Структура поступлений в федеральный бюджет. Пути укрепления доходной части федерального бюджета российской федерации

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • · федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
  • · таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • · государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

  • · доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • · доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;
  • · часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • · средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
  • · доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • · иные неналоговые доходы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, учитываются также прибыль Банка России и доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. доход исполнение федеральный бюджет

Проведем анализ доходов бюджета за 2012-2016 года

Основные параметры Федерального бюджета в 2012-2016 гг.

В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году. Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36 %. Дополнительные бюджетные доходы от такого «налогового маневра» в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2012 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 50,2 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 49,8 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4млрд. руб.

В 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а ненефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2012-2016 гг.

По состоянию на 01.01.2016 в структуре доходов федерального бюджета:

  • · НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ составили 2884,6 млрд. р. (19,8% от общей суммы доходов), это на 11,4% больше, чем в 2014 году, на 15,3% больше, чем в 2013 и на 29,1% больше, чем в 2012 году;
  • · НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ составили 2702,2 млрд. р. (18,6% от общей суммы доходов), это на 13,7% больше, чем в 2014 году, на 17,5% больше, чем в 2013 и на 26,5% больше, чем в 2012 году;
  • · НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ составили 1821,8 млрд. р. (12,5% от общей суммы доходов), это на 4,8% больше, чем в 2014 году, на 5,9% больше, чем в 2013 и на 15,5% больше, чем в 2012 году.

Таким образом, объем доходов от налоговых платежей составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2012-2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей .

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы .

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума утвердила следующие параметры федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы – 16,098 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3 процента ВВП. Прогноз на инфляцию, на котором основываются параметры довольно оптимистичный – 6,4 процента, то же касается и среднегодовой цены на нефть марки Urals – 50 долларов за баррель.

Объем Резервного фонда планируется на уровне 5,507 триллиона рублей. Именно он определен в качестве основного источника финансирования дефицита: на его покрытие из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 триллиона рублей.

Кроме того, документ предусматривает выделение бюджетных ассигнований на создание Фонда поддержки отраслей экономики в объеме до 150 миллиардов рублей. Объем внутренних заимствований в 2016 году не должен превысить 300 миллиардов рублей, внешних – 3 миллиарда долларов .

Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеет общая сумма доходов. Их структура представлена на рисунке 1.

Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых. В последние годы минерально -сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность .

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета по разделам в 2016 году, %

Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, речь идет о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того, в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.

Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны .

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования социально-экономического развития, которым располагает государство. Доля расширенного консолидированного бюджета, включающая средства государственных внебюджетных фондов, составляет почти 40% всего валового внутреннего продукта.

При правильной бюджетной политике, с учётом мультипликативного эффекта многих статей, бюджет более чем на 50% определяется как экономический, так и социальный рост страны. И напротив, неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение граждан. Именно такую негативную роль, по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012 – 2015 годах, выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013 – 2014 годах и рецессии в 2015 году, к ускоренному росту инфляции и возникновении крайне негативного процесса стагнации. После 10 – 15% роста в 2010 – 2012 годах государственный бюджет, темпы роста которого в 2 – 3 раза превышали инфляцию, в период стагнации и рецессии стали неуклонно сокращаться и всё сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз .

Геополитические риски, вызвавшие проблемы экономического характера не единственная проблема. Существующая рецессия – это результат эффективности принятия управленческих решений в данной сфере, в частности, Банком России. Рост инфляции в значительной степени спровоцирован ответными санкциями и девальвацией рубля, недостаток кредитных ресурсов вызван долговременной политикой Центрального Банка РФ по демонетизации экономики, низкий уровень вкладов физических лиц – результат по отзыву лицензий и падению рубля .

Современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации имеет значительное количество проблем при достаточном количестве финансовых ресурсов и возможности выбора модели его дальнейшего развития. Курс радикальной либерализации экономики не достиг долгосрочных устойчивых показателей развития государства. В целях предотвращения возможных катастрофических последствий очередного мирового экономического кризиса и защиты экономики государства необходимы энергичные шаги по корректировке финансово -экономического курса страны .

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). В государственном бюджете на 2016 год содержатся меры по смягчению последствий финансового кризиса.

Как уже отмечалось, плановая сумма расходов бюджета на 2016 год почти на 2,4 триллиона рублей превышает сумму доходов. Доля отдельных разделов расходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2016 году, %

Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в общей сумме расходов занимают расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Однако несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2016 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации (до 4%, что означает реальное сокращение пенсий на 3–4% при ожидаемой в 2016 году среднегодовой инфляции 7,4%) и очередной (третий год подряд) заморозке накопительной части. Назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены, несмотря на снижение темпов роста доходов (по итогам первого полугодия 2015 года объем налогов и страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, вырос всего на 4,8%).

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика » обусловлен включением в него резерва в 342млрд. руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. При этом по большинству подразделов раздела «Национальная экономика » расходы снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое.

Еще в большей степени отход от «социального» характера бюджета проявился в динамике расходов на образование и здравоохранение, вытеснение которых приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении. Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016 году, по сравнению с 2015 годом – в номинальном выражении – на 8,5%. Частично это объясняется тем, что федеральный бюджет «сбрасывает» расходы на дошкольное и профессиональное образование, которые, в соответствии с разделением бюджетных полномочий должны финансироваться с регионального бюджетного уровня. Следует отметить, что возможности для финансирования дополнительных обязательств в сфере образования у региональных бюджетов зачастую отсутствуют. Уже в 2015 году в условиях недостатка доходов и источников финансирования дефицита, многие регионы приступили к номинальному сокращению расходов. В январе -августе 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование, 9 из них более чем на 5%.

Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике, к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.

Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений, которые характерны настоящему периоду, важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности .

Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий, на развитие высокотехнологических отраслей, на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.

При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.

  • Я. Я. Иванова и др. – Налогообложение добычи твёрдых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: монография/[Я. Я. Иванова и др.]. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 175с.
  • Литвиненко В. А. ООО Инвестиционные подходы и направления к интенсификации инвестиционных процессов для совершенствования парадигмы Российской экономики/Аудит и финансовый анализ №3. 2015. С. 280.
  • Лупей Н. А., Соболев В. И. Финансы: учеб. пособие/Н. А. Лупей, В. И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012, С 77 – 74.
  • Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2014. С. 59.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    • НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ
    • УПЛАТА
    • НАЛОГИ
    • АНАЛИЗ
    • НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ

    В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

    • Налоговое планирование как метод минимизации налоговой нагрузки
    • Налоговый контроль и оценка его результативности на региональном уровне
    • Современные угрозы экономической безопасности в России
    • Проблемы и перспективы организации налогового контроля как основного элемента выявления налоговых преступлений
    • Роль автоматизированных программ в системе налогообложения

    В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

    Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

    Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

    Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

    Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

    Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.

    На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

    • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
    • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
    • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

    В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

    Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 - 2016 гг.

    По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

    Остальные показатели показывают увеличение.

    На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

    На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

    Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

    В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

    Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ.

    Виды налогов

    Млрд. руб.

    В % к объёму пост. ФБ РФ

    Млрд. руб.

    В % к объёму пост. ФБ РФ

    Млрд. руб.

    В % к объёму пост. ФБ РФ

    Всего поступило в федеральный бюджет

    Налог на прибыль

    Остальные налоги и сборы

    Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

    Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

    • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
    • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
    • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

    Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей. На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд. рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

    Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить - всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

    По видам налогов увеличение составило:

    • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
    • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
    • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
    • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
    • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

    Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения. Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

    Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

    Список литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая), принят Государственной Думой РФ 26.07.2000 и утв.Федеральным законом №117-Фз от 05.08.2000; (часть вторая), принят Государственной Думой РФ 19.07.2000 и утв. Федеральным законом №117-ФЗ от 05.08.2000.
    2. Щепотьев, А.В., Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. – Тула: НОО ТИЭИ, 2015. – 161 с.
    3. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2015-2016 гг.
    4. https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm - официальные данные ИФНС за 2014-2016 гг.
    5. Максютова Р.И., Минеева В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ. В сборнике: Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 166-169.
    6. Ахметшин И.И., Минеева В.М. Налогообложение в цифрах. сайт. 2015. Т. 1. № 38. С. 213-218.

    В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП.

    Таблица 2.1 Основные параметры федерального бюджета в 2012-2016гг.

    В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году. Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36 %.

    Дополнительные бюджетные доходы от такого "налогового маневра" в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет .

    Необходимо отметить значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2013, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные расходы и, в частности, траты на перевооружение армии; безусловно, обеспечение боеспособности вооруженных сил относится к базовым функциям института государства, однако закупка техники в условиях отсутствия конкуренции в секторе ВПК неизбежно сопровождается необоснованным ростом издержек. Наблюдается увеличение расходов федерального бюджета на 586 млрд. руб. в 2015 году по отношению к 2014 году, а также увеличение расходов и в 2016г.

    Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом. Для того чтобы детально разобрать федеральный бюджет, проанализируем основные параметры федерального бюджета и его структуру.

    Рисунок 2.2 Соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов, в %.

    За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2012 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 50,2 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 49,8 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4млрд. руб. В 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

    Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2012-2016 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций.

    Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2012-2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

    Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на 2016-2018 годы, значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года.


    Рисунок 2.3 Долевая структура налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений за 2012-2015 гг.

    Базовый сценарий предполагает продолжение действия санкций со стороны США и Европейского союза в отношении России и контрсанкций со стороны России на протяжении всего прогнозного периода. Следовательно, российская экономика будет развиваться в условиях ограниченного доступа к мировому рынку капитала, сохранения оттока капитала. Среднегодовая цена на нефть марки "Юралс", положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2015 году составит 50 долларов США за баррель (против 100 долларов США за баррель в прогноз от 1 декабря 2014 года) и к 2018 году вырастет до 70 долларов США за баррель.

    Несмотря на геополитическую напряженность и сравнительно низкий уровень цен на нефть, уже с 2016 года прогнозируется возобновление экономического роста (на уровне 2,3-2,4 % в год). Также возобновится рост промышленности и реальных располагаемых доходов населения, что будет способствовать повышению инвестиционной активности и потребительского спроса. Норма накопления увеличится с 16,8 % ВВП в 2015 году до 20,7 % ВВП в 2018 году, а внутренний спрос за 2016-2018 годы вырастет на 11,1 % против снижения на 9,5 % в 2015 году.

    • Индутенко Антонина Николаевна , кандидат наук, доцент, старший преподаватель
    • Шапошникова Владислава Сергеевна , студент
    • Белгородский государственный университет
    • СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
    • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

    Статья посвящена рассмотрению вопросов о налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета. Также приведены и проанализированы данные по поступлению доходов федерального бюджета, произведен анализ динамики поступлений за 2014-2016 г. И в заключении приведен список мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации в условиях современного экономического развития государства.

    • Особенности осуществления бюджетной политики России на современном этапе
    • Анализ состава, динамики и структура бюджета домашних хозяйств
    • Бюджет фонда обязательного медицинского страхования РФ: проблемы формирования и исполнения
    • Российская Федерация в системе международных финансовых отношений
    • Проблемы организации муниципальных финансов и пути их преодоления в Европейских странах

    Мировой финансовый кризис и сложившаяся в настоящее время неблагоприятная внешнеэкономическая и политическая ситуация в мире существенно уменьшили устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, что привело к нехватке доходов в федеральный бюджет.

    Планирование доходов является важнейшей частью бюджетного процесса государства. От точности планирования доходов бюджета зависят качество бюджетной политики в целом и объем принимаемых на себя государством бюджетных обязательств в частности.

    Финансовые потоки государства, совокупность его обязательств и источников их финансирования отражаются в федеральном бюджете - важнейшем финансовом документе страны.

    Структура статей бюджета свидетельствует о приоритетных направлениях развития России и социально-экономическом уровне страны. Доходная часть бюджета отражает поступающие в бюджет денежные средства, которые будут использованы на покрытие расходов бюджета.

    В данный момент проблема обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета, а также стабильность поступления доходов в федеральный бюджет, ставит перед Правительством Российской Федерации основную задачу по обеспечению наилучшего соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней и минимизации их дефицита. Вследствие этого, вопрос о поиске путей укрепления доходной части федерального бюджета является довольно актуальным.

    Для того, что разработать эффективный комплекс мероприятий по укреплению доходной части федерального бюджета необходимо изначально проанализировать структуру и динамику доходов. Далее будут проанализированы статьи доходов федерального бюджета за 2014-2016 г, что послужит базой для определения дальнейших основных стратегических направлений в отношении формирования доходной части федерального бюджета. Анализ данных представлен в таблице 1 «Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года»

    Таблица 1. Динамика поступления налоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

    Виды доходов

    2014, млрд.руб

    2015, млрд.руб

    2016, млрд.руб

    Доходы всего

    Налоговые доходы

    Налог на прибыль

    НДПИ на нефть

    НДПИ на газ

    Сбор за пользование объектов животного мира и водных биологических ресурсов

    Акцизы по подакцизным товарам

    Водный налог

    Государственная пошлина

    По данным таблицы мы видим, что в 2016 году по сравнению с 2014 годом доходы в общем снизились на 7% или 1036,5 млрд.руб. Это произошло за счет снижения на 5% НДПИ на нефть, понижение составило 121,5 млрд.руб, и неналоговых активов. При этом все остальные налоговые доходы возросли. Налог на прибыль, например, вырос на 79,9 млрд. или на 19,4%, НДС вырос на 639 млрд.руб, НДПИ на газ также вырос на 3% , что составило 11 млрд.руб. Также на 4% выросла государственная пошлина и на 8% выросли показатели по поступлению НДФЛ, увеличение составило 0,8 млрд.руб. Показателем, который в 2016 году по сравнению с 2014 остался неизменным, несмотря на то, что в 2015 году он слегка поднялся, является водный налог. Поступления от него составляют 2,2 млрд.руб.

    Также на доходы в целом влияют и неналоговые доходы, представленные в таблице 2 «Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года».

    Таблица 2. Динамика поступления неналоговых доходов федерального бюджета за 2014-2016 года

    Виды доходов

    2014, млрд.руб

    2015, млрд.руб

    2016, млрд.руб

    Абсолютное отклонение, млрд.руб 2016/2014

    Относительное отклонение, % 2016/2014

    Доходы всего

    Неналоговые доходы

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ

    Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

    Доходы от внешнеэкономической деятельности

    Таможенные пошлины

    Платежи при пользовании природными ресурсами

    Доходы от продажи материальных и не материальных активов

    Патентные и иные пошлины

    Прочие неналоговые доходы

    Безвозмездные поступления

    В целом в 2016 году можно увидеть следующую картину по неналоговым поступлениям, видно, что поступления довольно отличаются по своим объемам и происходят резкие скачки. То есть некоторые показатели сильно увеличиваются, в 2-5 раз, а некоторые наоборот понижаются на половину.

    В 2016 году очень сильно увеличились два показателя, это доходы в виде прибыли на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ или обществ РФ, увеличение составило 698,7 млрд.руб или он вырос в 4 раза, а также в 5 раз или на 111,5 млрд.руб увеличились прочие неналоговые поступления.

    Также значительное увеличение произошло и с показателем который увеличился почти в 3 раза или на 838 млрд.руб, это доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Можно отметить, что такой большой скачок произошел именно в 2016 году, так как в 2015 году, увеличение было совсем незначительным. Примерно на таком же уровне находятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, которые в 2016 году увеличились в 2,3 раза или на 51 млрд.руб.

    Что касается понижения показателей в 2016 году, то сюда можно отнести доходы от внешнеэкономической деятельности и таможенные пошлины. Эти два показателя снизились примерно на 2700 млрд.руб или на 55%. Остальные показатели в 2016 году изменились незначительно.

    В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике еще в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация пока не сильно улучшилась по сравнению с предыдущими годами. Макроэкономические параметры, которые получились по факту, значительно отличаются от показателей прогноза, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением реализации бюджетной стратегии является увеличение доходов федерального бюджета. Для этого необходимо уточнить подходы по укреплению доходной части федерального бюджета Российской Федерации и провести ряд мероприятий, которые поспособствуют этому.

    К таким мероприятиям можно отнести:

    • необходимо привести в соответствие порядок формирования и состав бюджетной отчетности, статистической и налоговой отчетности, обеспечив их сопоставимость в отраслевом и территориальном аспектах;
    • следует обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налогов и налоговых льгот;
    • сформировать нормативно-правовую базу, которая будет регламентировать создание и ведение реестра доходных источников бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • установить единые правила формирования первичных документов по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, реквизиты и формы распоряжений о переводе указанных денежных средств, а также платежей за государственные и муниципальные услуги и услуги;
    • определить структуру и правила формирования идентификаторов плательщика, получателя, начисления, иных идентификаторов, позволяющих обеспечить однозначное определение платежа.

    Список литературы

    1. Жарковская, Е.П. Финансы [Текст]: учебное пособие / Е.П. Жарковская, И.О. Арендс.-М.: Омега-Л, 2016. – 400 с.
    2. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник и практикум для бакалавров / Л. Н. Лыкова. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 353 с.
    3. Поляк Г.Б. Бюджетная система России [Текст]: учебное пособие / Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 212 с.