Код бюджетной классификации состоит из знаков. Код бюджетной классификации

Указание о применении с 1 января 2005 г. новых кодов бюджетной классификации (КБК) утверждено Приказом Минфина России № 72н от 27.08.2004. А в соответствии с Указанием Банка России от 25.08.04 №1493-У «Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России» максимальная длина поля 104 расчетного документа увеличена до 20 символов.


КБК (поле 104) - это коды бюджетной классификации , заполняемые в поле 104 платежного поручения. По каждому виду налога в платежном поручении указывается свой код бюджетной классификации (КБК). Максимальная длина поля 104 (КБК) расчетного документа увеличились до 20 разрядов (символов).

Максимальное количество символов КБК проставляемых в реквизите 104 (поле 104) определено в количестве 20, и это указано в Приложении 11 к Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств".

А само значение КБК всегда можно уточнить по Таблице кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемых Федеральной налоговой службой, которая приведена в письме Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 16.12.2005 № ММ-6-10/1059@.

Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации (КБК) состоит из 20 разрядов, объединенных в 4 части, и имеет следующий вид:

Рассмотрим структуру кода бюджетной классификации доходов (КБК) Российской Федерации более подробно.

Часть 1: код администратора, состоящий из 3-х разрядов

Администратор - занимает 1-3 разряды КБК, состоящий из трех знаков (символов) и соответствующий номеру, присвоенному главному распорядителю в соответствии с перечнем главных распорядителей соответствующего бюджета.

Администраторами поступлений в бюджет являются:


  • налоговые органы;
  • иные органы государственной власти;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения
Для примера приведем коды отдельных администраторов:

  1. код Федеральной налоговой службы России – 182-0-00-00-000…;
  2. код Федеральной таможенной службы России – 153-0-00-00-000…;
  3. код Пенсионного фонда РФ – 392-0-00-00-000…;
  4. код Фонда социального страхования РФ – 393-0-00-00-000…;
  5. код Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 394-0-00-00-000… и т.п.

Часть 2: код вида доходов с 4 по 13 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, который состоит из 10-ти знаков

Группа - занимает 4 разряд КБК (4 разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации).
Четвертый разряд в коде видов доходов предусматривает следующие группы:

  • 000-1-00-00-000-00… - доходы;
  • 000-2-00-00-000-00… - безвозмездные перечисления;
  • 000-3-00-00-000-00… - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Итак, платежи, администрируемые налоговыми органами, относятся к группе 1 – «Доходы».

Подгруппа - занимает 5-6 разряды КБК (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации). Ее заполнение зависит от группы.

В группу "Доходы" (000-1-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:


  • 000-1-01-00-000-00 - налоги на прибыль, доходы;
  • 000-1-02-00-000-00 - налоги и взносы на социальные нужды;
  • 000-1-03-00-000-00 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 000-1-04-00-000-00 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 000-1-05-00-000-00 - налоги на совокупный доход;
  • 000-1-06-00-000-00 - налоги на имущество;
  • 000-1-07-00-000-00 - налоги за пользование природными ресурсами;
  • 000-1-08-00-000-00 - государственная пошлина;
  • 000-1-09-00-000-00 - задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 000-1-10-00-000-00 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 000-1-11-00-000-00 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 000-1-12-00-000-00 - платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 000-1-13-00-000-00 - доходы от оказания платных услуг;
  • 000-1-14-00-000-00 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 000-1-15-00-000-00 - административные платежи и сборы;
  • 000-1-16-00-000-00 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 000-1-17-00-000-00 - прочие неналоговые доходы;
  • 000-1-18-00-000-00 - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • 000-1-19-00-000-00 - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
В группу "Безвозмездные поступления" (000-2-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-2-01-00-000-00 - безвозмездные поступления от нерезидентов;
  • 000-2-02-00-000-00 - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 000-2-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от государственных организаций;
  • 000-2-05-00-000-00 - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
  • 000-2-07-00-000-00 - прочие безвозмездные поступления.
В группу "Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" (000-3-00-00-000-00…) включаются следующие подгруппы КБК:

  • 000-3-01-00-000-00 - доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 000-3-02-00-000-00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 000-3-03-00-000-00 - безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 00-3-04-00-000-00 - целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей;
Статья - занимает 7-8 разряды КБК (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Подстатья - занимает 9-11 разряды КБК (9 – 11 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации), указываемые в расчетных документах строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Элемент - занимает 12-13 разряды КБК. В 12 и 13 разрядах КБК указывается код элемента доходов, закрепляемый:

  1. Для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению налога:

    • федеральными органами власти;
    • органами власти субъектов Российской Федерации;
    • органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

  2. Для неналоговых доходов определяется в зависимости от принадлежности администратора неналоговых поступлений в бюджет к соответствующим уровням власти.
  3. Для безвозмездных поступлений определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.
Устанавливаются следующие коды элементов доходов:

  • 01 - федеральный бюджет;
  • 02 - бюджет субъекта Российской Федерации;
  • 03 - местный бюджет;
  • 06 - Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • 07 - Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • 08 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 09 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков

Программа - занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 - 17 разряды) состоит из 4-х знаков.

Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
1000 - при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
2000 - пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.

Так, например:


  • КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-1000-110
  • КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-2000-110
  • КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет - 182-1-01-01-011-01-3000-110

Часть 4: Экономическая классификация доходов бюджетов определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления в соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства РФ от 22 мая 2004_г. №249.

Экономическая классификация – занимает 18 – 20 разряды КБК и имеет следующие значения:

110 - налоговые доходы
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказания платных услуг;
140 - суммы принудительного изъятия;
150 - безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международных финансовых организаций;
160 - взносы, отчисления на социальные нужд;
170 - доходы от операций с активами;
171 - доходы от переоценки активов;
172 - доходы от реализации активов;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимости основных средств;
420 - уменьшение стоимости не произведенных активов;
440 - уменьшение стоимости материальных запасов.

При заполнении поля 104 «Код бюджетной классификации» самой распространенной ошибкой является указание в 14-ом разряде КБК нулевого значения. Платежи по таким документам направляются Управлением федерального казначейства в категорию «неклассифицированные» поступления. Четырнадцатый разряд КБК - это символ, который определяется налогоплательщиком, и в расчетных документах не может принимать значение «0».

Кроме данного материала, информацию, связанную с платежными поручениями, можно просмотреть на сайте «

С 1 мая 2007 года казначейство г. Пскова просит в платежных поручениях на оплату поставщикам указывать код КБК в соответствующей строке поручения (аналогично налоговым платежам). Программа позволяет это сделать, но в остальных графах (ОКАТО, вид платежа и т.д.) печатаются нули. Мы их убираем, но нельзя ли автоматизировать этот процесс?

Поле 104 (код БК) платежного поручения заполняется в следующих случаях.

  1. При перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

    В поле 104 необходимо указывать показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которым указанные поступления будут отражены в учете соответствующего администратора поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

    В этом случае при заполнении платежного поручения следует руководствоваться Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (Приложения № 1, 2 к Приказу Минфина России от 24.11.2004 № 106н).

  2. Если получателем по платежному документу является бюджетополучатель, лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства или в финансовом органе, лицевой счет которого также открыт в органе Федерального казначейства:
    • в случае перечисления плательщиком денежных средств на лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в органе Федерального казначейства или финансовом органе, в поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, в соответствии с которым указанные поступления будут отражены в бюджетном учете данного получателя бюджетных средств;
    • при восстановлении кассовых расходов получателей бюджетных средств в поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации Российской Федерации, по которому был произведен кассовый расход.

    В этом случае при заполнении платежного поручения следует руководствоваться Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства (утв. ЦБ РФ № 298-П, Минфином РФ № 173н от 13.12.2006).

В первом случае помимо поля 104 (код БК), необходимо обязательно заполнять поля 101, 105-110. При этом, если невозможно указать конкретное значение показателя, в полях 106-110 расчетного документа проставляется ноль ("0"), согласно пункту 2 Приложения 2 к Приказу Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

Во втором случае дополнительно указывается только код бюджетной классификации (поле 104), поля 101, 105-110 заполнять не следует.

В программе "1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений" при оформлении платежного поручения на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджет следует включить флажок 2Перечисление налогов и сборов", при этом станут доступны реквизиты для заполнения полей 104-110. Если включен флажок "Перечисление налогов и сборов", поля платежного поручения автоматически заполняются в соответствии с нормами Приказа Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

При оформлении платежного поручения на перечисление средств бюджетополучателю , лицевой счет которого открыт в органе Федерального казначейства или в финансовом органе, лицевой счет которого также открыт в органе Федерального казначейства, не следует включать флажок "Перечисление налогов и сборов".

Как только в качестве "Счета контрагента" вы укажете лицевой счет в казначействе (в элементе справочника заполнен реквизит "Обслуживающий орган казначейства"), в форме документа "Платежное поручение" становится доступным реквизит "Код БК". Остальные реквизиты платежей в бюджет будут недоступны.

Рис. 1

Укажите необходимый код бюджетной классификации и другие реквизиты (получатель, сумма, назначение платежа). Сформируйте платежное поручение.

Все поля, относящиеся к платежам в бюджет, будут пустыми, за исключением поля 104.

Порядок заполнения платежных поручений на списание средств со счета органа Федерального казначейства регламентирован Инструкцией о порядке открытия и ведения органами Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 31.12.2002 № 142н). Согласно пункту 54 указанной инструкции в платежных поручениях на списание средств со счета органа Федерального казначейства код бюджетной классификации Российской Федерации должен проставляется в скобках в поле "Назначение платежа" перед текстовым указанием назначения платежа. Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства (утв. ЦБ РФ № 298-П, Минфином России № 173н от 13.12.06) данный порядок не изменен (п. 1.2.5). Поэтому в остальных случаях реквизит «Код БК» документа «Платежное поручение» недоступен для заполнения.

Порядок заполнения документа "Платежное поручение" подробно изложен в его электронном описании.

Более подробно оформление платежных поручений рассмотрено в разделах

Структура кода

Доходы бюджетов

1 2 3 4
Главный администратор доходов бюджета Вид доходов Подвид доходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к доходам бюджетов
Группа Подгруппа Статья Подстатья Элемент
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Расходы бюджетов

1 2 3 4 5 6
Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящаяся к расходам бюджетов
Программа Подпрограмма
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде четырех составных частей.

  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Программа (подпрограмма)
  • ЭКД (экономическая классификация доходов)

Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений.

Вид доходов инкапсулирует в себе:

  • группу - один знак
  • подгруппу - два знака (1 - , 2 - безвозмездные поступления, 3 - доходы от предпринимательской деятельности)
  • статью - два знака
  • подстатью - три знака
  • элемент - два знака (определяет вид бюджета). Коды элементов:
    • 01 - федеральный бюджет
    • 02 - бюджет
    • 03 - местный бюджет
    • 04 - бюджет городского округа
    • 05 - бюджет муниципального района
    • 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ
    • 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ
    • 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования
    • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования
    • 10 - бюджет поселения

Муниципальные районы, не перешедшие на 131 закон указываются с кодом элемента 03.

Конкретизирует код дохода экономическая классификация (три значения)

адм гр/подгр ст/подст элем пр/подпр экд

000 - 1 00 - 00000 - 05 - 0000 - 110

при заполнении расчетного документа в знаках 14-17

  • 1000 = уплата налога (сбора)
  • 2000 = уплата пеней и процентов
  • 3000 = уплата штрафов

Структура кода расходов представлена в виде пяти составных частей.

  • Администратор (три знака)
  • Раздел (подраздел) (четыре знака)
  • Целевая статья расходов (семь знаков)
  • Вид расхода (три знака)
  • ЭКР (экономическая классификация расходов) (три знака)

Раздел(подраздел) конкретизируется следующими характеристиками: рзд подрзд

  • 01 00 - Общегосударственные вопросы (15 подразделов)
  • 02 00 - Национальная оборона (8 подразделов)
  • 03 00 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 подразделов)
  • 04 00 - Национальная экономика (11 подразделов)
  • 05 00 - Жилищно-коммунальное хозяйство (4 подраздела)
  • 06 00 - Охрана окружающей среды (4 подраздела)
  • 07 00 - Образование (9 подразделов)
  • 08 00 - Культура, кинематография и средства массовой информации (6 подразделов)
  • 09 00 - Здравоохранение и спорт (4 подраздела)
  • 10 00 - Социальная политика (6 подразделов)
  • 11 00 - Межбюджетные трансферты (4 раздела)

Классификация разделов(подразделов) является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. Структура подразделов построена таким образом, чтобы достичь более детализированной конкретизации. Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов в процессе формирования соответствующих бюджетов

Нормативная база

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 145-ФЗ)

КБК, администрируемые Федеральной налоговой службой

  • Коды бюджетной классификации по налогам, взносам и прочим платежам, администрируемым ФНС и внебюджетными фондами на 2012 год
  • Коды бюджетной классификации по налогам, взносов и прочих платежей, администрируемых ФНС и внебюджетными фондами на 2011 год
  • Коды бюджетной классификации - 2010
  • Коды бюджетной классификации - 2009
  • Коды бюджетной классификации - 2008
  • Коды бюджетной классификации - 2007
  • Коды бюджетной классификации - 2005
  • Коды бюджетной классификации КБК на 2003 год

Бухгалтерская энциклопедия . 2013 .

Смотреть что такое "Коды бюджетной классификации" в других словарях:

    Коды бюджетной классификации - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Коды бюджетной классификации (КБК) принято делить на доходные и расходные. Оба вида имеют двадцатизначные значения … Википедия

    Код бюджетной классификации - (КБК) – специальный цифровой код, используемый для группировки статей государственного бюджета. Понятие КБК введено Бюджетным кодексом РФ от 31 июля1998 года № 145 ФЗ. Закон определяет его как «группировку доходов, расходов и источников… … Банковская энциклопедия

    Бюджет - (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора - Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Бюджет РФ

    КБК - Классификация библиотеки Конгресса США (КБК) Коды бюджетной классификации Коэффициент биоконцентрирования Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи … Википедия

    Федеральный бюджет РФ - Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия

    Федеральный бюджет Российской Федерации - Федеральный бюджет РФ основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона. Содержание 1 Бюджетный процесс 2 Параметры федерального бюджета 3 Примечания … Википедия

Что такое код бюджетной классификации, можно прочитать в Бюджетном кодексе РФ. Это основной документ, регламентирующий бюджетные правоотношения. Он был утвержден еще в 1998 году, но с тех пор претерпел множество изменений. Описанию и расшифровке понятия КБК отведена вся 4 глава документа.

КБК – что это такое

КБК представляет собой код из 20 цифр, имеющих определенное значение, и различается для каждого ведомства. В нынешнем виде он введен с 2004 года, заменив 9-значный. С помощью КБК регулируются финансовые потоки, распределяются на федеральный и региональный уровни, выполняя предписания Бюджета. Они применяются для распределения и соотношения расходной и доходной части бюджета. Без него невозможно оплатить налоги и иные взносы, а ошибка даже в 1 цифре может привести к тому, что деньги не дойдут до места назначения.

Законодательно продумано, что все поступления должны быть классифицированы, нести информацию, позволяющую классифицировать поступления. Эту роль и играет КБК.

Коды бюджетной классификации ежегодно утверждаются приказом Министерства финансов РФ (утверждено ст. 20 – 23.1 кодекса ). В 2016 году они распределяются на 4 основные части бюджета:

  • доходы;
  • расходы;
  • источники финансирования;
  • источники финансирования дефицита.

Для чего необходим КБК

Если вы не знаете, что такое КБК в реквизитах, то рискуете, что у вас появится недоимка, а на эту сумму дополнительно будет начисляться пеня. Налогоплательщики знакомы с классификатором именно в части наполнения бюджета. Этот реквизит необходим для распределения по субсчетам уплаченных сумм налогов, взносов, пеней, штрафов. В платежном поручении для него установлено отдельное поле – 104 .

Если вы ошиблись, то деньги могут вернуться на ваш счет, зачислиться на иной КБК или попасть на невыясненные платежи. В таком случае вам придется идти в организацию или банк и «искать», куда отправлен платеж, затем писать заявления для корректного перечисления. При этом сроки будут нарушены и к вам будут применены меры взыскания фискальными органами.

КБК не изменяется в зависимости от региона, так что вы можете использовать их одинаково в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе и по всей стране . Для определения места назначения существует иной классификатор – ОКТМО . Он также указывается в платежном поручении в поле 105. Содержит 8 цифр, которые при расшифровке позволяют определить муниципальные образования.

В любом случае рекомендуется проводить сверку уплаченных средств, чтобы после не возникало проблемных вопросов. Даже если вы оплачиваете налоги или взносы за предыдущие периоды, но уже действуют обновленные коды, то платить необходимо по ним. Только так вы обеспечите корректное зачисление на карточку.

Структура кодов бюджетной классификации

В структуре этого кода и скрыт основной принцип действия. Для понимания необходимо знать расшифровку и обозначения каждой цифры. Зная эти хитрости, гладя на код, вы сможете определить для чего предназначен платеж.

1. Первые три – это главный администратор . К ним относят:

  • налоговый орган (ФНС России) – 182 ;
  • Пенсионный фонд – 392 ;
  • Таможня (ФТС России) – 153 ;
  • Фонд социального страхования – 393 ;
  • иные органы местного самоуправления и организации ими уполномоченные, внебюджетные фонды.

На эти организации возлагаются обязанности по сбору, отслеживанию поступлений, контролю за своевременностью.

2. Цифры с 4 по 13 – виды доходной части. Здесь есть несколько элементов:

  1. Четвертая подразумевает вид доходов, например: 1 – доходы, 2 – безвозмездные платежи и прочее.
  2. Пятая и шестая – подгруппы, определяющие доходы. Это: 01 – налог на прибыль, 02 – на социальные нужды, 03 и 04 – налоги на товары, которые продаются на территории России и ввезенные на территорию России соответственно, 06 – на имущество, 08 – госпошлина и иные.
  3. С седьмой по одиннадцатую – записываются точно с указанных в классификаторе.
  4. Двенадцатая-тринадцатая – элемент дохода, учитывающий уровень бюджета: 01 – федеральный, 02 – субъекта РФ, 03 – местный, 06 – ПФ, 07 – соцстрах, 08 и 09 – федеральный и территориальный фонд ОМС.
  5. С четырнадцатой по семнадцатую – код программы доходов, подразумевающий разделение видов платежей. Он коррелирует с полем 110 в платежном документе: налоги и сборы, взносы – 1000 (в 110 поле – НС), пени, проценты – 2000 (в 110 поле – ПЕ), штрафы, взыскания – 3000; (в 110 поле – СА, АШ).
  6. С восемнадцатой по двадцатую – экономическая классификация по секторам доходов, 110 – налоговые, 120 – от собственности, 130 – оказания услуг; 140 –изъятие в принудительном порядке, 150 – безвозмездные выплаты; 170 – операции с активами и иные.

Определение 14 символа проводится самолично плательщиком и на его корректность стоит обратить особое внимание, ведь от этого зависит, куда будут перечислены средства.

Пример расшифровки

Более понятной расшифровка становится, если рассмотреть конкретный пример. Возьмем налог на добавленную стоимость. Его код 182 103 01 000 01 1000 110 .

  • 182 – это код налоговой службы, администрирующей данный налог;
  • 1 – группа налогов по доходам;
  • 03 – подгруппа для реализации товаров на территории государства;
  • 01 000 – статья и подстатья доходов;
  • 01 – означает, что это налог федерального уровня;
  • 1000 – значит, что это сам налог;
  • 110 – вид поступления.

Где можно узнать КБК

Для того чтобы корректно уплатить налоги, необходимо знать КБК. Что это такое в реквизитах мы уже знаем (код 104 ). Обычно эти значения интересуют предпринимателей и юридических лиц, которые являются плательщиками налогов и сборов. Знать расшифровку полезно, но самостоятельно составлять правильный реквизит не стоит. Узнать их можно несколькими способами:

  • на официальных сайтах государственных органов;
  • на сайтах, предназначенных для заполнения платежных документов;
  • прийти в налоговую службу или иную организацию и попросить предоставить реквизиты для оплаты на бумажном носителе;
  • посмотреть в приказе Министерства финансов № 65н.

Главное - это правильно выбрать необходимый код, так как налог на прибыль в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов имеет различный КБК - точно так же, как и налоги отличаются от штрафов.

Работа со справочником довольно проста: сначала определите вид платежа, а затем в справочнике смотрим конкретный вид экономической деятельности, а далее уже предлагается узкая группа кодов по целевому назначению.

Вносимые изменения

Изменения в законодательстве, утверждающие коды бюджетной классификации, вносятся ежегодно, а порой и несколько раз за год. Новым приказом утверждены изменения, действующие с 01.01.2016. Это коснулось нескольких ведомств.

В частности, для Пенсионного фонда изменены коды подвидов дохода. Теперь для уплаты налога и пени необходим не один платежный документ, а два:

  • 2100 — пени по платежу;
  • 2200 — проценты при предоставлении отсрочек и рассрочек.

Сейчас отсутствует распределение на страховую и накопительную части. Также, теперь раздельно учитываются страховые взносы для лиц, которые не имеет наемных работников:

  • ОПС в фиксированном размере при объеме доходов до 300 тыс. руб. и 1% на превышение 392 102 02140 06 1100 160 и 392 102 02140 06 1200 160, соответственно;
  • ОМС фиксированное - 392 102 02140 06 2200 160.

Код бюджетной классификации (КБК) – специальный цифровой код, используемый для группировки статей государственного бюджета.

Понятие КБК введено Бюджетным кодексом РФ от 31 июля1998 года № 145-ФЗ. Закон определяет его как «группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». КБК используется для составления и исполнения бюджетов и отчетности об их выполнении. Кроме того коды обеспечивают сопоставимость показателей.

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований.

Код бюджетной классификации используется в документах, когда одной из сторон является государство или его органы. В частности, КБК указывается в платежном поручении при уплате налогов, а также штрафов и других обязательных платежей в бюджет.

КБК состоит из 20 цифр, разделенных на четыре части и имеет следующий вид:

Первая часть называется «Администратор», состоит из трех знаков и определяет администратора поступлений (например, Федеральная налоговая служба - 182, Федеральная таможенная служба - 153, Пенсионный фонд - 392 и т. д.).

Вторая часть – «Вид доходов», с 4-го по 13-й знак включительно: «Группа», «Подгруппа», «Статья», «Элемент». Первая цифра показывает «Группу»: 1 - доходы, 2 – безвозмездные доходы, 3 – доходы от предпринимательской деятельности и т. д.

«Подгруппы» – это два знака. Например, 01 – налог на прибыль, 06 – на имущество, 07 – на пользование природными ресурсами, 08 – госпошлина, 16 – штрафы, санкции, возмещение убытков и т. п.

«Статья» (7-8-й разряды) и «Подстатья» (9-11-й) берутся из соответствующих расчетных документов строго в соответствии со значениями, приведенными в классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

«Элемент» указывает следующий бюджетный уровень: 01 - федеральный, 02 - бюджет субъекта РФ, 03 - местный бюджет, 04 - городского округа, 05 - муниципального района, 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ, 07 - Фонда соцстрахования и т. д.

Третья часть называется «Программа» и занимает следующие 4 знака, то есть с 14-го по 17-й. Служит для разделения налогов (код 1 000), пеней (2 000) и денежных взысканий (3 000).

Четвертая часть – «Экономическая классификация» - последние три знака: 110 - налоговые доходы, 120 - доходы от собственности, 130 - от оказания платных услуг, 140 - суммы принудительного изъятия и т. д.

В результате получается код, который необходимо указывать в поле «Назначение платежа» платежных поручений . В 2011 году, например, для налога на прибыль в федеральный бюджет использовался код 182 1 01 01011 01 1000 110, в бюджет субъектов РФ – 182 1 01 01012 02 1000 110, НДС - 182 1 03 01000 01 1000 110.

Коды устанавливаются приказами Министерства финансов . Изменения вносятся достаточно часто, поэтому лучше всего при проведении таких платежей сверяться со справочниками КБК, которые есть в Интернете.