Перепись населения в беларуси результаты. «Планируете ли вы уехать?» Стало известно, какие вопросы во время переписи зададут белорусам

Переписные листы уже появились на сайте Белстата. TUT.BY посмотрел, какие вопросы зададут жителям нашей страны.

Снимок используется в качестве иллюстрации. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Все начинается со стандартных «фамилия, имя, отчество, дата рождения, семейное положение, место рождения, уровень образования». Кроме этого, у людей, например, спросят:

  • Проживали ли Вы 1 год и более в другой стране?
  • Планируете ли вы уехать из Беларуси?
  • Укажите источники к существованию, имеющиеся в году проведения переписи населения.
  • Планируете ли Вы рождение детей?

Посмотреть, как выглядит переписной лист, можно . — то, что будет интересовать статистику относительно вашего жилья.

Спросят у жителей страны и про то, какой язык человек считает родным, на каком разговаривает. Поинтересуются, к какой национальности он себя относит. А вот вопросов о религии не будет. Не каждый, поясняют специалисты, «может и хочет на него отвечать». К тому же, уточняют в Белстате, все это впоследствии может вызвать недопонимание в обществе.

— Для Беларуси сегодня актуальна тема трудовой миграции, поэтому из вопросов, которые впервые появятся во время переписи, — уточнение информации по миграции, — перечисляет новинки Инна Медведева , председатель Национального статистического комитета. — Очень остро для страны стоит тема демографии, поэтому у женщин будем спрашивать о планировании и рождении детей.

Главным же новшеством станет опросник по сельскому хозяйству . Он, поясняют специалисты, нужен, чтобы рассчитать вклад населения в валовую продукцию сельского хозяйства. Специалистов будет, например, интересовать, сколько у человека земельных участков, что на них растет, какое количество яблонь, груш, вишен и т.д. стоят в саду, держит ли человек скот, птиц, пчел.

— Эта информация будет только для органов государственной статистики. Ни контролирующие органы, ни налоговая — никто этой информации не получит, — предупреждает Инна Медведева и рассказывает, что именно вопросы по сельскому хозяйству чаще всего смущают людей. — Причем даже молодое население. На пробной переписи в Молодечно я даже поспорила с молодым человеком лет 28, который мне говорил: «Я вам зуб даю, что завтра ко мне придут и пересчитают все деревца. И потом лишние придется вырубать». Для нас важно понимание населения и небоязнь отвечать на наши вопросы.

Просят специалисты не бояться называть и идентификационный номер.

— После его заполнения у переписчика сразу загрузится часть информации из регистра населения, — объясняет председатель Национального статистического комитета. — Это порядка 15−20 процентов переписного листа. Для сверки переписчик вам просто перечитает эту информацию. Так мы уменьшим время заполнения. Если же человек откажется называть идентификационный номер — фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения и некоторую другую информацию будем набирать вручную.

Кстати, заполнить анкеты можно как на белорусском, так и на русском языках. Данные будут «забивать» в планшеты. На все про все понадобится минут пять плюс еще немного времени, чтобы заполнить вопросник по сельскохозяйственной деятельности.

Очередная перепись населения Беларуси пройдет 14-24 октября 2009 года.
Впервые белорусов пересчитали еще в конце девятнадцатого века, когда в Российской империи была проведена первая всеобщая перепись населения. Согласно ей на современной территории Беларуси проживало 6,5 миллиона человек. Семь раз белорусов пересчитывали в СССР во время всесоюзных переписей – в 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. 10 лет назад состоялась всеобщая перепись уже в суверенной Беларуси, где насчитали 10 миллионов 45 тысяч человек.

Как рассказала Начальник отдела статистики города Бобруйска и Бобруйского района Наталья Семенова, для проведения переписи населения в Бобруйске планируется привлечь более тысячи человек. Для работы временного переписного персонала будет выделено 140 помещений.

Все переписчики будут иметь специальные удостоверения и значки. Это принципиальный момент. Более того, время анкетирования должно быть согласовано с каждым из жильцов заранее - за три дня. И так, чтобы только две стороны знали о будущей встрече.

В целом для участия в подготовке и проведении переписи населения в Бобруйске планируется привлекать участников переписи 1999 года, актив, участвовавший в проведении выборов в местные Советы депутатов, а также работников предприятий и организаций города, студентов высших учебных заведений.

***
Владимир Зиновский,
председатель Национального статистического комитета Республики Беларусь:

Перепись населения имеет важнейшее значение для любого государства, поскольку является всеобъемлющим источником статистической информации о численности, размещении и составе населения в нем и позволяет отразить все изменения, произошедшие за определенный исторический период. Ее уникальная роль связана также с возможностью получения информации не только на общенациональном уровне, но и на уровне малых территорий: городских кварталов, микрорайонов, сельских населенных пунктов. Не случайно поэтому данные переписи населения являются основой для разработки государственных прогнозов социально-экономического развития страны, текущих расчетов и прогнозирования численности и состава населения.

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН, согласно которой объявлен раунд переписей населения и жилищного фонда 2010 года (с 2005-го по 2014-й годы) подчеркивается, что «периодически проводимые переписи населения и жилищного фонда по стране в целом и ее административным районам являются одним из основных источников данных, необходимых для эффективного планирования развития и наблюдения за демографическими проблемами и тенденциями, политикой и программами в социально-экономической и экологической областях».

В Беларуси принято решение о проведении очередной переписи населения с 14 по 24 октября 2009 года. Ее результаты войдут не только в историю нашей страны, но и станут составной частью мировой переписи населения, проводимой по Всемирной программе переписей населения и жилищного фонда.

Разумеется, мероприятие такого масштаба требует к себе особо тщательного подхода. Не случайно весь цикл работ по подготовке и проведению переписи населения в республике, обработке персональных данных и распространению итоговых результатов охватывает 5 лет: с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года.

Ключевым моментом в методологическом обеспечении переписи населения является подготовка ее программы, представляющей собой перечень вопросов, по которым осуществляется сбор персональных данных. Программа переписи 2009 года разрабатывалась с учетом потребностей страны как на национальном, так и на региональных уровнях; обеспечения максимальной степени сопоставимости с результатами предыдущих переписей, проведенных на территории Беларуси, и международной сопоставимости данных на основе рекомендаций Конференции европейских статистиков; готовности и способности опрашиваемых лиц предоставить соответствующую информацию по задаваемым вопросам.

Проект программы неоднократно выносился на согласование с заинтересованными органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными властями.

В плане подготовки большое значение имела также пробная перепись населения 2007 года, в ходе которой была проверена приемлемость проекта программы переписи 2009 года.

В итоге постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 2008 года №765 утверждена программа переписи, в которую включено 37 наиболее важных вопросов, ответы на которые позволят получить подробную демографическую, национальную, культурную и социально-экономическую характеристику населения.

Программа переписи населения размещена на 3 формах переписных листов:

– форма 1-помещение «Характеристика жилого помещения. Список членов домохозяйства, постоянно проживающих в помещении» содержит адрес жилого помещения, список лиц, постоянно проживающих в нем, и жилищные условия домохозяйств, проживающих в одноквартирных жилых домах и квартирах;

– форма 2Н «Переписной лист» заполняется на каждого респондента, постоянно проживающего в Республике Беларусь;

– форма 3ВН содержит вопросы к гражданам, временно находящимся на территории нашей страны;

Кроме того, «Контрольный переписной лист» заполняется на лиц, временно проживающих (пребывающих) в период с 14 по 24 октября в жилом помещении, в гостинице, в больнице, санатории и другой организации с временно проживающим (пребывающим) населением, если они сообщат, что не прошли перепись и по месту их постоянного жительства о них некому предоставить сведения.

В свою очередь, форма 5 «Контрольная фишка» заполняется на лиц, имеющих два и более мест жительства и выбравших для прохождения переписи населения данное жилое помещение. В этом случае респондент проходит перепись населения в общем порядке, а контрольная фишка направляется по адресу другого места жительства с целью исключения двойного учета.

Наконец, «Справка о прохождении переписи населения» выдается респондентам, на которых составлена контрольная фишка; временно находящимся на территории Республики Беларусь; предполагающим в период переписи населения и контрольного обхода выехать в другое место хотя бы на один день; не имеющим постоянного места жительства (бездомным).

Формы переписных листов заполняются на русском или белорусском языках по желанию респондента.

Дата проведения переписи устанавливается по состоянию на 0 часов 14 октября 2009 года, данные в переписные листы вносятся на момент счета населения.

Сбор персональных данных о событиях, произошедших после момента счета населения, не осуществляется. Например, переписные листы не заполняются на детей, родившихся после момента счета населения, но заполняются на лиц, умерших после него.

Период заполнения форм переписной документации составит 11 дней – с 14 по 24 октября 2009 года. Это на 3 дня больше, чем при переписи 1999 года.

Основным методом проведения переписи населения является опрос респондентов в ходе посещения жилых и иных помещений, в которых они проживают или могут проживать.

Для экономии времени на посещение жилых помещений переписчикам разрешается заносить в переписные листы сведения об отсутствующих со слов проживающих с ними членов семьи, если они могут предоставить исчерпывающие ответы на все вопросы переписного листа. Если же такие ответы получить не представляется возможным, переписчик обязан будет посетить жилое помещение повторно и лично опросить отсутствующего в нем при первом посещении респондента.

Учитывая нежелание отдельных респондентов пройти перепись по месту их жительства (об этом наглядно свидетельствовали результаты пробной переписи), Белстатом предусмотрено создание стационарных переписных участков, которые будут функционировать в удобное для населения время. Предполагается, что будет образовано более 800 таких участков.

Единство статистической методологии переписи населения на территории республики обеспечивается проведением всех работ в соответствии с указаниями по формам, которые централизованно разрабатываются и утверждаются Белстатом и являются обязательными к исполнению всем переписным персоналом. Всего разработано и утверждено 22 нормативных правовых акта, регламентирующих деятельность территориальных органов статистики и временного переписного персонала.

Кто подлежит переписи?

Для того, чтобы обеспечить правильный учет населения, важно определиться с тем, кто же подлежит переписи. Перепись 1999 года показала, что разработанный для ее проведения порядок учета населения достаточно полно охватывает все категории, подлежащие переписи, а используемый набор контрольных мероприятий позволяет избежать как пропусков, так и двойного счета. В связи с этим изменений в порядке учета населения по сравнению с прошлой переписью не произойдет.

В процессе переписи подлежат учету граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие либо временно пребывающие в нашей стране, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в республике, но на момент счета населения временно пребывающие на территории иностранных государств.

К постоянно проживающему населению страны будут отнесены:

– все постоянно проживающие (включая иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства) жители Беларуси, которые на момент счета населения находились на территории республики;

– постоянно проживающие, но временно отсутствующие в связи с выездом за границу на работу или на учебу сроком до 1 года, а также в служебную командировку, на отдых, лечение, в гости и тому подобное независимо от срока;

– прибывшие в Республику Беларусь из других государств на работу или на учебу на срок 1 год и более;

– прибывшие на постоянное место жительства или в поисках убежища, но еще не получившие разрешение на жительство, если их пребывание в Республике Беларусь составляет 1 год и более.

В качестве временно находящихся на территории страны будут переписаны граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые на момент счета населения прибыли в республику из-за границы на работу или на учебу на срок менее 1 года или с другой целью (на отдых, лечение, в гости и тому подобное) независимо от срока.

Не подлежат переписи:

– иностранные граждане, являющиеся руководителями и сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений и иных представительств иностранных государств, представительств международных организаций в Республике Беларусь, и члены их семей, обладающие привилегиями и иммунитетами в соответствии с международными договорами нашей страны;

– лица, выехавшие за границу на учебу или на работу сроком на 1 год и более.

Лица, прибывшие в страну на срок до 1 года, считаются кратковременными мигрантами и учитываются как временно находящиеся в стране.

Ценз временного отсутствия в месте постоянного жительства распространяется и на перемещения внутри страны. Если респондент выехал из населенного пункта в другой населенный пункт на 1 год и более, то в данном населенном пункте он не должен переписываться. Если же респондент выехал на срок до 1 года, то он переписывается с отметкой о временном отсутствии.

Население будет переписываться по месту постоянного (обычного) жительства, которым является населенный пункт, одноквартирный жилой дом, квартира, другое жилое и иное помещение, используемое для проживания, в котором респондент проводит большую часть своего времени. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек прописан или зарегистрирован. Если респондент имеет несколько мест жительства, то предпочтение отдается тому из них, в котором он проживает со своей семьей. Так, к примеру, если человек имеет жилое или иное помещение, в котором он прописан (или зарегистрирован), а живет с семьей в другом месте (например, в квартире, принадлежащей супруге), то сбор персональных данных о респонденте следует осуществлять по месту его совместного проживания с семьей. Если респондент живет в жилом или ином помещении, находящемся в населенном пункте по месту работы, а на выходные или свободные от работы дни уезжают к своей семье, которая проживает в другом населенном пункте, то он переписывается по месту проживания его семьи.

Студенты (учащиеся) учебных заведений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального, а также профессионально-технического образования, прибывшие на учебу из других населенных пунктов республики и проживающие по месту обучения, подлежат переписи по адресу временной регистрации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие-контрактники и члены их семей, проживающие на закрытых территориях, переписываются по месту прохождения службы. Военнослужащие и их семьи, проживающие вне закрытых территорий, переписываются на общих основаниях переписчиками основных участков.

Лица, находящиеся в институционных учреждениях (домах ребенка, детских домах, школах-интернатах), переписываются как постоянные жители.

Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, находящиеся в местах предварительного заключения, в отношении которых приговор вступил в силу, или не имеющие места постоянного жительства переписываются по месту их нахождения соответствующими органами внутренних дел.

В гостиницах, больницах, домах отдыха, санаториях и т.п. учреждениях переписываются только те лица, которые не имеют другого места жительства.

Проведение переписи специальных контингентов населения осуществляют органы государственного управления, имеющие в своем ведении такие группы населения. Особенности организации переписи определяются образом жизни или порядком содержания этих категорий населения и оговариваются в специальных инструктивных материалах, разрабатываемых соответствующими органами государственного управления совместно с Белстатом. В соответствии с постановлением правительства страны от 1 ноября 2006 года № 1455 определены республиканские органы государственного управления, ответственные за подготовку и проведение переписи отдельных категорий населения. К ним относятся Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, КГБ, Госкомитет пограничных войск, Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство труда и соцзащиты.

Добавлю также, что в целях формирования позитивного отношения общества к переписи, стимулирующего население страны принимать участие в ней и предоставлять надежную информацию, через СМИ будут регулярно распространяться соответствующие разъяснительные материалы, а в момент сбора данных каждое домохозяйство получит специальное информационное сообщение. Кроме того, утвержден хорошо узнаваемый логотип переписи населения, ее лозунг. Все это, на наш взгляд, будет содействовать успешному проведению переписи, повышению уверенности респондентов в том, что переписчик является ее официальным участником.

По завершении переписи через средства массовой информации (сентябрь 2010 – ноябрь 2010 г.) население страны будет ознакомлено с ее итогами, характеризующими его демографическое и социально-экономическое положение.

В заключение хочу еще раз отметить, что перепись населения является не просто масштабной статистической акцией, но делом поистине общегосударственной, общенародной важности, поскольку ее результаты кладутся в основу определения перспективных и текущих направлений социально-экономического развития страны, а следовательно, реализации планов дальнейшего укрепления белорусского государства и повышения благосостояния наших людей.

Журнал «Экономика Беларуси», N1 2009 г.

В различных государствах применяются разнообразные меры стимулирования участия граждан в переписи населения. В США перепись населения производится путем адресной рассылки всем жителям страны переписных анкет, которые после заполнения отсылаются обратно, а переписчики затем посещают дома жителей, анкеты которых не были получены.

В Чехии предусмотрен денежный штраф за уклонение от участия в переписи населения.

В Беларуси же основной упор делается на сознательность граждан. Закон не предусматривает обязанность населения участвовать в переписи, однако, обязывает не препятствовать ее проведению.

Население Беларуси - это общность постоянно проживающих на территории Республики людей. К понятию «население Беларуси» близкими по значению окажутся - «народ Беларуси» и «белорусская нация» (не путать с национальностью).

Если попытаться сразу дать короткую, общую характеристику населения Республики Беларусь, то можно будет сказать следующее: белорусская нация стареющая, с высоким числом пенсионеров и низкой рождаемостью, сравнительно образованная, проживающая, по преимуществу в городах, занятая в сфере материального производства менее чем наполовину. По этим относительным признакам жители Беларуси мало отличаются от населения соседних государств.

В Беларуси обеспечена практически 100% грамотность населения старше 10 лет. Высшее образование имеют порядка 18% граждан, еще 26% - среднее специальное.

Последняя перепись населения в Республике состоялась в 2010 году. Она стала отправной точкой для дальнейших статистических исследований. Более ранние данные основывались в значительной степени на результатах переписей советского периода и оперативной информации. Однако для анализа и прогноза общественных изменений важнее не абсолютная точность (даже государственные источники часто выдают несовпадающие данные), но понимание общих тенденций.

Крупнейшими областями Беларуси по численности населения в 2019 году являются:

Численность населения по областям и г.Минску (на начало года; тысяч человек)

Республика Беларусь

Области и г.Минск:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Могилевская

Существуют различные подходы и методы изучения и классификации населения. Вероятно, наиболее информативным и адекватным сложившемуся положению дел будет анализ структуры общества в связи с экономической ситуацией. Разумеется, граждане Республики Беларусь имеют свои культурные особенности, религиозную принадлежность, политические взгляды, вкусы и пр. Однако определяющими поведение современных белорусов во внешнем мире являются, все-таки, экономические аспекты. Для большинства организующим началом остаются предприятия и рабочие места.

Исходя из этого, рассмотрим, в первую очередь, половозрастную структуру общества, и ее изменения. Здесь особенно важным представляется соотношений работающих и иждивенцев, в настоящий момент и в перспективе. В результате станет возможной оценка трудоспособности и степени экономической самостоятельности общества.

В истекшие полвека можно было наблюдать такую динамику изменения демографической ситуации:

Численность и естественный прирост населения: (на начало года; тыс. человек)

Численность населения

в том числе:

Всего в возрасте:

моложе трудоспособного (0-15)

трудоспособном

старше трудоспособного

Удельный вес в общей численности населения, процентов

городского

сельского

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

1) До 2017 года к трудоспособному населению отнесены мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет. Начиная с начала 2018 года к трудоспособному населению отнесены мужчины и женщины в возрасте от 16 лет до общеустановленного пенсионного возраста.

Статистические данные в распределении городского и сельского населения выглядят так:

Численность городского и сельского населения по областям и г.Минску (на начало года; тысяч человек)
2015 2016 2017 2018 2019
Городское население

Республика Беларусь

Области и г.Минск:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Могилевская

Сельское население

Республика Беларусь

Области и г.Минск:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Могилевская

Из этого следует, что в 2019 году имело место некоторое общее снижение численности населения Беларуси по сравнению с 2015 годом на 5,7 тысяч человек или 0,47%.

В приведенной статистике хорошо заметны три важные общественные тенденции.

На протяжении последних десятилетий население перебиралось из сельской местности в города; снижалась рождаемость; росла смертность. Такое сочетание рождаемости и смертности в отсутствие войн и других катаклизмов, означает увеличение числа пожилых в общей массе населения. Это, в свою очередь, ведет к старению нации и порождает новые проблемы, в частности .

Одной из таких проблем все чаще называют увеличение числа пенсионеров относительно количества работающих.

На основании исследований в разных государствах выведено несколько коэффициентов характеризующих демографическую ситуацию с точки зрения обеспеченности общества трудовыми ресурсами:

  • Коэффициент детской нагрузки (замещения) - отношение числа лиц младшего возраста к числу трудоспособных в настоящий момент. В современной Беларуси коэффициент составляет около 28%;
  • Коэффициент пенсионной нагрузки - соотношение численности пенсионеров и трудящихся. Сейчас в Республике на 100 работающих приходится 61 пенсионер.

Два последних коэффициента делают экономические прогнозы весьма мрачными. Очевидно, что каждый год некоторая часть работников будет переходить в разряд пенсионеров. Однако занять их место в хозяйственной системе будет некому.

Таким образом рассматривать вопрос повышения придется не с точки зрения социальной справедливости, но как неизбежный итог демографических тенденций последних десятилетий.

Еще одной важной характеристикой общественной системы является распределение доходов по группам населения и регионам страны. Столица существенно обгоняет провинцию по уровню благосостояния. Регионы же мало отличаются между собой. Общей закономерностью можно считать некоторое снижение доходов по мере уменьшения числа жителей в населенном пункте.

Нельзя не упомянуть о том, что реальные доходы граждан могут ощутимо превышать задекларированные. Тому есть несколько причин, одна из которых - значительное (но точно не определенное) число наших соотечественников работающих за рубежом, как правило, без положенной регистрации.

Следующим важнейшим для экономической системы классификатором будет распределение работающего населения по видам экономической деятельности. По данным Национального статистического комитета можно представить ситуацию так:

Численность занятого населения по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

Занято в экономике - всего

в том числе:

сельское, лесное и рыбное хозяйство

промышленность

горнодобывающая промышленность

обрабатывающая промышленность

снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой
и кондиционированным воздухом

водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

строительство

оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей
и мотоциклов

транспортная деятельность, складирование, почтовая
и курьерская деятельность

услуги по временному проживанию и питанию

информация и связь

Очевидно, что производством материальных благ занимаются только три первых категории из приведенных в таблице. В этих же отраслях сконцентрирован практически весь экспортный потенциал страны. Глядя на ситуацию с такой точки зрения, можно прийти к выводу, что 42% экономически активного населения или полтора с небольшим миллиона работников «кормят» девяти миллионную республику. Подобное соотношение было бы приемлемым для государства с высокой производительностью труда, или мощным финансовым сектором, или запасами высоколиквидных природных ресурсов.

Однако, для современной Беларуси сложившееся положение близко к критическому.

С 5 по 30 ноября 2018 года в республике пройдет первый этап переписи населения Республики Беларусь раунда 2020 года в целях составления списков домов и помещений в них в городах, поселках городского типа и крупных сельских населенных пунктах. В качестве регистраторов задействованы работники организаций, осуществляющих эксплуатацию жилого фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Так, в Гомельской области привлечено 187 человек, Минской - 181, Брестской - 164, Витебской - 158, Могилевской - 151, Гродненской - 116, в г.Минске - 44 человека. Регистраторы обследуют все строения как действующие, так и находящиеся в стадии строительства, в которых проживает или может проживать население к моменту проведения переписи населения в октябре 2019 года, а также нежилые строения, занятые организациями.