Во многом зависит от степени. Материальная мотивация руководителей высшего звена

Врач сборной России Эдуард Безуглов рассказал, как футболисту не потерять форму за время зимних каникул, отметил продукты, которых лучше избегать на отдыхе, дал рекомендации по восстановлению. Также специалист рассказал сколько футболистов ФНЛ проходили реабилитацию в его московской клинике Smart Recovery и отметил хорошее физическое состояние Кирилла Погребняка.

Зимний перерыв в ФНЛ дольше перерыва в РФПЛ и гораздо дольше перерыва в ведущих европейских чемпионатах. В связи с этим есть какие-то особые рекомендации по поддержанию футболиста в форме: тренировки, питание?

Действительно, более долгая пауза накладывает определённый отпечаток. Если слишком «хорошо» долго отдыхать, то очень сложно будет войти в рабочий ритм и успеть заложить функциональную базу на сборах. Детренированность наступает уже через три недели бездействия. А детренированность в сочетании с лишним весом и ослабленным мышечным тонусом – это уже опасная для здоровья смесь.

В то же время, ребята, которые проводят межсезонье грамотно, уже с первого сбора получают преимущество, которое с течением времени только растёт. Поэтому я бы рекомендовал пассивно отдыхать не больше 2-х недель, а затем уже системно готовиться к сборам: закладывать аэробную базу и работать над слабыми местами. Для этого хватает 4-5 тренировок в неделю по 60-90 минут. Причём они переносятся очень хорошо и проводить их можно в любой точке мира.

- Есть какие-то занятия и продукты от которых на отдыхе нужно воздержаться?

Понятно, что в межсезонье диета спортсмена становится более разнообразной и можно позволить себе некоторые вольности. Главное, не набирать более 2-3 кг лишнего веса. Впоследствии форсированная сгонка веса может негативно сказаться на мышцах и сухожилиях.

Минимум тугоплавких жиров;

Минимум сладких газированных напитков;

Минимум алкоголя;

Минимум полуфабрикатов (сосиски, колбасы);

Минимум снэков и простых сахаров.

В большинстве клубов ФНЛ есть лишь самые простые средства восстановления. Может ли спортсмен показывать максимум, имея минимум средств для восстановления? Как ему компенсировать нехватку этих средств?

Поверьте, при наличии желания любой футболист в любой из лиг может восстанавливаться на самом высоком уровне: это прежде всего зависит от уровня сознания спортсмена и в гораздо меньшей степени от материальных возможностей.

Пять основных способов максимально быстро восстановиться после окончания нагрузки:

Приём протеина (20-30 г) и углеводов (70-80 г) в первые полчаса.

Компрессионный трикотаж, который надо использовать и во время полетов.

Восполнение водно-электролитного баланса. В течении 3-х часов выпиваем в 1,5 раза больше жидкости, чем потеряли в весе: потеряли во время игры 1 кг, значит выпиваем 1,5 литра.

Холодовые ванны. Самый простой ледогенератор выдаёт в сутки 15-20 кг льда. Надувной бассейн стоит всего несколько тысяч рублей. 5-7 минут по пояс, и не надо бояться за обострение урологических проблем (смеется).

Сон – самое главное в восстановлении! Минимум 8-9 часов сна каждый день и, поверьте, сил будет гораздо больше.

Ещё важно следить за поступлением углеводов. ФИФА в предыгровой день рекомендует употреблять по 6-7 грамм углеводов на килограмм массы тела. Для получения углеводов хорошо употреблять спагетти, запечённый картофель, гречку, бурый рис, специальные батончики, углеводные гели. Для восполнения депо гликогена в мышцах и печени я бы рекомендовал такие дозы углеводов и в первые два дня после игры.

Как видите, ничего сложного нет! И не верьте в сказки о волшебных капельницах и каких-то нанотехнологиях - в 99% случаев это сказки.

Вы приводили статистику РФПЛ, согласно которой игроки каждой команды за сезон получают 40-50 травм, 18-20 из которых мышечные. В ФНЛ есть периоды, когда команды по три тура играют на холодных полях или на некачественной синтетике через три дня на четвертый. При этом разброс городов в первой лиге больше, чем в РФПЛ. Есть ли у вас статистика травм в ФНЛ?

Статистики травм по ФНЛ у меня нет. Для этого нужна системная работа на протяжении многих лет. Пока я такого желания со стороны коллег не видел. Но постоянный переход с одного покрытия на другое, перелеты, игры каждые три дня увеличивают риск травматизма - это доказанный факт.

Снижение уровня травматизма во многом зависит от уровня самосознания самого футболиста. Если ты высыпаешься, правильно питаешься, не имеешь лишнего веса и регулярно проводишь тренировки по профилактике травматизма, то проблем точно будет меньше.

ФИФА давно разработал программу «11+» и в командах, которые ее внедрили в работу на постоянной основе, травматизм снизился в 2-3 раза.

- Что для суставов футболиста хуже: старая синтетика или мерзлый газон?

Оба варианты плохи, а их сочетание - просто отвратительно.

В таких условиях, а это, к сожалению, является нашей реальностью, перечисленные выше рекомендации по снижению травматизма играют ещё большую роль.

- Большинство футболистов ФНЛ - небогатые люди. Вы уверены, что они потянут услуги в вашей клинике?

В клинике часто бывают футболисты из клубов ФНЛ и часто они приезжают после клиник где цены на порядок выше. При этом мы стараемся лечить ребят именно с учётом их профессии, а не как обычных людей, а это, поверьте, зачастую разные вещи.

Так что, финансовый фактор, в нашем случае, точно не должен останавливать.

- Сколько игроков из ФНЛ проходят или проходили реабилитацию у вас в клинике?

Смотря что называть тяжёлой травмой. Есть травмы, которые могут угрожать здоровью в целом. Есть травмы, которые могут угрожать дальнейшей карьере.

Ко второй группе можно отнести все разрывы крестов, отрывы сухожилий крупных мышц, переломы длинных трубчатых костей, как у Кирилла Погребняка. Таких травм, к сожалению, много, но сейчас при адекватной реабилитации ребятам можно помочь.

К первой группе прежде всего относятся травмы головы и позвоночника, поэтому назову травмы Андрея Лунёва в игре с Испанией и Василия Березуцкого в игре с Австрией. Хорошо что все обошлось и ребята достаточно быстро вернулись в строй.

Беседовал: Артур Федорков

Ключевые слова

ВУЗ / БАЗОВАЯ КАФЕДРА / ПРЕДПРИЯТИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАКТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / UNIVERSITY / BASIC DEPARTMENT / ENTERPRISE / EDUCATIONAL PROCESS / PRACTICE / COMPETENCES / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Радионов Андрей Александрович, Рулевский Александр Дмитриевич

Конкурентоспособность высших учебных заведений и востребованность на рынке труда их выпускников во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам , создаваемым непосредственно на предприятиях . В данной статье на основании опыта работы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск) сформулированы и проанализированы требования, выполнение которых позволяет добиться максимальной эффективности деятельности базовых кафедр . Определены требования к предприятиям , на которых целесообразно открытие базовых кафедр . Особое внимание уделяется характеру взаимодействия предприятий и вузов , позволяющему добиться взаимной заинтересованности и совпадения интересов в деятельности базовых кафедр . Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций , первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам предприятий . Показаны возможные пути достижения данного условия. Было определено, что обязательным элементом учебного процесса , проводимого на базовых кафедрах , является организация непрерывной системы производственных практик , позволяющая студентам осуществить последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях предприятия , что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций . Выявленные требования позволяют не только повысить эффективность деятельности базовых кафедр , но и дают возможность создать вокруг них учебную, научно-производственную и социокультурную зону непрерывного инновационного цикла предприятий . Как показывает опыт работы Южно-Уральского государственного университета, это обстоятельство существенно повышает заинтересованность предприятий в расширении института базовых кафедр .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Радионов Андрей Александрович, Рулевский Александр Дмитриевич

  • Построение инновационной модели подготовки технических специалистов на основе базовых кафедр организаций высшего образования

    2016 / Рулевский Александр Дмитриевич, Рыбаков Василий Петрович
  • Организационно-правовые аспекты создания базовой кафедры педагогического вуза в общеобразовательной организации

    2016 / Безвиконная Елена Владимировна, Волох Тамара Сергеевна
  • Модель формирования практико-ориентированных компетенций у бакалавров-инженеров

    2016 / Плаксина Юлия Геннадьевна, Сюськина Юлия Львовна
  • Анализ форм проведения технологических практик для подготовки квалифицированных инженерных кадров

    2016 / Кравченко Игорь Игоревич, Заварзин Валерий Иванович, Бушуев Николай Николаевич, Смирнов Сергей Георгиевич, Бушуева Валентина Викторовна
  • Стратегия развития профильного лингвистического образования в вузе

    2016 / Хомутова Тамара Николаевна
  • Системный подход к построению структуры организационно-функциональной модели цифрового моделирования производственных процессов

    2018 / Куликов Геннадий Григорьевич, Ризванов Константин Анварович, Петров Юрий Евгеньевич
  • Практические аспекты подготовки студентов социокультурной сферы в контексте культурологического и компетентностного подходов

    2014 / Журавлев Владимир Васильевич
  • К вопросу об организации практикоориентированной подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства

    2014 / Бушуева Ирина Викторовна
  • Базовая кафедра вуза в дошкольной образовательной организации как инновационный подход к организации профессиональной подготовки педагогов в области дошкольного образования

    2017 / Булах Ксения Владимировна, Демченко Наталья Юрьевна

The competitiveness of higher education institutions and the labor market demand for graduates depend on the degree of practical orientation of education. The increase of the practice-oriented part of the education process will eliminate the existing gap between the system of preparation of students at higher institution and the effectiveness of their future professional activity. Critical role in this work is given to the basic departments created at the workplace. Analyzing the experience of the South Ural State University (SUSU, Chelyabinsk), the paper describes the requirements that enable to maximize the efficiency of the basic departments. It also defines the requirements for the companies where it is advisable to organize basic departments. Particular attention is given to the nature of interaction between enterprises and universities that should be based on mutual interests. As enterprises need specialists with a particular set of competences , it is critical to adapt the educational programs to the needs of enterprises. Possible ways to achieve this condition are given in the paper. It was determined that an obligatory element of the educational process of the basic departments is a continuous system of practices, allowing students to change their quasi-professional activities, perform different types of work. It is another essential condition for the formation of the desired set of skills. Identified requirements can not only improve the efficiency of the basic departments, but can also give the opportunity to create the educational, scientific, industrial and socio-cultural areas of continuous innovation businesses. The experience of South Ural State University shows that this fact significantly increases the interest of enterprises to the expansion of the university basic departments.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов»

Проблемы инженерного образования

УДК 378.014 + 378.047 DOI: 10.14529/ped160112

ББК Ч 448.44

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЗОВЫХ КАФЕДР ВУЗОВ

А.А. Радионов, А.Д. Рулевский

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Конкурентоспособность высших учебных заведений и востребованность на рынке труда их выпускников во многом зависит от степени практической направленности проводимых образовательных процедур. Усиление практико-ориентированной части процесса подготовки позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей профессиональной деятельности. Особая роль в этой работе отводится базовым кафедрам, создаваемым непосредственно на предприятиях.

В данной статье на основании опыта работы Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ, г. Челябинск) сформулированы и проанализированы требования, выполнение которых позволяет добиться максимальной эффективности деятельности базовых кафедр. Определены требования к предприятиям, на которых целесообразно открытие базовых кафедр. Особое внимание уделяется характеру взаимодействия предприятий и вузов, позволяющему добиться взаимной заинтересованности и совпадения интересов в деятельности базовых кафедр.

Поскольку требуются специалисты с конкретным набором компетенций, первостепенное значение имеет адаптация образовательных программ базовых кафедр к нуждам предприятий. Показаны возможные пути достижения данного условия.

Было определено, что обязательным элементом учебного процесса, проводимого на базовых кафедрах, является организация непрерывной системы производственных практик, позволяющая студентам осуществить последовательную смену рабочих мест и инженерно-технических должностей в подразделениях предприятия, что является важнейшим условием формирования требуемого набора компетенций.

Выявленные требования позволяют не только повысить эффективность деятельности базовых кафедр, но и дают возможность создать вокруг них учебную, научно-производственную и социокультурную зону непрерывного инновационного цикла предприятий. Как показывает опыт работы Южно-Уральского государственного университета, это обстоятельство существенно повышает заинтересованность предприятий в расширении института базовых кафедр.

Ключевые слова: вуз, базовая кафедра, предприятие, учебный процесс, практика, компетенции, эффективность.

Постановка задачи. Наше время предъявляет повышенные требования к выпускникам высших учебных заведений. Их профессиональная квалификация во все возрастающей мере определяется не только уровнем и объемом приобретенных во время обучения в вузе знаний и навыков, но и способностью быстро адаптироваться к меняющимся производственно-хозяйственным условиям, умением постоянно пополнять и творчески использовать получаемую в процессе практической деятельности информацию .

Выпускники вузов должны уметь согласовывать свои решения и действия с задачами предприятий, на которые они приходят работать после завершения обучения. Практика же показывает, что во многих жизненных и производственных ситуациях знания и навыки, полученные во время обучения в вузе, не «срабатывают» и даже зачастую становятся вредными: молодые специалисты используют их чисто автоматически, не понимая сути конкретных ситуаций. Все это приводит к тому, что до того момента, когда выпускник ву-

за становится полноценным работником, способным стабильно выполнять требуемые функции и задачи, которые ставятся перед ним на предприятии, проходит период его адаптации .

Как показывает анализ деятельности различных компаний реального сектора экономики, период адаптации выпускников вузов является довольно длительным и финансово затратным процессом. В этот период непосредственно на предприятиях и организациях проходит их обучение необходимым профессиональным навыкам, которое проводится в виде прохождения всевозможных стажировок и аттестаций. Все это позволяет вчерашним студентам приобрести минимально необходимый производственный опыт. Не менее важное значение имеют и элементы корпоративного воспитания - это, прежде всего, усвоение философии и производственной культуры предприятия. Все это требует не только немалого времени, но и серьезных финансовых ресурсов, поэтому неудивительно, что только прямые затраты предприятий на подобную «доводку-адаптацию» выпускников составляют от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей на человека в год .

При этом нужно учитывать, что гарантия успешного прохождения процесса адаптации выпускниками вуза с дальнейшим их закреплением на предприятии отсутствует. Именно это является одной из основных причин наличия постоянной «текучки» кадров и как следствие этого - необходимости подготовки и отбора новых.

Очевидно, что эффективность подобного алгоритма подготовки специалистов для предприятий реального сектора экономики довольно низка. К числу ее основных недостатков можно отнести:

Сложности с определением реальной компетенции выпускников вузов при приеме их на работу;

Значительные временные и финансовые затраты предприятий на адаптацию молодых специалистов.

Поэтому и перед предприятиями, и перед вузами стоит задача снижения издержек на процесс адаптации выпускников. Ее решение позволит первым снизить непроизводственные затраты и тем самым повысить эффективность своей деятельности, а вторым - по-

высить свою конкурентоспособность и престиж на рынке образовательных услуг.

В данном случае, нужно понимать, что в настоящее время конкурентоспособность высших учебных заведений во многом зависит от степени практической направленности проводимых в них образовательных процессов. Сегодня и абитуриенты, поступающие в вузы, и студенты, уже обучающиеся в них, предъявляют высокие требования к высшим учебным заведениям, ожидая, что по их окончании они будут должным образом подготовлены к практической деятельности в выбранном направлении и без особого труда смогут найти работу по специальности .

Поэтому усиление практико-ориентиро-ванной направленности учебного процесса в вузах является приоритетной задачей и общемировым трендом. На Западе, например, активное распространение получили так называемые «индустриальные департаменты» университетов. Их особенностью является то, что они одновременно работают со многими предприятиями определенной отрасли. «Индустриальные департаменты» организуют для студентов практическое обучение и стажировки в различных компаниях, привлекают для работы в качестве преподавателей специалистов ведущих предприятий, помогают фирмам подобрать студентов для участия в конкретных инновационных и внедренческих проектах .

В российских вузах, согласно основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2018 года, количество студентов, обучающихся по практико-ориенти-рованным программам прикладного бакалавриата, должно достигнуть 30 % от числа тех, кто учится за счет средств федерального бюджета .

Особая роль в усилении практической ориентированности процесса обучения прикладных бакалавров отводится базовым кафедрам. В отличие от «индустриальных департаментов», базовая кафедра - это образовательная площадка, находящаяся не в высшем учебном заведении, а на территории предприятия - стратегического партнера вуза. Она создается для сотрудничества с конкретным работодателем, причем рамки взаимодействия в каждом случае оговариваются и формулируются индивидуально на договорных основах .

Первые базовые кафедры появились в нашей стране достаточно давно - еще в начале 2000-х годов. Тогда Министерство образования РФ определило порядок создания вузами кафедр на базе научных организаций, осуществляющих образовательный процесс. В 2013 году появилась возможность организовывать их и на предприятиях реального сектора экономики для реализации практико-ориентированных образовательных программ прикладного бакалавриата с целью наиболее эффективной подготовки специалистов, обладающих компетенциями по решению прикладных, технологических задач .

Полученный за это время опыт практической деятельности базовых кафедр показал, что они могут быть созданы при соблюдении следующих условий :

Соответствие реализуемой вузом образовательной программы профилю деятельности предприятия - стратегического партнера;

Наличие у стратегического партнера вуза материальной базы, необходимой для деятельности базовой кафедры;

Обеспечение на базовой кафедре возможности проведения всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом;

Обеспечение предприятием - стратегическим партнером вуза условий для подготовки обучающимися на базовой кафедре выпускных квалификационных работ;

Создание безопасных условий обучения.

Основным преимуществом базовых кафедр является возможность приблизить учебный процесс к нуждам конкретных предприятий. Это позволяет ориентировать его на получение студентами навыков по решению реальных производственных задач, что делает их готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу же после завершения обучения в вузе. Можно даже сказать, что базовая кафедра является своеобразным «окном» вуза в мир реальной экономики. Фактически это площадка, которая позволяет проводить адаптацию студентов к конкретному предприятию или производства в период их учебы в высшем учебном заведении.

В Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ, г. Челябинск) в последние годы были открыты несколько базовых кафедр, которые в настоящее время успешно работают. Имеющийся опыт позволил четко очертить ряд обязательных условий,

выполнение которых позволяет добиться наибольшей эффективности их деятельности. Под эффективностью в данном случае понимается подготовка специалистов, в максимальной степени отвечающих требованиям базовых предприятий.

Отбор предприятий - стратегических партнеров для создания базовых кафедр. Компании для сотрудничества с вузами в качестве стратегических партнеров при создании базовых кафедр нужно отбирать очень тщательно. Это должны быть не просто предприятия, которые хотят решить проблему с кадрами - таких в реальном секторе экономики сегодня большинство, но предприятия, представляющие перспективные отрасли экономики, в которых они являются лидерами.

Это необходимые требования, поскольку главная ценность базовых кафедр для вуза заключается в возможности совершенствования учебного процесса за счет включения в него передового опыта ведущих отечественных и зарубежных компаний. Только в этом случае высшее образование будет лучше соответствовать актуальным потребностям экономики и общества.

Именно передовые предприятия-лидеры, как правило, являются постоянными и самыми крупными заказчиками кадров. Они имеют необходимую материальную, интеллектуальную и организационно-техническую базу для создания и успешного функционирования базовых кафедр. Кроме этого, направленность их развития определяется не текущей рыночной конъюнктурой, а перспективными планами, опирающимися на продуманную долгосрочную стратегию.

Предприятия такого уровня предъявляют повышенные требования к своим работникам и именно поэтому могут быть заинтересованы в создании базовых кафедр: благодаря их работе они смогут получать выпускников с необходимым набором и уровнем компетенций. Поэтому они осознанно идут на значительные первоначальные затраты, требуемые на создание базовых кафедр, которые могут достигать нескольких десятков миллионов рублей, вполне резонно ожидая, что полученный через несколько лет эффект от снижения затрат на адаптацию выпускников вузов перекроет сделанные инвестиции.

Учитывая изложенные выше соображения, базовая кафедра мехатроники ЮУрГУ была создана на базе одного из ведущих рос-

сийских промышленных предприятий - Челябинского трубопрокатного завода, а стратегическим партнером при создании базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса стал один из крупнейших автомобильных холдингов Урала - «Регинас». Он не только контролирует в настоящее время треть автомобильного рынка Челябинской области, но и имеет в своей структуре завод по производству автомобильных компонентов.

В то же время, как показывает опыт ЮУрГУ и ряда других отечественных вузов, попытки создания базовых кафедр на предприятиях, не отвечающих изложенному выше требованию, оказались неудачными.

Максимальное взаимодействие предприятий-работодателей и базовых кафедр. Опыт ЮУрГУ показывает, что базовые кафедры работают успешно только в том случае, если у вуза и его стратегических партнеров есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. Как показывает практика деятельности ряда российских вузов, там, где это условие не соблюдается, эффективность существования базовых кафедр крайне низка .

Хотя базовая кафедра является структурным учебно-научным подразделением вуза, но предприятие, на котором она создана, должно быть максимально вовлечено в ее деятельность. Так, согласно положению о базовой кафедре автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ, все претенденты на должность заведующего базовой кафедры проходят собеседование с руководством предприятия, а его представители принимают участие в заседаниях базовой кафедры, а также совета факультета и Ученого совета Университета, на которых обсуждаются результаты ее работы.

Одновременно с этим целесообразна и официальная формализация на предприятии заведующего базовой кафедрой с точки зрения его полномочий. Это дает возможность оперативно решать со службами предприятия все вопросы, связанные с функционированием базовой кафедры.

Очень важно, чтобы преподаватели и сотрудники базовой кафедры имели полную информацию обо всех аспектах производственно-хозяйственной деятельности «своего» предприятия. С этой целью, например, в период формирования базовой кафедры автомобилей и автомобильного сервиса ЮУрГУ все преподаватели прошли двухнедельную стажировку в различных подразделениях компа-

нии «Регинас», на базе которой она была открыта.

Адаптация образовательных программ прикладных бакалавров к нуждам базовых предприятий. В настоящее время вузы готовят специалистов в соответствие с требованиями общих для всех федеральных государственных образовательных стандартов. В этом заключается определенная концептуальная проблема: выпускник получает некий общий набор компетенций, в то время как каждому предприятию требуется специалист с их определенным конкретным набором. Для того чтобы добиться этого, основные положения образовательных программ базовой кафедры и учебных планов, составленных на их основе, должны быть согласованы с ее работодателем.

Разработанные в ЮУрГУ учебные планы базовых кафедр предусматривают, что на первых курсах студенты осваивают большинство дисциплин гуманитарной, социальной и естественно-научной направленности. В то же время, углубленное изучение ряда общепрофессиональных (технических) дисциплин и практическая подготовка для овладения рабочими профессиями проводится в учебных центрах, созданных на базовых предприятиях.

На старших же курсах большая часть профилирующего обучения студентов осуществляется уже в учебных центрах с привлечением к образовательной деятельности ведущих специалистов базовых предприятий. В результате на втором этапе образовательного цикла удается не только обеспечить прак-тико-ориентированную направленность подготовки прикладных бакалавров, но и нацелить ее на решение конкретных запросов и требований базовых предприятий.

Аналогичных принципов придерживаются и другие отечественные высшие учебные заведения. Так, на базовых кафедрах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» сотрудники компаний, на которых они созданы, ведут лекционные и семинарские занятия, проводят мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований .

Создание непрерывной системы производственных практик. Как уже отмечалось, базовая кафедра позволяет сосредоточить практико-ориентированную часть обучения студентов непосредственно на предприятии,

для которого ведется подготовка прикладных бакалавров. Это дает возможность организовать прохождение студентами практик непосредственно на месте их будущей работы.

Особенностью организации производственных практик на базовой кафедре является возможность последовательной схемы смены рабочих мест и инженерно-технических должностей в различных подразделениях предприятия. Это дает возможность формировать у студентов требуемый набор конкретных компетенций.

Организация непрерывного цикла научно-производственной практики и раньше была характерна для ведущих отечественных технических вузов. Именно это позволяло, не снижая уровня образования в области фундаментальных и общетехнических наук, усилить практическую подготовку студентов . В случае же базовой кафедры и студент, и работодатель могут уже в период обучения определиться с будущим местом работы выпускника. В этом случае ведущие специалисты соответствующего подразделения выполняют функции своеобразных наставников, что помогает сократить разрыв между теоретическими знаниями будущего молодого специалиста, полученными в учебном процессе, и его дальнейшей практической деятельностью после завершения обучения в вузе. Фактически это снимает необходимость его профессиональной адаптации.

Расширение направлений деятельности базовой кафедры. Базовая кафедра должна создаваться не только с целью подготовки прикладных бакалавров, но и для проведения научно-исследовательской работы, а также переподготовки и повышения квалификации действующих специалистов . Все эти направления ее деятельности осуществляются, в первую очередь, в интересах конкретного базового предприятия.

Такая комплексность позволяет создавать вокруг кафедры учебную, научно-производственную и даже социокультурную зону формирования непрерывного инновационного цикла базового предприятия, что дает возможность менеджменту проводить оперативное внедрение и коммерциализацию результатов деятельности базовой кафедры. Все это должно существенно повысить заинтересованность и вузов, и предприятий в расширении института базовых кафедр.

Заключение. Опыт работы базовых кафедр ЮУрГУ показывает, что такая форма подготовки прикладных бакалавров имеет перспективы и интересна всем - и студентам, и вузам, и предприятиям. Базовые кафедры позволяют устранить существующий в настоящее время системный разрыв между уровнем подготовки студентов в вузах и степенью эффективности их последующей практической деятельности.

Литература

1. Базовая кафедра. - http://bk-imc.ru (дата обращения: 30.09.2015).

2. Заварзин, В.И. Интеграция образования, науки и производства / В.И. Заварзин, А.И. Гоев // Рос. предпринимательство. -

2011. - № 4. - С. 48-56.

3. Кубанков, А.Н. Опыт взаимодействия вуза и инновационного предприятия при подготовке специалистов для сферы безопасности радиосвязи / А.Н. Кубанков, А.А. Сах-нин //Безопасность информационных технологий. - http://bit.mephi.ru (дата обращения: 30.09.2015).

4. Лабыкин, А. Российские вузы приблизят к реалиям рынка / А. Лабыкин. - http:// expert.ru (дата обращения: 30.09.2015).

5. Миляева, Е. Бакалавр по карману / E. Миляева. - http://national.invur.ru (дата обращения: 30.09.2015).

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.). - http://garant.ru (дата обращения: 30.09.2015).

7. Попова, Е.М. Роль базовой кафедры вуза в усилении практической направленности обучения / Е.М. Попова, И.Г. Зайцева // Управление качеством в современном вузе: тр. X Междунар. науч.-метод. конф. - СПб.,

2012. - С. 163.

8. Примерное положение о базовой кафедре ФГБОУ ВПО «СПбГПУ». - http:// SpbSTU.ru (дата обращения: 30.09.2015).

9. Рылько, Е. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес / Е. Рылько. -http://faito.ru (дата обращения: 30.09.2015).

10. Старцева, Т.Е. Решать проблему престижа технических специальностей нужно на государственном уровне / Т.Е. Старцева. -http://podmoskovye.bezformata.ru (дата обращения: 30.09.2015).

Радионов Андрей Александрович, доктор технических наук, профессор, проректор, заведующий базовой кафедрой мехатроники, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected], [email protected].

Рулевский Александр Дмитриевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

DOI: 10.14529/ped160112

CONDITIONS OF EFFECTIVENESS OF UNIVERSITY BASIC DEPARTMENTS

A.A. Radionov, [email protected], [email protected],

A.D. Rulevskiy, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The competitiveness of higher education institutions and the labor market demand for graduates depend on the degree of practical orientation of education. The increase of the practice-oriented part of the education process will eliminate the existing gap between the system of preparation of students at higher institution and the effectiveness of their future professional activity. Critical role in this work is given to the basic departments created at the workplace.

Analyzing the experience of the South Ural State University (SUSU, Chelyabinsk), the paper describes the requirements that enable to maximize the efficiency of the basic departments. It also defines the requirements for the companies where it is advisable to organize basic departments. Particular attention is given to the nature of interaction between enterprises and universities that should be based on mutual interests.

As enterprises need specialists with a particular set of competences, it is critical to adapt the educational programs to the needs of enterprises. Possible ways to achieve this condition are given in the paper.

It was determined that an obligatory element of the educational process of the basic departments is a continuous system of practices, allowing students to change their quasi-professional activities, perform different types of work. It is another essential condition for the formation of the desired set of skills.

Identified requirements can not only improve the efficiency of the basic departments, but can also give the opportunity to create the educational, scientific, industrial and socio-cultural areas of continuous innovation businesses. The experience of South Ural State University shows that this fact significantly increases the interest of enterprises to the expansion of the university basic departments.

Keywords: university, basic department, enterprise, educational process, practice, competences, efficiency.

1. Bazovaya kafedra . Available at: http://bk-imc.ru (accessed 30.09.2015).

2. Zavarzin V.I., Goev A.I. . Russian Entrepreneur-ship, 2011, no. 4, pp. 48-56. (in Russ.)

3. Kubankov A.N., Sakhnin A.A. . Available at: http://bit.mephi.ru (accessed 30.09.2015). (in Russ.)

4. Labykin A. Rossiyskie vuzy priblizyat k realiyam rynka . Available at: http://expert.ru (accessed 30.09.2015).

5. Milyaeva E. Bakalavr po karmanu . Available at: http://national.invur.ru (accessed 30.09.2015).

6. Osnovnye napravleniya deyatel"nosti Pravitel"stva Rossiyskoy Federatsii na period do 2018 goda (utv. Pravitel"stvom RF14 maya 2015 g.) . Available at: http://garant.ru (accessed 30.09.2015).

7. Popova E.M., Zaytseva I.G. . Upravlenie kachestvom v sovremennom vuze. Trudy X Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii . St. Petersburg, 2012, p. 163. (in Russ.)

8. Primernoe polozhenie o bazovoy kafedre FGBOU VPO "SPbGPU" . Available at: http://SpbSTU.ru (accessed 30.09.2015).

9. Ryl"ko E. V sozdanii bazovykh kafedr zainteresovany i vuzy, i biznes . Available at: http://faito.ru (accessed 30.09.2015).

10. Startseva T.E. Reshat" problemu prestizha tekhnicheskikh spetsial"nostey nuzhno na gosu-darstvennom urovne . Available at: http://podmoskovye.bezformata.ru (accessed 30.09.2015).

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Радионов, А.А. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов / А.А. Радионов, А. Д. Рулевский // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 1. - С. 87-93. Б01: 10.14529^160112

Radionov A.A., Rulevskiy A.D. Conditions of Effectiveness of University Basic Departments. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 1, pp. 87-93. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160112

Лечение зависит во многом от степени заболевания, его длительности, присоединения половых нарушений.

Многолетний опыт привел нас к убеждению, что многие больные становятся неврастениками и практически инкурабильными в результате чрезвычайно насыщенного лечения массажами, физиотерапевтическими процедурами и др., сочетающегося с запретом на различный срок половой деятельности.

Начнем с рациональности такого запрета. По нашему мнению, половая деятельность не только не должна быть запрещена, но и стимулирована. Лучшего массажа, опорожняющего железу, нет. Длительное воздержание приводит к конгестивным явлениям, фиксирует внимание больного непосредственно на половой сфере. После периода воздержания больной отмечает укорочение длительности полового акта, что вполне объяснимо не болезнью, а состоянием возбуждения. Поэтому мы рекомендуем больному, в зависимости от его возраста и привычек до возникновения простатита, выполнение половой функции ежедневно, раз в 2-3 дня, соблюдая определенную регулярность.

В начальных стадиях болезни достаточно назначение тепловых процедур, эскузана (улучшающего кровообращения в малом тазу), витамина Е, бисептола, о свойствах которого говорилось выше.

При более выраженных и давних случаях показаны дополнительно массажи раз в 2 дня, причем массаж следует производить нежно, физиотерапевтические процедуры. В запущенных случаях показано грязелечение в виде ректальных тампонов и компрессов на промежность, половые гормоны. В любых условиях такт врача, его умение влиять успокаивающе на больного имеют решающее значение.

Мы выше писали об «аденомите» и изложили частично причину, по которой авторы настаивают на этом термине. Вполне справедливо, что воспалительный процесс не ограничивается только тканью самой аденомы, что он захватывает и паренхиму . Иначе говоря, простатит всегда сопутствует воспалению в аденоме. Но наиболее важным звеном следует рассматривать поражение аденомы. При аденоме простаты сама железа постепенно превращается в своеобразную хирургическую капсулу, и вся клиническая картина болезни - следствие роста аденомы, изменения в ее ткани, в данном случае связанные с воспалением, отражаются на проявлениях болезни, что операционная травма относится к удаляемой аденоме и в меньшей мере к ее хирургической капсуле.

Мы считаем, что периодические ухудшения типа усиления дизурических явлений объясняются обострением воспалительного процесса в аденоме, приводящим к ее отеку и тем самым к увеличению степени сдавления просвета шейки пузыря, уретры. Сказанное относится и к другим инфекционным осложнениям послеоперационного периода, в частности к флебиту тазовых вен.

Придавая особое значение аденомиту, по нашему мнению, в каждом случае, в котором течение аденомы простаты осложнено инфекцией и предстоит оперативное плановое вмешательство, антибактериальная терапия в предоперационном периоде облигатна. Несмотря на необязательное совпадение вида микрофлоры, высеваемой из мочи, с микрофлорой, инфицирующей аденому, построение схемы предоперационной антибактериальной терапии возможно только на основе посевов мочи.

Вот ссылка - перейдя по ней и у тебя появится возможность выгодно и анонимно купить лучшие дженерики в РФ.

Вопрос всегда явным образом детерминирует ответ. Это определяется тем, что "несущей" конструкцией в структуре любого вопроса является его предпосылка, которая определяет возможные варианты ответов. По содержанию и структуре ответ должен строиться в соответствии с поставленным вопросом, только лишь в этом случае он расценивается как релевантный , т.е. как ответ по существу поставленного вопроса.

Ответ – это суждение, вызванное вопросом, уточняющее или дополняющее исходное знание.

Например, ответом на вопрос: "Какой вуз находится в Москве по адресу ул. Юности, д. 5/1?" будет суждение: "По адресу: Москва, ул. Юности, д. 5/1 находится Московский гуманитарный университет".

Британским философом Р. Дж. Коллингвудом в науку был введен принцип коррелятивности между вопросом и ответом, который заключается в следующем:

  • – конкретный детализированный ответ может быть получен только на конкретный детализированный вопрос; общий расплывчатый вопрос породит и такой же ответ;
  • – если значение предложения соотносится с вопросом, па который оно отвечает, то и его истинность должна быть соотнесена с ним же. Значение, совместимость, противоречие, истинность и ложность – все это не относится к предложению как таковому, предложению самому по себе; все это относится к предложениям как ответам на вопросы, коррелятивным им;
  • – истина не является атрибутом отдельного предложения или даже их комплекса, но только комплекса, состоящего из вопросов и ответов. Нельзя назвать предложение истинным или ложным, бессмысленным или осмысленным, если мы не знаем вопроса, на который оно послужило ответом – положение, которое должен помнить каждый "критик", обязанный точно реконструировать вопросы .

Основными функциями ответа являются или уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или указание на неправильную постановку вопроса.

При этом один и тот же вопрос может иметь много различных вариантов ответа, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам.

Правильный с логической точки зрения ответ на поставленный вопрос должен отвечать следующим двум основным условиям:

  • – ответ должен быть истинным сужением;
  • – формулировка ответа должна быть релевантна вопросу (от англ. relevant – относящейся к делу, существенный, уместный).

Структура ответа включает в себя следующие элементы:

  • предмет вопроса – любой объект информационного интереса, связанный с темой обсуждения;
  • содержание ответа – это система утверждений о предмете вопроса, образующая описание ситуации (или множества ситуаций), выбранной из альтернатив объема ответа.

Например, на вопрос: "Назовите крупнейшие города России" – одинаково правильными, но разными но содержанию будут ответы: "города Москва, Санкт-Петербург", "Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург и т.д.";

объем ответа – это множество всех альтернативно истинных ответов на заданный вопрос.

Виды ответов

Различают следующие виды ответов: истинные и ложные; прямые и косвенные; краткие и развернутые; полные и неполные; точные (определенные) и неточные (неопределенные).

1. Истинные и ложные ответы. Разделение ответов осуществляется по их семантическому статусу, т.е. отношению к действительности.

Ответ является истинным, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно, отражает действительность.

Ответ является ложным, если выраженное в нем суждение неверно или искаженно отражает положение дел в действительности.

2. Прямые и косвенные ответы. Различаются по области их поиска. Прямым называется ответ, в котором необходимая информация получена непосредственно из области поиска, заданной вопросом. Например, для вопроса: "В каком году был основан Московский гуманитарный университет?" – прямым ответом будет следующий: "Московский гуманитарный университет был основан в 1944 г.".

Косвенным называется ответ, в котором требуемая информация прямо не дана, но может быть выведена из полученной. Например, для вопроса: "В каком году был основан Московский гуманитарный университет" – косвенным будет ответ: "Московский гуманитарный университет основан за один год до окончания Великой Отечественной войны" или "Основан в год открытия второго фронта в годы Второй мировой войны".

3. Краткие и развернутые ответы. По своей грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми.

Краткие – это односложные утвердительные или отрицательные ответы: "да" или "нет".

Развернутые – ответы, которые повторяют все элементы вопроса.

Например, на вопрос: "Является ли Россия членом Европейского союза?" – могут быть получены ответы: краткий – "Нет"; развернутый – "Нет, Россия не является членом Европейского союза".

4. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные. Принято также выделять избыточные ответы.

Полные ответы дают всю запрашиваемую в вопросе информацию. Например: "Верно ли, что балерины Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина и Светлана Захарова работают в Мариинском театре?". Полным в данном случае будет следующий ответ: "Балерины Юлия Махалина и Ульяна Лопаткина работают в Мариинском театре, а балерина Светлана Захарова работает в Большом театре".

Неполные – ответы, которые дают лишь часть запрашиваемой информации. Так, неполным ответом на вышепоставленный вопрос будет суждение: "Нет, неверно, что балерина Светлана Захарова работает в Мариинском театре".

Избыточные – ответы, которые кроме требуемой информации дают избыточную.

Например, избыточным ответом на вопрос, поставленный выше, будет ответ: "Балерины Юлия Махалина, Ульяна Лопаткина работают в Мариинском театре, а балерина Светлана Захарова работает в Большом театре, все они имеют звание народных артистов России и закончили хореографическое училище имени А. Вагановой". Или, например, избыточным ответом на вопрос: "Где родилась великая русская актриса Ф. Г. Раневская?" будет ответ: "Ф. Г. Раневская родилась в г. Таганроге, там же, где и великий русский писатель А. П. Чехов, в семье крупного нефтепромышленника".

5. Точные (определенные) и неточные (неопределенные ) ответы. По логической определенности все ответы можно разделить на точные и неточные.

Точным (определенным) называется ответ, который указывает (называет) предмет вопроса и в своем содержании содержит только строго определенные понятия. Например, точным (определенным) ответом на вопрос: "В каком году был открыт МГУ имени М. В. Ломоносова?" будет ответ: "В 1755 г.".

Неопределенным (неточным) называется ответ, который не содержит указания (не называет) предмет вопроса, а указывает только на интервал, служащий границами поиска, а также если ответ содержит неопределенные двусмысленные понятия. Например, неопределенным ответом на вышепоставленный вопрос будет: "Где-то в XVIII в.".

Точность ответа во многом зависит от степени определенности оператора вопроса, а именно слов "кто", "что", "когда", "как" и т.п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста, достаточны расплывчаты. Например, в вопросе: "Кто является проректором по учебной работе МГУ?" ясно, что под словом "кто" понимается личность, но не ясно, по какому признаку она должна быть выделена: по национальности, по ученому званию и т.п.

Правила формулирования ответа

  • 1. Ответ должен быть ясным, однозначным, кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ.
  • 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее ею. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила.
  • 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В некоторых случаях достаточно сказать, что в каком-то подпункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, так как он окончательно решен и ответ известен. В каких-то случаях – ответ получить нельзя в силу недостатка определенных сведений на данный момент и т.д. Следует отметить, что если задан некорректный вопрос – в его основе лежат ложные предпосылки, – то единственно возможным ответом является опровержение этих ложных предпосылок.

Вопросно-ответная структура играет важную роль в процессе познания объективной действительности. Современному профессионалу нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды, правила постановки вопросов и формулирования ответов, чтобы корректно ставить вопросы и отвечать на них, различая и указывая уловки, которые могут быть применены (по незнанию или преднамеренно) собеседниками или которые встречаются в различных текстах научной и популярной литературы, документах.

  • См.: Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. М., 1980. С. 340-346.

Наше нервное здоровье и наше настроение во многом зависит от степени уверенности в себе. И, чтобы проверить, обладаете ли вы этим важнейшим качеством, предлагается этот специальный тест. Постарайтесь на все его вопросы отвечать откровенно, не лукавя перед самим собой. Итак:

1. Бывает ли, что вы вдруг испытываете сомнения - закрыли ли за собой дверь или выключили ли утюг?

2. Часто ли вы ощущаете внезапную усталость, хотя, в сущности, не переутомились?

3. Часто ли вы огорчаетесь без вроде бы определенной причины?

4. Безразлично ли вам, какое место вы занимаете в зале театра или концертном зале?

5. Часто ли вам снятся сны?

6. Вздрагиваете ли вы или даже пугаетесь, когда звонит телефон?

7. Трудно ли вам настроиться на чей-то неожиданный визит?

8. Оперативно ли вы принимаете решения?

9. Неприятно ли вам бывает, когда вы обнаруживаете на своей одежде пятно и вам приходится в таком виде куда-то идти?

10. Любите ли вы заводить новые знакомства?

11. Бывает ли так, что перед поездкой в отпуск вы вдруг хотите отказаться от нее?

12. Случается ли вам просыпаться среди ночи с чувством сильного голода?

13. Возникает ли у вас желание порой остаться наедине с самим собой?

14. Придя в ресторан один (одна), присаживаетесь ли вы за столик, за которым сидят посетители, хотя в зале есть свободный стол?

15. Руководствуетесь ли вы в своих поступках главным образом тем, чего ожидают от вас другие?

Критерии оценок: за каждый ответ "да" на вопросы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 11, 12 и 15, а также ответы "нет" на вопросы 5, 8, 9, 10, 13 и 14 вам полагается по 1 баллу.

Теперь сложите набранные вами баллы.

Оценка полученного результата:

Если у вас вообще не оказалось баллов (0), то, по-видимому, вы до такой степени самоуверенны, что можно предположить: скорее всего, вы были не вполне откровенны в своих ответах.

Если вы набрали от 1 до 4 баллов, то, скорее всего, вы свободны от опрометчивых поступков, свойственных людям с неустойчивой, ранимой нервной системой. Ну а некоторая доля неуверенности не является недостатком, а лишь доказывает гибкость вашей психики.

Если у вас оказалось от 5 до 8 баллов, то это может свидетельствовать о том, что у вас имеется ярко выраженная потребность чувствовать себя уверенно. Окружающие вас люди почти всегда могут на вас положиться. Только вот вы не всегда непосредственны в выражениях своих чувств.

Если у вас от 9 до 12 баллов, то ваша потребность быть уверенным в себе настолько сильна, что зачастую вам угрожает опасность видеть вещи не такими, какими они являются на самом деле, а в соответствии с вашими представлениями. Если вы не готовы хотя бы изредка отважиться на "прыжок в неизвестное", то в вашей жизни может быть не слишком-то много счастливых моментов.

Ну а если у вас оказалось от 13 до 15 баллов, то ваш страх перед непредвиденными житейскими ситуациями настолько велик, что, даже выигрывая, к примеру, в те же шахматы или в карты, вы прежде всего испытываете какие-то опасения и сомнения. Ваша потребность в стабильности, в устойчивости вполне понятна, но малейшее изменение обстоятельств уже разрушает у вас чувство уверенности в себе. Вы, похоже, просто боитесь развития собственной личности. И если вы не попытаетесь начать преодолевать все это, неуверенность может принести вам немало бед.