Основные экономические проблемы. Три основные экономические проблемы общества

Экономическая теория - дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория развивается и пополняется новыми данными со временем, поэтому её развитием в исторической перспективе занимается такое направление как история экономических учений. Основная задача экономической теории - дать объяснение происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику. Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики, макроэкономики, международной экономики, эконометрики, теории игр. В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство, монетаризм, новую институциональную экономическую теорию, нейроэкономику, австрийскую школу, новую политическую экономию, экономика и право.

Методы экономической теории:

Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Основные экономические проблемы общества

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи , которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Как производить (проблема эффективности) - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

·религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

·мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

·искусство - художественное освоение мира;

·наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

·право - совокупность норм, поддерживаемых государством;



·образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессесоциализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании,воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Социальная структура включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Самые важные разрезы этой структуры в широком контексте – социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, и др. Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждому периоду истории свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Группа – совокупность взаимодействующих людей, ощущающих свою взаимосвязь и воспринимаемая другими как некое сообщество. Классы – большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-экономические и психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения. Основные признаки класса: 1) место в исторически определённой системе общественного производства; 2) отношение к средствам производства; 3) роль в общественной организации труда; 4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс. Во всех общественно-экономических формациях существуют основные, обусловленные данным способом производства (рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетариат и буржуазия) и неосновные (сохранение остатков или зарождение нового способа производства) классы. Внутри этих классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Наряду с основными и неосновными классами в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т.д. Помимо этого в социальной структуре важную роль играют демографические группы (молодежь и т.п.). Особое место занимают интегральные социальные группы (город и деревня, лица физического и умственного труда). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Страта – социальная группа, отличающаяся (ограниченная) по своему статусу в социальной иерархии общества по какому-либо параметру – тип профессии, уровень дохода и т. п.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальная защита - это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты :

Обеспечение пенсиями;
- обеспечение пособиями;
- бесплатное медицинское обслуживание;
- предоставление санаторно-курортного лечения;
- социальная помощь семьям, имеющим детей;
- обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социальной защиты - это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Как известно, предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определенным внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70- х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить ряд элементов:

·участники (субъекты) отношений;

·значимый для участников объект деятельности;

·потребности (отношения субъект – объект);

·интересы (отношения субъект – субъект);

·ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Россия позиционирует себя как социальное государство. Это значит, что проведение социальной политики должно являться конечной и основной целью всех структур власти. Среди этих структур муниципальной власти принадлежит особое место. Именно муниципальная власть максимально приближена к народу, а потому ее представители, во-первых, лучше всего знакомы с потребностями рядовых граждан, а во-вторых, имеют возможность именно самые насущные потребности удовлетворить непосредственно по месту жительства.

Муниципальная социальная политика важна еще и тем, что активизирует деятельность населения, его активность в личных и общественных интересах.

В России нет богатого опыта местного самоуправления, поэтому исследования в области такого самоуправления и его социальной компоненты особенно актуальны. Целью настоящей работы является анализ особенностей проведения социальной политики на муниципальном уровне применительно к современной России. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Дается общая оценка социальной политики в нашей стране

2. Выявляется роль муниципальных образований проведении социальной политики в России.

3. Определяются конкретные механизмы реализации социальной политики

4. Рассматриваются пути взаимодействия государственных и муниципальных органов для решения социальных задач.

Методика выполнения настоящей работы заключается в исследование нормативных документов. а также учебной и научной литературы в том числе – в периодических изданиях.

Материальные потребности общества

контрольная работа

4. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса:

Ш что из товаров и услуг должно быть произведено, и в каком количестве?

Ш как эти товары и услуги надо произвести?

Ш кто, получит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Рассмотрим поподробнее каждый из вопросов.

1. Что производить? Отдельный человек может получить какие-либо товары различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие вещи, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего - вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или иные товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые слаборазвитые страны настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства.

Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличить объем производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства предметов потребления на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления поставит большое число людей на грань нищеты.

2. Как д олжны быть произведены товары и услуги? Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации национального хозяйства?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности.

По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например, школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию самих фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

3. Для кого произведен продукт? Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю, или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет-интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития.

Акционерное предпринимательство

Порядок управления акционерными обществами типичен для всех предпринимательских фирм с ограниченной ответственностью участников таких фирм. Высшим органом управления любым АО всегда является общее собрание акционеров...

Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Федеральная пассажирская компания"

1. Обеспечить получение прибыли по дерегулированным видам бизнеса и как минимум безубыточность в регулируемом сегменте за счет реализации кластерной стратегии оказания услуг по перевозке...

Анализ хозяйственной деятельности КУ ЖРЭП "ЖРЭТ Октябрьского района"

Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики

Пивоваренная отрасль в России является одной из наиболее перспективных и конкурентных среди других отраслей пищевой промышленности. Рост деловой активности предпринимательских структур и денежных доходов населения...

Конъюнктура как основная характеристика мирового рынка. Экономическая политика. Патентные лицензии

Реализация потенциала роста российской экономики: краткосрочные и среднесрочные задачи экономической политики Данные из пресс-конференции...

Особенности развития сельского хозяйства в России

Особенностью современного сельскохозяйственного производства является необходимость формирования оптимальной взаимосвязи экологии и экономики...

Предмет и функции экономической теории

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить...

Причины, формы, социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы

Проблема безработицы и другие проблемы рынка труда в нашей стране сложны, противоречивы, а порой и вовсе абсурдны. Конечно же, на российском рынке труда обнаруживаются как общие закономерности, наблюдаемые и в других странах мира...

Развитие малого предпринимательства в России

Современное предпринимательство развивается на основе следующих экономических принципов: - Экономической свободы; - Экономической заинтересованности; - Непрерывной экономической разведки; - Гибкость и мобильности; - Умение...

Роль добровольных объединений в экономике в Украины

Проблема деятельности добровольных объединений в Украине и их влияние на экономические и политические процессы в государстве на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных. При этом главный вопрос...

Собственность акционерных компаний на примере ЗАО "Лисавенко"

Характеризуя функции наблюдательного совета, как правило, отмечают его роль в качестве контрольного органа. Выполняя функции контроля за хозяйственным управлением фирмой...

Современное состояние малого бизнеса в России

Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Наличие прослойки...

Социальные технологии и роль социальных услуг в воспроизводстве индивидуального человеческого капитала

Экономическое будущее любой страны определяется формированием человеческого капитала...

Экономическая политика России

Все основные проблемы экономики вытекают из того, что мировое хозяйство вынуждено функционировать с учетом ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей...

Экономические проблемы предприятия

Среди наиболее актуальных проблем белорусских предприятий на сегодняшний день можно выделить следующие: привлечение инвестиций; наращивание экспортных поставок; повышение технического уровня производства; повышение качества продукции...

В случае если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность . Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всœегда меньше, чем крайне важно для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная . С развитием общества, как правило, она преодолевается. При этом на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всœех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределœение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями .

В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какие товары производить, как их производить и для кого (как распределить), ᴛ.ᴇ. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределœении, обмене и потреблении экономических блаᴦ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства ), фирмы (бизнес ), государство . Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов . Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.

Множественность экономических целœей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.

Альтернативные издержки - ϶ᴛᴏ оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всœех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. В случае если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., в случае если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Ограниченность редких ресурсов означает крайне важно сть выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. В случае если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую всœе возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Граница производственных возможностей

Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей , отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, к примеру, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, напротив - страна много инвестирует, что означает рост объёма производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, в случае если она находится в точке Е в будущем продвинœется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, к примеру, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. По этой причине каждая новая единица инвестиционного товара требует всœе большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи) ..

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский Заочный Финансовый Институт

Контрольная работа по дисциплине экономическая теория

Тема:

«Основные проблемы экономической организации общества»


Выполнила: студентка 1курса.

факультета Финансы и кредит.

Антиповская Валерия Александровна


г. Архангельск 2010 г.


План

Введение

Основные проблемы экономической организации общества

Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

Используемая литература


Введение


Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах , а затем отделилась от неё в рамках общего процесса наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

Экономическая теория - дисциплина экономической науки. Представляет собой и основание экономической науки. Состоит из множества и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической ретроспективе занимается .

Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью действительности, отразить в себе .

В своей контрольной я хотела бы подробнее рассмотреть основные проблемы экономической организации общества.


1. Основные проблемы экономической организации общества


Во все времена своего существования люди объединялись для решения жизненно важных проблем, образуя хозяйственную общность, представляющую упорядоченную каким-либо образом систему связей между производителями и потребителями благ. Это означает, что в хозяйственной деятельности людей не существует хаоса. Процессы производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляемые в разнообразных формах, всегда оказываются организованными. Однако всякий раз этим процессам предшествует принятие решений по основным проблемам экономической организации общества: что, как и для кого производить. Что производить – это принятие решения о том, какие именно блага, в каком количестве, в какие сроки должны быть произведены. Как производить – это принятие решения о том, какие ресурсы и в каких сочетаниях применять, какие использовать технологии для производства благ. Кто будет потреблять, т. е. для кого производить – проблема, связанная с распределением благ. Её решением определяется тот, кому достанутся произведенные блага, кто получит возможность их потребления или использования. Возможны различные подходы к решению проблемы распределения:

– уравнительное распределение;

– по количеству и качеству труда;

– по физической силе или по интеллекту;

– по социальному статусу и т. д.

Какой из них выбрать? Во внимание принимается факт влияния выбранного способа распределения произведенных благ на результативность производства, эффективность использования ограниченных ресурсов. В учебном курсе эти проблемы предоставлены в виде триады основных вопросов экономики: «что», «как», «кто» .

В понятии «экономическая система» получила отражение совокупность производственных отношений и институтов, образующая экономическую структуру общества. Экономические системы различаются темпами экономического развития и механизмами решения основных экономических проблем: механизм принятия решений на основе традиций, обычаев, привычек; механизм командно-административного, централизованного принятия решений государственными органами; механизм рыночный. В зависимости от характера механизма, преобладающего в принятии решений по основным проблемам экономики, экономические системы можно представить в виде трех моделей: традиционная, командно-административная, рыночная.


Экономические ограничения. Граница производственных возможностей

Экономические ресурсы, которые могут использоваться в обществе для удовлетворения потребностей, всегда ограничены, имеют количественный и качественный пределы. Умение обходить частные ограничения принципиально ничего не меняет. Ограниченность ресурсов является фундаментальной проблемой экономической науки: если бы ресурсы имелись в неограниченном количестве, то и все блага, необходимые для удовлетворения потребностей общества, производились бы в достаточном объеме.

В экономической теории выделяют абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Абсолютная ограниченность означает, что ресурсы в принципе невозможно увеличить. Относительная ограниченность означает, что определенные ресурсы могут быть увеличены, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей.

Ограниченность ресурсов предполагает необходимость определения (оценки) производственных возможностей. Производственные возможности – это наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов общества.

Поскольку ресурсы ограничены, то общество вынуждено постоянно делать выбор, т.е. решать, какие из потребностей следует удовлетворять, а какие – нет. Таким образом, ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования, обусловливает необходимость альтернативного выбора из числа исключающих друг друга возможностей (альтернатив). Из множества допустимых вариантов использования ресурсов выбирается наиболее оптимальный с точки зрения целей общества.

Альтернативный выбор между направлениями использования ресурсов может быть отражен в виде шкалы производственных возможностей (табличная форма) или в виде кривой производственных возможностей (графическая форма).

Для иллюстрации можно воспользоваться следующим примером, который приводит П.Самуэльсон. Предположим, необходимо произвести два вида благ – автомат калашникова и зерно. Все ресурсы можно направить на производство какого-то одного блага или же обоих благ, но в определенной пропорции (см. табл. 2.1).

Таблица 2.1.

На основе представленных данных можно построить график производственных возможностей, который иначе еще называют кривой трансформации (см. рис. 2.1).

Экономический смысл трансформации состоит в том, что общество должно осуществить технологический выбор в экономике, определить необходимый объем производства каждого блага и обеспечить соответствующее распределение ресурсов.

Множество точек на кривой производственных возможностей отражает те состояния в экономике (A, B, C, D, E, F), когда обеспечивается полное использование имеющихся ресурсов и достигается наибольший выпуск благ.

В случае неполного использования имеющихся в распоряжении у общества ресурсов (в случае безработицы или неполной загрузки производственных мощностей) соотношение между производством благ задается точкой (например, X), которая оказывается расположенной ближе к началу координат (по сравнению с точками на кривой трансформации). При таком варианте возможно увеличение выпуска этих благ за счет более полного задействования ресурсов. Производство благ в объемах сверх тех, которые заданы кривой производственных возможностей, в точках, расположенных выше кривой (например, Y), невозможно, т.е. выйти за ее рамки на данном уровне развития производительных сил нельзя.

На основе анализа кривых трансформации, если они построены для разных стран, можно судить об их производственном потенциале.

Здесь следует также заметить, что не исключается переход с более низкой к более высокой кривой производственных возможностей, который становится возможным в результате применения новых технологий и техники, научных открытий и изобретений.

По форме графика можно видеть экономические последствия (своего рода «цену») принятия решения о пропорциях производства благ. В данном случае цена не всегда выражается в деньгах, но она всегда отражает альтернативную стоимость, или вмененные издержки (издержки отвергнутых возможностей).

Под альтернативной стоимостью (вмененными издержками) понимают то количество благ одного вида, от которого следует отказаться (отдать, «принести в жертву»), чтобы получить определенное количество благ другого вида (более предпочтительных).

В нашем примере, чтобы увеличить производство зерна от 0 до 1 млн. кг, нужно отказаться от производства 1 тыс. автоматов (их производство уменьшится с 15 до 14), т.е. вот эта 1 тыс. автоматов – и есть альтернативная стоимость (вмененные издержки).

Для увеличения производства зерна еще на 1 млн. кг, т.е. с 1 до 2 млн. кг, уже придется отказаться от производства 2 тыс. автоматов (14 тыс. – 12 тыс.) и т.д. Последнее приращение объема производства зерна (с 4 млн. кг до 5 млн. кг) потребует отказаться от 5 тыс. автоматов (5 тыс. – 0 тыс.).

Таким образом, за каждый дополнительный миллион килограммов зерна обществу придется платить все большую «цену» в виде непроизведенных автоматов.

Аналогичная закономерность действует и в обратном направлении, т.е. при переходе от производства зерна к производству автоматов. Отказ от каждого последующего миллиона килограмма зерна будет выражаться во все меньшем приросте производства автоматов.

Приведенные примеры являются иллюстрацией действия закона возрастающих вмененных издержек: производство дополнительных единиц одного блага влечет за собой жертвование возрастающим количеством единиц другого блага.

Важным направлением исследования общественного производства является анализ его структуры, который проводится по различным критериям:

1. По функциональному назначению общественное производство подразделяется на две составляющих: производство средств производства и производство предметов потребления. В зависимости от их соотношения можно делать вывод о том, что составляет приоритет функционирования национальной экономики (экономический рост или удовлетворение потребностей).

2. По сферам приложения труда и капитала в составе общественного производства выделяют материальное и нематериальное производство. Согласно официальной статистике в материальное производство включаются отрасли и предприятия, которые производят материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.), а также те, которые оказывают материальные услуги (транспорт, связь и т.п.). Нематериальное производство (непроизводственная сфера) включает отрасли и предприятия, производящие нематериальные блага (здравоохранение, просвещение, культура, искусство, спорт).

3. По отраслевому признаку общественное производство характеризуется преобладающими группами (комплексами) отраслей или их соотношением (промышленность, сельское хозяйство, военно-промышленный комплекс и т.п.). По этому критерию национальная экономика может быть охарактеризована как аграрная, индустриальная или аграрно-индустриальная.

4. В зависимости от масштабов в системе общественного производства различают:

1. Единичное (индивидуальное) производство – форма организации производства, при которой различные виды продукции изготовляются в одном или нескольких экземплярах. В единичном производстве используется широкая номенклатура материалов, универсальные технологии. Оно распространено в тяжелом машиностроении.

2. Серийное производство – форма организации производства, для которой характерен выпуск изделий большими партиями (сериями), повторяемыми через некоторые промежутки времени, возможно, с последующей их модернизацией. Серийное производство может быть специализировано на продукции относительно узкой номенклатуры.

3. Массовое производство – форма организации производства, специализированного на выпуске в больших количествах, однородных по назначению и конструктивно-технологическим признакам изделий, что предполагает максимальную стандартизацию и унификацию их узлов и деталей. Для массового производства характерна высокая степень комплексной механизации и автоматизации всех основных технологических процессов.


Используемая литература


1. Бродская Т.Г, Видяпин В.И, Добрынин А.И. и др. Экономическая теория: Учебное пособие, М.: РИОР, 2008.

2. Микроэкономика: теория и российская практика. Учебное пособие. Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2005.

3. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. - М.: КноРус, 2006.

4. Экономика / Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономистъ, 2005.

5. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П.Николаевой. - М.: Проспект, 2006.

6. Экономическая теория. Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. М.: Экзамен, 2005.