Снятие с регистрации ип. Когда налоговая самостоятельно снимает ККТ с учета

Предприниматели вправе по собственной инициативе аннулировать статус, присвоенный им налоговой инспекцией. Данный процесс предусмотрен в ГК РФ. Функционирование ИП предусматривает обязанность вставать на учет в налоговой службе и внебюджетных фондах (ПФР, ФСС). Утрата статуса влечет необходимость сниматься с него.

Прекращение деятельности ИП

ИП может прекратить деятельность в каждый момент. Прекращение работы не влечет автоматическую ликвидацию обязательств перед государством и контрагентами. Предприниматель официально расстается со статусом и обязанностями после прохождения процедуры.

Этапы закрытия ИП:

  1. оформление заявления;
  2. формирование пакета документов;
  3. передача собранных данных в инспекцию по месту постоянной прописки;
  4. получение свидетельства через 5 рабочих дней.

Такой порядок действует для каждого бизнесмена. Но это первый шаг на пути к ликвидации статуса.

Важно! Обязанности бизнесмена не аннулируются после ликвидации ИП. Легальное прекращение деятельности подразумевает передачу заключительных отчетов и деклараций, а также расчет по обязательным платежам и сборам.

После получения свидетельства предприниматель обязан выполнить следующие действия:

  1. рассчитаться с внебюджетными фондами (ПФР, ФСС) и представить необходимые отчеты;
  2. сняться с учета в качестве работодателя в ФСС;
  3. передать декларацию в налоговую инспекцию по месту регистрации;
  4. произвести расчет по обязательным платежам (УСН, ОСНО и т.д.);
  5. снять с регистрационного учета кассу.

Существуют специальные учеты, например, в пробирной палате. Соответственно некоторые бизнесмены выполняют дополнительные операции при завершении деятельности.

В налоговой инспекции

Рекомендуется обратиться в налоговую службу до момента формирования заявления о закрытии ИП. Законодатель дозволяет сделать это для бизнесменов на УСН после ликвидации. Обязанности перед государством не будут считаться исполненными до момента возмещения обязательных платежей.

Процесс снятия с учета в налоговой начинается с подачи декларации УСН, ОСНО за отчетный период. Если такая документация не была подготовлена за прошлые этапы, то сотрудники государственной службы потребуют и ее.

Отсутствие прибыли по УСН не является основанием для освобождения от обязанности. В данном случае предприниматель предъявляет нулевые налоговые декларации и не вносит денежные средства в счет обязательных платежей.

Сотрудники инспекции проверяют наличие штрафов, пени, задолженности по УСН и т.д. Заявитель должен возместить установленную денежную сумму для снятия с учета.

Во внебюджетных фондах

С 2011 года предприниматели освобождены от обязанности представлять для закрытия ИП справку из внебюджетных фондов. Сегодня можно сначала ликвидировать статус, а затем оплатить платежи в ПФР, ФСС и ФФОМС. Сотрудники налоговой инспекции иногда требуют представления справки, что не соответствует требованиям законодателя. Отказ в приеме документированных данных в этом случае неправомерен.

Также в настоящее время предприниматели не уведомляют ПФР, ФСС о регистрации. У них отсутствует обязанность вставать на учет самостоятельно. Информацию по вновь созданным ИП передают налоговики. Бизнесмену направляется письмо о постановке на учет.

Аналогичным образом производится снятие. ИП не заявляет о решении в ПФР, ФСС или ФФОМС. Информацию о закрытии передает налоговая служба. Затем внебюджетные фонды самостоятельно производят снятие с учета ИП.

Если бизнесмен был работодателем, то погасить задолженность надо до момента получения свидетельства о закрытии. В противном случае – это можно сделать и после ликвидации.

Обязательство по уплате взносов не прекращается после закрытия ИП. Предъявить требования ПФР, ФСС могут к физическому лицу. Задолженность должна быть погашена в течение 15 дней. Затем на правонарушителя накладываются санкции в виде штрафа.

Необходимые действия в ФСС

В ФСС ИП обращается для снятия записи, если у него есть работники.

Для реализации процедуры бизнесмен представляет следующие акты:

  • заявление;
  • копии документированных данных о ликвидации трудовых отношений работодателя и сотрудника (соглашение о расторжении трудового договора, приказ об увольнении).

ФСС рассматривает полученные сведения в течение 14 дней. Затем в адрес ИП направляется копия вердикта о снятии с учета.

Важно! Производить этот процесс необязательно, если предприниматель оформлял гражданско-правовые соглашения с физическими лицами с уплатой взносов «на травматизм».

Снимаем с учета ККТ

Если ИП работал с ККТ (контрольно-кассовой техникой) на УСН и ОСНО, то нужно ликвидировать регистрационную запись о кассе. Процедура начинается с вызова представителя ЦТО (центра технического обслуживания) для получения фискального отчета.

Предприниматель должен подготовить следующие документы:

  1. заявление по форме, утвержденной ФНС;
  2. карточку регистрации;
  3. паспорт ККТ;
  4. фискальный отчет;
  5. журнал кассира.

Эти сведения могут быть переданы одним из следующих способов:

  • лично в ИФНС по месту регистрации;
  • через представителя, действующего по нотариальной доверенности;
  • почтовым отправлением;
  • через сервис на сайте ФНС (при наличии ЭЦП с действующим сертификатом ключа).

Факт снятия ККТ подтверждается отметками налоговой инспекции в паспорте кассового аппарата и журнале кассира. При удаленной передаче документов готовые акты будут представлены, как электронный файл или в бумажном виде по почте.

Снятие с учета во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС) производится автоматически. Исключение – предприниматель был работодателем. Для снятия с учета в налоговой инспекции необходимо представить декларацию УСН, ОСНО и документы на закрытие ИП. Правильное проведение процедуры гарантирует отсутствие у бизнесмена проблем с законом. Следует понимать, что обязанности предпринимателя не прекращаются после закрытия статуса.

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.

Так же придется поступить, если вы будете модернизировать обычную кассу в онлайн, устанавливая на нее новое программное обеспечение и фискальный накопитель (Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831; Информация с сайта ФНС www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/).

Сразу скажем, что для онлайн-касс предусмотрен иной, новый порядок их регистрации и снятия с учета. А обычные аппараты ККТ, зарегистрированные в налоговой до 1 февраля 2017 г., снимаются с учета в порядке, действовавшем до внесения поправок в Закон о ККТ (Статья 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015); ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Именно об этом старом порядке у нас и пойдет речь.

Внимание! За применение обычной ККТ (не онлайн-касс) после 01.07.2017 грозит штраф (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ; подп. "б" п. 5 ст. 3 Закона от 03.07.2016 N 290-Ф):

  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для руководителей или ИП - от 1 500 до 3 000 руб.

Снять кассу с учета (причем абсолютно бесплатно) налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня представления вами необходимых для этого документов (Пункт 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение); пп. 23, 33 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Регламент)). При этом датой их представления считается дата регистрации документов в налоговом органе (что должно произойти в день их получения) (Пункты 23, 35, 50 Регламента).

Если же с документами что-то не так, налоговики уведомят вас об этом (Пункт 57 Регламента). На устранение недостатков вам дадут 1 рабочий день, а если в отведенный срок вы не уложитесь, в снятии ККТ с учета вам откажут (Пункты 58, 59 Регламента).

Пошагово процесс снятия кассы с регистрации выглядит так.

Шаг 1. Представление документов в ИФНС

Для начала процедуры подайте в налоговую по месту учета ККТ оригиналы следующих документов (Пункт 16 Положения; п. 26 Регламента):

  • заявления о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме (Утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@). Для снятия с учета используется та же самая форма заявления, что и при регистрации ККТ. Только на его титульном листе, в поле "Вид документа", в первой ячейке надо проставить цифру 3. Кстати, лучше оставить себе копию заявления, на которой налоговики сделают отметку о получении документов;
  • паспорта ККТ, который выдается поставщиком ККТ (Пункт 2 Положени);
  • карточки регистрации ККТ, которая выдается налоговым органом в момент постановки кассы на учет (Пункт 15 Положения; п. 72 Регламента);
  • учетного талона (хранится в ЦТО) (Пункт 13 Положения; п. 73 Регламента; Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395).

Помимо этого, вас могут попросить представить и другие , к примеру фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4). Поэтому лучше заранее уточните в своей налоговой, какие им понадобятся документы.

Документы вы можете подать одним из следующих способов (Пункт 27 Регламента):

  • или отправить почтой с уведомлением о вручении, если вы не опасаетесь за их сохранность;
  • или лично;
  • или в форме электронных документов через Интернет.

Шаг 2. Снятие показаний памяти

Следующий этап снятия ККТ с учета заключается в составлении специалистом ЦТО в присутствии налогового инспектора акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2 (Пункт 82 Регламента). Для этого нужно согласовать время вашей встречи как с налоговиками, так и со специалистом ЦТО.

Для составления акта сотруднику ЦТО нужно снять показания кассы и распечатать необходимые для этого документы: фискальные отчеты и контрольные ленты, которые затем представляются в налоговую. Если это сделать заранее, то для составления акта КМ-2 кассу в инспекцию можно не приносить. Однако налоговики могут потребовать, чтобы снятие фискальных отчетов проводилось в их присутствии. В таком случае кассу придется взять с собой в ИФНС. Поэтому имеет смысл узнать в своей налоговой, нужно ли приносить кассу для снятия ее с учета.

Шаг 3. Получение регистрационных документов на ККТ

После того как акт КМ-2 будет составлен, инспектор внесет в свою базу данных сведения о снятии ККТ с учета. А затем сделает отметки о снятии ККТ, заверив их печатью налогового органа, в следующих документах (Пункт 17 Положения; пп. 83, 84, 87 Регламента):

  • в паспорте ККТ. В нем также будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ;
  • учетном талоне ККТ;
  • книге учета;
  • карточке регистрации.

Вам выдадут все эти документы, кроме карточки регистрации. Она остается в налоговой и хранится в течение 5 лет после снятия ККТ с учета (Пункт 88 Регламента).

Когда в принципе требуется снимать с учета ККТ

Но еще до перехода на онлайн-кассы вам может понадобиться снять вашу обычную ККТ с учета. Вышеописанная процедура пригодится, когда:

  • вы планируете продать кассу;
  • истек срок службы ККТ. Кстати, если вы используете модель ККТ, которая исключена из Госреестра, но нормативный срок ее амортизации не истек, кассу можно применять и дальше, до конца установленного изготовителем срока, но не более 10 лет (Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910; Закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ);
  • вы реорганизуете компанию (например, из АО в ООО) (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 17-15/053120);
  • у вас меняется инспекция, регистрирующая ККТ, по причине переезда вашей фирмы (смены места жительства - у ИП).

Внимание! Если в случае переезда вы вынуждены снять обычную кассу с учета, то зарегистрировать ее в другой инспекции у вас уже не получится. Это можно было сделать только до 1 февраля 2017 г. Поэтому вам придется обзаводиться онлайн-кассой и именно ее регистрировать в ИФНС;

  • вы закрываете ОП, по месту нахождения которого была зарегистрирована ККТ;
  • вы ликвидируете компанию;
  • вы передаете свою ККТ в аренду курьерской службе (Письмо ФНС России от 20.02.2007 N ШТ-6-06/132@);
  • вы решили отказаться от использования ККТ, поскольку будете выдавать клиентам бланки строгой отчетности;
  • ККТ сломалась, похищена или уничтожена (скажем, в результате пожара). Причем если вы снимаете ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением (утерей), дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий этот факт (Пункт 86 Регламента). Это может быть, например:
    • справка из МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором находилась ККТ;
    • справка из ОВД, содержащая информацию о количестве похищенных (утерянных) кассовых аппаратов, моделях и заводских номерах ККТ;
    • заключение ЦТО о поломке ККТ и/или невозможности ее дальнейшего использования (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.08.2012 N 17-15/075054).

Когда налоговая самостоятельно снимает ККТ с учета

Такое может произойти по следующим причинам:

  • или сведения о юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ (сведения об ИП - из ЕГРИП) (Подпункт "б" п. 85 Регламента)>;
  • или истек нормативный срок эксплуатации модели ККТ, которая исключена из Госреестра ККТ. Тогда налоговики должны письменно уведомить вас о снятии такой кассы с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения срока эксплуатации. При этом от вас никакого заявления не потребуется (Пункт 19 Положения; подп. "а" п. 85 Регламента).

Кстати, если нормативный срок амортизации истечет у ККТ, не исключенной из Госреестра, то это не будет являться основанием для снятия такой кассы с учета налоговым органом в одностороннем порядке (Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ (п. 1)).

После окончания процедуры снятия ККТ с учета с кассовым аппаратом можно делать все что угодно: продать, сдать в аренду, подарить (если он, конечно, кому-то нужен) или просто убрать в шкаф. Кассу, исключенную из Госреестра, из-за невозможности ее дальнейшего использования останется только выбросить. А вот всю документацию, связанную с кассовым аппаратом, нужно хранить в течение не менее 5 лет с даты окончания его использования (Пункт 14 Положения).

Февраль 2017 г.

Снятие ККТ с учета в налоговой 2017 - проблема, с которой могут столкнуться предприятия, использующие кассовый аппарат в расчетах с клиентами. Давайте вместе разберемся в нюансах процедуры.

Старые ККМ налоговики снимут с учета автоматически

Кроме традиционных причин для снятия с учета кассового аппарата (их мы рассмотрим ниже), с июля 2017 года подлежат снятию с учета все кассовые аппараты старого образца с целью замены на работающие в онлайн-режиме. Об этом говорят положения закона «О применении ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, не допускающие работу на кассе, которая не соответствует установленным техническим требованиям.

Поэтому если на 01.07.2017 за предприятием числится такая ККМ, а оно не предприняло никаких мер по приобретению и установке новой техники, налоговики не только снимут ее с учета в одностороннем порядке, но и могут наложить штраф в соответствии с п. 4 ст. 14.5 КоАП. Разъяснения по этому вопросу ФНС предоставила в письме от 19.06.2017 № ЕД-4-20/11625@.

Узнайте о допущенных к использованию ККМ в 2017 году из материала .

В то же время ФНС не обошла вниманием тот факт, что у многих предприятий наблюдаются объективные сложности в получении фискальных накопителей от поставщиков. В такой ситуации инспекция (письмо ФНС от 20.06.2017 № ММВ-20-20/96@) временно разрешила использовать старые ККМ. При этом на руках у вас должен находиться своевременно заключенный договор на приобретение онлайн-кассы в подтверждение того, что ее отсутствие - не результат вашего бездействия.

Снимаем с учета онлайн-ККМ: какие документы нужны

Если же снятие ККТ с учета обусловлено иными причинами (хищение, порча, передача другим лицам), потребуется инициатива владельца. Обратиться в налоговую по вопросу снятия с регучета онлайн-кассы можно несколькими способами:

  • лично;
  • через личный кабинет налогоплательщика или сайт госуслуг;
  • через представителя (например, инженера ЦТО);
  • путем отправки заказного письма по почте.

Пакет необходимых документов вне зависимости от способа передачи будет одинаковым:

  • заявление по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@;
  • технический паспорт на кассовый аппарат;
  • карточка регистрации ККТ.

Указанный перечень документов согласно регламенту, утвержденному приказом Минфина РФ от 29.06.2012 № 94н, является исчерпывающим. В отличие от старой процедуры, ни журнала кассира-операциониста, ни актов осмотра от ЦТО, ни каких-либо иных документов предоставлять не нужно.

Описание и сроки выполнения процедуры снятия с учета ККМ

Подать заявление о снятии с учета кассы необходимо в течение 1 дня с момента обнаружения ее физического отсутствия (в результате кражи), неисправимой поломки или передачи иному предприятию.

Последовательность действий налогоплательщика и ФНС:

  1. Заявление с приложением скан-копий документов принимается налоговой в электронном виде через кабинет налогоплательщика.
  2. Через 5 дней ФНС обязана выдать карточку о снятии ККТ с учета.

О том, как поставить на учет новую ККТ, прочитайте .

Главной проблемой, с которой может столкнуться предприятие, учитывая новый порядок постановки/снятия ККТ с учета, - это доступ в личный кабинет налогоплательщика. Для его обеспечения юрлицам необходимо приобрести ключ усиленной ЭЦП в сертифицированном центре, а также иметь специальное платное программное обеспечение на компьютере доступа. В связи с довольно высокой стоимостью программы, многие компании пока предпочитают проводить процедуру регистрации через поставщика оборудования.

Итоги

С внедрением онлайн-касс процедура снятия с учета ККТ значительно упростилась и больше не требует участия центра ЦТО. Вместе с тем для самостоятельного решения этого вопроса владельцам ККТ придется обеспечить себе доступ к личному кабинету налогоплательщика на портале ФНС.

19 Апр

Здравствуйте, в этой статье мы обсудим снятие ИП с государственного учета.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как снять индивидуального предпринимателя с учета в налоговой;
  2. Как снять ИП (с сотрудниками или без) с учета в ПФР и ФСС;
  3. Как снять с учета кассу.

Когда ИП снимается с учета

ИП может в любое время по собственному желанию . Иногда это самое верное решение положения, ведь за все промахи ИП отвечает своим бюджетом и имуществом.

По сути, снятие ИП с учета, его закрытие и ликвидация – понятия синонимы.

По решению суда происходит автоматически, снова начать предпринимательскую деятельность гражданин сможет только через год.

Снятие с учета ИП – единственный способ освободить себя от всех обязательных выплат. Простая приостановка деятельности не избавит предпринимателя от взносов в Пенсионный Фонд, в Фонд Социального Страхования и даже не избавит от налогов.

Например, при «вмененке», которая не зависит от доходов ИП, не существует такого понятия, как нулевая декларация, поэтому снятие с учета на –единственный выход не платить налоги и взносы.

Этапы закрытия ИП

Чтобы из индивидуального предпринимателя снова перейти в статус простого гражданина, ИП необходимо сойти с учета во всех государственных фондах.

Закрывающемуся предпринимателю предстоит:

  • Расчет со всеми долгами;
  • Решение кадровых вопросов;
  • Снятие ИП с налогового учета;
  • Снятие с учета в ПФР;
  • Снятие с учета в ФСС;
  • Снятие с учета кассы;

Начинается с обращения в налоговую, как основной регистрирующий орган.

Прежде чем подавать заявление на ликвидацию ИП необходимо сдать всю отчетность и оплатить долги. Налоговую декларацию нужно подготовить за последний рабочий период, независимо от графика. Главная задача на этом этапе – убедить государство, что за предпринимателем не осталось никаких долгов.

Дополнительные расходы в процессе ликвидации создает обязательная оплата государственной пошлины. В 2018 году она равна 160 рублям.

Выбрать можно любой удобный способ оплаты:

  • Через операциониста в отделении Сбербанка;
  • По банковской карте через терминал Сбербанка (не все терминалы оснащены подобной функцией);
  • Переводом через интернет-банк.

Снятие ИП с налогового учета

Индивидуальному предпринимателю, уходящему с учета в налоговых органах, понадобятся следующие документы:

  • Заявление (форма Р26001);
  • Свидетельство о ;
  • Паспорт;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Доверенность на предоставление интересов ИП (заверенная нотариально) – в ситуациях, когда сам он не может посетить налоговую.

Заявление, подаваемое в бумажном варианте, можно заполнить от руки (печатными буквами, черной ручкой) или на компьютере. Электронный бланк доступен на сайте налоговой, а бумажный бланк и образец заполнения можно найти в любом отделении.

В первом разделе заявления указываются реквизиты ИП (Ф.И.О., ОГРНИП, ). Далее, нужно сделать выбор, каким способом ИП желает получить ответное уведомление (лично, через доверенное лицо или по почте).

Расписываться в заявлении нужно строго в присутствии сотрудника налоговой или нотариуса.

Представить документы в отделение, ранее зарегистрировавшее ИП, возможно любым из способов:

  1. Личный визит в отделение ИФНС . Это самый популярный и довольно простой путь, однако, он займет немало времени, которое потребуется на дорогу и простой в очередях.
  2. Обращение в налоговую доверенного лица . Иногда эта функция перекладывается на штатного бухгалтера или директора. В данном случае помимо базового пакета документов, доверенному лицу необходимо взять свой паспорт и нотариальную доверенность.
  3. По почте . Отправить документы в налоговую можно из любого почтового отделения. Надежнее всего отправлять заказным письмом с объявленной ценностью и уведомлением о вручении. Для страховки можно сделать опись всех вкладываемых бумаг.
  4. Через сайт налоговой . Тут понадобится соответствующим образом оформленная электронная подпись.

Ответ из налоговой должен прийти на шестой рабочий день после получения всех документов. Если снятие с учета одобрено, то бывший ИП получит соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРИП. Получить документы можно лично или запросить отправку по почте.

Снятие в ПФР и ФСС

Снятие с учета ИП без работников в ПФР и ФСС происходит автоматически, по данным из налоговой. Даже если у бывшего ИП остались долги перед фондами, он может оплатить их уже после закрытия бизнеса. Но и затягивать с этим делом не стоит, в противном случае взыскание пойдет через суд. Погасить все задолженности необходимо в течение 15 дней.

Чтобы получить расчет по обязательным платежам, необходимо обратиться в Пенсионный Фонд с паспортом и свидетельством о прекращении предпринимательской деятельности, полученном в налоговой. Если есть задолженности, бывшему ИП выдадут квитанцию на их погашение.

Сроки снятия ИП с учета в ПФР и ФСС законом не установлены, но рекомендуется сделать это до начала нового квартала.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с ИП, у которых были наемные работники. Им рассчитаться с долгами необходимо заранее. Снятие ИП с учета в Пенсионном Фонде происходит на основании выписки из ЕГРИП, которую туда направляет ИФНС.

На практике ИП часто сталкиваются с требованиями ПФР представить дополнительные документы, например:

  • Заявление о снятии с учета;
  • Копия приказа об увольнении последнего штатного сотрудника;
  • Копии трудовых книжек сотрудников с записями об их увольнении.

Снятие ИП как работодателяможет происходить и без прекращения предпринимательской деятельности. Например, если ИП больше не планирует нанимать сотрудников, а будет продолжать работать «на себя».

Если ИП был зарегистрирован как работодатель, то он обязан подавать в государственные фонды отчетность, даже если сотрудников в штате нет. Поэтому, чтобы избавить себя от этой обязанности, ИП должен обратиться в ПФР и ФСС с заявлением и подтверждением увольнения последнего сотрудника.

Сдать отчеты в ФСС тоже можно как до снятия с налогового учета, так и после него.

В ФСС необходимо обратиться, если ИП состоял там на учете в качестве работодателя. При этом необходимо предоставить отчет , заявление о снятии с учета и копии документов, подтверждающих расторжение трудовых отношений с сотрудниками (например, приказ об увольнении).

Документы рассматриваются в ФСС и ПФР в течение двух недель, затем бывшему работодателю письмом отправляется копия вердикта о снятии с учета. Хотя по новым правилам подтверждение о снятии с учета может быть направлено и в электронном формате, на указанную почту ИП.

Скачать заявления на снятие с учета ИП в ПФР и ФСС можно ниже.

Касса

Кассовый аппарат снимается с учета в налоговой очень быстро. В среднем процедура занимает один день, но может занять и 15 минут.

Прежде чем идти в налоговую, необходимо заполнить заявление, обратиться в центр технического обслуживания и вызвать сотрудника компании для снятия фискального отчета.

Понадобятся следующие документы:

  • Заявление о снятии с учета ККТ;
  • Бланк КНД-1110021;
  • Фискальный отчет;
  • Паспорт ККТ и карточка регистрации;
  • Паспорт ИП.

Снятие кассы с учета в налоговой производится бесплатно.

Если все документы собраны и верно оформлены, специалисты из налоговой снимают показания всех счетчиков и составляют акт. Касса официально признается закрытой, о чем делаются пометки в паспорте ККТ и карточке регистрации, а также в книге учета ККТ и учетном талоне.

Карточка регистрации ККТ хранится в налоговой пять лет после снятия кассы с учета.

Получить отказ в закрытии кассы можно только в том случае, если были допущены ошибки в предоставленных документах, и ИП не исправил их в течение суток.

Скачать заявление на снятие с учета в ПФР

Скачать заявление на снятие с учета в ФСС