению руководимых коммунистами выступлений, выходивших из-под контроля.

Раскол в национально-революционном лагере произошел в результате обострившегося противоборства двух тенденций в развитии китайской революции. Чан Кайши и большинство гоминьдановских лидеров, обретя центральную власть, считали революцию завершенной и выступали за умеренные реформы и капиталистическую модернизацию Китая. В программу деятельности гоминьдана входило создание государственных банков, проведение денежно-финансовой реформы, развитие государственного сектора, поощрение национального капитала, ограничение арендной платы в деревне, восстановление полного суверенитета Китая. В то же время гоминьдан шел на компромиссы с капиталистическими державами, поощрял иностранный капитал.

Компартия Китая имела иную программу: продолжение революции, завоевание гегемонии пролетариата, развертывание аграрной революции, политическое и экономическое наступление на буржуазию вплоть до конфискации и национализации всех банков, рудников, железных дорог, пароходных компаний, крупных предприятий, фабрик и т. д. Предусматривалось также повсеместно вооружение рабочих и крестьян для создания опоры новой власти, ориентированной на социалистический путь развития. Эти требования отражали установки Коминтерна по китайскому вопросу, его курс на мировую революцию. Между тем грандиозность поставленных задач не соответствовала ни уровню рабочего и крестьянского движений, ни политическому весу КПК. Таким образом, противостояние гоминьдана и КПК представляло собой борьбу за пути развития Китая. Борьба между гоминьданом и компартией вылилась в двадцатилетнюю гражданскую войну в Китае, фактически завершившуюся только в 1949 г.

Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) Основным результатом национальной революции 20-х гг. стала смена политического строя. После военного объединения Китая прежняя система власти, контролировавшаяся северными милитаристами, была заменена однопартийным правлением гоминьдана. В соответствии с программой Сунь Ятсена гоминьдан взял на себя «политическую опеку» над обществом. Роль верховного органа власти перешла к конгрессам ЦИК гоминьдана, которым непосредственно подчинялись Национальное правительство и Национально-революционная армия. Сращивание партийного, государственного и военного аппаратов при весьма большой политической роли армии и росте государственно-капиталистического сектора экономики способствовало превращению гоминьдановского правления к началу второй мировой войны в военно-бюрократический режим с ярко выраженными авторитарными (в лице Чан Кайши) чертами. Гоминьдановский режим выражал интересы капиталистического развития Китая, защищал частных собственников от посягательств неимущих, вел войну с коммунистами. В то же время с помощью националистических лозунгов и социальных реформ гоминьдан стремился расширить социальную базу своей власти.

Во внешней и внутренней политике гоминьдан руководствовался учением Сунь Ятсена. Проводить эту политику приходилось в крайне сложной обстановке. К унаследованным от прежней власти старым бедам Китая, включая повальную коррупцию чиновничества и борьбу милитаристских клик, прибавились и новые неблагоприятные обстоятельства: гражданская война между гоминьданом и коммунистами, агрессия японского империализма, мировой экономический кризис. Не было единства и в самом гоминьдане, в нем шла борьба соперничающих группировок, переходившая в вооруженные конфликты. Тем не менее в годы так называемого «нанкинского десятилетия» до начала в 1937 г. японо-китайской войны гоминьдану удалось добиться осуществления ряда поставленных задач.

Главным направлением своей внешней политики гоминьдан считал скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений в соответствии с целями, провозглашенными на первом конгрессе гоминьдана в 1924 г. Уже в 1928 г. нанкинское правительство заявило о восстановлении таможенной автономии, оградившей китайский рынок от иностранной конкуренции. Одновременно были ликвидированы внутренние таможенные барьеры, препятствовавшие развитию национального рынка. Путем переговоров правительство добилось возвращения Китаю 20 концессий из 33. В то же время расчеты гоминьдана на получение значительной иностранной финансовой помощи для реализации планов национальной реконструкции, составленных еще Сунь Ятсеном, потерпели полный провал. Начался даже отток иностранных капиталов из Китая.

Внешнеполитическое положение Китая резко осложнилось после начала японской вооруженной агрессии. В 1931 г. Япония почти без боя захватила Маньчжурию. Все призывы гоминьдановского правительства к западным державам положить предел японской агрессии не увенчались успехом. Это вынудило Чан Кайши в 1935-1936 гг. вновь обратиться за военной и финансовой помощью к Советскому Союзу.

В области внутренней политики усилия гоминьдана были направлены на укрепление центральной власти, введение государственного регулирования экономики с элементами планирования, на поощрение производства, проведение отдельных социальных реформ для смягчения классовых противоречий и, наконец, - на беспощадную войну с вооруженными силами коммунистов. На ряде направлений эта политика оказалась довольно эффективной. Была создана государственная банковская система. Вырос государственный сектор в промышленности, на транспорте. В условиях мирового экономического кризиса основные отрасли китайской промышленности давали ежегодный прирост в шесть с лишним процентов. Путем довольно прогрессивного рабочего законодательства, уступок отдельным слоям рабочих гоминьдану удалось установить контроль за рабочим движением и изолировать от него коммунистов. В то же время сельское хозяйство топталось на месте. Аграрное законодательство гоминьдана не выполнялось. Реальная власть на селе оставалась в руках прежней деревенской феодально-ростовщической верхушки.

Определенные достижения гоминьдановского режима в области внешней и внутренней политики хотя и не решили коренных проблем Китая, тем не менее значительно сузили социальную базу коммунистов и обрекли на поражение так называемое «советское движение» в Китае.

Поражение революционного движения под лозунгом советов (1927-1937 гг.) После распада единого фронта и начавшейся гражданской войны компартия Китая в целях выживания перешла к вооруженной борьбе. С конца 1927 г. почти вплоть до 1936 г. эта борьба велась под лозунгом установления- революционной диктатуры рабочего класса и крестьянства в форме советов. Стержнем программы партии стало осуществление аграрной революции путем конфискации всей помещичьей земли и передачи ее в собственность безземельному и малоземельному крестьянству. Основными инструментами проведения этой политики должны были стать рабоче-крестьянские советы и рабоче-крестьянская Красная армия, безраздельно руководимые партией. Однако найти опору среди рабочих не удалось. Все попытки КПК организовать восстания и политические забастовки в городах или захватить отдельные крупные города силами Красной армии заканчивались неизменными провалами. Под военным и политическим давлением гоминьдана КПК была вытеснена из городов и вынуждена перенести центр тяжести своей деятельности в деревню, точнее - в отдаленные периферийные сельские районы, где существовал как бы вакуум го-миньдановской власти. Из партии по преимуществу «городской» КПК на два десятилетия превратилась в партию «деревенскую», притом партию воюющую, милитаризованную.

Из отдельных отколовшихся частей правительственных войск, отрядов крестьянской самообороны, военных формирований тайных обществ и т. д. КПК удалось организовать полупартизанскую Красную армию, численность которой к 1933 г. достигла 300 тыс. человек. Силами Красной армии, отбившей четыре карательных похода гоминьдана, на стыке ряда провинций Центрального Китая было создано несколько относительно стабильных советских районов, наиболее крупным из которых был Центральный советский район в провинции Цзянси. Здесь в ноябре 1931 г. состоялся I Всекитайский съезд представителей советских районов, провозгласивший Китайскую Советскую Республику. Председателем ЦИК КСР стал Мао Цзэдун.

Поскольку расчеты компартии на стихийную крестьянскую революцию не оправдались (крестьянство в основной своей массе оставалось инертным), главным орудием осуществления революционных преобразований в советских районах стала армия. Основной социальной опорой партии и армии и резервом их кадров была сельская голытьба, т. е. люмпенизированная часть китайской деревни.

В 1934 г. гоминьдановское правительство, сосредоточившее к тому времени в своих руках значительные военные и материальные ресурсы, организовало новый, пятый карательный поход против советских районов. Красная армия потерпела сокрушительное поражение, но сумела вырваться из окружения и с тяжелыми боями прорваться в глухой северо-западный район на стыке провинций Шэнси - Ганьсу - Нинся с центром в захолустном городишке Яньань. Все другие советские районы были утрачены. «Советское движение» в Китае потерпело поражение.

Формирование единого национального антияпонского фронта. С 1935 г. Чан Кайши начал вести переговоры с Советским Союзом об оказании помощи в отражении японской агрессии.

Советское правительство, также озабоченное нарастанием японской военной угрозы, благоприятно отнеслось к просьбе гоминьдановского правительства, но обусловило оказание ему военной и финансовой помощи прекращением гражданской войны и карательных операций против китайских коммунистов. Со своей стороны Коминтерн, изменив свою тактику после VII конгресса, способствовал перемене политического курса КПК и принятию установки на единый антияпонский национальный фронт с участием гоминьдана. В ходе переговоров между делегациями КПК и гоминьдана, состоявшихся в апреле - июне 1937 г., было достигнуто соглашение о прекращении военных действий гоминьдановских войск против вооруженных сил КПК. Компартия со своей стороны обязалась преобразовать советы в органы демократической власти, а Красную армию в военное соединение НРА, прекратить конфискацию помещичьих земель. Программой сотрудничества гоминьдана и компартии на почве общих интересов борьбы с японской агрессией провозглашались, как и в 20-е гг., три народных принципа Сунь Ятсена. Таким образом, к лету 1937 г. были заложены основы единого национального антияпонского фронта. 22 августа 1937 г. правительство Чан Кайши издало приказ о преобразовании Красной армии в 8-ю армию Национально-революционной армии Китая. С лета началась японо-китайская война 1937-1945 гг., как часть второй мировой войны.

Вопросы и задания: 1. Какие социально-экономические изменения произошли в Китае к началу 20-х гг.? 2. Раскройте характер национальной «великой» революции 20-х гг. и ее особенности. 3. Почему произошел раскол в национально-революционном лагере? 4. Какие реформы были проведены в Китае в «нанкинское десятилетие» и насколько они способствовали модернизации Китая? 5. Что такое «советское движение» в Китае? В чем причины его поражения? 6. Как вы объясните то, что вся история Китая первой половины XX в. - это бесконечные войны? Или это «перманентная революция»? 7. Какие факторы определили создание единого антияпонского фронта?

ИНДИЯ

Индия после войны. Колониальные власти в годы войны обещали предоставить Индии самоуправление. Однако надежды народов Индии на изменение статуса не оправдались. Англия держала мертвой хваткой свою главную колонию. Это вызвало новый этап антиколониальной борьбы.

Развитие капиталистического уклада упрочило позиции национальной буржуазии. Росла промышленность и ряды рабочего класса. Однако для Индии численность рабочих была невелика. Но вместе с тем половина рабочих была занята на крупных предприятиях с числом рабочих свыше 1 тыс. человек. Такая концентрация на крупных предприятиях и в нескольких центрах (Бомбей, Мадрас, Канпур и др.) превращала немногочисленный пролетариат в важную организованную силу.

Однако не рабочий класс, а многомиллионное крестьянство определяло характер индийского общества. Индийская деревня составляла основу социально-экономической структуры. Это не просто община, а особая социальная организация. Всю жизнь деревни пронизывают кастовый строй, племенной и сословный принцип деления общины и брахманство как сплачивающий религиозный фактор. Таким образом, индийская деревня - это самодовлеющая организация.

Индийское крестьянство составляло главную массовую силу национально-освободительного движения в Индии в межвоенный период. Вовлечь такую деревню в широкий поток антиколониальной борьбы можно было лишь с учетом социально-психологических особенностей индийского крестьянина и городского рабочего - крестьянина вчерашнего. Выдающаяся роль в организации массовых ненасильственных кампаний сопротивления в 20-40-е гг. принадлежала Махатме Ганди (1869-1948). В межвоенный период Ганди стал идейным вождем Индийского Национального Конгресса. Благодаря Ганди, а также тому, что национальная буржуазия выдвинула идею полной национальной независимости, в Индии сформировался общенациональный антиимпериалистический фронт.

М. Ганди и гандизм. Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской культуры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этические и философские концепции. Ганди также был знаком с принципом ненасилия Л. Н. Толстого. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства божия на земле, общества справедливости, которое красочно описывается в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла европейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства - их кровное дело, поскольку это борьба за справедливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. Поэтому требования независимости страны и преобразования общества, облаченные в традиционные образы, становились понятными многим десяткам миллионов простых людей. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. Печатью глубочайших традиций Индии, пониманием психологии крестьянства был отмечен тактический метод гандизма в национально-освободительной борьбе, метод ненасильственного сопротивления (бойкот, мирные марши, отказ от сотрудничества и т. д.). В этом методе весьма своеобразно сочетались терпение и протест, консерватизм и стихийная революционность. Это было характерно для веками воспитанного в фаталистическом, религиозном мировоззрении индийского крестьянина. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочетании ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал классовую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи - освобождения от иностранного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной и по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение. Гандизм связал воедино крестьянство, ремесленников, национальную буржуазию и заставил колонизаторов покинуть Индию без кровопролитной вооруженной борьбы.

Критики Ганди утверждали, что он был склонен к компромиссам, но он как никто другой знал, когда именно массовое ненасильственное движение нужно приостановить, чтобы оно не превратилось в свою противоположность, т. е. в кровавую бойню. Экстремисты также упрекали его в том, что он не доводил до конца всех революционных возможностей массового ненасильственного сопротивления. А что было бы, если бы Ганди довел их до конца?

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под контроля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусульманами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман, и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была организована Ганди в 1919-1922 гг. Послевоенный подъем национально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настроении индийского народа. Колониальные власти стали на путь маневров. Министр по делам Индии Монтегю предложил реформу избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напряженность. Предлагалось провести увеличение числа избирателей при выборах в центральное и провинциальные законодательные собрания, а также предоставить индийцам дополнительные места в советах при вице-короле и губернаторах провинций. Одновременно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. б апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского Национального Конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходимости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, двуэтапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусматривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колониального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе - уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский Национальный Конгресс и Мусульманская Лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У движения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал перерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа крестьян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества. Движение пошло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии пришелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928-1933 гг.) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции. Английские власти вновь пытались ограничиться перед лицом нарастающего сопротивления реформой избирательной системы. В 1928 г. комиссия Саймона предложила новый избирательный закон, который выдавался за конституцию. Вновь предлагалось расширить состав избирателей. Это не удовлетворило ИНК.

Была создана комиссия Мотилала Неру (отец лидера левого крыла ИНК Джавахарлала Неру), которая опубликовала доклад «Конституция Неру». В ней содержалось требование предоставить Индии статус доминиона наравне с Канадой и Австралией. Однако левое крыло в ИНК сочло это требование недостаточным. Дж. Неру высказался за полную независимость и создал Лигу независимости.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 1920-х гг. Английские власти объявили кампанию незаконной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где выступления стали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта 1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому английская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие в конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индийских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактически это была основа конституции. Конференция окончилась провалом. Тогда Ганди в январе 1932 г. объявил о новой кампании гражданского несотрудничества. Вновь началась волна репрессий. В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное переустройство страны с учетом религиозного фактора, установление минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. В мае 1933 г. Ганди объявил о передышке и приостановил кампанию неповиновения.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить местным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали колониальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избирательной системе. Индийский Национальный Конгресс получил большинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овладению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939 г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.

Вопросы и задания: 1. В какой степени особенности и традиции определяли ненасильственный характер антиколониального движения Индии в 20 - 30-егг.? 2. Дайте характеристику М. Ганди как идеолога и руководителя национально-освободительного движения в Индии. 3. Удалось ли Ганди удержать освободительное движение в рамках ненасильственного сопротивления? 4. Как вы понимаете следующее высказывание Ганди: «Человечество может избавиться от насилия только путем ненасилия. Ненависть может быть побеждена только любовью»? 5. Какие новые черты появились в национально-освободительном движении в Индии в 30-е гг.? 6. Индия и Китай вели борьбу за независимость и модернизацию в одно и то же время. Как вы объясните столь резкое различие путей борьбы? 7. Назовите методы, с помощью которых английским колонизаторам удалось сохранять свое господство над Индией.

Экономикам азиатских стран были присущи многие структурные недостатки. Большинство фирм находились в семейном владении, а в соответствии с конфуцианской традицией семьи стремились сохранить над ними контроль. Если они и выпускали акции в открытую продажу, то обычно игнорировали права акционеров, находившихся в меньшинстве. Если им не удавалось финансировать рост фирмы за счет доходов, они полагались на кредит, но не рисковали утратой контроля. В то же время правительственные чиновники использовали банковский кредит в качестве инструмента финансовой политики; они использовали его также с целью вознаградить свои семьи и друзей. Существовала порочная связь между бизнесом и органами управления, и отмеченное выше - лишь одно из ее проявлений. Сочетание таких факторов привело к тому, что соотношение задолженности к собственному капиталу оказалось крайне завышенным, а финансовый сектор лишился прозрачности и здоровой основы. Идея о том, что «банковский кредит» будет дисциплинировать акционеров компании, попросту не сработала.

Структурные изъяны в банковской системе и формах владения предприятиями; порочная связь между бизнесом и политиками; недостаточная прозрачность и отсутствие политической свободы - все это также минусы «азиатской модели». Хотя перечисленные недостатки были присущи многим охваченным кризисом странам, но не все они характерны для каждой страны. Гонконг был свободен от большинства из этих недостатков. В Японии и на Тайване существует политическая свобода. Крупные японские компании не являются семейной собственностью. В Сингапуре существует прочная банковская система. Кроме того, «азиатская модель» как таковая оказалась исключительно успешной стратегией экономического развития и пользовалась широкой популярностью в деловых кругах. «Азиатская модель» обеспечила резкое повышение уровня жизни, ежегодный прирост среднедушевого дохода в соответствующих странах на протяжении длительного периода составил в среднем 5,5%, что намного превышает аналогичный показатель практически во всех формирующихся рыночных экономиках. Азиатские лидеры - Ли Кван Ю в Сингапуре, Сухарто в Индонезии и Махатира в Малайзии - с гордостью заявляли о своей уверенности в том, что азиатские ценности выше западных, даже когда кризис уже разразился. Они зашли настолько далеко, что поставили под сомнения Декларацию ООН о правах человека. Ли Кван Ю назвал западные демократии упадническими, Махатир осудил традиции колониализма, а Сухарто превозносил достоинства непотизма. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) приняла в свои члены в июне 1997 г. Мьянму, бросив прямой вызов западным демократиям, которые считают репрессивный режим Мьянмы неприемлемым в политическом и гуманитарном плане.

Почему же тогда начался Азиатский кризис? Дать удовлетворительное объяснение этому явлению пока невозможно, если не учитывать изъянов мировой капиталистической системы. Тот факт, что Азиатский кризис не ограничился Азией, а охватил также Россию, Южную Африку и Бразилию. Затронул все формирующиеся рынки, подтверждает вывод, что главная причина нестабильности кроется в самой международной финансовой системе.

До начала 1960-х гг. государства Восточной, и уж, тем более, Юго-Восточной Азии ничем особым не выделялись на экономической карте мира. Корея и Тайвань, Индонезия и Таиланд воспринимались на Западе как типичные развивающиеся страны: экзотические, нищие, коррумпированные. Во многом это соответствовало действительности - и нищеты, и коррупции там хватало. Правда, к тому же культурному региону относилась и Япония, ставшая развитой страной еще в начале XX века. Тем не менее, Япония воспринималась, тогда как исключение, а в целом Дальний Восток, несмотря на свое огромное население, казался экономически бесперспективным регионом. Однако в шестидесятые годы ситуация стала меняться, а в восьмидесятые успехи «новых индустриальных стран» Восточной Азии стали темой ученых дискуссий и восторженных журналистских очерков.

Юго-Восточная Азия демонстрировала экстраординарные темпы экономического роста. Резкий взлет экономик ЮВА был вызван уникальным сочетанием нескольких факторов. В первую очередь это макроэкономическая стабильность, которая выгодно отличала азиатские страны от конкурентов в Латинской Америке.

Перемены, произошедшие в Восточной Азии в 1960-1990 гг., действительно заслуживают наименования «чуда». Среднегодовой рост ВВП в 1960-1990 гг. составил от 6,3% в Гонконге до 7,0% в Сингапуре. В результате ВВП на душу населения, который в 1960 г. находился где-то на уровне Нигерии и Эфиопии, приблизился к европейскому уровню, а в некоторых случаях - и превзошел его. Например, Сингапур (ВВП 26.500$ на душу населения) по этому показателю сейчас опережает большинство стран Западной Европы, в том числе Германию и Францию.

Ни в одной стране региона за исключением Индонезии с начала 1970-х не было периодов гиперинфляции, проводимая налоговая политика была понятна и благоприятна для инвесторов, при этом большинству стран удавалось поддерживать пусть небольшой, но все же профицит бюджета. Второй важный фактор - высокий уровень сбережений, от 20-30% ВВП у Тайваня более чем до 40% у Китая, Малайзии и Сингапура. Эти сбережения реинвестировались в индустриальные и инфраструктурные проекты, что становилось главной движущей силой развития экономики.

Положительную роль сыграло качество азиатской бюрократии, выгодно отличавшейся от чиновников в развивающихся странах в других регионах мира. Наконец, большинство этих стран проводили политику стимулирования экспорта, в том числе с помощью механизмов валютного контроля, что также привлекало иностранные инвестиции.

Но ускоренная индустриализация требовала все больше ресурсов, источники которых были ограничены. Внутренних сбережений стало не хватать - доля инвестиций в ВВП у большинства стран превышала долю внутренних сбережений. Новыми драйверами роста становились прямые и портфельные иностранные инвестиции, включая банковские займы. Большинство краткосрочных займов проводилось через местные банки и было номинировано в долларах США, таким образом, местные финансовые системы начали брать на себя повышенные валютные риски.

Ущербность юго-восточной модели никогда не была секретом для профессионалов: задолго до краха (в 1994 году) профессор Массачусетского технологического института Пол Кругман развенчал миф «азиатского экономического чуда» в статье, в которой он описывал иллюзорность успеха, выстроенного не на достижениях реальной экономики и совокупной ее производительности, а на безудержном вливании иностранного капитала. «Азиатские тигры», однако, относились к любой критике с оправданной (как им казалось) долей беспечности, поскольку не сомневались: случись беда, Дядюшка Сэм непременно вытащит!

Зарубежная Азия - регион, который лидирует в мире не только по площади, но и по численности населения. Причем это первенство он держит уже не одно тысячелетие. Страны зарубежной Азии, несмотря на многочисленные свои различия, имеют и ряд общих черт. О них и пойдет речь в данной статье.

Общая характеристика стран зарубежной Азии

Зарубежная Азия - колыбель многих цивилизаций и родина земледелия. Здесь были построены первые в мире города и сделан целый ряд великих научных открытий.

Все страны зарубежной Азии (а всего их 48) занимают площадь в 32 млн квадратных километров. Среди них преобладают крупные государства. Есть и страны-гиганты, площадь каждой из которых превышает 3 млн км 2 (Индия, Китай).

Большинство государств в этом регионе эксперты относят к развивающимся. Только четыре страны из 48 можно назвать экономически развитыми. Это Япония, Южная Корея, Сингапур и Израиль.

На политической карте зарубежной Азии 13 монархий (причем половина из них расположена на Ближнем Востоке). Остальные страны региона являются республиками.

По особенностям географического положения все страны зарубежной Азии делятся на:

  • островные (Япония, Шри-Ланка, Мальдивы и др.);
  • приморские (Индия, Южная Корея, Израиль и др.);
  • внутриконтинентальные (Непал, Монголия, Киргизия и др.).

Очевидно, что страны из последней группы испытывают большие трудности в плане вывода своих товаров на мировые рынки.

Регионы и страны зарубежной Азии

Географы делят зарубежную Азию на пять субрегионов:

  • Юго-Западная Азия - включает в себя все страны на территории Аравийского полуострова, республики Закавказья, Турцию, Кипр, Иран и Афганистан (всего 20 государств);
  • Южная Азия - включает 7 государств, крупнейшие из которых - Индия и Пакистан;
  • Юго-Восточная Азия - это 11 государств, десять из которых являются развивающимися (все, кроме Сингапура);
  • Восточная Азия - включает в себя всего пять держав (Китай, Монголия, Япония, Корея Южная и КНДР);
  • Центральная Азия - это пять постсоветских республик (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения).

Как граничат страны зарубежной Азии? Карта, расположенная ниже, поможет сориентироваться в этом вопросе.

Население и природные ресурсы

Этот регион, благодаря своему тектоническому строению, отличается огромным разнообразием Так, Индия и Китай могут похвастаться значительными запасами угля, железных и Однако самым главным богатством здесь выступает черное золото. Самые крупные месторождения нефти сосредоточены в Саудовской Аравии, Иране и Кувейте.

Что касается условий для развития сельского хозяйства, то в этом плане одним государствам повезло больше, другим - гораздо меньше. Превосходными располагают многие из стран Южной и Юго-Восточной Азии. А вот такие государства, как Сирия или Монголия, представляют собой практически сплошную безжизненную пустыню, где можно развивать лишь отдельные отрасли животноводства.

В пределах региона проживает, по разным оценкам, от 3,5 до 3,8 млрд человек. Это больше половины всего населения Земли. Почти все страны Зарубежной Азии отличаются высокой рождаемостью (так называемый второй тип воспроизводства). Многие государства региона переживают сегодня что влечет за собой продовольственную и другие проблемы.

Этническая структура населения в этом регионе также весьма сложная. Здесь проживают не менее тысячи разных народностей, самые многочисленные из которых - это китайцы, японцы и бенгальцы. По языковому разнообразию данному региону тоже нет равных на всей планете.

Большая часть населения зарубежной Азии (около 66 %) проживает в сельской местности. Тем не менее темпы и характер урбанизационных процессов в этом регионе настолько велики, что ситуацию уже стали называть "городским взрывом".

Зарубежная Азия: особенности экономики

Какова роль современных стран региона в мировой экономике? Все государства зарубежной Азии можно собрать в несколько групп. Здесь есть так называемые (Сингапур, Корея, Тайвань и другие), которые за короткий период времени смогли перестроить свое народное хозяйство и достичь определенных успехов в развитии. Отдельная группа в регионе - это нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ и т. д.), экономика которых полностью держится на этом природном богатстве.

Ни к одной из этих категорий нельзя отнести Японию (самую развитую страну в Азии), Китай и Индию. Все остальные государства остаются слаборазвитыми, в некоторых из них промышленность и вовсе отсутствует.

Заключение

Зарубежная Азия - крупнейший историко-географический регион планеты, в пределах которого зародилась не одна цивилизация. На сегодняшний день здесь насчитывается 48 независимых государств. Они отличаются по размеру, численности населения, государственному устройству, однако имеют и несколько общих черт.

Большая часть государств Зарубежной Азии - это развивающиеся страны с довольно отсталой экономикой. Только четыре из них можно отнести к экономически развитым державам.