Страховые взносы на трудовую пенсию. Накопительные взносы в пенсионный фонд

В начале декабря 2012 года сразу несколько федеральных законов внесли изменения в законодательство РФ о страховых взносах. Поправки вступили в силу с 1 января 2013 года, но часть из них начнет действовать с 1 января 2014 года. В настоящей статье специалисты 1С:ИТС рассматривают основные положения, касающиеся изменений в тарифах взносов на пенсионное страхование, на «травматизм», действующие в отношении страхователей-работодателей, а также изменения в порядке исчисления страховых взносов для самозанятых лиц.

Страховые взносы в ПФР

Наиболее значимые изменения внесены Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ в действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании. Рассмотрим их подробнее.

Общие тарифы пенсионных взносов

Поменялся порядок распределения пенсионных взносов, уплачиваемых за работников 1967 г. р. и младше, между страховой и накопительной частью пенсии.

Таблица 1

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные на 2013 и последующие годы для отдельных категорий страхователей, имеющих право на их применение в соответствии с законодательством РФ

Период

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Для лиц 1966 г.р. и старше

Для лиц 1967 г.р. и моложе

Для лиц 1967 г.р. и моложе

В п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21 %, из них:

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

6 % - индивидуальная часть тарифа

21 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

19 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

В п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

14 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014 и последующие годы

14 % - индивидуальная часть

12 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

от 23.08.1996 № 127-ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющих деятельность в области IT-технологий (изменения внесены в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

8 % - индивидуальная часть

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2014-2017 годы

8 % - индивидуальная часть

6 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

13 % - индивидуальная часть

11 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

20 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

18 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

В п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

21,6 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

15,6 %, из них:

5,6 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

23,2 %, из них:

16 % - индивидуальная часть тарифа

21,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

14 % - индивидуальная часть тарифа

2 % - индивидуальная часть тарифа

При этом для работников 1967 г. р. и младше тариф установлен в случае, если они не распорядились своими накоплениями.

В отношении работников 1967 г. р. и младше, которые распорядились своими накоплениями, Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ устанавливаются отдельные тарифы взносов в Пенсионный фонд РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Пониженные тарифы страховых взносов на 2014 и последующие годы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в отношении работников 1967 г.р. и младше, которые распорядились своими накоплениями

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

Сельхозтоваропроизводители и пр. организации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; плательщики ЕСХН; плательщики, производящие выплаты инвалидам I, II или III группы; общественные организаций инвалидов; организации с уставным капиталом, полностью состоящим из вкладов общественных организаций инвалидов с численностью не менее 50 %, долей зарплаты инвалидов в ФОТ - не менее 25 %; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов (изменения внесены пп. «а» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 21 %

15 %, из них:

5 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Организации, получившие статус участника проекта «Сколково» (изменения внесены пп. «б» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год и последующие - 14 %

8 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Хозяйственные общества, созданные после 13.08.2009 бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ ; организации и ИП, заключившие соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности, об осуществлении туристско-рекреационной деятельности; организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий (изменения внесены пп. «в» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014-2017 годы - 8 %

2 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2018 год - 13 %

7 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

2019 год - 20 %

14 %, из них:

4 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Страхователи, осуществляющие производство и выпуск в эфир и (или) издание СМИ, в т. ч. в электронном виде, исключая рекламные и эротические СМИ (изменения внесены пп. «д» п. 9 ст. 3 Закона № 243-ФЗ в п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ)

2014 год - 23,2 %

17,2 %, из них:

7,2 % - солидарная часть тарифа;

10 % - индивидуальная часть тарифа

6 % - индивидуальная часть тарифа

Взносы для временно пребывающих на территории РФ иностранцев

Изменения коснулись перечня застрахованных лиц, а именно - временно пребывающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, с которыми заключаются срочные трудовые договоры.

Ранее пенсионные взносы платились с вознаграждений этой категории работников, если с ними заключен срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев. Начиная с 1 января 2013 года страховые взносы на выплаты этим лицам необходимо начислять, если с ними заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Исходя из формулировки, приведенной в новом пункте 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ , можно сделать вывод, что не важно, со сколькими работодателями и на какой срок были у временно пребывающего на территории РФ иностранца (лица без гражданства) заключены срочные трудовые договоры. Если общая продолжительность работы по всем трудовым договорам такого лица составляет шесть месяцев и больше, то в отношении него пенсионные взносы уплачиваются. Взносы на выплаты данной категории работников начисляются по тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части пенсии, независимо от года рождения этих лиц (в 2013-2015 гг. - 22 %, начиная с 2016 года - 26 %).

Дополнительные тарифы взносов на пенсионное страхование

С 1 января 2013 года с выплат физическим лицам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии, необходимо платить дополнительные пенсионные взносы (п. 11 ст. 3 и п. 5 ст. 6 Закона № 243-ФЗ). Эти взносы перечисляются на страховую часть пенсии и составляют солидарную часть тарифа.

Размеры перечисляемых средств установлены новыми и 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ):

1) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (занятые на подземных работах и работах с вредными условиями труда и в горячих цехах):


2) в отношении работников, которые имеют право на получение досрочной пенсии по основаниям, указанным в остальных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ :


При этом ограничение предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, в данном случае не применяется (п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ). Это значит, что дополнительные страховые взносы на пенсионное страхование начисляются на все суммы, выплачиваемые работникам.

Работодатель освобождается от уплаты дополнительных пенсионных взносов по результатам специальной оценки труда, порядок проведения которой будет установлен отдельным законом (п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ и ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов «на травматизм»

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013-2015 гг. не повышаются и остаются на уровне, определенном в статье 1 Федерального закона от 22.12.2005 № 179-ФЗ (ст. 1 Закона № 228-ФЗ). В перечень лиц, которые имеют право платить страховые взносы «на травматизм» в размере 60 процентов от основного тарифа, добавлены предприниматели, выплачивающие вознаграждения работникам инвалидами I, II, или III группы.

Тарифы страховых взносов для самозанятых лиц

  • прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;
  • ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские и иные подобные учреждения РФ.

Отсутствие деятельности в этом случае необходимо подтверждать документами, которыми, например, могут быть выписка об отсутствии движений по лицевым счетам (если они есть), документ об отсутствии кассовых операций и т. п.

Если в течение указанных выше периодов деятельность все же велась, то взносы уплачиваются в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев «занятости».

Реформа пенсионного законодательства в Российской Федерации продолжается. В конце прошлого года был принят Федеральный закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", устанавливающий виды выплат за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица.
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (далее - Закон N 360-ФЗ), о котором мы сказали выше, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
В связи с принятием и вступлением в силу Закона N 360-ФЗ Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" внесены изменения в:
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ);
- Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (далее - Закон N 111-ФЗ);
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ);
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).
Изменения, внесенные в перечисленные выше Законы, вступят в силу также с 1 июля 2012 г., и далее в статье мы будем приводить нормы законодательства, которые начнут действовать с указанной даты.
Как вы знаете, трудовая пенсия по старости может состоять из страховой части и накопительной части, что установлено п. 2 ст. 5 Закон N 173-ФЗ. Исходя из ст. 2 названного Закона, накопительная часть трудовой пенсии застрахованного лица - это суммы, учитываемые в специальной части индивидуального лицевого счета, а именно: страховые взносы, поступившие за это лицо и направляемые на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, взносы работодателей, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений и доходы от их инвестирования, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии и доход от их инвестирования.
Пенсионные накопления застрахованного лица представляют собой совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного капитала), направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования.
Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, где и учитываются перечисленные выше средства пенсионных накоплений (п. 3 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм пенсионных накоплений, которые не были учтены при определении величины суммы пенсионных накоплений для исчисления размера накопительной части трудовой пенсии по старости при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 8 ст. 17 Закона N 173-ФЗ).
Следующий Закон, к которому мы обратимся, - это Закон N 111-ФЗ. Статьей 31 этого Закона определено, что при формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии вправе:
- выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и выбрать негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Законом N 167-ФЗ. Напомним, что на основании ст. 32 Закона N 167-ФЗ застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд (далее - НПФ) начиная с 1 января 2004 г.;
- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и осуществлять формирование накопительной части трудовой пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
Порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений установлен Законом N 360-ФЗ (п. 2 ст. 38 Закона N 111-ФЗ), который, как мы уже отмечали, за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 июля 2012 г.
Виды выплат за счет средств пенсионных накоплений определены п. 1 ст. 38 Закона 111-ФЗ, ст. 2 Закона N 360-ФЗ, и эти выплаты таковы:
- выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;
- срочные пенсионные выплаты;
- единовременные выплаты, предусмотренные Законом N 360-ФЗ;
- выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Застрахованное лицо имеет право обратиться за назначением первых трех названных выше выплат к тому страховщику, у которого застрахованное лицо на день обращения за назначением соответствующей выплаты формирует пенсионные накопления (п. 1 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Размер этих выплат определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в ГПФ или НПФ, на день, с которого назначается соответствующий вид выплат (п. 3 ст. 3 Закона N 360-ФЗ).
Причем застрахованное лицо вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение 10 лет со дня ее назначения или в составе накопительной части трудовой пенсии по старости (п. 2 ст. 3 Закона N 360-ФЗ). Лица, указанные в ст. 4 Закона N 360-ФЗ, при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты (п. 4 ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Напомним, что пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии - это форма индивидуального аналитического учета в НПФ, отражающая движение средств пенсионных накоплений, включая отдельно движение средств взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и отдельно движение средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения - выплаты правопреемникам (ст. 3 Закона N 75-ФЗ).
Итак, право на получение единовременных выплат имеют следующие категории застрахованных лиц (ст. 4 Закона N 360-ФЗ):
- лица, получающие трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, - по достижении мужчинами возраста 60 лет, а женщинами - 55 лет. Напомним, что единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам, не приобретшим права на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, является обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию, что установлено п. 1 ст. 9 Закона N 167-ФЗ;
- лица, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости (включая страховую и накопительную части), рассчитанному на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ, - при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).
Правила единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1047.
Формы документов, необходимых для осуществления единовременной выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. N 66н.
Правила единовременной выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств пенсионных накоплений лицам, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 1048.
Срочная пенсионная выплата осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования, при возникновении права на установление трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) (п. 1 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Чтобы определить размер срочной пенсионной выплаты, необходимо сумму средств пенсионных накоплений, учтенных в ПФР или в НПФ, по состоянию на день, с которого застрахованному лицу назначается срочная пенсионная выплата, разделить на количество месяцев периода такой выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет). Период выплаты застрахованное лицо указывает в заявлении о назначении срочной пенсионной выплаты (п. 3 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
Размер срочной пенсионной выплаты с 1 августа каждого года подлежит корректировке исходя из сумм, которые не были учтены при определении суммы средств пенсионных накоплений для исчисления размера срочной пенсионной выплаты при ее назначении или предыдущей корректировке (п. 4 ст. 5 Закона N 360-ФЗ).
И последний вид выплат за счет средств пенсионных накоплений - это выплаты в случае смерти застрахованного лица правопреемникам застрахованных лиц в случаях, установленных Законом N 173-ФЗ.
Пунктом 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ определено, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (за исключением средств материнского капитала и доходов от их инвестирования), выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ.
При этом застрахованное лицо вправе в любое время определить конкретных лиц из числа указанных в п. 12 ст. 16 Закона N 173-ФЗ или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства. Чтобы сделать это, застрахованному лицу следует подать соответствующее заявление в ПФР, причем заявление может быть представлено в электронной форме.
Если застрахованное лицо не распорядится своими средствами пенсионных накоплений и не представит такого заявления, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, будут распределены между ними в равных долях. Выплата производится родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
- в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
- во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего, только при отсутствии родственников первой очереди. В случае отсутствия у застрахованного лица родственников, эти средства учитываются в составе резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию. При этом специальная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица закрывается.
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в ПФР в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Такой срок установлен п. 3 ст. 38 Закона N 111-ФЗ. Если этот срок будет пропущен правопреемником, он может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица.
Правила выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. N 741.
Отметим, что в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 9 Закона N 173-ФЗ, производятся выплаты:
- в случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений (выплачиваются средства, учтенные в ПФР или в НПФ) (п. 6 ст. 5 Закона N 360-ФЗ);
- в случае если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты (выплачивается остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского капитала), учтенных в ПФР или НПФ, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты).

Список литературы

1. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
2. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".

Навигация по статье

Страховая пенсия формируется из средств, которые поступают в систему ОПС в виде взносов, ежемесячно отчисляемых работодателями в ПФР.

Общий размер взносов составляет 22% от зарплаты работника, из которых 16% направляется на страховую пенсию (или 10% на страховую и 6% на накопительную, если она формируется), а 6% - так называемый солидарный тариф , сборы от которого предназначены на выплату фиксированной части, социальных выплат и в других целях, предусмотренных нормативными актами законодательства РФ.

В правовом отношении сбор взносов в бюджет Пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд ОМС» , который устанавливает обязательный порядок уплаты взносов.

  • Функции по контролю своевременности перечисления страховых взносов в ПФР, в соответствии с требованиями статьи 3 этого закона, лежит на территориальных подразделениях ПФР.
  • Что касается ( ФЗ №167 от 15.12 2001 года), то уплаченные работодателями взносы, идут только на финансирование страховой пенсии.

Направление страховых взносов на формирование страховой пенсии

Страховые взносы являются основой Пенсионной системы нашей страны. Страхователи в обязательном порядке обязаны быть зарегистрированы в территориальных органах Фонда, обеспечивать полное и своевременное перечисление пенсионных взносов бюджет ПФР, вести их учет и представлять страховщику все необходимые документы, которые требуются при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в ( ФЗ №167).

производят и дополнительные отчисления в ПФР , за счет которых формируется досрочная страховая пенсия работникам, условия труда которых, по действующему законодательству признаны тяжелыми или опасными.

Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд, зачисляются на лицевой счет застрахованных лиц, номер которого (), указан на пенсионном свидетельстве. Впоследствии размер этих отчислений будет учтен при назначении пенсий исходя из требований, изложенных в статье 10 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года.

Что лучше: накопительная или страховая пенсия?

Формируемая из пенсионных взносов, гарантирована государством и полежит ежегодному увеличению на уровень инфляции за счет индексаций, порядок которых установлен Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .

Формируется этот за счет страховых взносов работодателя за своего работника, и при назначении взносы конвертируются в баллы и перемножаются на его стоимость, устанавливаемую государством.

Государством не гарантируется и ее доходность находится зависимости от финансовых результатов инвестиционной деятельности НПФ и УК, которые могут, в результате своей деятельности, понести убытки или обанкротиться.

  • Принимая решение о формировании накопительной пенсии, необходимо понимать, что тем самым сокращается сумма отчислений на страховую, от которых в будущем будет зависеть ее . Стоит учитывать и повышенный риск, возникающий в случае вложения денег в финансовые рынки.
  • Сохранность накопительной пенсии гарантируется законом РФ от 28 декабря 2013 года N 422-ФЗ , в соответствии с которым создана система гарантирования пенсионных накоплений, которая, в случае убытков, понесенных в результате их неудачного инвестирования, гарантирует выплату накоплений, но без учета инфляции.
  • Еще одно отличие накопительной пенсии от страховой состоит в том, что она , а страховая переходит в резерв ПФР.

Расчет страховой пенсии в 2019 году

С 2015 года страховая пенсия состоит из фиксированной выплаты и страховой пенсии, рассчитываемой в баллах. Порядок расчета регулируется требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 «О страховых пенсиях» .

Большинство граждан, начинали работать еще в советское время и имеют , заработанный до 2001 года. При расчете пенсионных прав учитываются все периоды трудовой деятельности и затем они переводятся в баллы.

В дальнейшем все расчеты производятся исключительно в баллах и перевод их в рубли случается только при назначении пенсии.

Для перевода пенсионного капитала, который был сформирован до 2015 года в баллы, рассчитывается размер страховой части пенсии на 31.12.2014 (без учета накопительной части и базового размера), делится на стоимость пенсионного балла, которая 1 января 2015 года составляла 64,10 рубля (в 2019 году - 87,24 руб.).

С 2015 ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) рассчитывается исходя суммы отчислений , перечисленных страхователем на лицевой счет работника в течение года. Согласно требованиям, изложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ отчисления на накопительную пенсию прекращены до конца 2019 года.

Формула расчета пенсии

В формулу расчета с 2015 года введена новая величина - ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент (балл)) и теперь для или применяется такая формула:

СП = ИПК х СПК х К + ФВ х К,

  • ФВ - фиксированная выплата (в 2019 году - 5334,19 рублей );
  • СП - страховая пенсия;
  • ПК - пенсионные баллы (накопленные, как до 2015 года, так и позднее);
  • СПК - стоимость одного пенсионного балла (коэффициента);
  • К – повышающие коэффициенты при выходе на пенсию позже положенного срока (коэффициенты к ФВ и страховой пенсии отличаются).

Для расчета выплаты могут применяться разные формулы в зависимости от категории получателя.

Чтобы необходимо сумму пенсионных накоплений разделить на ожидаемый период выплаты - в 2019 году 252 месяца .

Если гражданин обратится с заявлением о назначении пенсии на год позже достижения им пенсионного возраста, то сократит этим ожидаемый период на срок 12 месяцев, что позволит увеличить размер накопительной пенсии.

Продолжительность периода устанавливается статьей 17 Федерального закона N 424-ФЗ от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и определяется, исходя из данных статистики о продолжительности жизни пенсионеров.

Назначение и выплата страховых пенсий

Назначение и выплата СП осуществляется по достижении гражданином , составляющего для мужчин - 60 лет и 55 для женщин, имеющих трудовой стаж не менее 15 лет (на 2024 год) и минимальную сумму пенсионных баллов в количестве 30 единиц в 2025 году (с учетом положений переходного периода, изложенных в ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013).

Для назначения страховой пенсии необходимо обратиться с заявлением в отделение ПФР или МФЦ , а также через кадровую службу работодателя, «Личный кабинет» застрахованного лица на сайте ПФР или почту. В зависимости от вида назначаемой страховой выплаты перечень документов будет отличаться, но обязательно нужно иметь при себе :

  1. паспорт;
  2. пенсионное свидетельство;
  3. трудовую книжку;
  4. свидетельство о браке;
  5. военный билет (при наличии).

Для назначения накопительной пенсионной выплаты нужно иметь одновременно и право на страховую пенсию и пенсионные накопления. Подавать заявление нужно в ту организацию, через которую . Это может быть ПФР, НПФ или управляющая компания (УК). Пакет документов и порядок назначения те же, что и при оформлении страховой пенсии.

Рассмотрение заявления о назначении как страховой, так и накопительной пенсии производится в течение 10 рабочих дней . Выплата накопительной производится одновременно со страховой за текущий месяц. При этом, пенсионер имеет право выбора способа доставки пенсии.

Клара Моисеевна достигает пенсионного возраста в октябре 2018 года. В 2015 году ее пенсионные права конвертировались в баллы и составили 80 баллов. За период с 2015 по октябрь 2018 года она заработала еще 8 баллов. Дважды находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Получила за первого - 1,8 и за второго - 3,6 балла.

Сложив все пенсионные баллы, получаем индивидуальный пенсионный коэффициент на день наступления права на пенсионное обеспечение - 87,4 балла.

В 2018 году фиксированная выплата составила 4 982,90 рублей, а стоимость пенсионного балла 81,49 рублей. При этом никаких законных оснований для применения премиальных повышающих коэффициентов у Клары Моисеевны нет. В таком случае размер ее страховой пенсии будет составлять:

4559 + 85,4 х 74,27 = 10 902 рубля.

Заключение

Анализ деятельности систем пенсионного обеспечения в других странах мира показывает, что происходит постепенное сворачивание государственных накопительных программ и расширение их страхового сектора. Поскольку отчисление средств на или заключение договора с УК или НПФ является делом добровольным, то решение о целесообразности такого шага будущий пенсионер будет принимать самостоятельно.

Что касается нового алгоритма расчета, то для проведения примерного анализа размера , факторов, которые могут влиять на ее размер и адекватной оценки своих возможностей, можно воспользоваться «пенсионным калькулятором» на сайте ПФР.

Специалисты ПФР рекомендуют обращаться за консультацией по назначению заранее , примерно за полгода до приобретения гражданином пенсионных прав. Ввиду большого количества ошибок и неточностей, допускаемых при заполнении трудовых книжек кадровыми службами предприятий, специалисты Фонда могут потребовать подтверждающие справки и сделать соответствующие запросы. Процесс сбора дополнительных справок и ожидания ответов на запросы может оказаться длительным и трудоемким.

С 1 января 2014 года вступают в силу поправки, внесенные в законодательство о страховых взносах. Некоторые из них коснутся всех компаний.

В 2014 году для основной массы компаний в государственные внебюджетные фонды сохранятся на уровне 2013 года.

Общие тарифы страховых взносов

Большинство компаний в новом году будут платить страховые взносы в пределах установленной предельной базы по совокупному тарифу 30%, из которых 22% направляются в бюджет ПФР, 2,9% — ФСС РФ и 5,1% — ФФОМС.

Как и в 2013 году, с выплат сверх установленной предельной величины базы страховые взносы начисляются только в ПФР по тарифу 10% на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это следует:

  • из пункта 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ);
  • части 1 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

Обратите внимание! Предельная величина облагаемой базы в 2014 году
С 1 января 2014 года для начисления страховых взносов составляет 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101). Базу определяют в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала года. В 2013 году предельная база была равна 568 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276).

Изменения тарифов страховых взносов внесены Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ. Они затронули порядок распределения страховых взносов в ПФР.

Накопительная часть трудовой пенсии для работников 1967 года рождения и моложе

Работники 1967 года рождения и моложе участвуют в формировании накопительной части трудовой пенсии. До 31 декабря 2015 года они имеют возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии.

Право выбора страхового тарифа регулирует Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ, внесший поправки в Федеральный закон от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Примечание. Работники, вступающие в трудовые отношения впервые, могут сделать выбор в течение первых пяти лет с начала трудовой деятельности.

Работники 1967 года рождения и моложе могут выбрать один из двух вариантов:

  • вариант 1 — оставить 6%, как в настоящее время. Для этого нужно предпринять ряд определенных действий;
  • вариант 2 — отказаться от финансирования накопительной части пенсии, то есть уменьшить тариф с 6 до 0%,а на эти 6% увеличить тариф на формирование страховой части трудовой пенсии с 10 до 16%. Этот вариант действует по умолчанию, никаких действий работнику предпринимать не нужно.

Вариант 1. На накопительную часть трудовой пенсии — 6%

Работники, которые хотят, чтобы на их накопительную часть трудовой пенсии работодатель перечислял страховые взносы по тарифу 6%, не позднее 31 декабря 2015 года должны обратиться в ПФР с заявлением:

  • о переходе в негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ);
  • выборе инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Обратите внимание : в последних двух случаях можно изменить вариант своего пенсионного обеспечения — направлять 0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 33.3 Закона № 167-ФЗ показано в табл. 1.

Таблица 1 Распределение тарифа страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если на накопительную часть пенсии направляется 6%

Тариф 6% будет и у тех работников, которые в предыдущие годы хотя бы один раз подавали заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, включая Внешэкономбанк, или о переходе в НПФ.

Тариф 6% сохраняется даже в тех случаях, когда средства накопительной части трудовой пенсии будут возвращены в ПФР, а именно (п. 8 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ):

  • у НПФ будет аннулирована лицензия на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • арбитражный суд примет решение о признании НПФ банкротом;
  • договор об обязательном пенсионном страховании был заключен ненадлежащими сторонами;
  • прекратит свое действие договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между ПФР и какой-либо управляющей компанией из числа выбранных работником.

Обратите внимание! По какому тарифу в 2014 году платить взносы в ПФР за работников 1966 года рождения и старше
В 2014 году тариф пенсионных взносов для этой категории работников остается прежним — 22%. Вся сумма страховых взносов, исчисленная по этому тарифу, идет на страховую часть трудовой пенсии.

Вариант 2. На накопительную часть трудовой пенсии — 0%

Примечание. До 31 декабря 2015 года у работника сохраняется право выбора, он может подать заявление в ПФР и формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Если работник 1967 года рождения и моложе в 2013 году не подал заявление в ПФР, с 1 января 2014 года на формирование его пенсионных накоплений страховые взносы не направляются, а на страховую часть идет 22%, из которых:

  • 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

Такой порядок установлен в пункте 3 статьи 33.1 Закона № 167-ФЗ. Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии показано в табл. 2.

Таблица 2 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для работников 1967 года рождения и моложе, если тариф на финансирование накопительной части пенсии не выбран

Изменилось соотношение тарифов на страховую и накопительную части пенсии для компаний, применяющих пониженные тарифы

Соотношение тарифов будет зависеть от выбора застрахованного лица — финансирует он накопительную часть трудовой пенсии (направляет 6% тарифа) или нет.

Поскольку до 2014 года законодательство о страховых взносах не предусматривало отказ от финансирования накопительной части пенсии, в него были внесены соответствующие изменения.

Соотношение тарифов для компаний, применяющих льготный тариф 21%

В 2014 году льготный тариф 21% по взносам в ПФР сохранен:

  • для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ;
  • организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
  • плательщиков страховых взносов на выплаты инвалидам;
  • общественных организаций инвалидов;
  • организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.

Это следует из пунктов 1—3 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ и подпунктов 1—3 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ.

Однако с 2014 года для работников 1967 года рождения и моложе изменилось соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии (п. 5 ст. 33 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов представлено в табл. 3.

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС в 2014 году сохраняются для компаний в прежнем размере 2,4 и 3,7% соответственно (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 3 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для льготного тарифа 21%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

21%, из них:

15%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

21%, из них:

5% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Обратите внимание : компании, применяющие льготный тариф, не уплачивают страховые взносы в ПФР с выплат работникам, превышающих предельную базу, по тарифу 10% (ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний, получивших статус участников проекта «Сколково»

Для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”», сохранен пониженный тариф в ПФР 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Если работник решил направить на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 8% (п. 4 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части трудовой пенсии работника будет направлено 14% (п. 6 ст. 33 Закона № 167-ФЗ) (см. табл. 4).

Таблица 4 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для участников проекта «Сколково»

Тариф страхового взноса

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

14% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в ФСС РФ и ФФОМС для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», в 2014 году сохраняются в размере 0% (ч. 1 ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Соотношение тарифов для компаний с льготным тарифом 8%

В 2014 году льготный тариф страховых взносов в ПФР в размере 8% сохранен для компаний, перечисленных в подпунктах 4—6 пункта 4 статьи 33 Закона № 167-ФЗ, а именно:

  • для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности;
  • организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6%, на финансирование его страховой части пенсии пойдет 2% тарифа (п. 5 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ).

По умолчанию финансирование накопительной части пенсии не производится, значит, на финансирование страховой части будет направлено 8% тарифа (п. 7 ст. 33 Закона № 167-ФЗ).

Соотношение тарифов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии показано в табл. 5.

Таблица 5 Распределение страховых взносов в ПФР для компаний с льготным тарифом 8%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

2% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

8% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тарифы страховых взносов в другие внебюджетные фонды — ФСС РФ и ФФОМС — для указанной категории плательщиков страховых взносов в 2014 году сохраняются в размере 2 и 4% соответственно (ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Повышены тарифы для СМИ

С 1 января 2014 года изменились тарифы страховых взносов для компаний, осуществляющих производство, выход в свет (в эфир) и (или) издание СМИ, основным видом экономической деятельности которых является:

  • деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
  • издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.

Для них тариф страхового взноса в ПФР увеличен с 21,6 до 23,2% (п. 9 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Если работник решил направлять на финансирование накопительной части пенсии 6%, на финансирование его страховой части пойдет 17,2% (п. 6 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ). Соотношение тарифов показано в табл. 6.

В 2014 году для СМИ сохраняется тариф страховых взносов в ФСС РФ на уровне 2,9%, но увеличивается тариф в ФФОМС с 3,5 до 3,9% (ч. 3.1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Таблица 6 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для СМИ

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

23,2%, из них:

17,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

23,2%, из них:

7,2% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Сохранен тариф страховых взносов для отраслей, которые поддерживает государство

Период применения льготного тарифа страховых взносов в ПФР в размере 20% продлен до 2018 года включительно, чтобы создать стабильные и предсказуемые условия ведения деятельности для следующих категорий плательщиков взносов:

  • для компаний и индивидуальных предпринимателей на упрощенной системе налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах (подп. 8 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 11 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 11 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • благотворительных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (подп. 12 п. 4 Закона № 167-ФЗ, п. 12 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (подп. 10 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 10 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (кроме видов деятельности, указанных в подп. 19, 45—47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ) (подп. 14 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ, п. 14 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Распределение тарифов страховых вносов в ПФР для указанных категорий плательщиков взносов приведено в табл. 7.

Таблица 7 Распределение тарифов страховых взносов в ПФР для компаний, применяющих льготный тариф 20%

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии лиц

На финансирование накопительной части трудовой пенсии лиц

1966 г. р. и старше

1967 г. р. и моложе

1967 г. р. и моложе

20%, из них:

14%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

20%, из них:

4% — солидарная часть тарифа страховых взносов;

16% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

В 2014 году тарифы страховых взносов в другие государственные внебюджетные фонды для указанной категории плательщиков по сравнению с 2013 годом не изменились и составляют: в ФСС РФ — 0%, ФФОМС — 0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Для IT-компаний могут снизить требования к условиям применения пониженных тарифов

На период с 2014 по 2019 год IT-компаниям могут облегчить условия ведения бизнеса. Им не только сохранят пониженный тариф страховых взносов в ПФР, установленный в размере 8% (п. 6 ч. 1 и ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ), но и смягчат требования к условиям применения пониженных тарифов, перечисленные в части 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ.

Для IT-компаний, во-первых, снизят порог средней численности работников — с 30 до 7 человек. То есть за 9 месяцев 2013 года она должна быть не менее 7 человек.

Во-вторых, из объема доходов IT-компании, из которых исчисляется доля профильных доходов, будут исключены доходы в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, а также вследствие переоценки валютных ценностей, требований (обязательств) в иностранной валюте. В настоящее время такие доходы включаются в непрофильные доходы, доля которых не должна превышать 10%, что не способствует поддержке экспорта.

Инжиниринговые компании лишили права применять льготные тарифы

В 2013 году компании, оказывающие инжиниринговые услуги, уплачивали страховые взносы по общему тарифу 30% (в ПФР — 22%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 5,1%) и не уплачивали взносы в ПФР с выплат сверх установленной предельной базы по тарифу 10% (ч. 3.5 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

С 2014 года они не относятся к льготной категории плательщиков страховых взносов и должны уплачивать взносы в ПФР с выплат работнику, исчисленных нарастающим итогом с начала года в сумме свыше 624 000 руб., по тарифу 10%.

Страховые взносы нужно уплачивать одной платежкой

Начиная с расчетного периода 2014 года уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование компании будут по единому расчетному документу (ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ).

Обратите внимание : в платежке нужно указывать КБК, предназначенный для страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, — 392 1 02 02010 06 1000 160.

Определение суммы страховых взносов — обязанность ПФР

С 2014 года Пенсионный фонд обязан определять суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии на основании данных индивидуального (персонифицирован- ного) учета в соответствии с выбранным работником вариантом пенсионного обеспечения — 0 или 6% тарифа на финансирование накопительной части трудовой пенсии (п. 2 ст. 13 и п. 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ).

Повышены размеры дополнительных тарифов страховых взносов

С 1 января 2014 года на выплаты работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, кроме обычных страховых взносов в ПФР, работодатель, как и в 2013 году, будет начислять взносы по дополнительным тарифам, но только в повышенном размере.

Виды работ с вредными и опасными условиями труда указаны в подпунктах 1—18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ).

Обратите внимание : страховые взносы по доптарифам нужно уплачивать независимо от предельной базы для исчисления взносов (ч. 3 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 3 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

При этом компания может быть освобождена от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ и п. 4 ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ).

Дополнительный тариф увеличен с 4 до 6%

Если сотрудник занят на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ), к выплатам и вознаграждениям, начисленным в его пользу, в 2014 году нужно применять дополнительный тариф в размере 6% (в 2013 году тариф был равен 4%). Это следует из части 1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 статьи 33.2 Закона № 167-ФЗ.

Дополнительный тариф увеличен с 2 до 4%

Дополнительный тариф в размере 4% с 1 января 2014 года нужно применять к выплатам и вознаграждениям сотрудников, занятых на работах, которые перечислены в подпунктах 2—18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ. К их числу относятся:

  • работники, занятые на работах с тяжелыми условиями труда (подп. 2 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, работающие трактористами-машинистами в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подп. 3 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • женщины, занятые в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (подп. 4 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие локомотивных бригад, работники, непосредственно осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также водители грузовых автомобилей, занятые непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы (подп. 5 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подп. 6 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие, мастера (в том числе старшие), занятые непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (подп. 7 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • механизаторы (докеры-механизаторы) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (подп. 8 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подп. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • водители автобусов, троллейбусов, трамваев, работающие на регулярных городских пассажирских маршрутах (подп. 10 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (подп. 11 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности (подп. 12 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в летном составе гражданской авиации (подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации (подп. 14 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (подп. 15 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • спасатели в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. 16 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • рабочие и служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятые на работах с осужденными (подп. 17 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ);
  • работники, занятые на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ).

Примечание. Дополнительные тарифы страховых взносов могут дифференцировать
В Госдуму внесен законопроект № 337978-6, в котором предлагается дифференцировать дополнительные тарифы в зависимости от условий труда — чем вреднее и опаснее труд, тем выше тариф. Такие поправки могут быть внесены в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Действует Редакция от 11.03.2002

ПИСЬМО ПФ РФ от 11.03.2002 N МЗ-09-25/2186

Часть IV. ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен статьями и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ.

Данными статьями тариф страховых взносов установлен отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Для правильного применения тарифов страховых взносов необходимо разделить всех физических лиц, в пользу которых производятся выплаты, на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше;

2) мужчины с 1953 по 1966 годы рождения и женщины с 1957 и 1966 годы рождения;

3) мужчины и женщины 1967 года рождения и моложе.

Для первых двух групп применяется тариф страховых взносов, установленный статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, для третьей группы - в 2002 - 2005 годах применяется тариф переходного периода, установленный статьей 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, а с 2006 года и дальше - тариф, установленный статьей 22 , как и для двух первых групп.

Следует также отметить, что в пункте 3 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, регулирующем порядок применения регрессивной шкалы тарифов страховых взносов, содержится ссылка на аналогичную норму статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть доступ к регрессии по страховым взносам аналогичен доступу к регрессии по единому социальному налогу.

Вместе с тем пункт 2 статьи 241 Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.2002 претерпел значительные изменения. Начиная с указанной даты страхователь может применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога (тарифов страховых взносов) независимо от размера выплат застрахованным лицам в предыдущем году. Таким образом, теперь осталось только одно условие для применения регрессивной шкалы, согласно которому налоговая база в среднем на одного работника, разделенная на количество месяцев, прошедших с начала года, должна составлять сумму не менее 2500 руб. (в 2001 году указанный норматив составлял 4200 руб.). Но если хотя бы в одном из месяцев данное условие будет нарушено, страхователь не сможет применять регрессивную шкалу до конца налогового периода (года).

Как и прежде, в данном расчете нельзя учитывать суммы, выданные 10 процентам (если численность работников превышает 30 человек) или 30 процентам (если работает менее 30 человек) наиболее высокооплачиваемых сотрудников.

С 2002 года применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 14,0 процентов 0,0 процента 12,0 процентов 2,0 процента
14 000 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12 000 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
29 800 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25 600 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 41 650 рублей 0,0 процента 35 770 рублей 5 880 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей - организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше Для мужчин с 1953 по 1967 год рождения и женщин с 1956 по 1967 год рождения
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 10,3 процента 0,0 процента 8,3 процента 2,0 процента
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 10 300 рублей + 7,9 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 8 300 рублей + 6,8 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 2 000 рублей + 1,1 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 26 100 рублей + 3,95 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 21 900 рублей + 3,39 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 4 200 рублей + 0,56 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 37 950 рублей 0,0 процента 32 070 рублей 5 880 рублей

Для лиц 1967 г.р. и моложе будут действовать следующие тарифы страховых взносов:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств составят:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года 2002 - 2003 годы 2004 год 2005 год 2006 год и далее
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 100 000 рублей 11,0 процентов 3,0 процента 10,0 процентов 4,0 процента 9,0 процентов 5,0 процентов 8,0 процентов 6,0 процентов
От 100 001 рубля до 300 000 рублей 11 000 рублей + 6,21 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 3 000 рублей + 1,69 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 10 000 рублей + 5,64 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 4 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 9 000 рублей + 5,08 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 5 000 рублей + 2,84 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4 процента с суммы, превышающей 100 000 рублей
От 300 001 рубля до 600 000 рублей 23 420 рублей + 3,1 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 6 380 рублей + 0,85 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 21 280 рублей + 2,82 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 8 520 рублей + 1,13 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 19 160 рублей + 2,54 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 10 640 рублей + 1,41 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 17 000 рублей + 2,26 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + + 1,69 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 рублей 32 720 рублей 8 930 рублей 29 740 рублей 11 910 рублей 26 780 рублей 14 870 рублей 23 780 рублей 17 870 рублей

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года