Возмещение ущерба от виновного как отразить расходы. Расчеты по ущербу и иным доходам

В 2016 году представителей бизнеса ожидают значительные изменения по сдаче отчетности, которые затронут различные аспекты.

С нынешнего года предпринимателям стоит учитывать новую форму отчетности, и дополнительные санкции в случае несвоевременного представления сведений. Кроме того, изменены штрафы за подачу недостоверных данных.

График на 2016 год

В нынешнем году представители бизнеса будут подавать две группы отчетности :

  • для страховых Фондов;
  • для налоговой.

При этом форма представления сведений зависит от общего количества сотрудников. Для крупных компаний применяется электронная форма отчетности.

Бумажная отчетность подается уполномоченным лицом или по почте. Кроме того, стоит учитывать периодичность и дату, до которой необходимо подать сведения.

Нововведения текущего года

Для корректного представления отчетности в нынешнем году, представителям бизнеса стоит учитывать обновленные шаблоны отчетов, которые вступили в действие. Новые формы отчетности , которые придется подавать предпринимателям в 2016 году:

  • 3-НДФЛ, которая предусматривает новые ставки налога на дивиденды и изменения по налоговым вычетам.
  • Внесены изменения в форму 2-НДФЛ в части социальных и инвестиционных вычетов.
  • С апреля 2016 года организациям придется подавать упрощенную отчетность по каждому сотруднику в Пенсионный Фонд, в которой будут содержаться ФИО, ИНН и страховой номер.

Кроме того, нововведения затронут действующие штрафы за возможные нарушения. Представителям бизнеса стоит учитывать следующие изменения в отчетности, которые вступают в действие в 2016 году:

  • появилась дополнительная ежеквартальная отчетность форма 6-НДФЛ, в которой определяется расчет НДФЛ (ранее понятие расчета в данной форме отсутствовало);
  • НДФЛ с отпускных оплачивается до завершения месяца, в котором произошла выплата;
  • в случае несвоевременного представления отчета по расчету НДФЛ, предпринимателя ожидает штраф в размере 1 тыс. руб. за каждый месяц просрочки. Также налоговая сможет заблокировать счета, если просрочка представления по форме 6-НДФЛ превысит 10 дней.
  • отчет с недостоверной информацией приведет к штрафу 500 руб./документ.

График сдачи отчетности в 2016 году отображается в следующей таблице:

Вид отчета

Периодичность/до какой даты

Обязательная электронная отчетность

Отчетность для Фондов

4-ФФС за прошлый год

Год / 20.01 (бумажная форма), 25.01 (электронная)

более 25 сотрудников

4-ФФС за 2016 год

Квартал / 20.04, 20.07, 20.10 (бумажная форма)

27.04, 27.07, 27.10 (электронная)

более 25 сотрудников

РСВ-1 за прошлый год

Год / 15.02 (бумажная форма), 22.02 (электронная)

от 25 сотрудников

РСВ-1 за 2016 год

Квартал / 16.05, 15.08, 15.11 (бумажная форма)

20.05, 22.08, 21.11 (электронная)

от 25 сотрудников

Отчетность для налоговой

Декларация по НДС

Квартал / 25.01, 25.04, 25.07, 25.10

Для любой численности

Cсреднесписочная численность за 2015 год

более 100 сотрудников

Сообщение про невозможность удержать НДФЛ

более 10 сотрудников

Декларация по транспортному налогу

более 100 сотрудников

Декларация по земельному налогу

более 100 сотрудников

Бухгалтерская отчетность

Не ограничено

Декларация по УСН:

организации;

предприниматели.

более 100 сотрудников

Справка 2-НДФЛ

более 10 сотрудников

Декларация по ЕНВД

Квартал / 20.01, 20.04, 20.07, 20.10

более 100 сотрудников

Декларация по налогу на имущество

более 100 сотрудников

Квартальный НДФЛ

Квартал / 03.05, 01.08, 31.10

более 25 сотрудников

Действующее законодательство определяет, какие изменения подачи отчетности ожидают предпринимателей в 2016 году. В первую очередь стоит учитывать форму подачи сведений, которая зависит от количества сотрудников. График отчетности на текущий год отображает сроки и периодичность подачи документов в страховые Фонды и налоговую.

Кроме того, в 2016 году появились модифицированные формы отчетов и стали применятся дополнительные штрафные санкции. Учитывая данные нюансы, представители бизнеса смогут правильно сдавать требуемые сведение, что позволит избежать непредвиденных осложнений.

Хозяйственные споры, нарушение договорных обязательств контрагентами могут стать причиной судебных разбирательств. Иски контролирующих органов к организациям, не уплачивающим вовремя налоги и взносы, – тоже не редкость. Суд может принять решение в пользу той или иной стороны. Бухгалтерская служба сталкивается с необходимостью отразить суммы реального ущерба, упущенной выгоды, судебных издержек, погашения долга пострадавшей стороне, выплаты таких сумм по выигранным судебным искам. Актуальны также вопросы налогового учета «судебных» сумм.

Судебные издержки

Судебные издержки представляют собой госпошлину и расходы в связи с рассмотрением дела в суде. АПК РФ (ст. 101) и ГПК РФ (ст. 94) относят ним, в частности:

  • расходы на адвокатов, представителей сторон;
  • расходы при проведении осмотра и сбора доказательной базы;
  • расходы на проживание в связи с необходимостью явки в суд и т.д.

Показательно в этом смысле определение Конституционного суда, рассматривающего спор между организацией и налоговой службой №22 от 20-02-02 г., который приравнивает судебные издержки к убыткам, понесенным организацией в результате неправомерных действий ФНС, и предписывает обязательное их возмещение в полном объеме. Некоторые из них, в частности расходы на юриста и консультанта, для организации, которая только подает судебный иск, являются досудебными, по факту разбирательство еще не состоялось, а расходы понесены.

Ситуация: организация подает в суд на контрагента. Будет ли выигран иск, неизвестно, а расходы на услуги адвоката уже понесены. Как отразить их в НУ и БУ? Рассмотрим случай, когда организация находится на как самый сложный с точки зрения нюансов учета.

НК РФ (ст. 252) позволяет включать в расходы экономически обоснованные суммы. В данном случае это условие соблюдается: экономическая обоснованность состоит в возможности получить по суду задолженность с контрагента. Подтверждение расходов заключается в наличии любого документа, например, акта об оказании услуг адвокатской конторой, подписанного обеими сторонами, фиксирующего указанную хозяйственную операцию. Заметим, документы, свидетельствующие об оплате услуг, например, платежные поручения банка, могут только дополнять акт, но не заменять его как подтверждающие. Расходы чаще всего признаются датой подписания акта (хотя, согласно ст. 272-7 п.п.3, организацией могут быть предусмотрены и иные сроки, например, в соответствии с положениями договора, по последней дате отчетного или налогового периода).

Расходы относятся к прочим и отражаются в БУ проводкой Д 91 К 60 (или 76).

Если спор проигран

Судебное решение в пользу третьей стороны может содержать требование о выплате и убытков, и упущенной выгоды в результате действий организации, проигравшей суд (ГК РФ, ст. 15-2).

Внимание! Сумма упущенной выгоды, определенная к выплате, не может быть признана в расходах по , с точки зрения Минфина (см. Письмо №03-03-10/25645 от 04-07-13), хотя такие действия и не противоречат нормам ст. 256 п. 1-13 НК РФ. Из сказанного следует, что организация, включая такие суммы в расходы, должна быть готова к спорам с фискальными органами.

Суммы признаются в расходах на дату фактической выплаты (при кассовом методе) или на дату судебного решения (при методе начисления). Проводки формируются на основании положений ПБУ 18-02 и с использованием действующего плана счетов. Проводки для компании на ОСНО:

До решения суда:

  • Дт 91-2 Кт 96 — отражена сумма оценочного обязательства по возмещению ущерба.
  • Дт 09 Кт 68 — отложенный налоговый актив по ней.

После решения суда в пользу контрагента организации:

  • Дт 96 Кт 76 — убыток к возмещению по решению суда.
  • Дт 91-2 Кт 76 — упущенная выгода к возмещению по решению суда.
  • Дт 68 Кт 09 — погашен отложенный налоговый актив.
  • Дт 76 К 51 — выплачена вся сумма задолженности контрагенту по решению суда.

Если оплата госпошлины и других судебных издержек присуждена проигравшей стороне, то согласно решению ее оплата фиксируется проводкой: Дт 68 Кт 51 (начисление – через сч. 91). Услуги адвоката и другие судебные издержки относятся, как уже говорилось, на счет 91, а выплата проводится записью Дт 76 (60) Кт 51.

Если спор выигран

Выигранный судебный иск ведет к возникновению «доходов» организации, которые следует отразить в БУ. Государственная пошлина в суд, согласно НК РФ (ст. 13-10), — федеральный сбор. Статья 265-1 (п.п. 4) позволяет включать во сумму госпошлины, такая же позиция содержится в письме Минфина №03-03-06/1/597 от 20-09-10 г. и ряде аналогичных.

Внереализационный расход в виде налогов, обязательных платежей, признается, согласно ст. 272-7(1) НК РФ, на дату начисления. Госпошлина – оплата за иски в суд, датой ее признания следует считать день подачи иска в судебные органы (разъяснения даны в письме Минфина №03-03-06/2/176 от 22-12-08 г.).

Внимание! Вне зависимости от факта последующего взыскания с проигравшей стороны спора, госпошлины включаются в расходы по налогу прибыль (пост. ФАС СЗО делу №А56-24492/2007 от 21-07-08 г.).

Вступившее в силу «положительное» решение суда является основанием для включения поступивших от проигравшей стороны сумм пеней, судебных издержек и других сумм санкций в доходы внереализационного характера (ст. 350 НК РФ).

При этом долг, ставший предметом судебного разбирательства, в доходы в целях НУ не включается, исходя из смысла статей ст. 249, 39 НК РФ и последующих разъяснений Минфина (письмо №03-03-06/1/597 от 2-09-10 г.). Однако вопрос этот все равно остается спорным, и организация должна быть готова предоставить пояснения в налоговую службу по поводу указанной суммы или отстаивать свою позицию в суде.

В отношении суммы долга и начисления по нему вопрос остается открытым, поскольку факт реализации товара, работы, услуги в данном случае отсутствует (ст. 146 НК РФ).

Как уже было упомянуто выше, суммы, имеющие отношение к решению суда, проводятся через счет 91, госпошлины в суд – через счет 68 (начисление — по кредиту, перечисление в бюджет — по дебету). Для расчета с должником по решению суда, как правило, используют счет 76, открывая по нему субсчет «Расчеты по претензиям». Аналитический учет организовывается по должникам и отдельным претензиям.

Проводки:

  • Дт 51 Кт 76 – поступление денег от контрагента.
  • Дт 76 Кт 91 – возмещены гос. пошлина и убытки по судебным процедурам.

Задолженность должника (погашенную) можно провести внутренней проводкой на Кт субсчета «Расчеты по претензиям» счета 76 или аналогично с использованием счета 60 на Кт 76. Зафиксировать погашение нужно проводкой Дт 51 Кт 76.

Непогашенную задолженность списывают.

Главное

  1. Возмещение ущерба по решению суда фиксируется в учете с использованием счета 91. Для учета по каждому контрагенту и претензии целесообразно использовать счет 76 с открытием соответствующего субсчета.
  2. Выплаты, возмещающие ущерб контрагента по решению суда, проводятся с использованием счета 96.
  3. Госпошлины и судебные издержки включаются как в доходы, так и в расходы по налогу на прибыль.
  4. В отношении включения сумм задолженности в доходы по ОСНО и начисления НДС вопрос до конца не решен и предполагает спор с фискальными органами.

В декабре 2009 года автомобиль федерального учреждения попал в ДТП. Водитель организации признан виновным. В январе 2010 года произведен ремонт автомобиля за счет средств учреждения. Автомобиль находится в оперативном управлении и учитывается по виду деятельности "1" (бюджетная деятельность). Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в пределах среднего заработка и удерживается из заработной платы. В статье рассказано, как поступить учреждению: удержанную сумму перечислить в доход бюджета или восстановить кассовый расход отчетного года, и как отразить это в учете.

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации денежные средства, полученные (удержанные) в счет возмещения причиненного ущерба (произведенных в текущем финансовом году кассовых расходов), могут быть учтены на лицевом счете бюджетного учреждения как восстановление кассовой выплаты.

Возмещение ущерба

Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н).

Согласно п. 2.5.6 Порядка N 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. В то же время суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (п. 2.5.4 Порядка N 8н).

Анализ разъяснений, которые дают должностные лица уполномоченных органов, позволяет сделать следующие выводы.

  1. Под "возвратом дебиторской задолженности" понимается любое поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных кассовых расходов бюджетного учреждения. Иными словами, для того, чтобы кассовая выплата была восстановлена в соответствии с п. 2.5.4 Порядка N 8н, денежные средства вовсе не обязательно должны поступить от того юридического (физического) лица, которому такая выплата была произведена.
  2. Порядок движения денежных средств в подобных ситуациях не зависит от того, в добровольном или принудительном порядке поступают такие средства, главное - расходы какого периода они компенсируют.
  3. Даже если дебиторская задолженность не была отражена в бюджетном учете, но поступающие в текущем финансовом году денежные средства связаны с компенсацией расходов прошлых лет, данные суммы должны быть направлены в доход соответствующего бюджета. При этом сама задолженность будет отражена в текущем году.
  4. Для восстановления кассовых расходов учреждению необходимо иметь соответствующие , которые подтверждали бы, что денежные средства поступают в счет компенсации конкретных расходов.
  5. В том случае, если сумму "возмещения ущерба" нельзя однозначно квалифицировать в качестве компенсации какого-либо кассового расхода текущего финансового года, поступающей в порядке возврата дебиторской задолженности, следует руководствоваться положениями ст. 41 БК РФ и перечислять денежные средства в доход соответствующего бюджета.

Данные выводы подтверждаются, например, разъяснениями должностных лиц Минфина России по вопросу бюджетного учета при возврате средств сотрудником в том случае, если он превысил лимит по телефонным переговорам (письмо Минфина России от 26.10.2006 N 02-14-10а/2851; Минфин разъясняет (А.Ю. Ильина, "Бюджетный учет", N 7, июль 2009 г.)).

Право привлечь работника к материальной ответственности возникает у работодателя в силу заключенного между сторонами трудового договора (часть первая ст. 232 ). Во время действия трудового договора работодатель вправе производить удержания из заработной платы работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ), в том числе и для взыскания суммы ущерба, не превышающего среднего месячного заработка (часть первая ст. 248 ТК РФ). Удержания производятся при выплате заработной платы с учетом ограничений, установленных ст. 138 ТК РФ.

Таким образом, учитывая тот факт, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя, считаем, что в рассматриваемой ситуации речь не может идти о добровольном возмещении ущерба через кассу бюджетного учреждения. Иными словами, сумма ущерба должна быть удержана из заработной платы в установленном порядке. В то же время виновное лицо имеет право еще до начисления заработной платы (в добровольном порядке) вносить соответствующие суммы в кассу учреждения.

Бюджетный учет

Единый порядок ведения бюджетного учета в Российской Федерации установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).

В соответствии с положениями п. 170 Инструкции N 148н на счете 020900000 "Расчеты по недостачам" учитываются расчеты по суммам:

  • выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей;
  • суммы потерь от порчи материальных ценностей;
  • другие суммы, подлежащие удержанию в установленном порядке;
  • другие суммы, подлежащие списанию в установленном порядке.

Однако аналитические счета 020900000 "Расчеты по недостачам" предполагают учет в разрезе недостач конкретных видов активов (основных средств, материальных запасов, финансовых активов и т.д.). Таким образом, данный счет, по нашему мнению, нецелесообразно использовать в рассматриваемой ситуации.

В данном случае, например, может быть использован счет 030403000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда", на котором учитываются расчеты по удержаниям из заработной платы на основании различных документов.

В том случае, если сотрудник в добровольном порядке вносит денежные средства в кассу учреждения (до начисления заработной платы), в бюджетном учете могут быть сделаны следующие проводки:


Дебет КИФ 120104510 Кредит КРБ 130403730
- внесена в кассу учреждения сумма в счет возмещения ущерба;

Дебет КРБ 121003560 Кредит КИФ 120104610
- внесены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 121003660
- зачислены на лицевой счет учреждения наличные денежные средства;


В том случае, если сумма причиненного ущерба была удержана из заработной платы виновного лица в установленном порядке, следует учитывать положения п. 2.3.2 Порядка N 8н. В соответствии с данной нормой операции по восстановлению получателем бюджетных средств суммы произведенной им кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой код бюджетной классификации классифицируются как внебанковские операции и осуществляются на основании представленной в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход.

В этом случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:

Дебет КРБ 130403830 Кредит КДБ 140101180
- отражена сумма материального ущерба, которая подлежит взысканию по распоряжению работодателя;

Дебет КРБ 130201830 Кредит КРБ 130403730
- произведено удержание из заработной платы;

Дебет КРБ 130405225 Кредит КРБ 130405211
- восстановлена кассовая выплата на основании Заявки на кассовый расход;

Дебет КДБ 140101180 Кредит КРБ 140101225
- произведена корректировка финансового результата.

Если автомобиль, приобретенный за счет бюджетных средств, попал в ДТП. В феврале поступило страховое возмещение на ремонт автомобиля. В I квартале 2010 года средства не были потрачены. Надо ли платить налог на прибыль с полученной суммы и отражать его в декларации. Надо ли платить налог на прибыль, если страховое возмещение бюджетная организация потратила не в полном объеме, а оставшаяся сумма не была перечислена в бюджет.

По нашему мнению, в данном случае средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли.

После осуществления расходов за счет страхового возмещения в соответствии с генеральным разрешением и сметой остаток средств, согласно положениям бюджетного , должен быть перечислен в доход федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 246 российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций. При этом бюджетные учреждения не являются исключением. Прибылью признается разница между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ.

Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). При этом под иными источниками понимаются доходы от коммерческой деятельности - доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

По общему правилу, суммы страхового возмещения, полученные организациями от страховых компаний, относятся к внереализационным доходам, которые учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль в соответствии с положениями ст. 250 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации важно определить следующее. Относятся ли суммы, поступающие в бюджетное учреждение, к целевым средствам или с точки зрения налогового законодательства они могут быть отнесены к внереализационным доходам даже в том случае, если расходы по страхованию осуществлялись за счет средств бюджета и транспортное средство учитывалось в рамках бюджетной деятельности. При этом нормы НК РФ следует рассматривать во взаимосвязи с нормами бюджетного законодательства.

Согласно ст. 41 БК РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия относятся к неналоговым доходам бюджета.

При этом в соответствии с Приложением N 1 к Федеральному закону от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон N 308-ФЗ) доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета, подлежат перечислению в федеральный бюджет по нормативу 100%.

В то же время в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать определенные особенности, связанные с зачислением в доход бюджета такого рода доходов.

  1. В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" выгодоприобретателем по договору страхования будет являться именно бюджетное учреждение, то есть страховая выплата должна быть произведена страховщиком в пользу потерпевшего (получателя бюджетных средств).
  2. На лицевой счет учреждения (в рамках бюджетной деятельности) сумма страхового возмещения в соответствии с положениями действующих нормативных документов зачислена быть не может, так как ее нельзя квалифицировать в качестве средств бюджетного финансирования или восстановления кассовых расходов. Таким образом, суммы страхового возмещения могут быть зачислены только на лицевой счет (по приносящей доход деятельности).
  3. Согласно положениям п. 1 ст. 6 Закона N 308-ФЗ, а также части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ средства, полученные федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, учитываются и расходуются указанными бюджетными учреждениями в установленном Минфином России порядке. Такой порядок установлен для получателей средств федерального бюджета приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. При этом все вышеуказанные документы предполагают, что получение и расходование средств, учитываемых на лицевых счетах (по приносящей доход деятельности), может осуществляться только на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также сметы доходов и расходов.
  4. По своему смыслу страховые выплаты предполагают компенсацию ущерба страхователя. Поэтому главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств может быть принято решение о возможности расходования подведомственными учреждениями данных сумм для осуществления ремонта автотранспортных средств. Соответственно, такое решение подтверждается генеральным разрешением и сметой, оформленными в установленном порядке.

Таким образом, действующее рассматривает суммы, поступившие в счет возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета) в качестве доходов бюджета. При этом действующие нормативные документы в целях результативного и эффективного использования таких средств допускает особый порядок их расходования до зачисления в доход бюджета (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.02.2004 N 03-01-01/08-85). Иными словами, норматив, указанный в Приложении 1 к Закона N 308-ФЗ, применяется для распределения средств, поступивших на балансовый счет 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (в части сумм неиспользованной в соответствии со сметой страховой выплаты).

Следовательно, в данной ситуации суммы страхового возмещения могут рассматриваться в качестве целевых средств, которые поступают и используются в рамках бюджетной деятельности.

В то же время мы не исключаем возможных претензий со стороны налоговых органов. Такие претензии могут быть основаны на том, что поступление и расходование сумм страхового возмещения учитывается на лицевом счете (по приносящей доход деятельности).

В этой связи напомним, что Минфин России неоднократно указывал, что налоговое законодательство не связывает возникновение обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций с обязательным поступлением денежных средств на тот или иной лицевой счет (зачислением в доход бюджета). Так, например, рассматривая вопросы исчисления налога на прибыль при сдаче в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, специалисты финансового ведомства указывают, что налоговые обязательства возникают независимо от того, что арендная плата в полном размере зачисляется в доход бюджета (смотрите, например, письма Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467, от 27.03.2009 N 03-03-05/54). При этом неизменно делается ссылка на п. 3 ст. 41 БК РФ.

Таким образом, сам факт учета страхового возмещения на лицевом счете (по приносящей доход деятельности) не может служить основанием для учета данных сумм при налогообложении прибыли.

При этом обращаем внимание на то, что п. 3 ст. 41 предполагает зачисление в бюджет только после уплаты налогов и сборов:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

А вот средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 41 БК РФ, в полном объеме относятся к доходам федерального бюджета. Именно к таким доходам относятся доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (смотрите, например, Приложения NN 1, 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н).

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ. В рассматриваемом же случае нормативными документами установлено, что сумма страхового возмещения должна быть направлена в доход бюджета, а полученные доходы и произведенные расходы связаны только с бюджетной деятельностью.

Немаловажен и тот факт, что расходы по ремонту автомобиля в данном случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ не могут быть учтены при налогообложении прибыли, так как не относятся к деятельности, направленной на получение дохода. При этом возникновение у бюджетного учреждения обязательств по уплате налога на прибыль в том случае, если страховое возмещение будет полностью направлено на ремонт автомобиля, по нашему мнению, не в полной мере соответствует компенсационному характеру таких денежных средств. В этом случае учреждению пришлось бы дополнительно планировать расходы по уплате налога на прибыль, в то время как, например, у коммерческой организации в аналогичной ситуации и доходы и расходы были бы учтены при налогообложении прибыли. То есть можно было бы говорить о нарушении конституционного принципа равенства налогообложения, на котором основано законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 3 НК РФ).

Таким образом, в данной ситуации средства страхового возмещения не могут рассматриваться в качестве внереализационных доходов бюджетного учреждения и не учитываются при налогообложении прибыли. Отметим, что данную точку зрения разделяет и большинство специалистов.

В то же время следует учитывать, что по рассматриваемому вопросу отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, касающиеся бюджетных организаций. Нам неизвестна также и соответствующая судебная практика. Возможность применения бюджетного законодательства при решении вопросов о налогообложении тех или иных сумм прямо НК РФ не предусмотрена и следует только из отдельных писем Минфина России.

Кроме того, специалисты финансового ведомства в письме от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30 пришли к выводу, что пени за просрочку поставки товара являются внереализационным доходом бюджетного учреждения и согласно ст. 321.1 НК РФ подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом данные средства учитываются в доходах бюджета по тому же основанию, что и страховое возмещение.

Таким образом, сохраняется возможность разногласий с налоговыми органами по вопросу налогообложения прибыли в данном случае. Поэтому напоминаем, что на основании положений пп. 2 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24 НК РФ учреждение может обратиться с запросом в Минфин России для получения в свой адрес письменных разъяснений по вопросу налогообложения доходов от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев (по имуществу, приобретенному за счет средств бюджета). Выполнение таких письменных разъяснений Минфина России, в случае спора с налоговыми органами, исключает вину лица в совершении налогового правонарушения (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

В.В. Пименов,
М.Ю. Миллиард,
А.Н. Суховерхова,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Список литературы :

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Налоговый кодекс РФ.
  3. Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
  4. Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.
  5. Трудовой кодекс РФ.

Мы торговая организация. Собственных складов нет. Весь товар хранится на складе ответственного хранения (Хранитель). Т.е. при поступлении товара приходуем его сразу на счет 41,04 на склад ХранителяВ январе этого года на складе Хранителя произошел пожар, часть товара сгорела.Нашей организацией выставлена претензия и составлен акт сверки имущества. Хранитель претензию принял и возмещает убыток, перечисляя на р/счет согласованную сумму частями.Оценочная стоимость товара в претензии учитывается не по себестоимости товара, а по минимальной стоимости реализации без НДС (за сколько мы бы этот товар продали).Помогите разобраться, как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете.Спасибо, что всегда помогаете!!

При отражении факта утраты товаров в учете сделайте проводки:

Дебет 91-2 Кредит 41 – отражена в составе прочих расходов себестоимость сгоревших товаров. Так как виновная сторона претензию приняла и готова возмещать ущерб, то порчу товаров отнесите на виновное лицо. В Вашем случае ущерб с виновной стороны взыскивается не по себестоимости (балансовой стоимости товара), а по рыночной цене. В таком случае в бухгалтерском учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1 – отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Разницу между рыночной и балансовой стоимостью ущерба отразите проводкой:

Дебет 76 Кредит 98 – отражена разница между балансовой стоимостью сгоревшего товара и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица.

На момент возмещения убытка виновной стороной в учете сделайте проводку:

Дебет 51 (50) Кредит 76 – поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

По мере того как виновный будет погашать задолженность, сумму ущерба в размере разницы между рыночной и балансовой стоимостью ущерба включают в состав прочих доходов:

Дебет 98 Кредит 91-1 – учтена в составе прочих доходов часть доходов будущих периодов.

Сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны при расчете налога на прибыль включите в состав внереализационных доходов. Сумму же порчи сгоревших товаров (по фактической себестоимости) можно включить в состав прочих внереализационных расходов в полном размере. НДС по утраченному товару принимать к вычету нельзя.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1
– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76
– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.*

ОСНО: водитель признан потерпевшим

Страховое возмещение (сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны) включите в состав внереализационных доходов (). Датой признания таких доходов является:

при методе начисления – день поступления средств от страховой компании или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба ( , п. 4.22 , 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П);*

при кассовом методе – день поступления средств на расчетный счет (в кассу) организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).

При этом расходы на ремонт автомобиля уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль в обычном порядке .*

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Руководитель организации может принять решение о взыскании недостачи по рыночной цене. Разницу между рыночной и балансовой стоимостью недостачи отразите проводкой:

Дебет 73 Кредит 98
– отражена разница между балансовой стоимостью недостающих ценностей и суммой, подлежащей взысканию с виновного лица.

По мере того как виновный будет погашать задолженность, сумму недостачи включают в состав прочих доходов:

Дебет 98 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов часть доходов будущих периодов.*

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

Если испорченные товары не могут быть в дальнейшем использованы (проданы), в бухучете их стоимость отразите на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами учета имущества (счет 41). При этом если учет товаров ведется по продажным ценам, то одновременно с отражением факта порчи товаров на счете 94 торговую наценку, приходящуюся на испорченные товары и ранее учтенную на счете 42 , нужно сторнировать. Об этом говорится в указаниях по применению Плана счетов (счет , , ). При отражении факта порчи товаров в учете сделайте проводки:

Дебет 94 Кредит 41
– отражена порча товаров;*

Порчу товаров сверх норм естественной убыли относите на виновных лиц (п. 30 Методических указаний, утвержденныхприказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При этом в учете сделайте проводку:

Дебет 73 (76, 60...) Кредит 94
– отнесена на виновных лиц сумма потерь от порчи товаров сверх норм естественной убыли.*

ОСНО: налог на прибыль

Если виновное лицо установлено, то недостачу, взысканную с него , отразите в составе внереализационных доходов ( , ).*

Ситуация: можно ли включить ущерб от недостачи (порчи) товаров в состав расходов при расчете налога на прибыль. Материальный ущерб возмещает виновное лицо

Чтобы учесть потери от недостачи (порчи) в составе расходов, их размер должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением ущерба может быть, например, сличительная ведомость, объяснительная записка сотрудника и другие документы.

Если указанные требования соблюдены, то сумму недостачи или порчи (по фактической себестоимости) можно включить в состав прочих внереализационных расходов в полном размере (подп. п. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).*

Правомерность этого вывода подтверждена письмами Минфина России от 14 октября 2010 г. № 03-03-06/1/648 , от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/245 .

ОСНО: НДС

НДС можно возместить только по затратам, относящимся к товарам, недостача (порча) которых не превышает норм естественной убыли. Если в сумму недостачи (порчи) включены ТЗР, то сумму входного НДС по этим затратам можно принять к вычету только в той части, которая относится к недостаче (порче) в пределах норм естественной убыли. Дело в том, что вычет по НДС возможен только по товарам, которые используются в облагаемых НДС операциях (п. 1 ст. 172 НК РФ). А утерянные товары не могут быть использованы в облагаемых НДС операциях.*

Если порча (недостача) товара выявлена при приемке товаров и произошла не по вине перевозчика, направьте претензию поставщику. В этом случае поставщик должен будет выставить корректировочный счет-фактуру . На основании этого счета-фактуры примите НДС к вычету.

Если недостача (порча) товаров произошла по вине транспортной компании, направьте перевозчику претензию. А входной НДС по испорченным (утерянным) товарам спишите на счет 94 «Недостачи и порчи по приобретенным ценностям». К вычету его принять нельзя, поскольку утерянные товары не могут быть использованы в облагаемых НДС операциях.

Если продукция была утрачена в результате хищения, пожара или порчи,