Николай васильевич никитин останкинская телебашня. Две башни

Далеко не каждый провинциальный город может похвастаться большим количеством выдающихся земляков, оставивший свой след в истории России и мира. Тобольск стоит особняком. Достаточно назвать фамилии людей родившихся в Тобольске - Менделеев, Алябьев, Перов, Абдулов, Никитин. Или людей, так или иначе связавших свою жизнь с сибирским городом - Николай Второй, Ершов, Кюхельбекер, Фонвизин, Радищев. И это далеко не полный список известных людей Тобольска. Каждую пятницу я рассказываю небольшие истории о знаменитых Тоболяках. Все прошлые материалы можно найти по тегу - «Люди нашего города».

Сегодня поговорим о советском архитекторе, создателем Останкинской башни - Николае Никитине.

Детство
Николай Васильевич Никитин родился 15 декабря 1907 года в Тобольске. Его отец, коренной тоболяк Василий Никитин незадолго до рождения первенца жил в Чите, где попал под влияние революционных событий 1905 года и как неблагонадежный был выслан на свою малую родину, где работал в должности судейского писаря. Когда Коле исполнилось 6 лет, семья в поисках работы переехала в Ишим, а позже перебралась в Новосибирск, где Николай окончил школу и получил направление на учебу в Томский технологический институт.

В 1930 году Никитин с отличием окончил архитектурное отделение строительного факультета Томского технологического института. Во время учебы возглавлял студенческое конструкторское бюро, занимавшееся разработкой методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. Этот факт в дальнейшем отложил серьезный отпечаток на всю его карьеру. Никитин хоть и прослыл специалистом по высоткам, всегда интересовался железобетоном.

- Меня всю жизнь интересовал по-настоящему только железобетон . Его поведение в разных условиях строительства , - рассказывал в интервью Никитин. - А во всех этих высотных сооружениях железобетон использовался. Так что меня приглашали принять участие в проектах как специалиста по этому материалу.

Начало карьеры
По окончании института Никитин был назначен архитектором Новосибирского крайкомхоза. Его первым проектом стало четырехэтажное здание общежития с оригинальным сборным железобетонным каркасом на монолитном фундаменте. Для его строительства Никитину пришлось организовать собственное производство железобетонных опор, балок и ферм.

В 1932 году Никитин спроектировал большие пролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирска. Он сумел внести в проект московских архитекторов существенные поправки, Здание наполнилось светом, воздухом и обошлось дешевле при строительстве.

В 1932 году совместно с инженером Юрием Кондратюком Никитин разработал проект ветроэлектростанции в Крыму, на вершине горы Ай-Петри. Электростанция напоминала могучий двухмоторный самолет, парящий над землей, как бы повернутый из горизонтальной в вертикальную плоскость.

Вращением своих двух мощных винтов, установленных на разных уровнях, электростанция создавала большое количество электроэнергии, так необходимой для освещения городов и лазурного побережья Крыма. Однако, по ряду причин проект реализовать не удалось, но разработки были позже применены Никитиным при строительстве Останкинской телебашни.

Николай Никитин много и упорно работал в период Отечественной войны, участвуя в разработке проектов восстановления перемещенных на восток фабрик и заводов, продукция которых была так необходима для фронта. И послевоенные годы также были не из легких. Необходимо было восстанавливать города, заводы и промышленные объекты, в короткий срок построить миллионы квадратных метров жилых и производственных площадей. Никитин принимает активное участие в этом весьма важном деле и за разработку проекта монолитных «шедовых» конструкций для промышленных зданий получил высокую государственную премию - звание Лауреата Сталинской .

Значимые проекты
В 1949-1952 годах Николай Никитин участвует в проектировании зданий МГУ на Ленинских горах. Вместе с группой конструкторов Никитин предложил принципиально новые технические решения, которые позволили построить в сложных грунтовых условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов. Здание Московского университета, Дворец культуры и науки в Варшаве, Центральный стадион имени В. И. Ленина в Москве - «Лужники», мемориал в Ульяновске, монумент «Родина-мать» в Волгограде — далеко не полный перечень работ Николая Никитина, получивших признание и за пределами Советского союза.


Но главным образом, имя Николая Никитина связано с созданием Останкинской телевизионной башни, получившей высокую оценку и всемирное признание. Впервые в СССР, была построена башня, которая по своей высоте почти в два раза превысила всемирно известный аналог Эйфеля в Париже.

- Незадолго перед тем, как я попал на обсуждение проектов строительства вышки, я был в командировке в германском Штутгарте и видел местную телевышку. Построена она была из железобетона, чем, собственно, и привлекла мое внимание , - вспоминал Никитин в интервью. - В ней все было понятно: как работает каждый элемент, как распределены нагрузки и прочее. Я прикинул прямо там же, в кафе, что подобную можно было построить и большей высоты. Не как штутгартская - всего 210 метров, а метров на 500 и даже больше. Так что, когда шло обсуждение и предлагались самые фантастические варианты вплоть до того, что вышку замышляли построить наклонной из стали, я высказался за железобетонный вертикальный вариант .

Проект Никитина был утвержден. Возведение телебашни началось 27 сентября 1960 года. Через 10 лет «Останкино» выдало в эфир первый телевизионный сигнал. Останкинская башня - это высотное здание с десятками кольцевых площадок в 44 этажа, с тремя ресторанами и множеством подсобных помещений, чего нет ни на одной телебашне планеты.

Будучи талантливым конструктором, Никитин щедро делился своими знаниями со специалистами, работающими в области строительства высотных сооружений. К нему приезжали за консультациями группы из Японии, которые намеревались построить город-башню высотой 4 км. У Никитина были специалисты из Канады, которые разрабатывали проект телебашни высотой 350 м, а фактически, после встречи с Никитиным, увеличили ее высоту до 553 м.

Память о Никитине
Инженер-конструктор Никитин намного обогнал свое время не только в задуманном, но и осуществленном. Однако, имя конструктора сегодня незаслуженно забыто. В Москве, где он работал большую часть своей жизни, его именем не названа ни одна улица, нет памятных мест, связанных с его именем. Нет даже мемориальной доски на доме, в котором он жил. В разные годы соратниками поднимался вопрос о присвоении Останкинской башне имени ее автора, но и это предложение осталось неосуществленным.

В Тобольске, кстати, также нет никаких памятных знаков, рассказывающих о земляке. Лишь одна из улиц в микрорайоне «Строитель» получила его Никитина. Хотя, копия проекта «Останкинской башни», к примеру, смотрелась бы вполне уместно, на улицах Тобольска.

Был Никитин Николай Васильевич. Сооружения, которые созданы по его разработкам, узнаваемы во всем мире. О том, какие строительные проекты велись под руководством этого архитектора, а также об основных этапах его жизни читайте в статье.

Детство и юность

Никитин Николай появился на свет в городе под названием Тобольск, в конце 1907 года, а именно - 15 декабря. Его отец сначала занимал должность инженера типографии, а после революции стал работать судебным писарем. Спустя несколько лет после рождения Николая его семья сменила место жительства. Теперь это был город Ишим. Это случилось в 1911 году. Здесь будущий архитектор окончил как первый класс гимназии для мальчиков, так и приходское училище.

Во время отступления колчаковских войск семья Никитиных переехала в город Николаевск, который в настоящее время известен под названием Новосибирск. Интересный факт: в возрасте 17 лет молодого человека в ногу укусила змея, и след остался у архитектора до конца жизни.

Учеба

В 1930 году Николай Никитин с отличием окончил технологический институт в Томске. Учился он на отделении архитектуры, которое являлось частью строительного факультета. Уже в это время он проявил себя в качестве талантливого архитектора, способного создавать оригинальные проекты. Так, он возглавлял конструкторское бюро студентов. Здесь велись разработки комплексных методик расчета железобетонных конструкций для металлургического комбината в Кузнецке.

Начало творческого пути

Как только Николай Никитин окончил институт, он был назначен одним из архитекторов в Новосибирске. Здание общежития высотой в 4 этажа стало дебютным проектом Никитина. Оно также стало первым сооружением в СССР, сконструированным из сборного железобетона. Интересно, что это было не единственное новшество, предложенное Никитиным. Он впервые использовал канаты из стали для удержания конструкции башенного типа в проекте Останкинской телебашни. Для того чтобы создать каркас на монолитном фундаменте, архитектор организовал собственное производство опор и балок из железобетона.

Под руководством Бориса Гордеева группа архитекторов-конструктивистов вела разработку уникальных конструкций зданий разного назначения. Так, в 1930 году архитектор Николай Васильевич Никитин вел работу над проектом арочной конструкции, использованной в здании спортивного клуба под названием «Динамо». Арки из досок и фанер служили перекрытием в игровом зале, пролет которого составлял 22,5 метра. Несмотря на большие размеры, конструкция была очень легкой. Установлена она была звеном рабочих вручную. Совсем скоро почти во всех учебниках для архитектурных вузов можно было найти информацию об арочной конструкции Никитина.

В период с 1930 по 1932 год архитектор участвовал в разработке проектов многих жилых комплексов, например, «Дом под часами» или «Дом политкаторжан». Кроме того, при его участии был создан проект сооружения крайисполкома. Особенно известными конструкциями, разработанными Никитиным в это время, являются арочные перекрытия вокзала «Новосибирск-Главный».

Награды

Николай Васильевич был признан гениальным инженером-архитектором еще во времена Советского Союза. Он был награжден двумя орденами, многочисленными медалями. В 1970 году получил звание заслуженного строителя РСФСР, а также был удостоен Ленинской премии за разработку каркаса Останкинской телебашни. Он также получил Сталинскую премию третьей степени в 1951 году.

Ветроэлектростанция

В 1932 году Никитин Николай сделал первые шаги в создании своих научных трудов, например, основополагающих теорий, а также расчетов конструкций башенного типа. В тандеме с инженером Ю. В. Кондратюком он занимался разработкой проекта ветроэлектростанции. Планировалось возвести ее на горной вершине Ай-Петри в Крыму.

Архитектор сделал расчеты, как статическое и динамическое воздействие ветра влияет на гибкое сооружение, которое является довольно высоким. Он продумал, как на практике можно применить конструкции из железобетона в башне, где разместить несущие узловые элементы и как возвести их в скользящей опалубке. Несмотря на то, что строительство сооружения не было завершено, архитектор на практике применил многие разработки во время возведения Останкинской телебашни.

В конце 30-х годов прошлого столетия архитектор Николай Никитин жил в столице, здесь же он работал. Так, одним из наиболее известных проектов, в создании которых он принимал участие, является каркас Дворца Советов. Монументальное сооружение должно было находиться на месте храма Христа Спасителя.

Нереализованный проект представлял собой высочайшее в мире здание. Сооружение высотой почти в полкилометра должно было стать символом Москвы и социализма. Многоярусная башня, возвышающаяся над землей на 300 метров, служила постаментом для статуи В. И. Ленина, размеры которой составляют не менее 100 метров.

Согласно фантастическому труду одного советского писателя, в голове правителя размещался зал заседаний. Рука неподвижной фигуры вытянута вверх в жесте, указывающем на Солнце. Вся статуя постоянно вращается при помощи огромных электромоторов. Конечно же, архитекторы не планировали размещать зал заседаний в голове В. И. Ленина. Согласно расчетам, объем здания должен составлять 7,5 миллиона метров кубических, что равно объему трех пирамид Хеопса.

МГУ

Главное здание университета имени М. В. Ломоносова на момент возведения было высочайшим на территории Европы. Оно возвышалось над землей на 240 метров. Строительство сооружения, расположенного на Воробьевых горах, шло на протяжении четырех лет, а именно - с 1949 по 1953 год.

Останкинская телебашня

Высота башни составляла 540 метров. На момент окончания строительства (1967 год) она была одним из самых высоких сооружений в своем роде. В 1957 году Николай Никитин, фото которого представлено в этой статье, начал разработку плана телерадиобашни. Процесс был довольно сложным, так как три четверти веса должны были приходиться на фундамент сооружения, и лишь оставшаяся часть - на его вершину. Максимально допустимое отклонение иглы составляло всего один метр. Если это значение было бы больше, то на экраны транслировалось бы изображение с помехами.

Строительство башни велось в течение десяти лет. Опоры сооружения сравнивают с когтями орла, удерживающего добычу. С их помощью башня упирается в землю. От падения и раскачивания башню удерживают плотные канаты. В 1970 году Никитин и команда архитекторов и инженеров, работавших над возведением телебашни Останкино, получили Ленинскую премию.

Башня-оболочка

В течение двух лет, с 1966 по 1967 годы, Никитин работал совместно с Владимиром Ильичем Травушем. Вместе они разработали проект сетчатой башни-оболочки из стали. Высота сооружения составляла 4000 метров. Мицусиба, владелец японской компании, заказал строительство башни русским инженерам и архитекторам.

В начале нашего столетия японцы вновь рассмотрели проект этого сооружения. В настоящее время башня X-Seed 4000 должна стать самой высокой в мире. 800-этажное здание может быть размещено прямо над морем благодаря 6-километровому фундаменту. Согласно расчетам, здесь одновременно могут находиться от 700 000 до 1 000 000 людей.

Смерть

Николай которого представлена в данной статье, прожил удивительную жизнь. Он скончался в 1973 году, а именно - 3 марта. Выдающийся архитектор похоронен на Новодевичьем кладбище.

Никитин Пётр Романович

Пётр Романович Никитин (1726—1784) — архитектор, градостроитель. Стоял у начала русского градостроения эпохи классицизма. Сын живописца петровского времени Романа Никитина , племянник знаменитого художника Ивана Никитина , от которых получил начальное художественное образование, будучи с ними в 1732-42 в Тобольске «за караулом». В 1742 поступил в команду полицмейстерской канцелярии в Москве, в 1748 графом Франческо Растрелли аттестован в гезели архитектуры. В 1749—63 работал в Москве, занимался главным образом урегулированием улиц, реконструкцией и починкой старых построек, поэтому допетровская русская архитектура была Никитину близкой, родной и понятной, что впоследствии помогло ему блестяще решать проблемы преемственности историчности города при перепланировке древнерусских городов. В работах московского периода Никитин следовал господствовавшему тогда барокко. В это же время Никитин преподавал в архитектурной школе Дмитрия Ухтомского . В числе его учеников — Матвей Казаков , долго работавший затем под руководством Никитина в Твери. В 1760—63 Никитин — главный архитектор Москвы.

Франческо Растрелли, Матвей Казаков


В 1763 году Никитин направлен руководить восстановлением Твери после катастрофического пожара, почти уничтожившего город. Он сразу создал регулярный ген-план города, ставший образцом для многих перепланировок русских городов в екатерининское время. На центральной Московской дороге Никитин расположил 4 площади разной конфигурации. На главной 8-угольной Фонтанной площади он возвёл ансамбль Дворянского дома, магистрата, школы и соляного «магазина», далее устроил полукруглую центральную площадь , из которой в сторону кремля расходятся лучи классической трёхлучевой системы, и построил на ней почтовый и питейный дома. Следующая площадь была Торговой , последняя, полукруглая, расположена у кремля. Остальная система улиц создана прямоугольной, с сохранением композиционного значения существовавших храмов. В центре кремля Никтин восстановил и радикально перестроил архиерейский дом (1764-67). Одновременно с планировкой города Никитин разработал образцовые проекты домов. Стилистически постройки Никитина тверского периода принадлежат раннему классицизму, сохраняющему отдельные черты барокко.


Тверь, Казённая палата (сейчас городская администрация Твери)
по проекту Никитина на восьмиугольной Фонтанной площади (сейсас площадь Ленина).


Блестящий опыт реконструкции Твери — первый в истории русского градостроения — поставил Никитина в число ведущих русских архитекторов того времени и стал образцом для других городов. В частности, чертежи Никитина были скопированы А. В. Квасовым и посланы в качестве руководства в Казань (в связи с чем впоследствии историки архитектуры ошибочно приписывали Квасову план Твери).


План центральной части Твери (фрагмент).


В 1776 Никитин был приглашён наместником Калуги . Специально для Никитина была введена должность советника наместника по архитектуре с огромным окладом и возмещением расходов; усилиями Никитина и Кречетникова была обеспечена очень высокая организация строительных работ, позволившая чрезвычайно быстро осуществить все замыслы. В 1778 году Никитин составил регулярный план города и приступил к его осуществлению.


План Никитина тонко учитывает специфику рельефа местности, прорезанной спускающимися к Оке оврагами. Улицы кварталов между ними расходятся веером, образуя на пересечениях множество разнообразных ракурсов. Общая композиция Калуги решена в форме трапеции, основанием которой служит Ока. В вершинах Никитин расположил 2-е круглые площади, поставив на первой из них, в центре средневековой части города у развилки дороги из Москвы, сложное в плане здание (1782—1785).



Дорегулярная структура города была упорядочена и рекомпонована, сохранив семиотическую значимость исторических храмов. Общественные здания ставились на пересечениях магистралей; в центре у Оки на месте крепостных стен Никитин построил каре Присутственных мест (1780-85) с проездными арками, повторившими возведённые им триумфальные ворота со стороны Москвы.

Выдающийся советский инженер-конструктор, ученый в области железобетонных и металлических изделий Николай Васильевич Никитин (1907-1973) родился в в семье Василия Васильевича и Ольги Николаевны Никитиных. Его отец был родом из Тобольска и работал метранпажем (старшим наборщиком) в Читинской городской типографии. За участие в революционных событиях 1905 года Василий Васильевич был выслан на родину, где устроился секретарем Тобольского губернского суда.

В 1911 супруги Никитины с детьми Николаем и Валентиной переехали в . Василий Васильевич занялся частной адвокатской практикой, Ольга Николаевна открыла фотопавильон. Жили Никитины достаточно благополучно, но наступали трудные времена. В 1915 Николай Никитин начал обучение в приходском училище, после окончания которого в 1917 поступил в гимназию, но посещал ее относительно недолго. Шла Гражданская война. Осенью 1919 Никитины вместе с отступающими колчаковскими войсками перебрались в . Учился Николай Никитин в 12-й Совшколе им. профессора Тимирязева, где увлекся математикой. Летом 1924 во время сбора ягоды Николая Никитина укусила в ногу змея, и он долгое время лежал в больнице. Дефект ноги остался у него на всю жизнь.

После окончания в 1925 школы Николай Никитин приехал в поступать на механико-математический факультет Сибирского технологического института (ныне – Томский политехнический университет), но там свободных мест не оказалось. Пришлось идти на архитектурное отделение инженерно-строительного факультета. Этот неожиданный поворот к искусству любившему в детстве рисовать Никитину со временем понравился. Под влиянием профессора Н. И. Молотилова он нашел свое призвание в железобетоне, проектированию сооружений из которого он отдал практически всю оставшуюся жизнь. Инженерный талант Н. В. Никитина был замечен, и он был назначен руководителем студенческого конструкторского бюро, которое занималось разработкой комплексной методики расчета типовых конструкций из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината.

После окончания в 1930 института Н. В. Никитин стал работать архитектором в Новосибирском крайкомхозе. В 1932 он познакомился и подружился с талантливейшим инженером, одним из основоположников космонавтики Юрием Васильевичем Кондратюком, который привлек его к разработке оригинального проекта Крымской ветряной электростанции на горе Ай-Петри.

С 1937 Н. В. Никитин жил и работал в . Участвовал в грандиозном проекте здания Дворца Советов, высота которого должна была составить вместе со статуей Ленина 420 м. С началом Великой Отечественной войны Н. В. Никитина из-за травмированной ноги в армию не взяли (что, вероятно, спасло ему жизнь). Он много и упорно трудился; занимался проектами восстановления эвакуированных на восток предприятий. В это время его отец, В. В. Никитин, работавший юрист консультантом в Новосибирске, в январе 1942 был арестован и затем расстрелян (реабилитирован в 1989); Ю. В. Кондратюк же ушел добровольцем на фронт и в феврале 1942 погиб.

После войны Н. В. Никитин принимал участие в создании значительного числа уникальных сооружений: главного здания Московского государственного университета, Дворца культуры и науки в Варшаве, монумента «Родина-мать» в Волгограде, стадиона «Лужники» в Москве, Мемориала В. И. Ленина в Ульяновске и др. Но главный шедевр Никитина – это проект Останкинской телебашни, общая высота которой составила 540 м, а масса башни вместе с фундаментом – 51,4 тыс. тонн. В 1966-1969 Н. В. Никитин совместно с В. И. Травушем разработал для японцев проект небоскреба с расчетной высотой 4 км.

Н. В. Никитин – доктор технических наук (1966), заслуженный строитель РСФСР (1970), лауреат Государственной премии СССР (1951), Ленинской премии (1970). В любой работе он был настоящим трудоголиком, отличался большой творческой энергией и интуицией, фантазией и устремленностью в будущее, нестандартностью и смелостью решений. Похоронен Н. В. Никитин в Москве на Новодевичьем кладбище. На его мраморной стеле сделана простая надпись: «Инженер Николай Васильевич Никитин».

Трудно сказать, была ли Вавилонская башня первым опытом строительства высотных сооружений в истории человечества. Очевидно одно — это был самый известный случай неудачной попытки такого рода. Хотя, конечно, инженер треста «Стальконструкция» Николай Никитин, принимаясь за свою, без преувеличения, грандиозную работу, вряд ли думал о столь далеких временах. Скорее всего, ему не давал покоя относительно недавний проект его коллеги — Густава Эйфеля, чья ажурная металлическая башня совершенно изменила облик Парижа. Правда, у Эйфеля в Москве уже был свой подражатель — Владимир Григорьевич Шухов, чья башня на Шаболовке до поры до времени исправно выполняла роль антенны. Она не была ни выше, ни изящнее, ни красивее, чем Эйфелева. А подобные сравнения неизбежно возникали у всякого, кто видел ее впервые. Никитин же был убежден, что стальные кружевные конструкции остались в прошлом. Вот почему, когда встал вопрос о строительстве в Москве нового телевизионного комплекса с башней высотой не менее пятисот метров, Никитин выдвинул в высшей степени смелое предложение — построить башню из бетона. Многим тогда это показалось безумием. Теоретические расчеты показывали, что у столь грандиозного сооружения практически нет шансов устоять под напором сильного ветра. Более того, утверждалось: чтобы сделать башню мало-мальски устойчивой, ее нужно поставить на фундамент глубиной не менее 40 метров. (Эту цифру называли канадские инженеры, которые тоже собирались построить у себя нечто подобное.) Никитин пошел другим путем.

Николай Васильевич Никитин , профессор, доктор технических наук, заслуженный строитель РСФСР. Родился в 1907 году в Тобольске. После окончания школы поступил на строительный факультет Томского технологического института, где впервые познакомился с курсом лекций по технологии железобетона. В 1932 году разработал оригинальный проект Крымской ветроэлектростанции. До реального сооружения ВЭС дело не дошло, но Никитину была присуждена первая премия.

Во время Великой Отечественной войны Николай Васильевич работал над проектами восстановления эвакуированных на восток страны заводов и фабрик. После войны получил звание лауреата Сталинской премии за разработку проекта монолитных конструкций для промышленных зданий. Позже Никитин участвовал в создании комплекса Московского государственного университета на Ленинских горах, Дворца науки и культуры в Варшаве, мемориала В.И.Ленина в Ульяновске, монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде.

В 1967 году в Москве по проекту Никитина была поставлена телевизионная башня, почти вдвое превышающая высоту Эйфелевой башни в Париже. В 1970 году авторскому коллективу под руководством Никитина за проект Останкинской башни была присуждена Ленинская премия в области строительства.

Откуда, кстати, возникло это число — 500 метров? Оставим в стороне утверждения, что советское правительство хотело воздвигнуть самое высокое сооружение на планете, хотя мотивы соперничества в деле строительства высотных зданий будут, видимо, существовать всегда. Цифра 500 возникла в теоретических расчетах инженеров. Именно при такой высоте антенны телевизионный сигнал мог охватить как саму Москву, так и практически всю Московскую область. При меньшей же высоте радиус охвата сигнала оказывался не больше 120—150 километров, что было недопустимо. К примеру, Шуховская башня высотой 140 метров передавала сигнал лишь на 60 километров. Так что приходилось плясать именно от цифры 500.

Никитин предложил свою в высшей степени нестандартную и в то же время удивительно простую конструкцию. Полый железобетонный цилиндр высотой 380 метров должен был стягиваться 149 вертикальными стальными тросами диаметром 38 миллиметров, размещенными вдоль внутренней поверхности ствола. Суммарное напряжение составляло 10,8 тысячи тонн. Подобная система должна была придать башне невиданную прочность и устойчивость в экстремальных условиях, а также препятствовать образованию трещин в бетоне. Завершалась эта конструкция 120-метровым стальным шпилем. Таким образом, искомые 500 метров были получены. Причем без предполагаемого раньше глубокого фундамента. При такой необычной системе в основание башни весом больше 30 000 тонн достаточно было положить относительно небольшую бетонную шайбу. В подтверждение своей правоты сам Никитин говорил: «Человек при его росте в пропорции имеет куда более слабую опору на ступни, но он при этом еще и ходит!»

Судя по всему, у пресловутой Вавилонской башни не было главного архитектора, а потому названа она была по месту расположения. У московской башни автор был, но тем не менее и она тоже получила свое имя по месту строительства. Хотя вполне могла называться и по-другому — Черемушкинской. Дело в том, что первоначально весь телевизионный комплекс планировалось построить именно там. Но дальше этого дело не пошло — выяснилось, что башня, скорее всего, будет мешать пролетающим самолетам, чьи воздушные коридоры проходили как раз через этот район. Поэтому в марте 59-го стройка переехала в Останкино. Так знаменитая башня стала останкинской, хотя справедливее было бы называть ее башней Никитина.

В июле 1960 года началось строительство. За работу взялось СУ-60 треста «Строитель». Однако через год все работы были заморожены. У чиновников из Министерства строительства РСФСР возникли серьезные сомнения насчет прочности конструкции. От Никитина требовали увеличить глубину фундамента до 30 — 35 метров, против чего инженер категорически возражал. По его расчетам, для сооружения основания вполне хватало глубины в 4,5 метра и диаметра около десяти. Никитину все же удалось отстоять свое мнение, хотя на это ушло почти два года. В марте 63-го был утвержден окончательный проект, по которому высоту башни увеличили… до 520 метров.

С 64-го работа закипела вовсю, и уже через четыре года башня начала регулярные трансляции четырех телевизионных и трех радиопрограмм. Акт комиссии о приемке первой очереди был подписан 5 ноября 1967 года, а в декабре 68-го была завершена вторая очередь строительства.

На высоте 337 метров была оборудована смотровая площадка. Скоростные лифты за 57 секунд поднимали на нее посетителей. Здесь же был открыт знаменитый вращающийся ресторан «Седьмое небо». Полный оборот он совершал за 40 минут. Времени как раз хватало, чтобы пообедать и осмотреть всю панораму Москвы с высоты птичьего полета. В общем, столица СССР стала обладателем самого высокого свободно стоящего сооружения в мире. Правда, ненадолго. В 1975 году в Торонто была возведена аналогичная по конструкции башня. Канадские архитекторы поставили себе задачу превзойти московский шедевр. Что и сделали. Башня Cи Эн поднялась на 555 метров.

Вавилонская башня не была достроена из-за того, что столь амбициозная идея не понравилась Богу. Более поздние источники утверждают, что Всевышний не просто прекратил строительство, но и разрушил уже построенное. Причиной этого могло быть землетрясение, ураган или молния. Кстати, последние регулярно ударяют в Останкинскую башню — по нескольку сот раз в году. Правда, башня обладает столь сильным полем, что отталкивает от себя электрический разряд. И тогда молнии уходят параллельно стволу и бьют в землю рядом с башней. Самой башне они не страшны, ведь ее создатели задали ей фантастические пределы прочности: она в состоянии выдержать восьмибалльное по шкале Рихтера землетрясение, ураганный ветер силой до 44 метров в секунду, а также отклонение вершины в радиусе до 14 метров. Единственное, чего инженеры не могли предвидеть, а вернее, предотвратить, — это элементарную человеческую халатность. Скорее всего, именно она и стала причиной пожара, случившегося в воскресенье 27 августа 2000 года около 15 часов на высоте 320 — 350 метров.

Вначале на башне показались клубы густого дыма. Затем один за другим стали отключаться телевизионные каналы — НТВ, «Культура», ТВ-6, ОРТ, ТВЦ, СТС. Пожарные в спешном порядке начали выводить посетителей из ресторана.

В 17.30 в экстренном выпуске программы «Вести» зрители, наконец, узнают, что происходит на башне.
В 18.00 канал РТР также прекратил вещание.
К 20.00 становится очевидно, что огонь, несмотря на все усилия пожарных, погасить не удается. Пламя, раздуваемое словно в гигантской печной трубе, опускается все ниже. На место прибыло более 40 пожарных машин. Пожару присвоена 5-я категория сложности.
В 21.00 уже горят ресторан и смотровая площадка. Пожарные пешком на трехсотметровую высоту заносят огнетушители.
В 22.00 из башни начинают вырываться языки пламени. Огонь опускается до отметки 280 метров.
В 24.00 предпринимается очередная попытка остановить огонь. На высоте 200 метров перерубаются кабели, а все пространство заполняется огнеупорными материалами. Безрезультатно: огонь медленно ползет вниз. Все это время продолжают падать скоростные лифты.
К 4 часам утра 28 августа пожарные работают уже на высоте 150 метров.
К 6 часам утра огонь разгорается с новой силой, доходя уже практически до земли — до конического основания высотой 63 метра. Пожарные начинают использовать воду.
К 12 часам дня пламя удается остановить, а затем и потеснить вверх.
К 14 часам тушение идет на высоте 300 метров.
В 17 часов пожарные заявили, что пожар на башне полностью потушен. В результате катастрофы погибли три человека — пожарный Владимир Арсюков, лифтер Светлана Лосева и сантехник башни Александр Шепицын. Все они находились в лифте, обрушившемся с двухсотметровой высоты.

По официальной версии «причиной возгорания Останкинской башни стало значительное превышение нагрузки на фидеры — кабели, передающие сигнал высокой мощности от аппаратуры к антенне». Начальник управления государственной противопожарной службы ГУВД Москвы Леонид Коротчик заявил на пресс-конференции 30 августа, что башня была «рассчитана на значительно меньшую нагрузку, чем та, которой она подвергалась в последние годы». Кроме того, электроэнергию не отключали более трех часов, что значительно затрудняло работу пожарных. Все так, но, по правде говоря, башня просто не была оборудована современными системами пожаротушения, а потому подобная катастрофа была едва ли не закономерной. В мае 2000 года на башне в последний раз побывали пожарные инспекторы. Они обнаружили 38 недостатков, которые было предписано устранить в срочном порядке. До момента пожара удалось исправить только 16 из них. Хотя все эти полумеры вряд ли могли помочь. Необходимы были коренные изменения, которые будут учтены в процессе реконструкции Останкинской башни. В свое время экскурсоводы с гордостью рассказывали посетителям, что это уникальное сооружение прочно стоит на земле благодаря стальным тросам, стягивающим бетонные кольца. В результате пожара из 149 таких тросов осталось всего 19. И что же? Башня продолжает стоять. Правда, как долго это будет продолжаться, никто не знает.

Существуют диаметрально противоположные взгляды на то, насколько сильно во время пожара пострадала Останкинская башня, и на то, что теперь с ней следует делать. Причем во взглядах расходятся именно те люди, которые в шестидесятые годы ее строили. Бывший главный специалист группы строителей железобетонного ствола, начальник проектного отдела ОАО «Спецжелезобетонстрой» Давид Рабунский утверждает, что «сама башня, железобетонный ствол может стоять самостоятельно, без канатов, так как они предназначались в основном для долговечности». А вот бывший начальник отдела новых строительных конструкций Главстроя СССР Юрий Афанасьев утверждает: «Если бетон уже начал трескаться — ведь постоянная амплитуда колебания шпиля 3 метра, то главное, что должно сейчас волновать специалистов, — как аккуратно разобрать башню, не допустив ее падения. Дело в том, что при температуре свыше 400 градусов связь металла с бетоном теряется, это приводит к образованию тех самых трещин, из-за которых бетон уже не работает как цельная конструкция. Свою разрушительную лепту начинает вносить и коррозия арматуры.

Так кто же прав? Трудно сказать, но пожарные говорили, что в некоторых местах температура горения достигала 1500 градусов. Так что худшие опасения вполне могут оправдаться.

Археологи утверждают, что Вавилонская башня действительно существовала. В начале XX века ученые раскопали близ Вавилона необычное строение, названное ими Вавилонским зиккуратом. Измерения показали, что сооружение это, скорее всего, имело высоту 90 метров и погибло в свое время от буквально неимоверного огня. Внутри и снаружи были обнаружены следы воздействия огромной температуры. Что конкретно послужило причиной той далекой катастрофы, физики объяснить так и не смогли. В результате огненного шквала высота Вавилонского зиккурата уменьшилась по меньшей мере вдвое. С Останкинской башней этого не произошло. Более того, парадокс заключается в том, что после пожара она даже может стать… еще выше. Как сообщил на заседании коллегии Госстроя РФ главный инженер Государственного института телерадиовещания Александр Демьянов, «при восстановлении Останкинской башни предполагается нарастить стальные конструкции с 540 до 562 метров». То есть увеличить высоту еще на 22 метра! По расчетам, на все работы должно уйти не меньше года. Удастся ли осуществить сей смелый проект — покажет время. Совершенно очевидно, что люди по-прежнему хотят быть выше всего и вся. Другой вопрос, для чего им это нужно?

Дмитрий Воздвиженский

В погоне за высотой

Точная дата появления высоток долго была предметом обсуждений и споров специалистов. Чаще всего высказывалось мнение, что началом процесса гонки за высоту справедливее всего было бы считать 1885 год, когда в Чикаго было построено едва ли не первое «высотное» здание Хоум Иншуренс Билдинг (55 метров). Другие считали, что эта погоня началась не раньше, чем в Нью-Йорке появился Вулворт Билдинг (241 м), построенный в 1913 году. Ну а самой, пожалуй, распространенной точкой зрения в этом споре можно считать явление миру знаменитого Эмпайр Стейт Билдинг (380 м), ставшего в 1931 году высочайшим зданием.

Развитие процесса строительства и усовершенствования высоток имело определенные закономерности, обусловленные прежде всего техническими нововведениями. (Некоторые интересные подробности из истории этого процесса вы можете найти в статье «Закон его стихии» в этом же номере журнала. — Прим. ред.) Первый серьезный прорыв был совершен в 1854 году, когда появился пассажирский лифт. Именно тогда инженер Элиша Грейвз Отис запатентовал свое изобретение. Впервые лифт вступил в действие в Нью-Йорке в 1857-м. С тех пор в практику строительства вошли дома, превышающие уровень в пять этажей. Сама же строительная техника тем временем в развитии запаздывала. Первое поколение высоток было вполне обычными зданиями, правда, повыше надстроенными. Архитекторы того времени адаптировали уже имевшуюся строительную технику для возведения добавочных этажей, стены же нижних при этом существенно утолщались. Таким образом здания старого образца принимали всю дополнительную нагрузку на внешние несущие стены. Но в 1899 году появился Парк Роу Офис, построенный на основе металлической арматуры.

Стальные конструкции имели скелет-основу, принимающую основную нагрузку на сердцевину здания. А внешняя, относительно хрупкая оболочка была сделана из легких материалов — стекла и алюминия. Именно эта технология и позволила архитекторам в дальнейшем возводить здания высотой от 400 до 500 м.

Впрочем, сталь так и не была до конца вытеснена бетоном. Петронас Тауэр (600 м), построенное в Куала-Лумпуре, не только самое высокое здание на планете, это еще и самые высокие конструкции, сделанные из высококлассного бетона. Последующие новые здания, видимо, также будут сочетать в себе сталь и бетон.

Энди Миллер — куратор Департамента архитектуры Чикагского института искусств, в своем проекте Лондон Миллениум Тауэр для фирмы «Фостер и партнеры» изложил свою точку зрения на подобную гибридную структуру высотных зданий: нижний ярус, принимающий на себя наибольшую нагрузку, должен быть бетонным, средний, также очень нагруженный ярус, будет состоять из стальной арматуры в бетонном кожухе, а верхний — из легкой высокопрочной стали. Здания могут становиться все выше и выше именно благодаря такого рода сложной конструктивной технике.

Архитекторы, построившие Петронас Тауэр в Куала-Лумпуре, убеждены в том, что предела в достижении высоты практически нет. Так что есть все основания надеяться, что с наступлением нового тысячелетия все намеченные ранее проекты будут завершены, и к тому же появится множество новых, гораздо более масштабных. Ведь общеизвестно извечное стремление человека достичь небес. Хотя помимо подобных устремлений в деле строительства небоскребов существуют и чисто экономические проблемы. Подобно тому, как экономика то процветает, то приходит в упадок, «скачет» и процесс строительства высоток. Экономический бум 80-х стал безусловным катализатором процесса строительства в городах мира многоэтажных зданий, но спад начала 90-х приостановил множество грандиозных проектов, особенно на Западе. А вот в Азии этот процесс пошел по нарастающей. Хотя до того момента в течение большей части прошлого века пальму высотного первенства оспаривали Чикаго и Нью-Йорк. Так продолжалось вплоть до 1998 года, когда появилась Петронас Тауэр, и титул «высочайшего», минуя Тихий океан, переместился в Малайзию. Основное средоточие высотного строительства находилось тогда именно в Азии. Но тяжелые последствия финансово-экономического кризиса, охватившего Азиатский регион в конце 98-го, привели к существенному приостановлению высотного строительства. Так, работы по возведению Шанхайского международного финансового центра были заморожены. И пальму первенства опять подхватили Соединенные Штаты, где был начат проект по возведению Саус Дарборн (610 м). Для Америки это стало хорошим шансом вернуть себе славу колыбели небоскребов.

Так или иначе, процесс постройки высотных зданий набирает обороты с каждым годом. Амбиции архитекторов буквально безграничны. «Мы видим на горизонте выведение «новой породы» супербашен, — сказал Энди Миллер, директор Британского архитектурного объединения «Фостер и партнеры». — И если уж мы взялись за строительство зданий, превышающих 600 метров, мы явно входим в новое измерение с особыми технологиями и особым дизайном. И в этом надо отдавать себе отчет. Но пока высота большинства существующих высоток колеблется на отметке от 400 до 500 метров». Превышение этих высот ведет за собой вполне обоснованные проблемы. А именно: как уменьшить амплитуду колебаний, вызванных ветром, где найти такое огромное количество людей, готовых не только ежедневно подниматься на суперскоростных лифтах, но и жить на немыслимой высоте, а главная проблема — как найти деловых людей, готовых арендовать все это почти поднебесное пространство.

Такая большая проблема колебаний высотных зданий, вызванных ветром, неизбежно встает перед архитекторами при проектировании высоток. Дело в том, что в небоскребах нового поколения имеются особые вентиляционные туннели. Во время сильного ветра верхушка здания может отклоняться от оси на расстояние до 3 метров, а эти туннели, принимая на себя силу ветра, весьма существенно увеличивают амплитуду этих колебаний. Известны случаи, когда при сильных порывах ветра из унитазов жителей высоток выплескивалась вода… Но, по мнению архитекторов, все эти проблемы решаемы.

Существует ли предел тому, на какой высоте люди хотят жить и работать? Сейчас еще сложно представить себе тех, кто купит квартиры на высоте 1000 метров. Но тем не менее это исполнимо. Люди всегда будут строить небоскребы, независимо от того, служат ли они каким-то личностным устремлениям или решают насущные жилищные проблемы. Весь вопрос в том, как сделать все высотные проекты коммерчески жизнеспособными. Хотя это дорогостоящее и весьма длительное по временным затратам дело уже теперь не является убыточным. Скорее наоборот…