Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджета. Бюджетный контроль

АНО ВПО ЦС РФ

Финансовый факультет, Кафедра финансов и статистики

Лекция 4. Содержание контроля за исполнением бюджета

Доктор экономических наук профессор, Академик РАЭН

Москва – 2009

Введение

2. Федеральное казначейство и его функции.

Заключение

Вопросы для самоконтроля

Введение

Государство не может реализовать свою внешнюю и внутреннюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующий контроль за законным их формированием и расходованием.

Существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распорядительного процесса. Когда Россия переходит на рыночные о тношения, финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития государственного частного производства.

Финансовый контроль - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и иных лиц по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств , правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности и предупреждает бесхозяйственность и расточительность, позволяет выявлять факты злоупотреблений и хищений.

осуществление бюджетного контроля

Финансовый контроль является неотъемлемым элементом уп­равления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Фи­нансовый контроль прямо и непосредственно вытекает из кон­трольной функции финансов. Но если в контрольной функции выражается сущность финансов, то финансовый контроль - это регламентированная деятельность специально созданных контро­лирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Финансовый контроль можно разделить на две взаимосвязан­ные сферы: государственный и негосударственный контроль.

Государственный контроль - это неотъемлемая часть государ­ственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем, что именно на государственные органы ложится большое коли­чество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов предотвращения и предупреждения злоупотреблений и краж.

Государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов влас­ти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизо­ванных и децентрализованных денежных фондов . Поэтому госу­дарственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе , так и в сфере частного и корпоративного бизнеса.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.01.01 г. № 000 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» государственный финансовый контроль включает контроль за:

исполнением федерального бюджета и бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов;

использованием кредитных ресурсов;

состоянием государственного внутреннего и внешнего долга , государственных резервов ;

предоставлением финансовых, налоговых льгот и преиму­ществ.

Бюджетный контроль - это составная часть государственного финансового контроля, представляющая собой деятельность упол­номоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти.

Основными задачами бюджетного контроля являются:

Контроль за соблюдением действующего бюджетного и на­логового законодательства;

обеспечение правильности составления и исполнения бюд­жета;

обеспечение своевременности и полноты выполнения обя­зательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед госу­дарственным бюджетом;

проверка эффективности и целевого использования бюджет­ных средств и средств внебюджетных фондов;

проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фон­дов в банках и других кредитных учреждениях;

контроль за реализацией механизма межбюджетных отно­шений;

выявление резервов роста доходов бюджетов разных уров­ней;

обеспечение сохранности государственной собственности.

Законодательные (представительные) органы, представитель­ные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

1) предварительный контроль - осуществляется на стадии со­ставления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней. Он используется для повышения реалистичности планов, обос­нованности финансовых программ, смет расходов. Он позволя­ет определить наиболее эффективные способы удовлетворения потребностей государства при имеющихся ограниченных ресур­сах, позволяет избежать нецелевого использования бюджетных средств;

текущий контроль - проводится в ходе исполнения бюд­жета. Это основной вид бюджетного контроля, в ходе которого проверяется правильность исполнения смет расходов бюджетными учреждениями , своевременность уплаты налогов и осуществления платежей. В ходе текущего контроля выявляется степень соблюде­ния финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетно­го фондов. Он проводится с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, возможных потерь и злоупотреблений. Текущий контроль может осуществляться также в ходе рассмот­рения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного са­моуправления, в ходе парламентских слушаний, по депутатским запросам;

последующий контроль происходит в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Его смысл состоит в том, чтобы проанализировать, насколько реалистичным явилось исполнение бюджета, выявить причины отклонения отчетных дан­ных от запланированных с тем, чтобы учесть это при составлении бюджета на следующий год. Эта форма контроля осуществляется путем анализа финансовых отчетов и балансов.

Бюджетный контроль осуществляется уполномоченными на то органами. К их числу в России относятся:

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральное казначейство;

финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образо­ваний;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Она вправе осуществлять также финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов , получающих меж­
бюджетные трансферты из федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет контроль за:

непревышением лимитов бюджетных обязательств, распреде­ленных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета между нижестоящими распорядителями и получателями средств федерального бюджета, над утвержден­ными им лимитами бюджетных обязательств;

непревышением кассовых расходов, осуществляемых получа­телями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;

соответствием содержания проводимой операции коду бюджет­ной классификации РФ, указанному в платежном документе , предъявленном в Федеральное казначейство получателем средств федерального бюджета;

наличием у получателя средств федерального бюджета доку­ментов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств .

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетны­ми средствами главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий усло­вий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

Главные распорядители и распорядители бюджетных средств про­водят проверки подведомственных государственных и муници­пальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществля­ют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

В соответствии со ст. 101 - 103 Конституции РФ для осущест­вления общегосударственного контроля законодательные органы государственной власти могут создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ существует в России на основании Феде­рального закона «О счетной палате Российской Федерации» от 01.01.01 г. Она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемого Федераль­ным Собранием РФ, и подотчетна ему.

Основными задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов госу­дарственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;

Все органы государственной власти в РФ, органы местного са­моуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты инфор­мацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Большую роль в осуществлении бюджетного контроля играет также Федеральное казначейство.

2. Федеральное казначейство и его функции

Создание казначейской системы в России началось в январе 1993 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 000 и на основании постановления Правительства России от 01.01.01 г. № 000 Федеральное казначейство организовывалось как структура Министерства финансов РФ. Оно было создано в целях проведения более эффективной государственной бюджет­ной политики, управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государ­ственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

Казначейская система существовала еще в царской России. В 1796 г., в период правления Павла I, впервые была учреждена должность государственного казначея . Государственным казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев. Он являлся исполни­телем государственной росписи и контролировал движение де­нежных сумм. Министр финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное казна­чейство для исполнения.

В 1821 г. впервые был учрежден Департамент государствен­ного казначейства, которому были подчинены все казначеи с их функциями. В 1900 г. в России насчитывалось 728 уездных казна­чейств. Они состояли в ведомстве Департамента государственного казначейства и подчинялись казенным палатам. К 1917 г. Департамент государственного казначейства выполнял много разных функций: устанавливал бюджет для каждого уезда; ведал рассылкой окладных листов, взысканием штрафов и недоимок; выдачей пенсий и пособий; выдачей кормовых денег арестантам; земским сбором и др.

После 1917 г. было принято решение осуществлять все бюд­жетные расходы через Народный банк. Департамент государствен­ного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка. Этот процесс завершился в 1926 г. С того времени и вплоть до конца 90-х гг. в России фактически существовала банковская система исполнения бюджета.

В условиях административно-командной экономики не было принципиальной разницы, каким образом осуществлялось испол­нение бюджета, поскольку все банки были государственными. Госу­дарственными были и те средства, которые проходили через них.

Ситуация изменилась лишь в начале 90-х гг., когда наряду с Центральным (государственным) банком стали возникать ком­мерческие банки. Поскольку не было соответствующего законодательства, реальных органов, контролирующих движение бюд­жетных средств, и не была отлажена система учета бюджетных средств, исполнение бюджета осуществлялось по-старому, через банковскую систему. Но наряду с Центральным банком уже реаль­но функционировали коммерческие банки , через которые также двигались бюджетные деньги.

Действовала такая схема: суммы бюджетного финансирования поступали на счета главных распорядителей, т. е. министерств и ве­домств и далее перераспределялись с помощью коммерческих бан­ков. При этом Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных ассигнований был лишен возможности контролировать прохож­дение и целевое использование этих средств. Само прохождение денег по счетам коммерческих банков значительно удлиняло «про­бег» бюджетных средств до конечных получателей. Коммерческим банкам было выгодно «прокручивать» эти деньги, играть на рынке государственных ценных бумаг , пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств. Поэтому, с одной стороны, постоянно рос сред­ний уровень остатков бюджетных средств на счетах коммерческих банков, а, с другой стороны, широкое распространение получили задержки выплаты заработной платы бюджетникам , невыплаты пенсий, пособий. Все это приводило к росту социальной напря­женности в обществе и одновременно ослаблению контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Поэтому было решено вновь перейти к казначейской системе исполнения бюджета. После Указа Президента РФ 1992 г. и По­становления Правительства РФ от 01.01.01 г. началась ра­бота по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.

Федеральное казначейство - это система органов федерального казначейства, находящаяся в подчинении Министерства финансов РФ. Его структура является трехуровневой.

Первый уровень - Главное управление федерального казна­чейства (ГУФК). Начальник ГУФК назначается и освобождается от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ, по должности он является заместителем министра финансов.

Второй уровень - территориальные управления федерального казначейства (УФК) по республикам, краям, областям, автоном­ным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Руководители территориальных УФК назначаются и освобождаются от должно­сти министром финансов по представлению начальника ГУФК.

Третий уровень - территориальные отделения федерального казначейства на местах (ОФК) - по городам (за исключением городов районного подчинения). Руководители ОФК назначают­ся и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов по субъектам РФ.

Формирование территориальных УФК началось с 1994 г. Они сначала в порядке эксперимента, а затем на постоянной основе стали вести учет и распределение федеральных доходов. По со­стоянию на 1 января 2001 г. органы Федерального казначейства функционировали в 88 субъектах РФ. В марте 2001 г. в последнем субъекте РФ - Республике Татарстан было открыто УФК. Таким образом, к 2002 г. УФК были открыты во всех субъектах РФ. Были также созданы 2239 ОФК.

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета;

управляет движением средств на счетах казначейства;

доводит информацию о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;

осуществляет руководство работой нижестоящих органов казна­чейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета;

ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета;

обеспечивает исполнение нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством;

организует распределение в установленных размерах доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета. Основной функцией Управлений Федерального казначейства

по республикам, краям, областям и т. п. является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федераль­ного бюджета.

Основными функциями Отделений Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах являются следующие:

формирование доходной части федерального бюджета на соот­ветствующей территории;

обеспечение целевого финансирования расходов по бюджето­получателям;

ведение учета операций по движению средств на счетах казна­чейства;

представление вышестоящим органам казначейства информа­ции об исполнении федерального бюджета.

В целом Федеральное Казначейство РФ создано для решения следующих задач:

Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы .

Регулирование финансовых отношений между бюджетами, осуществление контроля за поступлением и использованием вне­бюджетных средств.

Управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутрен­него и внешнего долга РФ.

Размещение на возвратной и платной основе государствен­ных финансовых ресурсов.

Разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящим­ся к компетенции казначейства, обязательных для органов госу­дарственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций.

Ведение операций по учету государственной казны РФ.

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципи­альное отличие от банковской системы исполнения. При бан­ковской системе исполнения федерального бюджета по доходам, средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых ор­ганов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение же федерального бюджета по расходам при банковской системе существлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финанси­рования:

выделение объемов бюджетных назначений;

осу­ществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в ос­новном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит концентрация двух потоков денежных средств - доходного и рас­ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

значительно ускорить процесс финансирования за счет со­кращения пробега средств от распорядителя до конечного получа­теля, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контро­лировать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, суммы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

информация по исполнению бюджета становится актуаль­ной, так как любые потоки информации регистрируются казна­чейством;

резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведения расходов;

обеспечивается сохранность средств;

обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд­жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

повышается эффективность управления процессом испол­нения бюджетом и управления ресурсами.

Учитывая эти преимущества, в России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих бан­ков на счета Казначейства в Центральном банке. В 1999 г. 98,7% счетов бюджетополучателей находились уже в Казначействе (без учета организации Минобороны России, а также бюджетополуча­телей Республики Татарстан и Чеченской Республики).

Всемирно известным опытом демократизации бюджетного про­цесса является опыт бразильского города Порту-Аллегри, столицы штата Риу-Гранди-ду-Сул, с населением 1,3 млн. человек. С 1989 г. там проводится эксперимент по вовлечению граждан в бюджетный процесс. В первые два года очень небольшое количество людей было реально вовлечено в бюджетный процесс. Для большинства простых людей это было новым и непривычным делом, поскольку они никогда не участвовали в принятии управленческих решений. Но постепенно ситуация менялась. И сегодня в бюджетном про­цессе в Порту-Аллегри участвует 240 тыс. человек.

Система «участия граждан в бюджетном процессе на уровне го­рода осуществляется по вертикали - снизу вверх. Самый нижний уровень - районные советы округов, куда входят жители, прожива­ющие по соседству. От каждых 30 жителей избирается один делегат в Народный совет. Народный совет - это второй уровень. Весь город разделен на 16 округов и в каждом из округов избирается свой Народный совет. Каждый Народный совет делегирует двух человек в Совет представителей. Это третий уровень, куда наряду с представителями жителей входят и представители администрации города. Есть еще такой орган, как Палата советников - представи­тельный орган, который избирается на общегородских выборах.

Бюджетный процесс начинается снизу. Сначала на уровне районных советов жители составляют список требований и на­казов от лица населения своих кварталов (домов). В числе таких требований могут быть, например, строительство школы, асфаль­тирование дороги, развитие центра здравоохранения и т. п. Эти требования направляются в Народный совет, который определяет приоритеты. Затем эти приоритеты направляются в Совет пред­ставителей, где делегаты совместно с сотрудниками городской администрации уточняют выбранные приоритеты с учетом фи­нансовых возможностей бюджета. Дело в том, что для каждого бюджетного цикла характерно наличие примерно 1,5 тыс. наказов граждан, а профинансировано же может быть немногим более 200 проектов.

При определении приоритетов учитывается, какой процент населения выиграет от его реализации, какое это будет иметь зна­чение для решения других задач, для будущего города и т. п. Напри­мер, в 1993 г. такой приоритетной задачей стало асфальтирование 23 км мостовых и тротуаров на улицах в районах трущоб. В 2001г. приоритетами стали очистка территории, асфальтирование и стро­ительство жилья.

Окончательное решение о расходовании бюджетных средств принимается на трехсторонней встрече должностных лиц город­ской администрации, Совета представителей и Палаты советни­ков.

После того как приоритетные направления финансирования определены, представители микрорайонов начинают процесс мониторинга реализации каждого проекта, контролируют, как расходуются выделенные на него средства.

Все это позволило значительно активизировать граждан. Ситу­ация в городе улучшилась. Так, с 1989 по 1996гг. число домашних хозяйств, оснащенных водопроводом , возросло с 80 до 98%, а доля населения, обслуживаемая городской канализационной системой, возросла с 46 до 85%. Начиная с 1989 г. ежегодно асфальтиро­валось примерно по 30 км дорог. Удвоилось также число детей, обучающихся в государственных школах. Но самое интересное состояло в том, что при гласном распределении муниципальных расходов люди стали охотнее платить налоги. Число сокрытий доходов резко сократилось. Так, если в 1990 г. доля налогов на имущество в общем объеме муниципальных доходов составляла 5,8%, то к концу 90-х гг. она превысила 18%.

Сегодня эта система развивается дальше. Уже созданы тема­тические экспертные советы по обсуждению и формированию долгосрочной стратегии развития города. В сотрудничестве с му­ниципальными властями они разрабатывают долгосрочные цели и программы по ключевым направлениям развития, включая здра­воохранение, жилищное строительство, транспорт, сохранение исторического наследия и культуры. Таким образом, они фор­мируют развитие города на несколько лет вперед и учат граждан «жить будущим».

Заключение

Таким образом, финансовый контроль является неотъемлемым элементом управления и контроля за финансовыми потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности денежных операций.

Бюджетная классификация. Указания по применению. - М.,

Новая бюджетная классификация Российской Федерации. При­каз Минфина России от 01.01.01 года № 000н. Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. - М.: КНО-РУС, 2005.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Официальный текст по состоянию на 21 февраля 2006 г. - М.: Омега-Л, 2006.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). Фе­деральный закон от 01.01.01 г. .

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Фе­деральный закон от 01.01.01 г. .

П. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формиро­ванию и использованию внебюджетных фондов органов госу­дарственной власти республик в составе РФ, автономной об­ласти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 01.01.01 г. № 000-1.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г. - М.: ОмепьЛ, 2004.

О финансовых основах местного самоуправления. Закон РФ от

О бюджетной политике на 2002 г. Бюджетное послание Прези­дента РФ Федеральному собранию РФ от 01.01.01 г.

Концепция реформирования межбюджетных отношений в Рос­сийской Федерации в 1999-2000 гг. Постановление Правитель­ства РФ от 01.01.01 г. № 000.

Концепция функционирования единого казначейского счета (ЕКС) по учету доходов и средств федерального бюджета, одоб­ренная Распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г.

Закон «О Счетной палате РФ» от 01.01.01 г. .

Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2005 год».

Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2006 год».

Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об обяза­тельном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 01.01.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таможенный кодекс РФ. Федеральный закон от 01.01.01 г. (в ред. Федерального закона от 01.01.01 г.).

Головач СП. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2003.

Бабич A. M., Павлова и муниципальные финансы: Учебник. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999.

Брайчева финансы. - СПб.: Питер, 2001.

Братчикова социальный налог (взнос): Практиче­ское пособие. - М., 2001.

И др. Бюджет государства и информа­ционные технологии: Учебник/ Под ред. . - М.: Перспектива, 2001.

Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное посо­бие /, и др. - М.: Перспектива: ИНФРА-М, 1998.

Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. и. - М.: Юрайт, 1999.

Вахрин система Российской Федерации: Учеб­ник. - М, 2002.

Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. - М.: Городец-издат, 2001.

Годин A. M., Подпорина и бюджетная система Рос­сийской Федерации: Учебное пособие. - М., 2002.

Головачев долг. Теория, российская и ми­ровая практика. - М.: ЧеРо, 1998.

Государственные и муниципальные финансы / Под ред. . - М: Изд-во РАГС, 2004.

Государственные и муниципальные финансы / Под ред. . - М: ЮНИТИ, 2004.

Черник система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.

Дьяченко финансов СССР (гг.). - М.: Наука, 1978.

Савруков бюджет: Конспект лекций. - СПб.: Политехника, 2000.

Маковник система исполнения бюджетов. - СПб., 2001.

Игудин федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. - СПб., 1999.

Егоров КВ. Экономика общественного сектора России: Курс лек­ций. - М.: ТЕИС, 1998.

Барулин СВ. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2005.

Ковалева политика и бюджетное планирование в субъекте Российской Федерации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.

Швецов и регионы. Теория и прак­тика государственного регулирования территориального разви­тия. -3-е изд. - М: УРСС, 2000.

Миляков: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Нешитой система Российской Федерации: Учеб­ник. - М.: И здательс ко-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.

Поляк система России: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

Резников финансы. - М.: Финансы и ста­тистика, 1995.

Гончаренко и др. Финансы / Под ред. . - М.: Финансы и статистика, 1994.

29- Сабанти финансов: Учеб. пособие. - М: Менеджер, 1998.

и др. Финансы на макроуровне: Учеб. пособие. - М: Высшая школа, 1998.

Соменков контроль в бюджетной сфере России и зарубежных стран. - М.: МЗ Пресс, 2004.

Сомове федерализм и развитие межбюджетных отношений в РФ. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1999.

Сомоев бюджета: причины, динамика, регулирова­ние. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1999.

Стигяиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.

Сумароков финансы в системе макроэконо­мического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. . - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1997.

Финансы в системе государственного и муниципального управ­ления / Под ред. . - М., Ростов-на Дону: Издатель­ский центр «МарТ», 2005.

Христенко отношения и управление ре-гинальными финансами: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Дело, 2002.

Юткина и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998.

Якобсон общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1996.

ТЕМА 3.3 «БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ»

        Бюджетный контроль, его задачи и принципы

Бюджетный контроль проводится в бюджетно – финансовой сфере. Его предметом являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства, а именно:

1. Законность и эффективность использования государственных ресурсов;

2. Исполнение бюджетов всех уровней;

3. Использование кредитных ресурсов;

4. Состояние государственного внутреннего и внешнего долга;

5. Предоставление финансовых и налоговых льгот;

6. Сохранность и использование государственного имущества, закрепленного за государственными органами.

Контроль за использованием бюджетных средств и деятельностью бюджетной системы на разных уровнях государственного управления осуществляют специальные службы , создаваемые соответствующими органами исполнительной и представительной власти.

В Российской Федерации к ним относятся:

Счетная Палата;

Контрольные счетные органы субъектов РФ;

Федеральная служба финансово – бюджетного надзора и ее территориальные подразделения;

Федеральное казначейство и его подразделения;

Финансовые органы администраций субъектов РФ и муниципальных образований.

Основные задачи:

1. Контроль за полнотой и своевременностью поступления средств в бюджеты всех уровней;

2. Контроль за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета;

3. Контроль за своевременностью исполнения доходной и расходной статей бюджета по объему, структуре и целевому назначению;

4. Контроль за эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией и национализацией.

Под принципами контроля понимают основные исходные положения его организации и осуществления.

Принципы:

    Принцип соответствия;

    Принцип эффективности;

    Принцип плановости;

    Принцип всеобщности;

    Принцип системности;

    Принцип объективности;

    Принцип непрерывности;

    Принцип законности;

    Принцип ответственности;

    Принцип научности.

        Формы, методы и приемы финансово – бюджетного контроля

Под формами финансово – бюджетного контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольной деятельности, направленной на выполнение функций контроля.

Существуют 3 формы контроля :

    Предварительный контроль;

    Текущий контроль;

    Последующий контроль.

Под методами финансово – бюджетного контроля понимают способы достижения целей и решения задач контроля.

К основным методам относятся:

Обследование;

Инвентаризация;

Экспертная оценка;

Наблюдения;

Ревизия и т. д.

Рассмотрим некоторые из этих методов.

Осмотр . С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских, торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территория, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовая продукция, контрольно-кассовые аппараты. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях.

Обследование . Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Обследование является одним из основных методов предварительного контроля.

Инвентаризация . Предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой необходимо проверять и документально подтверждать их наличие, состояние и оценку.

Основными целями инвентаризации являются:

выявление фактического наличия имущества;

сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

проверка полноты отражения в учете обязательств.

Экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов

Опрос . Следует отметить, что контролирующим органам предоставлены права получать необходимые разъяснения и дополнительные сведения, а также необходимую информацию от третьих лиц (по письменному запросу).

Приемы и способы контроля:

Документальный Фактический

Формальный - инвентаризация

Арифметический - экспертная оценка

Юридическая оценка - наблюдение

Логический - осмотр

Сплошной

Выборочный

Встречный

Балансовый

Экономический анализ

        Ревизии и проверки в бюджетном контроле

Ревизия – это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства в финансовых вопросах, достоверностью учета и отчетности; способ документального изобличения недостач, затрат, присвоения и краж средств и материальных ценностей, предупреждение финансовых злоупотреблений. Ревизия основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Ревизии бывают:

Виды ревизий:

1) По ведомственной принадлежности ревизуемых органов:

    ведомственные

    внутриведомственные

    внутрихозяйственные

2) По полноте охвата:

  • частичные

    комплексные

    тематические

3) По глубине проведения:

    сквозные

    локальные

4) По степени охвата данных:

    сплошные

    выборочные

    комбинированные

5) По отношению к плану:

    плановые

    внеплановые

6) По характеру материала:

    документальные

    фактические

7) По очередности исследования одних и тех же документов:

    первичные

    дополнительные

Проверка – это обследование и определение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделений.

В зависимости от места проведения проверки делятся на:

Камеральная проверка - проверка органом финансового контроля предоставленной ему отчетности и документов без выезда на объект.

Выездная проверка - проводится по месту нахождения проверяемого объекта.

По полноте охвата материала различают:

Сплошные – проверяются все документы организации. Проводятся чаще всего в небольших организациях, либо в организациях, где необходимо восстановить учет.

Выборочная - проверяется только часть документов.

По объему проверяемых вопросов проверки могут быть:

Комплексная проверка - проверка хоз суб за опред-ый период по всем вопросам его ФХД.

Выборочная проверка - проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка.

Тематическая (целевая) проверка - проверка определенного направления или вида финансово-хозяйственных операций субъекта хозяйствования. Она проводится по определенному кругу вопросов или по одной теме путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности.

        Органы, осуществляющие контроль

Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов осуществляющих его:

а) президентский;

б) представительных ОГВ и ОМСУ;

в) исполнительных органов власти;

г) финансово-кредитных органов;

е) ведомственный и внутрихозяйственный;

д ) общественный;

ж ) аудиторский.

Структура органов финансового контроля:

Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица в части, связанной с получением, перечислением и использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Счетная палата обязана контролировать состояние государственного внутреннего и внешнего долга РФ, деятельность ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга, эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

В ведение ГД и СФ передан контрольно-бюджетный комитет . В его компетенцию входят экспертно-аналитическая работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за: исполнением фед бюджета; соблюдением законности и повышением эффективности гос-ых средств, выдаваемых на финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства, обороны; формированием доходов и расходов от внешнеэкономической деятельности; использованием ГВБФ.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ , что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ . Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента РФ. Они осуществляют от имени и по поручению президента РФ контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту РФ. Основными функциями Контрольного управления являются:

    анализ деят-ти специальных органов контроля и надзора федеральных органов исп власти;

    рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.

В пределах своих полномочий Правительство РФ контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением Законов РФ и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению их нарушения.

В полномочия Правительства РФ входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, служб и агентств. При этом Правительство РФ вправе отменить акты указанных органов.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов Федеральной налоговой службы в особую систему. Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы ФНС наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

Центральный Банк России . Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. ЦБР вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. ЦБР осуществляет контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании.

Бюджетный процесс и бюджетный контроль Реферат >> Финансы

... бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов: субъект контроля ; объект контроля ; предмет контроля ; принципы контроля ; методика контроля ... области бюджетного контроля , вопросы организации бюджетного контроля в других странах с развитой бюджетной ...

  • Бюджетный процесс (5)

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    Контрольные органы полномочиями по осуществлению бюджетного контроля , контролирует деятельность органов исполнительной власти... центрального финансового ведомства республики в области бюджетного контроля . Они конкретизируются в положениях об управлениях...

  • Финансирование материального производства. Бюджетный контроль

    Контрольная работа >> Финансовые науки

    Предприятия. 2. Бюджетный контроль . Парламентский и административный контроль БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ - важнейшая часть государственного финансового контроля , осуществляемого в бюджетном процессе; главной...

  • По законодательству в России действуют три уровня органов власти, соответственно которым функционируют три подсистемы бюджетного контроля; федеральная, субъектная и местная. Они контролируют:

    Бюджеты разных уровней государственного управления;

    Внебюджетные фонды;

    Государственный кредит;

    Финансы государственных предприятий;

    Финансы граждан;

    Финансы негосударственных организаций.

    Организационная структура бюджетного контроля в Российской

    Федерации показана на рис. 5.1.

    Бюджетный контроль осуществляется Президентом РФ, представительными и исполнительными органами власти. Президент и представительные органы бюджетного контроля (Федеральное Собрание, представительные органы власти административно-территориальных образований) формируют бюджетную политику в области контроля и общее управление контролем.

    Президент РФ через законы, указы и бюджетные послания определяет важнейшие принципы контрольной бюджетной политики страны. Оперативный контроль осуществляет Главное контрольное

    управление Администрации, наделенное самыми широкими полномочиями по контролю использования государственных средств.

    Негосударственные организации

    Рис.5.1. Структура бюджетного контроляРФ

    Федеральное Собрание и нижестоящие представительные органы власти принимают финансовое законодательство и рассматривают отчетность по финансово-бюджетным вопросам. В каждой представительной структуре имеются специальные финансово-бюджетные комитеты, контролирующие процессы составления и исполнения бюджетов.

    Для контроля за выполнением финансового законодательства и движением федеральных бюджетных средств при Федеральном Собрании РФ создан специальный контрольный орган - Счетная палата РФ. Ее деятельность направлена на юридические экономические субъекты, использующие средства федерального бюджета или федеральную собственность, а также имеющие налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

    Задачи Счетной палаты РФ:

    Организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

    Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

    Финансовая экспертиза проектов правовых актов федеральных органов власти, влияющих на исполнение федерального бюд-

    и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

    Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса;

    Контроль движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России, уполномоченных кредитных

    Представление Федеральному Собранию РФ информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

    По результатам деятельности сотрудники Счетной палаты направляют представления руководителям проверенных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищений государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При обнаружении нарушений даются обязательные для исполнения предписания, при неоднократных нарушениях может быть принято решение о приостановлении расчетных операций нарушителя.

    В субъектах РФ функционируют аналогичные контрольно-счетные палаты, в задачи которых входят:

    Оперативный контроль исполнения субъектного бюджета;

    Проведение комплексных и тематических проверок по отдельным разделам и статьям субъектного бюджета и внебюджетных фондов;

    Экспертиза проектов областного бюджета, областных программ, законов и других актов и документов, затрагивающих финансовые ресурсы субъекта;

    Анализ нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовка и внесение в законодательные органы субъектов предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

    Подготовка и представление заключений об исполнении бюджета субъекта Федерации и внебюджетных фондов, а также заключений и ответов по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты РФ.

    палаты контролируют все государственные органы и учреждения, содержащиеся за счет средств областного бюджета, областные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления и организации вне зависимости от форм собст-

    Бюджетная система РФ

    если они используют средства областного бюджета и областных внебюджетных фондов или областную собственность.

    К исполнительным контрольным органам относятся Правительство РФ, Минфин РФ, МНС РФ, ГТК РФ, ФСНП РФ и др.

    Правительство РФ контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, вопросы межбюджетных отношений. При Правительстве имеется Контрольно-наблюдательный совет, занимающийся отдельными контрольными функциями в сфере бюджета.

    Основную работу по бюджетному контролю выполняет Министерство финансов РФ и его органы на местах.

    Главные задачи Министерства финансов:

    1) осуществление предварительного контроля при составлении бюджетов;

    2) проведение текущего контроля исполнение бюджета;

    3) последующий контроль исполнения бюджета;

    4) совершенствование методов учета и отчетности бюджетных и негосударственных организаций.

    Министерство контролирует использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

    Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами государственного финансового контроля исполнения бюджетных средств соответствующего уровня.

    Главные контрольные функции возложены на два подразделения Министерства финансов РФ: Федеральное казначейство и департамент финансового контроля и аудита, имеющих территориальные и местные органы.

    Федеральное казначейство осуществляет кассовый контроль ведения операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Департамент финансового контроля и аудита проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, использующих средства федерального бюджета; контролирует наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей в бюджетных учреждениях; осуществляет проверки организаций, связанных с ревизуемым объектом; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.

    Особые контрольные функции возложены на Комитет по финансовому мониторингу Минфина, который должен отслеживать нарушения законодательства при значительных потоках финансовых ресурсов.

    Контроль поступлений в бюджеты осуществляют МНС РФ, ГТК РФ, ФСНП РФ, Минэкономразвития РФ и другие ведомства1.

    Основными задачами Министерства РФ по налогам и сборам яв -ляются:

    Контроль соблюдения налогового законодательства; проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты.

    Контрольные задачи Государственного таможенного комитета РФ аналогичны задачам МНС и заключаются в следующем:

    Контроль соблюдения налогового законодательства;

    Проверка правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей и налогов в бюджеты.

    К функциям ГТК России относятся:

    Организация взимания таможенных пошлин и налогов на товары, перемещаемые через таможенную границу;

    Контроль определения таможенной стоимости товаров;

    Обеспечение своевременного и полного внесения в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов;

    Участие в организации экспортного контроля, контроля вывоза стратегических товаров и культурных ценностей;

    Осуществление валютного контроля в статусе органа валютного контроля;

    Борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела;

    Обеспечение выполнения функций органов дознания по преступлениям в таможенной сфере и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    Федеральная служба налоговой полиции РФ выполняла следующие задачи;

    Выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

    Обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

    Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

    Министерство государственного имущества РФ играет важную роль в мобилизации бюджетных ресурсов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества) и выполняет следующие контрольные функции:

    В 2003 г. функции ФСНП переданы МВД РФ

    Координирует и регулирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения ральной собственностью;

    Осуществляет контроль исполнения нормативно-правовых актов, регулирующих процесс приватизации государственного имущества;

    Организует и контролирует реализацию программы приватизации.

    Министерство экономического развития и торговли РФ контролирует внесение в бюджет большей части неналоговых поступлений: доходов от коммерческой деятельности государства, использования государственной собственности и др.

    Государственный бюджетный контроль осуществляется также и другими государственными структурами: главными и первичными распорядителями бюджетных средств, Центральным банком РФ, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России.

    Закончил Новосибирский государственный университет по специальности «экономист-математик», Иркутский государственный университет по специальности «юрист». Работал в Администрации Президента РФ федеральным инспектором аппарата полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

    Сергей Куприянович, расскажите о структуре органов финансового контроля.

    Государственный финансовый контроль осуществляет Счетная палата Российской Федерации - государственный орган, деятельность которого закреплена Конституцией Российской Федерации и регламентирована Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации». В структуре федеральных органов исполнительной власти создан специальный орган - Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которая имеет свои территориальные органы, одним из которых является территориальное управление Росфиннадзора в Новосибирской области.

    В субъектах Российской Федерации для осуществления финансового контроля за использованием средств региональных бюджетов созданы региональные счетные палаты - органы финансового контроля органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Но, кроме того, у органов государственной исполнительной власти существуют еще подразделения ведомственного контроля.

    Не возникают ли проблемы при взаимодействии с контрольными органами?

    Трудно не согласиться с тем, что государственному финансовому контролю в нашей стране не хватает системности, отсутствуют регламентированные на законодательном уровне механизмы взаимодействия, позволяющие более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, исключать вероятность одновременных проверок одних и тех же организаций.

    По этой причине в рекомендациях, принятых по итогам проходившей в Москве научно-практической конференции «Государственному финансовому контролю в России - 350 лет», говорится о необходимости «обеспечения взаимодействия и координации действий контрольных органов Российской Федерации на всех уровнях бюджетной системы» и «разработки и внедрения системы стандартов государственного финансового контроля с целью обеспечения высокого качества государственного аудита». Добавлю к этому необходимость разработки типовых регламентов в целях обеспечения единообразия в организации и проведении контрольных мероприятий, а также унификации оформления и оценки выявленных финансовых нарушений различными контрольными органами.

    Без дополнительных объяснений понятно, что работа у вас сложная и ответственная. Вам хватает специалистов?

    Из-за невысокой зарплаты (особенно по сравнению с зарплатами в коммерческих организациях) в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора высокая текучесть кадров. Но, как это ни покажется странным, я лично вижу в этом и положительные стороны. Начнем с того, что воcтребованность наших кадров - это высокая оценка их квалификации и профессионализма, а значит, всей службы. Да и кроме контролирующих органов и бухгалтерии, наши работники никуда не уходят! А следовательно, продолжают служить благородному делу финансового учета и контроля, повышая общий уровень финансовой дисциплины. И, наконец, данная ситуация заставляет нас работать с молодежью, вовлекать ее в нашу деятельность, обучать, непрерывно готовить новое поколение контролеров-ревизоров. Ну кому на самом деле, как не государственному органу, заниматься таким важным делом?

    Расскажите поподробнее о полномочиях Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

    В соответствии с Бюджетным кодексом и Положением Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, то есть: Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Кроме этого, мы осуществляем контроль и за использованием материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

    Наша служба наделена функциями надзора за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации теми организациями, которые получают средства федерального бюджета, в том числе в виде финансовой помощи, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций. Мы также осуществляем надзор за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, но это отдельная большая тема.

    Как организовано взаимодействие с проверяемыми организациями и какие возникают трудности?

    Мы заключили соглашение с администрацией Новосибирской области, предметом которого является организация взаимодействия и координация деятельности территориального управления Росфиннадзора и администрации по осуществлению контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в Новосибирской области. Хочу сразу отметить, что такое соглашение мы подписали первыми среди регионов Сибирского федерального округа. Я расцениваю этот факт как достижение высокого уровня взаимопонимания с руководством области.

    Однако мы сталкиваемся и с другим отношением к себе. Руководители некоторых организаций считают, что для них лучше под любым формальным предлогом избежать проверки, оказывая тем самым, на мой взгляд, себе «медвежью услугу». Мы качественно и бесплатно делаем то, за что в бизнесе платят немалые деньги, проводя независимый финансовый аудит организаций. А в соответствии с установленными законодательством полномочиями финансовые контрольные органы наделены достаточно «скромными» правами по наложению различного рода взысканий за финансовые нарушения и нарушения бюджетного законодательства.

    К административной ответственности привлекаются должностные лица и организации только за нецелевое использование бюджетных средств, а это незначительная часть от выявленных нарушений. Реализация основной массы финансовых нарушений носит характер «работы над ошибками», некоторые финансовые нарушения исправляются в ходе самой проверки, на другие мы готовим представления, указывая на необходимость их недопущения в будущем.

    Принимая во внимание, что в подавляющем большинстве случаев финансовые нарушения являются причиной незнания или недопонимания действующих правил или норм бюджетного законодательства (порой просто невнимательности), проводимые нами проверки и ревизии можно расценить как обучение и помощь. К слову, нередки случаи, когда нашим сотрудникам, имеющим высокий уровень теоретической подготовки и большой практический опыт, после очередной проверки предлагают должности главных бухгалтеров в проверяемых им организациях.

    А вот там, где длительный период не проводились ревизии и проверки (по объективным причинам), создаются предпосылки крупных финансовых нарушений. Как следствие - возрастает вероятность формирования уголовных составов преступлений, вытекающих из финансовых нарушений.

    Как определяются объекты проверок, много ли нарушений?

    Территориальное управление проводит ревизии и проверки только в соответствии с утвержденным Федеральной службой планом и мотивированными запросами руководителей региональных правоохранительных органов. Произвол со стороны контрольного финансового органа исключен.

    Чтобы оценить объем нашей работы, приведу для сравнения несколько цифр. По информации Минфина России, собственные доходы консолидированного бюджета Новосибирской области в 2005 году составили 33,5 млрд рублей. Попутно отмечу, что область показала завидные темпы роста - 34,2% по сравнению с 2004 годом, опередив по этому показателю все регионы Сибирского федерального округа.

    В 2005 году безвозмездные перечисления из федерального бюджета составили порядка 7 млрд рублей. Кроме того, на содержание федеральных органов государственной власти и финансирование других расходов за прошлый год через органы Федерального казначейства поступило около 29 млрд рублей. Итого - 36 млрд рублей. Более тысячи получателей этих средств федерального бюджета - объекты контрольных мероприятий, проводимых территориальным управлением в текущем году.

    В 2005 году Территориальное управление Росфиннадзора в Новосибирской области проверило более 15 млрд рублей, что составляет 51% средств федерального бюджета, направленных в область. Было проведено 646 ревизий и проверок, в 35% проверяемых организаций выявлены нарушения в финансово-бюджетной сфере. Всего выявлено финансовых нарушений на сумму более 1,6 млрд рублей, что составляет 11% от проверенных средств.

    По результатам рассмотрения административных дел о правонарушениях за нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 8123 тысячи рублей в 2004 году мной, как руководителем территориального управления, наложены штрафы на должностных лиц и организации в размере 166 тысяч рублей. По материалам выявленных финансовых нарушений (в размере 3920 тысяч рублей), переданным в правоохранительные органы, возбуждено 4 уголовных дела.

    В заключение хочу пожелать всем сотрудникам контрольных финансовых органов здоровья, оптимизма и успехов в столь непростом, но важном государственном деле - обеспечения финансовой дисциплины, строгого выполнения бюджетного законодательства.

    Контроль за исполнением бюджета – важный этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами.

    В Российской Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы – парламентский и административный.

    Парламентский контроль осуществляется соответствующими представительными органами. Он предполагает:

    − право соответствующих представительных органов власти на получение от органов исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

    − право соответствующих представительных органов власти на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджета;

    − право соответствующих представительных органов власти на утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

    − право создавать собственные контрольно-счетные органы (Счетную палату Российской Федерации, контрольно-счетные палаты представительных органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления), для проведения внешнего аудита бюджетов.

    − право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджетов.

    Административный контроль осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, Казначейством Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, главными распорядителями бюджетных средств, главными бухгалтерами бюджетных учреждений.

    Административный контроль предполагает:

    − право проведения проверок главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

    − право получения информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

    − право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

    − право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

    Реализуется административный контроль следующим образом:

    1) Казначейство Российской Федерации осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

    2) Министерство финансов Российской Федерации осуществляет внутренний аудит главных распорядителей бюджетов, распорядителей бюджетов, бюджетополучателей. Оно может также осуществлять аудит бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части средств, получаемых ими из федерального бюджета.


    3) Министерство финансов Российской Федерации организует финансовый контроль и аудит юридических лиц – получателей гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций.

    4) Финансовые органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.

    5) Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Главные распорядители бюджетных средств проводят аудит казенных предприятий.

    6) Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляют Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Для этих целей создана Счетная Палата Российской Федерации. По указанию Совета Федерации и Государственной Думы она проводит в министерствах, ведомствах, учреждениях и на предприятиях проверки вопросов, связанных с формированием и исполнением доходной части федерального бюджета и использованием бюджетных средств. В Совет Федерации и Государственную Думу ею ежеквартально представляются отчеты о ходе исполнения федерального бюджета и дается ежегодное заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета.

    Заключение Счетной Палаты по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета включает:

    − заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств о том, сколько средств из кассовых расходов использовано по целевому назначению, а также указание случаев нецелевого использования бюджетных средств с выявлением руководителей органов государственной власти или бюджетополучателей, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Казначейства Российской Федерации, допустивших осуществление платежа;

    − заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации и главному распорядителю бюджетных средств сверх бюджетных ассигнований либо росписи бюджетных расходов;

    − заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных в утвержденном федеральном бюджете либо росписи бюджетных расходов;

    Кроме того, в заключение по отчету об исполнении бюджета входит анализ, характеризующий различные стороны исполнения бюджета.

    В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

    Целями бюджетного анализа являются:

    − оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

    − обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

    − обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

    − выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

    − обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

    − выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

    − обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

    − обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

    − выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

    − определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

    − выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

    − совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

    Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

    − определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

    − определить уровень устойчивости территориального бюджета;

    − выявить факторы, воздействующие на финансовой положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

    − определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

    Вопросы для самопроверки

    1. В чем заключается государственный бюджет

    2. Дайте определение бюджета как экономической категории

    3. Укажите экономический смысл доходов и расходов бюджета

    4. Дайте характеристику бюджетной системы

    5. Укажите основы функционирования бюджетной системы РФ

    6. Назовите принципы функционирования бюджетной системы РФ

    7. Расскажите сущность консолидированного бюджета

    8. В чем заключается финансово-бюджетный федерализм и на каких принципах он базируется

    9. На каких принципах основываются межбюджетные отношения

    10. Дайте определение основных регулирующих доходов территориальных бюджетов

    11. Охарактеризуйте роль показателей консолидированных бюджетов

    12. Укажите сущность федерального бюджета, его место в бюджетной системе РФ

    13. Дайте характеристику налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета

    14. Укажите виды расходов, финансируемые исключительно из федерального бюджета

    15. Сущность региональных бюджетов, их место в бюджетной системе РФ

    16. Дайте характеристику налоговых и неналоговых расходов региональных бюджетов

    17. Укажите основные функциональные расходы региональных бюджетов

    18. Покажите сущность местных бюджетов в бюджетной системе РФ

    19. Что относится к собственным и регулирующим доходам местных бюджетов

    20. Охарактеризуйте расходную часть местных бюджетов

    21. Какое место в экономике занимают федеральные внебюджетные фонды, какова их сущность

    22. Цели и задачи пенсионного фонда РФ

    23. Назовите источники формирования средств пенсионного фонда РФ

    24. Укажите направления расходования средств пенсионного фонда РФ

    25. Цели и задачи фонда социального страхования РФ

    26. Назовите источники формирования средств фонда социального страхования РФ

    27. Укажите направления расходования средств фонда социального страхования РФ

    28. Цели и задачи федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ

    29. В чем заключается финансово-бюджетная политика государства

    30. Что означает бюджетный процесс

    31. Дайте определение понятий: «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядитель бюджетных средств», «бюджетополучатель».

    32. Охарактеризуйте процесс рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год

    33. Дайте определение «исполнение бюджета», укажите его принципы

    34. Что означает исполнение бюджета по расходам

    35. Укажите основные функции Федерального казначейства

    36. Расскажите о формах бюджетного контроля, в чем они заключаются