Ставки по страховым взносам на. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

С 1 января контроль за уплатой страховых взносов перешел к сотрудникам налоговой службы, за исключением взносов на травматизм. В статье расскажем: какая ставка ЕСН применяется в 2019 году.

Какая ставка единого социального налога (ЕСН) по страховым взносам

Тарифы страховых вносов по сравнению с 2018 годом остались без изменения, в то время как предельная страховая база повысилась.

Ставка ЕСН и размер предельной страховой базы в 2019 году.

На данный момент общая ставка ЕСН составляет 30%. В таблице приведен размер социальных налогов в 2019 году в разбивке по фондам.

Фонд

Предельный размер базы для расчета страховых взносов

Ставка

до 1 150 000 (включительно)

свыше 1 150 000

до 865 000 (включительно)

свыше 865 000

Кто вправе применять пониженную ставку ЕСН

Плательщики на упрощенной системе налогообложения вправе применять «льготные» страховые тарифы. К такой категории относятся:

  • представители малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфер
  • плательщики, осуществляющие технико-внедренческую деятельность в особой экономической зоне
  • плательщики, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в особой экономической зоне
  • аптеки
  • благотворительные организации
  • социально ориентированные некоммерческие компании
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий
  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0 %
  • участники проекта «Сколково»
  • плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента порта Владивосток

Какая ставка по пониженному тарифу ЕСН

Ставки пониженных тарифов также не изменились по сравнению с 2019 годом изменились. Большинство упрощенцев с нового года перейдут на общий тариф 30 процентов, так как закончится льготный переходный период. Пониженную ставку 20 процентов оставят некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Льготой можно воспользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы. Планового повышения взносов для упрощенцев, которые применяли общий тариф, не будет. Раньше планировалось, что с 2021 года общий тариф вырастет с 30 до 34 процентов. Сейчас в кодексе оставили тариф 30 процентов. Пенсионные взносы компании будут, как и сейчас, считать по тарифу 22 процента с выплат в пределах лимита и 10 процентов - со сверхлимитных сумм. Как отразится на работе. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли льготный тариф. Но есть способы сэкономить на взносах.

В 2018 году обязательные взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование регулирует Налоговый кодекс, а администрирует налоговая служба. Мы расскажем, какие тарифы действуют для организаций на страховые взносы за 2018 год.

В 2018 году администрирование социального страхования осуществляет Федеральная налоговая служба. При этом остались на прежнем уровне ставки перечислений во внебюджетные фонды (см. приведенную ниже таблицу). Всего работодатели должны оплачивать 30% от всех выплат в пользу физических лиц, связанных с трудовой деятельностью, а для индивидуальных предпринимателей предусмотрена своя система расчета и оплаты. В общем и целом размеры страховых взносов в 2018 году регулирует . В ней сказано, что «тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов».

Для организаций-работодателей, вне зависимости от их формы собственности, вида деятельности и системы налогообложения, а также ИП с наемными работниками установлены следующие ставки страховых взносов в 2018 году. Таблица всех общих тарифов:

Вид страхования Тариф на 2018 год
Пенсионное страхование 22%
Медицинское страхование 5,1%
Страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,9%

В данной таблице не учтены перечисления на травматизм, так как для определения их тарифов предусмотрены специальные правила, и их устанавливает работодателям ФСС в зависимости от их вида деятельности и категории риска. Администрирование страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний полностью осталось в ведении ФСС России.

Предельные базы фонда оплаты труда, влияющие на ставки страховых взносов в 2018 году: таблица и свойства

Общие ставки по страховым взносам на 2018 год действуют только в пределах установленного значения фонда оплаты труда за год по каждому работнику организации. Это правило не изменилось по сравнению с прошлым годом. Порядок определения тарифов регулирует , в соответствии с ее нормами, расчет следует производить следующим образом:

Если организация-страхователь имеет право на применение льготных тарифов, то при превышении предельной базы доходов страховые взносы в 2018 году исчисляются по нулевой ставке.

Льготные ставки страховых взносов на 2018 год

По сравнению с прошлым годом все льготы для работодателей были сохранены. Перечень организаций и предпринимателей, которые имеют право на специальные пониженные тарифы, приведен в статье 427 НК РФ . Среди них есть как ИП и юрлица на спецрежимах налогообложения, так и работодатели с определенным видом деятельности. Определить, какие предусмотрены страховые взносы в 2018 году, поможет таблица:

Категория организации или ИП ПФР ФСС ФФОМС Суммарный тариф
Льготные плательщики УСН 20% 0 0 20%
Резиденты ОЭЗ 8% 4% 2% 14%
Участники проекта "Сколково" 14% 0 0 14%
Общества, созданные научными бюджетными организациями 8% 4% 2% 14%
ИТ-организации 8% 4% 2% 14%
Выплаты членам экипажей судов 0 0 0 0
НКО на УСН 20% 0 0 20%
Аптеки на ЕНВД по выплатам фармацевтам 20% 0 0 20%
Благотворительные организации на УСН 20% 0 0 20%
ИП на ПСН 20% 0 0 20%
Резиденты территорий опережающего развития 6% 0,1% 1,5% 7,6%
Резиденты СЭЗ Крыма и г.Севастополя 6% 0,1% 1,5% 7,6%

Все эти категории плательщиков не платят ничего, если размер годовой оплаты труда превысит установленные значения. Также существуют выплаты в пользу физических лиц, которые не облагаются такими взносами. Все они перечислены в статье 422 НК РФ и их исчерпывающий перечень выглядит так:

  • государственные пособия, включая пособия по безработице и социальному страхованию;
  • компенсационные выплаты (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ);
  • единовременная государственная материальная помощь гражданам в предусмотренных законом случаях;
  • дополнительные доходы, кроме заработной платы, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока от реализации продукции, произведенной путем традиционных видов промысла;
  • страховые платежи по добровольному и обязательному страхованию работников;
  • перечисления работодателя на накопительную пенсию работников, но не более 12 тысяч рублей в год на одного человека;
  • возмещение стоимости проезда работников, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска и обратно;
  • выплаты физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ;
  • стоимость форменной одежды и обмундирования;
  • льготы по проезду, предоставляемые отдельным категориям работников;
  • суммы материальной помощи от работодателей, не более 4 тысяч рублей на одного человека за расчетный период;
  • суммы платы за профессиональное обучение работников;
  • суммы возмещения процентов по кредитам на приобретение или строительство жилья, выплачиваемые организациями своим работникам;
  • суммы денежного, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих;
  • выплаты по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

Кроме того, с выплат, которые осуществляются в пользу физических лиц по договорам гражданско-правового характера, организации и ИП не исчисляют сборы на социальное страхование. Оплате подлежат только пенсионные и медицинские платежи.

С начала 2017 года правительство, в целях сокращения и упорядочения отчетности, передало ведение контроля за страховыми взносами (пенсионными, социальными и на медицинскую страховку) в Федеральную налоговую службу.

Именно ФНС с 1 января 2017 года занимается контролем отчислений в казну по различным страховым взносам, обработкой и анализом этой информации, а также взысканием долгов. Передача контроля за «страховкой» к налоговикам преследует цель вернуть в бюджет большие суммы недоимок, накопившиеся за несколько предыдущих лет - в правительстве сочли, что ПФР (как и ФСС, и некоторые другие инстанции) с этой задачей не справились.

Более не действителен Федеральный закон №212, ранее регулировавший данную сферу. Вместо него Налоговый кодекс дополнен целой главой №34 «Страховые взносы» , подробно расписывающей, кто, кому и сколько.

Изменение законодательства в данной сфере не подразумевает изменения тарифа на отчисления в ПФР. Он составит те же 22% , если выплаты не превышают годовой лимит, и 10% , если годовой лимит превышен.

Лица, уплачивающие взносы на собственную пенсию, такие как индивидуальные предприниматели, частно практикующие адвокаты, нотариусы и так далее, по-прежнему будут выплачивать фиксированный взнос в ПФР. Поскольку МРОТ был установлен в размере 11 163 рублей, то фиксированный взнос на год составит 26 545 рублей .

Данная выплата конечна, только если годовой доход ИП, частно практикующего адвоката, нотариуса, врача и т.д. составил не больше 300 000 рублей. Если годовой доход был выше, то в Пенсионный фонд полагается доплатить. Размер доплаты составит 1% от суммы превышения дохода над порогом в 300 000, но не более 212 360 рублей.

Лимит на пенсионные взносы, превышение которого в течение года дает право на пониженную ставку, в 2018 году составляет 1 021 000 руб. Лимиты взносов на суточные при командировках по России и зарубежью - в первом случае они составят 700 рублей в день, во втором - 2500 рублей в день.

В ФНС предоставляют «Единый социальный страховой сбор» (ЕССС), для ПФР — «Отчет о страховом стаже» или СЗВ-стаж.

Для формы СЗВ-М срок сдачи отчетности - до 15 числа следующего месяца . Отчет СЗВ-стаж нужно будет сдавать раз в календарный год, и срок сдачи первого бланка - до 1 марта 2018 года

Льготные проценты начисления

Право на льготу, то есть уменьшенные отчисления на пенсионные счета, сохранили все 13 категорий льготников, и размеры ставок также не подверглись изменению. По 20% на страховую часть пенсии будут отчислять:

По 8% в 2018 году на пенсионную «страховку» будут уплачивать:

  • предприятия, занимающиеся сферой информационных технологий;
  • хозобщества и партнерства на , внедряющие результаты чужой информационной деятельности на производстве, то есть пускающие в дело изобретения, полезные модели и т.д.;
  • любые фирмы, получившие право от управляющих органов особых экономических зон вести в них деятельность по внедрению новых технологий и развивать туристический кластер.

По 6% «пенсионных» платят участники свободной экономической зоны «Крым», включая Севастополь, территории опережающего экономического развития и свободного порта «Владивосток», хотя в каждом конкретном случае есть местные ограничения по видам деятельности.

По 14% берется взнос с участников научного проекта «Сколково». И, наконец, 0% взносов, то есть ничего не платят в ПФР фирмы-владельцы морских судов, зарегистрированных в Российском международном реестре, но только при выплате зарплаты и вознаграждения членам экипажа этих судов (также есть ограничения).

Переходный тариф

Как такового, переходного тарифа нет, поскольку сами тарифы не изменились . Но в связи с тем, что переход отчетности из фондов в налоговую привел к потере информации и путанице, особенно при наличии переплат по взносам, рекомендуется очень тщательно проверить и перепроверить все сведения по страховым взносам на всех сотрудников с начала 2017 года, во избежание переплат.

Действие регрессивной ставки

Регрессивной ставкой называется уменьшенная ставка пенсионных страховых отчислений , применяющаяся, если лимит страховой базы превышен. В 2018 году он составляет 1 021 000 рублей. Это значит, что если годовой доход сотрудника превышает эту сумму, то страховые отчисления для него на сумму сверх лимита рассчитываются по регрессивной ставке. Она составляет 10%.

Что это значит на примере? Допустим, зарплата работника (полностью) составляет 90 000 рублей в месяц. Итого в год она составит 1 080 000 рублей.

Взносы с суммы в пределах лимита стабильны. Они не могут превысить 224 620 рублей в год (ровно 22% с 1 021 000). Соответственно предприятие за этого сотрудника платит в казну 224 620 руб, плюс:

(1 080 000 - 1 021 000) * 10% / 100% = 5900 руб.

Итого общий пенсионный взнос за этого работника составит в год:

224 620 + 5900 = 230 520 руб.

По договорам ГПХ

В большинстве случаев договора гражданско-трудового характера (подразумевающие отношения не работодатель-работник, а заказчик-исполнитель) подразумевают отчисление страховых пенсионных взносов также, как и трудовые, но есть ряд исключений :

  • договор заключен с ИП, который платит страховые за самого себя;
  • договор заключен с иностранцем, который находится в России временно и не имеет российского гражданства;
  • договор заключен со студентов ВУЗа или ССУЗа дневной очной формы обучения.

Взнос в размере все тех же 22% осуществляется при оплате за выполнение стороной - Исполнителем оговоренной работы. При договорах иного смысла, например, на куплю-продажу недвижимости, ничего подобного делать не придется. Однако если Исполнитель имеет право на применение пониженной ставки в оговоренных выше случаях, то выплаты производятся именно по ней.

Закрытый, т.е. максимально полный перечень выплат, не облагающихся страховым взносом, приведен в статье 422 главы 34 Налогового кодекса РФ. Все выплаты, которые в ней не упомянуты, взносами облагаются.

К освобожденным относятся:

  • государственные пособия, такие как по безработице и т.д.;
  • государственные компенсации, например, на оплату спортивного питания в профессиональном спорте;
  • единовременная материальная помощь - в пределах 50 000 руб.;
  • доходы представителей коренных малочисленных народов от народного промысле, кроме заработной платы;
  • иные перечисленные в статье выплаты.

Обязательные и дополнительные ставки

Ставка в 22% является обязательной для всех кроме льготников. Но люди, занятые на вредной/опасной работе, имеют право на льготное пенсионное обеспечение - досрочный выход на пенсию. Поэтому в их отношении государство устанавливает дополнительные тарифы .

Дополнительный тариф устанавливается по определенным спискам, которые регулируют законы №400-ФЗ и 426-ФЗ (оба от 28.12.2013 года). Они продолжают действие и в 2018 году. Чем выше класс опасности работы, тем больше и дополнительный тариф. Он может варьироваться от 9 до 2% (вдобавок к основному - 22%).

Отчетность в фонды на 2018 год

«Единый социальный страховой сбор» для ИФНС объединил в себе несколько разных видов отчетности , предоставляемых по разных контролирующим инстанциям - по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, включая выплаты по больничным листкам и вопросам, связанным с материнством и отпуском по уходу за ребенком.

Срок сдачи для ЕССС - не позднее 30 числа следующего за отчетным периодом месяца, для ФСС по травматизму - не позднее 20/25 (в бумаге/электронном виде) следующего месяца, для СЗВ-М - не позднее 15 числа следующего месяца.

Изменения по страховым взносам на 2018 год представлены ниже.

Инструкция

Сначала определите базу налог ообложения. Базой налог ообложения (та сумма, с которой налог ) является сумма дохода физического лица (наемного ). Она может быть получена им в виде заработной платы, то есть по трудовым ., или в виде иных выплат, которые выдаются по гражданско-правовым договорам: авторское вознаграждение, за выполненные работы и т.д. При этом плательщиками единого социального налог а являлись и индивидуальные предприниматели, использующие наемную рабочую силу.

Определите ставку налог а. Ставка налог а обладает регрессивной шкалой, то есть с большей суммы удерживается меньший процент. Так, с суммы от 0 до 280 000 руб. налог а так: Федеральный бюджет (ФБ) – 6%, Пенсионный Фонд России (ПФР) – 14%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 2%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – 1,1%, Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%. При таком распределении обычная на наемного работника составляет 26%. Второй предел и вторая шкала предназначаются для доходов от 280 001 руб. до 600 000 руб. включительно: ФБ – 2,4%, ПФР – 5,5%, ТФОМС – 0,5%, ФФОМС – 0,6%, ФСС – 1%. И третий предел и третья шкала предназначаются для доходов свыше 600 000 руб.: ФБ – 2,0%, ПФР – 0%, ТФОМС – 0%, ФФОМС – 0%, ФСС – 0%.

Перемножьте базу налог ообложения (сумму заработной платы) на ставки отчислений по соответствующей шкале. Например: работника составляет 60 000 руб. Тогда ставка единого социального налог а: 6 +14 + 2+ 1,1 +2,9 = 26%. Сумма единого социального налог а, подлежащая отчислению в бюджет: 60 000 руб. * 0,26 = 15 600 руб. При этом сумма заработной платы не должна быть уменьшена на сумму подоходного налог а. Таким образом, существовало двойное налог ообложение одних и тех же сумм.

Видео по теме

Обратите внимание

Единый социальный налог не начислялся: на доходы инвалидов всех групп инвалидности, на пособия и компенсации, необлагаемые налогом на доходы физических лиц, на суммы компенсаций (при увольнении на сумму компенсации за неиспользованный отпуск). Не включались в налогооблагаемую базу суммы страховых взносов, которые предприятие уплачивало за своих работников в фонды добровольного медицинского страхования при сроке страхования более года. Кроме того, не включались в налогооблагаемый доход и любые выплаты, которое предприятие делало за счет своей прибыли (не относя такие выплаты на расходы).

При применении упрощенной системы налогообложения компании, индивидуальные предприниматели уплачивают единый социальный налог. Исчисление этой величины регулируется главой 24 НК РФ. Расчет и уплата налога имеет ряд особенностей, которые учитываются при вычислении базы. Ставка ЕСН меняется в зависимости от суммы начисленной заработной платы.

Вам понадобится

  • - калькулятор;
  • - сведения о начисленной заработной плате;
  • - сведения об отчисления в ПФР и начисленных выплат по нетрудоспособности.

Инструкция

База по ЕСН исчисляется отдельно для каждого сотрудника. Она равна начисленным выплатам за месяц. Пока заработная плата работника составляет менее 280 000 рублей, ставка налога равна 26 процентам. Соответственно, ежемесячно рассчитывается налог по каждому специалисту предприятия, исчисляемый путем умножения на 26% базы. Последняя равна не реально выплаченным, а начисленным выплатам. Затем ЕСН по сотрудникам складывается, следовательно, получается исчисленный налог.

За январь расчет налог производится так, как указано выше. За февраль ЕСН исчислите аналогично, только из суммы рассчитанной вычтите налог за январь. Соответственно, ЕСН вычисляется нарастающим итогом, но за минусом налога за предыдущий месяц.

Когда база по налогу превысит 280 000 рублей, то к фиксированной сумме 72 800 рублей прибавьте величину, на которую превышает налоговая база 280 000 рублей. Результат полученной величины умножьте на 10 процентов. Затем сложите между собой суммы налога по каждому сотруднику. Вычтите ЕСН за предыдущие месяцы.

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году. Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета. Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года .

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы. Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность. При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им .

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности , и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес. Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития. Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.