Столбчатый фундамент под металлический гараж. Как правильно выбрать и построить фундамент под гараж: виды подходящих фундаментов и полный план работы

Грамотное устройство гаража, как отдельно стоящего подсобного помещения, позволяет не только обеспечить сохранность любимому авто, но и сэкономить семейные средства на строительстве. Особенно если для автоквартиры смонтировать фундамент столбчатого типа. О том, как это сделать правильно, и каковы особенности проведения работ, разбираем в материале ниже.

Преимущества и недостатки столбчатого фундамента под гараж

Строительство гаражного помещения - задача не менее важная и ответственная, чем возведение жилого дома. И от того, насколько правильно будет спроектировано основание постройки, зависит и её крепость в дальнейшем. Для столь легкого помещения идеально подойдёт столбчатый фундамент даже при условии учета массы автомобиля в нём.

Столбчатый фундамент отличается рядом преимуществ:

  • Высокая скорость возведения постройки;
  • Экономия строительных материалов и трудозатрат;
  • Крепость и долговечность конструкции;
  • Возможность строительства на любых грунтах со сложным рельефом или при высоком уровне грунтовых вод.

Однако подобное основание под гараж обладает и некоторыми недостатками:

  • Невозможность строительства цокольного этажа или смотровой ямы в гараже;
  • Невозможность конструктивного подведения коммуникаций со стороны пола или необходимость качественного их утепления и декорирования.

Важно: последний недостаток при грамотном подходе вполне решаем своими силами.

Виды столбчатого фундамента для гаража

В качестве опор под гаражное помещение можно использовать столбы из различных материалов. В строительстве их классифицируют так:

  • Монолитные железобетонные опоры . Можно использовать на грунтах с высоким УГВ при условии качественной гидроизоляции колонн. Столбы выливаются из бетонного раствора с их обязательным армированием.
  • Блочные опоры . Этот тип столбов можно использовать только на непучнистых грунтах с низким уровнем грунтовых вод. Поскольку движение пластов земли способно сдвинуть со временем даже бетонные блоки. Такие опоры изготавливают из шлакоблока или бетонных блоков.
  • Кирпичные опоры . В этом случае столбчатый фундамент выкладывается из кирпича. Сечение столбов делают 38х38 см. Такой тип опор идеально подходит для сухого малоподвижного грунта.
  • Деревянные опоры . Идеальное решение для маленького гаража и лёгкого автомобиля. Столбы-опоры изготавливают из влагостойких пород дерева, таких как лиственница, дуб, сосна, тик и пр. При монтаже деревянного столбчатого фундамента необходимо провести антисептическую обработку дерева.

Углубление опор

Важным моментом в строительстве столбчатого фундамента является углубление колонн каркаса. Для того чтобы вычислить оптимальную глубину, необходимо тщательно исследовать грунт на участке. Однако за норму считается углубление колонн ниже уровня промерзания почвы на 30-40 см. В этом случае фундамент будет более крепки и надежным, но затребует больше сил и времени на выполнение монтажа.

В случае мелкозаглубленного фундамента столбы уходят в грунт на глубину от 50 до 70 см, но при условии монтажа опорной бетонной подушки. Такой башмак под каждым опорным столбом снизит давление массы здания и авто на каждый отдельный столб. Соответственно грунт под колоннами будет проседать с меньшей интенсивностью.

Важно: на грунтах с высоким уровнем грунтовых вод колонны нужно углублять ниже уровня промерзания земли.

Монтаж столбчатого фундамента из железобетона

Этот тип конструкции считается самым крепким и подойдёт под строительство даже капитального каменного гаража. Трудоёмкость работ здесь будет в разы выше, однако и срок эксплуатации такого гаража будет в разы больше.

Итак, работы выполняют в следующем порядке:

  • В соответствии с проектом гаража на грунт наносят разметку под монтаж столбов. При этом стоит знать, что опоры должны быть установлены в обязательном порядке под всеми углами помещения, под выступающими его частями (пандус) и под всеми стыками стен, если таковые имеются в проекте.
  • Расстояние между колоннами фундамента нужно делать не менее 1 метра. Если автомобиль легкий, а гараж имеет маленькую площадь и при этом будет строиться из каркасных панелей или листов металла, то можно увеличить расстояние между колоннами.
  • Между вбитыми кольями натягивают шнур по внешней и внутренней стороне предполагаемых опор.
  • Яму под каждый столб копают на нужную глубину, а её диаметр или сечение должны быть в 1,5 раза шире, чем диаметр колонны. Это позволит легко установить и потом демонтировать отмостку.
  • На дно каждой ямы необходимо насыпать слой крупнофракционного песка толщиной 15-20 см. Песок хорошо трамбуют, предварительно увлажнив.
  • Теперь в яму необходимо налить небольшое количество готового раствора для создания опорной подушки.
  • После её полного застывания в яму устанавливают опалубку (трубы металла или асбестоцемента для круглых столбов и деревянные щиты для квадратных опор). В опалубку также необходимо установить арматуру, подготовленную (связанную заранее). Для круглых колонн армирующий каркас вяжут из трех продольных металлических прутов сечением 12-16 мм и нескольких поперечных прутьев сечением до 8 мм.
  • В смонтированную опалубку заливают раствор, приготовленный из цемента марки не ниже М-300. При заливке бетона его необходимо хорошо трамбовать строительным вибратором, избегая нарушения армирующего каркаса.
  • Стоит следить, чтобы края арматуры не касались краёв колонны со всех сторон по 1-2 см.
  • Столбы фундамента при условии сухой и тёплой погоды сохнут от 5 до 7 дней. После этого можно устанавливать ростверк (обвязывающий пояс) из металлопроката, брусьев дерева или делать монолитную заливку. Последний вариант для гаража слишком затратен, поэтому его используют в некапитальном строительстве реже.

Монтаж блочных или кирпичных опор

Если нет желания и необходимости возиться с заливкой бетонного раствора, то можно вполне сделать кирпичные или блочные опоры с мелким заглублением в грунт. Такие колонны будут актуальны для сухих неподвижных грунтов.

Последовательность работ при кладке кирпичных столбов будет выглядеть так:

  • На грунт наносим разметку с последующим вбиванием кольев. Причём колья стоит вбивать не только по углам предполагаемого гаража, а формировать при помощи клиньев форму будущего столба. Это позволит отследить ровность опор по горизонтали и вертикали при помощи натянутого между кольями шнура.
  • Ямы копаем шире, чем будет предполагаемое сечение колонн. Такое формирование грунта нужно для более удобного выполнения работ по кладке кирпича или блоков.
  • На дно котлованов устилают песчаную подушку толщиной 15-20 см и хорошо трамбуют её, предварительно увлажнив.
  • Поверх подушки из песка устанавливают невысокую опалубку (приблизительно 20-25 см), в которую заливают раствор для опорной подушки. Башмак должен быть в 1,5 раза шире, чем сечение колонны, то есть по всему периметру ямы.
  • Как только опорная подушка полностью высохнет, можно демонтировать опалубку и приступать к укладке кирпичных или блочных столбов. Кирпич под гараж кладут в 1 или 1,5 ряда (в зависимости от массы будущего гаража с авто). При этом столбы при кладке нужно обязательно армировать стальными прутами. Это усилит несущую способность готовой конструкции.
  • Как только все столбы будут смонтированы, нужно дать им полностью высохнуть, после чего проводят обратную засыпку колонн до надземной их части. Грунт можно смешать с песком и хорошо утрамбовать при засыпке.
  • Верх кирпичных/блочных колонн перед возведением гаража нужно изолировать кусками рубероида.

Деревянные опоры для фундамента

Этот тип столбчатого фундамента для гаража можно использовать на сухих и непучнистых грунтах с низким уровнем грунтовых вод. При этом вес готовой конструкции должен быть небольшим, то есть гараж лучше делать каркасным или панельным.

Столбчатый деревянный фундамент делают таким образом:

  • Намечают места установки столбов и вбивают в них клинья с последующим натяжением шнура между ними.
  • Деревянные заготовки размечают по длине и обрезают их.

Важно: монтировать столбы в грунт нужно той частью древесины, которая была ближе к корню. Считается, что несущая способность этого участка бревна в разы выше.

  • Древесные столбы нужно покрыть антисептическим раствором или просто обжечь паяльной лампой до ровной корки. Её толщина не должна превышать 2 см. Такая обработка защитит дерево от грибка.
  • После этого необходимо выкопать ямы с расширением книзу под башмак.
  • На дно ям устилают слой песка и хорошо трамбуют его.
  • Поверх песчаной подушки в устроенную опалубку заливают бетонный раствор в качестве опорной плиты. А можно просто установить в ямы бетонные плиты толщиной 20 см.
  • Деревянные столбы в подземной их части оборачивают в рубероид или обмазывают битумной мастикой и устанавливают в ямы.
  • Производят обратную засыпку колонн с тщательной трамбовкой грунта.
  • Верхнюю часть надземных колонн также нужно обработать мастикой или другим гидроизоляционным материалом, чтобы уберечь дерево от негативного влияния воды в грунте в сезон дождей или таяния снегов.

Как видим, монтаж столбчатого фундамента под гараж прост и экономичен. При определенных знаниях и сноровке соорудить такую конструкцию достаточно легко, а гараж при этом будет не хуже, чем у соседа.

К атегория: Строительство гаража

Столбчатый фундамент гаража

Если на вашем участке не очень хороший грунт и вам необходимо заложить фундамент как можн& глубже, то устройство ленточного фундамента не рекомендуется. В этом случае удобнее и экономичнее возводить столбчатый фундамент. Но при этом придется отказаться от погреба.

Столбчатые фундаменты могут быть деревянные, каменные, кирпичные, бетонные, бутобетонные и железобетонные. Наиболее распространены сборные или монолитные железобетонные фундаменты.

Столбы ставят на расстоянии от 1,5 до 2,5 м друг от друга. Их обязательно надо ставить под углы гаража.

Деревянные столбы обычно ставят под деревянные стены. Древесину для столбов берут сухую комлевую толщиной не менее 20 см. Перед закладкой такого фундамента для увеличения срока его службы древесину необходимо подготовить. Подготовка может быть различной. Так, например, можно просто покрыть древесину битумом. Также можно обернуть деревянные столбы двумя-тремя слоями рубероида, предварительно покрыв их горячим битумом. Иногда столбы обугливают на 1,5-2 см. Иногда обугленную часть промазывают горячим битумом и обертывают рубероидом в два-три слоя. Чем лучше подготовка, тем дольше служат столбы.

Под углами дома столбы обычно заглубляют в грунт на 1,5 м, остальные - на такую же глубину или на 20-30 см меньше.

Столбы устанавливают прямо в грунт, но лучше установить их на деревянные подкладки-пластины из брусьев толщиной не менее 10 см и шириной - 20 см или на большие плоские камни, хорошо уплотненные в грунт. Подкладки и камни увеличивают устойчивость столбов. Ямы с установленными столбами засыпают грунтом, укладывая его небольшими слоями и плотно утрамбовывая. Можно добавить в грунт немного цемента, крупного гравия или щебня. Верх столбов выравнивают строго по горизонтальной линии, намеченной покрытым мелом шнуром.

Фундаменты из каменных и кирпичных столбов делают из бутового камня, камня-плитняка, хорошо обожженного красного кирпича (т. к. плохо обожженный кирпич быстро разрушается). Столбы можно армировать по высоте через каждые 20-30 см арматурной сеткой, сделанной из 6-миллиметровой проволоки.

Сборные железобетонные фундаменты рекомендуются для закладки на сырых и заболоченных участках. Такие фундаменты изготовляют заранее в виде столбов с жестко прибетоненной опорной плитой. Несущие столбы выполняют из железобетона, асбоцементных труб с внутренним армированием и заполнением бетоном или из металлических труб, защищенных изнутри цементным раствором, а снаружи - битумной мастикой. В качестве арматуры используют металлические стержни и проволоку диаметром 0,6-0,12 см, а также металлолом - старые водопроводные или газопроводные трубы, уголки и т. д.

Ветон для сборных фундаментов желательно приготовить из цемента марки 300 или 400 с чистым крупным песком или гранитным щебнем в качестве заполнителя. При замешивании бетона необходимо помнить, что чем жестче бетон, тем он прочнее.

Железобетонные столбы прямоугольного сечения необходимо изготавливать на ровной площадке, на которой установлена опалубка из досок. Сначала наплощадке раскладывают рубероид, на него ставят доски на ребро. Рубероид и доски скрепляют с помощью гвоздей. Это не позволяет опалубке сдвигаться в процессе бетонирования, а также препятствует вытеканию цементного молока. Сверху к доскам прибивают поперечные рейки. Расстояние между досками равно толщине изготовляемых столбов.

До начала бетонирования в опалубку необходимо уложить арматурный каркас, при этом концы арматурных стержней должны выходить за опалубку с торцевых сторон. Это позволит в дальнейшем скрепить опорную плиту с другой и тем самым устроить железобетонный пояс (ростверку) по верху фундаментов.

Бетон укладывают небольшими слоями (8-10 см), и каждый слой обязательно трамбуют. Чтобы поверхность уложенного-бетона преждевременно не высохла, сверху кладут мокрую тряпку или мокрые газеты, а затем накрывают рубероидом.

Примерно через семь дней бетонные столбы можно вынимать из опалубки и устанавливать для бетонирования опорной плиты.

Размеры опорной плиты обычно в 3 раза больше размеров несущего столба. Но она может быть еще больше при условии усиленного армирования.

При использовании асбоцементных труб с ними поступают так же, как и с бетонными столбами. Трубу, заполненную арматурой и залитую бетоном, вводят внутрь опалубки, предназначенной для опорной плиты, и бетонируют опорную плиту фундамента.

Монолитные железобетонные фундаменты целесообразно устраивать в маловлажных грунтах. В подготовленную яму насыпают щебень с песком слоем 10~15 см и утрамбовывают. Сверху устанавливают опалубку и заранее изготовленный арматурный каркас затем приступают к бетонированию. При этом внутрь опалубки вводят асбоцементную трубу, заполненную арматурой и бетоном.

Пространство между стенками ямы и асбоцементной трубой засыпают грунтом.

фундаменты столбчатые с рандбалкой удобны для возведения кирпичных стен. При этом стены, опирающиеся на столбовые фундаменты, в пролетах между столбами поддерживаются рандбалками или фундаментными балками, которые выполняются из обычной кирпичной кладки (желательно применять армированную кирпичную кладку). Устраивать рандбалки можно только в том случае, если расстояние между столбами не превышает 2-2,5 м. Высота рандбалки должна быть не менее четырех рядов кладки.

Кладку перемычки ведут из отборного целого кирпича. Под нижний ряд кладки необходимо уложить арматуру из стальных стержней диаметром не менее 0,5 см. Арматуру укладывают в слое цементного раствора толщиной 2-3 см, который накладывают на опалубку. Низ рандбалки обычно располагают на 40-50 см ниже поверхности земли. При этом при засыпке грунтом под рандбалку землю не подсыпают, оставляя зазор величиной 5-7 см.

Заканчивают фундамент ниже уровня земли на 10 см или выводят выше на 15-20 см.



- Столбчатый фундамент гаража

Ленточный фундамент становится всё более популярным. Его используют во многих проектах, благодаря относительно небольшой затратности, по сравнению с плитным, и хорошим несущим качествам. Если для гаража вам нужна смотровая яма или погреб, ленточный фундамент позволяет без труда их соорудить.

Перед возведением монолитного ленточного фундамента для гаража нужно рассчитать его глубину и ширину.

Сильно распространён мелкозаглубленный ленточный фундамент . Он довольно экономичный. Для его возведения необходимо небольшое количество строительных материалов: опалубки, арматуры и железобетона. Минимальная глубина ленточного фундамента 40 см. Такой фундамент можно возводить если грунт под ним не пучинистый, не сыпучий. Не допускается строительство на органическом грунте. Большинство других грунтов прекрасно подходят для ленточного монолитного фундамента.

Ленточный фундамент закладывают в глубину до 2-3 м. На пучинистых грунтах фундамент под гараж опускается ниже максимальной глубины промерзания. На сыпучих грунтах рекомендуется устанавливать подошву фундамента как можно глубже. Чем глубже фундамент, тем больше сопротивление сжатию. У глубокозаглубленного фундамента риск значительной усадки меньше.

Ширина фундамента должна минимум на 10 см быть больше ширины стен.

После разметки расположения ленточного фундамента, нужно вырыть котлован на глубину его залегания с припуском песчаной подушки на 10-20 см.

Заливка ленточного фундамента под гараж может осуществиться двумя способами.

Более распространённый — установка опалубки на полную высоту всех стенок фундамента, потом армирование и заливка железобетонной смесью.

Менее распространено закладывание ленточного фундамента в два этапа. Несколько подходов необходимо, если над фундаментом трудится небольшая команда работников. Можно не успеть за один день сделать в бетономешалке необходимое количество смеси. Если появилась проблема с нехваткой времени, сначала заливают основную часть фундамента прямо в траншею, предварительно сделав армирование. После затвердения железобетона устанавливают и закрепляют опалубку на необходимую высоту и снова заливают фундамент до конца.

Какая должна быть опалубка для фундамента под гараж, определяют в зависимости от бюджета на строительство гаража и его общего дизайна.

Существует несъёмная опалубка — металлическая, железобетонная и из пенопостирола. Опалубку такого вида нужно обшивать материалом, который можно выбрать в соответствии с общим дизайном гаража. При использовании несъёмной опалубки не придётся тратить время на её снятие.

Несъёмная опалубка изготавливается из деревянных досок или листов фанеры. Для установки щиты опалубки плотно стыкуют между собой и закрепляют вязальной проволокой.

Армировать фундамент нужно для укрепления его несущих качеств.

Арматурный каркас состоит из как минимум двух рядов вертикальных прутьев. Горизонтальные прутья обычно располагаются с шагом 30 см. Их количество увеличивается пропорционально глубине фундамента.

После установки опалубки и армирования фундамент под гараж нужно залить железобетоном. Готовую смесь можно купить в строительном магазине или изготовить её самостоятельно. Нужно смешать цемент, песок, щебень в пропорции 1:3:5. Заливать фундамент можно в два этапа, но гораздо более прочным будет залитый в один приём монолитный ленточный фундамент.

Монолитный фундамент часто выбирается строителями. Высокие материальные затраты и достаточно сложный процесс установки оправдываются хорошими несущими качествами, высокой износоустойчивостью и возможностью возведения на практически любом типе грунта.

Фундамент из блоков ФБС

Фундамент из этих блоков также относится к ленточному типу, но возводится не монолитной заливкой бетона, а укладкой блоков по периметру несущих стен здания . Монолитный фундамент прочнее блоков ФБС и обладает большей несущей способностью. Блоки ФБС применяют довольно часто, потому как они имеют ряд преимуществ, недоступных для монолитной кладки.

Привлекает меньшая, по сравнению с монолитным фундаментом, стоимость. Для возведения монолитного фундамента необходимо приобретение и укладка опалубки, арматуры и бетонной смеси. Фундамент из блоков не в чём этом не нуждается. Застройщикам необходимо будет вырыть траншею, насыпать и уровнять песчаную подушку 30-40 см в высоту и уложить купленные блоки, закрепляя их при помощи цементного раствора.

Когда нужно закончить работу над постройкой гаража за один сезон или меньшее время, строители ценят скоростные материалы. При использовании монолитного фундамента, железобетон застывает примерно один месяц. Только после его окончательного укрепления можно продолжать работу над гаражом, возводить стены и крышу. Фундамент из блоков ФБС под гараж не занимает много времени на застывание. Достаточно дождаться затвердевания цемента (1-2 дня) и начинать кладку стен.

Блоки можно укладывать вручную. Рекомендуемый размер для самостоятельной кладки 20х20х40 см, такие блоки будут весить 30 кг, что сделает возможным их самостоятельное поднятие. Для укладки блоков часто применяют спецтехнику, с её помощью процесс ускоряется и, для небольшого гаража, может занять 1-2 дня. Иногда без подъёмного крана обойтись нельзя, так как крупные блоки достигают в весе 1,4 тонны.

Столбчатый фундамент под гараж

Главное положительное качество столбчатого фундамента — возможность установки на глубину до 3,5 м и более. Это делает фундамент подходящим для любого типа грунта.

Ленточный фундамент проблематично устанавливать на глинистых почвах. Столбчатый фундамент устанавливается на глубину ниже промерзания грунта, укрепляется арматурой и служит долго не давая трещин и не перекашивая гараж.

При использовании столбчатого фундамента невозможно сделать подвальное помещение в гараже.

Столбы фундамента, располагающиеся по углам гаража, иногда заходят в землю на 0.5-1 м ниже других. Столбы находятся под всеми стенами здания на расстоянии 1.5-2 м друг от друга.

Столбчатый фундамент обычно делают, используя технологию ТИСЭ . Перед установкой столбов в заранее намеченных точках бурят скважины фундаментным буром.

Чаще всего столбы изготавливаются из железобетонной смеси двумя способами .

Более лёгкий — установка арматуры в пробуренную скважину и заливка в неё железобетонной смеси.

Другой способ затратнее по изготовлению , но обладает лучшими несущими качествами. На свободном месте ложат рубероид, а на него горизонтально крепятся с помощью гвоздей деревянные доски. Сооружается деревянная опалубка, по размерам равная будущему столбу. Стенки опалубки скрепляются гвоздями, чтобы ещё не взявшийся раствор цемента не вытекал. Вместо опалубки можно использовать асбоцементные или металлические трубы.

В опалубке или трубе устанавливают арматурные столбы и заливается железобетонная смесь. Для её изготовления рекомендуется использование цемента марки 300 или 400. Отдельно изготавливается опорная плита. Её высота не меньше 10 см, а ширина зависит от диаметра столбов и размера шага между ними.

Опорная плита бетонируется к столбам изготовленным в опалубке, вместе с ней они помещаются в пробуренные отверстия с помощью подъёмного крана. К столбам, формирующимся с помощью заливки бетонной смеси в скважины, опорная плита бетонируется после их установки.

Диаметр скважины должен на 3-4 см превышать диаметр ранее изготовленного столба. После помещения столбов в скважины, оставшееся незаполненным место возле них засыпают грунтом, что обеспечивает надёжную фиксацию фундамента.

В зависимости от назначения и материала , из которого изготовлены стены, применяют деревянный, кирпичный и каменный столбчатый фундамент.

Деревянный гараж делают, к примеру, для установки рядом с деревянным домом, в этом случае и фундамент под него можно сделать деревянным. Перед закладкой деревянного фундамента обязательно нужно защитить древесину от гниения. Прежде всего необходимо убедиться, что древесина сухая. После изготовления или покупки деревянных столбов, на них наносят защитное покрытие. Можно покрыть деревянные столбы битумом. К такому покрытию желательно добавить 2-3 слоя рубероида.

Существуют и другие варианты обработки, но при соприкосновении с мокрым грунтом они смываются и дерево быстро поддаётся гниению.

Для обработки дерева при контакте с влагой используют органические растворители: сольвент, уайт-спирит. Кирпичные и каменные столбы фундамента также нуждаются в дополнительной обработке битумной мастикой. Несущие столбы вместо кирпичных или каменных всегда выполняются из железобетона.

Установка столбчатого фундамента для гаража позволяет обойтись минимальными затратами при возможности возведения практически на любом типе грунта. Если вместо универсального железобетона использовать дерево или камень, появятся дополнительные трудности и материальные затраты, связанные с формированием столбов и их дополнительным покрытием.

Фундамент на сваях для гаража

Свайный фундамент под гараж формируется с помощью той же техники, что и столбчатый фундамент. Сваи имеют заострённые концы, которые помогут легко завинтить их в землю. Сваи можно не только завинчивать, но и заливать, предварительно пробурив необходимую глубину.

Перед собственноручным завинчиванием сваи делается углубление на 15- 20 см. Устанавливается свая, в техническое отверстие вставляется лом (диаметр до 3 см), как рычаг используется квадратная труба. Свая закручивается, когда лом поворачивают по кругу вокруг её оси.

Плитный фундамент

Железобетонная монолитная устанавливается на глубину от 0.5 м для гаража, с относительно лёгкими стенами. Глубина фундамента от 1.5 м необходима для стен из кирпича. Фундамент из железобетонной плиты требует больших затрат , так как его площадь велика. Фундамент оправдывает затраты высокими несущими качествами, прочностью и возможностью установки на плохих, для возведения фундамента, грунтах.

Гидроизоляция фундамента гаража своими руками

Гидроизоляция гаража подразделяется на вертикальную и горизонтальную . Если для гаража не предусмотрено никаких подвальных помещений, то проводится гидроизоляция только горизонтального типа. Если УГВ (уровень грунтовых вод) ниже основания фундамента, что всегда рекомендуется для постройки, то на фундамент накладывается рубероид в 1-2 слоя. Если уровень УГВ поднимается выше основы фундамента, тогда для гидроизоляции укладывают 2 и более слоёв рубероида, между которыми промазывается слой битумной мастики.

Когда уровень воды достигает основания или поднимается выше фундамента, целесообразное действие — установка дренажной системы.

Горизонтальная гидроизоляция фундамента нужна при наличии подвального помещения. Границы смотровой ямы или погреба обмазывают битумной мастикой, если этого недостаточно, стены и пол помещения прокладываются одним или несколькими слоями рубероида, которые также промазываются битумом.

Нужно помнить о первоначальной гидроизоляции фундамента под гараж. Перед закладкой фундамента на грунт насыпают необходимый, хорошо утрамбованный слой песка или щебня.

Учитывая все необходимые параметры при изготовлении, материальные затраты, свойства и несущие качества фундамента, выбирается какой сделать фундамент под конкретный гараж.

Даже под легкий сборный необходимо устройство фундамента. Основание защищает постройку от поступающей из грунта влаги и обеспечивает устойчивость и надежность конструкции.

Гараж – конструкция легкая, поэтому самый распространенный вариант основания – ленточный фундамент. В зависимости от конструкции гаража и типа почвы лента фундамента может быть выполнена из следующих материалов:

  • бетонная смесь с армированием – самое простое и доступное решение;
  • шлакоблоки – надежное и прочное основание, быстрый и простой монтаж. Минусы – большой вес блоков и плохая теплоизоляция, необходимо утепление, а это лишние затраты;
  • блоки ФБС – можно устанавливать на любом типе грунта. Такая лента будет отличаться прочностью и устойчивостью. Единственный минус – для укладки блоков понадобиться применение специальной техники.

Важно. Время устройства фундамента из ФБС минимально, что значительно сокращает сроки строительства. Это оправдывает затраты на аренду спецтехники. Ведь фундамент из бетона должен застывать минимум 21 день.

  • газосиликатные блоки – привлекают низкой ценой и простотой укладки, материал морозоустойчив. Но у газосиликатных материалов много минусов, основные – малая прочность и высокий процент паропроницаемости;
  • пеноблоки – недорогой материал, который можно использовать для легких сборных металлических конструкций. Нужно учитывать, что пеноблок дает большую усадку и часто не выдерживает высоких нагрузок. Не самый лучший вариант для фундамента.

Опалубка для ленточного фундамента

Ленточный фундамент может быть мелко заглубленным и заглубленным. Это зависит от типа грунтов на площадке, глубины промерзания почвы и от материала стен постройки.

На сложных проблемных влажных грунтах с высокой пучинистостью лучше выбирать более дорогой, но надежный тип фундамента:

  • свайное основание – это стойки из винтовых или буронабивных металлических свай перевязанные арматурным каркасом и закрепленные при помощи металлического ростверка. Время монтажа минимально, высокая несущая способность и относительно небольшая стоимость;
  • плитный плавающий фундамент – дорогая, но быстро устанавливаемая конструкция. Рекомендуется для участков, где высокое залегание грунтовых вод и влажные, слабые глинистые почвы.

Есть ошибочное мнение, что проще сделать под гараж недорогой столбчатый фундамент из кирпича. Но у такого основания очень низкая несущая способность. Заглубление столбов необходимо делать не менее метра или более, в зависимости от точки промерзания почвы.

Если грунт глинистый, то понадобиться дополнительное утепление. В итоге призрачная экономия затрат и работ обойдется большим вложением труда и денег.

Если решено выполнять строительство фундамента своими руками, то самый простой вариант – ленточный фундамент. Далее будем рассматривать особенности устройства этого типа основания под гараж.

Предварительный расчет ленточного фундамента

От каких параметров зависит расчет фундамента для гаража:

  • прочность грунта;
  • из какого материала выполнены стены гаража – от этого параметра зависит несущая нагрузка на фундамент;
  • какая глубина промерзания грунта;
  • высота залегания грунтовых вод на участке;
  • конструкция и этажность гаража.

Определяем тип почвы на участке

Основание должно стоять на твердом устойчивом грунте, от типа почвы зависит глубина, на которую будем закладывать ленту фундамента. Для устойчивых крупнообломочных, щебневых или гравийных грунтов и для песчаной почвы можно смело выбирать мелко заглубленный фундамент – до 80 сантиметров глубины.

Глинистые, торфяные почвы и суглинок – почему нужно увеличить глубину фундамента до полутора метров:

  • даже при небольшой минусовой температуре влага, которая задерживается глинистой почвой, замерзает и грунт вспучивается, выталкивая жесткое бетонное основание. При оттаивании почвы лента фундамента опускается. В итоге фундамент постоянно подвергается деформации и быстро разрушается.

Важно. Глубина залегания фундамента на глинистых грунтах должна быть ниже точки промерзания.

  • глина неустойчива и быстро размывается при высоком залегании грунтовых вод. Это тоже вызывает перекос и быстрое разрушение фундамента.

На глинистых и торфяных грунтах и супесях целесообразно монтировать свайные и плитные типы фундаментов. Если такой возможности нет, то ленточное основание должно быть заглублено ниже точки промерзания почвы не менее чем на 20 сантиметров.

На скальных и песчаных почвах вполне достаточно мелко заглубленного фундамента — до 80 сантиметров глубины.

Грунтовые и сезонные воды

Расчет фундамента под гараж должен учитывать не только высоту залегания грунтовой воды, которая постепенно размывает основание, вызывая деформацию и трещины, но и сезонные природные осадки.

Если участок расположен в низине, то серьезно повлиять на фундамент могут талые и дождевые воды. Поэтому необходимо внимательно осмотреть участок и определить прохождение потоков талой и дождевой воды. По необходимости устроить дренажную систему, которая будет поворачивать воду в обход фундамента.

Проверить залегания грунтового слоя воды можно только путем бурения шурфов.

Важно. Обязательное правило – глубина фундамента под гараж должна быть выше слоя залегания грунтовой воды минимум на пятьдесят сантиметров.

Материал стен гаража

Расчет фундамента под гараж обязательно должен учитывать материал стен постройки. От этого зависит ширина ленты фундамента и глубина его залегания:

  • стены из кирпича и бетона несут высокую нагрузку на фундамент, поэтому ширина ленты должна быть больше ширины кирпича или блока на 10 — 12 сантиметров, учитывая ширину опалубки;
  • легкие металлические сборные конструкции можно устанавливать на обычный мелко заглубленный фундамент.

При проведении работ обязательно нужно предусмотреть наличие цоколя, при установке опалубки, который должен быть выше уровня почвы минимум на 20 сантиметров. Это условие особенно важно для стен из кирпича и дерева. Цоколь защищает стены постройки от разрушительного действия воды из почвы.

Мелко заглубленный или заглубленный фундамент

Своими руками построить дорогостоящий заглубленный фундамент для гаража сложно и не всегда такая постройка выгодна и нужна. Если планируется серьезная капитальная постройка с подвалом, то тогда стоит тратиться на устройство заглубленного фундамента.

Для простого гаражного бокса с небольшой смотровой ямой вполне достаточно обычного мелко заглубленного фундамента.

Устройство обычного мелко заглубленного фундамента для гаража

Если планируется своими руками оборудовать в гараже небольшую смотровую яму, то заглубление ленты фундамента должно быть не менее одного метра. Это обеспечит высокую несущую способность основания и предотвратит деформацию основания при земляных работах.

Остановимся на важных моментах строительных работ, которые предотвратят отрицательное действие пучинистого грунта и влаги на ленту фундамента и стены постройки:

  • надо обязательно утеплить снаружи фундамент по опалубке листами экструдированного пеноплекса или пенополистирола по всей высоте ленты, включая цоколь. Толщину пеноплекса выбираем, ориентируясь на климат региона;
  • устройство отмостки (50 см ширина), с утеплением пеноплексом предотвратит промерзание грунта и деформацию кирпичных и бетонных стен гаража;
  • ливневая канализация обеспечит отвод воды от фундамента;
  • дополнительный дренаж на уровне подошвы необходим при высоком залегании грунтовой воды на площадке;
  • обязательно устройство качественной гидроизоляции бетонной ленты при помощи пеноплекса или обычных листов рубероида. Можно использовать и битумную гидроизоляцию.

Если не экономить на гидроизоляции и дренажных работах, то устойчивость, прочность и долговечность фундамента гарантирована.

Сколько стоит устройство простого ленточного фундамента

Во сколько обойдется устройство обычного ленточного фундамента, если земляные и бетонные работы выполнять самостоятельно? Средняя цена, которая учитывает гидроизоляцию и утепление – до пяти тысяч рублей.

Полезное Видео с подробным описанием происходящего:

На чем не стоит экономить:

  • приобретайте готовый наливной бетон с присадками. Переплата небольшая, а прочность и надежность смеси гарантирована;
  • не экономьте на гидроизоляции и утеплении, экструдированный пеноплекс – недорогой материал.

Выбирая тип фундамента, рассчитайте все затраты. В некоторых случаях простая бетонная лента с утеплением и гидроизоляцией обойдется дороже, чем быстрая установка надежных винтовых свай.

На некоторых участках гараж появляется раньше дома. Самим можно и в палатке переночевать, а машину — поставить под крышу. Потому вопрос о том, как построить гараж своими руками не праздный. Начинаем с выбора места.

Выбор места

Выбор места для гаража — непростая задача. Очень хочется, чтобы было удобно им пользоваться, но при этом чтобы постройка не портила внешний вид участка. Сразу надо определиться будет он отдельно стоящим или пристроенным к дому или другому зданию на участке.

  • Отдельно стоящий. Этот вариант выбирают в том случае, если дом уже построен и/или форма участка такова, что подъездные пути занимают слишком много места. В этом случае имеет смысл вынести постройку ближе к въездным воротам, или сделать так, чтобы ворота гаража открывались прямо на улицу.
  • Являющиеся частью постройки. Это может быть дом или хозблок, а сам гараж может строится вместе с зданием, или пристраиваться позже. Хорош в том случае если дом построен близко к границе участка. Привлекателен тем, что нет необходимости думать о том, как его отапливать и тянуть дополнительные коммуникации.

При самостоятельном строительстве гараж чаще всего ставят отдельно, так как пристройка к уже существующему дому требует серьезных мер по усилению фундамента, а это точно недешево. Дешевле будет построить отдельно. Только при выборе места надо иметь в виду, что расстояние до соседского участка должно быть не менее 1 м, а вход на расстоянии не менее 10 метров от окон соседа. Также нормируется расстояние до ближайшего жилого дома. Оно должно быть более 9 метров, если дом из негорючего материала и 15 метров, если дом пожароопасен.

Ворота открываются прямо на улицу — один из неплохих вариантов

Размеры и конструкции

Сначала надо определиться для каких целей будет использоваться гараж. Если это только место стоянки, размеры можно делать впритык — к габаритам машины добавить по метру в длину и ширину. Этого для места стоянки хватит. Если в гараже будут проводиться еще и ремонтные работы, понадобится подъемник или смотровая яма, куча оборудования и запчастей, то размеры должны быть больше. Желательно оставить хотя-бы по метру по бокам и столько же впереди. Сзади по-прежнему достаточно полуметра. Если же гараж использоваться как мастерская или как клуб, размеры могут быть еще больше. Ограничения только в имеющихся площадях и бюджете на стройку.

С ямой или без

Самое важное — определиться будете делать яму или нет. От этого зависит как и какой будете делать фундамент. Можно сделать под гаражом подвал, а яма будет «входом» или только частью занятого пространства. Вариант привлекательный, но дорогостоящий и требующий больших объемов земляных работ.

Второй вариант более экономичный: только яма глубиной 1,8-2 метра и шириной около 1 метра. Ширина такая оптимальна, а вот высота зависит от роста и лучше этот параметр выбрать индивидуально: глубина должна быть на 15-20 см больше вашего роста. Длинна ямы — порядка 2 м. Этого достаточно для осмотра любого легкового авто.

Еще проще реализуется пол в гараже без ямы. Тогда просто заливается без всяких сложностей.

Фундамент для гаража

Фундамент под гараж без ямы может быть любым, хоть ленточным, хоть свайно-ростверковым. Другой вопрос в том, что все равно придется заливать пол. А раз так, то проще уже сделать сразу монолитную армированную плиту и не делать сначала фундамент, а потом пол.

Ленточный — монолитный и сборный

Свайный или свайно-ростверковый

Экономичный фундамент, который почему-то редко используется под гаражи. Свайный в чистом виде под гараж не очень подходит — пол получается приподнятым над землей, но если сделать заезд, о можно и его использовать. Он и свайно-ростверкостверковый низким ростверком — отличный вариант для пучинистых грунтов (глина, Суглинки с высоким уровнем грунтовых вод).

Свая связывается с ростверком — это свайно-ростверковый фундамент

При изготовлении ссвайно-ростверкового по периметру копают неглубокий котлован в виде ленты (около 40-50 см глубиной). В ней с шагом в 1,5-2 метра бурят скважины ниже глубины промерзания грунта, в них вставляют опалубку (пластиковую трубу или свернутый в рулон рубероид). Внутрь опалубки ставят три-четыре прутка арматуры с выпуском на 70 см и заливают бетоном. После ставят опалубку на ленту и вяжут арматурный каркас для ленты, связывая ее с выпусками арматуры свай. И ее тоже заливают бетоном.

Монолитная плита

Для любого типа грунта подходит . По периметру она делается больше чем размеры гаража минимум на 30 см. Снимают грунт, копая котлован глубиной в 40-45 см. Выравнивают дно, насыпают слой гравия. Толщина его порядка 20-25 см. Гравий хорошо трамбуют, используя по возможности виброплиту.

По периметру ставят опалубку, на утрамбованную подсыпку кладут арматуру с шагом в 15-20 см (вдоль и поперек, получая клетку). Используют обычно 10-14 мм в диаметре, два яруса армирования, расстояние между которыми порядка 20 см. Все это заливается бетоном марки М 250 — М 300.

Из чего делать стены

Чаше всего стены в гараже делают из строительных блоков. Это может быть (пеноблок и газоблок), а может с заполнителем из шлака или керамзита. Хороши они тем, что сами по себе теплые и с последующим отоплением гаража проблем не возникает: достаточно небольшой печки для того чтобы нагреть воздух до нормальных температур. Правда, при таком выборе необходима наружная отделка. Ее, как правило, делают такой же, как на доме или максимально похожей.

Вторая популярная технология строительства стен гаража — каркасная. Каркас делают из металлической профильной трубы или пропитанного антипиренами (снижающими горючесть добавками) деревянного бруса. Обшивка может быть любой — от листового металла до сайдинга (на металле), вагонки, имитации бруса, фанеры (влагостойкой) или ОСБ. Да, некоторые материалы горючи и их не назовешь надежными, но если нужен дешевый гараж, например для дачи, и только в качестве временной стоянки, то почему бы и нет.

Ворота

Ворота для гаража могут быть распашными, откатными, подъемными. Распашные — самые простые и всем хорошо знакомые. При желании их можно автоматизировать (как читайте ).

Отопление и утепление гаража

Если планируется использовать гараж круглый год, надо или стены сразу делать теплыми (из блоков с низкой теплопроводностью) или утеплять построенные по каркасной технологии. Материалы для утепления стандартны: минеральная вата, полистирол (экструдированный или обычный пенопласт). Есть еще вариант негорючего утеплителя, который в случае с гаражом просто отличный вариант — пенобетон малой плотности. Его можно заложить между стойками каркаса. Негорюч, недорог, хорошо держит тепло. Плохо только, что на него ничего не повесишь, но есть же стойки каркаса, вот на них и можно крепить.

Есть два типа организации отопления в гараже: постоянное и периодическое. Постоянное может быть отдельным или частью отопления дома. Если делать отдельно — это та же домовая система, только в меньшем объеме. Получается дорого и сложно: отдельный котел, который тоже надо обслуживать и контролировать.

Один из вариантов организовать отопление в гараже — дотянуть ветку из дома. Но тут тоже непросто: трубопровод, требующий хорошего утепления, большой объем земельных работ для его прокладки, причем, желательно не просто в землю, а в канализацию.

Периодическое отопление — печки типа буржуек и их модификации. Их топить можно дровами, всяким горючим хламом, которого обычно имеется достаточно. Но наиболее привлекательной выглядит мысль сделать печку на отработке — топлива вокруг полно, и задаром (или почти). Конструкции есть разные, описаны они с статье « «.

Этот тип отопления организовать проще всего: поставил печку и топи, но и комфорта меньше. Во-первых, тепло в основном возле печки, а во-вторых, приходите-то вы в холодный гараж и пока растопите, пока начнет он прогреваться…

Чертежи и схемы

Фотоотчеты со строительства

Часто суть технологических процессов по словесному описанию понять сложно, а вот рисунки или фото помогают уложить все по местам. Больше вопросов возникает о каркасных гаражах. Они получаются самыми дешевыми и строятся быстро. Несколько примеров приведем ниже.

Каркасный гараж из дерева

Гараж строился 4*6,5 м, с беседкой 4*2 м. Пиломатериалы завезены загодя, пропитаны антисептиком и сложены в проветриваемые штабеля — сушиться.

Фундамент сделан столбчатый. Ручным буром сделаны скважины глубиной 150 см, диаметр 35 см. В них выставлены гильзы из рубероида, вставлены три прутка пластиковой арматуры, залиты бетоном.

Через две недели, когда бетон почти готов, начали ставить стены. Первой собрали нижнюю обвязку. Использован брус 150*100 мм. Обвязку установили с трех сторон, четвертая осталась открытой — тут будет въезд.

Проблемной оказалась связка с пластиковой арматурой. Не особо удачная идея: просверлить под нее дырки просверлили, а как дальше крепить — непонятно. Закрепили анкеры в бетон (по два на столб), а дырки с арматурой залили эпоксидкой. Помогут они или нет непонятно, но надеемся хоть как-то держать будет.

Далее над каждым столбиком (шаг 1,5 метра) ставили стойки. Их надо ставить строго вверх, без отклонений, иначе конструкция будет неустойчивой — появятся распирающие нагрузки. Начали с углов. Одну выставили, зафиксировали временными укосинами, потом прибили, перешли к следующей. По выставленным угловым ровняли остальные, не забывая проверять вертикальность (отвесом, так как уровень дает погрешность). Крепили на гвозди, усиливали металлическими монтажными пластинами.

Чтобы свободные концы нижней обвязки не разъезжались, их скрепили временно, доской.

После установки всех стоек внизу прикрепили лаги. Они придали жесткость, а она нужна, так как будем лезть вверх и крепить верхнюю обвязку.

Продолжаем собирать каркас гаража

Когда все балки установлены и собраны, начинаем собирать стропильную систему. Крышу решено делать скошенную, причем она временная. Впоследствии гараж будет примыкать к дому (это первая постройка на участке).

Собрав нужное количество ферм установили на верхнюю обвязку. Фиксировали кусками досок к стойкам с двух сторон, потом забивали гвоздями, усиливали уголками на саморезах.

Стропила тоже надо ставить точно вверх, иначе крышу зимой уведет. Потому насколько правильно стоит проверяли часто: перед тем как забить, и после….

После того как все установлены и закреплены, настелили обрешетку. На нее пошла доска 40*150 мм, укладывали с зазором 40 см.

На обрешетку набили профнастил.

Начали делать зону крепления ворот. Установили балку вверху и по бокам.

Ворота будут подъемно-поворотными. Под них внутри варится каркас, по которому они будут отъезжать. Из профильной трубы 25*50 мм варится рама ворот по размерам проема (с небольшим зазором).

Крепить листы надо с зазором около 10 мм. Для влажностно-температурного расширения.

Работы еще много, но в основном все готово. Внутри насыпали щебень, пока пол не заливали, но машину уже можно ставить, как и пить чай в беседке))

Гараж своими руками на ленточном фундаменте

Гараж на две машины (отдельные боксы) неотапливаемый. Строили на песчаной почве с низким расположением подземных вод. Потому фундамент мелкозаглубленный. Выкопали по периметру траншею, выставили опалубку, связали арматурный каркас. Все как обычно. Залили бетоном.

Внутри ленты вынули лишний грунт, выровняли котлован. Дно застелили и засыпали песком. Его пролили и утрамбовали (виброплитой).

Утрамбованный песок

Сверху уложили полиэтиленовую пленку (для гидроизоляции), уложили металлическую сетку и залили бетоном М300.

Высота стяжки — 10 см. Оставили на 2 недели схватываться. Затем начали ставить каркас. На сам каркас и стропильную систему пошли доски 50*150 мм, распорки и укосины сделаны из 100*25 мм.

В углах, поставлены дополнительные доски — для усиления. Также усилены стойки в местах крепления дверей и окон. Шаг установки!гуляет» — размеры небольшие, а надо то дверной блок, то оконный поставить. Остальные делил как получится, но больше 60 см не делал.

Сразу собиралась и стропильная система. Так как посередине проходили несущие балки, на них и опирали стропильные ноги. Их ставили а расстоянии около 50 см. Для усиления в местах крепления использованы монтажные металлически пластины и уголки. Их садили на саморезы, соединяли элементы каркаса длинным гвоздем.

Сверху на каркас набита ветрозащитная мембрана. На нее — обрешетка из дюймовой доски, шаг обрешетки около 50 см.

После набивки мембраны и обрешетки начался монтаж наружной обшивки гаража. Это металлопрофиль на стены и ондулин на крышу. Сложностей никаких. Вырезаете по размеру, на саморезы крепите.

Расстелив мембрану на крышу (начинать снизу, проклеивать стыки) и прибив обрешетку, монтируем ондулин. Его класть надо снизу, продвигаясь вверх.

Дольше приходится возиться с подшивкой свесов. Они зашивались перфорированным сайдингом (остатки от строительства дома). Установлена ветровая доска из сухого дерева 145*20 мм, окрашена в белый цвет.

Установлены деревянные окна, покрашенные в белый цвет и дешевая китайская дверь, которая после будет заменена и поставлена в сарай. Углы обшиты деревянной доской 145*20 мм, окрашенной в тон кровельному материалу.

Почти итог: еще ворота и утепление

Был подготовлен въезд: с одной стороны при заливке фундамента была залита продленная лента (перепад высоты больше). С другой стороны подперли доской. Засыпали отсевом, утрамбовали. Въезд готов.

Последними установили роллеты. Сначала планировались подъемно-поворотные двери, но цена на них стала немилосердной, потому установлен более дешевый вариант.