Где в европе добывают нефть.

Большинство стран перешло к постиндустриальному развитию. Регион имеет хорошие перспективы и становится особенно привлекательным для вложения капитала. В 1990-х гг. прямые инвестиции США в были в 12 раз больше аналогичных инвестиций в .

Природно-ресурсный потенциал всегда играл важную роль в обеспечении экономического развития европейских стран, формировании центров экономического роста. Ключевое значение он имел в период начальной индустриализации, когда создавались базовые отрасли промышленности. Так, из 22 старопромышленных городских агломераций Зарубежной Европы, 18 сформировались на удачных сочетаниях железорудных и угольных месторождений.

Регион и сегодня обладает значительными природными богатствами. Лотарингский бассейн - крупнейший по запасам железной руды в Зарубежной Европе. В Рурском бассейне осталось еще немало высококачественного угля. Однако в последние десятилетия его добыча неуклонно сокращалась. Так, с 1970-х по 1990-е гг. она уменьшилась почти в 10 раз. Объясняется это не столько исчерпанием здесь запасов угля, сколько экономической нерентабельностью добычи из-за ее высокой себестоимости, особенно при шахтном способе. Дело в том, что в себестоимости каждой тонны угля, добытой в шахте, до 80% затрат - оплата труда шахтеров. В Западной Европе с высокой планкой средней заработной платы добыча угля обходится очень дорого. Поэтому выгоднее ввозить его из-за океана, даже, несмотря на транспортные издержки. В целом к концу XX в, доля угля в энергопотреблении упала до 25%. Существенную роль в сокращении его добычи сыграло и непрерывное ужесточение в Зарубежной Европе экологических требований к отрасли, особенно в .

Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала Европы, основанная на учете спроса и предложения на потребляемые европейскими странами ресурсы, а также их себестоимости, объясняет причины импорта большинства природных ресурсов. Помимо угля в Европу ввозятся железная руда, глинозем, нефть, газ и другое сырье.

Важнейшие ресурсы, импортируемые в страны ЕС (1990-е гг.)

Тем не менее, - не только импортер минеральных ресурсов. Здесь в огромных количествах добывается сырье для строительной индустрии (песок, глина, известняк, мрамор - , гранит - и т.д.) и для производства минеральных удобрений (фосфаты, калийные соли - Эльзас во ). Ряд европейских стран — поставщики минерального сырья на мировой рынок.

Некоторые ресурсы, экспортируемые из Зарубежной Европы (1990-е гг.)

Ресурс Главные экспортеры
Медь Швеция, Финляндия, Польша
Магнезит Австрия
Титан Норвегия
Графит Германия, Австрия
Гранит Финляндия, Швеция
Мрамор Италия

В ресурсообеспечении стран Зарубежной Европы в последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. После острейшего энергетического кризиса 1973 г. доля развивающихся стран в обеспечении региона сырьем упала: с 30 в 1980 г. до 15% в конце 1990-х гг., топлива с 55 до 25%, сельскохозяйственной продукции с 10 до 6%. Таким образом, страны ЕС перешли к политике сокращения сырьевой зависимости от стран третьего мира.

Тема 6. ЗАРУБЕЖНАЯ ЕВРОПА


БЛОК ДОБЫВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Задание 1. Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран за­рубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики ЭГП страны (см. план на с. 222).

Дополни- По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет

тельное за- наибольшеечисло стран-соседей. Какое это может иметь значение?

дание (для удовольст­вия).

Задание 2. С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте харак­теристику их государственного строя. Объясните, поче­му ни в одной другой части мира не сохранилось столь­ко конституционных монархий, сколько в Западной Ев­ропе. Нанесите республики и монархии на контурную карту. Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».

Задание 3. Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богат­ству и разнообразию топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Примените типовой план харак­теристики природных предпосылок для развития про­мышленности страны (региона) (см. план на с. 222). Используйте также таблицы 3-5 в «Приложениях».

Дополни- По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория

тельное за- Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со дание (для удовольствия). странами СНГ.

Задание 4. Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции на­селения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столь­ко сведений, сколько возможно.

Задание 5. По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропей­ской и уральской семей. Определите страны с однона­циональным, двунациональным и многонациональным составом населения.

Задание 6. По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы ду­маете, можно ли утверждать, что в зарубежной Евро­пе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?

Дополни- Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе,

тельное за- проведите классификацию городов-миллионеров региона по их ЭГП.

дание (ус- Определите города, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях ложненное). рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?

Дополни- Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».

тельное за­дание (для удовольст­вия).

Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картам атласа и таблицами 23-28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25-29 установите, откуда в зарубежную Eвpony поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Дополни- Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориента-

тельное за- ции районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассей-

дание (ус- ны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменного угля и железной

ложненное). руды (в том числе морские).

Задание 8. С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к средне- и южноевропейскому типам сельского хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.

Задание 9. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.

Задание 10. Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополни-

(творчес- тельные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-истори-

кое!). ческих достопримечательностях этих городов. Почему они ста­ли крупными центрами туризма?

Дополни- Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе,

тельное за- посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. дание (для Предложитеодин-два варианта маршрутов.

удовольствия).

Задание 11. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе. Определите главные отрасли его про­мышленности и промышленные центры. Какие из от­раслей относятся к старым, какие к новым?

Задание 12. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203-205, сделайте краткое сообщение об одной из стран (по своему выбору).

Дополни- Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промыш-

тельное за- ленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и дание (ус- морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). ложненное). Проведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.

Задание 13. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а

(творчес- такжетаблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые

кое!) данные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и со­циальной географии этой страны.

Задание 14. 1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по

(итоговое). следующим критериям: 1) величи­на территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.

2 . (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисун­ками и текстом темы 5, определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по про­изводству отдельных видов промышленной и сельско­хозяйственной продукции. Полученные данные офор­мите в виде таблицы.

3 . Определите способы картографического изобра­жения на картах, которыми вы пользовались при изу­чении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?

4 . Подготовьте краткую рецензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

Проверьте знание конкретного материала:

1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституционными монархиями: Норвегия, Вели­кобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Греция, ФРГ?

2. Какие из перечисленных ниже стран используют ду­найский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Венг­рия, ФРГ?

3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барсело­на, Афины, Гданьск, Констанца?

4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондон­ский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?

Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:

1. Каковы характерные черты западноевропейского го­рода?

2. В чем заключаются специфические черты топливно-энергетического хозяйства стран Восточной Европы?

3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископа­емых?

4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?

Используйте карты для ответов на вопросы:

1. Вкаких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?

2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность

населения?

3. Как можно попасть из Северного в Балтийское мо­ре водным путем, не огибая полуостров Ютландия?

4. Какие отрасли наиболее характерны для промыш­ленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столич­ных городах, 2) в городах-портах, 3) в угольных бассейнах?

5. Какие металлургические комбинаты работают на за­морском сырье и топливе?

Объясните:

1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?

2. Почему во Франции и Великобритании наблюдает­ся резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?

3. Почему в структуре водопотребления Великобрита­нии, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на про­мышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гре­ции - на сельское хозяйство?

4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и до­бычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость во много раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Вос­тока?

5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыбо­ловства, чем от сельского хозяйства?

6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?

7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?

8. Почему в депрессивных старопромышленных райо­нах состояние окружающей среды, как правило, наиболее угрожающее?

Укажите:

1. Вкаких из перечисленных ниже стран население го­ворит на языках германской группы индоевропейской се­мьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Велико­британия?

2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобри­тания, Франция, Швейцария?

3. Какие из приведенных ниже утверждений правиль­ны для следующих стран:

Можете ли вы:

1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?

2. По памяти определить страны, которые имеют су­хопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испа­нией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Венг­рией, Чехией, Словакией?

3. Показать на карте следующие города, упоминаемые в тексте и на картах: Глазго, Роттердам, Марсель, Брюс­сель, Мюнхен, Неаполь, Краков, Загреб?

4. Назвать страну зарубежной Европы, где практичес­ки нет сельского населения?

5. Из приведенного ниже перечня:

а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Ис­пания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания?

б) исключить страны, для которых не характерна осо­бенно высокая концентрация промышленного производст­ва в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Италия, Франция, Дания?

Из готовых ответов выберите правильный:

1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.

2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Гол­ландская.

3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.

4. Больше всего нефти в зарубежной Европе добыва­ется в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Ру­мынии, Албании.

МЕТОДИЧЕСКИЕ КЛЮЧИ К ТЕМЕ 6

Что нужно вспомнить

1. Политическую карту, отдельные страны и народы зарубежной Европы. (География, 7 класс.) 2. Особеннос­ти физико-географического положения, рельефа, полезных ископаемых, климата, вод, почв и растительности зару­бежной Европы, природные зоны в ее пределах. (Геогра­фия, 7 класс.) 3. Особенности исторического развития стран зарубежной Европы в конце XIX - первой половине XX в. (История, 8, 9 классы.) 4. Материал части I данного учебника. 5. Понятия и термины: экономико-географическое положение, территориальная структура хозяйства, специ­ализация и кооперирование производства, инфраструкту­ра, регион, субрегион.

Что нужно усвоить

Ведущие идеи темы 6:

1.Зарубежная Европа была и остается одним из глав­ных центров мировой политики и мировой экономики. 2. «Старые камни» Европы - великое достояние не толь­ко европейской, но и всей мировой цивилизации.

Главные научные знания темы 6:

1. Характерные черты ЭГП, географии природных ре­сурсов и населения зарубежной Европы. 2. Основные чер­ты территориальной структуры расселения и хозяйства зарубежной Европы. 3. Основные черты структуры и раз­мещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы зарубежной Европы. 4. Основные черты размещения сельского хозяйства зарубежной Евро­пы и его типы. 5. Основные черты региональной транс­портной системы зарубежной Европы. 6. Основные черты географического рисунка населения и хозяйства зарубеж­ной Европы. 7. Субрегионы зарубежной Европы. 8. Фе­деративная Республика Германия как самая экономически мощная страна зарубежной Европы. 9. Ключевые слова темы: 1) западноевропейский тип города, 2) субурбаниза­ция, 3) западноевропейский тип транспортной системы, 4) портово-промышленный комплекс, 5) «ось развития», 6) столичный регион.

Что нужно уметь

1. Давать характеристику экономико-географического положения страны. 2. Давать характеристику природных предпосылок для развития промышленности страны (ре­гиона). 3. Применять различные источники географичес­кой информации для доказательства, сравнения, конкре­тизации, для построения таблиц, графиков, проведения расчетов. 4. Применять ранее изученные текстовые, гра­фические и картографические материалы для углубления вновь приобретаемых знаний. 5. Готовить рецензию на прочитанную книгу (главу, раздел).

Инструкции и планы по овладению навыками самостоятельной учебной работы

1. План характеристики ЭГП страны (региона).

1. Положение по отношению к соседним странам. 2. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям. 3. Положение по отноше­нию к главным топливно-сырьевым базам, промышлен­ным и сельскохозяйственным районам. 4. Положение по отношению к главным районам сбыта продукции. 5. Из­менение ЭГП во времени. 6. Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны.

2. План характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона).

1. Величина запасов и размещение полезных ископае­мых, их территориальные сочетания. 2. Водные, лесные ресурсы и возможности их использования. 3. Общая оцен­ка природно-ресурсного потенциала территории для раз­вития промышленности и обеспечения ее природными ре­сурсами. 4. Черты рационального или нерационального природопользования по отношению к природным ресур­сам для развития промышленности. 5. Общий вывод. Пер­спективы увеличения ресурсов и их использования.

Зарубежная Европа обладает довольно разнообразными ресурсами топливного, минерального и энергетического сырья.

Но необходимо учитывать, что практически все известные залежи полезных ископаемых на европейской территории давно известны и находятся на грани истощения. Поэтому этот регион больше остальных в мире нуждается в импорте ресурсов.

Особенности рельефа Европы

Рельеф зарубежной Европы довольно разнообразен. На востоке преобладают низменные равнины, которые широкой полосой тянутся от Балтийского моря до Черного. На юге доминируют возвышенности: Ошмянская, Минская, Волынская, Крымские горы.

Территория западной части Европы сильно рассечена. Здесь, по мере движения с севера на юг, горные массивы чередуются с полосами равнин и низменностей. На севере расположены Скандинавские горы. Далее к югу: Шотландское нагорье, возвышенные равнины (Норланд, Смоланд), низменности (Среднеевропейская, Великопольская, Северо-Германская и др.). Затем опять следует горная полоса: это Шумава, Вогезы и другие, которые попеременно чередуются с равнинами — Малопольской, Чешско-Моравской.

На юге — самые высокие европейские горные массивы — Пиренеи, Карпаты, Альпы, потом опять равнины. На самых южных оконечностях зарубежной Европы простирается еще один горный пояс, который составляют такие массивы, как Родопы, Апеннины, Андалузские горы, Динары, Пинд.

Это разнообразие и определило неравномерность залегания полезных ископаемых. В горах и на Скандинавском полуострове сосредоточены запасы железа, марганца, цинка, олова, меди, полиметаллических руд, бокситов. На низменностях открыты значительные залежи бурого и каменного угля, калийных солей. Побережье Европы, омываемое Атланитическим и Северным Ледовитым океаном — это район залегания месторождений нефти и газа. Особенно много топливных ресурсов залегает на севере. Разработки шельфа Северного Ледовитого океана до сих пор остаются в приоритете.

Виды полезных ископаемых

Несмотря на разнообразие полезных ископаемых в зарубежной Европе, запасы лишь некоторых из них можно оценивать как значимые доли в мировом запасе. В цифрах это можно выразить следующим образом:

. каменный и бурый уголь — 20% мирового запаса;

. цинк — 18%;

. свинец — 14%%

. медь — 7%;

. нефть, природный газ, железные руды, бокситы — 5-6%.

Все остальные ресурсы представлены в незначительных объемах.

По добыче каменного угля лидирует Германия (Рурский, Саарский, Ахенский, Крефельдский бассейны). За ней следуют Польша (Верхнесилезийский бассейн) и Великобритания (Уэльский и Нюкаслский бассейны).

Самые богатые залежи бурого угля также расположены на территории Германии (Галле-Лейципгский и Нижнелаузицкий бассейны). Есть богатые залежи в Болгарии, Чехии, Венгрии.

Ежегодно, например, в Германии добывают 106 млрд. тонн угля, в Великобритании — 45 млрд. тонн.

Калийные соли в промышленных масштабах добывают в Германии и во Франции.

Урановые руды — во Франции (месторождения: Лимузен, Форез, Морван, шардон) и Испании (Монастерио, Ла-Вирхен, Эсперанса).

Железные руды — во Франции (Лотарингский бассейн) и Швеции (Кируна).

Медь — в Болгарии (Медет, Асарал, Елаците), Польше (Гродзецкое, Злоторыйское, Предсудетское месторождения) и Финляндии (Вуонос, Оутокумпу, Луйконлахти).

Нефть — в Великобритании и Норвегии (акватория Северного моря), Дании и Нидерландах. В настоящее время открыты 21 нефтегазоносных бассейнов, общей площадью более 2,8 млн. кв.км. Отдельных нефтяных месторождений — 752, газовых — 854.

Газ — в Великобритании, Норвегии, Нидерландах. Самое крупное месторождение — Грониген. Здесь ежегодно добывают более 3,0 трлн. кубометров.

Бокситы — во Франции (Средиземноморская провинция, Ла-Рукет), Греции (Парнас-Киона, Аморгос), Хорватии (Рудополье, Никшич), Венгрии (Халимба, Орослань, Гант).

Природные ресурсы зарубежной Европы

Особенности ресурсообеспечения Европы можно объяснить тремя факторами:

1. Это относительно небольшая территория, следовательно, объемы природных ресурсов невелики.

2. Европа — один из самых густонаселенных регионов в мире, поэтому ресурсы используются весьма активно.

3. Европейцы первыми в мире пошли по пути промышленного развития, что привело не только к значительному истощению всех видов ресурсов, но и к ухудшению экологии.

Земельные и лесные ресуры . Сухопутная территория зарубежной Европы невелика — около 173 млн. га, из них 30% отведено под пахотные земли, 18% - под пастбища, 33% занято лесами. Самый высокий коэффициент земельного использования в Нидерландах, Румынии, Польше и Дании — 80%, во Франции, Германии — 50, а вот в Италии и Португалии — 14-16%.

На 1 европейца приходится приблизительно 0,3 га леса, в то время, как средний показатель в мире — 1,2 га. Длительное использование привело к тому, что природных лесов практически не осталось, те, что имеются — это насаженные лесные массивы. Ежегодно в Европе добывают около 400 млн. кубометров леса, в основном на Скандинавском полуострове. На остальной территории преобладают заповедные лесные массивы, которые вырубке не подлежат, а значит, ресурсами не являются.

Водные ресурсы . Природные воды — дефицитный ресурс в Европе. Большую часть воды используют промышленные предприятия и сельское хозяйство. Долговременное бесконтрольное использование водных ресурсов привело к их истощению. К настоящему времени сложилась крайне неблагоприятная экологическая обстановка — большинство европейских рек и озер сильно загрязнены. Во всех странах зарубежной Европы наблюдается острый дефицит пресной воды.

  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления

    До Второй мировой войны топливно-энергетическое хозяйство зарубежной Европы ориентировалось в основном на собственные энергоресурсы. При этом в топливно-энергетических балансах большинства стран преобладал уголь, значительные запасы которого имелись в Германии, Великобритании, во Франции, в Бельгии, Польше, Чехословакии, некоторых других странах. Но в послевоенный период в топливно-энергетическом хозяйстве зарубежной Европы произошли кардинальные структурные и географические изменения, связанные со сдвигами в структуре потребления топлива. Соответственно сложились и совершенно иные пропорции между собственными и внешними источниками топлива и энергии.

    В качестве одной из тенденций можно отметить неуклонное уменьшение самообеспеченности энергоресурсами стран региона. Так, к концу 1990-х гг. в большинстве стран Западной Европы она сократилась до 1 / 4 - 1 / 3 , в лучшем случае до 1 / 2 (табл. 12) и только в Великобритании и Норвегии оставалась очень большой.

    Такое снижение самообеспеченности явилось прямым следствием уменьшения в энергопотреблении доли угля и увеличения доли нефти и природного газа, ресурсы которых в зарубежной Европе не столь велики. Отсюда и рост зависимости от импорта энергоресурсов.

    Таблица 12

    СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ, В КОТОРЫХ В НАЧАЛЕ XXI в. ЧИСТЫЙ ИМПОРТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ (В % ОТ ВСЕГО КОММЕРЧЕСКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ) ПРЕВЫШАЛ 50%

    Сокращение доли угля в энергопотреблении началось в зарубежной – в особенности в Западной Европе уже в первый послевоенный период, а в 1990-х гг. его доля стабилизировалась на уровне примерно 1 / 5 . Соответственно в Великобритании уровень угледобычи за это время снизился в четыре, а в ФРГ – в три раза. К 2008 г. в Бельгии, во Франции, в Великобритании уже были закрыты все угольные шахты, а Германия закроет их к 2018 г. Впрочем, в известной мере такое сильное сокращение добычи компенсируется импортом более дешевого заморского угля – из ЮАР, Австралии, Колумбии, США. В 2000 г. уже 2 / 3 общего спроса на уголь в Западной Европе удовлетворялось за счет импорта (165 млн т), а к 2020 г., согласно прогнозам, доля импорта увеличится до 4 /5.

    Длительный период дешевой нефти привел к тому, что в зарубежной Европе именно она заняла первую строчку в структуре потребления энергоресурсов, причем доля ее достигла 1 / 2 . После энергетического кризиса середины 1970-х гг. многие полагали, что к концу XX в. она уменьшится до 1 / 4 , однако этого не случилось – она и теперь превышает 40 %.

    Соответственно сохранилась и большая зависимость региона от импорта нефти. Если принимать в расчет только Западную Европу, то в 2005 г. в ней было потреблено 670млнт нефти, из которых импорт достиг 610 млн т. Зависимость Центрально-Восточной Европы от импорта нефти еще более велика. Зарубежная Европа снабжается нефтью из трех главных районов: 1) нефтегазоносного бассейна Северного моря; 2) развивающихся стран; 3) России (рис. 21).

    Снабжение стран зарубежной Европы нефтью с промыслов С е в е р н о г о м о р я в первую очередь характеризует ту самую самообеспеченность этим видом топлива, о которой говорилось выше. Но поставки из Норвегии и Великобритании удовлетворяют лишь небольшую ее часть.

    Нефть из развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки поступает в зарубежную Европу разными морскими путями, которые можно подразделить на средиземноморские и атлантические. По Средиземному морю поступает нефть из стран Юго-Западной Азии, транспортируемая по Суэцкому каналу, и из средиземноморских стран Северной Африки, прежде всего из Алжира и Ливии. Для ее переработки в портах Марселе, Генуе, Таррагоне, Триесте, Аугусте были построены крупные НПЗ, причем самый мощный нефтеперерабатывающий комплекс на этом фланге (60 млн т в год) возник на Сицилии, выгодно расположенной на основных нефтяных трассах Средиземноморья. По просторам собственно Атлантического океана в зарубежную Европу поступает нефть из Юго-Западной Азии, Нигерии, Венесуэлы, некоторых других стран. Это привело к концентрации НПЗ в портах Роттердаме (80 млн т в год), Антверпене, Лондоне, Ливерпуле, Гавре, Гамбурге и др.

    Но концентрация нефтепереработки в морских портах была характерна только для начального этапа, охватывавшего 50-60-е гг. XX в. Затем – с целью приблизить ее к районам потребления – началось сооружение нефтепроводов от портов в глубь территории региона. На средиземноморском фланге таких нефтепроводов три: крупнейший из них начинается у Марселя и идет на север по долине Роны, два других берут начало в Генуе и Триесте и проходят через Альпы. На собственно атлантическом фланге два нефтепровода протягиваются к Рейну от Роттердама и Вильгельмсхафена. Благодаря этим трубопроводным системам крупными центрами переработки нефти стали Ингольштадт, Карлсруэ, Кёльн в Германии, районы итальянской Ломбардии и испанской Месеты.

    Что же касается третьего важнейшего источника нефтеснабжения зарубежной Европы – России, то в этом смысле ее с полным основанием можно назвать преемницей Советского Союза, который в течение четырех десятилетий снабжал нефтью и нефтепродуктами социалистические страны Восточной Европы, а также экспортировал их в Западную Европу. Именно с этой целью был построен крупнейший магистральный нефтепровод «Дружба», создан морской «нефтяной мост» Новороссийск – Бургас, налажен экспорт нефти через порты Балтийского моря, в первую очередь через литовский Вентспилс.

    Вся эта нефтеэкспортная инфраструктура продолжает действовать и теперь. По «Дружбе» ежегодно 60 млн т нефти экспортируются в Польшу, Германию, Словакию, Чехию, Венгрию. Через Новороссийск (а также Одессу и Херсон) нефть морским путем вывозится в Италию, Испанию, во Францию. Продолжает работать «нефтяной мост» Новороссийск – Бургас.

    В перспективе нефтеэкспортные возможности России должны еще больше возрасти, что связано в первую очередь с осуществлением двух больших проектов, первый из которых можно назвать северным, а второй – южным.

    Северный проект заключается в строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС). Она должна обеспечить экспортный выход нефти из осваиваемого Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, а также из Западной Сибири и Урало-Поволжья. С этой целью сооружены новые участки и расширены существующие нефтепроводы, связывающие северные районы Архангельской области с Ярославлем и далее с Киришами под Санкт-Петербургом. Отсюда нефтепровод прошел до нового морского терминала в Приморске (на северном берегу Финского залива), который был торжественно введен в строй в конце 2001 г. Этот нефтепровод «перехватит» значительную часть нефти, которая экспортировалась в зарубежную Европу через Вентспилс, что позволит избежать уплаты весьма высоких тарифов. В 2008 г. через нефтепорт в Приморске прошло уже 60 млн т российской нефти, а на южном берегу Финского залива был введен в эксплуатацию еще один глубоководный нефтепорт Усть-Луга, положивший начало формированию БТС-2.

    Рис. 21. Снабжение зарубежной Европы нефтью

    Южный проект связан со значительным расширением экспорта нефти (не только российской, но также казахстанской и азербайджанской) через черноморский порт Новороссийск. В соответствии с этим проектом также сооружены новые магистральные нефтепроводы, реконструированы действующие, а под Новороссийском, в Южной Озерейке, введен в строй большой нефтяной терминал. Первый танкер с казахстанской нефтью для Западной Европы вышел отсюда в октябре 2001 г.

    Есть, однако, одно обстоятельство, затрудняющее развитие этого проекта. Оно заключается в том, что турецкие власти стремятся ограничить поток нефтегрузов через проливы Босфор и Дарданеллы, пропускная способность которых имеет определенные пределы. В связи с этим уже начато осуществление двух новых проектов, рассчитанных на транспортировку в Европу российской нефти в обход этих проливов. В обоих проектах исходными пунктами экспортных грузопотоков остаются Новороссийск и Туапсе, а конечными – болгарский порт Бургас и румынский порт Констанца. Из Бургаса уже прокладывается нефтепровод до греческого порта Александруполис на Эгейском море, откуда нефть морским путем будет доставляться в страны Западной Европы. А Констанца станет начальным пунктом Трансбалканского нефтепровода, который пройдет через пять стран до итальянского порта Трисет. В 2012 г. по нему будет перекачиваться 90 млн т нефти.

    Крупнейшим в зарубежной Европе потребителем импортной нефти была и остается Германия. В этой стране потребляется 130–140 млн т нефтепродуктов в год, а поступают они в основном с германских же НПЗ, имеющих мощность по прямой перегонке в 110 млн т. Однако география импорта нефти в последние десятилетия изменилась весьма сильно. До энергетического кризиса середины 1970-х гг. главными ее поставщиками в ФРГ были Ливия и Саудовская Аравия, а в конце 1990-х гг. ими стали Россия (25 млн т), Норвегия (22 млн) и Великобритания (17 млн т). Кроме того, Германия ввозит нефть также (в порядке убывания) из Ливии, Сирии, Казахстана, Саудовской Аравии, Алжира, Анголы, Дании, Нигерии, Конго, Венесуэлы, Азербайджана, Нидерландов и Туниса. Такая диверсификация (раздробление) импорта нефти связана в первую очередь с политикой энергетической безопасности стран ЕС. В этих странах действует положение, согласно которому члены ЕС не могут зависеть от поставок энергоресурсов из одного источника более чем на 30 %.

    Несмотря на то что в топливоснабжении зарубежной Европы первое место остается за нефтью, особенно большое внимание в последнее время привлекают вопросы, связанные с обеспечением потребностей этого региона в природном газе. Этот повышенный интерес объясняется многими общими причинами – устойчивой конкурентоспособностью газа на мировом рынке энергоресурсов, его экологическими преимуществами, удобством транспортирования, освоением новых прогрессивных технологий и др. Потребление природного газа в зарубежной Европе давно уже имеет тенденцию к непрерывному росту и к 2007 г. достигло почти 550 млрд м 3 . Это означает, что газовый рынок зарубежной Европы по объему годового потребления (17 % мирового) уступает только рынкам Северной Америки (26 %) и стран СНГ (22 %). Соответственно и доля природного газа в энергопотреблении зарубежной Европы увеличилась с 2 % в 1960-х гг., 8 % в 1970 г. и 14 % в 1980 г. до примерно 25 % в 2006 г. При этом главными импортерами были и остаются Германия (90 млрд м 3 в год), Италия (70 млрд) и Франция (45 млрд м 3). Согласно прогнозу газового баланса зарубежной Европы, к 2015 г. спрос на природный газ в этом регионе может возрасти до 640 млрд м 3 (в том числе в Западной Европе – до 500 млрд и в Центрально-Восточной – до 140 млрд м 3).

    Зарубежная Европа снабжается природным газом из четырех главных районов: 1) Нидерландов, 2) нефтегазоносного бассейна Северного моря, 3) стран Северной Африки, 4) России. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в конце 1990-х гг. на европейском газовом рынке соотношение этих четырех регионов было следующим: голландским газом удовлетворялось 25 % потребностей, норвежским – 17, североафриканским – 17 и российским – 41 %. Следовательно, самообеспеченность зарубежной Европы природным газом (первые два показателя) можно оценить в 42 %, а степень ее импортной зависимости – в 58 %. Со временем, однако, эта зависимость будет, по всей вероятности, возрастать, что открывает новые возможности и перед Россией, и перед Северной Африкой.

    Кратко охарактеризуем каждый из четырех источников газоснабжения стран зарубежной Европы.

    Нидерланды начали экспортировать природный газ в 1960-х гг. – после освоения гигантского месторождения Слохтерен в провинции Гронинген. Со временем для транспортирования этого газа были построены газопроводы Слохтерен – Брюссель, Слохтерен – Гамбург и так называемый Трансъевропейский, проложенный через территории ФРГ, Швейцарии до района Милана в Северной Италии (длина его 810 км). Эта система газоснабжения продолжает работать и в наши дни, но возможности увеличения поставок голландского газа специалисты считают уже довольно ограниченными. В 2005 г. Нидерланды экспортировали 50 млрд м 3 природного газа.

    Рис. 22. Экспорт сжиженного природного газа из Северной Африки в Западную Европу (по Л. В. Деточенко)

    Из стран, добывающих природный газ в акватории Северного моря, как уже было отмечено, главная роль принадлежит Норвегии. Она экспортирует около 70 млрд м 3 газа в Германию, Великобританию, Бельгию, Австрию, Испанию, Чехию и ведет соответствующие переговоры с Данией, Швецией, Польшей, Словакией и Венгрией. Все время увеличивая свои экспортные поставки, Норвегия была и продолжает оставаться главным конкурентом российского «Газпрома» на газовом рынке зарубежной Европы. После сооружения газопровода «Интерконнектор» в континентальную Европу стал поступать и британский газ.

    Среди стран Северной Африки специализацию на экспорте природного газа в зарубежную Европу имеют Алжир и Ливия, обладающие очень большими запасами этого вида топлива при довольно низком уровне собственного потребления. Однако доля Ливии в этом экспорте сравнительно невелика. Что же касается Алжира, то он экспортирует около 60 млрд м 3 газа, причем в перспективе эти объемы вполне могут возрасти. Природный газ из Алжира экспортируется в Европу и в сжиженном виде, и по газопроводам.

    Алжир еще в 1960-е гг. стал первой страной в мире, начавшей экспортировать сжиженный природный газ (СПГ), и в 70-80-х гг. XX в. здесь была создана соответствующая довольно мощная инфраструктура: были обустроены крупные газовые месторождения, построены заводы по сжижению газа, газоэкспортные терминалы. В середине 1990-х гг. СПГ из Алжира по долгосрочным контрактам и разовым сделкам получали Франция, Бельгия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, где были оборудованы терминалы по приему СПГ (рис. 22). Позднее алжирский СПГ стал поступать и в Турцию. Кроме того, для транспортирования алжирского газа в Италию в 1982 г. был построен Транссредиземноморский газопровод длиной 2,5 тыс. км, на протяжении 600 км проходящий по морскому дну. В середине 1990-х гг., после сооружения новых ниток этого газопровода, его пропускная способность была значительно увеличена. Тогда же был введен в эксплуатацию еще один магистральный газопровод – «Магриб – Европа» длиной 1400 км. Он соединил газовые месторождения Алжира с Испанией (Кордова) через Гибралтарский пролив. Труба была проложена на глубине 400 м по дну этого пролива, откуда пришлось убрать остовы многочисленных судов, затонувших здесь во время Второй мировой войны. Встретившиеся на пути подводные впадины засыпали камнем, специально доставленным из Норвегии.

    К сказанному можно добавить, что начинают возрастать поставки газа в Европу из Ливии, начались поставки из Египта. Из стран Тропической Африки в поставки СПГ включилась Нигерия. А на очереди еще страны Юго-Западной Азии, прежде всего Иран и Катар, которые уже начали транспортировать сжиженный газ в Европу и намечают увеличение его поставок.

    Четвертым крупным поставщиком природного газа в зарубежную Европу была и остается Россия, значительно превосходящая по объему поставок и Норвегию, и Нидерланды, и Алжир. Уже в 2000 г. российские поставки, осуществляемые «Газпромом», достигли 130 млрд м 3 (в том числе в Западную Европу – около 90 млрд и в Центрально-Восточную – более 40 млрд м 3). Крупнейшими импортерами российского природного газа стали: Германия (40 млрд м 3), Италия (17 млрд), Франция (11 млрд), Чехия (8 млрд), Польша, Венгрия и Словакия (по 7млрдм 3). Кроме того, этот газ получают Финляндия, Австрия, Швейцария, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Греция, Турция. В 2007 г. Россия обеспечивала уже 50 % всего газового импорта зарубежной Европы. Добавим, что российский газ получают также Украина (65–70 млрд м 3) и Белоруссия (18–20 млрд м 3). Для снабжения природным газом сначала Восточной, а затем и Западной Европы еще в советское время были сооружены крупнейшие магистральные газопроводы «Союз» и «Братство», западные отрезки которых проходят через территорию Украины. Один газопровод был проложен через Выборг в Финляндию (рис. 23).

    Согласно уже заключенным и предполагаемым контрактам, общий объем экспорта российского природного газа в зарубежную Европу к 2010 г. возрастет, как минимум, до 200 млрд м 3 , что требует сооружения новых газопроводных магистралей. Важнейшая из них– газопроводная «Голубой поток», «Северный поток» и «Южный поток».

    Рис. 23. Основные газопроводы из России и стран СНГ в Европу (по Р. И. Вяхиреву и А. А. Макарову)

    Рис. 24. Газопровод «Голубой поток»

    Газопровод «Голубой поток» был сооружен в 2000–2002 гг. для поставки российского природного газа в Турцию. Этот газ добывают на севере Западной Сибири (месторождение Заполярное), откуда он по системе действующих газопроводов поступает на территорию Ставропольского края. А собственно «Голубой поток», имеющий протяженность 1213 км, состоит из трех последовательных участков (рис. 25). Первый из них – сухопутный участок Изобильный – Джубга, второй – морской, проходящий по дну Черного моря и имеющий длину 393 км, третий, тоже сухопутный, соединяет турецкий порт Самсун с Анкарой. Специалисты полагают, что после ввода в эксплуатацию морской участок этого газопровода стал самым глубоководным в мире, поскольку на его трассе встречаются глубины до 2000 м. Прокладку морской части «Голубого потока» осуществляла итальянская фирма ENI, уже имевшая опыт подобных работ в Средиземном и Северном морях, в Мексиканском заливе. «Голубой поток» рассчитан на прокачку 16 млрд м 3 газа в год. Он уже используется в Турции для газификации жилого фонда, перевода на газовое топливо отдельных ТЭС.

    Уже начато сооружение Северое вропейского газопровода (СЕГ), который получил наименование «Северный поток» (Nordstrim), он также напрямую, без стран-посредников, соединит Россию с Германией (рис. 25). Этот газопровод, как и «Голубой поток», будет состоять из двух сухопутных и одного морского участка. В России он пройдет от г. Грязовец в Вологодской области до г. Выборг в Ленинградской области. Данная трасса длиной 917 км соединит СЕГ с единой системой газоснабжения России. Морская часть газопровода длиной 1200 км пройдет по дну Балтийского моря от Выборга до немецкого города Грайфсвальд (максимальная глубина моря в зоне прокладки трубы составляет 210 м). Третий участок снова пройдет по суше, но уже по территории Германии.

    Первую нитку «Северного потока» пропускной способностью 27,5 млрд м 3 газа в год намечено ввести в эксплуатацию в 2010 г. После ввода второй нитки мощность СЕГ удвоится. После этого Германия в добавление к нынешним 40 млрд м 3 российского газа будет получать еще 50–55 млрд м 3 . Предполагается также, что в дальнейшем «Северный поток» будет снабжать газом Великобританию, Данию, Нидерланды, Францию.

    Рис. 25. Строящиеся газопроводы «Северный поток» и «Южный поток»

    Перспективы «подпитки» этого газопровода связаны в первую очередь с уже начавшимся освоением одного из крупнейших в мире (3,2 трлн м 3) Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. в Баренцевом море в 550 км к северу от Мурманска. По расчетам здесь будут добывать 60 млрд м 3 в год, с перспективой дальнейшего роста добычи. Часть получаемого здесь газа будет использоваться для нужд России, а часть будет направлена на экспорт. Это значит, что придется проложить газопровод Мурманск – Выборг.

    В 2008 г. было заключено соглашение о сооружении еще одного газопровода, соединяющего Россию и Европу через акваторию Черного моря. После пересечения этой акватории труба сначала выйдет на поверхность в Болгарии, а далее разделится на две ветви. Южная ветвь обеспечит газом Болгарию, Грецию и южную часть Италии, а северная – Сербию, Венгрию, Австрию и северную часть Италии (рис. 25). Сооружение «Южного потока» предполагается закончить в 2013 г.

    В общеевропейской системе энергоснабжения все большую роль начинает играть экспорт и импорт электроэнергии. Достаточно сказать, что только в странах Европейского союза уже к середине 1990-х гг. он достиг 300 млрд кВтч, или 14 % от общего производства электроэнергии странами Союза. При этом в качестве крупнейших экспортеров электроэнергии выступают Франция (73 млрд кВт ч), Швейцария (36 млрд) и Германия (34 млрд), а в качестве главных ее импортеров – Германия (34 млрд), Швейцария (30 млрд) и Великобритания (16 млрд кВт ч).

    Для обмена электроэнергией в зарубежной Европе созданы две крупные объединенные энергосистемы. Первая из них – «Союз по координации производства и передачи электроэнергии» (иСРТЕ) – объединяет электростанции 15 стран Западной и Южной Европы суммарной мощностью более 400 млн кВт. Вторая – Nordel – объединяет электростанции пяти стран Северной Европы суммарной мощностью в 60 млн кВт. Страны Восточной Европы и СССР до начала 1990-х гг. имели свою Объединенную энергосистему «Мир» суммарной мощностью в 230 млн кВт с Центральным диспетчерским управлением в Праге. Для передачи электроэнергии из СССР в страны Восточной Европы было сооружено несколько ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения. Однако после распада социалистической системы и Советского Союза энергосистема «Мир» перестала существовать, а Польша, Венгрия, Чехия, Словакия создали свое энергообъединение «Централ» (60 млн кВт). Отдельно стала работать и Единая энергосистема (ЕЭС) России с суммарной мощностью электростанций 220 млн кВт.

    В 1990-х гг., после падения «железного занавеса», интеграционные тенденции в электроэнергетике Европы заметно возросли, причем проследить их можно по трем направлениям. Во-первых, это стремление к созданию единой энергосистемы всей зарубежной Европы (за пределами стран СНГ). Во-вторых, это уже неоднократно предпринимавшиеся попытки формирования объединенной энергетической системы стран СНГ под условным названием «Евразия». О степени реализации этой идеи может свидетельствовать тот факт, что к началу 2002 г. РАО «ЕЭС России» удалось восстановить параллельную работу энергосистемы со всеми остальными странами СНГ и со странами Балтии. И в-третьих, это увеличение обмена электроэнергией между Восточной и Западной Европой. В системе этого «электроэнергетического моста» России отводится роль крупнейшего потенциального экспортера электроэнергии. Во всяком случае, по данным РАО «ЕЭС России», страна уже сейчас имеет возможность экспортировать как минимум 40–50 млрд кВтч электроэнергии в год (а как максимум 100–150 млрд).

    Осуществление всех этих проектов открыло бы возможность создания «Общеевропейского энергетического дома», вполне созвучного идеям принятой в 1991 г. Европейской Энергетической хартии. Однако принятый недавно Еврокомитетом «третий энергетический наказ» предусматривает ограничение иностранных инвестиций в европейскую энергетику, а также разделение производства энергии и транспортной инфраструктуры. Обе эти меры затрагивают интересы российского концерна «Газпром».

    До Второй мировой войны топливно-энергетическое хозяйство зарубежной Европы ориентировалось в основном на собственные энергоресурсы. При этом в топливно-энергетических балансах большинства стран преобладал уголь, значительные запасы которого имелись в Германии, Великобритании, во Франции, в Бельгии, Польше, Чехословакии, некоторых других странах. Но в послевоенный период в топливно-энергетическом хозяйстве зарубежной Европы произошли кардинальные структурные и географические изменения, связанные со сдвигами в структуре потребления топлива. Соответственно сложились и совершенно иные пропорции между собственными и внешними источниками топлива и энергии.

    В качестве одной из тенденций можно отметить неуклонное уменьшение самообеспеченности энергоресурсами стран региона. Так, к концу 1990-х гг. в большинстве стран Западной Европы она сократилась до 1 / 4 - 1 / 3 , в лучшем случае до 1 / 2 (табл. 12) и только в Великобритании и Норвегии оставалась очень большой.

    Такое снижение самообеспеченности явилось прямым следствием уменьшения в энергопотреблении доли угля и увеличения доли нефти и природного газа, ресурсы которых в зарубежной Европе не столь велики. Отсюда и рост зависимости от импорта энергоресурсов.

    Таблица 12

    СТРАНЫ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ, В КОТОРЫХ В НАЧАЛЕ XXI в. ЧИСТЫЙ ИМПОРТ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ (В % ОТ ВСЕГО КОММЕРЧЕСКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ) ПРЕВЫШАЛ 50%

    Сокращение доли угля в энергопотреблении началось в зарубежной – в особенности в Западной Европе уже в первый послевоенный период, а в 1990-х гг. его доля стабилизировалась на уровне примерно 1 / 5 . Соответственно в Великобритании уровень угледобычи за это время снизился в четыре, а в ФРГ – в три раза. К 2008 г. в Бельгии, во Франции, в Великобритании уже были закрыты все угольные шахты, а Германия закроет их к 2018 г. Впрочем, в известной мере такое сильное сокращение добычи компенсируется импортом более дешевого заморского угля – из ЮАР, Австралии, Колумбии, США. В 2000 г. уже 2 / 3 общего спроса на уголь в Западной Европе удовлетворялось за счет импорта (165 млн т), а к 2020 г., согласно прогнозам, доля импорта увеличится до 4 /5.

    Длительный период дешевой нефти привел к тому, что в зарубежной Европе именно она заняла первую строчку в структуре потребления энергоресурсов, причем доля ее достигла 1 / 2 . После энергетического кризиса середины 1970-х гг. многие полагали, что к концу XX в. она уменьшится до 1 / 4 , однако этого не случилось – она и теперь превышает 40 %.

    Соответственно сохранилась и большая зависимость региона от импорта нефти. Если принимать в расчет только Западную Европу, то в 2005 г. в ней было потреблено 670млнт нефти, из которых импорт достиг 610 млн т. Зависимость Центрально-Восточной Европы от импорта нефти еще более велика. Зарубежная Европа снабжается нефтью из трех главных районов: 1) нефтегазоносного бассейна Северного моря; 2) развивающихся стран; 3) России (рис. 21).



    Снабжение стран зарубежной Европы нефтью с промыслов С е в е р н о г о м о р я в первую очередь характеризует ту самую самообеспеченность этим видом топлива, о которой говорилось выше. Но поставки из Норвегии и Великобритании удовлетворяют лишь небольшую ее часть.

    Нефть из развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки поступает в зарубежную Европу разными морскими путями, которые можно подразделить на средиземноморские и атлантические. По Средиземному морю поступает нефть из стран Юго-Западной Азии, транспортируемая по Суэцкому каналу, и из средиземноморских стран Северной Африки, прежде всего из Алжира и Ливии. Для ее переработки в портах Марселе, Генуе, Таррагоне, Триесте, Аугусте были построены крупные НПЗ, причем самый мощный нефтеперерабатывающий комплекс на этом фланге (60 млн т в год) возник на Сицилии, выгодно расположенной на основных нефтяных трассах Средиземноморья. По просторам собственно Атлантического океана в зарубежную Европу поступает нефть из Юго-Западной Азии, Нигерии, Венесуэлы, некоторых других стран. Это привело к концентрации НПЗ в портах Роттердаме (80 млн т в год), Антверпене, Лондоне, Ливерпуле, Гавре, Гамбурге и др.

    Но концентрация нефтепереработки в морских портах была характерна только для начального этапа, охватывавшего 50-60-е гг. XX в. Затем – с целью приблизить ее к районам потребления – началось сооружение нефтепроводов от портов в глубь территории региона. На средиземноморском фланге таких нефтепроводов три: крупнейший из них начинается у Марселя и идет на север по долине Роны, два других берут начало в Генуе и Триесте и проходят через Альпы. На собственно атлантическом фланге два нефтепровода протягиваются к Рейну от Роттердама и Вильгельмсхафена. Благодаря этим трубопроводным системам крупными центрами переработки нефти стали Ингольштадт, Карлсруэ, Кёльн в Германии, районы итальянской Ломбардии и испанской Месеты.

    Что же касается третьего важнейшего источника нефтеснабжения зарубежной Европы – России, то в этом смысле ее с полным основанием можно назвать преемницей Советского Союза, который в течение четырех десятилетий снабжал нефтью и нефтепродуктами социалистические страны Восточной Европы, а также экспортировал их в Западную Европу. Именно с этой целью был построен крупнейший магистральный нефтепровод «Дружба», создан морской «нефтяной мост» Новороссийск – Бургас, налажен экспорт нефти через порты Балтийского моря, в первую очередь через литовский Вентспилс.

    Вся эта нефтеэкспортная инфраструктура продолжает действовать и теперь. По «Дружбе» ежегодно 60 млн т нефти экспортируются в Польшу, Германию, Словакию, Чехию, Венгрию. Через Новороссийск (а также Одессу и Херсон) нефть морским путем вывозится в Италию, Испанию, во Францию. Продолжает работать «нефтяной мост» Новороссийск – Бургас.

    В перспективе нефтеэкспортные возможности России должны еще больше возрасти, что связано в первую очередь с осуществлением двух больших проектов, первый из которых можно назвать северным, а второй – южным.

    Северный проект заключается в строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС). Она должна обеспечить экспортный выход нефти из осваиваемого Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна, а также из Западной Сибири и Урало-Поволжья. С этой целью сооружены новые участки и расширены существующие нефтепроводы, связывающие северные районы Архангельской области с Ярославлем и далее с Киришами под Санкт-Петербургом. Отсюда нефтепровод прошел до нового морского терминала в Приморске (на северном берегу Финского залива), который был торжественно введен в строй в конце 2001 г. Этот нефтепровод «перехватит» значительную часть нефти, которая экспортировалась в зарубежную Европу через Вентспилс, что позволит избежать уплаты весьма высоких тарифов. В 2008 г. через нефтепорт в Приморске прошло уже 60 млн т российской нефти, а на южном берегу Финского залива был введен в эксплуатацию еще один глубоководный нефтепорт Усть-Луга, положивший начало формированию БТС-2.

    Рис. 21. Снабжение зарубежной Европы нефтью

    Южный проект связан со значительным расширением экспорта нефти (не только российской, но также казахстанской и азербайджанской) через черноморский порт Новороссийск. В соответствии с этим проектом также сооружены новые магистральные нефтепроводы, реконструированы действующие, а под Новороссийском, в Южной Озерейке, введен в строй большой нефтяной терминал. Первый танкер с казахстанской нефтью для Западной Европы вышел отсюда в октябре 2001 г.

    Есть, однако, одно обстоятельство, затрудняющее развитие этого проекта. Оно заключается в том, что турецкие власти стремятся ограничить поток нефтегрузов через проливы Босфор и Дарданеллы, пропускная способность которых имеет определенные пределы. В связи с этим уже начато осуществление двух новых проектов, рассчитанных на транспортировку в Европу российской нефти в обход этих проливов. В обоих проектах исходными пунктами экспортных грузопотоков остаются Новороссийск и Туапсе, а конечными – болгарский порт Бургас и румынский порт Констанца. Из Бургаса уже прокладывается нефтепровод до греческого порта Александруполис на Эгейском море, откуда нефть морским путем будет доставляться в страны Западной Европы. А Констанца станет начальным пунктом Трансбалканского нефтепровода, который пройдет через пять стран до итальянского порта Трисет. В 2012 г. по нему будет перекачиваться 90 млн т нефти.

    Крупнейшим в зарубежной Европе потребителем импортной нефти была и остается Германия. В этой стране потребляется 130–140 млн т нефтепродуктов в год, а поступают они в основном с германских же НПЗ, имеющих мощность по прямой перегонке в 110 млн т. Однако география импорта нефти в последние десятилетия изменилась весьма сильно. До энергетического кризиса середины 1970-х гг. главными ее поставщиками в ФРГ были Ливия и Саудовская Аравия, а в конце 1990-х гг. ими стали Россия (25 млн т), Норвегия (22 млн) и Великобритания (17 млн т). Кроме того, Германия ввозит нефть также (в порядке убывания) из Ливии, Сирии, Казахстана, Саудовской Аравии, Алжира, Анголы, Дании, Нигерии, Конго, Венесуэлы, Азербайджана, Нидерландов и Туниса. Такая диверсификация (раздробление) импорта нефти связана в первую очередь с политикой энергетической безопасности стран ЕС. В этих странах действует положение, согласно которому члены ЕС не могут зависеть от поставок энергоресурсов из одного источника более чем на 30 %.

    Несмотря на то что в топливоснабжении зарубежной Европы первое место остается за нефтью, особенно большое внимание в последнее время привлекают вопросы, связанные с обеспечением потребностей этого региона в природном газе. Этот повышенный интерес объясняется многими общими причинами – устойчивой конкурентоспособностью газа на мировом рынке энергоресурсов, его экологическими преимуществами, удобством транспортирования, освоением новых прогрессивных технологий и др. Потребление природного газа в зарубежной Европе давно уже имеет тенденцию к непрерывному росту и к 2007 г. достигло почти 550 млрд м 3 . Это означает, что газовый рынок зарубежной Европы по объему годового потребления (17 % мирового) уступает только рынкам Северной Америки (26 %) и стран СНГ (22 %). Соответственно и доля природного газа в энергопотреблении зарубежной Европы увеличилась с 2 % в 1960-х гг., 8 % в 1970 г. и 14 % в 1980 г. до примерно 25 % в 2006 г. При этом главными импортерами были и остаются Германия (90 млрд м 3 в год), Италия (70 млрд) и Франция (45 млрд м 3). Согласно прогнозу газового баланса зарубежной Европы, к 2015 г. спрос на природный газ в этом регионе может возрасти до 640 млрд м 3 (в том числе в Западной Европе – до 500 млрд и в Центрально-Восточной – до 140 млрд м 3).

    Зарубежная Европа снабжается природным газом из четырех главных районов: 1) Нидерландов, 2) нефтегазоносного бассейна Северного моря, 3) стран Северной Африки, 4) России. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в конце 1990-х гг. на европейском газовом рынке соотношение этих четырех регионов было следующим: голландским газом удовлетворялось 25 % потребностей, норвежским – 17, североафриканским – 17 и российским – 41 %. Следовательно, самообеспеченность зарубежной Европы природным газом (первые два показателя) можно оценить в 42 %, а степень ее импортной зависимости – в 58 %. Со временем, однако, эта зависимость будет, по всей вероятности, возрастать, что открывает новые возможности и перед Россией, и перед Северной Африкой.

    Кратко охарактеризуем каждый из четырех источников газоснабжения стран зарубежной Европы.

    Нидерланды начали экспортировать природный газ в 1960-х гг. – после освоения гигантского месторождения Слохтерен в провинции Гронинген. Со временем для транспортирования этого газа были построены газопроводы Слохтерен – Брюссель, Слохтерен – Гамбург и так называемый Трансъевропейский, проложенный через территории ФРГ, Швейцарии до района Милана в Северной Италии (длина его 810 км). Эта система газоснабжения продолжает работать и в наши дни, но возможности увеличения поставок голландского газа специалисты считают уже довольно ограниченными. В 2005 г. Нидерланды экспортировали 50 млрд м 3 природного газа.

    Рис. 22. Экспорт сжиженного природного газа из Северной Африки в Западную Европу (по Л. В. Деточенко)

    Из стран, добывающих природный газ в акватории Северного моря, как уже было отмечено, главная роль принадлежит Норвегии. Она экспортирует около 70 млрд м 3 газа в Германию, Великобританию, Бельгию, Австрию, Испанию, Чехию и ведет соответствующие переговоры с Данией, Швецией, Польшей, Словакией и Венгрией. Все время увеличивая свои экспортные поставки, Норвегия была и продолжает оставаться главным конкурентом российского «Газпрома» на газовом рынке зарубежной Европы. После сооружения газопровода «Интерконнектор» в континентальную Европу стал поступать и британский газ.

    Среди стран Северной Африки специализацию на экспорте природного газа в зарубежную Европу имеют Алжир и Ливия, обладающие очень большими запасами этого вида топлива при довольно низком уровне собственного потребления. Однако доля Ливии в этом экспорте сравнительно невелика. Что же касается Алжира, то он экспортирует около 60 млрд м 3 газа, причем в перспективе эти объемы вполне могут возрасти. Природный газ из Алжира экспортируется в Европу и в сжиженном виде, и по газопроводам.

    Алжир еще в 1960-е гг. стал первой страной в мире, начавшей экспортировать сжиженный природный газ (СПГ), и в 70-80-х гг. XX в. здесь была создана соответствующая довольно мощная инфраструктура: были обустроены крупные газовые месторождения, построены заводы по сжижению газа, газоэкспортные терминалы. В середине 1990-х гг. СПГ из Алжира по долгосрочным контрактам и разовым сделкам получали Франция, Бельгия, Испания, Италия, Великобритания, Германия, где были оборудованы терминалы по приему СПГ (рис. 22). Позднее алжирский СПГ стал поступать и в Турцию. Кроме того, для транспортирования алжирского газа в Италию в 1982 г. был построен Транссредиземноморский газопровод длиной 2,5 тыс. км, на протяжении 600 км проходящий по морскому дну. В середине 1990-х гг., после сооружения новых ниток этого газопровода, его пропускная способность была значительно увеличена. Тогда же был введен в эксплуатацию еще один магистральный газопровод – «Магриб – Европа» длиной 1400 км. Он соединил газовые месторождения Алжира с Испанией (Кордова) через Гибралтарский пролив. Труба была проложена на глубине 400 м по дну этого пролива, откуда пришлось убрать остовы многочисленных судов, затонувших здесь во время Второй мировой войны. Встретившиеся на пути подводные впадины засыпали камнем, специально доставленным из Норвегии.

    К сказанному можно добавить, что начинают возрастать поставки газа в Европу из Ливии, начались поставки из Египта. Из стран Тропической Африки в поставки СПГ включилась Нигерия. А на очереди еще страны Юго-Западной Азии, прежде всего Иран и Катар, которые уже начали транспортировать сжиженный газ в Европу и намечают увеличение его поставок.

    Четвертым крупным поставщиком природного газа в зарубежную Европу была и остается Россия, значительно превосходящая по объему поставок и Норвегию, и Нидерланды, и Алжир. Уже в 2000 г. российские поставки, осуществляемые «Газпромом», достигли 130 млрд м 3 (в том числе в Западную Европу – около 90 млрд и в Центрально-Восточную – более 40 млрд м 3). Крупнейшими импортерами российского природного газа стали: Германия (40 млрд м 3), Италия (17 млрд), Франция (11 млрд), Чехия (8 млрд), Польша, Венгрия и Словакия (по 7млрдм 3). Кроме того, этот газ получают Финляндия, Австрия, Швейцария, Румыния, Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Греция, Турция. В 2007 г. Россия обеспечивала уже 50 % всего газового импорта зарубежной Европы. Добавим, что российский газ получают также Украина (65–70 млрд м 3) и Белоруссия (18–20 млрд м 3). Для снабжения природным газом сначала Восточной, а затем и Западной Европы еще в советское время были сооружены крупнейшие магистральные газопроводы «Союз» и «Братство», западные отрезки которых проходят через территорию Украины. Один газопровод был проложен через Выборг в Финляндию (рис. 23).

    Согласно уже заключенным и предполагаемым контрактам, общий объем экспорта российского природного газа в зарубежную Европу к 2010 г. возрастет, как минимум, до 200 млрд м 3 , что требует сооружения новых газопроводных магистралей. Важнейшая из них– газопроводная «Голубой поток», «Северный поток» и «Южный поток».

    Рис. 23. Основные газопроводы из России и стран СНГ в Европу (по Р. И. Вяхиреву и А. А. Макарову)

    Рис. 24. Газопровод «Голубой поток»

    Газопровод «Голубой поток» был сооружен в 2000–2002 гг. для поставки российского природного газа в Турцию. Этот газ добывают на севере Западной Сибири (месторождение Заполярное), откуда он по системе действующих газопроводов поступает на территорию Ставропольского края. А собственно «Голубой поток», имеющий протяженность 1213 км, состоит из трех последовательных участков (рис. 25). Первый из них – сухопутный участок Изобильный – Джубга, второй – морской, проходящий по дну Черного моря и имеющий длину 393 км, третий, тоже сухопутный, соединяет турецкий порт Самсун с Анкарой. Специалисты полагают, что после ввода в эксплуатацию морской участок этого газопровода стал самым глубоководным в мире, поскольку на его трассе встречаются глубины до 2000 м. Прокладку морской части «Голубого потока» осуществляла итальянская фирма ENI, уже имевшая опыт подобных работ в Средиземном и Северном морях, в Мексиканском заливе. «Голубой поток» рассчитан на прокачку 16 млрд м 3 газа в год. Он уже используется в Турции для газификации жилого фонда, перевода на газовое топливо отдельных ТЭС.

    Уже начато сооружение Северое вропейского газопровода (СЕГ), который получил наименование «Северный поток» (Nordstrim), он также напрямую, без стран-посредников, соединит Россию с Германией (рис. 25). Этот газопровод, как и «Голубой поток», будет состоять из двух сухопутных и одного морского участка. В России он пройдет от г. Грязовец в Вологодской области до г. Выборг в Ленинградской области. Данная трасса длиной 917 км соединит СЕГ с единой системой газоснабжения России. Морская часть газопровода длиной 1200 км пройдет по дну Балтийского моря от Выборга до немецкого города Грайфсвальд (максимальная глубина моря в зоне прокладки трубы составляет 210 м). Третий участок снова пройдет по суше, но уже по территории Германии.

    Первую нитку «Северного потока» пропускной способностью 27,5 млрд м 3 газа в год намечено ввести в эксплуатацию в 2010 г. После ввода второй нитки мощность СЕГ удвоится. После этого Германия в добавление к нынешним 40 млрд м 3 российского газа будет получать еще 50–55 млрд м 3 . Предполагается также, что в дальнейшем «Северный поток» будет снабжать газом Великобританию, Данию, Нидерланды, Францию.

    Рис. 25. Строящиеся газопроводы «Северный поток» и «Южный поток»

    Перспективы «подпитки» этого газопровода связаны в первую очередь с уже начавшимся освоением одного из крупнейших в мире (3,2 трлн м 3) Штокмановского газоконденсатного месторождения, открытого в 1988 г. в Баренцевом море в 550 км к северу от Мурманска. По расчетам здесь будут добывать 60 млрд м 3 в год, с перспективой дальнейшего роста добычи. Часть получаемого здесь газа будет использоваться для нужд России, а часть будет направлена на экспорт. Это значит, что придется проложить газопровод Мурманск – Выборг.

    В 2008 г. было заключено соглашение о сооружении еще одного газопровода, соединяющего Россию и Европу через акваторию Черного моря. После пересечения этой акватории труба сначала выйдет на поверхность в Болгарии, а далее разделится на две ветви. Южная ветвь обеспечит газом Болгарию, Грецию и южную часть Италии, а северная – Сербию, Венгрию, Австрию и северную часть Италии (рис. 25). Сооружение «Южного потока» предполагается закончить в 2013 г.

    В общеевропейской системе энергоснабжения все большую роль начинает играть экспорт и импорт электроэнергии. Достаточно сказать, что только в странах Европейского союза уже к середине 1990-х гг. он достиг 300 млрд кВтч, или 14 % от общего производства электроэнергии странами Союза. При этом в качестве крупнейших экспортеров электроэнергии выступают Франция (73 млрд кВт ч), Швейцария (36 млрд) и Германия (34 млрд), а в качестве главных ее импортеров – Германия (34 млрд), Швейцария (30 млрд) и Великобритания (16 млрд кВт ч).

    Для обмена электроэнергией в зарубежной Европе созданы две крупные объединенные энергосистемы. Первая из них – «Союз по координации производства и передачи электроэнергии» (иСРТЕ) – объединяет электростанции 15 стран Западной и Южной Европы суммарной мощностью более 400 млн кВт. Вторая – Nordel – объединяет электростанции пяти стран Северной Европы суммарной мощностью в 60 млн кВт. Страны Восточной Европы и СССР до начала 1990-х гг. имели свою Объединенную энергосистему «Мир» суммарной мощностью в 230 млн кВт с Центральным диспетчерским управлением в Праге. Для передачи электроэнергии из СССР в страны Восточной Европы было сооружено несколько ЛЭП высокого и сверхвысокого напряжения. Однако после распада социалистической системы и Советского Союза энергосистема «Мир» перестала существовать, а Польша, Венгрия, Чехия, Словакия создали свое энергообъединение «Централ» (60 млн кВт). Отдельно стала работать и Единая энергосистема (ЕЭС) России с суммарной мощностью электростанций 220 млн кВт.

    В 1990-х гг., после падения «железного занавеса», интеграционные тенденции в электроэнергетике Европы заметно возросли, причем проследить их можно по трем направлениям. Во-первых, это стремление к созданию единой энергосистемы всей зарубежной Европы (за пределами стран СНГ). Во-вторых, это уже неоднократно предпринимавшиеся попытки формирования объединенной энергетической системы стран СНГ под условным названием «Евразия». О степени реализации этой идеи может свидетельствовать тот факт, что к началу 2002 г. РАО «ЕЭС России» удалось восстановить параллельную работу энергосистемы со всеми остальными странами СНГ и со странами Балтии. И в-третьих, это увеличение обмена электроэнергией между Восточной и Западной Европой. В системе этого «электроэнергетического моста» России отводится роль крупнейшего потенциального экспортера электроэнергии. Во всяком случае, по данным РАО «ЕЭС России», страна уже сейчас имеет возможность экспортировать как минимум 40–50 млрд кВтч электроэнергии в год (а как максимум 100–150 млрд).

    Осуществление всех этих проектов открыло бы возможность создания «Общеевропейского энергетического дома», вполне созвучного идеям принятой в 1991 г. Европейской Энергетической хартии. Однако принятый недавно Еврокомитетом «третий энергетический наказ» предусматривает ограничение иностранных инвестиций в европейскую энергетику, а также разделение производства энергии и транспортной инфраструктуры. Обе эти меры затрагивают интересы российского концерна «Газпром».