Расходы на гсм у заказчика при привлечении перевозчика.

Ситуация. Исполнитель использует топливо заказчика

Организация-исполнитель заключила со строительной фирмой договор на оказание услуг собственным транспортом. По условиям договора заправку транспорта топливом осуществляет заказчик. Документом, подтверждающим заправку транспорта исполнителя топливом, является путевой лист.

Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.

1. Достаточно ли сведений в путевом листе, подтверждающих факт заправки транспорта исполнителя топливом? Следует ли в этом случае оформлять товарную накладную?

2. Должен ли исполнитель вести учет топлива, предоставленного заказчиком? Если да, то каков порядок его учета (постановка на учет, списание, остатки, возврат остатков)?

3. По каким нормам производится списание топлива - по нормам заказчика или исполнителя?

ТРИ ВАРИАНТА ПЕРЕДАЧИ ТОПЛИВА ЗАКАЗЧИКОМ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТА ИСПОЛНИТЕЛЯ

Для ответа на поставленные вопросы необходимо знать конкретные условия заключенного сторонами договора.

Однако, принимая во внимание общую формулировку вопроса, отметим следующее.

Использовать предоставленный заказчиком материал экономно и расчетливо;

После окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала |*| ;

* Информация о том, следует ли устанавливать нормы расхода смазочных материалов на автотранспортные средства , доступна для подписчиков электронного «ГБ»

Возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену (смету) работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала.

Следует иметь в виду, что результат работы, как правило, имеет материальное выражение. Если исходя из заключенного договора предусмотренные для оказания исполнителем услуги можно квалифицировать как работы, то переданное для заправки топливо будет квалифицировано как «давальческое » и у исполнителя должно учитываться на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». В договоре с заказчиком необходимо согласовать нормы расхода топлива, которые должны быть определены в порядке, предусмотренном Инструкцией № 141. Сторонами договора должен быть установлен документ (акт, отчет и т.п.), в котором исполнитель будет представлять заказчику информацию об израсходованном топливе исходя из учета работы техники (в путевых листах и (или) иных документах) и согласованной нормы расхода. Списание топлива на затраты осуществляется в этом случае заказчиком исходя из правил, установленных Инструкцией № 133, на основании таких отчетов, которые составляются исходя из данных путевых листов исполнителя о работе техники. Исполнитель в путевых листах ведет учет топлива заказчика в общеустановленном порядке. При необходимости движение собственного топлива |*| и топлива заказчика в путевом листе исполнителя можно указывать раздельно.

* Информация о применении зимнего повышения норм расхода топлива доступна для подписчиков электронного «ГБ»

ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТОПЛИВА НЕОБХОДИМ СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Для всех вышеперечисленных вариантов действует правило: передача товарно-материальных ценностей (в т.ч. топлива) между организациями независимо от цели такой передачи оформляется накладными формы ТТН-1 или ТН-2 (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной

Как предприятию сэкономить на налогах? Если предприятие находится на ОСН (общая система налогообложения) или УСН «Доходы минус расходы» (один из видов упрощенной системы налогообложения), то затраты на аренду автомобиля, оказание транспортных услуг или выплату компенсации в рамках трудового договора могут быть учтены для уменьшения налогооблагаемой базы. Правда, в последнем случае для легковых автомобилей сумма вычета ограничена законодательно. В случае аренды автомобиля на ОСН, в зачет расходов идет не только арендная плата, но также:

  • ГСМ и другие расходники;
  • проведение текущего и капитального ремонта авто;
  • ТО, мойка, оплата парковки и стоянка для машины;
  • страховка;
  • оплата труда водителя.

Причем расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, признаются только документально подтвержденные затраты.

Автотранспортные услуги с гсм заказчика

А основная часть уплаченных взносов идет на вашу же будущую пенсию. Важно: статус ИП и УСН не освобождает предпринимателя от уплаты транспортного налога. Его придется заплатить в любом случае. А вот налог на имущество в этом случае платить не надо.
Пример того, как ИП повышает доход от сдачи авто в аренду Представим, что Иван сдал свой автомобиль ООО «Ромашка», сотрудником которого он является, за 100 000 рублей в месяц. При этом фирма берет на себя текущий и капитальный ремонт машины, а также оплату ГСМ и прочих расходников. Не оформляя ИП, в год сотрудник получил бы «на руки» всего 1 044 000 рублей.
Работодатель, выступая налоговым агентом Ивана, самостоятельно удержал бы с этой суммы 13 % НДФЛ.

Образец договора на транспортные услуги гсм за счет заказчика

Внимание

Это связано с тем, что заправка бензина в автомобильный бак на основании чека терминала автозаправочной станции только подтверждает факт приобретения материальных ценностей в виде бензина, но не подтверждает факт использования бензина определенным автомобилем для определенных целей. Основным документом, подтверждающим расход ГСМ, является путевой лист. Таким образом, учитывая вышеизложенное, помимо договора и документов, подтверждающих факт оказания услуг по договору перевозки, для подтверждения именно расходов на ГСМ, произведенных в рамках исполнения обязательств по договору перевозки, необходимо, чтобы водители исполнителя оформляли путевые листы.


Исполнитель, в свою очередь, должен передавать надлежащим образом заверенные копии путевых листов заказчику в качестве подтверждения израсходованного бензина на исполнение договора перевозки (т. е.

Первичная учетная документация, подтверждающая расход гсм

Ведь по закону оплата ГСМ при использовании личного транспорта, как и компенсация других расходов, возможна только при наличии производственной необходимости. Ежемесячно сотрудник сдает отчет о своих поездках, где указывает:

  • дату поездки;
  • время выезда и возвращения;
  • пункт назначения;
  • цель поездки.

Кроме того, этот документ в обязательном порядке должен содержать дату составления и подпись сотрудника. Плюсы и минусы дополнительного соглашения Компенсация затрат работника в рамках трудового договора выгодна прежде всего работодателю.
Ведь всегда можно ограничить ее размером, предусмотренным постановлением Правительства № 92 от 08.02.2002 года: 1200 рублей – для автомобилей с объемом двигателя менее 2000 см3 и 1500 рублей – для автомобилей с объемом двигателя более 2000 см3.

К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п.п. 1-3 ст. 421 ГК РФ). Правовые отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Однако правила гл. 39 ГК РФ неприменимы к услугам, оказываемым по договору перевозки (п.

2 ст. 779, п. 1 ст. 784 ГК РФ). В частности, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). При этом в силу п. 2 ст.

Важно

Для доставки привлекаются сторонние перевозчики. В договорах на оказание транспортных услуг в обязанность организации (заказчика) входит обеспечение ГСМ транспортных средств перевозчиков, используемых для выполнения работ по договору перевозки грузов. ГСМ приобретается работниками организации-заказчика на АЗС за наличный расчет в чеках АЗС выделен НДС. Счета-фактуры на приобретенное топливо отсутствуют. Исполнитель не компенсирует заказчику стоимость приобретенного топлива.


При этом стоимость услуг исполнителя в договоре на оказание транспортных услуг установлена с учетом того, что расходы на ГСМ несет заказчик. Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу: Вопрос о принятии к вычету НДС при приобретении организацией за наличный расчет ГСМ в случае, когда продавец выдал кассовый чек с выделенной суммой налога, но не представил счет-фактуру, является спорным.
Однако если работник без использования личного транспорта не может выполнять свои обязанности и вынужден пользоваться своей машиной в служебных целях постоянно, эта компенсация не сможет покрыть большую часть фактически понесенных затрат. Разве что только за счет прибыли предприятия. Использовать такую компенсацию для уменьшения налога на прибыль организация сможет только в установленном законом размере, что не покроет и десятой части фактических затрат. Соответственно, такой подход не выгоден ни работнику, ни предприятию.


И все из-за особенностей налогообложения: работник как частное лицо платит слишком большой НДФЛ, а предприятие не может в должной мере оптимизировать налоги. Гораздо выгоднее для обеих сторон заключить договор аренды или оказания транспортных услуг (если предполагается перевозка других пассажиров или грузов).
По нашему мнению, с учетом позиции высших судов и положительной арбитражной практики организация вправе принять к вычету сумму НДС, выделенную в кассовом чеке АЗС по ГСМ, приобретенным для деятельности, облагаемой НДС (в данном случае — оптовой торговли). Однако, учитывая спорность вопроса (несовпадение позиций контролирующих органов и судей), полагаем, что правомерность применения налогового вычета на основании кассового чека АЗС (при отсутствии счета-фактуры) организации, возможно, придется доказывать в судебном порядке. Заметим также, что постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» предусмотрена возможность регистрации в книге покупок только счетов-фактур (п.
2 Раздела II Приложения N 4) или бланков строгой отчетности (п. 18 Раздела II Приложения N 4).

Инфо

Ответ: В случае если по условиям договора перевозки организация (заказчик) передает исполнителю топливную карточку для оплаты ГСМ, которые необходимы исполнителю для оказания услуг по перевозке, то такие расходы на ГСМ организация (заказчик) может учитывать в целях исчисления налога на прибыль. Для подтверждения расходов на ГСМ необходимо оформлять путевые листы. Обоснование: В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.


Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Предпринимателем на автозаправочных станциях, осуществляющих розничную торговлю для населения, приобретался бензин, оплата которого производилась, включая НДС, наличными денежными средствами и подтверждена выданными продавцом кассовыми чеками. Счета-фактуры при этом отсутствовали. Бензин использовался предпринимателем исключительно для операций, признаваемых объектом обложения НДС. Судьи пришли к выводу, что отказ предпринимателю в получении налогового вычета по НДС нельзя признать правомерным и в данном случае следует применять п.

7 ст. 168 НК РФ. Это согласуется с позицией, изложенной в определении КС РФ от 02.10.2003 N 384-О, разъясняющей, что счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по НДС. Вычеты могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату данного налога.
Нередко возникают ситуации, когда по производственной необходимости работник вынужден использовать свое имущество. Чаще всего речь идет об использовании машины. Причем работодатель обязан это компенсировать: оплатить горюче-смазочные материалы (ГСМ), амортизацию и другие затраты. Как сделать это максимально эффективно? Законодательная база Не многие вообще понимают, что значит оплата ГСМ и компенсация использования личного транспорта. И работодатели с успехом этим пользуются. Хотя их обязанность компенсировать сотруднику затраты закреплена статьей 188 Трудового кодекса. Однако, как будет видно ниже, ее использование – не лучший вариант. Гораздо больше полезной информации содержат Гражданский и Налоговый кодексы.
Чтобы воспользоваться всеми преимуществами, которые они дают, нужно правильно подойти к вопросу.

Предприятие заказывает транспортные услуги по доставке товара. Можно ли сделать так, чтобы перевозчик при этом использовал талоны на топливо, принадлежащие заказчику? Как правильно оформить такие взаимоотношения? Как отразить их в бухгалтерском учете и какие будут налоговые последствия? Возникнет ли здесь объект обложения акцизным налогом? Такие вопросы озвучил наш читатель, позвонивший на «горячую линию». Давайте разбираться вместе.

Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено. Понятно, что при таких взаимоотношениях сторонам необходимо согласовать не только условия перевозки груза, но и условия передачи и использования топлива (талонов на топливо). Именно последние окажут решающее влияние на порядок оформления и отражения таких операций в бухгалтерском учете, а, следовательно, и на их налогообложение. Но прежде чем перейти к рассмотрению основных вариантов оформления таких «топливно-транспортных» взаимоотношений, закроем вопрос по акцизному налогу. Причем, поговорим и о розничном акцизе ( п.п. 213.1.9 НКУ ), и о так называемом левотопливном ( п.п. 213.1.12 НКУ ).

Передача талонов и акцизный налог

Независимо от того, каким образом будут оформлены взаимоотношения сторон, необходимость уплаты розничного акцизного налога заказчиком транспортной услуги в рассматриваемом случае не возникнет . Причина в том, что физически передачу топлива заказчик не осуществляет - он передает только талоны. В то время как отпуск топлива осуществляет АЗС. Налоговики неоднократно подтверждали, что плательщиком розничного акцизного налога в таком случае является именно АЗС, а субъект хозяйствования, осуществляющий операции с топливными картами/талонами, платить розничный акциз не должен (см., например, письма ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5315/6/99-99-03-03-15 , № 5311/6/99-95-42-01-16-01 ).

А вот в отношении «левотопливного» акциза все не так однозначно. Ведь в случае, когда право собственности на топливо перешло заказчику сразу при получении талонов, юридически передачу топлива перевозчику (при получении его на АЗС) будет осуществлять именно заказчик. И эта операция (юридическая передача) вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.202 НКУ .

Правда, здесь обнадеживает позиция налоговиков, озвученная в письме ГФСУ от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 (ср. 025069200). В нем они заявляют, что реализацией топлива для целей обложения «левотопливным» акцизом (так же, как и розничным) следует считать фактический отпуск топлива. Если так, то юридическая передача топлива не приведет к необходимости регистрироваться и платить «левотопливный» акциз (при наличии объекта). Хотя справедливости ради отметим, что речь в этом письме шла о продаже топлива с использованием смарт-карт, а не талонов. Поэтому полагаться только на это письмо мы ни в коем случае не советуем и считаем, что без индивидуальной налоговой консультации тут не обойтись.

Если же по условиям договора с АЗС право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов, риск оказаться в «левотоп­ливных» плательщиках для заказчика не усматривается. Ведь ни физической, ни юридической передачи топлива он в этом случае не осуществляет.

В то же время отметим: в случае, если заказчик передает не талоны, а топливо, отвертеться от необходимости уплаты розничного акцизного налога ему не удастся. Уплатить «левотопливный» акциз (конечно, только при возникновении объекта обложения согласно п.п. 213.1.12 НКУ ), по всей видимости, тоже придется. Причем, независимо от того, каким образом будут оформлены «топливно-транспортные» отношения. Ведь налоговики считают, что передача топлива для заправки техники, используемой для оказания услуг собственнику топлива (даже если право собственности на топливо при этом исполнителю не переходит!), для целей разде­ла VI НКУ является его реализацией (см. письмо ГФСУ от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 37, с. 3). А значит, независимо от варианта оформления, налоговики будут настаивать на том, что уплатить акцизный налог в таком случае должен именно заказчик, передающий топливо. Хотя здесь тоже ситуация вовсе не однозначная (об этом мы писали в комментарии).

Теперь - о вариантах оформления «топливно-транспортных» отношений. Сразу скажем: ключевую роль здесь сыграет условие о переходе права собственности на топливо от заказчика (а иногда и от АЗС!) к перевозчику. Поэтому рассмотрим эти варианты отдельно.

Если право собственности на топливо к перевозчику переходит

Если заказчик и перевозчик договорились о том, что право собственности на топливо (талоны на топливо) переходит к перевозчику, то оформить взаимоотношения в таком случае можно как отдельными договорами (купли-продажи топлива (талонов на топливо) и перевозки), так и одним договором, который будет содержать условия обоих договоров (так называемый смешанный договор - право на его заключение закреплено в ч. 2 ст. 628 ГКУ ).

Учтите также:

если право собственности на топливо перешло к заказчику транспортной услуги при получении талонов, то предметом договора купли-продажи будет именно топливо, обеспеченное талонами

Если же право собственности на топливо переходит только в момент «отоваривания» талонов - уместнее говорить о продаже прав требования определенного количества топлива. Напомним, что право требования может быть предметом договора купли-продажи ( ч. 3 ст. 656 ГКУ ) и согласие должника (в данном случае - АЗС) на заключение такого договора не требуется ( ч. 1 ст. 516 ГКУ ). Правда, уведомить АЗС о смене кредитора всё же стоит ( ч. 2 ст. 516 ГКУ ). При продаже прав требования право собственности на топливо перейдет перевозчику напрямую от АЗС .

От того, что будет предметом договора купли-продажи (топливо или право его требования), будет зависеть и бухгалтерский, и «налоговоприбыльный» результат. К возникновению разниц между ними ни операция продажи прав требования, ни операция продажи топлива не приведет. Поэтому все доходы и расходы, сформированные по бухгалтерским правилам, без каких-либо корректировок отразятся в декларации по прибыли.

Порядок обложения НДС также будет отличаться. Так, операция по продаже топлива подлежит обложению НДС в обычном порядке (согласно п.п. «а» п. 185.1 НКУ ). А вот продажа прав требования по своей сути является продажей долгового обязательства за денежные средства, а потому не является объектом налогообложения (согласно п.п. 196.1.5 НКУ ). В то же время, на дату заключения договора заказчик теряет право на налоговый кредит по налоговой накладной, которая была выписана на сумму предоплаты, обеспеченную талонами, которые сейчас продаются. Ведь поставка топлива заказчику так и не произошла. Поэтому АЗС должна составить к такой налоговой накладной корректировку и выписать новую налоговую накладную на перевозчика (подробнее о связанных с этим сложностях см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 50, с. 34). Впрочем, именно по уступке требования налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО. Тогда новый кредитор вообще лишается права на НК (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 70, с. 19).

Рассмотрим примеры.

Пример 1. Предприятие заказало перевозку товара стоимостью 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.) с использованием принадлежащих ему талонов на топливо стоимостью 21000 грн. (1000 л.). Взаимоотношения были оформлены следующим образом:

1) заключен договор перевозки на сумму 30000 грн. (в т. ч. НДС - 5000 грн.);

2) заключен договор купли-продажи прав требования на сумму 21000 грн.;

3) произведен зачет однородных требований на сумму 21000 грн.

Таблица 1. Транспортные услуги и продажа прав требования

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа прав требования:

Отражена реализация прав требования

Откорректирован ранее отраженный налоговый кредит (НК) по НДС*

* Налоговики раньше настаивали на другом подходе: первый кредитор должен признать условную поставку с начислением компенсирующих НО.

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная налоговая накладная (НН) и отражена в составе НК

Пример 2. Возьмем условия из примера 1. Изменим только предмет договора купли-продажи. В этом примере им является топливо, обеспеченное талонами.

Обратите внимание: стоимость талонов в таком случае будет другой. Причина: база по НДС включает сумму акцизного налога, уплаченного при приобретении топлива и включенного в его первоначальную стоимость. Это следует учесть при заключении договора.

Таблица 2. Транспортные услуги и продажа топлива

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Продажа топлива:

Реализовано топливо

Начислены НО по НДС

Списано топливо

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражена в составе НК

Зачет взаимных требований и доплата:

Отражен взаимозачет задолженностей

Произведена оплата за транспортные услуги

Если право собственности на топливо к перевозчику не переходит

В случае, если право собственности на топливо к перевозчику не переходит, его передача неразрывно связана с оказанием услуги. Поэтому оформить такие взаимоотношения отдельными договорами не получится. Здесь следует заключить один договор. Причем то, что глава 64 ГКУ не предусматривает возможность предоставления транспортной услуги с использованием материала заказчика (как это предус­мотрено главой 61 ГКУ , регулирующей порядок выполнения подрядных работ), не должно смущать. Часть 1 ст. 6 ГКУ дает в этом отношении полную свободу действий. В ней сказано:

стороны имеют право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но соответствующий общим его принципам

В таком договоре следует установить нормы расхода бензина, сроки возврата его остатка, обязанность перевозчика предоставить заказчику отчет об использовании бензина, его ответственность за ненадлежащее выполнение предусмотренных договором обязанностей. Также заказчик должен поручить перевозчику получить топливо. С этой целью он обеспечивает перевозчика талонами. Передачу талонов следует оформить актом приема-передачи. Кроме того, в договоре обязательно следует сакцентировать внимание на том, что право собственности на топливо перевозчику не переходит .

Отразим порядок отражения таких взаимоотношений на примере.

Пример 3. Используем условия из примера 1. Но учтем, что стоимость транспортных услуг, определенная в договоре, составила 9000 грн., поскольку из нее сразу вычли стоимость предоставленных заказчиком материалов.

Таблица 3. Транспортные услуги с использованием топлива заказчика

№ п/п

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Получение и передача топлива:

Переданы талоны перевозчику (составлен акт приема-передачи)

Оприходовано топливо (получены расчетные документы от перевозчика)

Отражен НК по НДС

Отражен зачет задолженностей

Передано топливо перевозчику

Получение транспортных услуг:

Получен акт оказанных транспортных услуг

Отражено право на НК по НДС

Получена зарегистрированная НН и отражен НК

Отражено использование бензина (согласно отчету перевозчика)

Все расходы, отраженные в бухгалтерском учете, в полном объеме попадут в декларацию по прибыли.

    Использование топлива (талонов на топливо) заказчика при оказании транспортной услуги законодательными нормами не запрещено.

    При передаче талонов на топливо необходимость уплаты розничного акцизного налога не возникает.

    Если право собственности на топливо перешло заказчику при получении талонов, то передача топлива по таким талонам вполне подпадает под определение «реализация топлива» из абз. 2 п.п. 14.1.212 НКУ , что может привести к необходимости зарегистрироваться плательщиком акцизного налога.

    Условие о переходе права собственности на топливо (талоны на топливо) перевозчику - основное условие, определяющее порядок оформления и отражения таких взаимоотношений в бухгалтерском и налоговом учете.

    Если право собственности переходит перевозчику, взаимоотношения следует оформлять договором купли-продажи и договором перевозки, либо одним смешанным договором, включающим условия обоих договоров.

    В зависимости от того, перешло ли заказчику право собственности на топливо, предметом договора купли-продажи может быть топливо, обеспеченное талонами или право требования.

    Если право собственности на топливо перевозчику не переходит, заключают один договор, в котором устанавливают порядок получения, использования и возврата неиспользованного топлива.

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 9

Транспортные средства используются в деятельности практически любого учреждения, в том числе культуры и искусства, поэтому вопросы учета горюче-смазочных материалов (ГСМ) являются актуальными во все времена. Следовательно, бухгалтерам необходимо знать особенности приобретения и списания ГСМ. Их мы и рассмотрим в данной статье.

Учет приобретения ГСМ

Приобретение ГСМ может производиться бюджетным учреждением в таких формах, как:

  • за наличный расчет;
  • путем приобретения талонов на заправку ГСМ;
  • приобретение с использованием пластиковой карточки;
  • приобретение с помощью государственных закупок.

Особенности этих способов мы рассмотрим ниже.

Учет ГСМ ведется в соответствии с Инструкцией N 25н <1> на счете 105 03 000 "Горюче-смазочные материалы". Принятие к бюджетному учету производится по фактической стоимости с учетом предъявленных поставщиком сумм НДС (при приобретении за счет бюджетных средств) и без учета данного налога (при оплате за счет средств от приносящей доход деятельности, если доход последней подлежит обложению НДС). Аналитический учет ведется на Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей. Материально ответственные лица должны вести учет ГСМ в Книге (Карточке) учета материальных ценностей по их наименованиям, сортам и количеству. Оприходование топлива и масел отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладных поставщика, кассовых чеков).

<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

В том случае, если имеются расхождения с данными документов поставщика при приемке материалов, поступивших без документов, составляется Акт о приемке материалов (ф. 0315004) (Приложение 2 к Инструкции N 25н). Форма утверждена Постановлением N 71а <2>. Акт оформляется членами приемной комиссии в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации. Один экземпляр отдается в бухгалтерию организации для учета движения материальных ценностей, второй - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.

<2> Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".

Приобретение ГСМ за наличный расчет

Приобретая ГСМ за наличный расчет, учреждению следует учитывать, что право на получение денежных средств под отчет, срок составления авансовых отчетов необходимо отражать в учетной политике и утверждать приказом руководителя. Помимо этого, организацию выдачи наличных денежных средств регламентирует Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40.

Водители, приобретая ГСМ на АЗС, должны требовать и проверять правильно ли оформлены контрольно-кассовые чеки, которые предоставляются с авансовым отчетом в бухгалтерию.

При получении авансового отчета бухгалтер должен проверить правильность его заполнения, подсчета израсходованных сумм и отражения приобретенного ГСМ в количественном выражении в разрезе конкретных его марок.

Рассмотрим на примерах отражение в бухгалтерском учете операций по приобретению, оприходованию и списанию ГСМ (теория процесса списания ГСМ нами будет рассмотрена ниже в данной статье).

Пример 1 . Театр выдал водителю 01.07.2008 за счет бюджетных средств под отчет денежные средства на приобретение бензина в сумме 3000 руб. сроком на одну неделю. Водитель представил авансовый отчет 07.07.2008 на сумму 2626 руб. Остаток он вернул в кассу учреждения в тот же день.

Теперь рассмотрим особенности приобретения ГСМ за счет наличных денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Пример 2 . Музей приобрел две канистры масла по цене 800 руб. за штуку (в том числе НДС 18% - 122 руб.) за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, которая подлежит обложению НДС. По договору предусмотрен аванс в размере 100%. В течение месяца масло было израсходовано и списано. Согласно учетной политике списание производится по фактической стоимости каждой единицы.

Операции по приобретению двух канистр масла будут отражены следующим образом:

Приобретение ГСМ с помощью талонов

Способ приобретения талонов для заправки ГСМ теряет свою актуальность, следовательно, на нем мы не будем особо заострять внимание, а представим только бухгалтерские проводки, которые сопровождают приобретение ГСМ таким образом:

  • выдача денежных средств из кассы под отчет на приобретение талонов:

Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытия из кассы";

  • приобретение талонов подотчетным лицом:

Дебет счета 1 201 05 510 "Поступления денежных документов"

  • выдача талонов на бензин водителю под отчет:

Дебет счета 1 208 22 560 "Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов"

Кредит счета 1 201 05 610 "Выбытия денежных документов";

  • принятие к учету ГСМ при проверке авансового отчета от водителя:

Дебет счета 1 105 03 340 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов"

Кредит счета 1 208 22 660 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материалов";

  • списание ГСМ на нужды учреждения:

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов",

Приобретение ГСМ с помощью пластиковых карт

В настоящее время самым перспективным является метод приобретения ГСМ с помощью пластиковых карт.

Для их получения учреждение перечисляет специализированной организации денежные средства авансом (от 30 до 100%). По истечении, как правило, месяца поставщик представляет учреждению отчет с детализацией по государственным номерам заправленных автомобилей, в котором указаны количество, номенклатура и стоимость отпущенного топлива. Кроме того, при отпуске ГСМ работники АЗС обязаны дать водителю документ, подтверждающий оплату топлива (контрольно-кассовый чек).

Отчет, полученный от водителя, необходимо сверять с отчетом специализированной организации - поставщика ГСМ.

Рассмотрим на примере приобретение ГСМ с помощью пластиковой карточки.

Пример 3 . Музей заключил договор с компанией на заправку ГСМ автомобиля по пластиковой карте. В договоре отражено, что учреждение ежемесячно покупает бензин на сумму 20 000 руб. Оплата производится в начале месяца авансом в размере 30% от данной суммы, а далее - по факту.

За счет средств бюджета учреждение перечислило 6000 руб. В конце месяца получен счет-фактура, подтвердивший заправку в течение месяца на сумму 20 000 руб. Произведена оплата разницы суммы аванса и фактически израсходованного горючего. По путевым листам подтвержден расход на сумму 20 000 руб.

В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом:

Приобретение ГСМ с помощью государственных закупок

В соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ <3>, регламентирующим закупки бюджетных организаций, необходимо проведение конкурса на выбор поставщика. Решение о применении данного способа приобретения ГСМ принимает организация - главный распорядитель. Подведомственными ей учреждениями предоставляются заявки, согласно которым определяется общая потребность в ГСМ на определенный период. Далее главный распорядитель на основании Федерального закона N 94-ФЗ определяет, каким путем заключать договор: проведения открытого конкурса либо запроса котировок.

<3> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

По результатам выявляется победитель, с которым и заключается договор. При его заключении необходимо предусмотреть способы поставки. Они могут быть такие, как:

  • поступление ГСМ на склад главного распорядителя;
  • поступление ГСМ непосредственно на склад подведомственных учреждений.

При отправке ГСМ подведомственным организациям распорядитель составляет извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах, кроме него, он отправляет копию счета на поставляемые материальные ценности и товарную накладную. Первичные документы (счет, товарная накладная) приходят вместе с ГСМ. После его поступления второй экземпляр извещения с отметками о получении ГСМ отправляется вышестоящей организации-заказчику, которая, в свою очередь, получив подтверждение о том, что ГСМ отгружены, производит их оплату по счету (счету-фактуре), выставленному поставщиком.

Операции по централизованному снабжению в бухгалтерском учете регламентируются не только Инструкцией N 25н, но и разъяснениями, изложенными в Письме Минфина России от 29.12.2005 N 42-7.1-01/2.2-397 "Об отражении в бюджетном учете операций по централизованным поставкам".

Рассмотрим операции по централизованному снабжению на примере.

Пример 4 . Главный распорядитель бюджетных средств методом запроса котировок определил организацию-поставщика на поставку бензина Аи-95 (предполагается получать с использованием талонов), а также заключил договор с ним. По условиям этого договора она в течение года ежемесячно предоставляет подведомственным учреждениям по 300 л бензина Аи-95 (20 талонов по 15 л каждый). Оплата талонов производится по мере их поступления в подведомственные организации. Стоимость 1 л бензина равна 25 руб.

В бухгалтерском учете главный распорядитель данные операции отразит следующим образом:

В бухгалтерском учете подведомственной организации будет сделана запись:

На практике чаще всего встречается вариант централизованной поставки бензина с использованием пластиковых карт. Смысл этого способа закупки в следующем. Главный распорядитель заключает договор с организацией-поставщиком на обслуживание автомобилей на заправках этой организации. В договоре указываются государственные номера автомобилей, устанавливается лимит заправки бензином для каждого автомобиля в месяц. Для контроля над производимыми заправками на все автомобили выдается пластиковая карточка, в которую помещают информацию о лимите его заправки в месяц. При необходимости увеличения лимита следует уведомить организацию-поставщика.

Кроме стоимости бензина, договором предусматривается изготовление пластиковой карточки, на которую зачисляется месячный лимит расходования бензина по определенному автомобилю, числящемуся на балансе подведомственной организации. Расход денежных средств по изготовлению этих карточек в соответствии с Приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о Порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" отражается по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. В случае если в договоре прописано не изготовление, а приобретение пластиковых карт, они оплачиваются по ст. 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ и приходуются на счете 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов". Списание карточки с учета производится при ее утрате или расторжении договора.

Рассмотрим данный способ поставки бензина на примере.

Пример 5 . Бюджетное учреждение - заказчик заключило договор с организацией-поставщиком на заправку бензином автомобилей, числящихся на балансе подведомственных учреждений, на сумму 460 880 руб.

Ежемесячный авансовый платеж по заправке всех автомобилей по условию договора составляет 30% от стоимости договора - 138 264 руб. Ежемесячный лимит автомобиля 380 л. Стоимость одного литра бензина равна 25 руб. В конце месяца выставлен счет-фактура на сумму окончательной оплаты в размере 322 616 руб. Условиями договора предусмотрено изготовление пластиковых карт (40 шт. на сумму 400 руб.).

В бухгалтерском учете у заказчика данные операции будут выглядеть следующим образом:

Составлены и разосланы извещения

отправку пластиковых карточек

Оплачена стоимость услуг по

изготовлению карточек

Совершен авансовый платеж по

заправке бензина

Отправлены извещения

подведомственным организациям на

зачисление на их карточки лимитного

объема бензина

В конце месяца произведен зачет

Оплачен представленный поставщиком

счет-фактура на фактический объем

заправленного бензина с распечаткой

по заправке каждого автомобиля в

конце месяца

Если пластиковые карточки приобретаются как материальные ценности, то в бухгалтерском учете операции отразятся так:

  • поставка заказчику пластиковых карт:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"

Кредит счета 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

  • оплата стоимости пластиковых карт:

Дебет счета 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов";

  • отправка пластиковых карт подведомственным учреждениям и составление извещения на их отправку:

Дебет счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"

Кредит счета 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов".

У подведомственного учреждения операции по получению пластиковых карт и бензина отразятся следующим образом:

Если пластиковые карты были получены как материальные ценности, то их поступление (при наличии извещения и накладной) будет отражено следующим образом:

Дебет счета 1 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов",

Кредит счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов".

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Нормы расхода топлива предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др. (независимо от форм собственности), эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ. В настоящее время действуют Нормы, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Также учреждения вправе самостоятельно утверждать нормы списания ГСМ. Как правило, они действуют в отношении тех транспортных средств, для которых законодательно они не установлены. При этом они должны быть разумны и аргументированы. Доводом в пользу собственных норм может стать акт замера расхода топлива. Он показывает фактическое потребление бензина. Вдобавок повышенный расход или километраж любой шофер объяснит массой причин: необходимостью объездов, пробками, особенностями двигателя и т.п.

Образец акта замера расхода топлива

"Утверждаю"
Директор
Музея им. А.С.Пушкина
______________ Иванов И.С.
13 марта 2008 г.
Акт контрольного замера
нормы расходного топлива _________________ (вид топлива)
для автомашины _________________ (марка)
Комиссия в составе:

(фамилия, имя, отчество, должность; не менее трех человек, один из них -
___________________________________________________________________________
водитель)
составила настоящий акт о том, что ею 13 марта 2008 г. произведен
контрольный замер расхода топлива на автомобиль ________________ (марка),
государственный номер _______________ пробегом на расстояние ______________
по маршруту ______________________________________________________________.
В ходе замера установлено:
На начало контрольного замера в баке было _________________________________

На конец контрольного замера в баке осталось ______________________________
(цифрами и прописью) литров бензина марки ______________________.
Дозаправки и сливания топлива в ходе замера не производились.
Итого расход бензина за время замера составил _____________________________
(цифрами и прописью) литров.
Показания спидометра:
На начало замера _________________________________ (цифрами и прописью) км.
На конец замера __________________________________ (цифрами и прописью) км.
Итого пробег во время замера составил ____________________________ (цифрами
и прописью) км.
В результате контрольного замера определен расход (при нормальных условиях)
топлива на 1 км пробега ______________________________ (цифрами и прописью)
и на 100 км пробега ______________________________ (цифрами и прописью) км.
Дата, подписи представителей комиссии, расшифровки подписей.

Учет и порядок списания ГСМ

Списание ГСМ бухгалтерия, как правило, производит ежемесячно. Для этого бухгалтер использует следующие документы:

  • путевые листы;
  • авансовые отчеты (в случае если бензин приобретался за наличные денежные средства);
  • Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) (если заправка производилась по талонам - п. 97 Инструкции N 25н).

В соответствии с п. 55 Инструкции N 25н ГСМ списываются по фактической стоимости единицы либо по средней фактической стоимости. Выбор метода списания рекомендуем закрепить в учетной политике учреждения. Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости на их количество, складывающихся соответственно из средней фактической стоимости и количества остатка на начало месяца, и поступивших запасов в течение текущего месяца на дату списания (отпуск).

Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Списание ГСМ по уставной деятельности оформляется проводкой:

Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"

Кредит счета 1 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов".

В рамках приносящей доход деятельности проводка выглядит следующим образом:

Дебет счета 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

Кредит счета 2 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов".

Особенности учета недостач автомобильного топлива

Учет недостач ГСМ ведется на счете 209 04 000 "Расчеты по недостачам материальных запасов". Аналитический учет по счету ведется на Карточке учета средств и расчетов по каждому виновному лицу с указанием фамилии, имени и отчества, должности, даты возникновения задолженности и суммы недостачи.

Инструкция N 25н устанавливает правила, в соответствии с которыми при определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Данные правила исключают возможность обособленного отражения в учете сумм разницы между рыночной и балансовой стоимостями утраченного или испорченного имущества. Разница определяется автоматически: сопоставлением оборотов по кредиту и дебету счета учета доходов от реализации активов (401 01 172).

По мнению автора, рыночная оценка недостач (в части перерасхода ГСМ) на дату выявления факта перерасхода вполне правомерна. При этом можно исходить из следующего соображения: сумма, поступившая в возмещение ущерба, должна быть такой, чтобы позволить приобрести соответствующее количество утраченного (в данном случае - необоснованно израсходованного) имущества.

Суммы недостач и потерь имущества, оцениваемых по рыночной стоимости, в бухгалтерском учете отражаются проводками по нескольким счетам учета:

  • на сумму балансовой стоимости недостающих ГСМ (перерасхода бензина или дизтоплива) по балансовой стоимости (в данном случае под балансовой стоимостью следует понимать среднюю фактическую стоимость ГСМ на дату обнаружения недостачи):

Дебет счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"

Кредит счета 1 105 03 440 "Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов";

  • на сумму недостачи (перерасхода) по рыночной стоимости:

Дебет счета 1 209 04 560 "Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов"

Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов";

  • на сумму, подлежащую взысканию с сумм начисленной оплаты труда работника учреждения (виновного в перерасходе ГСМ):

Дебет счета 1 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"

Кредит счета 1 209 04 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов".

Если убытки образовались в результате чрезвычайных обстоятельств, то в состав недостач они не входят, а списываются в порядке, установленном отдельными пунктами Инструкции N 25 для соответствующего вида имущества.

Налоговый учет приобретения ГСМ

Помимо эксплуатации автомобиля в уставной деятельности учреждения, его используют и в приносящей доход деятельности. Следовательно, возникают вопросы. Как признавать затраты по приобретению ГСМ за счет средств от внебюджетной деятельности в целях обложения налогом на прибыль? Какие нормы расхода топлива в рамках приносящей доход деятельности следует использовать при отнесении данных затрат на расходы при исчислении налога на прибыль?

Для ответа на эти вопросы обратимся к Налоговому кодексу. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми в целях налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходы налогоплательщика на приобретение ГСМ могут быть отнесены в пределах фактически понесенных затрат на расходы при исчислении базы по налогу на прибыль (пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на топливо не нормируются. Следовательно, организация в рамках приносящей доход деятельности вправе принимать к учету расходы по ГСМ в полном объеме, если они были осуществлены в рамках данной деятельности. Таким образом, норма расходования топлива в рамках указанной деятельности может быть установлена выше общепринятой.

Е.Любаева

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Отпуск педагогических работников

Когда входной НДС можно принять к вычету, как отразить приобретение ГСМ по топливным картам, как списывать ГСМ, порядок заполнения путевых листов разъяснит статья.

Вопрос: Наша организация занимается оптовой торговлей и находится на общей системе налогообложения. По договору с покупателями мы обязаны доставить товар. Для доставки привлекаются сторонние перевозчики (ИП). В договорах на оказание транспортных услуг в обязанность нашей организации (заказчика) входит обеспечение ГСМ транспортных средств перевозчиков, используемых для выполнения работ по договору перевозки грузов. Для этих целей заключен договор на приобретение ГСМ посредством топливных карт. (Топливные карты передаются водителям перевозчика). Можем ли мы как заказчик автотранспортных услуг возмещать НДС по ГСМ, израсходованным перевозчиками? Какие документы нам необходимо затребовать от перевозчика? Каким образом списывать ГСМ (на основании каких документов)? Не будет ли данная ситуация рассматриваться, как реализация топлива? Тогда ведь придется выставлять счет-фактуру перевозчику и платить НДС.

1.НДС можно принять к вычету, если соблюдаются все необходимые для этого условия:

НДС по приобретенным ГСМ предъявлен поставщиком;

ГСМ приобретены для облагаемых НДС операций;

ГСМ приняты на учет;

Поставщик выставил правильно оформленный счет-фактуру.

2.С перевозчиком необходимо оформлять и требовать от него подтверждающие документы:

Договор с перевозчиком на оказание услуг по перевозке груза;

Накладные на отпуск материалов на сторону, например по форме М-15, оформленные заказчиком транспортных услуг и подтверждающих передачу ГСМ перевозчику;

Транспортная накладная, товарно-транспортная накладная, подтверждающие оказание услуг по перевозке груза;

Копии путевых листов перевозчика, в которых зафиксированы показатели работы транспортного средства.

3. Стоимость ГСМ может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли.

Для подтверждения факта расходования ГСМ на перевозку помимо документов на приобретение необходимы копии путевых листов перевозчика, на основании которых вы можете списывать ГСМ в расходы.

4.В данном случае факта реализации ГСМ с вашей стороны перевозчику не возникает. Вы обеспечиваете перевозчика ГСМ, согласно условиям договора с ним на оказание транспортных услуг. Вы как Заказчик приобретаете ГСМ и передаете его перевозчику для оказания услуг. Законодательство, а именно ст. 421 ГК РФ, позволяет заключить договор оказания транспортных услуг с использованием ГСМ заказчика.

Когда входной НДС можно принять к вычету

Кто может воспользоваться вычетом НДС

Воспользоваться вычетом смогут только те организации и предприниматели, которые применяют общую систему налогообложения и не освобождены от обязанностей налогоплательщиков , связанных с уплатой НДС. В остальных случаях входной НДС к вычету принять нельзя. Такие суммы разрешено включать в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг и имущественных прав или же учитывать в расходах отдельно (п. 2 ст. 170 , подп. 8 п. 1 ст. 346.16 , подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК).

Как отразить приобретение ГСМ по топливным картам

Как подтвердить расход ГСМ

Количество израсходованных ГСМ должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , п. 1 ст. 252 НК РФ). Для подтверждения используйте путевые листы. Типовые формы путевых листов, которые применяют при эксплуатации грузовых и легковых автомобилей, утверждены .

Порядок заполнения путевых листов приведен в разделе 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 № 78 , и в разделе 3 Порядка, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 № 152 . Эти правила требуют заполнить реквизиты, которых нет в унифицированных формах путевых листов:

дата и время предрейсового и послерейсового медосмотров водителя. Проставляет медработник, который проводил осмотр. Эти данные он заверяет своей подписью с указанием Ф. И. О. или соответствующим штампом;

дата и время предрейсового контроля автомобиля. Проставляет контролер технического состояния автотранспортных средств, который проводил осмотр. Эти данные он заверяет своей подписью с указанием Ф. И. О.

Расчет количества топлива

По данным путевого листа рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

Списание топлива

Стоимость топлива, которая списывается на расходы, зависит от метода оценки МПЗ (ФИФО , по средней себестоимости) (п. 16 ПБУ 5/01).

При списании ГСМ в бухучете сделайте проводку:

Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 10-3 - списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

ОСНО

В зависимости от характера использования транспорта расходы на ГСМ включите в состав:

материальных расходов (при оказании автотранспортных услуг) ( , письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100253);

прочих расходов, связанных с производством и реализацией (при использовании автотранспорта для нужд организации) (подп. и п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по покупным ценам (п. 2 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если НДС включен в цену и выделен в расчетных документах отдельной строкой, то сумму этого налога следует исключить (п. 1 ст. 170 НК РФ). НДС на основании счета-фактуры можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к материальным расходам, списывайте их с учетом метода оценки материалов , который применяет организация (п. 8 ст. 254 НК РФ).

Если затраты на приобретение ГСМ относятся к прочим расходам, списывайте их по фактической стоимости приобретения (без НДС) (подп. 11 п. 1 ст. 264 , п. 1 ст. 170 НК РФ).

О применении норм расхода ГСМ при расчете налога на прибыль см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение ГСМ за наличные .

Ситуация: когда в состав расходов для расчета налога на прибыль можно включить стоимость ГСМ, приобретенных по топливной карте