Оптимизация налогообложения. Налоговая оптимизация

Согласно действующему законодательству каждый субъект имеет право принимать меры для снижения налоговой нагрузки любыми способами, не противоречащими закону.

Что такое налоговая оптимизация и кто должен ей заниматься

Налоговой оптимизацией называют деятельность предприятия, направленную на снижение налогов и давления со стороны государственных органов. Для ее внедрения постоянно и всесторонне изучается и анализируется действующее законодательство и нормативные акты, напрямую или косвенно касающиеся налогообложения, применения льгот. Оптимизация налоговых платежей является частью финансового менеджмента. Она лежит в основе каждой перспективной и успешной компании независимо от сферы ее деятельности.

Оптимизацией налогов должен заниматься грамотный специалист. Он должен обладать пониманием производственных циклов и бизнес-процессов, глубоким знанием действующего законодательства. В его руках оптимизация налоговой нагрузки и увеличение прибыли за счет снижения платежей будут наиболее эффективны. Но вовсе не обязательно, чтобы на предприятии был штатный сотрудник, который решает вопросы налогового планирования и оптимизации налогов. С этой целью Вы можете обратиться в «Азбука Учета». Наш специалист рассмотрит возможные схемы, просчитает варианты в рамках действующего законодательства. В итоге Вам будет предложено оптимальное решение для понижения налоговой нагрузки.

Заказать расчет

Основные способы оптимизации налогов

  • Избежание налогов . Не нарушает действующего законодательства. Способ основан на нахождении неточностей, несоответствий и недоработок в налоговом законодательстве. Здесь используется принцип «все разрешено, что законом не запрещено».
  • Налоговое планирование . Прежде всего, это выбор оптимальной формы налогообложения. Сюда также относятся и другие действия, направленные на сокращение обязательных выплат.

Необходимость налогового планирования

По сути, любой налог – это безвозмездное изъятие части имущества у налогоплательщика в пользу государства. Поэтому вполне понятно желание юридических лиц выбрать такую систему налогообложения, которая снизит налоговую нагрузку и уменьшит сумму взимаемых налогов. При этом можно воспользоваться всеми способами налогового планирования в организации, допускаемыми законодательством.

Планирование необходимо, потому что действующие законы предусматривают применение разнообразных налоговых режимов. Они зависят от многих факторов:

  • статуса плательщика налогов;
  • направлений его работы;
  • результатов финансово-хозяйственной деятельности;
  • места, где зарегистрирован плательщик налогов;
  • организационной структуры предприятия и др.

Под налоговым планированием подразумеваются различные варианты выбора оптимальных правовых форм организации и ведения хозяйственной деятельности, снижения налогов, размещения активов и т. д. Целью его является достижение минимальных налогов в рамках действующего законодательства.

Цена договорная. Цена будет ниже, чем Ваша экономия на неуплаченных налогах.

Каким должно быть налоговое планирование

Налоговое планирование представляет собой различные схемы и методики, которые применяются в настоящее время и учитывают действующее законодательство. Существуют определенные требования к налоговому планированию на предприятии. Оно должно быть:

  • эффективным – нацеленным на достижение конкретной финансовой цели и на долгосрочную прибыльную деятельность. Чтобы добиться максимальной результативности, должны быть использованы все законные методики налоговой оптимизации;
  • законным – соответствующим действующему законодательству;
  • автономным – не требующим помощи извне, реализуемым правильным выбором системы налогообложения;
  • надежным – продуманным и устойчивым на протяжении определенного времени;
  • безвредным – не наносящим вреда ни самому предприятию, ни его сотрудникам;
  • минимизирующим затраты – уменьшающим налоги и увеличивающим прибыль, с соблюдением принципа золотой середины.

«Азбука Учета» – Ваша помощь в оптимизации налогов

Очень часто налоговое планирование в организации поставлено крайне плохо. Это оборачивается высокими налогами, сказывается на результатах хозяйственной деятельности. Специалисты «Азбука Учета» помогут Вам в вопросах налоговой оптимизации в Москве и Московской области. В нашей компании работают профессионалы бухучета, налогообложения, юриспруденции и финансового менеджмента. Мы сделаем все возможное, чтобы помочь Вам снизить налоговую нагрузку и повысить эффективность работы. Не тратьте время на изучение законодательства и придумывание законных схем налогового планирования на предприятии. В «Азбука Учета» давно все придумано. Обращайтесь и получите профессиональную помощь по доступной цене.

За последние годы в России появился ряд законодательных норм, значительно повлиявших на использование привычных схемоптимизации налогообложения:

  • С 2016 г. вступил в действие № 116-ФЗ, датированный 05.05.2014 г. Данный законопроект накладывает ограничения на применение заемного труда, на чем базируются многие схемы налоговой оптимизации.
  • С 2015 года вступил в силу «антиотмывочный» № 134-ФЗ, который был принят еще 28.06 2013. Согласно этому документу, компании нужно в течение 6 суток подтверждать получение любой документации из налоговых служб, иначе расходные операции по ее расчетному счету будут заблокированы. Другими словами, попытки укрыться, чтобы избежать нежелательных вопросов налоговых инстанций, будут иметь значительные последствия.
  • РФ выразила готовность стать участницей ОЭСР, присоединиться к Модельной конвенции и поддержать Единый глобальный стандарт по обмену сведениями о прибыли налогоплательщиков. Указанный документ предусматривает, что государства ежегодно обмениваются в автоматическом режиме информацией о доходах своих резидентов (физических и юридических лиц), полученных за рубежом. Такой обмен информацией планируется осуществлять уже с 2018 года.
  • ОЭСР при поддержке лидеров стран Большой двадцатки разработала проект BEPS(BaseErosionandProfitShifting). Это план борьбы против размывания налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения. Документ содержит 15 пунктов, наиболее важные из которых: ограничение размывания базы через выплату процентов; предотвращение злоупотребления международными соглашениями; ужесточения правил о КИК; разработка правил трансфертного ценообразования в отношении НМА, перемещения капитала и других высокорисковых транзакций; пресечь искусственный уход от статуса постоянного представительства и другие. Уже сейчас в Налоговый кодекс внесены или готовятся поправки, которые не противоречат рекомендациям ОЭСР вообще и плану BEPS в частности.
  • С 2015 г. представители фискальных служб получили возможность в ходе камеральной налоговой проверки выполнять осмотры территории налогоплательщика. Также им были даны некоторые дополнительные права, которыми можно воспользоваться при проведении проверок.
  • Внедрена уголовная ответственность за выполнение валютных операций по поддельным документам.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБРАЩЕНИЯ К НАЛОГОВЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ Налоговая оптимизация – это комплексная мера, направленная на изменение базовых направлений и принципов бухучета вашей компании, которые определяют всю налоговую политику организации. Оптимизация налогообложения ставит перед собой цель уменьшения финансовых затрат и бюджетных отчислений. По результатам комплекса таких мер появляется возможность увеличить прибыль компании. Чтобы ваш бизнес не вызывал претензий со стороны ИФНС или правоохранительных органов, оптимизация налогообложения должна проводиться в рамках действующего законодательства. Ведь экономия средств компании от некорректной минимизации отчислений может оказаться незначительной по сравнению с наложенными штрафами. В штате нашей компании трудятся грамотные специалисты по налогообложению и законным способам его оптимизации. Они разработают комплекс мероприятий, учитывая все особенности вашего бизнеса.

В настоящее время бюджет испытывает тотальный дефицит. Значительно усложнилось отстаивание интересов налогоплательщиков в судах.

Вышеперечисленные инициативы, а также другие изменения в налоговом законодательстве радикально меняют практику использования некоторых распространенных и привычных способов оптимизации обязательных выплат в бюджет. В связи с этим становится практически невозможным самостоятельное построение компанией грамотной налоговой политики на основе лишь своих кадровых возможностей или информации об оптимизации налогообложения, взятой из открытых источников в сети Интернет. Чтобы найти и внедрить надежную стратегию, необходимо не только иметь базовые знания, отслеживать постоянно происходящие изменения и вовремя реагировать на них, но и правильно подготовить необходимые документы, которые и будут являться правовой основой применения схем. Рекомендуется поручить вопросы налоговой оптимизации профессионалам. Они помогут найти новые способы снижения налоговой нагрузки, учитывая индивидуальные особенности бизнеса. Специалисты грамотно оформят документацию, разработают пошаговый алгоритм действий в изменяющихся реалиях. Предложенные ими стратегии позволят минимизировать возможные претензии при налоговых проверках.

СХЕМЫ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

Оптимизация налогообложения включает в себя методы, в основу которых положены определенные схемы. Каждая из последних создается с учетом индивидуальных особенностей конкретной организации. Это позволяет достичь намеченных целей. Перед внедрением любой схемы необходимо проверить ее на соответствие критериям разумности, законности, эффективности, автономности. Оптимизация налогообложения может быть двух типов. Избежание налогов Эта схема базируется на использовании пробелов, недоработок и коллизий действующего законодательства. Предприниматель полностью раскрывает свои учетные и отчетные данные фискальным службам. В дальнейшем данный метод позволяет вполне успешно отвергать претензии налоговых органов в арбитражном суде. Но следует учитывать, что уход от отчислений в бюджет предполагает и дополнительные риски, связанные со сложностями судебных разбирательств. Налоговое планирование Указанный метод снижения суммы отчислений в бюджет заключается в выполнении анализа законодательства и использовании практических возможностей, которые предоставляются им. При планировании целесообразно проводить сравнение налоговой нагрузки вашей организации со среднестатистической величиной данного показателя по всей стране.

КАК ЗАКОННО ОСУЩЕСТВИТЬ ОПТИМИЗАЦИЮ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Правильно проведенная оптимизация налогообложения предусматривает комплексный подход. Не стоит акцентироваться только на отдельных налогах или ставках, поскольку обычно снижение размера одних отчислений автоматически влечет за собой увеличение других. Выбирая специалиста, который займется минимизацией отчислений в бюджет, рекомендуется отдавать предпочтение квалифицированным опытным профессионалам. Они смогут осуществить комплексное юридическое сопровождение и обеспечить легитимность всех хозяйственных операций вашего предприятия. Мероприятия по снижению налоговых выплат желательно выполнять до проведения сделок, а не перед предельным сроком сдачи отчетности. Придерживаясь рекомендаций, данных выше, вы сможете абсолютно законно уменьшить отчисления в бюджет и снизить нагрузку на свое предприятие.

СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

  • Применение льгот и преференций, установленных законодательно.Этот метод подходит для ряда групп налогоплательщиков и субъектов народного хозяйства, для которых в Москве и других регионах действуют особые режимы обложения налогами.
  • Отсрочка платежей.Данная методика базируется на том, что срок выплаты большинства отчислений связан с датой основания объекта-налогоплательщика и отчетным календарным периодом (год, квартал, месяц).
  • Замена отношений.Указанный способ основан на том, что при юридическом оформлении хозяйственных сделок с контрагентами организация выбирает гражданско-правовую норму, учитывая последствия ее задействования. Другими словами, финансовые правоотношения по высоким ставкам заменяются на более выгодные (однородные, но с льготными тарифами). В экономическом контексте хозяйственная операция при этом остается такой же.
  • Делегирование налоговой ответственности сателлитной компании.Данный способ заключается в передаче материнской компанией своей налоговой ответственности дочерней фирме, специально созданной для этих целей. Это позволяет уменьшить фискальное давление на основное предприятие. Обычно данный способ используется при планировании налогов на прибыль, но возможно его применение и в других случаях.
  • Прямое сокращение объекта-налогоплательщика.Методика состоит в избавлении от некоторых налогооблагаемых финансовых операций либо в снижении стоимости имущества без негативного влияния на деятельность организации.

Экономический кризис явно затянулся, и в этих условиях многие компании и предприниматели используют различные варианты налоговой оптимизации с целью снизить расходы. Некоторые варианты минимизации налогов установлены законодательно, и в 2016 году появились новые методы налогового планирования. Однако часть традиционных схем традиционно вызывает споры с налоговым органом.

Налоговые каникулы

В качестве антикризисной меры был принят Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым введены налоговые каникулы для вновь зарегистрированных предпринимателей.

Сроки для применения льготы:

  • для УСНО – непрерывно в течение двух налоговых периодов с момента государственной регистрации;
  • для ПСН – непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет с момента государственной регистрации, то есть максимум два календарных года, либо будет зависеть от срока действия патента.

Фактически в 2016 году в большинстве регионов страны приняты двухлетнее освобождение для индивидуальных предпринимателей, которые впервые зарегистрированы уже после введения поправок в законодательство.

Среди подобных регионов можно назвать следующие:

  1. Москва.
  2. Санкт-Петербург.
  3. Амурская область.
  4. Архангельская область.
  5. Владимирская область.
  6. Воронежская область.
  7. Кемеровская область.
  8. Костромская область.
  9. Краснодарский край.
  10. Курганская область.
  11. Липецкая область.
  12. Московская область.
  13. Ненецкий автономный округ.
  14. Новгородская область.
  15. Оренбургская область.
  16. Орловская область.
  17. Пензенская область.
  18. Пермский край.

Для того, чтобы применять налоговые льготы и воспользоваться этим методом налоговой оптимизации, необходимо осуществлять деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Причем в различных регионах устанавливаются льготы на различные виды деятельности в соответствии с законами субъектов федерации. Конкретные законы можно найти на сайте ФНС.

Еще одна особенность заключается в том, что доля доходов в отношении вида деятельности, по которому предусмотрены налоговые льготы, должна составлять не менее 70% в объеме общих доходов от реализации предпринимателя.

Плюсы : К положительным моментам подобной оптимизации налогообложения можно отнести то, что ее применение не несет налоговых рисков, поскольку данная льгота предусмотрена непосредственно в законодательстве.

Минусы : К отрицательным аспектам применения льготы можно отнести то, что она не распространяется на организации, кроме того, льготу можно применять только при осуществлении определенных видов деятельности, при этом объем льгот в регионах различен.

Использование пониженной ставки УСН и региональных льгот

С 2016 года регионы могут также устанавливать пониженную ставку налогообложения при применении УСН с объектом «доходы». Так, ставка может быть снижена с 6 до 1%. До 2016 года пониженные ставки могли применяться только в отношении объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В отношении данных налогоплательщиков субъекты федерации могли применять сниженную ставку в размере 5–15%.

В различных регионах действуют различные пониженные ставки. Поэтому, для того, чтобы определиться, в каком регионе лучше регистрировать компанию или ИП и вести бизнес для максимальной налоговой оптимизации, необходимо уточнить, какие льготы действуют в конкретном регионе, на сайте налогового ведомства.

Например, в Севастополе предусмотрены следующие виды льгот (см. табл. 1).

Таблица 1. Льготные налоговые режимы

Категория налогоплательщиков Налоговые ставки
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и избравшие в качестве объекта налогообложения доходы
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и избравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов за исключением отдельных категорий плательщиков, определенных в части 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 14 ноября 2014 года № 77-ЗС «О ставках по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов». 7%

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, относящуюся к следующим группировкам видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. № 454-ст (далее - ОКВЭД), включенных в:

1) класс 01 «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» раздела А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 01.5«Охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях»);

2) подкласс 05.02 «Рыбоводство» раздела В «Рыболовство, рыбоводство»;

3) раздел М «Образование» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 80.3 «Высшее профессиональное образование» и подкласс 80.4 «Образование для взрослых и прочие виды образования»);

4) раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в группу 85.13 «Стоматологическая практика»);

5) класс 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» раздела О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» (за исключением видов деятельности, включенных в подкласс 92.7 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений»).

5%

Но подобные льготы в данном регионе возможно применять только если доля доходов составляет более 70% в общей доле доходов.

Справедливости ради необходимо отметить, что в регионах действуют и другие льготы, которые постоянно пересматриваются. Например, льготы по налогу на имущество, транспортному налогу.

Приведем примеры регионов с установленными льготами (табл. 2). Эта информация будет полезна для оптимизации налогов.

Таблица 2 . Региональные льготы в Центральном федеральном округе

Центральный федеральный округ Льготы по УСН для компаний Объект налогообложения Льготы – мораторий по УСН для ИП Льготы по налогу на прибыль Наличие ОЭЗ

Белгородская область

7% 13,5%, 14% 15%

Брянская область

12%, 3% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Владимирская область

4%, 5%, 8%, 10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Воронежская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Ивановская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,5%, 15%

Калужская область

5%, 7%, 10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,50% ОЭЗ Калуга

Костромская область

10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Курская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Липецкая область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50% ОЭЗ Липецк

Московская область

10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 10% 0% Сколково, Фрязино

Орловская область

5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,5%, 14,5%

Рязанская область

10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,5%, 14% 16%

Смоленская область

15,5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,50%

Тамбовская область

4,5% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 13,50%

Тверская область

нет Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% Нет

Тульская область

7% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,5% ,14%, 17,9%

Ярославская область

5,10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%
г. Москва 10% Для отдельных категорий Доходы - расходы» 0% 13,50%

Плюсы . К плюсам подобной оптимизации налогов можно отнести установленный законодательно характер оптимизации.

К наиболее привлекательным с налоговой точки зрения регионам возможно отнесли следующие:

  1. Чеченская Республика.
  2. Ставропольский край.
  3. Пермский край.
  4. Саратовская область.
  5. Ульяновская область.
  6. Томская область.
  7. Республика Саха.
  8. Камчатский край.
  9. Магаданская область.
  10. Чукотский АО.

Данные регионы используют дифференцированный подход к льготному налогообложению, позволяющий использовать дифференцированный подход к различным видам деятельности, которые применяются субъектами малого предпринимательства.

Минусы . Основным минусом такой оптимизации налогообложения являются различные режимы, действующие в регионах страны. Фактически, налогоплательщику достаточно сложно выбрать наиболее привлекательный регион с наибольшим количеством льгот, достаточно трудно провести анализ налогообложения в разных регионах с учетом отраслевых особенностей ведения бизнеса. А, следовательно, многие компании и предприниматели не используют данные возможности налогового планирования.

Использование свободных экономических зон для налоговой оптимизации

В свободных экономических зонах предусмотрен достаточно широкий спектр налоговых льгот. При этом количество свободных экономических зон пока не сокращается, а появляются новые. Например, воспользоваться налоговыми льготами можно при регистрации ИП или компании в свободной экономической зоне в Республике Крым и г. Севастополе.

Так, предусмотрены льготы по налогу на имущество. В соответствии с пунктом 26 статьи 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

Статьей 13 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон N 377-ФЗ) установлено, что участник свободной экономической зоны осуществляет деятельность в свободной экономической зоне в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны (часть 19 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ).

Налоговая льгота по пункту 26 статьи 381 НК РФ применяется в отношении имущества, учтенного на балансе организации – участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, которое указано в инвестиционной декларации, вне зависимости от использования этого имущества одновременно при осуществлении иной деятельности (письмо Минфина России от 17.08.2016 N 03-05-05-01/48103).

Плюсом данного варианта оптимизации налогообложения является то, что возможно законно снизить налоги.

Минусом является то, что необходимо быть участником свободной экономической зоны, а участие в свободной экономической зоне не всегда прозрачно и может применяться всеми налогоплательщиками.

Ускорение получения налогового вычета по НДС в отношении экспорта

Элементом налогового планирования и налоговой оптимизации являются налоговые вычеты и принятие НДС к возмещению. И, безусловно, многие налогоплательщики заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее получить налоговый вычет.

Ускорение налоговых вычетов предусмотрено федеральным законом от 30.05.2016 N 150-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2016 года. Так, вычет можно получить до того, как собран пакет документов, предусмотренных законодательно. Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

К экспортным документам относятся:

  • контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение работ (оказание услуг);
  • копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении продуктов переработки, вывезенных с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта, завершающую действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров на территорию Российской Федерации для совершения операций по их переработке и вывоз продуктов переработки с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза.

При этом контракт может состоять как из одного документа, подписанного сторонами, так и из ряда документов, которые свидетельствуют о том, что участники достигли соглашения по всем существенным условиям сделки. Эти положения появились в пункте 19 ст. 165 НК РФ.

С 1 июля 2016 года, по товарам, работам, услугам, которые приняты после этой даты, в отношении экспорта не нужно ждать сбора всех документов, а можно сразу заявить НДС к вычету. Исключение составляют такие товары, как древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них (абз. 3 п. 10 ст. 165 НК РФ).

Плюсы . В качестве положительных моментов подобной налоговой оптимизации можно назвать возможность варьирования момента возмещения НДС в соответствии с нуждами компании.

Минусы . Отрицательным аспектом является возможность налоговых споров с ИФНС, например, если документы не будут собраны в срок 180 дней или же документы будут содержать недостатки.

Страхование как способ снижения НДС и гражданско-правовых рисков

В условиях нестабильности и кризиса страхование может служить достаточно хорошим вариантом защиты интересов от недобросовестных действий третьих лиц. Кроме того, с 2016 года страхование является вариантом налоговой оптимизации, поскольку на сумму страхования за неоплату товаров не начисляется НДС (Федеральный закон от 05.04.2016 N 97-ФЗ).

Следовательно, выделение и увеличение суммы страховки по договору может снизить суммы уплаты НДС в бюджет (пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ). Для того чтобы воспользоваться данным вариантом налоговой оптимизации, необходимо заключить договор страхования и отдельно выделить НДС в отношении страхования за неоплату товаров.

Такой вариант снижения НДС стал возможен благодаря принятию Конституционным судом Постановления Конституционного Суда РФ от 01.07.2015 N 19-П по делу о проверке конституционности положения подпункта 4 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Сони Мобайл Коммюникейшнз Рус». В этом решении суд пришел к выводу о том, что федеральному законодателю надлежит, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением, внести в налоговое законодательство изменения, исключающие возможность двойного налогообложения в случае использования налогоплательщиком – поставщиком товаров (работ, услуг) для защиты своих имущественных интересов договора страхования риска неисполнения договорных обязательств покупателем.

Плюсы . К положительным моментам относится возможность снизить свои риски как с гражданско-правовой точки зрения, так и с налоговой.

Минусы . Отрицательным аспектом являются незначительные суммы налоговой оптимизации.

Списание единовременно стоимости имущества в расходы

Для целей налогообложения в 2016 году повышен до 100 000 рублей порог имущества, на которое может не начисляться амортизация, повышен. В соответствии с п.1 ст.256 НК РФ такое имущество можно отнести непосредственно на расходы. Ранее на расходы возможно было списать единовременно имущество стоимостью не более 40 000 рублей. Изменения внесены федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ.

Плюсы . В целом, подобная поправка позволяет быстрее списывать стоимость имущества в расходы.

Минусы . Недостатком данной возможности налоговой оптимизации является то, что в 2016 году были внесены изменения только в налоговое законодательство, а вот в правила бухгалтерского учета поправки не были внесены. Следовательно, возникнет разница между бухгалтерским и налоговым учетом. Поэтому не все бухгалтера применяют данную норму амортизации.

Снижение страховых взносов за счет предоставления персонала

С 2016 года «заемный труд» запрещен. При этом запрет непосредственно на аутстаффинг и аутсорсинг законом не установлен. Кроме того, предоставлять персонал могут специализированные компании. Частное агентство занятости или другое юридическое лицо, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) (статья 341.1 ТК РФ).

Методом налоговой оптимизации в данном случае является создание в группе компаний такой компании и предоставление персонала позволяет снизить расходы по страховым взносам, если персонал предоставляется компании, которая применяет льготные тарифы. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ.

Напомним, что льготные тарифы по страховым взносам могут применять компании, осуществляющие деятельность в следующих сферах:

  • производство пищевых продуктов;
  • производство минеральных вод и других безалкогольных напитков;
  • текстильное и швейное производство;
  • производство кожи, изделий из кожи и производство обуви;
  • обработка древесины и производство изделий из дерева;
  • химическое производство;
  • производство резиновых и пластмассовых изделий;
  • производство прочих неметаллических минеральных продуктов;
  • производство готовых металлических изделий;
  • производство машин и оборудования;
  • производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
  • производство транспортных средств и оборудования;
  • производство мебели;
  • производство спортивных товаров;
  • производство игр и игрушек;
  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;
  • деятельность спортивных объектов;
  • прочая деятельность в области спорта;
  • обработка вторичного сырья;
  • строительство;
  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
  • удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;
  • транспорт и связь;
  • предоставление персональных услуг;
  • производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них;
  • производство музыкальных инструментов;
  • производство различной продукции, не включенной в другие группировки;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • управление недвижимым имуществом;
  • деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов;
  • деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа (за исключением деятельности клубов);
  • деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий;
  • деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников;
  • деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.

При расчете суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний страхователь должен руководствоваться сведениями об основном виде деятельности принимающей стороны, учитывая результаты спецоценки условий труда на ее рабочих местах и иную полученную информацию.

Таким образом, схема налоговой оптимизации выглядит следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1 . Схема налоговой оптимизации

Плюсы . Положительным аспектом подобной экономии является законодательно предусмотренный характер подобной экономии на налогах.

Минусы . Отрицательным моментам можно отнести возможность возникновения споров в отношении переквалификации аутстаффинга в заемный труд, а также переквалификация договора с трудовой.

Разделение бизнеса как метод налоговой оптимизации

Традиционно разделение бизнеса позволяет оптимизировать бизнес-процессы и использовать налоговую оптимизацию. Так, налоговая оптимизация достигается за счет возможности применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход. Схема налоговой оптимизации выглядит следующим образом (рис. 2).

Рисунок 2. Схема налоговой оптимизации

В качестве рисков разделения бизнеса, использования арендаторов – дружественных компаний, применяющих льготные налоговые режимы можно назвать налоговые риски.

Кроме того, часто возникают судебные споры. В Определении Верховного Суда РФ от 27.11.2015 N 306-КГ15-7673 по делу N А12-24270/2014 суд установил, что полученная предпринимателем от реализации заявителем в качестве поверенного лица предпринимателя товара предпринимателя в рамках договора поручения выручка является выручкой самого заявителя и подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС. Признавая доказанным факт умышленной минимизации Обществом налогового бремени путем создания совместно с предпринимателем схемы «дробления» бизнеса, Суд принял во внимание совокупность документально подтвержденных обстоятельств, установленных в ходе выездной налоговой проверки Общества. В письме ФНС России от 19.01.2016 N СА-4-7/465@ налоговики дают соответствующие разъяснения. Они пришли к выводу, что денежные средства, полученные предпринимателем от реализации Обществом товаров предпринимателя на основании договора поручения, исходя из подлинного экономического содержания указанных операций, являются доходами самого Общества, в связи с чем указанные доходы подлежат включению в налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на прибыль и НДС за проверяемый период. Признавая доказанным факт умышленной минимизации Обществом налогового бремени путем создания совместно с предпринимателем схемы «дроблении» бизнеса, суд принял во внимание совокупность документально подтвержденных обстоятельств, установленных в ходе выездной налоговой проверки Общества.

Но есть и положительная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 15570/12 по делу N А60-40529/2011). По мнению Президиума, установленные судами обстоятельства сами по себе не могут являться достаточным основанием для признания действий общества «Металлургсервис» направленными на получение необоснованной налоговой выгоды. В рассматриваемом деле имело место не разделение бизнеса, осуществлявшегося обществом «Металлургсервис», с сохранением в данном обществе части деятельности по общественному питанию (разделение, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйственных обществ), а прекращение этой деятельности с организацией ее на базе вновь созданного юридического лица.

Таким образом, разделение бизнеса может иметь положительный эффект как с точки зрения ведения бизнес-процессов, так и с точки зрения налоговой оптимизации. Но при этом возможны значительные риски в части споров с ИФНС.

В заключение необходимо отметить, что существует достаточно много схем и методов налоговой оптимизации. И каждый год принимаются не только поправки в НК РФ со знаком минус, но и положительные поправки, которые позволяют сэкономить на налогах и сборах.

Предприниматели имеют возможность сократить свое налоговое время, выбрав одну из следующих систем:

  • ЕНВД;
  • ЕСХН;

По сравнению с ОСНО они выглядят более привлекательно. Но, даже находясь на более лояльной системе налогообложения, бизнесмен может использовать законные схемы оптимизации собственных расходов с целью повышения размера прибыли. Рассмотрим такое понятие, как оптимизация налогов методы и схемы 2016 года.

Доступные способы оптимизации налогов

Сущность оптимизации заключается в снижении налогового бремени за счет уменьшения базы налогообложения. Очень важно, чтобы выбранный метод был не только эффективным, но еще и законным. В противном случае предпринимателя могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Имеющиеся методы оптимизации принято разделять на следующие группы:

  • Выбор наиболее подходящего режима. Сюда входит возможность использовать сразу несколько систем налогообложения (например, УСН и ЕНВД), смена деятельности с целью понижения региональной налоговой ставки. На этапе планирования открыть свое дело оптимизация может заключаться в подборе наиболее подходящей системы налогообложения (выбор в пользу УСН или ЕНВД, а не ОСНО).
  • Получение всевозможных льгот и преимуществ и их активное использование в своей деятельности. Предприниматель может сменить регион, чтобы получить льготную ставку. Учетная политики организации может быть разработана таким образом, что налоговое бремя будет ниже или отсрочено на какой-то срок. Сюда относят уплату страховых взносов по сниженным тарифам.
  • Прямое сокращение объекта налогообложения. В эту группу методов входит намеренное снижение физических показателей, уменьшающих размер ЕНВД (площадей, количества работников). Замена договоров купли-продажи посредничеством – еще один эффективный инструмент.

Наиболее простым методом оптимизации из всех представленных является использование льгот. Для этого достаточно изучить имеющуюся в регионе законодательную базу и остановиться на более подходящем варианте.

Все остальные методы предполагают более тщательную подготовку, в которую входят:

  • создание оптимизационного плана;
  • изучение альтернатив, их сравнение между собой;
  • изучение юридических аспектов тех или иных экономических изменений.

Доступные схемы для оптимизации налогов

Вследствие внесения изменений в законодательную базу, некоторые схемы оптимизации со временем становятся невозможными или неэффективными. Ниже представлены те из них, которые актуальны в 2016 году. Для наглядности представлены практические примеры, позволяющие увидеть разницу.

Смена объекта налогообложения на «упрощенке»

Допустим, организация в качестве системы налогообложения выбрала УСН Доходы в 2015 году. За год показатели эффективности следующие:

  • доходы – 5 000 000 рублей;
  • расходы – 4 000 000 рублей (из них страховых взносов на сумму 45 000 рублей).

Произведем расчет налога для УСН Доходы и УСН Доход – Расходы:

Показатели:

  • УСН Доходы (6%)
  • УСН Доходы – Расходы (15%)

Доходы:

  • 5 000 000
  • 5 000 000

Расходы (включая взносы):

  • 4 000 000
  • 45 000
  • 4 000 000
  • 45 000

Налог:

  • 5 000 000*6% = 300 000
  • 1 000 000*15% = 150 000

Налог, уменьшенный на сумму страховых взносов:

  • 255 000
  • 105 000

Из расчетов видно, что организации выгоднее перейти в 2016 году на УСН Доходы – Расходы при таком соотношении уровня затрат и выручки.

Чтобы подобрать наиболее подходящий вариант, предпринимателю нужно сравнить доходы и расходы. Если расходы снижают прибыль более чем на 60%, то использовать эффективнее схему УСН Доходы – Расходы.

Если бизнес поменял специфику или изменились доходы и расходы, предприниматель может перейти на более выгодную схему, но только со следующего года.

Уменьшение налогооблагаемого объекта на УСН

Данная схема применима только для УСН Доходы. Использовать ее стоит только в том случае, если компания рискует перешагнуть верхнюю границу допустимого размера выручки.

Компания решила перейти с договоров о купле-продаже на комиссионные договора. В таком случае сама организация выступает посредником, а клиенты (оптовые покупатели) – заказчиками. Все товары закупаются за счет денежных средств заказчиков. Налогооблагаемым объектом в таком случае выступает не вся стоимость продукции, по которой происходит сбыт, а только комиссионное вознаграждение, которое значительно меньше продажной цены.

Показатель :

  • По договору посредничества
  • По договору поставки

Продажная цена :

  • 15 500

Закупочная цена :

  • 11 400
  • 11 400

Получаемая прибыль :

  • 4 100

Вознаграждение :

  • 4 100

Размер налога (6%) :

Выбор ИП в качестве управляющего на УСН

Если в ООО или АО в качестве руководителя выступает ИП, то стороны получают следующий эффект:

  • выплаты ИП производятся в размере 6% от доходов, а не в виде НДФЛ;
  • зарплата ИП позволяет снизить размер налога на половину выплатами страховых взносов.

Показатели :

  • Наемный рабочий

Доходы :

  • 1 500 000
  • 1 500 000

Заработная плата :

  • 1 500 000

Вознаграждение :

  • 1 500 000

Расходы :

  • 195 000
  • 90 000 + 34 260 = 124 260

Страховые взносы :

  • 22 260 (фикс.) + 1%* (1 500 000 – 300 000) = 34 260

НДФЛ :

  • 1 500 000*13% = 195 000

Налог по УСН (6%) :

  • 1 500 000*6% = 90 000

Доходы — Расходы :

  • 1 305 000
  • 1 375 740

Размер экономии :

  • + 70 740

Дополнительно придется изучить, как влияет такая схема на снижение размера налога.

Совмещение разных систем налогообложения (на примере УСН и ЕНВД)

Допустим, компания специализируется на ведении розничной торговли. Размер зала составляет 65 м2. К2 в регионе в следующем году будет равен 0,6. Тогда размер ЕНВД будет следующим:

ЕНВД = базовая доходность*К1*К2*площадь*налоговая ставка = 1800*1,798*0,6*65*15% = 18933 рубля.

Показатели :

  • УСН Доходы (6%)
  • УСН Доходы – Расходы (15%)

ЕНВД :

  • Доход: 20 000 000
  • Расход: 11 000 000
  • Включая страховые взносы: 120 000

Расчетный налог :

  • 20 000 00*6% = 1 200 000
  • (20 000 000 – 11 000 000)*15% = 1 350 000
  • 18933*12 = 227 196

Выплачиваемый налог :

  • 1 200 000 – 120 000 = 1 080 000
  • 1 350 000
  • 227 196 – 1/2 *120 000 = 167 196

Общая сумма платежей :

  • 1 080 000
  • 1 470 000
  • 287 196

Чем больше продажи, тем выгоднее применять ЕНВД.

Несколько слов в заключение

Выбор той или иной схемы оптимизации зависит от конкретной ситуации, универсальных решений не бывает. Каждая организация должна уделить подбору наиболее эффективной методики время, чтобы снизить размер фискальных платежей.

Видео по методам и схемам оптимизации налогов