Выводы. Прирост населения в Беларуси и Украине

Ирина Брост
Ответы детей можно оценивались как низкий, средний или высокой уровень.

Ответы детей можно оценивались как низкий , средний или высокой уровень :

Низкий уровень . Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностны, часто неадекватны. Дети в целом понимают, что нельзя наносить вред природным объектам, но не осознают почему.

Средний уровень . Дети в целом проявляют к природе положительное отношение. У детей сложились некоторые существенные представления о природных объектах. Представления о нормах отношения к животным и растениям становятся более дифференцированными. Знают правила поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов.

Высокий . Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе. У них сформирован широкий круг представлений о природных объектах и явлениях. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

Результативность процесса экологического воспитания детей определялась с помощью педагогической диагностики. С этой целью были разработаны параметры оценки и диагностические карты уровня развития представлений по экологии и практические задания для проведения диагностики В процессе диагностики можно решать ряд взаимосвязанных задач :

Изучение уровня детей из области экологии ;

Изучение уровня соответствующих содержанию проекта ;

Изучение уровня сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами;

Изучение уровня сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное.

На начальном этапе работы по проектам были получены следующие результаты :

- уровень сформированности представлений у детей из области экологии составил - 49%;

- уровень сформированности познавательных и речевых умений, соответствующих содержанию проекта – 54% ;

- уровень сформированности трудовых умений и навыков по уходу за живыми объектами -65%;

- уровень сформированности отношения к природе – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное –66%

Публикации по теме:

На осенних прогулках мы собираем различный природный материал: шишки, желуди, каштаны, ягоды рябины, семена растений, листья. Из них мы.

Вот и закончился учебный год - прошли выпускные в детских садах, закончились хлопоты по организации праздников для детей, родителей и сотрудников.

Оформили Воспитатели МБДОУ №43 г. Сыктывкар Политова М. С., Кекиш Л. Н. Снежная пекарня Александрова А. Мы, ребята, зиму Любим горячо.

Памятка для воспитателей «Как можно заменить слово «учить» в календарном планировании» Как можно заменить слово «Учить» в календарном планировании (памятка) ФОРМИРОВАТЬ (способности, умения, знания, мотивацию) ПОБУЖДАТЬ детей.

Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционной технике рисования «Как можно больше разнообразия» Мастер - класс для воспитателей «КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗНООБРАЗИЯ» Нетрадиционная техника рисования. Аширова Н. Х. МБДОУ «Лямбирский детский.

Для детей группы от 3 до 4 лет Цель: Развитие конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие задачи: 1.

Ответы на вопросы викторины «С природой на ТЫ» Ответы: 1). Экология – с греческого языка слово «экология» значит – наука о доме. Потому что oikos – это дом, а logos – учение. 2).

Группа американских учёных изучила влияние склонности людей выбирать себе партнёров сходного уровня образования на плодовитость и генетический облик будущих поколений. Исследователи пришли к выводу, что хотя менее образованные люди действительно размножаются быстрее более образованных, это вряд ли связано с их генами. Соответствующая опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences .

Учёные использовали данные Общенационального исследования здоровья и жизни на пенсии в США (U.S. Health and Retirement Survey). В них они пытались найти корреляции между образовательным уровнем, генотипом, ростом, индексом массы тела и частотой депрессий среди супругов. Для своей работы они отобрали данные о 4686 европеоидных парах супругов, родившихся между 1920 и 1955 годами.

Сопоставление подтвердило, что для всех этих возрастных групп было свойственно подбирать себе в качестве супругов людей с близким уровнем образования. Так, лица со средним образованием чаще вступали в брак с особами противоположного пола, закончившими аналогичные учебные заведения, то же было верно и для людей с высшим образованием.

При этом супруги с более высоким образовательным уровнем имели в среднем меньше детей, чем менее образованные пары. Супруги большего роста также в среднем имели меньше детей, чем низкорослые. Однако неожиданностью оказалось то, что по генотипам корреляций практически не было.

Известно, что шансы получить более высокое образование коррелируют с определёнными наборами генов. Но разницы по среднему числу детей между лицами, имевшими "благоприятный" для образования генотип, и всеми остальными не наблюдалось. Иными словами, связи между генотипом и плодовитостью обнаружено не было. Аналогичным образом никаких корреляций не удалось установить и между средним числом детей и индексом массы тела или склонностью к депрессиям.

После появления систем массового образования человечество находится в ранее нетипичных для него эволюционных условиях. По российского биолога Александра Маркова, в наше время "выбор глупых женщин в постоянные партнёры может иметь адаптивный смысл", поскольку известно, что во многих обществах в нынешний период истории люди с низким уровнем образования и с низкими результатами тестов на IQ оставляют больше детей. Сходная ситуация наблюдается в разных странах мира. В ряде африканских государств образовательный уровень большинства супругов не превышает средней школы, в то время как в других государствах он существенно выше. За счёт большей плодовитости численность населения в первых странах энергично растёт, в то время как во вторых часто сокращается.

Количество детей в семье: установки и репродуктивное поведение

Очевидно, что количество детей в семье определяется, с одной стороны, репродуктивными установками супругов (в частности, установками на детность), а с другой - внешними обстоятельствами, которые, по оценке людей, могут благоприятствовать или не благоприятствовать реализации этих установок. Ниже представлены результаты одного из опросов , в ходе которого выяснялось, сколько детей люди имеют и в принципе хотели бы иметь, а также обсуждались ближайшие репродуктивные планы респондентов.

С одной стороны, говорить о массовой ориентации на многодетность сегодня не приходится: две пятых участников опроса (40%) заявили, что будь у них для этого идеальные условия, они хотели бы иметь двоих детей, еще 8% опрошенных и в идеальных условиях предпочли бы ограничиться одним. С другой стороны, говорить о "нормативной двухдетности" вроде как тоже нет достаточных оснований: треть респондентов утверждают, что при идеальных условиях хотели бы иметь троих (22%) или даже четверых и более (12%) детей.

Заявили, что вообще не хотели бы иметь детей, 7% участников опроса. Но делать поспешные выводы об их выраженной установке на бездетность не стоит. Присмотримся к этой группе внимательнее. На 77% она состоит из людей, которым более 45 лет. Скорее всего, они подразумевали, что уже больше не хотели бы заводить детей, какие бы условия у них ни были. Не исключено, что этот же смысл вкладывали в свой ответ и некоторые из опрошенных детородного возраста, уже удовлетворивших свою потребность в детях. Поэтому, чтобы получить более чистую оценку распространенности установки на бездетность, стоит посмотреть, какова доля нежелающих иметь детей среди бездетных респондентов в возрасте до 45 лет, - она же, согласно данным опроса, составляет 4% от общего числа опрошенных.

Реальное количество детей в российских семьях заметно отличается от желаемого. Четверть опрошенных (25%) сообщили, что детей у них нет. Естественно, эта группа формируется в основном за счет респондентов молодого возраста, еще не успевших обзавестись чадами. Так, в возрастной группе 18-25 лет доля не имеющих детей составляет, согласно опросу, 78%; в возрастной группе 26-35 лет - уже только 24%; в возрастных группах старше 36 лет - 8-10%. Далее, треть опрошенных сообщили об одном ребенке (31%), треть - о двоих (33%), 8% - о троих, у 4% - четверо детей и более. Распределение количества детей у респондентов по возрастным группам представлено на графике 1. Как и следовало ожидать, картины в трех возрастных группах старше 36 лет схожи. И, как видим, большинство респондентов останавливаются на одном-двух отпрысках.

Вообще, относительно установок на детность существуют два устойчивых стереотипа. Один гласит, что молодежь не желает обременять себя заботами, отказывать себе в жизненных удовольствиях и потому старается ограничиться меньшим количеством детей. Второй утверждает то же самое по поводу людей с высокими доходами - дескать, материалистические ценности и индивидуалистические устремления приводят к тому, что богатые заводят меньше детей, чем бедные. Посмотрим, подтверждаются ли эти расхожие мнения полученными в ходе опроса данными.

Очевидно, что зависимость установок на детность от возраста можно проверить только с помощью вопроса о желаемом количестве детей (табл. 1). Отметим, что в разных возрастных группах существенно различаются доли выбравших ответы "не хотел(-а) бы иметь детей" (неоднозначность такого ответа мы обсуждали выше) и "затрудняюсь ответить" (эту позицию чаще других выбирают самые молодые и самые пожилые респонденты). Но попробуем, не останавливаясь на этих различиях, представить общую картину. Мы увидим, что ответы респондентов разных возрастных групп в целом схожи, за исключением группы 18-25-летних: они несколько чаще остальных заявляют, что предпочли бы ограничиться одним ребенком (14% по сравнению с 6-9% в других возрастных группах), и реже сообщают о желании обзавестись тремя и более детьми (25% по сравнению с 34-39%). Кроме того, можно усмотреть некоторое различие между ответами 26-35-летних и 36-45-летних: установки первых несколько смещены в сторону двухдетности, установки вторых - в сторону предпочтения четырех и более детей.

Иначе говоря, определенные возрастные различия в установках на желаемое количество детей усматриваются, но они не столь существенны, как можно было бы ожидать, если бы снижение потребности в детях действительно было выраженным поколенческим феноменом.



Что касается связи между уровнем доходов и установкой на количество детей, то она действительно прослеживается - и в том, что касается фактического, и в том, что касается идеального числа детей (графики 2, 3).

Однако, на наш взгляд, обратная связь между уровнем дохода и реальным количеством детей - не более чем самоочевидная корреляция. Действительно, в семье с тремя детьми среднедушевой доход будет ниже, чем в семье с тем же совокупным уровнем заработка, но с одним ребенком или без детей.

Обратная связь между уровнем дохода и установками на количество детей также может быть простой корреляцией: ведь в семье, ориентированной на многодетность, вероятнее всего, детей уже больше (а значит, среднедушевой доход - ниже), чем в семье, ориентированной на малодетность. То есть приведенные данные не дают оснований говорить о том, что уровень дохода влияет на потребность в детях. Можно разве что сказать, что для одних важнее оказывается количество детей, а для других - уровень и качество жизни.

Чтобы проверить гипотезу о сниженной потребности в детях у людей с высоким уровнем дохода, следует, на наш взгляд, искать наличие такой связи в группах респондентов, гомогенных по количеству детей. И она обнаруживается только у тех, кто уже родил двоих детей: здесь люди с более высоким уровнем дохода действительно реже остальных выражают желание обзавестись еще одним или несколькими чадами (табл. 2).

Среди респондентов, имеющих одного ребенка, такой зависимости уже не наблюдается. А вот среди респондентов, еще не обзаведшихся детьми, ярко выражена даже обратная зависимость: чем выше среднедушевой уровень дохода в семье респондента, тем чаще он заявляет, что вообще-то хотел бы иметь двух и даже трех и более детей (табл. 3).

К сожалению, у нас недостаточно данных, чтобы объяснить, почему при изменении фактического количества детей в семье меняется зависимость между уровнем дохода респондента и желаемым количеством детей. Возможно, это биографичеcкий феномен: например, по мере насыщения потребности в детях происходит некая переоценка собственной жизненной ситуации и смещение репродуктивных установок. А возможно, это феномен возрастной (три группы, выделенные по количеству детей, заметно отличаются и по возрастному составу ), и дело в том, что в разных поколениях наблюдаются различные корреляции между уровнем дохода и потребностью в детях. Проверка как первой, так и второй гипотезы требует проведения дополнительных исследований.

В любом случае, повторим, универсальной зависимости между уровнем дохода и репродуктивными установками не наблюдается. Однозначного подтверждения гипотезы о сниженной потребности в детях у людей с высокими доходами мы также не получили.

Но вернемся к желаемому и фактическому числу детей. Из простого сопоставления двух рядов данных следует, что значительная часть россиян не полностью реализуют свои (декларируемые) установки на детность. Так, среди 36-45-летних респондентов (в большинстве своем, скорее всего, уже закрывших для себя вопрос с деторождением), 24% заявляют, что хотели бы иметь троих детей, еще 16% - что хотели бы иметь четверых и более. Однако обзавелись тремя-четырьмя детьми всего 8% и 6% соответственно (график 4).

Всего, согласно полученным данным, 57% опрошенных в возрасте 36-45 лет заявляют, что хотели бы иметь больше детей, чем у них есть; в группе 46-54-летних эта доля составляет 43% (в более молодых группах она, естественно, существенно выше - но эти респонденты, скорее всего, еще и не закончили свою репродуктивную деятельность).

Какие же причины мешают респондентам рожать столько детей, сколько они хотели бы? Всех участников опроса в возрасте до 50 лет спросили, планируют ли они рождение ребенка в ближайшие лет пять, и тех, кто делать этого не собирается, попросили объяснить, почему (вопрос задавался в открытой форме). Посмотрим, как отвечают на него те из опрошенных, кто утверждает, что хотел бы иметь больше детей, чем есть у него сейчас, но не планирует обзавестись потомством в обозримом будущем .

Респонденты старше 40 лет часто ссылаются на преклонный, по их мнению, возраст (хотя, конечно, это не единственная называвшаяся причина).

"Мне уже поздно заводить детей"; "возраст вышел"; "в моем возрасте уже с внуками нянчатся, а не с детьми"; "остарели"; "в мои годы это уже смешно" (ответы на открытый вопрос).

Респонденты моложе 25 лет, напротив, часто заявляют, что им заводить детей еще рано: не нашли спутника жизни, недоучились и не получили профессию, не обрели стабильного финансового положения.

"Мне еще рано об этом думать"; "молод еще"; "я еще не женат"; "сначала надо встать на ноги"; "сначала получу образование, работу - а потом буду планировать"; "сначала надо закончить учебу и устроиться на нормальную работу, чтобы обеспечить семью" (ответы на открытый вопрос). А вот среди респондентов среднего возраста (26-40 лет), в принципе желающих иметь больше детей, чем у них есть сейчас, наиболее частое объяснения отсутствия планов по обзаведению потомством - это финансово-материальные обстоятельства (на ту же причину, помимо возраста, часто ссылались и респонденты старше 40 или моложе 25 лет).

"Нет средств воспитывать"; "материальные и жилищные условия не позволяют, одного бы вырастить", "тяжелое материальное положение"; "зачем нищету плодить?"; "трудно прокормить даже одного"; "условия жизни не позволяют"; "все платно - тяжело", "по нашей жизни и одного трудно вырастить"; "нет квартиры, не смогу обеспечить им достойное образование, достойную жизнь"; "нет материальных возможностей растить детей, плохие жилищные условия" (ответы на открытый вопрос). Характерно, что и респонденты с низким, и респонденты с относительно высоким уровнем среднедушевого дохода в семье в равной мере склонны объяснять отказ от рождения еще одного ребенка недостаточным материальным благополучием - и даже говорят об этом одними и теми же словами. Ниже приведены высказывания респондентов из двух разных доходных групп, уже родивших двоих и желающих иметь троих и более детей, но пока что не планирующих их рождение (ссылки на возраст и личные обстоятельства мы опустим). "Нет денег, не позволяют жилищные условия"; "финансовая проблема, жилье"; "нет условий, нет работы"; "денег не хватает"; "этих хоть вырастить"; "нам не потянуть финансово"; "этих не прокормишь - зарплата маленькая" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода меньше 2000 рублей в месяц на человека в семье). "Нет жилья, финансовые проблемы"; "для этого нужны условия"; "финансовые возможности не позволяют"; "этих надо поднять"; "нет жилищных условий"; "очень дорого стоит поднять детей"; "полная нищета"; "нет средств" (ответы на открытый вопрос респондентов с уровнем дохода больше 3000 рублей в месяц на человека в семье). Остается заключить, что - по меньшей мере, на уровне фасадных ценностей - большинство россиян полагают: ребенку необходимо обеспечить определенный уровень жизни, некий минимальный соцпакет. Представления же о "необходимом минимуме" у всех, естественно, разные - для кого-то это еда и одежда, для кого-то - отдельная комната, качественное медицинcкое обслуживание, хорошее образование, отдых за границей и т. д. Самостоятельная, экзистенциальная ценность детей (установка на обзаведение ими вне зависимости от наличных условий) как бы отходит на второй план. В этом отношении, пожалуй, можно согласиться с исследователями, толкующими об "эпохе детоцентризма": центральным оказывается вопрос не о том, что дети могут дать родителям, а о том, что родители могут дать детям.

1 - Общероссийcкий опрос населения от 20-21 мая 2006 года (100 населенных пунктов, 44 субъекта РФ, 1500 респондентов).
2 - Средний возраст бездетных респондентов составляет 30 лет, средний возраст однодетных - 44 года, средний возраст двухдетных - 51 год.
3 - Доля таких людей составила 35% от означенной возрастной группы, или 20% по выборке; для сравнения: доля желающих иметь больше детей, чем есть, и планирующих ими обзавестись в ближайшие пять лет - 29% от группы, или 16% по выборке.

Стремление определить максимум рождаемости ведет свою родословную от основателя демографии Дж. Граунта. Еще в 1682 г. он пытался определить максимально возможный, говоря современным языком,

общий коэффициент рождаемости. Граунт думал, что на каждую 1000 жителей приходится 300 женщин в возрасте 15-49 лет, способных родить ребенка один раз в два года. Это дает величину общего коэффициента рождаемости, что составляет 150%.

Рождаемость - количественный показатель, отражающий общее число новорожденных в течение определенного периода на конкретно определенной территории. Рождаемость населения - это процесс деторождения в определенном поколении людей или в совокупности поколений - населении.

Для характеристики рождаемости используется система показателей:

общий коэффициент рождаемости (число родившихся живыми на 1000 жителей, что измеряется в промилле);

возрастные коэффициенты рождаемости (число родившихся живыми у матерей определенного возраста на 1000 женщин того же возраста);

суммарный коэффициент рождаемости, который рассчитывается как сумма однолетних возрастных коэффициентов рождаемости, разделенная на 1000 (то есть в расчете на одну женщину), и др.

Рождаемость - самый быстрорастущий составляющая, потому что именно она влияет на изменение естественного прироста населения. Общие коэффициенты рождаемости простые вычисления, однако они не совсем точно характеризуют демографический процесс, потому что не учитывают возрастную структуру населения. Более точные суммарные коэффициенты, которые показывают количество детей, теоретически рожденных одной женщиной в течение жизни (условно - от 15 до 50 лет; методика расчета этого и других специальных показателей воспроизводства населения рассматривается в курсе демографической статистики).

Рождаемость - массовый статистический процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений - населении.

Демографическое употребление слова рождаемость имеет отношение прежде всего к числу рождений живых детей, которые действительно имела женщина. Рождаемость является положительной стороной воспроизводства населения, характеризует появление в населении новых членов, в то время как смертность является его негативной стороной, что характеризует их исчезновения, выбытия из населения.

Рождаемость как массовый процесс следует отличать от индивидуальных рождений детей в отдельных женщин или в отдельных семьях. Рождаемость как процесс состоит из массы индивидуальных случаев, но не сводится к ним. Она является социальным процессом, который подчиняется действия социальных сил и закономерностей, но разворачивается в определенных, исторически-конкретных пределах, задаваемых действием биологических, физиологических факторов.

Эти пределы, их существование и определенность связанные с понятием плодотворности, что характеризует биологический потенциал рождаемости, физиологическую способность индивида или супружеской пары к воспроизведению потомства (оплодотворению, зачатию, вынашиванию плода и рождения живого ребенка).

Плодотворность имеет исторически-конкретный характер, она зависит от имеющихся в данном обществе в данный момент времени социально-экономических и санитарно-гигиенических условий. Однако плодовитость является более стабильной характеристикой в сравнении с числом рождений. Последнее представляет собой реализацию плодотворности, реализации биологического потенциала рождаемости и является одним из результатов репродуктивного поведения женщин или семей, регулируемой, в свою очередь, системой соответствующих социальных норм.

Плодовитость как способность к рождению детей следует отличать от фактического деторождения, которое характеризуется числом родившихся детей. Понятие плодотворности связано с целым рядом других понятий, раскрывающих те или иные его стороны. Эта совокупность включает в себя понятие стерильности, бесплодие, инфертильности и бездетности.

Под стерильностью при условии нормальной половой жизни понимают неспособность к зачатию. При этом различают стерильность:

постоянную и временную;

естественную, искусственную (контрацептивную) и патологическую;

абсолютную и относительную.

Постоянная стерильность наступает в старшем возрасте, после достижения менопаузы; в репродуктивном периоде постоянная стерильность является следствием заболевания или операции стерилизации. Временная стерильность имеет место в период беременности и сразу после ее окончания (послеродовая или післяабортна аменорея), она может быть также результатом использования контрацептивов (противозачаточных средств).

Понятие плодотворности, задавая физиологические рамки рождаемости, определяет одновременно и диапазон действия человеческой воли, или, в данном случае, репродуктивного поведения. Именно последнее предопределяет то, что фактическое число детей в семье оказывается резко отличным от максимально возможного. Теоретически возможный диапазон плодотворности достаточно широк: от бесплодия до 35 рождений в одноплодних родам за весь репродуктивный период. В реальности же уровень рождаемости гораздо ниже.

Считается, что средняя видовая плодовитость человека не превышает 15-16 рождений на 1 женщину за весь репродуктивный период, т. е. за время от менархе, которое в современных условиях наступает примерно в 12-14 лет (в развитых странах несколько раньше, чем в тех странах), к менопаузы, время наступления которой - 45 - 55 лет. Разумеется, отдельные женщины могут родить гораздо большее количество детей. Однако такие случаи крайне редки:

- рождение близнецов составляет примерно 1,5-2,5% от общего числа родов;

- тройню рожают в среднем 1 раз в 10-15 тысяч родов;

- один случай рождения четверни приходится на 100-200 тысяч родов;

- п"ятерні рождаются один раз на 50 миллионов родов;

- один случай рождения шестерни приходится примерно на 5 миллиардов родов.

Максимальное зафиксированное среднее число рождений составляет примерно 12 рождением на одну женщину, которая принадлежит к секте гуттеритів.

Плодотворность нельзя измерить напрямую. Ее можно только косвенно оценить или через измерение способности к зачатию, или условно принимая за нее уровень естественной рождаемости. Физиологическая способность к зачатию характеризует вероятность зачатия в течение менструального цикла у женщин, способных к зачатию (то есть беременные женщины и постоянно или временно стерильные исключаются при исчислении этой вероятности). Типичная величина способности к зачатию равна примерно 0,2, что означает, что 20% женщин, способных к зачатию, могут ожидать наступления беременности в течение первого месяца после восстановления этой способности и при условии регулярных сексуальных отношений. Разумеется, разные женщины имеют разную вероятность зачатия, поскольку у них разные биологические характеристики и поскольку они практикуют разную частоту половых отношений.

Чтобы обеспечить хотя бы простое воспроизводство населения (то есть нулевой прирост), необходимо, чтобы суммарный коэффициент рождаемости составлял 2,6. В странах с высокой смертностью он должен быть выше, в странах с низкой смертностью (и, соответственно, с большей продолжительностью жизни) он снижается. В Украине он составляет 2,12; именно столько детей имеет (в среднем) родить женщина в течение жизни, чтобы в стране было обеспечено простое воспроизводство.

Согласно классификации ООН, «зоной безопасности» относительно естественного прироста населения суммарный коэффициент рождаемости на уровне 1,5 ребенка на 1000 человек. При таком и высшем уровнях сокращения численности следующих поколений происходит довольно умеренно и, в случае необходимости, его можно компенсировать за счет миграции.

По такой классификации стран умеренно низким уровнем рождаемости относятся все страны Северной Европы, все англоязычные страны, а также франко - и голандськомовні (Нидерланды, Бельгия) страны Западной Европы. Им присущи более развита сфера услуг и государственный сектор, правила семейного либерализма (совместное проживание без оформления брака, рождения детей вне брака, больше число разводов), поздний возраст рождения первого ребенка.

К странам с низким уровнем рождаемости относятся все развитые восточно-азиатские страны, все южноевропейские страны и все немецкоязычные западноевропейские страны. В странах с низким уровнем рождаемости сохранилась модель семьи, в которой на женщине лежат основные домашние хозяйственные обязанности, а человек выполняет роль кормильца. Эти страны являются такими, в которых глубоко укоренена традиционная система «семейных ценностей».

Если же измерять уровень рождаемости с помощью модифицированного коэффициента фертильности, учитывающий уменьшение текущей количества проділь через увеличение их среднего возраста, то, кроме тех стран, где фертильность сегодня официально на уровне 1,8-2,0, воспроизводства населения наблюдается и в таких странах как Исландия, Норвегия, Ирландия, Сербия. В общем же итоге, при таких расчетах, оказывается, что в 16 странах Европы с общим населением в 234 млн. чел. коэффициент фертильности составляет 1,8 и выше. На уровень рождаемости влияет такой показатель как качество жизни - это характеристика уровня и условий жизни населения.

Качество жизни населения данной территории определяется рядом экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических и моральных факторов.

Факторы рождаемости также можно разделить на геодеомографічні факторы -

- статевовікова структура населения;

- продолжительность жизни;

- естественное и механическое движение;

- семейный состав;

- заболеваемость и т.п.; В объективные факторы -

- потребление продуктов питания;

- жилищные условия;

- уровень занятости;

- развитие сферы услуг;

- развитие сферы образования;

- развитие сферы социального обеспечения и т.д.; В субъективные факторы -

- удовлетворение работой;

- удовольствие жизненными условиями;

- удовольствие социальным статусом индивида;

- удовольствие финансовым положением семьи и т.д. Большинство стран используют классификацию показателей

качества и уровня жизни населения, подготовленное экспертами ООН (1961 г.).