Размещение гко. Научная электронная библиотека Первичное размещение гко осуществляется на простом аукционе

Основными видами государственных ценных бумаг в Республике Беларусь являются:

· государственные краткосрочные облигации (ГКО);

· государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО с купонным доходом).

Эмитентом этих ценных бумаг является Министерство финансов Республики Беларусь.

Облигации являются именными ценными бумагами и выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах.

Министерство финансов Республики Беларусь по каждому выпуску облигаций принимает решение, в котором указываются сведения о виде облигаций, дате выпуска и дате погашения, сроке обращения, объеме выпуска, номинальной стоимости облигаций, условиях их размещения, выплатах процентного дохода (для облигаций с процентным доходом), досрочном погашении и обмене облигаций.

На каждый выпуск облигаций оформляется глобальный сертификат. (Приложение 8)

Понятие ГКО. Проведение аукциона и расчеты после проведения аукциона с ГКО

Выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.

ГКО выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.

При этом эмиссия ГКО осуществляется регулярно, не реже одного раза в три месяца. Срок обращения составляет от одного до двенадцати месяцев. Выпуск облигаций признается состоявшимся в том случае, если продано не менее 10 % от общего их количества.

Размещение ГКО производится путем их продажи на закрытом аукционе. Правила проведения закрытого аукциона и список участников аукциона - первичных инвесторов определяются Правилами проведения закрытого аукциона по размещению государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом от 13 ноября 2000 г. № 30.8/22 П. (Приложение 9)

Национальный банк информирует инвесторов о предстоящем аукционе с использованием электронных документов или телеграмм в сроки, предусмотренные Основными условиями выпуска.

Аукцион по размещению краткосрочных облигаций проводится с использованием программно-технического комплекса. Для обеспечения защиты от несанкционированной модификации информации, нарушения конфиденциальности и безошибочной идентификации заявок каждому уполномоченному представителю первичного инвестора устанавливается система защиты информации для ввода заявок.

Обязательные условия допуска первичного инвестора к участию в аукционе определены главой 2 Правил проведения закрытого аукциона по размещению государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом от 13 ноября 2000 г. № 30.8/22 П. (Приложение 9)

Аукцион проводится на основании заявок, поступивших от первичных инвесторов.

С 9.00 до 12.00 дня проведения аукциона уполномоченный представитель первичного инвестора осуществляет ввод заявки в программно-технический комплекс с удаленного терминала или терминала, установленного в Национальном банке.

Заявка, введенная с удаленного терминала, должна иметь форму электронного документа. Электронный документ формируется и передается с использованием комплекса программно-технических средств и системы телекоммуникаций. Подтверждение подлинности электронного документа производится путем применения электронной цифровой подписи с использованием личного ключа подписи уполномоченного представителя первичного инвестора, подписавшего этот документ.

Заявка, поданная на аукцион по размещению краткосрочных облигаций может содержать как конкурентные, так и неконкурентные предложения с указанием цен и объемов покупки облигаций, как за счет собственных средств, так и по поручению клиента.

В каждом конкурентном предложении указываются цена, по которой первичный инвестор готов приобрести облигации, количество облигаций и объем покупки согласно заявленной цене. Цены за одну облигацию указываются в процентах от их номинальной стоимости с точностью до сотых долей процента.

В неконкурентном предложении указывается сумма денежных средств, которую первичный инвестор готов направить для приобретения облигаций по средневзвешенной цене, сложившейся на аукционе. В заявке может быть указано только одно неконкурентное предложение.

При вводе заявки в программно-технический комплекс осуществляется автоматический контроль введенных данных с учетом установленных параметров выпуска. Если введенная заявка содержит данные, не отвечающие установленным параметрам, она не принимается программно-техническим комплексом.

В случае необходимости до 12.00 дня проведения аукциона первичный инвестор вправе отозвать заявку, введенную в программно-технический комплекс, или изменить ее параметры.

Сумма денежных средств, направляемых на приобретение облигаций, должна быть зачислена первичным инвестором на временный счет в НБ РБ в установленном порядке не позднее 12.00 часов. В 12.00 часов ввод заявок в программно-технический комплекс прекращен.

До 16.00 дня проведения аукциона Министерство финансов устанавливает условия завершения аукциона и передает в Национальный банк поручение об удовлетворении заявок. (Приложение 10)

При признании выпуска не состоявшимся Национальный банк Республики Беларусь информирует об этом инвесторов и перечисляет на счет первичных инвесторов ранее перечисленные денежные средства.

Конкурентные предложения участников аукциона удовлетворяются по заявленным ими ценам, но не ниже минимальной цены продажи, установленной Министерством финансов Республики Беларусь в поручении об удовлетворении заявок. Предложения на покупку краткосрочных облигаций по ценам, которые ниже минимальной цены продажи, не удовлетворяются.

В случаях превышения объема конкурентных заявок, поданных первичными инвесторами по минимальной цене, установленной Министерством финансов Республики Беларусь, над объемом выпуска, заявки первичных инвесторов удовлетворяются пропорционально их объему.

Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене, установленной Министерством финансов Республики Беларусь в поручении об удовлетворении заявок.

Денежные средства, не использованные на приобретение облигаций в ходе аукциона, первичный инвестор может направить для участия в доразмещении, письменно предупредив об этом Национальный банк не позднее 10.00 дня, следующего за днем проведения аукциона.

Первичные инвесторы, приобретшие на аукционе облигации, выполняют функции субдепозитариев. Основанием для этого служит договор, который в обязательном порядке заключается с Национальным банком. (Приложение 11) Субдепозитарии занимаются размещением облигаций на вторичных рынках (через биржи) и проведением расчетов по ним. Для обеспечения своевременности расчетов первичные инвесторы должны до срока погашения облигаций представить Национальному банку заявки на их погашение. В свою очередь Национальный банк осуществляет расчеты с первичными инвесторами по погашению облигаций после поступления средств от Министерства финансов. В такой же срок после поступления средств от Национального банка первичные инвесторы обязаны рассчитаться с другими инвесторами за погашенные облигации. Погашение облигаций происходит в безналичной форме путем перечисления их номинальной стоимости первичным инвесторам в соответствии с количеством приобретенных на закрытом аукционе облигаций.

В процессе выпуска ГКО рассчитываются доходность и цены ГКО Республики Беларусь на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.

Годовая доходность ГКО рассчитывается по формуле

где П - годовая доходность, %;

Н - номинальная стоимость ГКО, рублей;

Ц - цена продажи ГКО, рублей;

T365, 366 - количество дней обращения облигаций, приходящихся на год, состоящий из 365 и 366 дней соответственно.

Цена продажи ГКО при первичном размещении определяется по формуле

где Ц - цена продажи ГКО, рублей;

Курс ГКО, %.

В свою очередь доход от покупки ГКО рассчитывается по следующей формуле:

где Д - доход от покупки ГКО, рублей.

При доразмещении годовая доходность ГКО рассчитывается по средневзвешенной цене, устанавливаемой Министерством финансов на аукционе.

Цена ГКО при доразмещении рассчитывается по формуле

где - цена продажи ГКО при доразмещении, рублей;

Годовая доходность ГКО данного выпуска, рассчитанная по средневзвешенной цене, устанавливаемой Министерством финансов на аукционе, %;

n - количество календарных дней, прошедших от даты аукциона до даты размещения.

В настоящее время в обращении находятся только государственные долгосрочные облигации (со сроками обращения более года) с процентным доходом. Государственные краткосрочные облигации, когда-то составляющие основу рынка государственных ценных бумаг РБ, Минфин не выпускает.

Пример расчета: ЗАО «Лютик» 14 апреля 2005 года подало в отделение ОАО «Белагропромбанк» в г. Лунинец заявку на покупку государственных ценных бумаг 375-го выпуска номиналом 100000 рублей, сроком обращения 128 дней. Курс покупки 62,5%.

15 апреля 2005 года было предоставлено платежное поручение № 216 на перечисление ЗАО «Лютик» отделению ОАО «Белагропромбанка» в г.Лунинец денежных средств на покупку ГКО. (Приложение 12) На основании заявки и платежного поручения банком в тот же день было составлено распоряжение бухгалтерии №5 на перечисление денежных средств на счет головного банка ОАО «БАПБ» в г. Бресте, выступающего в роли первичного инвестора на аукционе (Приложение 13), согласно которого был оформлен мемориальный ордер №11 от 15.04.05 г. (Приложение 14)

15.04.2005 г. Национальный банк составил сводную ведомость заявок, поданных на аукцион по размещению ГКО РБ, и передал в Министерство Финансов РБ. (Приложение 15) В тот же день Национальный банк оформил уведомление о допуске заявки первичного инвестора ОАО «Белагропромбанка» г. Бреста к участию в первичном размещении ГКО. (Приложение 16) По итогам аукциона 15.04.2005 г. Национальным банком был составлен протокол об удовлетворении заявки на покупку ГКО РБ, согласно которой заявка первичного инвестора ОАО «БАПБ» г.Бреста на покупку ГКО выпуска №375 удовлетворена на 96,34% (Приложение 17).

26.04.2005 года ЗАО «Лютик» докупило 10 ГКО этого же выпуска при доразмещении. При этом годовая доходность ГКО данного выпуска, рассчитанная по средневзвешенной цене, установленной Минфином на аукционе, составила 12,63%.

Определить:

· цену 1 ГКО при первичном размещении;

· размер дохода от покупки 1 ГКО;

· годовую доходность на 1 ГКО;

· цена 1 ГКО при доразмещении.

1) Цена приобретения ГКО при первичном размещении:

2) Размер дохода от покупки 1 ГКО:

3) Годовая доходность на 1 ГКО:

4) Цена 1 ГКО при доразмещении:

Из приведенных выше расчетов видно, что ЗАО «Лютик» при первичном размещении (15.04.2005 г.) приобрел ГКО по цене 62500 белорусских рублей. При этом размер дохода от покупки 1 ГКО составил 37500 белорусских рублей. В свою очередь доходность на 1 ГКО ровняется 171,09 %.

Процедура первичного размещения ГКО на аукционе показана на Рисунке 7.6 . Группы действий по указанной процедуре происходят строго в определенное время. Заявки на покупку ГКО подаются на ММВБ Дилерами через Трейдеров в день проведения Аукциона с 10.00. до 13.00. Заявки могут быть двух видов:

  • заявка на покупку от имени и за счет Дилера (заявка Дилера);
  • заявка на покупку от имени Дилера и за счет Инвесторов (заявка Инвестора).

Последняя заявка объединяет все поручения на покупку, поданные через Дилера его клиентами - Инвесторами.

Заявка может содержать любое количество конкурентных предложений и одно неконкурентное предложение. В конкурентном предложении указывается сколько ГКО предполагается купить, и цена покупки. В неконкурентном предложении проставляется общая сумма, которую предполагается потратить на покупку ГКО по средневзвешенной цене аукциона. Цена на одну облигацию устанавливается в процентах от номинальной цены ГКО с точностью до сотых долей процента.

Рисунок 7.6 . Процедура первичного размещения ГКО (Аукцион).

Правильность оформления заявки проверяется уполномоченным представитель Банка России и один экземпляр принятой заявки передается Трейдеру для ввода в Торгово-депозитарную систему. Ввод принятых заявок осуществляется Трейдером в последовательности, показанной в процедуре. Предложения из принятых заявок превышающие объем средств, зарезервированных Дилером для покупки ГКО, не вводятся в Торгово-депозитарную систему.

Представитель Банка России по окончании ввода заявок получает от Трейдера реестр введенных заявок и проверяет его. При наличии ошибок все заявки Трейдера снимаются и после исправления ошибок вводятся заново.

В 13.00 прием заявок и ввод их в систему прекращается и по итогам сбора заявок формируется их сводная ведомость. Вместе с извещением об окончании сбора заявок на аукционе она передается в Министерство финансов РФ.

Минфин РФ определяет минимальную цену продажи ГКО в пределах устанавливаемого объема выпуска и к 16.00 передает Банку России поручение на удовлетворение заявок. Банк России должен до 17.00 ввести в Торгово-депозитарную систему свою заявку на продажу всего выпуска по минимальной цене.

Выручка от реализации размещаемого выпуска ГКО должна обеспечивать погашение ГКО предшествующего выпуска. При недостаточности выручки Банк России автоматически предоставляет Министерству финансов РФ кредит на покрытие кассовых разрывов. В его обеспечение одновременно с заявкой на продажу ГКО он вводит заявку с неконкурентным предложением на покупку недостающего объема ГКО.

Торгово-депозитарная система по поданным заявкам фиксирует сделки путем их непрерывного сопоставления. В случае, если цены конкурентных предложений больше или равны минимальной цене продажи, то эти предложения удовлетворяются по ценам, которые в них указаны. Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене удовлетворенных конкурентных предложений.

По окончании торгов до 18.00 каждый Дилер получает у сотрудника Торгово-депозитарной системы выписки из реестра сделок. При наличии на выписке из реестра сделок на аукционе подписи уполномоченного сотрудника Дилера, ММВБ и Банка России, договор купли-продажи ГКО между Дилером и Министерством финансов РФ, действующим через Банк России, считается заключенным.

2.2. Государственные ценные бумаги

Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению. Для привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Обращение ценных бумаг может быть ограниченным, тогда ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и местных займов.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и обращаются государственные ценные бумаги, удостоверяющие о займе, в которых должником выступают государство, органы государственной власти и управления.

К государственным ценным бумагам относятся:

Государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета;

Облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемые Правительством РФ с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

Казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолженностей предприятий и налоговых выплат;

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), выпускаемые Правительством РФ для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физических и юридических лиц (первая выплата состоялась в мае 1995 г.);

Золотые сертификаты, выпускаемые Министерством финансов с 1993 г.

Кроме того, ценные бумаги подразделяются следующим образом:

1) по способности обращаться на фондовом рынке:

Рыночные ценные бумаги - могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, КО);

Нерыночные ценные бумаги - не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но, в отличие от рыночных ценных бумаг, не могут быть проданы владельцем третьему лицу;

2) по сроку обращения на фондовом рынке:

Краткосрочные - срок обращения до 1 года (ГКО, ОГЗС, золотые сертификаты);

Среднесрочные - срок обращения до 5 лет (ОФЗ, ОВВЗ - 1 и 3 года);

Долгосрочные - срок обращения свыше 5 лет (ОВВЗ - 15 лет);

3) по эмитентам:

Выпускаемые Правительством РФ;

Выпускаемые Министерством финансов РФ, агентом которого может выступать Центральный банк РФ;

4) по способу выплаты доходов:

Установление фиксированного процентного платежа (применяется в условиях стабильной экономики при отсутствии высокой инфляции);

Применение ступенчатой процентной ставки;

Использование плавающей ставки процентного дохода;

Индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

Реализация долговых обязательств со скидкой против их нарицательной цены;

Проведение выигрышных займов.

Размещение государственных ценных бумаг является одним из источников покрытия бюджетного дефицита. Государственные расходы практически всегда превышают доходы, поэтому, кроме традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние и внутренние займы. Государство в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

Государственные займы использовались в следующих целях:

Финансирование текущего бюджетного дефицита;

Погашение ранее размещенных займов;

Обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

Сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей;

Финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

Поддержка социально значимых учреждений и организаций.

В СССР до 1990 г. использовались государственные облигации внутреннего выигрышного займа, которые размещались по подписке среди населения либо свободно распространялись за наличный расчет, со сроком до 20 лет.

С 1990 г. началось распространение государственных облигаций целевого беспроцентного займа сроком на 3 года. Их погашение осуществлялось дефицитными в то время товарами.

Для покрытия бюджетного дефицита в 1990 г. среди населения были распространены государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем дохода 5%. Была сделана попытка распространения казначейских обязательств среди юридических лиц (предприятий, организаций), которая не принесла желаемого результата, ибо государство до сих пор" не выполнило обязательств перед кредиторами. Целевой, так называемый товарный, заем принес бюджету значительную прибыль.

В 1990-е гг. были выпущены облигации государственного республиканского займа, которые в условиях высокой инфляции не нашли широкого распространения. В этот период были также выпущены:

Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

Облигации федерального займа с переменными купонами (ОФЗ-ПК);

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

Казначейские обязательства (КО);

Облигации внутреннего валютного займа;

Золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

Первый аукцион по первичному размещению государственных краткосрочных облигаций (ГКО) состоялся в 1993 г. Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров - Правительства РФ, Постановление Верховного Совета РФ и Приказ Центрального банка РФ, утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Основными участниками рынка ГКО являются дилеры и инвесторы.

Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, получившие специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. Дилеры могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а могут выполнять функцию посредника.

Инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Дилер и инвестор заключают договор на покупку или продажу облигаций, в котором указываются основные права и обязанности сторон по распоряжению ценными бумагами.

ГКО выпускаются в безналичном виде, их учет осуществляется по специальным лицевым счетам - счетам депо.

Каждому дилеру в депозитарии открывают два счета депо:

Счет А (на нем учитываются облигации, принадлежащие самому дилеру);

Счет В (суммарно учитываются все облигации, принадлежащие инвесторам, обслуживаемым данным дилером).

Кроме основных счетов А и В, в депозитарии дилеру открывают субсчета 1 операций на вторичном рынке. Каждый дилер один раз в неделю представит в Центральный банк России отчет по своему субдепозитарию.

Торговая сессия ГКО проводится на Московской межбанковской валютной бирже.

ГКО реализуются со скидкой с номинала. Цену устанавливают в процентах к номинальной стоимости. Доход инвестора складывается за счет разницы жду ценой номинала и ценой покупки. Первичное размещение ГКО осуществляется на аукционе. Дилеры подают собранные от всех желающих заявки приобретение облигаций, в которых указываются цена и количество покупаемых ГКО. Эмитент, ориентируясь на суммарный спрос и объем выпуска, определяет цену отсечения. Заявки, поступающие по данной цене и выше, удовлетворяются, а заявки с более низкими ценами - нет.

На рынке ГКО ЦБ России выполняет функции агента Министерства финансов по обслуживанию выпуска облигаций, дилера и контролирующего органа.

Облигации федерального займа (ОФЗ) - первые среднесрочные государственные ценные бумаги, появившиеся в Российской Федерации. Введены в обращение в июне 1995 г., выпускались сроком на 1 год 2 недели, поскольку, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной, необходим срок более года. Таким образом Министерство финансов пыталось удлинить сроки государственных заимствований. С августа 1997 г. Центральный банк приступил к продаже ОФЗ со сроком обращения более 4 лет. Введение ОФЗ стало возможным главным образом из-за падения уровня инфляции.

Владельцами ценных бумаг могут быть юридические и физические лица. Эмитентом является Министерство финансов РФ, которое утверждает периодичность выпусков; объем и срок каждого выпуска; тип облигаций (именные и на предъявителя); порядок и формы выплаты доходов и погашения; порядок признания выпуска состоявшимся; ограничения на потенциальных владельцев; номинальную стоимость облигаций; размер, периодичность и поря-I к выплаты процентов; количество выпусков облигаций.

На выпуск оформляют глобальный сертификат, фиксирующий все его условия. Первый экземпляр сертификата хранится в депозитарии, а второй - в Министерстве финансов. Все облигации учитывают при помощи записей по счетам депо в депозитариях и субдепозитариях.

Облигации федерального займа являются купонными, и доход по ним выплачивают один раз в квартал. Величину купонного дохода рассчитывают отдельно для каждого периода выплат и объявляют по первому купону, но не позднее чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по каждому купону исчисляют с даты выпуска облигаций до даты его выплаты и так вплоть до даты погашения облигации.

При заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки исчисляют сумму накопленного дохода - это отличительная черта среднесрочных облигаций. Сумму накопленного дохода рассчитывают как часть купонного дохода, пропорциональную времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделок с ОФЗ покупатель, помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки, должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

ОФЗ могут быть размещены как на первичном, так и на вторичном рынке в течение всего срока обращения облигаций для обеспечения более высокого предложения на них. Поскольку между ГКО и ОФЗ немало общего (механизм эмиссии, обращения и расчетов), рынки этих двух бумаг часто объединяют.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускают в документарной форме. Они являются ценными бумагами на предъявителя и предоставляют владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим ценным бумагам.

Первая серия ОГСЗ была выпущена в 1995 г. для привлечения большого количества населения и имела исключительно низкую номинальную стоимость - 100 и 500 тыс. р.

ОГСЗ выпускаются в бумажной форме, срок их обращения - один год, эмитентом является Министерство финансов РФ. Каждая облигация имеет четыре купона, купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации.

При погашении облигаций владельцам выплачивают их номинальную стоимость и процентный доход по последнему купону. Погашение осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации.

Процентный доход, определяемый Министерством финансов на каждый купонный период, равняется последней официально объявленной купонной ставке по ОФЗ.

ОГСЗ размещают на закрытых конкурсах. Минимальная заявка на покупку облигаций составляет 10 млрд р. Конкурс выигрывают банк или финансовые организации, предложившие более высокую цену. При этом принять участие в конкурсах могут все коммерческие банки и финансовые организации, имеющие лицензию на право распространения облигаций.

При первом выпуске облигаций, включавшем 10 серий, Министерство финансов соблюдало все объявленные правила обращения ценных бумаг, что обусловило увеличение доверия населения к вложениям в ценные бумаги и повышение спроса на них. Так, объем заявок в последнем, десятом, аукционе в четыре раза превысил объем эмиссии. Средневзвешенная цена поднялась выше номинала, и для удовлетворения спроса Министерство финансов вынуждено было провести дополнительный выпуск облигаций в объеме 1 трлн р.

ОГСЗ успешно выполнили свои функции. Они стали неинфляционным методом покрытия бюджетного дефицита, мобилизуя излишки денежных средств населения и обеспечивая массовому инвестору удобный способ хранения и приумножения средств.

Перед рассмотрением показателей доходности государственных ценных бумаг необходимо дать определения некоторых понятий.

Рыночная стоимость облигации - это средневзвешенная цена на первичном рынке или цена последней сделки на вторичных торгах за определенный лень.

Курс облигаций - покупная цена одной облигации в расчете на 100 денежных единиц номинала:

где Р k – курс облигации;

P рыночная цена;

N – номинальная цена облигации.

В мировой практике существуют показатели текущей и полной доходности ценных бумаг.

Показатель текущей доходности показывает текущие поступления за год относительно сделанных инвестиций:

где V c – текущая доходность облигаций;

Р – цена облигации;

J – сумма процентов.

Недостаток этого показателя состоит в том, что он не учитывает прибыль или убытки, полученные от разницы между текущей рыночной ценой облигации и ее стоимостью при погашении.

Показатель полной доходности применяют для измерения общей ценности облигаций для инвестора. В зависимости от способов начисления процентов используют два варианта исчисления этого показателя:

простая доходность к погашению:

(2.3)

где V ms – простая доходность к погашению;

T срок до погашения облигации.

Недостаток этого показателя заключается в том, что он не учитывает начисление сложных процентов;

эффективная доходность к погашению (учитывает сложные проценты). Для облигаций с периодической выплатой процентов (раз в год) и погашением ее номинала в конце срока эффективную доходность исчисляют по формулам

(2.4)

где Р – рыночная цена;

N – номинальная цена;

J объявленная годовая норма доходности по облигации;

N – срок от момента приобретения до момента выпуска облигации;

I – ставка помещения;

а n; i – коэффициент приведения годовой постоянной ренты;

Р k – курс акции.

Казначейские обязательства (КО) - вид государственных ценных бумаг, размещаемых на добровольной основе среди населения, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими бумагами.

Цель их выпуска состоит в безэмиссионном финансировании дефицита федерального бюджета, погашении государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращении неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т. п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют одинаковые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Казначейские обязательства выпускают в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных банках. Все расчеты с покупателями банк осуществляет из выписок со счетов депо, подтверждающих права собственности на КО.

Держатель счета депо может:

Погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета депо кредиторов;

Продавать КО юридическим или физическим лицам-резидентам;

Закладывать КО с целью получения кредитов;

Обменивать КО на налоговые освобождения;

Погашать КО с получением процентов.

Министерство финансов выпускает КО сериями. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, состоящий из семи разрядов. Первый разряд номера - буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают дату выпуска (день и месяц) и последние - порядковый номер выпущенной серии. Каждую серию оформляют глобальным сертификатом, составленным в двух экземплярах: один хранится в уполномоченном депозитарии, а второй - в Министерстве финансов России.

В сертификате фиксируются все параметры выпуска: объем; номинальная стоимость КО; дата выпуска; дата начала погашения; процентная ставка; ограничения на владельцев КО; максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности; срок обмена КО на налоговые освобождения; другие дополнительные данные.

Погашение КО осуществляет Министерство финансов путем перевода на счета последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов. Срок погашения КО - один год.

Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) впервые выпущены в 1993 г. Их выпуск не был связан ни с финансированием экономики, ни с финансовым дефицитом бюджета. Они являлись гарантией возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР с целью обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.

Эмитентом облигаций выступило Министерство финансов РФ, валюта зай-ма - доллары США. Основным платежным агентом по выплате основного долею облигациям и процентов по купонам являлся ЦБ РФ. Доход по этим облигациям составлял 3% годовых. Номинал облигаций - 1,10 и 100 тыс. дол. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет.

К каждой облигации прилагался комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Последний купон предоставлялся вместе с облигацией, подлежащей погашению. ОВВЗ - первые валютные облигации на российском рынке ценных бумаг. Их выпуск был нацелен главным образом на иностранных инвесторов. У российских покупателей эти облигации на первом этапе не пользовались активам спросом из-за низкого доверия к любому виду государственных ценных бумаг.

Иностранные инвесторы были настроены более оптимистично, поскольку ОВВЗ имеют ряд положительных качеств:

Имеют бумажную форму выпуска;

Обладают высокой доходностью (значительно выше уровня доходности
н зарубежных фондовых рынках).

Однако существовали и отрицательные моменты:

Отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость;

Неустойчивое положение российской экономики.

Если изначально основными участниками торгов по ОВВЗ были отечественные компании, то к 1996 г. больше половины участников составляли иностранные финансовые учреждения, привлеченные высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина РФ. Поскольку рынок ОВВЗ является международным, на него влияют любые изменения экономической и политической конъюнктуры.

Золотые сертификаты выпускает Министерство финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Первичное размещение золотых сертификатов Минфин осуществлял через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать заявку в Министерство финансов и перечислить необходимые средства.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки перепродавали золотые сертификаты юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за высокой номинальной стоимости. Реализовать находящиеся в руках сертификаты было практически невозможно, поэтому банкам разрешалось продавать их частями не менее одной сотой номинала, т. е. 100 г золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска собственных облигаций, которые в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г. было продано только 10% от суммы эмиссии. Основными покупателями являлись крупные финансовые учреждения: банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного дохода, а также погашение золотого сертификата производились Министерством финансов в рублях по курсу ЦБ или золотом.

По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию ЦБ на совершение операций с драгоценными металлами.

Вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.

Предыдущая

Основанием для проведения расчетов являются выписки из реестров сделок, формируемые ММВБ в двух экземплярах по итогам торгов.

Первый экземпляр выписки предназначен для Дилера и служит для нет документом, подтверждающим факты сделок и их условий, второй, с подписью Дилера, – остается на ММВБ в качестве первичного документа для расчетных документов по совершенным сделкам.

Погашение ГКО осуществляется в день погашения с 9:00 до 10:00 по московскому времени.

Центральный банк РФ выставляет на ММВБ заявку на приобретение всего объема погашаемых ГКО по цене, равной номиналу.

Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона, проводимого Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов Российской Федерации.

Аукционы по размещению ГКО проводятся:

со сроком обращения три месяца – в первую и третью среду каждого месяца;

со сроком обращения шесть месяцев – во вторую среду каждого месяца;

со сроком обращения один год – в четвертую среду каждого месяца.

Если этот день приходится на выходной или праздничный день, То аукцион проводится в следующий первый рабочий день.

Дата аукциона, предельный объем выпуска, место и время проведения аукциона объявляется Центральным банком РФ не позднее, чем за семь календарных дней до его проведения.

После объявления о проведении аукциона по размещению очередного выпуска облигаций Дилеры начинают собирать заявки от потенциальных покупателей ГКО. Сбор заявок завершается ко дню проведения аукциона. В день проведения аукциона с 10:00 до 10:30 в месте проведения аукциона Дилеры подают две заявки на покупку облигаций (далее по тексту – "заявки"), заполненные в двух экземплярах по установлен ной форме, подписанные уполномоченным лицом Дилера и заверенные его печатью. Заявки, поданные после 10:30, к рассмотрению не принимаются. Одна из заявок на покупку ГКО подается дилером от своего имени и за свой счет (заявка Дилера) и содержит собственные предложения Дилера по покупке ГКО. Другая заявка на покупку ГКО подается Дилером за счет Инвесторов (заявка Инвесторов) и объединяет все поданные через наго заявки потенциальных Инвесторов.

Заявка может содержать неограниченное число конкурентных предложений и одно неконкурентное предложение.

В каждом конкурентном предложении указывается цена, по которой Покупатели готовы купить ГКО, и соответствующее этой цене количество ГКО. Цена за одну облигацию устанавливаетсяв процентах от номинальной цены с точностью до сотых долей процента.

В неконкурентном предложении указывается объем денежных средств, который покупатели готовы инвестировать на аукционе на условиях средневзвешенной цены.

Центральный банк РФ может установить максимально допустимый объем денежных средств, направляемых на покупку ГКО, указываемый в неконкурентной заявке каждым покупателем. Центральный банк РФ объявляет о величине этого лимита не позднее чем за 7 календарных дней до проведения очередного аукциона одновременно с объявлением других параметров выпуска.

К 10:00 по московскому времени в день проведения аукциона Дилер резервирует сумму денежных средств, которые будут направлены им на покупку ГКО. Этих средств должно быть достаточно для полной оплаты ГКО, указанных Дилером в обеих заявках на покупку, а также для уплаты налога на операции с ценными бумагами и комиссионного вознаграждения ММВБ.

По неконкурентному предложению размер достаточной, суммыденежных средств равен сумме, которая указанавнеконкурентнойзаявке покупателя.

По конкурентному предложению размер достаточной суммыде нежных средств равен сумме, необходимой для полной оплаты ГКО по цене, указанной в данном предложении.

Конкурентные предложения удовлетворяются (т.е. заключаются сделки купли-продажи) по ценам, которые в них указаны.

Неконкурентные предложения удовлетворяются по средневзвешенной цене удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных предложений.

До 18:00 по московскому времени каждый Дилер получает у сотрудника Торговой системы выписки из реестра сделок. Выписки из реестра сделок на аукционе подписывают уполномоченные сотрудники Дилера, ММВБ и Центрального банка РФ. Выписка из реестра сделок считается подтверждением заключения договора купли-продажи ГКО между Дилером и Центральным банком РФ.

4. Инвестиционная привлекательность облигаций и факторы ее определяющие

I. Инвестиционная привлекательность облигаций

1) согласно Федеральному закону РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года N39-ФЗ под облигацией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателей на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ;

2) для инвестора привлекательность облигаций состоит и в том, что облигации удостоверяют отношения займа между ее владельцем (инвестором) и лицом, выпустившим облигации (эмитентом). Эмитент, выпустивший облигации, обязуется погасить в определенный срок ссуду и выплатить ссудный процент, который представляет собой часть чистой прибыли, полученной благодаря займу. Характерными чертами облигации являются: заемное средство; эмитент обязуется по истечении определенного срока погасить инвестору номинальную стоимость облигации; инвестор дает ссуду на определенных условиях, за это эмитент обязуется выплачивать фиксированный процент;

3) следующая черта привлекательности в том, что инвестор может получить два вида дохода:

а) проценты, которые выплачиваются ежегодно, ежеквартально и т.д.;

б) доход в виде дисконта, который представляет собой положительную разницу между ценой приобретения (ниже номинальной стоимости) облигации;

4) инвестор уверен, что порядок выплаты процентов по облигациям регламентируется «Положением о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям». И это инвестору выгодно, потому что:

а) доходы по облигациям выплачиваются из чистой прибыли;

б) если чистой прибыли не хватает, то выплата производится за счет средств резервного фонда. Создание резервного фонда обязательно для акционерного общества;

в) если проценты по облигациям не выплачиваются, то акционерное общество может быть объявлено неплатежеспособным (но не автоматически);

г) проценты по облигациям рассчитываются по отношению к номиналу независимо от курсовой стоимости облигации;

д) проценты по выпущенным в порядке первичного размещения облигациям в первый год выплачиваются пропорционально времени фактического нахождения облигации в обращении. Если осуществляется перепродажа облигаций на вторичном рынке, то и здесь инвестор получает процент по облигациям тот, кто является владельцем облигации за 30 дней до объявленной даты выплаты дохода.

5) Инвестиционная привлекательность заключена и в разнообразных формах выплаты процентов по облигациям: проценты могут выплачиваться в денежном выражении, ценными бумагами, товарами, если это предусмотрено условиями выпуска.

Размещение ГКО осуществляется Центральным банком России по поручению Министерства финансов РФ в форме аукциона.

Первоначально, согласно Основным условиям выпуска ГКО аукционы по размещению ГКО проводились ежемесячно в третий Вторник каждого месяца. В последующем в график проведения аукционов вносились изменения. Начиная с декабря 1993 г. - 22 декабря состоялся первый аукцион по размещению первого выпуска 6 месячных облигаций - аукционы по размещению 3-х месячных облигаций стали проводиться в третий Вторник, а аукционы по размещению 6 месячных облигаций - на следующий день после проведения аукциона по размещению 3-х месячных облигаций. С июля 1994 г. началось реформирование графика проведения аукционов по ГКО: аукционы по 6 месячным ГКО стали проводиться независимом от аукционов по 3-х месячным ГКО - во вторую неделю каждого месяца. С августа 1994 г. в целях оптимизации потоков денежных средств, направляемых на аукционы, и более равномерного поступления выручки от аукционов аукционы по размещению 3-х месячных ГКО стали проводиться 2 раза в месяц - в первую и третью неделю месяца.

В октябре этого же года Министерство финансов РФ и Центральный банк России внедрили практику проведения аукционов по дополнительным траншам выпусков облигаций, уже находящихся в обращении. Практика доразмещения облигаций на вторичных торгах не только расширила возможности участия Банка России в операциях на вторичном рынке (ранее степень его участия определялась, как правило, объёмом приобретенных на нем облигаций) и усилила его регулирующие функции: он получил дополнительную возможность воздействовать на рынок путем варьирования объёма размещаемых облигаций в соответствии со складывающейся конъюнктурой и стабилизировать ценовые параметры, как аукционов, так и вторичного рынка, существенно ограничив ценовой диктат дилеров, ориентированных в своих действиях на проведение спекулятивных операций по схеме “аукцион - ближайшие вторичные торги”. Но главное - введение практики доразмещения облигаций на вторичных торгах позволило на новом качественном уровне, на постоянной основе, привлекать средства в бюджет. В 1997 г. на вторичных торгах было доразмещено облигаций на сумму 18,9 трлн. рубл., или 22,1трлн. рубл. по номиналу.

С введением реализации на вторичных тогах недоразмещенных на аукционах выпусков ГКО утратили былую значимость аукционы. Они перестали играть “роль некого конфронтационного поля, где сталкиваются интересы эмитента и инвесторов”, и часть этих отношений перетекла в рутинное русло регулярных вторичных торгов. Особенно это важно для эмитента. В связи с еженедельным графиком аукционов стала возможной оптимизация денежных потоков и отпала необходимость массированных аукционов, серьезно влиявших на конъюнктуру в других сегментах финансового рынка. Кроме того, в условиях плохо прогнозируемого или недостаточно высокого спроса снимается проблема

эмиссии выпуска, небольшого по объёмам и в следствии этого обладающего ограниченной ликвидностью, а просто увеличивается объём облигаций, находящихся в обращении. Опыт проведения аукционов по дополнительным траншам облигаций, уже находящихся в обращении, широко распространенный во всем мире, достаточно успешно используется и в России на рынке ГКО.

Не позднее, чем за 7 дней перед аукционом Банк России делает официальное объявление о размещении очередного выпуска и объявляет дату проведения аукциона. В объявлении указываются:

номер выпуска;

объем выпуска и его форма;

номинальная стоимость одной облигации;

дата погашения;

круг потенциальных покупателей;

максимальный размер неконкурентной заявки (для каждого дилера);

налогообложение доходов.

После аукциона Банк России делает официальный отчет по итогам аукциона содержащий

следующую информацию:

реквизиты выпуска;

дата и место проведения аукциона;

количество организаций, принявших участие в аукционе;

количество поданных заявок и общий денежный объем заявок;

диапазон цен в поданных заявках;

величина минимальной цены продажи облигаций;

количество удовлетворенных заявок и их процент к общему числу;

количественный объем проданных облигаций и выручка от их реализации;

доходность максимальная и средневзвешанная.

В день проведения аукциона в течении объявленного времени прима заявок дилеры вводят в торговую систему заявки. *

Заявки могут быть конкурентными и неконкурентными. В неконкурентной заявке должны быть указаны:

код дилера и общий код инвесторов;

направление сделки;

количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций;

позиция "депо" и денежная позиция в счет которых подана данная заявка.

Требования к составлению конкурентной заявки, подаваемой для участия в аукционе, аналогичны требованиям к конкурентной заявке, подаваемой для участия в торгах на вторичном рынке (см. раздел 3.3.4.3.).

Основное различие конкурентной и неконкурентной состоит в том, что в неконкурентной заявке не указывается цена за одну облигацию, а также в указании объема заявки: в конкурентной заявке указывается количество облигаций (в штуках), в неконкурентной заявке - количество денежных средств, направляемых на покупку облигаций.

Количество прибретаемых облигаций по неконкурентной заявке рассчитывается путем деления суммы денежных средств по данной заявке на сумму платежа по приобретению одной облигации, которая включает в себя средневзвешенную цену и комиссионное вознаграждение.

Дилеры имеют право вводить в торговую систему неограниченное количество заявок (конкурентных и неконкурентных) на покупку облигаций либо от своего имени и за свой счет - так называемая дилерская заявка, либо от своего имени и по поручению инвестора - так называемая заявка инвестора.

Торговая система в момент подачи заявки фиксирует время ее подачи. В течении времени ввода заявок дилер вправе снять любую из введенных им заявок. По итогам приема заявок Центральный банк России составляет сводную ведомость поступивших заявок, которая подписывается представителем Банка России и передается представителю Министерства финансов РФ. Министерство финансов РФ до установленного времени объявления итогов аукциона определяет минимальную цену продажи облигаций, называемую ещё как цена отсечения, и средневзвешенную цену всех удовлетворенных в ходе аукциона конкурентных заявок (далее - средневзвешенную цену) и передает Центральному банку России поручение на удовлетворение заявок.

Средневзвешенная цена рассчитывается как сумма произведений числа облигаций на их цену в удовлетворенных конкурентных заявках, деленная на общее число размещенных конкурентных облигаций.

Конкурентная заявка удовлетворяется в том случае, если цена, указанная в ней не ниже цены отсечения. При этом конкурентная заявка удовлетворяется по цене, указанной в ней. Неконкурентная заявка удовлетворяется по средневзвешенной цене.

По окончании аукциона торговая система, как и на торгах на вторичном рынке, снимает все неудовлетворенные заявки и рассчитывает окончательные позиции всех дилеров.

На основании выполненных расчетов торговая система составляет расчетные документы, которые подписываются ответственными лицами торговой системы, и передает их в соответствующие расчетные центры ОРЦБ или в депозитарий.

После окончания аукциона торговая система составляет и передает каждому дилеру для подписания выписку из реестра заключенных сделок с облигациями, также подписываемую ответственным лицом торговой системы. Выписки из реестра сделок хранятся в торговой системе в течение 3 лет. Сводный реестр по всем дилерам ежедневно передается в Центральный банк России.