Южный поток. Работы по газопроводу «Южный поток» будут возобновлены

Первоначальный «Южный поток» переименовали в «Турецкий поток», полагая, что сменив название и направление, можно будет обойти препоны, выдвинутые бюрократами Евросоюза. Однако несговорчивость турок по цене на российский энергоноситель, а потом конфликт из-за сбитого Су-24 отодвинули начало строительства на два года.

Мало того, пришлось внести существенные коррективы в проектную мощность. Вместо четырех ниток газопровода общим объемом в 63 млрд. кубов осталось две — примерно 33 млрд. кубометров. Одна из них предназначена собственно для Турции, другая — для потребителей в Южной и Юго-Восточной Европе. Если с турецкой ниткой все ясно (ее то и начали прокладывать), то судьба европейской пока находится в полном тумане.

Предполагалось, что поскольку владельцем второй транзитной трубы от черноморского побережье до границы Греции будет турецкая сторона, то это снимет все претензии ЕС к «Газпрому» в рамках З-го Энергопакета, не допускающего совмещать в одном лице роли продавца и поставщика энергоресурсов. Получался почти беспроигрышный вариант, который, гляди, со временем мог бы позволить проложить еще две нитки газопровода и довести поставки газа в Европу до желаемого объема.

Только эти планы не учли амбиции турецкого президента Эрдогана. Он, выстраивая систему личной авторитарной власти, пошел на открытый конфликт с Западом. Из-за референдума по конституции глава Турции поругался с рядом ведущих стран ЕС.

В предвыборной риторике Эрдоган не только обвинил Голландию в фашизме, Германию в сохранение нацистских порядков, но, упрекая Брюссель в сознательном затягивании принятия Турции в ЕС, грозился разорвать соглашение по ближневосточным мигрантам и больше не сдерживать нелегальный поток беженцев. Такое вряд ли скоро забудется.

Острую критику у европейцев вызвали и массовые репрессии турецких властей по отношению к инакомыслящим. Десятки тысяч учителей, судей, адвокатов не просто лишились работы - многие из них оказались за решеткой как возможные сторонники проповедника Гюлена, который объявлен главным идеологом и организаторам провалившегося путча военных в июле 2016 года.

Также западная общественность серьезно обеспокоилась ограничениями демократических прав в Турции и, прежде всего, наступлением на свободу слова. Страна вышла на первое место в мире по количеству арестованных журналистов. Закрыты десятки оппозиционных теле- и радиостанций, газет и журналов.

До самого низкого уровня опустились немецко-турецкие отношения. Не прекращается дипломатическая перепалка между Веной и Анкарой. Турки, в частности, отказались от совместного участия с австрийскими военными в учениях НАТО.

Не в лучшем виде оказались греко-турецкие отношения. Афины не стали выдавать турецких солдат, сбежавших на их территорию после неудавшегося переворота. Анкары ответила гневными нотами протеста.

Все эти факторы, по мнению международных экспертов, могут оказать политическое влияние на принятие Брюсселем решения о судьбе российского газа, когда он окажется на греческой границы. При этом главной будет не проблема растущей энергозависимости Европы от России, а целесообразность транзитной трубы через Турцию, что можно расценить как поддержку европейцами режима Эрдогана.

В Москве, похоже, тоже осознали реальность такой перспективы. Недаром в последнее время активизировался зондаж о возвращении к болгарскому варианту газопровода. Хотя в январе 2015 года время глава «Газпрома» в категоричной форме заявил, что тема «Южного потока» закрыта окончательно. Теперь пришлось взять свои слова обратно.

На петербургском международном экономическом форуме болгарский министр энергетики Теменужка Петкова и Алексей Миллер подписали «дорожную карту», подразумевающую участие российского концерна в развитии газотранспортной системы Болгарии.

София вот уже два года вынашивает идею строительства на территории страны межрегионального газового коннектора «Балкан», чтобы связать воедино все трубопроводы Балканского полуострова. Основная проблема проекта заключалось в том, что где взять газ и найти инвесторов. Самой Болгарии в одиночку было не потянуть строительство стоимостью в 2 миллиарда евро.

Еврокомиссия отнеслась благосклонно к предложению Болгарии, однако кроме словесного одобрения денег не обещала. Премьер Бойко Борисов, общаясь с президентом Владимиром Путиным по телефону, пытался заинтересовать Россию идеей газового хаба. Не удалось. Слишком радужной была вера Кремля в будущее «Турецкого потока».

Тем не менее, болгары не теряли надежды. Как выяснилось, не напрасно. Еще, правда, предстоит убедить Брюссель дать твердые письменные гарантии (в московской редакции «железобетонные») того, что он не возражает против усеченного варианта «Южного потока».

Болгарская сторона полагает, что ей удастся решить этот вопрос. По крайней мере, Борисов уже начал готовить почву. Он, находясь с официальным визитом в Берлине, постарался привлечь в союзники канцлера Меркель, подробно рассказав ей о планах строительства хаба «Балкан» и о его значение для всего региона Юго-Восточной Европы.

Первый день декабря подарил любителям сенсаций грандиозный информационный повод – Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток». Экспертным мнением по теме поделился крупный московский инвестор Александр Крюков.

1 декабря Президент России В.В. Путин в своем выступлении по итогам визита в Турцию объявил об отказе России от строительства газопровода «Южный Поток». По традиции, в СМИ и блогах сразу же появилось множество новых версий «противостояния добра и зла». В медиа-среде загремели заголовки о «наказании Европы», «объявлении газовой войны», «поражении России», «проигрыше Болгарии», «победе Турции». В значительной части комментариев событие трактуется, как акт «мести» РФ, Евросоюза, США и Украины, причем, кто кому праведно «мстит», определяется только политическими пристрастиями комментатора. В целом, не оставляется сомнений, что вопрос на 100% политический и никаких других мотивов, кроме идеологического противостояния, в его решении не предполагается. В этой связи целесообразно обратиться к истории проекта, и рассмотреть отношение Евросоюза к его реализации с самого начала.

Немного фактов

Информация, представленная в этой части статьи, взята из официальных отчетов и пресс-релизов центральных органов управления Евросоюза: Европарламента и Еврокомиссии. Все они опубликованы на сайтах этих организаций и находятся в открытом доступе.

Предысторию отказа от проекта полезно начать с того, как оценивает Евросоюз свой энергетический баланс и долю РФ в поставках энергоресурсов. Европарламент на этот счет сообщает, что ЕС импортирует почти 90% своей нефти, 66% природного газа и 42% твердых видов топлива (уголь и др.). В 2013 г на импорт энергоресурсов были запланированы расходы порядка 400 млрд €. Также Европарламент фиксирует, что Европа сильно зависит от одного поставщика, а именно России, ответственного за треть импорта нефти, 39% газа и 26% твердых видов топлива. При этом шесть стран союза полностью на 100% зависят от России, как от единственного поставщика газа.

Этого абзаца достаточно для вывода, что все «очень серьезно» и европейцы будут предельно осторожны в отношении любых и особенно российских поставок. Более того, совершенно очевидно, что они будут стараться максимально себя обезопасить, выбирая поставщиков и способы транспортировки. Поскольку магистральные газопроводы – сложные и дорогостоящие сооружения, их не построишь в один день, то они будут всячески стремиться к тому, чтобы создаваемой структурой могли пользоваться разные поставщики. В частности, с этим связано пресловутое требование «третьего энергопакета», о том, что добывающая компания не может быть единоличным собственником трубопровода и 50% мощности должно быть зарезервировано для других поставщиков. Говоря простыми словами, – к трубе должны допускаться конкуренты!

Разное понимание диверсификации поставок

Различное положение в области энергобезопасности привело РФ и ЕС к разнице подходов к диверсификации поставок газа. Для Москвы – это главным образом создание разных маршрутов, а для европейцев диверсификация, в первую очередь – это разные поставщики, а маршруты – это техническая деталь. На реализацию такого европейского подхода как раз и направлен «третий энергопакет».

Для компании, строящей газопровод в Европу, оно означает, что инвестируя деньги в строительство, она должна позаботиться о своих конкурентах. Согласитесь, что подобное требование – явление неординарное, однако вполне объяснимое с точки зрения Евросоюза. Более того, с самого начала работ по проекту «Южный поток» центральное руководство ЕС демонстрировалось именно такое отношение.

Заявление Еврокомиссара по энергетике. 2011г.

Отношение Евросоюза к «Южному потоку» достаточно ясно выражено Гюнтером Этингером еще в 2011 году. Выступая в Брюсселе на событии, посвященном проекту, он поблагодарил за приглашение от имени Еврокомиссии, и сообщил, что Европейский союз заинтересован в диверсификации, минимизирующей риски срыва поставок. Затем, после сентенции, что ценовая конкуренция – это хорошо для всех, он напомнил, что такое ЕС для России – это источник 47% всего российского импорта и около 75% иностранных инвестиций. Расставив все по местам, он перешел к сути.

«… South Stream – для нас не главный приоритет, но мы признаем его значение для России, для диверсификации маршрутов. Мы будем административно поддерживать Южный поток, и не будем навязывать каких-либо чрезмерных или необоснованных нормативных требований. Мы будем действовать как честные партнеры». Далее Еврокомиссар детализировал позицию «честных партнеров», отметив, что если в поставках будут участвовать независимые газовые компании, действующие на территории России, то Южный поток вообще будет в русле европейских стремлений. При этом в любом случае на территории Европейского Союза он должен, как магистральный газопровод отвечать трем главным условиям:

  • Во-первых, в Южном потоке, должна быть забронирована мощность для других поставщиков на недискриминационных условиях (50%);
  • Во-вторых, тарифы, взимаемые за транспортировку, согласуются с национальными регуляторами;
  • В-третьих, должна быть предусмотрена техническая возможность реверса газа.
Готовности инвестировать средства в проект Еврокомиссар не выразил, но сразу же предупредил, что в случае двухсторонних соглашений России со странами ЕС те должны будут все равно применить правила «третьего энергопакета», и порекомендовал сразу все решать на общеевропейском уровне (т.е. с ним?!). Собственно, это замечание и составило суть позиции высшей бюрократии Евросоюза, в значительной степени повлиявшей на судьбу проекта.

Исходные позиции и финал

Исходя из общедоступной информации и здравого смысла, «диспозицию» по Южному потоку можно считать такой. Проект, безусловно, выгоден России и странам, через которые пройдет газопровод. Еврокомиссия и Европарламент не предусматривают финансирования его строительства, но, вкладывая свои деньги, Газпром должен обязательно позаботиться о конкурентах. Таково требование центральной европейской бюрократии, основанное на общем понимании энергобезопасности.

Москва в свою очередь рассчитывала решить проблемы путем двухсторонних соглашений с заинтересованными странами Евросоюза, поскольку проект им, безусловно, выгоден и повышает надежность поставок энергоресурсов. Добавим, что такая ситуация сложилась еще задолго до начала драматических событий на Украине.

Суть противостояния: бюрократы против инвесторов

В реальности борьба за проект представляла собой противостояние РФ и будущих стран-транзитеров с центральным руководством ЕС, рассматривающих безопасность Евросоюза со своих позиций. Позднее, это противостояние было политизировано отношением к украинским событиям. Однако, в конечном итоге, Болгарию и другие страны «убеждали» отказаться от газопровода необходимостью соблюдать законодательство Евросоюза (третий пакет), а не призывами Европарламента, который не наделен исполнительной властью.

При таких обстоятельствах отказ РФ от «Южного потока» – бизнес-решение, продиктованное реальной обстановкой. Подумайте, как должен поступить поставщик, который не может преодолеть требования «третьего пакета»? Отказаться от поставок газа вовсе?? Вручить свою судьбу ненадежному транзитеру Украине, за которую, кстати, тот же Евросоюз не желает поручиться? Очевидно, что нет. Бизнес предпочел другой выход, продавцы и покупатели всегда найдут наиболее удобное и выгодное решение.

Решение найдено

В общем-то, решение лежало на поверхности, поскольку проблемы, связанные с нормативами ЕС, существуют только на территории ЕС. Для выхода из тупика было достаточно договориться со страной, которая не входит в него и удачно расположена. Для «Южного потока» на эту роль прекрасно подходит Турция. В ее согласии можно было не сомневаться, поскольку вряд ли кто сам откажется от инвестицийи выгоднейшей позиции в получении и распределении энергоресурсов.

Турция согласилась участвовать в новом проекте поставок газа на юг Европы. Обратите внимание, газ все равно пойдет в Евросоюз, поэтому о какой «газовой войне» или «мести Европе» может идти речь? Разговоры о небывалых скидках также не заслуживают внимания. Цены на газ связаны с нефтяными, которые, как известно отнюдь не на максимуме, и для покупателей самое время заключать контракты на газ.

Заключение

Отказ от проекта «Южный поток» связан с объективными условиями. Россия и правительства стран ЕС, по территории которых должен был пройти газопровод, не сумели преодолеть ограничительные нормативы Евросоюза. Можно говорить о недооценки преюдиции правил Евросоюза над суверенитетом, но не более. «Третий энергопакет» был принят задолго до обострения отношений между РФ и Западом, поэтому рассуждать о каких-то провалах и поражениях, обусловленных последними политическими событиями, не имеет смысла. Маршрут «Южного потока» стоил попытки его согласовать, но дальнейшая работа в этом направлении была бы ошибкой. Ни войны, ни мести – бизнес, господа!

Экспертным мнением поделился с нами бизнесмен А.Г. Крюков.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Россия в ближайшее время возобновит работы по проекту газопровода «Южный поток». Об этом пишет болгарское издание Standart со ссылкой на источники в правительстве Болгарии. ЮП — газопровод в Европу, который « » с европейскими партнерами планировал построить в обход Украины, чтобы снизить транзитные риски. Труба мощностью 63 млрд кубометров в год должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб.

Однако 1 декабря 2014 года Россия внезапно заявила, что отказывается от проекта и будет строить другую трубу, через Турцию («Турецкий поток»).

Президент России тогда говорил, что отказ от «Южного потока» связан с позицией Еврокомиссии.

ЕК на протяжении нескольких лет тормозила проект, не выдавая разрешения, мотивируя это тем, что «Южный поток» не соответствует европейскому антимонопольному законодательству. В частности, речь шла о так называемом Третьем энергопакете Евросоюза, запрещающем одной и той же компании поставлять газ и заниматься его транспортировкой.

Как пишет Standart, болгарский премьер-министр Бойко Борисов «получил сигнал» из России о скором возобновлении работ по ЮП. Объясняется такой ход российской стороны тем, что отношения России с Турцией сейчас обострились и проект «Турецкий поток» оказался на грани срыва. С другой стороны, тормозится и реализация другого газопроводного проекта — «Сила Сибири» (по этой трубе российский газ должен поставляться в Китай). Это связано с рецессией китайской экономики. Таким образом, новые маршруты поставок российского газа как на Запад, так и на Восток сейчас под вопросом.

В российском Минэнерго «Газете.Ru» сказали, что позиция России по поводу «Южного потока» не менялась.

Член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев говорит, что «Южный поток» действительно нужен, поскольку у «Газпрома» есть долгосрочные обязательства перед европейцами о надежных и бесперебойных поставках российского газа.

«После заявления Украины о полном отказе от импорта нашего голубого топлива риски в отношении транзита газпромовского газа через украинскую территорию кратно возросли», — указывает эксперт.

Украина не закупала российский газ в третьем квартале прошлого года, не удовлетворившись ценой. В четвертом квартале закупки возобновились, однако в конце ноября Киев вновь их прекратил.

В воскресенье премьер-министр Украины заявил, что и в новом году украинский «Нафтогаз» импортировать топливо из России не собирается: цена, установленная «Газпромом», составляет $212 за 1 тыс. кубометров, в то время как газ из Европы стоит $200.

Касаев напоминает, что действующий российско-украинский транзитный договор истекает в конце 2019 года, а договоры «Газпрома» с рядом государств Евросоюза заключены до 2035 года (и даже на более длительный срок). В сложившейся ситуации, по словам эксперта, мог бы помочь другой новый проект «Газпрома» — «Северный поток - 2», но ввод этого проекта в строй может затянуться, что не на руку ни «Газпрому», ни европейцам. Кстати, в понедельник агентство RNS со ссылкой на сайт госзакупок сообщило, что российская монополия отменила тендеры на закупку более чем 400 км труб для СП-2.

В свою очередь, «Южный поток» может быть оперативно запущен, ибо часть необходимой инфраструктуры уже есть.

«Камень преткновения — Третий энергетический пакет, но и здесь есть важный нюанс, — говорит Касаев. — При острой необходимости еврокомиссары, пожалуй, могут вспомнить, что в одной из директив Третьего энергопакета содержится важное положение, заключающееся в том, что, если есть рыночный спрос на мощности, операторы газотранспортной системы (ГТС) обязаны их профинансировать и построить».

Фактически это означает, что операторы ГТС стран Юго-Восточной Европы должны предоставить «Газпрому» новую транспортную инфраструктуру, которая будет включать в себя наряду с неиспользуемыми действующими мощностями магистрали, которые нужно соорудить.

Кстати Standart пишет, что возрожденный «Южный поток» будет соответствовать Третьему энергопакету, в частности, проект будет укладываться в план строительства Балканского газораспределительного хаба, а этот проект без российского газа невозможен.

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указывает, что именно этот вариант выглядит вероятным, так как в этом случае дальнейшую инфраструктуру на суше будет строить уже Болгария (либо кто-то еще из европейских участников). «Так, «Северный поток - 1» и газопроводы с норвежского шельфа не подпадают под действие Третьего энергопакета, а ведь они тоже выходят на европейскую территорию, — поясняет Гривач. — Под регулированием оказываются уже их сухопутные продолжения».

Однако строить четыре нитки «Южного потока», как это предполагалось изначально, по словам эксперта, может оказаться нецелесообразно. «Для этого нужны гарантии потребителей», — отмечает Гривач.

А для обеспечения обязательств по поставкам в Болгарию, Турцию, Грецию и Македонию, которые останутся у «Газпрома» после истечения срока транзитного контракта с Украиной, достаточно будет одной нитки, уверен Гривач. «Возникает вопрос: не проще ли договориться с Украиной? — говорит Эльдар Касаев. — Нет, поскольку у европейцев после российско-украинских «газовых войн» 2006, 2009, 2014 годов, незаконного отбора российского топлива и в связи с нынешней политико-экономической ситуацией на Украине возникли серьезные сомнения в надежности транзита по этому направлению».

«Все работали по плану. Были проблемы в Болгарии, но все силы были направлены на то, чтобы получить разрешения на строительство до 1 апреля 2015 года, – вспоминает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». – И вдруг в понедельник вечером пришла новость». Во время визита в Турцию президент Владимир Путин заявил, что проект «Южный поток» закрыт – нет разрешения от Болгарии. А предправления газового концерна Алексей Миллер тут же подписал соглашение о строительстве газопровода такой же мощности, как «Южный поток» (63 млрд куб. м в год), только до границы Турции и Греции.

Еще в июне Миллер заявлял: «Запретить нам строить «Южный поток» никто не может, поэтому строительство будет продолжено». Но такой человек нашелся. Решение об остановке «Южного потока» принимал лично Владимир Путин, уверяют сразу несколько человек, знакомых с деталями проекта. И даже больше: решение созрело давно – нужно было только найти альтернативу.

Но до турецкого гамбита Путина «Газпром» не вел никаких консультаций о завершении проекта с его иностранными акционерами, уверяют Forbes два человека в двух компаниях-акционерах South Stream Transport (оператор морской части «Южного потока»).

По их словам, пока никаких новых вводных от «Газпрома» не поступало. «У нас нет понимания, будут ли нужны («Газпрому») старые акционеры. Как дальше сложится ситуация? – размышляет один из них. – Будет ли компенсация или продажа, неизвестно».

А тем временем весь мир гадает, почему иссяк «Южный поток» и навсегда ли. «У проекта были финансовые проблемы», – говорят одни эксперты. «Россия просто шантажирует Европу, а на самом деле построит этот газопровод», – считают другие. «Проект остановили из-за наших санкций», – уверены представители Белого дома. «Россия только прикрылась Болгарией, а на самом деле «Южный поток» не выгоден из-за падения цен на углеводороды», – считают европейские комментаторы. Forbes выяснял, что помешало «Южному потоку».

Газопровод и санкции

«Газпром» – основной владелец структур, занимавшихся строительством газопровода «Южный поток». Для строительства морской части была создана компания South Stream Transport, где 50% – у «Газпрома», 20% – у Eni, по 15% – у EDF Group и Wintershall AG. В каждой из стран, по территории которых должен был пройти «Южный поток» (Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении и Италии), также созданы совместные предприятия. На начальном этапе морская и сухопутная (европейская) части «Южного потока» оценивались в €16,6 млрд, а российская (нужно построить дополнительно 2500 км линейных газопроводов до Анапы и 10 компрессорных станций – проект «Южный коридор») – примерно в $2,6 млрд (за последний два года эта сумма выросла на 80% до $4,66 млрд).

Все затраты на территории России на «Южный коридор» «Газпром» компенсирует за счет средств из чистого денежного потока и внутрикорпоративного (нецелевого) кредитования, объяснил Forbes человек, близкий к монополии. А схема финансирования строительства морской и европейской части газопровода предлагала вклад собственных средств акционеров только в размере 30%. Остальные 70% планировалось привлечь в виде долгосрочных кредитов кредитно-экспортных агентств, международных коммерческих банков и других международных финансовых структур.

«C организацией финансирования, несмотря на определенные сложности на финансовых рынках, серьезных проблем не было», – рассказывает исполнительный директор «РБПФ Проектное финансирование» Руслан Вазетдинов (его организация привлекалась в числе финансовых консультантов для морского участка «Южного потока»). Основные кредиторы морского участка – это иностранные агентства экспортного кредитования, которые призваны покрывать политические риски и поддерживать экспорт из своих стран, поясняет топ-менеджер. «В переговорах с этими агентствами основные условия кредитования (term sheet) были согласованы на 90 с лишним процентов», – уверяет он, подчеркивая, что переговоры о привлечении заемного финансирования были в весьма продвинутой стадии.

Если санкции и повлияли, то не критично – у финансистов стало больше бумажной работы, говорит еще один собеседник Forbes, близкий к организации финансирования.

Для привлечения заемных средств нужно было получить специальные разрешения у европейских чиновников: после введения санкций компании должны согласовывать проекты, связанные с Россией. «Пришлось даже от правительства Голландии получать подтверждение, что ни секторальные, ни финансовые санкции не препятствуют строительству «Южного потока» и исполнению своих обязательств перед поставщиками по финансированию», – рассказывает он. Основные документы были получены, уверяет собеседник Forbes, и на это ушло два месяца. За все это время, продолжает он, ни одно из иностранных агентств из переговоров не выходило – все отнеслись с пониманием к ситуации и интересам своих поставщиков.

«В отношении банковского финансирования можно отметить, что обычно одним из наиболее существенных условий предоставления именно долгосрочного проектного финансирования является успешное завершение всей разрешительной работы», – добавляет представитель консалтинговой компании WhiteWaters Павел Ачикян. WhiteWaters выиграла тендеры на оказание консультационных услуг по разработке модели денежного потока для расчета транспортного тарифа по участку газопровода «Южный поток» на территории Сербии и Венгрии, следует из итоговых протоколов конкурсов с сайта госзакупок, которые изучил Forbes.

По словам Ачикяна, в случае, если получение необходимых документов затягивается, банки, как правило, «не дают возможности провести выборки в рамках линий по проектному финансированию». Таким образом, не имея разрешений властей, а в случае с Болгарией при наличии прямого запрета строить газопровод (по рекомендации Еврокомиссии), операторы «Южного потока» не могли пользоваться проектным финансированием. Видимо, для «Газпрома» это не проблема: холдинг вообще готов обойтись без внешнего финансирования при строительстве «Южного потока», заявлял летом за несколько недель до отставки гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев, не вдаваясь в детали.

В ноябре «Газпром» признал, что морской и европейский участки «Южного потока» тоже существенно подорожали (как и «Южный коридор») – с €10 млрд до €14 млрд и с €6,6 млрд до €9,5 млрд соответственно. Но член правления «Газпрома» Владимир Марков заявил тогда, что даже с учетом роста стоимости «Южный поток» входит в параметры внутренней нормы доходности, установленные компанией. По данным источника Forbes, знакомого с деталями проекта, норма доходности «Южного потока» составляет 10%.

Газопровод и нефть

Формула цен на газ включает целый ряд параметров, но главным из них можно считать привязку цены на газ к ценам на нефть, с отсрочкой в несколько месяцев. «На нефтяной индексации они сами настаивали, а могли бы распределить риски между нефтью и спотом. «Газпром» сползает в убытки: газовые цены падают следом за нефтью, объемы продаж тоже», – говорит директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

«Газпром» предупреждал инвесторов, что в случае снижения цен на газ может пойти на сокращение инвестпрограммы, следует из проспекта облигаций (есть в распоряжении Forbes). Но на пресс-конференции накануне годового собрания акционеров «Газпрома», заместитель председателя правления монополии Виталий Маркелов заявил, что даже если инвестпрограмму будут сокращать, такие проекты, как «Сила Сибири» и «Южный поток», будут построены в первоочередном порядке. «Если цены останутся на нынешнем уровне еще на несколько недель, то «Газпром» может отложить и «Силу Сибири». При таких ценах экспорт будет убыточным», – пессимистичен Корчемкин.

При проведении предпроектных финансово-экономических работ по долгосрочным комплексным проектам проводится анализ различных макроэкономических сценариев, в том числе при низкой цене на нефть, поясняет Павел Ачикян из WhiteWaters. Цена на нефть обладает определенной волатильностью, но говорить о прямой связи между рыночной стоимостью углеводородов и экономическими результатами отдельных инфраструктурных проектов некорректно, считает он. Эти проекты окупаются не за счет продажи углеводородов, поясняет эксперт: «Источником выручки таких проектов является плата за транспортировку, размер которой согласовывается сторонами заранее. Это, в первую очередь, влияет на экономику проекта и интерес банков».

Газопроводы не строят, пока не согласован принцип расчета тарифов, – если это не Россия, где тариф определяет государство.

При этом цена на газ, как правило, – одна из составляющих тарифа на прокачку газа. Например, из-за спора о цене газа для Украины, непонятно было, сколько «Газпром» должен был платить «Нафтогазу» за транзит газа в Европу. Но даже если нефтяные цены в конечном счете повлияли бы на экономику «Южного потока», нужно учитывать, что этот проект имел политическое значение, а значит, даже несмотря на низкую эффективность, могло быть принято решение его реализовать, поясняет человек, близкий к одной из дочерних структур «Газпрома». «Исходя из финансовой ситуации по «Газпрому» в целом, могу предположить, что если бы задачу сделать такой проект перед «Газпромом» поставили, «Газпром» бы эту задачу выполнил, – у него была бы такая возможность», – добавляет собеседник Forbes.

Газопровод и политика

Путин объяснил отказ от «Южного потока» отсутствием разрешения на строительства в Болгарии. Остановить строительство своего участка газопровода Еврокомиссия попросила Болгарию летом.

«Отсутствие разрешения на строительство в Болгарии – это скорее повод, нежели действительная причина», – считает человек, близкий к переговорам.

C ним согласен человек, близкий к одному из акционеров проекта. Первоначально Еврокомиссия потребовала от Болгарии инициировать проверку тендера на строительство болгарского участка «Южного потока» из-за подозрений, что компании нарушили некоторые процедуры проведения таких конкурсов, прописанных для стран Евросоюза. Спорный тендер выиграл консорциум с участием «Стройтрансгаза». Эта компания, как и ее совладелец Геннадий Тимченко, попали под санкции США. Российская сторона пошла навстречу и заменила участника консорциума на «дочку» «Газпрома», но «Южному потоку» это не помогло.

Сами чиновники Еврокомиссии признавали, что дело не столько в конкурсе, сколько в «третьем энергопакете», по которому производитель энергоресурсов не может владеть транспортной инфраструктурой в Европе. Впрочем, правила действуют не для всех. В 2011 году конкурент «Южного потока» – газопровод TAP, который пройдет из Азейрбайджана через Турцию в Евросоюз – обратился за разрешением быть исключенным из норм «третьего энергопакета», и в начале 2013 года такое разрешение получил.

Россия много лет добивается такого исключения для себя: не помогло даже вмешательство в переговоры президента Путина. В новых политических обстоятельствах у российского проекта не было вариантов договориться о реализации проекта на равных условиях с азербайджанским ТАР, объясняет человек, близкий к одной из структур «Газпрома». «В определенный момент возникло понимание того, что сделать проект эффективным, не добившись для него исключения из норм «третьего энергопакета» в нынешней политической реальности – непосильная задача», – добавляет один из собеседников Forbes. Из-за норм «третьего энергопакета» сейчас лишь на 50% загружен газопровод Opal – отвод от «Северного потока»: «Газпром» обязан держать резерв мощности, на случай если доступ к трубе захотят получить и другие продавцы газа.

Но безальтернативное закрытие «Южного потока», строительство которого открывал Путин, – удар по имиджу и признание бесполезности затрат на российскую часть газопровода – «Южный коридор». Для подготовки альтернативы нужно было время. Сразу после того, как начались проблемы с Болгарией, между Россией и Турцией состоялось несколько встреч. Министр энергетики Александр Новак уверял, что возможность строительства «Южного потока» через территорию Турции, в случае если Болгария откажется от прокладки газопровода по своей территории, не обсуждалась. «Теоретически такая возможность есть. В первую очередь здесь нужно определиться «Газпрому» с точки зрения экономики проекта. Если такие предложения прозвучат, то можно будет вести переговоры». А в конце ноября, за несколько дней до визита Путина в Турцию, Новак сказал, что обсуждается идея расширения «Голубого потока» – газопровода, который также идет по дну Черного моря, но только до Анкары.

Формально, в случае строительства газопровода через Турцию «Газпром» сможет обеспечивать дополнительными поставками рынки Средней Азии и частично решить проблемы поставок газа на рынок Европы. «Далее за счет аренды мощностей локальных трубопроводов «Газпром» сможет направлять газ европейским клиентам, для того чтобы исполнять свои обязательства перед европейскими клиентами», – рассказывает человек, близкий к одному из акционеров «Южного потока». «Но газопровод через Турцию на практике ничего не решит, поскольку газопровод тупиковый. Он упрется в границу Греции и будет ждать, пока европейцы решат (или не решат) построить свою трубу», – считает Корчемкин.

Представители Eni, Wintershall, EdF, «Газпрома», «Стройтрансгаза», «Сройгазмонтажа», а также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказались от комментариев. Представители болгарской стороны не ответили на запрос Forbes, а по телефонам были недоступны.