Недоимка по налогам: что это и стоит ли платить? Взыскание недоимки по налогам: как аннулировать требования и решения налоговиков.

В данной статье речь пойдет об ответе на вопрос о том, что такое недоимка. Здесь будет рассмотрено определение термина, некоторые исторические факты, а также в общем виде мы ознакомимся со статьями НК РФ, причинами недоимки, понятием истечения срока и т. д.

Введение

Что такое недоимка? Обычно под данным термином подразумевают налоговую задолженность.

Задолженность является одним из ряда критериев, посредством которых оценивают финансовое состояние хозяйствующего лица. Анализ позволяет определить позицию субъекта в области кредитных взаимоотношений с институтами финансов (банк, страховая компания и др.) или другими такими же субъектами, которые обладают определенным хозяйственным имуществом. Также это касается физических лиц (например, с наемным рабочим).

Кредиторская и дебиторская задолженности оцениваются в денежных ресурсах.

РФ и Российская империя

Отвечая на вопрос о том, что такое недоимка в современности на территории РФ, важно будет упомянуть, что она является вовремя не уплаченной суммой налога или сбора (ст. 11 Налоговый Кодекс РФ).

НК РФ гласит также, что взыскание может быть принудительным. Однако это возможно лишь после истечения срока, который требуется от исполнителя.

Вспоминая историю, одним из событий о неуплате недоимки является связанное с окладным сбором; их накопление на первое января 1896 г. составляло 115 152 476 рублей. Помимо этого было отсроченных платежей на 2 175 437 р. Причина заключалась в инфраструктуре системы. Недоимки накапливались из-за несоответствия оклада крестьянина и доходностью с его дела. Были и другие факторы, влияющие на это, однако указанный — основной.

История и уплата

Чтобы лучше понять, что такое недоимка, желательно ознакомиться с некоторыми историческими данными и проанализировать данное явление со стороны.

До 1889 г. плательщиков обязывали вносить недоимки в ближайший год, идущий следом за недоимочным. Помимо этого необходимо было внести полный оклад. Закон от третьего апреля 1889 г. разрешает давать отсрочки и рассрочки субъекту с недоимкой. Ограничения у суммы, которая набежала за 5 лет, нет, но больше данного срока откладывать нельзя. Раньше эта система была отлажена плохо, а несоответствие оборота какой-то продукции крестьянина с требованиями к выплатам приводило к накоплению большого количества недоимок. С течением времени эта система стала снижать требования, например, посредством введения льгот и т. д.

Манифест, выпущенный 14.05.1896 г., отменил накопившийся объем недоимок и стал своего рода одним из первых случаев списания безнадежной недоимки. Днем, с которого отменились долги, является первое января этого же года. Это касалось гос. поземельного налога, поземельных сборов на работу гминных (польских) органов власти, подымных податей крестьян. Также их отменили в европейской части России по отношению к податям (оброчной и подушной), а также к лесным налогам. Недоимки и пени отменили для каждого переселенца, водворенного на казенной земле.

Суть явления

Суть недоимки заключается в предоставлении возможности для физических, юридических и предпринимательских лиц ежегодно выплачивать суммы налога, которые начисляются налоговой инспекцией.

Все невыплаченные средства растут из года в год. Они представляют собой общую недоимку для всего района, а именно, его бюджета. Также под этим термином подразумевают излишние возмещения гражданину, которые были начислены ему по решению налоговой инспекции.

Когда возникает недоимка?

Любое нарушение законодательства обладает моментом, который определяет наличие и размер недоимки по налоговому сбору. В случае когда неплательщик - это физ. лицо, то сроки уплаты подобной задолженности и образования долга начинают отсчитывать с момента, в котором гражданином был нарушен срок уплаты, который установила налоговая служба. Если неплательщик - это юр. лицо, то:

  • дата образования задолженности - это день, в который было получено извещение предприятием;
  • в случае наличия зафиксированного зачета по налогу, датой станет день, в который было вынесено решение о налоговом зачете.

Любую задолженность, связанную с неуплатой налогов, необходимо погасить в кратчайший срок. Это важно, так как в противном случае человека могут привлечь к одному из двух видов ответственности (административному или уголовному).

Взыскание

Известие о задолженности можно отправить по почте или принести к месту регистрации, на котором расположено предприятие, и передать его управляющему учреждением лицу. Извещение может отсылаться по интернету. 20 трудовых дней - это срок, в течение которого происходит отправка письма.

В случае отсутствия выплат со стороны должника налоговая служба может взыскать средства с кредитного счета, отобрать часть имущества, как движимого, так и недвижимого. Также могут затронуть лицевые счета, арестовать имущество. Последнее возможно лишь в том случае, если это предписала прокуратура.

Налоговая служба может требовать взыскание в течение трех лет с момента обнаружения недоимки. Исключение составляют случаи, связанные с собственностью казначейских учреждений, особо ценным имуществом, которое было приобретено на деньги автономных учреждений или бюджетных организаций.

Современность и обязанность уплаты ст. 23 НК РФ

Чтобы ответить более широко на вопрос о том, что такое - недоимка, нужно знать о статье 23 НК РФ, которая гласит, что священной обязанностью субъекта является «уплата законно установленных налогов». Согласно статьей 11 НК РФ, под недоимкой подразумевают сумму налога или сбора, которая не была уплачена в установленные законодательными органами сроки, отведенный для уплаты.

Задачу налоговых органов статья 32 НК РФ определяет в виде набора средств и методов, посредством которых можно контролировать соблюдение законодательных актов о налоге и сборах.

Анализируя статью 45

Акты недоимки включают в себя множество утверждений и постановлений, а также они прописаны в различных статьях НК РФ. Например, в соответствии с 45 статьей налогоплательщика обязывают самостоятельно выполнять обязанности по выплате налогов, если только нечто, касающееся этого вопроса, не предусматривается законодательными положениями.

Обязанность необходимо выплачивать в четко установленный срок. Также, налогоплательщику предоставляется право досрочного погашения суммы облагаемого налога. В случаи установления факта, о том, что субъект не выполнил свою обязанность в надлежащем виде, может начать применять принудительные меры взыскания.

В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налоговой службой может быть выдвинуто требование к выплате долга в случае невыполнения своих обязанностей. Также она гласит о том, что проводить взыскание с физ. лица будут с применением судебной практики.

«Восстановлению не подлежит»

Срок уплаты недоимки характеризуют как пересекательный, а потому восстановить его нельзя. Это значит, что налоговый орган может предъявить иск только в пределах определенного срока, а далее следует безусловная потеря права в иске. Пленум ВАС РФ от 28 февраля 2001 года № 5 заключил, что срок, отведенный для дачи иска, является пересекательным, то есть не подлежащим восстановлению. В случае если он был пропущен, то судом удовлетворить требование налогового органа невозможно. Порядок взыскания недоимки производится по отношению к юридическим лицам через суд.

В практике часто появляются споры. Они касаются момента начала истечения этого срока. Крайне важно установить - срок вышел или нет?

Вышеупомянутым пленумом также было установлено, что налоговые органы могут обращаться в суд по вопросам, связанным неуплатой задолженности юридическими лицами, в случае, если еще не истекли шестьдесят дней, которые предусматриваются пунктом третьим ст. 46.

Страховые фонды

Недоимка по взносам, предназначенным для удовлетворения страховых потребностей социума, позволяет уполномоченным органам сразу же направлять запрос в банк с требованием о принудительном взыскании. Недоимку по страховым взносам определяют как общую сумму средств, образованную страховыми взносами, и невыплаченную в сроки определенные государственными актами. Однако перед отправлением требования в структуры банка ФСС обязано оповестить субъекта, с которого требуется взыскание. Форму требования утвердил приказ ФСС 11.01.2016 г., № 2 - форма 5 - ФСС. Перед использованием принудительных мер уполномоченные органы дают субъекту возможность выплатить недоимку в течение какого-либо срока.

Исходя из статьи 48 НК РФ

Буквальное толкование положения статьи 48 НК РФ показывает нам, что иск можно предъявлять лишь в том случае, если налог был не уплачен во всем размере.

Под налоговой недоимкой в соответствие с утверждениями НК РФ подразумевают сумму налога. Недоимка может состоять не только из недоплаченной части долга, но и из целой его суммы. Однако вне зависимости от того, сумма налога это или его часть, она все равно будет относиться к налоговой недоимке. Разница в интерпретации понятия не меняется в зависимости от суммы требуемой выплаты, а меняться может только размер этой задолженности.

И помните о том, что несвоевременная выплата налогов, как в частичном, так и полном размере, влечет за собой административную и уголовную ответственность. Необходимо стараться избегать случаев, в которых службы налоговых органов власти станут взывать с вас возврат задолженности в принудительном порядке.

В прошлом номере журнала мы рассмотрели вопрос, как избавиться от старой недоимки, отраженной на лицевом счете налогоплательщика, право на взыскание которой налоговые инспекторы утратили . Такая недоимка зачастую указывается в справке о состоянии расчетов с бюджетом (подтверждающей налоговую добросовестность налогоплательщика) , которая теперь стала официальным документом и должна в соответствии с налоговым законодательством выдаваться налоговыми органами. Но не менее интересен и другой вопрос: когда контролеры утрачивают право на взыскание недоимки? Он и станет предметом рассмотрения в статье.

По общему правилу налоговый орган вправе исключить задолженность из лицевой карточки расчетов с бюджетом (РСБ), только если признает задолженность безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ . Большая часть оснований для списания налоговой недоимки, перечисленных в названной статье, связана с прекращением налогоплательщиком хозяйственной деятельности или с недостаточностью его имущества для погашения задолженности перед бюджетом.

К сведению

Федеральным законом №  248-ФЗ установленный п. 1 ст. 59 НК РФ перечень случаев, когда недоимка по налогам и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, дополнен новым пп. 4.1 (применяется с 24.08.2013). Согласно этому подпункту недоимка признается безнадежной, если судебный пристав-исполнитель вынесет постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью ее взыскания (см. также Письмо Минфина России от 08.07.2013 №  03-02-07/2/26263 ). Но для этого необходимо выполнение двух дополнительных условий: с момента образования недоимки должно пройти пять лет и ее сумма вместе с задолженностью по пеням и штрафам не может превышать установленный законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) размер требований к должнику для возбуждения дела о банкротстве .

По инициативе самого налогоплательщика признание недоимки безнадежной и последующее ее списание возможно только на основании судебного акта, из которого следует (из резолютивной или мотивировочной части - значения не имеет ), что налоговый орган из-за истечения предельных сроков не вправе взыскать недоимку. Вопрос: как определить эти сроки (пропуск которых делает невозможным взыскание недоимки налоговым органом), ведь Налоговым кодексом срок давности на взыскание недоимки, а также задолженности по соответствующим пеням и штрафам не установлен? Прежде необходимо выяснить, с какого момента нужно вести отсчет этого срока.

Недоимка образована или выявлена?

Недоимка - это сумма налога (или сумма сбора), не уплаченная в установленный срок (п. 2 ст. 11 НК РФ ). Также недоимкой признается излишне возмещенная ранее по решению инспекции сумма налога, которую контролеры выявили в ходе выездной или камеральной проверки (п. 8 ст. 101 НК РФ ).

Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ (определяет сроки для направления требования об уплате налога и сбора), который корреспондирует с п. 3 ст. 46 НК РФ (в нем прописан порядок принятия решения о принудительном взыскании недоимки), этой датой является дата выявления недоимки.

Справедливость сказанного подтверждает приложение 1 к Приказу ФНС России от 03.10.2012 № ММВ-7-8/662@ , утвердившему формы документов, используемые при принятии обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, в котором регламентирована форма специального документа, оформляемого налоговой инспекцией при выявлении недоимки. Он так и называется - «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)».

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий - по результатам камеральной проверки (ст. 88 НК РФ ) или выездной проверки (ст. 89 НК РФ ). Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок (абз. 4 п. 8 ст. 101 НК РФ ) . Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога, признаваемой таковой в порядке, установленном п. 8 ст. 101 НК РФ . Датой возникновения указанной недоимки является:

День фактического получения налогоплательщиком денежных средств - в случае возврата налога;

День принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, - в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей). При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления. К такому выводу пришел Пленум ВАС в п. 50 Постановления от 30.07.2013 №  57 . Ранее аналогичную позицию высказал Президиум ВАС в Постановлении от 20.09.2011 №  3147/11 .

Если в первом случае (при выявлении недоимки в рамках контрольных мероприятий) о недоимке налогоплательщик может узнать из решения, принимаемого по результатам проверок и направляемого ему в порядке, установленном ст. 100 НК РФ , то во втором случае (вне рамок контрольных мероприятий) - лишь из полученного требования об уплате налога, которое по общему правилу налоговый орган должен направить ему не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ ).

Дело в том, что специальный документ «О выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)», который налоговые инспекторы обязаны составить в силу абз. 2 п. 1 ст. 70 НК РФ , налогоплательщику в обязательном порядке не направляется. На этот нюанс обращают внимание и финансисты (Письмо от 11.02.2010 №  03-02-07/1-57 ), и арбитры (Постановление ФАС СЗО от 21.12.2010 № А13-2446/2010 ).

И последнее: для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Считаем процессуальные сроки

Определение даты начала периода жизни недоимки - это лишь первый шаг на пути исчисления срока давности для ее взыскания. Этот срок действительно нужно исчислять, поскольку в Налоговом кодексе он прямо не установлен, там прописаны только конкретные процессуальные сроки для отдельных процедур, например:

Для принятия решения о взыскании недоимки, в том числе для направления требования об уплате налога (ст. 70 );

Для исполнения такого требования (ст. 69 );

Для принятия решения о бесспорном взыскании налога (ст. 46 , 47 ).

При выявлении недоимки в ходе налоговой проверки требование об уплате направляется в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по проведенной проверке (п. 6 ст. 6.1 , п. 2 ст. 70 НК РФ ).

Напомним, с 24 августа 2013 года срок выставления требования увеличен с 10 до 20 дней. Соответствующие поправки в п. 2 ст. 70 НК РФ были внесены Федеральным законом №  248-ФЗ . Названным законом измен и срок для направления требования, установленный п. 1 ст. 70 НК РФ , для случаев, когда недоимка выявляется вне рамок контрольных мероприятий. Теперь он зависит от общей суммы задолженности (включая задолженность по пеням и штрафам):

500 руб. и более - требование направляется в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки;

Менее указанной суммы - в течение года со дня выявления недоимки.

Минимальный срок на добровольное погашение задолженности, указанной в требовании, - 8 рабочих дней начиная с даты получения требования (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ ). Однако этот срок по усмо-трению налогового органа может быть увеличен. (Заметим, максимальный предел данным пунктом не установлен.)

По окончании указанного срока (или срока, указанного в самом требования) определяются сроки на бесспорное, а затем и на судебное взыскание недоимки, установленные ст. 46 НК РФ .

Срок для бесспорного взыскания задолженности ограничен 2 месяцами, по окончании которых налоговый орган в течение 6 месяцев вправе обратиться в суд с заявлением о ее взыскании в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ ).

Существенный момент. В двухмесячном сроке на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, установленном п. 3 ст. 46 НК РФ , не учитывается период, в течение которого принимались обеспечительные меры в виде приостановления действия решения о принудительном взыскании.

К такому выводу пришел Пленум ВАС в Постановлении №  57 , указав в п. 76 следующее: принятые судом обеспечительные меры приостанавливают течение установленного ст. 46 НК РФ срока принудительного взыскания недоимки, пеней, штрафа. В этот период существуют юридические препятствия для осуществления инспекцией действий, необходимых для принудительного взыскания.

Следовательно, принимая во внимание изложенное, максимальный срок, отведенный налоговым законодательством на взыскание выявленной недоимки, исчисляется так: начало отсчета -

дата выявления недоимки + время до выставления требования об уплате (3 месяца или 20 рабочих дней) + срок на добровольную уплату (8 рабочих дней или более) + время на бесспорное взыскание (2 месяца) + время для обращения в суд (до 6 месяцев после окончания срока исполнения требования).

Но это еще не все. Пропущенный по уважительной причине срок для обращения в суд может быть восстановлен (п. 3 ст. 46 НК РФ ).

Обратите внимание

В настоящее время ни НК РФ, ни АПК РФ (регламентирующий деятельность арбитражных судов) не содержат указаний, какие причины могут быть признаны уважительными. Например, внутренние организационные причины, по которым налоговые органы пропустили срок на взыскание недоимки в судебном порядке, не могут рассматриваться в качестве уважительных для его восстановления (п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ №  57 ). Не будет считаться таковой и сверка расчетов с налогоплательщиком (Постановление ФАС ДВО от 12.03.2009 № Ф03-717/2009 ).

Вместе с тем срок на взыскание недоимки может быть восстановлен, если между налогоплательщиком и инспекцией был судебный спор о законности решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности (см. Постановление ФАС УО от 15.05.2013 № Ф09-3617/13 ).

Кроме того, согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, установленном ст. 47 НК РФ .

Принять такое решение налоговый орган вправе в течение года после окончания срока исполнения требования. По истечении года, но не позднее 2 лет после окончания срока исполнения требования налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика суммы налога, причитающейся к уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления и в этом случае может быть восстановлен судом (п. 1 ст. 47 НК РФ ).

Как отмечено в п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ №  57 , налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика. Иными словами, взыскать недоимку за счет имущества налогоплательщику, минуя стадию ее взыскания за счет денежных средств должника в банке, налоговый орган не вправе. Но из этого правила, по мнению Пленума ВАС, есть два исключения, когда налоговый орган вправе сразу принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества налогоплательщика:

Если в отношении этого налогоплательщика ведется исполнительное производство, которое на момент принятия решения о взыскании не окончено (не прекращено);

В случае отсутствия у налогового органа информации о счетах налогоплательщика.

Итак, подсчитав срок, состоящий из совокупности приведенных выше сроков, приходим к выводу: в целом период, отведенный Налоговым кодексом для принудительного взыскания контролерами недоимки (задолженности по пеням, штрафам) с налогоплательщика, составляет в общей сложности около 3 лет. При этом определить конкретную дату, после наступления которой контролеры не вправе взыскивать спорную задолженность с налогоплательщика, не представляется возможным, так как по замыслу законодателей она не является фиксированной.

Вместе с тем совокупность сроков, установленных ст. 45 , п. 3 ст. 46 , ст. 69 , 70 НК РФ на принудительное взыскание с налогоплательщика недоимки по налогам и пеням, является пресекательной. К такому выводу в свое время пришел Президиум ВАС в Постановлении от 06.11.2007 №  8241/07 , указав, что по истечении пресекательного срока взыскания недоимки начисление пени на сумму недоимки неправомерно (см. также Постановление ФАС МО от 10.11.2011 №  А40-145221/10-13-878 ).

Аналогичной позиции на этот счет придерживается и Минфин (см. Письмо от 29.10.2008 №  03-02-07/2-192 ).

Что в итоге? Гражданским законодательством, в частности ст. 196 ГК РФ , установлен общий срок исковой давности, составляющий 3 года. Однако к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ ).

Иными словами, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено распространение установленного ст. 196 ГК РФ общего срока исковой давности в 3 года в отношении выявления налоговым органом недоимки (Письмо Минфина России от 11.02.2010 №  03-02-07/1-57 ). Поскольку в Налоговом кодексе прописаны самостоятельные сроки для взыскания недоимки, исходя из них и следует определять период жизни недоимки.

В законодательстве РФ используется два близких по значению понятия - недоимки и задолженности. В чем их специфика?

Что такое недоимка?

Под недоимкой законодательство РФ понимает сумму установленного налога или сбора, которая не уплачена ФНС или иному компетентному государственному органу гражданином либо организацией, обязанными их уплатить, вовремя. То есть в срок, установленный положениями нормативно-правовых актов. Недоимками признаются и суммы страховых взносов в государственные фонды - ПФР, ФСС, ФФОМС.

Недоимкой также является сумма налога, сбора или взноса, которая недоплачена или начислена сверх того, что гражданин или организация уплатили, - например, по итогам проверки или по решению суда.

Таким образом, недоимка - это долг перед государственной организацией. Как правило, по факту ее обнаружения регулирующим органом плательщик обязуется погасить ее. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на недоимку начисляется пеня.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность - это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений - например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Сравнение

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство - перед государством.

Задолженность - понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность - это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета - и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором - обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

Таблица

Недоимка Задолженность
Что общего между ними?
Задолженность гражданина или фирмы по налогу, сбору либо взносу, не погашенная в срок, превращается в недоимку
В чем разница между ними?
Представляет собой сумму налога, сбора или взноса, которую частное лицо или организация должны уплатить государству по закону Представляет собой сумму денежных средств, которую частное лицо или организация должны уплатить другому субъекту (или вправе получить от него) по закону или в силу договора
Носит, как правило, односторонний характер - когда частное лицо или организация должны государству Может носить обоюдный характер, бывает кредиторской и дебиторской
Формируется только по факту просрочки уплаты суммы Является текущей по факту возникновения в силу закона или договора, становится просроченной по факту неперечисления обязанной стороной платежа вовремя
Госорган, управомоченный взимать недоимку, может начислить на нее пеню Просроченная задолженность может сопровождаться начислением неустойки в силу закона или договора

О возникновении и прекращении обязанности по уплате налогов и сборов мы рассказывали в и указывали, что обязанность уплаты законно установленных налогов - одна из основных обязанностей налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). В случае, если налогоплательщик не оплатит в установленные сроки свои налоги, у него возникает недоимка.

Недоимка по налогам - это…

НК РФ дает следующее определение недоимки. Недоимка - это сумма налога или сбора или страховых взносов, которая не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ). Это значит, что задолженность по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства недоимкой с точки зрения НК РФ не является.

За неуплату налогов в установленный законом срок в результате занижения базы или иных неправомерных действий организации несут ответственность, которую мы рассматривали в .

А у налоговых органов, в свою очередь, появляется право это недоимку взыскивать с учетом пеней, а иногда и штрафов за неисполнение налоговой обязанности (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для взыскания недоимки налоговая направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В этом документе будет содержаться информация о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ). Подробнее о налоговом требовании мы рассказывали в и приводили образец такого документа.

Налоговая инспекция будет предпринимать все доступные законные средства для взыскания недоимки по налогам с физических лиц или организаций, в т.ч. путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика-должника.

В исключительных случаях недоимка может быть признана безнадежной и списана налоговым органом (

Каждый гражданин РФ имеет обязательства перед налоговой инспекцией. Их должны оплачивать, согласно утвержденным срокам как физические, так и юридические лица.

Сфера налогообложения довольно сложная. В ней часто встречаются спорные вопросы. Самая большая проблема, которая может появиться в сфере налогообложения – это наличие просроченного долга.

В большинстве случае образовавшийся долг нужно оплачивать в установленные законом сроки. Но есть налогоплательщики, которые нарушают условия и отказываются вносить оплату. В таком случае осуществляется взыскание долго в принудительном порядке.

Порядок взыскания

В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания:

  1. Первое что делают сотрудники налоговой компании – это направляют плательщику уведомление. В нем четко прописана сумма к взысканию, включая общий долг и начисленные пени. Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.
  2. Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд.

Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.

С физических лиц

В первую очередь налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление. Данный документ должен быть подготовлен не менее чем за 30 дней до срока оплаты. Если есть возможность, то вручается уведомление лично в руки, под расписку.

Если нет возможности вручить уведомление должнику лично в руки, под расписку, его:

  • отправляют в электронном виде;
  • заказным курьером;
  • направляют по почте, заказным письмом (самый распространенный и менее затратный способ).

Согласно , налогоплательщик не обязан оплачивать налог, если не получил налоговое уведомление. Обязанность по оплате возникает именно с момента получения документа.

Если уведомление было направлено в установленные законом сроки, но налогоплательщик не внес оплату, налоговый орган направляет требование о его уплате. В требование прописывается не только сумма долга, но и размер начисленных пеней. Данный документ, согласно закону, должен быть подготовлен и направлен не позднее 3 месяцев, с момента выявления недоимки.

Если налогоплательщик не погасит сумму долга в срок и сумма задолженности превысит 1 500 рублей, то налоговый орган имеет право обратиться в суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев, с момента образования долга. При этом должник получает копию заявления не позднее дня подачи документов в суд.

Мировой судья выносит приказ единолично, который имеет силу исполнительного документа. Стоит отметить, что судебный приказ выносится без заслушивания каждой стороны и объяснений. Копия приказа направляется налогоплательщику, который согласно закону обязан произвести оплату в течение 10 дней с момента получения.

Если у налогоплательщика не хватает средств, для погашения задолженности по налогам, то взысканию подлежит личное имущество.

С юридических лиц

Для взыскания долга для юридических лиц используют:

  • денежные ресурсы, которые находятся на счетах;
  • имущество предприятия: оборудование, техника или мебель.

Первый вариант – самый простой и оптимальный. При выборе этого варианта налоговый орган подготавливает требование, в котором указывает сумму долга и размер начисленных пеней. Данный документ отправляется налогоплательщику.

С момента получения требования юридическое лицо обязано произвести погашение задолженности по налогам. Если этого не происходит, налоговый орган отправляется в банк, в котором открыт счет юридического лица и отдает решение. Согласно полученному решению долг автоматически списывается со счета.

Второй вариант – это когда оплата долга осуществляется за счет имущества предприятия. Это актуально в том случае, если деньги на счете отсутствуют или их не хватает для полного погашения долга.

В данном случае налоговый инспектор направляет должнику официальное уведомление, в котором сказано, что необходимо погасить долг в установленные законом сроки. После выявления факта, что юридическое лицо не может погасить долг за счет денежных средств, составляется требование.

Составление требование налоговый орган передает в суд и просит погасить сумму долга за счет взыскания имущества.

Только после того, как дело будет передано судебным приставам, осуществляется осмотр имущества, фиксация стоимости и конфискация. Все изъятое имущество будет продано и долги погашены. Также стоит принимать во внимание, что судебные приставы реализуют имущество по минимальной стоимости. Главная цель – быстро продать, что есть в наличии и получить средства.

Второй вариант может длиться по времени до 1 года.

Штрафные санкции

Если налогоплательщик не вносит оплату своевременно, то ему могут быть начисленные пени за неуплату, которые исчисляются особым способом. Начисленная сумма пени прибавляется к сумме основного долга. Также стоит отметить, что налоговый орган может начислять пени не только на сумму долга, но и на начисленные штрафы, если они небыли погашены своевременно.

Для определения суммы принимают во внимание две даты: непосредственной даты оплаты и законодательно установленной, до которой налогоплательщик должен был погасить налог. В большинстве случаев пени начисляются за каждый просроченный день.

Для определения размера пени используют величину, равную 1/300 от актуальной ставки рефинансирования, которая действует на отчетную дату.

Формула расчета выглядит следующим образом:

Пеня = (Общая сумма налога * количество просроченных дней * актуальная ставка рефинансирования Центрального Банка) : 300.

Санкции при неуплате налогов

Помимо пеней к должнику, будет быть применена еще одна форма материального наказания – это штрафы. Размеры и способы начисления строго определяются 122 статьей Налогового кодекса. Нарушителю могут быть начислены штрафы, в размере 20% от суммы недоимки. Если выяснится, что действия должника носили умышленный характер, то размер санкций увеличивается до 40%.

Признание задолженности по налогам безнадежной к взысканию

Согласно безнадежными к списанию признаются недоимка, начисленные пени и штрафы, которые числятся за налогоплательщиком, в следующих случаях:

  1. Ликвидация организации, в соответствии с законодательством РФ. В этом случае компания не может погасить долг, по причине недостаточности имущества и денежных средств.
  2. Признание банкротом индивидуального предпринимателя, в части недоимки, непогашенной по причине недостаточности имущества.
  3. Принятием судом акта, согласно которому налогоплательщик освобождается взыскания долга в связи с истечением срока взыскания.
  4. Смерти физического лица.

Также считаются безнадежными к списанию штрафы и пени, в случае если на момент принятия решения их уже списали финансовые компании, которые ликвидированы.

Порядок списания недоимки, признанные безнадежными к списанию, предусмотрены 59 статьей Кодекса.

Пресекательный срок

Многих налогоплательщик интересует вопрос, а есть ли предельный срок, в течение которого налогоплательщики могут требовать оплаты долга. Если внимательно изучить Налоговый Кодекс РФ, то можно понять, что точного срока не существует, а такой срок обязательно должен быть.

Тем не менее, на практике зачастую налоговые органы считают, что выставлять требования об уплате налогов и пеней они могут в любое время.

В связи с этим многие налогоплательщики получают требование налоговых органов, за прошедшие года. Возникает вопрос, законно ли данное требование, со стороны сотрудников налоговой службы? Также не ясно, всем известный срок исковой давности, равный 3 года распространяется на налоговые правонарушения?

Стоит отметить, что срок исковой давности, равный 3 годам установлен для гражданских правонарушений, о чем прописано в . Что же касается налоговых правоотношений, то тут стоит внимательно изучить . Именно там четко сказано, что нормы гражданского права к налоговым правоотношениям неприменимы.

Прямой нормы, аналогично ст.196 Гражданского кодекса, в которой был бы четко прописан срок взыскания задолженности по налогам в Налоговом кодексе нет. В то же время стоит отметить, что срок исковой давности для излишне уплаченной суммы налога или пеней Налоговым кодексом предусмотрен и составляет три года.

Получается, налоговые долги являются бессрочными, и налоговый орган может обратиться для взыскания долга даже спустя 5 или нет лет?

Согласно Налоговому Кодексу РФ налоговая обязанность каждого налогоплательщика действительно является бессрочной. При этом в кодексе предусмотрены сроки, при пропуске которых задолженности может быть признана безнадежной к списанию.

Что касается имущественных налогов (на имущество и транспорт), то в данном случае оговорено одно правило, согласно которому Налоговый орган имеет право начислять налоги только за три налоговых периода. Конечно, это не назвать пресекательным сроком, то, тем не менее, данное правило ограничивает деятельность налоговых органов.

Так что, отвечая на вопрос о пресекательном сроке долгов налогоплательщика, то можно сделать вывод, что он не имеет срока давности.

Видео: Взыскание задолженности по налогам