Списание дебиторской задолженности за счет резерва проводки. Как осуществляется списание дебиторской задолженности? Списание просроченной дебиторской задолженности в бухгалтерском учете

В свое территориальное отделение Росстата (далее - ТОГС) организации должны представлять:

  • годовую бухгалтерскую отчетность (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ);
  • статистическую отчетность.

Предприниматели, ведущие учет доходов (доходов и расходов) и/или иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих его деятельность, могут не вести бухгалтерский учет (пп. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Соответственно, бухгалтерскую отчетность они представлять не обязаны. Однако от представления статистической отчетности ИП никто не освобождал.

Росстат: отчетность организаций

В состав бухгалтерской отчетности, представляемой в ТОГС, в обязательном порядке входят (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , п. 6 Порядка, утв. Приказом Росстата от 31.03.2014 № 220):

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к ним.

Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Организации, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (к таким организациям относятся субъекты малого предпринимательства, не подпадающие под обязательный аудит (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ)), представляют бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.

Бухгалтерская отчетность: Росстат

Представить в Росстат бухотчетность нужно не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). То есть годовую бухгалтерскую отчетность нужно подать в ТОГС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Имейте в виду, что если ваша отчетность подлежит обязательному аудиту, то помимо бухгалтерской отчетности, вам нужно представить в ТОГС еще и аудиторское заключение. Оно представляется вместе с бухотчетностью. Правда, если на момент сдачи отчетности заключение еще не готово, то его нужно представить в ТОГС не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Росстат: отчетность-2016

Представить бухгалтерскую отчетность за 2016 год организации должны .

Способ представления бухгалтерской отчетности в Росстат

Бухгалтерская отчетность может быть представлена (п. 5 Порядка, утв. Приказом Росстата от 31.03.2014 № 220):

  • непосредственно в ТОГС руководителем организации или другим сотрудником, имеющим соответствующую доверенность;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Также имеет смысл составить описью вложения;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Бухгалтерская отчетность на сайте Росстата

Росстат разработал систему Web-сбора. Посредством этой системы организации могут представлять отчетность в электронном виде, минуя спецоператоров. Правда, на сайтах одних территориальных отделений Росстата указано, что через систему Web-сбора можно представить как статистическую, так и бухгалтерскую отчетность (см., например, сайт ТОГС по Московской области), а на сайтах других ТОГС речь идет о представлении через данную систему только статистической отчетности. Поэтому рекомендуем уточнить в своем отделении, принимает ли оно бухгалтерскую отчетность через систему Web-сбора.

Контактные данные ТОГС вы найдете в нашем .

Формы статистической отчетности-2016: Росстат

У каждого юрлица/ИП свой комплект статистической отчетности, которую нужно представлять в ТОГС. Этот комплект может зависеть, например, от вида деятельности организации/ИП, от того, относится ли организация/ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства и т.д.

Узнать, какую статистическую отчетность нужно подавать конкретно вам, можно при помощи специального сервиса Росстата .

Росстат: отчетность со штрафом

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в Росстат организации грозит штраф в размере от 3000 до 5000 рублей, а ее должностным лицам - от 300 до 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Причем, если вы должны были представить еще и аудиторское заключение, но представили его не вовремя или же вообще не представили, то вам грозит штраф в двойном размере (Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ).

Непредставление/несвоевременное представление/представление недостоверных сведений статистической отчетности наказывается строже. При первичном нарушении штраф составит (ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ):

  • для организации - от 20000 до 70000 рублей;
  • для ее должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей.

Главное предназначение органов статистики — предоставление объективной и полной статистической информации об экономических показателях в стране. Чтобы справляться с этой функцией, Росстат сплошным методом либо выборочно по определенным признакам определяет компании, у которых запрашивает необходимые данные. В сферу его внимания чаще попадает крупный и средний бизнес.

В зависимости от своего вида деятельности компании обязаны предоставлять отчетность в Росстат по специальным формам. Периодичность сдачи для каждой формы своя: поквартально, ежегодно, раз и в три года. Нужно ли вам сдавать отчетность, по каким формам и когда — узнавайте в местном отделении статистики или отслеживайте в специальном сервисе Росстата .

Преимущество небольших компаний

Организация считается малой, если выполняются условия:

  • Доля участия иностранных юрлиц и организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, в УК не больше 49%;
  • Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительныйх и иных фондов в УК не превышает 25%;
  • Средняя численность сотрудников в предыдущем году не превышала 100 человек;
  • Объем полученной выручки (без учета НДС) в предыдущем году не превысил 800 млн руб.

В этом случае статотчетность сдается в упрощенном порядке. Данное преимущество упомянуто в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г . Упрощенный порядок подразумевает, что сплошной сбор статистических данных происходит единожды за пять лет, а в остальных случаях используется выборочный метод мониторинга.

Как понять, что нужно сдать отчет

Малые предприятия занимают самую большую долю среди юрлиц, поэтому неудивительно, если ваша организация ни разу не сдавала статотчетность. Зачастую органы статистики письменно уведомляют организации о необходимости представить статистические данные. О том, что компания попала в выборку Росстата, можно узнать не только с помощью Почты России, но и в территориальном органе статистики или в специальном сервисе Росстата .

1. Найдите себя в сервисе росстата. Укажите один из реквизитов: ОКПО, ИНН или ОГРН и нажмите кнопку «Получить». Вы получите данные о кодах статистики своей фирмы и перечень форм, по которым нужно отчитаться с указанием срока сдачи.

2. Если вы видите надпись «Не найдены формы статистической отчетности» — в этом году нет форм, по которым надо отчитаться. А если появилась таблица с перечнем форм, нужно отправить все указанные отчеты.

3. Перечень форм статистического наблюдения на 2019 год есть на сайте Росстата . Скачайте нужную форму и изучите условия, при которых ее нужно сдавать. Возможно, что по форме надо отчитаться только при наличии определенных событий. Например, форму 4-ОС сдавайте только если у вас есть основные фонды оказывающие негативное влияние на окружающую среду или, напротив, природоохранного назначения.

Если с заполнением ранее не использовавшихся статистических форм возникли трудности, можно обратиться за помощью к сотрудникам Росстата.

Бухгалтерская отчетность в статистику

По итогам 2018 года компании должны представить бухгалтерскую отчетность до 31 марта 2019 года включительно не только в налоговую, но и в органы статистики. Поскольку с 2013 года компании на УСН обязаны вести бухгалтерский учет, значит, представлять бухгалтерский баланс в статистику им тоже необходимо. Сделать это можно, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Бухотчетность в Росстат сдают абсолютно все компании, для этого не требуется письма из Росстата.

Форму ПМ в Росстат подают малые предприятия. Срок — до 29 числа месяца, следующего за кварталом. Форма сдается в территориальный орган Росстата по установленному им адресу, который сообщается в письме от Росстата.

Форма МП-Микро заполняется в соответствии с указаниями Росстата от 02.11.2016 № 704. Форма сдается раз в год не позднее 5 февраля территориальному органу Росстата, по установленному им адресу. Сдать форму обязаны те, кто попал в выборку Росстата (должно прийти письмо по почте).

В 2016 году проходило сплошное наблюдение, которое случается раз в пять лет: все фирмы и предприниматели сдавали статотчетность. В 2019 году наблюдение выборочное, формы заполняют компании и индивидуальные предприниматели, которые попали в выборку.

Ответственность за несдачу Росстат отчетности

Если компания своевременно не сдала Росстат отчетность, либо данные в ней искажены, то компании и ее руководителю (или предпринимателю) может грозить штраф. С 30 декабря 2015 года в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 13.19 КоАП РФ, размеры штрафов существенно увеличились. Руководителю отныне грозит штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей, а компании — от 20 до 70 тысяч рублей.

Если компания продолжает нарушать сроки сдачи отчетности, либо представлять недостоверные данные, повторные штрафы уже будут существенно выше. Руководителя оштрафуют на сумму от 30 до 50 тысяч рублей, а компанию — от 100 до 150 тысяч рублей. Поэтому не стоит пренебрегать требованиями Росстата о представлении статистической отчетности.

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Организация (ООО) в 2016 году признавалась малым предприятием.
Какие обязательные отчеты необходимо сдавать малому предприятию в течение 2016 года и за 2016 год (кроме баланса)?
Признается ли организация в 2016 году микропредприятием, если в 2016 году численность стала менее 15 человек (остальные условия для признания организации микропредприятием соблюдаются, из территориального органа статистического наблюдения сведения о необходимости подачи выборочной отчетности не поступали)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Организация, признаваемая субъектом малого предпринимательства, обязана сдавать статистическую отчетность в течение 2016 года и по итогам 2016 года в случае, если она включена в перечень малых предприятий, подлежащих выборочному статистическому наблюдению.
Получить информацию о том, включена ли организация в перечень подлежащих выборочному статистическому наблюдению предприятий, можно на стенде в здании территориального органа статистики или на его сайте в Интернете. В размещенной информации территориальные органы статистики приводят перечень организаций, которые обязаны сдать статистическую отчетность, а также подлежащие сдаче формы статистической отчетности.
Сплошное статистическое наблюдение деятельности малых предприятий проводится органами статистики один раз в пять лет. Последнее сплошное статистическое наблюдение проводилось по итогам 2015 года.
2. Для признания организации микропредприятием используются, в том числе, сведения о среднесписочной численности за предыдущий период. При этом организация может быть признана микропредприятием в случае, если среднесписочная численность будет менее 15 человек в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Обоснование вывода:
1. Статистической отчетностью является предоставляемая в соответствии с законодательством РФ по утвержденным формам (форматам) документированная информация о деятельности экономического субъекта.
Представлять статистическую отчетность обязаны как организации, так и индивидуальные предприниматели, государственные и местные органы власти, а также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций (далее - респонденты). Это следует из Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
Форм статистической отчетности достаточно много. При этом перечень обязательных к заполнению форм и периодичность их представления индивидуальны для каждого респондента и зависят от:
1) категории (статуса) респондента (например организация или индивидуальный предприниматель, субъект малого предпринимательства или корпорация) ( Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N ОГ-Д05-2455);
2) вида экономической деятельности респондента;
3) способа проведения статистического наблюдения:
- сплошное наблюдение (в этом случае установленные формы отчетности обязаны сдавать все субъекты, участвующие в статистическом обследовании);
- выборочное наблюдение (отчетность сдается только теми, кто попал в выборку).
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистическую отчетность в упрощенном порядке ( Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ (далее - Закон N 282-ФЗ); третий абзац п. 3 Положения..., утвержденного Правительства РФ от 18.08.2008 N 620).
Упрощенный порядок заключается в следующем:
1) все субъекты малого и среднего предпринимательства (в том числе и индивидуальные предприниматели) в обязательном порядке представляют отчетность в органы статистики один раз в 5 лет при проведении сплошных статистических наблюдений ( Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ));
2) в период между сплошными наблюдениями статистическую отчетность представляют только те субъекты, в отношении деятельности которых проводятся выборочные статистические наблюдения на основе представительной (репрезентативной) выборки ( Закона N 209-ФЗ).
При этом для малых и средних предприятий выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований их деятельности, а выборочные статистические наблюдения микропредприятий проводятся путем ежегодных обследований их деятельности. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством РФ ( Закона N 209-ФЗ).
Очередной сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения был проведен в 2016 году по итогам 2015 года.
Малые предприятия (включая микропредприятия) обязаны были представить в органы статистики до 1 апреля 2016 года форму N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год", утвержденную Росстата от 09.06.2015 N 263 (раздел 3 Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденных Росстата от 05.06.2015 N 259). Смотрите также Федеральной службы государственной статистики от 14.01.2016 N 03-03-1/1-СМИ.
Порядок проведения выборочных статистических наблюдений установлен Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 (далее - Правила N 79).
Пунктом 1 Правил N 79 определено, что выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются Федеральной службой государственной статистики путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а также ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ. Пунктом 8 Правил N 79 установлено, что в унифицированную форму федерального статистического наблюдения за деятельностью микропредприятий (за исключением микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность) включаются сведения об основных показателях их экономической деятельности по итогам за год.
При этом согласно п. 2 Правил N 79 перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности по РФ и субъектам РФ. Субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным в соответствии с п. 3 Правил N 79.
То есть статистические формы представляют не все субъекты малого предпринимательства (в том числе микропредприятия) и среднего предпринимательства, а только те, кто попал в выборку.
Пунктом 3 Правил N 79 определено, что формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством РФ. Состав статистических показателей форм федерального статистического наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
При этом информирование организаций, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, на практике осуществляется путем размещения информации на стендах в зданиях территориальных органов Росстата либо на сайтах территориальных органов Росстата в Интернете. При информировании таким образом организаций территориальные органы Росстата не только приводят перечень организаций, но также и указывают подлежащие представлению формы статистической отчетности.
Таким образом, организации для того, чтобы узнать, обязана ли она сдать статистическую отчетность, а если обязана, то по каким формам, необходимо руководствоваться информацией, размещенной на стенде в здании территориального органа Росстата или на его сайте в Интернете.
2. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено N 209-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Нормы N 209-ФЗ, касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ), вступившими в силу 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 этого Закона).
При этом как в прежней, так и в нынешней редакции N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства данные по численности используются за предшествующий период ( Закона N 209-ФЗ). Единственное, до 1 января 2016 года учитывались данные средней численности, а с 1 января 2016 года данные среднесписочной численности.
Таким образом, для признания организации микропредприятием сведения по численности учитываются за предшествующий период.
Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в и Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено Закона N 209-ФЗ. Смотрите также ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@, от 23.08.2016 N , от 18.08.2016 N , Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913, от 10.09.15 N .
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что организация может быть признана микропредприятием в случае, если среднесписочная численность будет менее 15 человек в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы). Соответственно, при соблюдении иных условий, предусмотренных N 209-ФЗ.
Кроме того, на основании сведений за предшествующий год ФНС России с 1 августа 2016 года формирует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проверить, включена ли Ваша организация в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно на сайте ФНС России (https://rmsp.nalog.ru/).

К сведению:
30 декабря 2015 года вступил в силу от 30.12.2015 N 442-ФЗ, ужесточающий ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.
Начиная с указанной даты за непредставление первичных статистических данных, несвоевременное представление этих данных или подачу недостоверных данных административный штраф установлен в размере:
- от 10 000 до 20 000 рублей - для должностных лиц;
- от 20 000 до 70 000 рублей - для юридических лиц.
Повторное совершение указанного деяния обойдется нарушителям еще дороже:
- от 30 000 до 50 000 рублей - для должностных лиц;
- от 100 000 до 150 000 рублей - для организаций.
Правонарушение считается повторным, если оно совершено в такой момент, когда, с одной стороны, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания тому же самому лицу по КоАП РФ, а с другой стороны, еще не истек один год со дня оплаты административного штрафа по этому постановлению ( КоАП РФ).
При этом согласно КоАП РФ к административной ответственности можно одновременно привлечь и организацию, и виновное должностное лицо.
Кроме того, как информирует Федеральная служба государственной статистики в от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ "Об административной ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения", должностные лица и организации могут привлекаться к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы госстатистики. Причем будут назначены 2 штрафа - за непредставление или представление в неполном составе отчетности и за непредставление аудиторского заключения. Административное наказание устанавливается мировыми судьями в соответствии со КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)".
Разъяснения по вопросу предоставления статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения с нулевыми значениями даны в Федеральной службы государственной статистики от 15.04.2016 N СЕ-01-3/2157-ТО.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- . Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства;
- . Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- . Статистическая отчетность;
- Заполняемые формы федеральной статистической отчетности (подготовлено экспертами компании "Гарант");
- . Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Имущественные требования, причитающиеся к получению хозяйствующим субъектом в связи с отгрузкой товара, оказанием услуг или производством работ с отсрочкой оплаты, называют дебиторской задолженностью (ДЗ).


ДЗ делится на нормальную и просроченную. Просроченная ДЗ подразделяется на сомнительную и безнадежную. Согласно законодательству сомнительный долг – это задолженность перед организацией, возникшая при выполнении договорных обязательств, если это задолженность не оплачена в сроки, определенные договором и не имеет обеспечения.

Безнадежный долг – это задолженность, с истекшим сроков исковой давности, а невозможные к , которые признаны таковыми на основании акта специализированного органа или ликвидации дебитора.


Основанием для возникновения безнадежной задолженности являются следующие факторы:
  1. ликвидация или банкротство организации-должника;
  2. окончание срока исковой давности без согласования суммы долга дебитором.

Алгоритм списания безнадежной дебиторской задолженности

При выявлении просроченной ДЗ организация обязана принять меры для ее погашения. Сначала истребование происходит в претензионном порядке, а если это не помогло, то в судебном.

Если по завершении срока исковой давности задолженность не оплачена или в отношении должника прошла ликвидация, то задолженность подлежит списанию. Согласно ст. 196 ГК РФ исковая давность для списания дебиторской задолженности составляет три года. ДЗ в бухгалтерском учете списывается на основании итогов инвентаризации задолженности, письменных пояснений и приказа руководителя организации.

Инвентаризация задолженности проводится согласно Методических указаний по инвентаризации имущества и обязательств. Результаты оформляются инвентаризационным актом по форме ИНВ-17. По результатам инвентаризации составляется сводная справка, включающая следующую информацию:

  • название и реквизиты должника;
  • сумма задолженности и дата возникновения;
  • данные первичных документов, подтверждающих задолженность;
  • документы, доказывающих попытки истребования задолженности.
Также в акте указываются суммы задолженности, согласованной и несогласованной с контрагентами. На основании справки руководитель подписывает приказ о списании задолженности.

Резерв по сомнительным долгам

ДЗ списывается в счет обязательного резерва по сомнительным долгам. Этот резерв создается при возникновении сомнительной задолженности после проведения инвентаризации и рассчитывается в таком порядке:

Р = 1/2 СЗ1 + СЗ2,


где СЗ1 – сомнительная задолженность сроком от 45 до 90 дней,

СЗ2 – сомнительная задолженность сроком более 90 дней.

Следует обратить внимание, что величина создаваемого резерва не должна превышать 10% от суммы выручки .

При оформлении резерва в бухучете делается следующая запись:

Дт 91.1 Кт 63 – создан резерв по сомнительным долгам


Для списания задолженности за счет резерва делается проводка:

Дт 63 Кт 62 – списана ДЗ.


При исчислении налога на прибыль ДЗ списывается по решению о ликвидации дебитора или акта уполномоченного органа, подтверждающего невозможность взыскания задолженности.

Отчисления в резерв включаются в операционные расходы в бухгалтерском учете и во внереализационные расходы – в налоговом учете.

Списанная ДЗ в течение 5 лет показывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Если дебитор погасил задолженность после ее списания, то в учете делается такая проводка:

Дт 51 (50) Кт 91.1 - оплата списанной задолженности, относится на прочие доходы.


Если задолженность не списана, но ее сумма входит в расчет резерва по сомнительным долгам, то сумму резерва следует скорректировать:

Дт 63 Кт 91.1 Корректировка суммы резерва на поступившую оплату от дебитора.

Списание за счет чистой прибыли

Существует еще один метод списания ДЗ - за счет финансового результата организации, то есть за счет чистой прибыли или убытка.

Законодательство не содержит запрета списывать ДЗ, однако проверяющие органы могут заинтересоваться таким способом списания задолженности. Поэтому для проведения такой операции стоит запастись доказательствами правомерности списания за счет чистой прибыли.

Основанием для такого списания задолженности является протокол общего собрания учредителей, на котором принято решение списать безнадежную задолженность в счет уменьшения чистой прибыли. Следует отметить, что возможность использования чистой прибыли для списания дебиторской задолженности должна быть зафиксирована в Уставе организации. В учете эта операция отражается нетиповой проводкой:

Дт 84 Кт 62 – списана задолженность за счет чистой прибыли.

Особенности списания при УСН

Для списания дебиторской задолженности компанией, применяющей УСН, требуется тот же комплект документов, что и для других организаций.

Однако компания не может включить в состав расходов для налогообложения сумму списанной задолженности, так как перечень расходов,уменьшающих налогооблагаемую базу, закрытый. Расходы от списания ДЗ в этот перечень не входят.

Особенности списания в бюджетных учреждениях

Для списания безнадежной ДЗ требуется следующий комплект документов по каждому факту возникновения такой дебиторской задолженности:
  1. результаты инвентаризации ДЗ с приложением первичных документов;
  2. указание причин невозможности взыскания задолженности (в письменном виде) с приложением соответствующих документов;
  3. приказ руководителя бюджетного учреждения;
  4. согласование списания задолженности с распорядителем средств бюджета и исполнительным бюджетным органом.
Списание безнадежной задолженности в бюджетном учреждении отражается в учете следующей записью:

Дт 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»

Кт 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»


Одновременно с этой операций сумма безнадежной задолженности указывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». В течении пяти лет сумма списанной задолженности сохраняется на забалансовом счете для мониторинга платежеспособности дебитора.

Отражение списания дебиторской задолженности в 1С

Для списания дебиторской задолженности в программе 1С есть корректировочный документ «Списание задолженности» . В шапке документа указать контрагента и валюту. В закладке «Дебиторская задолженность» следует нажать клавишу «Заполнить» , после этого таблица заполнится документами, по которым есть долги на текущую дату.


Сумма списываемой задолженности в налоговом учете вводится вручную, так как она может не быть равной сумме списываемой задолженности в бухгалтерском учете. В закладке «Счета учета» поставить корреспондирующий счет. В конце провести документ.

Итак, для правильного списания ДЗ необходимо выполнить такие действия.

  • провести инвентаризацию ДЗ и установить размер сомнительной и безнадежной задолженности;
  • оформить бухгалтерскую справку о выявленной задолженности;
  • сформировать резерв по сомнительным долгам на основе данных инвентаризации;
  • обосновать в письменном виде нереальность получения долга;
  • сделать приказ руководителя организации о списании задолженности.