Основные элементы категории финансовая. Классификация финансовой системы

Основополагающими категориями бухгалтерского учета являются элементы финансовой отчетности, а именно активы, обязательства, капитал, доходы и расходы; их понимание влияет на оценку пользователем деятельности компании и соответственно на принятие им определенного решения. Такие элементы финансовой отчетности, как активы, обязательства и капитал, связаны с финансовым состоянием организации, а доходы и расходы - с результатами ее деятельности. Вышеуказанные элементы финансовой отчетности определены в разделе «Принципы» МСФО.

Принципы(47-80)

В соответствии с МСФО элементами финансовой отчетности являются:

  • активы,
  • обязательства,
  • капитал,
  • доходы,
  • расходы.

Элементами, непосредственно связанными с измерением финансового положения в балансе, являются активы, обязательства и капитал. Элементами, непосредственно связанными с измерениями результатов деятельности в отчете о прибылях и убытках, являются доходы и расходы.

Пять составляющих финансовой отчетности, образуют основное бухгалтерское или балансовое равенство, которое характеризует финансовую позицию предприятия и отражает взаимосвязь двух основных форм отчетности: баланса и отчета о прибылях и убытках.

Согласно классификации, принятой в МСФО, основной вид балансового равенства следующий:

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Балансовое равенство объединяет три составляющие баланса, и из него вытекает определение капитала, которое было приведено выше. Исходя из приведенных определений доходов и расходов основное бухгалтерское равенство может быть представлено в следующем виде:

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ + ДОХОДЫ - РАСХОДЫ

В этой форме бухгалтерское равенство дает наглядное представление об экономической взаимосвязи основных форм отчетности: разница между доходами и расходами, представляющая собой чистую прибыль (чистый убыток), рассчитанная в отчете о прибылях и убытках, увеличивает (уменьшает) собственный капитал предприятия.

Кроме доходов и расходов, существуют еще две операции, оказывающие влияние на величину собственного капитала и отражающие взаимосвязь предприятия с «внешним» миром: инвестиции и изъятия владельцев. Они также могут быть введены в основное балансовое равенство:

АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + КАПИТАЛ + ДОХОДЫ - РАСХОДЫ + ИНВЕСТИЦИИ - ИЗЪЯТИЯ

Однако в такой форме балансовое равенство используется достаточно редко, хотя наиболее наглядно демонстрирует не только процесс увеличения капитала в результате собственной деятельности компании, но и возможности по его изменению, привносимые извне.

Несмотря на свою простоту и очевидность, основное бухгалтерское равенство дает возможность в наиболее общем виде представить средства, операции и результаты деятельности предприятия и их отражения в финансовой отчетности.

Активы

Активы - это ресурсы, контролируемые компанией в результате событий прошлых периодов, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

Принципы(53-59)

Будущая экономическая выгода , заключенная в активе - это потенциал, который войдет, прямо или косвенно, в поток денежных средств или эквивалентов денежных средств компании.

Будущие экономические выгоды, заключенные в активе, могут поступать в компанию разными путями. Например, актив может быть:

· использован отдельно или в сочетании с другими активами при производстве товаров и услуг, продаваемых компанией;

· обменен на другие активы;

· использован для погашения обязательства; или

· распределен среди собственников компании.

Между возникающими расходами и создаваемыми активами существует тесная связь, но они совсем необязательно будут совпадать. Так, когда компания несет расходы, это может свидетельствовать о том, что преследовалась цель получения прибыли в будущем, но это не является достаточным доказательством того, что возник объект, отвечающий определению актива. Точно также отсутствие соответствующих расходов не мешает статье соответствовать определению актива и, таким образом, претендовать на признание в балансе. Например, дотированные статьи компании могут подходить под определение актива.

Обязательства

Принципы(60-64)


Обязательство - это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.

Необходимо провести различие между текущим и будущим обязательствами. Решение руководства компании приобрести активы в будущем периоде само по себе не ведет к возникновению текущего обязательства. Обычно обязательство возникает тогда, когда актив доставлен или когда компания заключает не подлежащий отмене договор на его приобретение.

Урегулирование текущего обязательства обычно связано с отказом компании от ресурсов, содержащих экономическую выгоду, с тем, чтобы удовлетворить иск другой стороны. Урегулирование текущего обязательства может осуществляться несколькими способами, например:

· выплатой денежных средств;

· передачей других активов;

· предоставлением услуг;

· заменой одного обязательства другим; или

· переводом обязательства в капитал.

Обязательство также может быть погашено другими средствами, такими как отказ или утрата кредитором своих прав.

Капитал

Капитал - это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Принципы(65-68)


Несмотря на определение капитала как остаточного, в балансе он может разбиваться на подклассы. Например, в корпоративной компании такие статьи как средства, внесенные акционерами, нераспределенная прибыль, резервы, представляющие выделения нераспределенной прибыли, и резервы, представляющие корректировки, обеспечивающие поддержание капитала, могут показываться отдельно. Такая классификация может быть уместной для удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности на этапе принятия решения, когда они определяют юридические или другие ограничения способности компании распределять или как-либо использовать капитал. Она также может отражать факт того, что стороны с долями участия в компании имеют разные права в отношении получения дивидендов или возмещения капитала.

Сумма капитала, показываемая в балансе, зависит от измерения активов и обязательств. Как правило, общий размер капитала только по случайности соответствует общей рыночной стоимости акций компании или сумме, которая могла бы быть выручена от реализации либо чистых активов по частям, либо всей компании, как действующей компании.

Доход

Принципы(74-77)

Доход - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

В соответствии с МСФО определение дохода включает в себя выручку и прочие доходы.

Выручка - это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, иному, чем за счет взносов акционеров.

Прочие доходы - иные, чем выручка, статьи, которые отвечают определению дохода, при этом они могут как возникать, так и не возникать в процессе обычной деятельности компании.

К прочим доходам относятся, например, поступления от продажи основных средств; нереализованные прибыли, полученные вследствие переоценки рыночных ценных бумаг, и др.

Прочие доходы обычно отражаются в отчете о прибылях и убытках отдельно, так как информация о них полезна для принятия экономических решений. Указанные доходы часто отражаются в отчетах без соответствующих расходов.

Расходы

Принципы(78-80)

Расходы - это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.

Согласно МСФО определение расходов включает расходы, возникающие в процессе обычной деятельности компании (такие расходы как себестоимость продаж, заработная плата и амортизация), а также убытки.

Убытки - другие статьи, которые подходят под определение расходов, при этом они могут как возникать, так и не возникать в процессе обычной деятельности компании.К убыткам относятся, например, убытки возникающие в результате стихийных бедствий, продажи основных средств, изменений валютных курсов и др.

Убытки обычно отражаются в отчете о прибылях и убытках отдельно, потому что информация о них полезна для принятия экономических решений. Убытки часто отражаются в отчетах за вычетом соответствующего дохода.

Необходимо отметить, что в системе Международных стандартов финансовой отчетности стандарта по расходам в настоящее время нет.

Это объясняется, в том числе и тем, что содержания раздела «Принципы» сборника МСФО, где дается принципиальное определение расхода, достаточно, чтобы не возникало вопросов о принадлежности тех или иных расходов к той или иной категории. Кроме того, построение самой западной системы учета, предполагающей его разделение на подсистемы финансового и управленческого учета, также не делает для западного пользователя отчетности достаточно актуальной систему классификации всех возможных расходов организации.

Сущность финансов

Предпосылки возникновения финансов.

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы. Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма. Финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Выделяют следующие предпосылки финансов:

Первая предпосылка. В Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезанна, и, самое главное, произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Вторая предпосылка. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей. Таким образом, финансы выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории. Но какова же здесь роль государства? Некоторые экономисты исходя из того, что финансовые отношения закрепляются законодателем в соответствующих нормативных актах определяют главенствующую роль государства в формировании данных отношений и, следовательно, относят финансы к правовой, т.е. надстроечной категории. Но дело в том, что правовой акт только фиксирует содержание объективно существующих экономических отношений, доказывая, что финансы, в первую очередь, экономическая категория (и относится к базису) и только потом – правовая категория, т.е. государство, по меткому выражению экономиста Э. А. Вознесенского, «одевает» финансовые отношения в правовую форму, придает им соответствующую государственно–властную форму при сохранении их объективно экономического характера. Однако уменьшать роль государства нельзя. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное влияние. Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов.

Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограниченно. Все они были связанны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В настоящее время независимо от политического устройства и уровня экономического устройства того или иного государства финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений, такие как финансы межгосударственных сообществ.

Функции финансов как проявление их сущности

Распределительная функция

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:- с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

Наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

Перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Контрольная функция

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д. Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Другие функции Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Финансы государства

Финансы государства – экономические денежные отношения, возникающие в результате движения денег. На основе этих отношений в государстве существуют денежные потоки и функционируют денежные фонды. Все финансовые отношения государства можно объединить в пять групп: а) бюджеты различных уровней: федеральный, республиканские, краев и областей; местные, т.е. финансовые отношения, связанные с образованием и использованием общегосударственного и региональных фондов денежных средств; б) кредитно-банковская система - финансовые отношения, образующие ссудный фонд государства, используемый как основной источник заемных средств; сюда входят отношения, связанные с безналичными расчетами, и др.; в) страхование - финансовые отношения, направленные на сокращение и устранение риска в деятельности предприятий, государственных и других органов; г) фондовый рынок - финансовые отношения, связанные с обращением государственных, корпоративных и других ценных бумаг; д) финансы государственных унитарных предприятий.

Сфера государственных финансов состоит из следующих звеньев:

· государственный бюджет; · государственный кредит. · внебюджетные фонды.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально - культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы, представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, является основным финансовым планом страны, утверждается Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует значительную долю национального дохода для финансирования отраслей народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

·специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно -вещевых лотерей;

·субсидии из бюджета; ·дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

·добровольные взносы и пожертвования.

Цель внебюджетных фондов - стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей. Они финансируют расходы, не включаемые в бюджет, формируются за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. небюджетные фонды создаются двумя путями:

· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

· формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются

Обязательные платежи, установленные законодательством РФ,

решениями местных органов власти;

Добровольные взносы физических и юридических лиц;

Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой

фондами - юридическими лицами;

Другие доходы, предусмотренные соответствующими

законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

17Бюджетная система государства. Федеральный (государственный) бюджет, основные источники доходов и направления расходов. Принцип фискального федерализма. Внебюджетные фонды государства.

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

В то же время бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов. И в связи с этим государство может ускорять или сдерживать темпы производства, усиливать или ослаблять рост капиталов и сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета преследуют единственную цель, заключающуюся в формировании доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны обезличенность и денежная форма. Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетополучатели – это организации производственной и непроизводственной сферы, которые могут получать и распределять средства бюджета; они финансируются через бюджетные расходы.

В основном расходы бюджета носят безвозвратный характер.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и доходы бюджета, от экономической и иной ситуации в стране.

Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Доходы и расходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

доходов от использования имущества;

доходов от продажи имущества;

части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

прибыль Банка России;

доходы от внешнеэкономической деятельности;

доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

федеральная инвестиционная программа;

официальный статистический учет.

При формировании бюджетов всех уровней предусматривается создание резервных фондов. Резервный фонд в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.

Не допускается расходование средств резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности президента РФ.

Данные о доходах и расходах федерального бюджета за 1997-2003 гг. представлены в табл. 1. Федеральный бюджет имел значительный дефицит в 1997-2000 гг. В 2001 г. была предпринята попытка обеспечить сбалансированность бюджета. На 2003 г. запланирован профицит федерального бюджета в объеме 72,2 млрд. руб.

Основными расходными статьями федерального бюджета являются:

обслуживание государственного долга (20% всех расходов),

национальная оборона (19,0%),

финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Фискальный федерализм

Фискальный федерализм - принцип разделения полномочий между федеральными и региональными властями в финансовой сфере, основанный на главенстве федерац

Результатом исследования китайской системы межбюджетных отношений стало формулирование основных принципов построения системы фискального федерализма, способствующего функционированию рынков, задачей которой является достижение экономической эффективности.

Важнейшими из указанных принципов являются следующие :

1) Равенство прав всех субъектов федерации в их отношениях с федеральным правительством, а также равенство прав всех муниципальных образований в их отношениях с органами власти субъекта федерации. 2) Независимость бюджетов на различных уровнях государственного управления, т.е. наличие собственных доходов, закрепленных за тем или иным бюджетом в законодательном порядке, возможность определять направления и объемы расходования бюджетных средств, невозможность изъятия дополнительно полученных доходов вышестоящими органами власти через систему трансфертов или разделения доходов, возможность на получение компенсации за дополнительные расходные полномочия, введенные решениями вышестоящих уровней власти, возможность устанавливать налоговые льготы по собственным налогам и сборам.

3) Закрепленная в законодательном порядке на долгосрочной основе прозрачная система распределения расходных и доходных полномочий между бюджетами различных уровней.

4) Соответствие расходных полномочий бюджетов различных уровней и их доходных источников.

5) Любое распределение финансовых ресурсов между субъектами федерации или муниципальными образованиями должно основываться на объективной и прозрачной системе критериев, законодательно закрепленных на долгосрочной основе. Другими словами, система распределения финансовой помощи не должна быть построена на торге между субъектами межбюджетных отношений по поводу объемов финансирования.

6) Все спорные вопросы по поводу организации бюджетного процесса, распределения доходов и финансовой помощи между бюджетами различного уровня должны решаться в ходе законодательно установленной процедуры.

Основной субъект производства. Предпринимательская деятельность - основа финансов предприятий . Сущность финансов предприятий , принципы их организации. Финансовые категории. Влияние организационно-правовых форм хозяйствования и отраслевых особенностей на организацию финансов предприятий . Финансовый механизм и его элементы на предприятиях. Место финансов предприятий в финансовой системе государства и их роль в экономических отношениях по поводу воспроизводства капитала . Концепция реформирования предприятий.  

Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения , которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов.  

В учебнике подробно описана концепция функционирования финансов, на которой базируется изучение финансовых категорий, закономерностей и направлений развития, обеспечения разных секторов экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, финансово-кредитной и налоговой систем в государственном, муниципальном и предпринимательском секторах экономики, сферах страхования, домашних хозяйств , а также международной сфере. Кроме того, рассматриваются роль и задачи законодательных, представительных и исполнительных органов власти и управления в процессе реализации финансовой политики на современном этапе.  

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в том числе СССР, известны случаи и принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.  

В чем отличие государственного кредита от классических финансовых категорий  

Натуральные запасы, индивидуальные или групповые, сверх сложившихся норм потребления на случай непредвиденных событий не рассматриваются в смысле страхования как финансовой категории и представляют собой резервы семьи, хозяйства и т.п. Крупа, сахар в чулане, консервы с дачного участка, новый костюм, запас семян на случай засухи и т.п. лишь косвенно связаны со страхованием как финансовой категории. Указанные явления и вообще процесс формирования резервов , имеющих натуральную форму, относятся к предмету других статистик. Они изучаются статистикой личного потребления , статистикой других секторов экономики . Однако формирование резервов в натуральной форме, так называемое самострахование, имеет отношение к финансам, поскольку процесс формирования страховых фондов связан с финансовыми потоками либо отражается на их объемах в СНС.  

При ответе на второй и третий вопросы надо исходить из того, что существовало минимум пять объективных причин 1) деньги были слишком редким явлением 2) психология рядового счетного работника неконструктивна, он пишет то, что видит или в жизни, или в документе 3) прибыль как важнейшая категория, исчисляемая бухгалтером, не получила должного признания, купец оперировал больше потребительскими, чем финансовыми, категориями 4) из всех функций денег преобладала функция средства платежа , деньги нужны были в первую очередь, чтобы взыскивать и вносить, а не для вложения в хозяйственные обороты, следовательно, учет хозяйственных процессов строился на натуральной, а не на денежной основе 5) многие века в психологии людей преобладали не количественные, а качественные представления (сказать, что я живу хорошо, было гораздо важнее и понятнее, чем сказать, что я живу на 300 дукатов).  

Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода , выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, т.е. представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизуемую государством. В современных условиях налоги выполняют три функции фискальную , социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.  

Таким образом, как финансовая категория социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.  

Охарактеризуйте отношения, которые выражает государственный кредит как финансовая категория.  

Основные финансовые категории рассматриваются не только на примере Российской Федерации , но и ведущих зарубежных стран.  

Наибольшее внимание Маркс и Энгельс уделили важнейшей финансовой категории - налогам. Изучая их сущность, они постоянно подчеркивали, что для всех трудящихся налоги являются орудием дополнительной эксплуатации. При оценке налогообложения К. Маркс отдавал предпочтение прямым и прежде всего подоходному налогу , выступая за прогрессивные формы обложения. Косвенные налоги как наиболее тяжелые он называл прогрессивными налогами навыворот.  

Конец XIX и начало XX вв. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение. Она затронула и финансовую сферу . Ее представители несмотря на большое разнообразие в оценках выступили против трудовой теории стоимости , заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Важнейшие финансовые категории - государственные расходы и налоги - рассматривались ими как многочисленные индивидуальные сделки между государством и частными лицами при этом предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.  

В первую очередь следует отметить книги А. Бирмана, в которых впервые на достаточно высоком уровне были поставлены проблемы финансов предприятий . В его трудах впервые разработаны вопросы использования финансовых категорий в условиях хозяйственного расчета , который в интерпретации автора имел элементы рыночного хозяйства в условиях социализма.  

При изучении финансовых категорий используют приемы анализа и синтеза - двуединый прием познания, один из элементов процесса абстрактного мышления.  

Для исследования финансовых отношений и процессов применяется качественный и количественный анализ . Формируя определенное понятие финансовой категории или финансового явления, этот анализ дает нам их качественную характеристику , т.е. вкладывает в это

Финансовая система классифицируется по разным критериям.

В вышеприведенном «узком» определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов , их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:

1) совокупность финансовых отношений;

2) совокупность финансовых ресурсов;

3) финансовый аппарат управления.

Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой – представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, внешнеэкономическая, финансовых планов (прогнозов), законодательного обеспечения финансового контроля и др. (см. схему 2.2).

Помимо функционального критерия классификации финансо- вой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям (см. схему 2.3).

Звенья, как соподчиненный ряд классификации, содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.

Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы являются определяющей.

Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные, в первую очередь государственным бюджетом.

Схема 2.2.Состав финансовой системы по функциональному

критерию

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства составляют основу финансов , они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается реальный продукт – основной источник финансовых ресурсов общества.

Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и хозяйствующими субъектами производственной и


Схема 2.3. Схема финансовой системы по звеньям


нематериальной сфер всех форм собственности. Эти многообразные отно-шения связаны с оплатой труда населению, отчислениями в накопительную пенсионную систему денежных средств и выплат из нее; получения материа-льных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денеж-ными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений и организаций производственной и нематериальной сфер.

Такие отношения являются финансовыми, а частично, – и денежные отношения, связанные с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т.д.), хотя и относящеся к обмену, но с присутствием финансовых составляющих, характерных для данной стадии воспроизводства.

Вместе с тем, специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сберегаться и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер – при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, – так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий – оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенным исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений. Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством: такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов хозяйствующих субъектов (см. часть IV, гл.20).

Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах, как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.

Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в связи с тем, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств – это подзвено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.

Выделяется также как относительно самостоятельная часть финансовой системы – фискальная система – как совокупная налогово-бюджетная подсистема государства с присущими ей директивно-обязательными свойствами.

Второе звено – финансы хозяйствующих субъектов имеет два относительно самостоятельных составляющие:

Финансы хозяйствующих субъектов сферы материального производства (реальный сектор);

Финансы организаций и учреждений нематериальной сферы (сферы услуг).

Финансы сферы материального производства решают задачи формирования и эффективного использования децентрализованных денежных средств в производственных компаниях, фирмах, корпорациях, других формахорганизаций хозяйственной деятельности, а также централизации средств в целевых и резервных фондах вышестоящих органов названных хозяйствующих субъектов. Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности других качественных показателей производства. Сюда относятся следующие составляющие, охватывающие низовые звенья и представляющие их виды деятельности :

сельское хозяйство, охота и лесоводство;

рыболовство, рыбоводство;

грнодобывающая промышленность;

обрабатывающая промышленность;

поизводство и распределение электроэнергии, газа и воды;

строительство.

Место и роль финансов сферы услуг (нематериальной сферы) в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др. Финансы нематериальной сферы включают такие составляющие:

торговля; ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования;

гостиницы и рестораны;

транспорт и связь;

финансовая деятельность;

операции с недвижимым имуществом, аренда и услуги предприятиям;

государственное управление;

образование;

здравоохранение и социальные услуги;

прочие коммунальные, социальные и персональные услуги;

предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства;

косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества.

Во втором звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование денежных средств различного целевого характера.

Совокупность централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов , присущих звеньям финансовых отношений, составляют вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные формы: бюджетные, государственного и негосударственного социального страхования и обеспечения, амортизации, оборотных средств, потребления. Одни ресурсы централизованы в большей степени, другие – в меньшей (см. схему 2.4), одни постоянно расходуются (ресурсы на потребление), другие временно сохраняются (резервы, третьи- накапливаются (амортизационные отчисления).

Формы финансовых отношений, финансовые ресурсы и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступают финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного, производственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации, планирования, учета финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.

Схема 2.4. Классификация финансовых ресурсов (накоплений, фондов)

Финансовые категории являются основными в системе познания финансовых отношений в их неразрывной связи с экономическим развитием субъектов хозяйствования и государства. Финансовые категории отражают явления экономической жизни и закономерности финансовых процессов, поэтому их нужно использовать с целью увеличения экономической эффективности хозяйствования. Финансовые категории связаны с функциями финансов.

Таким образом, финансовые категории следует рассматривать как инструменты, с помощью которых создаются, распределяются и используются фонды финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей развития субъектов хозяйствования и государства.

Финансовые ресурсы образуются в процессе материального производства, за счет создания новой стоимости, в результате чего возникает валовой внутренний продукт.

Важной финансовой категорией являются финансы предпринимательских структур отражающие различные фонды финансовых ресурсов, которые создаются и используются для производства и реализации продукции, работ и услуг в различных отраслях экономики. Процессы организации и функционирования финансов предпринимательских структур основываются на соответствующих принципах, к которым относятся: коммерческий расчет, хозяйственная и финансовая независимости, финансовая ответственность, материальная заинтересованность и тому подобное.

Главным финансовым ресурсом предприятия, основой его деятельности является сформированный им собственный капитал.

Собственный капитал предприятия - это финансовые ресурсы, привлеченные в распоряжение от владельцев или акционеров без ограничений во времени (на постоянной основе), предназначенные для обеспечения развития предприятия и сохранения экономической стабильности. Величину собственного капитала предприятия можно определить только с помощью расчета на основе данных баланса как разницы между общей суммой активов и суммой внешних обязательств предприятия (заемным капиталом). Собственный капитал предприятия состоит из уставного капитала, дополнительного и резервного капитала, нераспределенной прибыли. Для большинства предприятий основным компонентом собственного капитала является уставный капитал.

Кроме собственного капитала, предприятие заемный капитал - часть активов предприятия, профинансирована кредиторами всех видов.

Предприятие использует собственный и заемный капиталы на формирование основных средств и оборотного капитала, находящихся в процессе непрерывного движения, принимая различные формы в зависимости от стадии кругооборота. Формирование основных средств и оборотного капитала - объективная предпосылка для начала предпринимательской деятельности.

Основные средства - это материальные активы, их ожидаемый срок использования составляет более одного года, или их применяют в процессе производственного цикла, продолжается более одного года.

Основные производственные средства являются частью основных средств, участвующих в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму.

Деятельность предпринимательских структур, направленная на создание и реализацию продукции, осуществляется при сочетание основных производственных средств, оборотных средств и труда.

В процессе производства стоимость основных фондов распределяется следующим образом: одна ее частица, равна износу, переносится на готовую продукцию, другая - отражает остаточную стоимость имеющихся основных фондов. Путем вычитания из первоначальной стоимости основных средств суммы износа определяют остаточную стоимость основных средств. Сумма начисленной амортизации определяется как стоимость физического износа основных средств с начала их использования.

Итак, амортизация - это систематическое распределение стоимости основных средств в течение срока их эксплуатации. Изношена доля стоимости основных средств, перенесена на готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно накапливается в денежной форме в амортизационный фонд, который используется для воспроизведения основных средств.

Сумма амортизационных отчислений зависит от:

Балансовой стоимости основных средств;

Структуры основных производственных средств;

Норм и методов начисления амортизации.

Оборотные средства (капитал) - средства, авансированные в оборотные производственные фонды (производственные запасы сырья, материалов, топлива, тары, остатки незавершенного производства и расходы будущих периодов) и фонды обращения (готовая продукция и средства за продукцию). Оборотные фонды потребляются в одном производственном цикле, их стоимость переносится на стоимость изготовленной продукции. Чтобы обеспечить непрерывный процесс производства, реализации продукции и получения прибыли, предприятию нужно одновременно и оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Важной финансовой категорией, без которой невозможно подсчитать финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является себестоимость. Себестоимость продукции - это денежное выражение непосредственных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией продукции. В себестоимость относятся материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления в централизованные целевые фонды, амортизация основных средств и нематериальных активов и т.п..

На основе себестоимости продукции определяется цена продукции (работ, услуг) и объем чистого дохода в виде прибыли.

Выручка от реализации продукции является основной составляющей денежных сбережений предприятий. Это сумма средств, которые получили на текущем счете в банке предприятия или его кассе, от продажи продукции и услуг. Таким образом, выручка от реализации - финансовая категория, отражающая финансовые отношения между поставщиками и потребителями товара.

Во время первичного распределения выручки от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг осуществляется внутрипроизводственное возмещения расходов, формирования прибыли, своевременность и полнота уплаченных налогов, погашения банковских кредитов. Главными отчислениями предприятия в бюджет налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, платежи в целевых централизованных фондов и тому подобное.

Обязательное условие для получения прибыли - преобладание выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказанных услуг) над расходами.

Следовательно, прибыль - одна из основных финансовых категорий, выражает денежную стоимость реализованного чистого дохода, является основной формой денежных сбережений субъектов хозяйствования. Прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, это показатель, наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество реализуемой продукции, уровень ее себестоимости. Прибыль - источник финансирования разных по экономическому содержанию потребностей: уплаты налогов, формирования финансовых ресурсов предприятий. За счет прибыли осуществляется формирование в значительном объеме бюджетных средств государства, финансирование дальнейшего развития предприятий, материальное поощрение и социальные выплаты работникам и др.

Соотношение прибыли с авансированной стоимостью, текущими затратами, объемом реализации продукции и т.п. характеризует понятие рентабельности. В отличие от прибыли предприятия, имеющего положительный результат предпринимательской деятельности, рентабельность определяет эффективность этой деятельности.

В рыночной экономике является система показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность инвестиций, рентабельность собственного капитала и др. Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов. Они являются одним из индикаторов доходности и конкурентоспособности предприятия.

Центральным звеном финансовой системы, через которую осуществляется влияние финансов на экономическое и социальное развитие страны, является финансовая категория государственных финансов.

Государственные финансы - совокупность экономических отношений по распределению и перераспределению ВВП и НД, возникающих при формировании и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения выполнения государством возложенных на нее функций.

Наличие государственных финансов объективно обусловлена необходимостью распределения и перераспределения валового внутреннего продукта между слоями населения, предпринимательскими структурами и отдельными территориями. Часть его в денежной форме попадает в государственный бюджет - централизованный фонд финансовых ресурсов государства, используется для выполнения возложенных на нее функций; он находится в распоряжении центральных органов власти и применяется для финансирования общегосударственных мероприятий.

Государственный бюджет является частью бюджетной системы Украины, в состав которой входят, кроме государственного бюджета, также и местные бюджеты.

Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления. Бюджетами местного самоуправления считают также бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

Сводный бюджет - это сумма показателей всех видов бюджетов, относящихся к бюджетной системы государства. Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Совокупность мероприятий государства по организации и использования финансов с целью обеспечения экономического и социального развития формирует бюджетную политику государства.

Доходы бюджета - сумма средств, мобилизованных государством для обеспечения своей деятельности. В процессе образования доходов бюджета происходит оперативное изъятие в пользу государства части валового внутреннего продукта, на основании чего возникает финансовая взаимодействие государства с предприятиями и населением.

Доходная часть бюджета должна приобрести стабильность и обеспечить обязательность и равномерность по уплате налогов всеми юридическими и физическими лицами, недопустимость любых проявлений дискриминационного отношения к отдельным плательщикам. Для этого создана налоговая система.

Система налогообложения состоит из совокупности налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, взимаемых в соответствии с действующим законодательством Украины.

Налоги (сборы, обязательные платежи) - обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда "осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются действующим законодательством Украины.

Налоговые платежи - обязательные сборы, взимаемые с плательщиков при конкретного эквивалентного обмена между государством и плательщиком (плата за воду, землю).

В Украине различают общегосударственные налоги и сборы, местные налоги и сборы. Важнейшими прямыми налогами в налоговой системе Украины является налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, косвенными налогами - налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные пошлины.

Расходы бюджета - это сумма средств, потраченных государством с целью обеспечения своих функций.

Сумма превышения расходов над доходами образует дефицит государственного бюджета. Чтобы покрыть дефицит государственного бюджета, используют государственный кредит. В этом случае государство является заемщиком, а население и предпринимательские структуры, то есть физические и юридические лица, - кредиторами.

Финансовые отношения, возникающие между экономическими субъектами в связи с передачей друг другу во временное пользование свободных средств (стоимости) на основе возвратности, платности и добровольности, называются кредитом. Назначение кредита как финансового категории заключается в удовлетворении временных потребностей в дополнительных средствах одних экономических субъектов и содействия выгодному расположению свободных средств - для других.

Совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, которые могут быть как заемщиком, кредитором или гарантом, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, по формированию общегосударственного фонда денежных ресурсов составляют государственный кредит.

Как финансовая категория государственный кредит - форма перераспределения валового внутреннего продукта; его источником свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственный кредит имеет срок возврата и цену в виде процента. Источник его возвращение - доходы бюджета.

В случае межгосударственного кредита, если одни государства выступают кредиторами, а другие - заемщиками, то величину полученных внешних займов и начисленных процентов включают в государственный долг.

Внешние займы предоставляются за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. В современных условиях кредиторами государства могут быть международные финансовые институты (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития и т.д.).

Государственный кредит приводит к появлению государственного долга. Государственный долг как финансовая категория - это сумма непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии, выданные по кредитам иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям. Размер долга определяет состояние экономики и финансов государства, эффективность функционирования ее правительственных структур. Государственный долг имеет экономически обоснованные границы и гарантируется всем имуществом, находящимся в общегосударственной собственности.

В современной финансовой науке, кроме государственных финансов, финансов на уровне предприятий, выделяют финансовую категорию - финансы домашнего хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, являются экономическими денежными отношениями по формированию и использованию фондов денежных средств с целью обеспечения материальных и социальных условий жизни членов домохозяйства и их воспроизведения.

Под сущностью понятия домашнего хозяйства понимают хозяйство, которое ведет одна или несколько лиц, проживающих вместе и имеющих общий бюджет. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются государственные целевые фонды. Государственные целевые фонды как финансовая категория - фонды финансовых ресурсов, созданные государством с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей населения, расходов на расширенное производство, развития научно-технического потенциала государства и тому подобное. Чтобы предоставлять определенные социальные гарантии населению в случае достижения нетрудоспособного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, работы и др. в Украине созданы такие целевые фонды: Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины по временной потере нетрудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Составной категории финансов является страхование - совокупность экономических отношений, возникающих по формированию страхового фонда и его использование для возмещения возможного ущерба, нанесенного физическим и юридическим лицам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.

Таким образом, финансовые категории отражают различные функции финансов и финансовой системы.

ПРАКТИКУМ

План семинарского занятия

1. Характерные признаки финансов и финансовых отношений.

2. Финансы в системе рыночных отношений, социально-экономическая сущность финансов.

3. Функции финансов.

Темы рефератов

2. Социально-экономическая сущность и функции финансов.

3. Финансы Украины в условиях реформ.

4. Роль и значение государственных финансов.

5. Сущность и функции финансовых ресурсов предприятий.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте предпосылки возникновения финансов.

2. Раскройте социально-экономическую сущность финансов.

3. Определите сущность понятия "финансы".

4. Сравните термины "деньги" и "финансы". Чем они отличаются?

5. все денежные отношения являются финансовыми? Ответ обоснуйте.

6. Назовите субъектов финансовых отношений.

7. Выясните сущность и принцип осуществления распределительной функции финансов.

8. Как реализуется контрольная функция финансов?

9. Охарактеризуйте финансы как экономическую категорию.

10. Определите сущность собственного и заемного капиталов предприятия.

11. Чем отличаются основные средства от основных производственных средств?

12. В чем заключается сущность понятия "оборотный капитал"?

13. Охарактеризуйте прибыль предприятия как финансовую категорию.

14. Дайте определение термина "амортизация".

15. Выясните сущность понятия "себестоимость"?

16. Раскройте сущность рентабельности.

17. Что такое государственный бюджет?

18. Охарактеризуйте государственный кредит как финансовую категорию.

19. Чем отличается государственный кредит от государственного долга?

20. Какие вы знаете внебюджетные целевые фонды?

21. Какие функции выполняют внебюджетные целевые фонды?

22. Определите составляющие финансовых ресурсов домохозяйств.

23. Раскройте сущность термина "страхование".

Тесты

1. Финансы - это:

1) деньги;

2) экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств;

3) экономические отношения, связанные с производством и реализацией продукции;

4) денежные потоки.


2. Финансы выполняют следующие функции:

1) меры стоимости;

2) распределительную;

3) стимулирующую;

4) контрольную.

3. В сферу финансовых отношений принадлежит;

1) выплата заработной платы работникам;

2) уплата налогов предприятиями;

3) возврат долга между друзьями;

4) покупка продуктов в супермаркете;

5) уплата взносов в фонд социального страхования,

4. Для финансовых отношений характерным является движение средств, а именно:

1) поворотный и возмездный;

2) принудительный, обязательный, безвозвратный и безвозмездный;

3) безвозвратный и возмездный.

5. Финансовые отношения охватывают:

1) сферу материального производства;

2) непроизводственную сферу;

3) как производственную, так и непроизводственную сферы.

6. Распределительная функция финансов осуществляется с:

1) первичным распределением ВВП и НД;

2) вторичным распределением (перераспределением) ВВП и НД;

3) распределением и перераспределением ВВП и НД через финансовую систему;

4) контролем за распределением ВВП в соответствующие фонды.

7. Взаимосвязь между денежными и финансовыми отношениями заключается в том, что:

1) финансовые отношения являются предпосылкой возникновения денежных отношений;

2) все денежные отношения являются финансовыми;

3) все финансовые отношения являются денежными.

8. Финансовые ресурсы - это:

1) денежные фонды, которые создаются в процессе распределения, перераспределения и использования ВВП за определенный период;

2) экономические отношения, формирующиеся при создании и распределения денежных доходов (накоплений) у государства и субъектов хозяйствования;

3) совокупность централизованных и децентрализованных фондов целевого назначения.

9. Чем отличаются финансы от денег:

2) функциями;

10. Функции финансов - это средство проявления:

1) сущности финансов;

2) общественного назначения финансов;


11. Финансовые отношения возникают:

1) на стадии обмена;

2) на стадии производства;

3) варианты ответа 1) и 2) правильные.

12. Наличие финансовых отношений в государстве:

1) субъективным фактором;

2) объективной необходимостью.

13. Субъектами финансовых отношений являются:

1) валовой внутренний продукт;

2) государство, предприятия, граждане;

3) доходы, налоги, сборы.

14. В чем заключается сущность понятия "финансы":

1) это денежные фонды населения, предприятий, государства;

2) совокупность отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов;

3) совокупность отношений, связанных с созданием, распределением и перераспределением ВВП;

15. Финансы предпринимательских структур - это;

1) прибыль предприятия;

2) различные фонды финансовых ресурсов предприятия;

3) деньги, что получили на текущем счете в банке предприятия.

16. Собственный капитал предприятия состоит из:

1) уставного капитала;

2) уставного капитала, дополнительного и резервного капиталов;

3) уставного капитала, дополнительного и резервного капиталов, нераспределенной прибыли.

17. Дайте определение сущности заемного капитала:

1) часть активов предприятия, профинансирована кредиторами всех видов;

2) часть активов предприятия, формируется за счет акционерного капитала;

3) часть активов предприятия, формируется за счет собственных средств;

4) часть активов предприятия, формируется за счет финансовых ресурсов банка и акционерного капитала.

18. В чем заключается сущность производственных средств;

1) материальные активы, ожидаемый срок полезного использования которых превышает один год, или которые используются в процессе производственного цикла, продолжается более одного года;

2) материальные активы, которые принимают участие в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму;

3) материальные активы, использованные в одном производственном цикле;

4) варианты ответа 1), 2) и 3) верны

19. Сумма амортизационных отчислений зависит от:

1) прибыли предприятия;

2) балансовой стоимости основных средств;

3) себестоимости продукции;

4) структуры основных производственных средств;

5) норм и методов начисления амортизации;

6) варианты ответа 1), 2), 3), 4) и 5) правильные.

20. Прибыль предприятия - это:

1) сумма средств, полученная на текущем счете в банке или кассе предприятия;

21. В себестоимость относят:

1) текущие расходы, расходы на оплату труда, отчисления в централизованные целевые фонды, косвенные налоги, амортизацию основных средств и нематериальных активов;

2) материальные расходы, расходы на оплату труда, отчисления в централизованные целевые фонды, амортизация основных средств и нематериальных активов;

3) материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизацию основных средств и нематериальных активов.

22. Рентабельность зависит от:

1) прибыли предприятия;

2) объема реализации продукции;

3) текущих расходов;

23. Источником создания финансовых ресурсов государства являются:

1) валовой внутренний продукт (ВВП)

2) налоговые поступления от физических и юридических лиц;

3) налоговые поступления от физических, юридических лиц, внешние и внутренние займы государства.

24. Местными бюджетами признаются:

1) бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления;

2) бюджет Автономной Республики Крым, областные, городские, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления;

3) областные, городские, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

25. В сводный бюджет Украины относятся:

1) показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя;

2) показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей;

3) показатели Государственного бюджета Украины, сводные бюджеты областей и городов Киева и Севастополя.

26. Кредиторами государства могут быть;

1) Национальный банк Украины;

2) коммерческие банки;

3) международные финансовые организации;

4) правительства других государств;

5) физические лица;

6) варианты ответа 1), 2) и 3) правильные.


27. В сфере международных экономических отношений государство играет роль:

1) кредитора;

2) заемщика;

3) гаранта;

4) варианты ответа 1), 2) и 3) правильные.

28. Государственный кредит является формой:

1) первичного распределения ВВП;

2) перераспределения ВВП;

3) перераспределения валового внутреннего продукта.

Задача

1. Решите финансовую криптограмму. Правильно угадав слова по горизонтали, определите зашифрованное слово в выделенном столбце.

1. Кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональным развитием общественного производства, проявляющееся в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

2. Ценные бумаги, свидетельствующие о вкладе в капитал акционерного общества и дают право владельцу на получение дохода.

3. Бюджетная дотация, что носит целевой характер.

4. Активы компании за исключением ее долговых обязательств.

5. Система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

6. Денежная помощь, предоставляемые государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим лицам, местным государственным органам, другим лицам.

7. Обязательные платежи юридических и физических лиц, государство получает в установленных законом размерах и в установленные сроки.

Зашифрованное слово означает экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

2. Найдите ложные утверждения среди предложенных.

1. Все финансовые отношения являются денежными, но не все денежные отношения е финансовыми.

2. Финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания валового внутреннего продукта.

3. Финансы выполняют функцию всеобщего эквивалента - товара, который определяет стоимость других товаров, работ и услуг.

4. Историческое развитие финансов происходит исключительно в экономическом направлении и зависит только от уровня экономического развития государства.

5. Централизованные и децентрализованные фонды денежных средств образуются на основании распределения валового внутреннего продукта и национального дохода.

6. материальных носителей финансовых отношений являются финансовые ресурсы.

7. Распределительная функция финансов осуществляется через финансовую систему при распределении и перераспределении ВВП и НД.

8. Контрольная функция финансов реализуется через контроль за распределением валового внутреннего продукта на централизованные фонды денежных средств.

9. За счет налогов государство образует фонд денежных средств, с помощью которого расширяет государственный спрос и потребление.

10. Финансы отличаются от денег по содержанию и функциям, которые они осуществляют.