Аграрное общество как историческое явление. Аграрное общество, его сущность

Традиционное (аграрное) общество

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.

Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.

В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Аграрное общество - понятие, которое характеризует общественно-экономическое развитие общества, его определенную стадию, при которой преобладает сельское хозяйство, имеет место жесткая сословная иерархия, решающая роль в социально-политической жизни принадлежит церкви и армии. Это первая стадия развития общества.

«Крестьянское общество» и «традиционное общество» - это синонимы понятия «аграрное общество», определение которого стало активно использоваться в 50-60-е года прошлого века. Так как широкое распространение получила концепция индустриального общества.

Традиционное или аграрное общество - это тесное взаимодействие человека с природой, его состязание с ней. Во всех сферах жизни (социальной, хозяйственно-экономической, духовной, политической) проявляются особенности этого типа общества.

Социальная жизнь

Аграрный тип общества подразумевает под собой социальные отношения, основанные на подчинении. Все являются включенными в коллектив, каждый становится его частью. Человек обычно появлялся на свет, заводил семью, умирал в одном месте и окружении. Его быт, трудовая деятельность переходили из поколения в поколение, то есть воспроизводились. Смена коллектива была затруднительна или вообще трагична. Срок жизни людей в таком обществе был достаточно коротким. Это 40-50 лет. Имела место высокая смертность вследствие не очень развитой медицины, да и других сфер жизни. Смертность компенсировалась высокой рождаемостью.

Хозяйственно-экономическая сфера

В экономической сфере наблюдается полная зависимость экономики от природы и климата. В основном распространены такие виды хозяйства, как скотоводство и земледелие, их распределение зависит от положения человека в социальной иерархии. Вообще трудятся люди индивидуально, преимущественно ручным способом, без использования какой-либо техники.

Политическая жизнь

Основой аграрного общества стала сельскохозяйственная община, отношения в которой были очень прочными вследствие происхождения от общего предка, признания друг друга родственниками. Основой общины являлись коллективное пользование землей, совместная трудовая деятельность, периодический передел земельных угодий. Аграрное общество характеризует малая динамика. Положение каждого человека в нем напрямую зависит от того, какой социальный статус он занимает, приближен ли он к власти. Самый старший (глава семьи, рода, вождь) непререкаем, вне зависимости от того, какими личностными качествами он обладает, завоевал ли он любовь и уважение других членов общины. В традиционном обществе всегда почитают старых, старших. Оно основывается на писанных и неписанных традициях, нормах и обычаях. Конфликты, споры, разногласия решаются при участии старшего, авторитетного члена общества.

Духовная сфера жизни

Можно сказать, что аграрное общество является закрытым, самодостаточным, оно не допускает никакого влияния на него извне. Традиции определяют политическую жизнь, а не законы. Большую ценность представляет собой власть, нежели закон, для нее не требуются никакие обоснования. Так как она передается по наследству по воле Бога, то есть правитель осуществляет волю высших сил на земле. Власть всегда находится у одного человека, чаще всего он предпочитает деспотичный тип правления, являясь верховным правителем земли. Можно сказать, что общество, да и само государство стремится подавить человека и его личность. Таким образом, формой правления аграрного общества является монархия.

Мода и аграрное общество

Понятия моды как такого не существовало. Каждый народ имел общепринятую манеру одеваться, то есть национальный костюм, который очень мало изменялся или оставался неизменным на протяжении долгого времени. Социальная иерархия очень хорошо проявлялась в одежде. В зависимости от принадлежности к определенному страту менялся и национальный костюм человека.

Культура

Во времена аграрного периода истории человечества произошло очень значимое событие. Это возникновение письменности и выделение особого сословия или класса людей - ученого сословия. Только немногие владели грамотой в середине аграрной эпохи. Только лишь некоторые общества создали свою собственную письменность. Однако очень немногие люди, состоящие в этих обществах, могли действительно читать и писать.

Грамотность приводит к централизации и накоплению знаний и культуры. Хотя существуют соперничество и разногласия между ученым сословием и духовенством.

Заключение

Таким образом, можно выделить характерные черты аграрного общества:

  • преобладание сельскохозяйственного производства;
  • незначительное развитие или отсутствие производства;
  • слабая социальная дифференциация;
  • преобладание сельского населения.

В современном мире уже нет примеров такого уклада общества, хотя есть возможность привести в качестве примера различные племена аборигенов, которые проживают на территории Австралии и Африки.

Аграрное общество

Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации .

Основные характеристики аграрного общества:

  • относительно слабая социальная дифференциация (она, тем не менее, достаточно высока в сравнении с большинством охотничье-собирательских обществ)
  • преобладание сельского населения
  • основной тип производства - сельское хозяйство
  • некоторое развитие добывающих отраслей
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.

Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

  • Формация

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Аграрное общество" в других словарях:

    Общество, характеризующееся: преобладанием сельскохозяйственного производства; незначительным развитием либо отсутствием промышленности; слабой социальной дифференциацией; и преобладанием сельского населения. По английски: Agrarian society См.… … Финансовый словарь

    См. ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО - (аграрная экономика) этап общественно экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, заимствованных у природы (добывающие отрасли и сельское хозяйство) … Юридическая энциклопедия

    АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО - (agrarian society) форма общества, в особенности традиционного, основанного в большей мере на сельскохозяйственном и ремесленном производстве, нежели на промышленном. Главные доиндустриальные цивилизации, например доиндустриальный Христианский… … Большой толковый социологический словарь

    Аграрное общество (в технократической концепции) - общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, церковью и армией как главными социальными институтами … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ - АГРАРНОЕ ОБЩЕСТВО … Юридическая энциклопедия

    Энциклопедия социологии

    Энциклопедия социологии

    ОБЩЕСТВО АГРАРНОЕ - англ. society, agrarian; нем. Gesellschaft, agrarische. Общество, характеризующееся в отличие от общества индустриального преобладанием сельскохозяйственного производства, незначительным развитием либо отсутствием промышлен ности, слабой соц.… …

    ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ - англ. society, traditional; нем. Gesellschaft, traditionelle. Доиндустриальные обществ, уклады аграрного типа, характеризующиеся преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, стабильностью структуры и способом социо культ. регуляции… … Толковый словарь по социологии

Книги

  • Историческая социология в 3-х частях. Часть 2. Аграрное общество. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры , Кремлев Н.Т.. Настоящее издание посвящено вопросам общественного развития. Книга состоит из трех частей. В первой части рассмотрены методы исторической социологии, проблемы образования человеческого…

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

  • Агра́рное о́бщество (аграрная экономика ) - этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Формируется в результате неолитической революции . В отличие от охотничье-собирательского (доаграрного) общества люди в аграрных обществах обладают искусственными средствами увеличения выхода полезной биомассы с занимаемой ими территории, поэтому плотность населения в таких вот обществах многократно увеличивается, что влечет за собой радикальное усложнение их социально-политической организации.
  • незначительное развитие промышленных отраслей

Характерной чертой долгосрочной динамики аграрных обществ являются политико-демографические циклы .

Выделение аграрных обществ в один тип достаточно условно, так как они демонстрируют между собой значительные различия по всем основным показателям. Так, для простых аграрных обществ (классическим примером здесь могут служить папуасы Новой Гвинеи до начала их модернизации) характерно отсутствие надобщинных уровней политической интеграции, при этом именно независимые общины (размером в 200-300 чел.) оказываются основной формой политической организации; в то же самое время, для сложных аграрных обществ характерно наличие 3, 4 и более уровней надобщинной политической интеграции, а сложные аграрные политии могли контролировать территории по много миллионов кв. км., населённые десятками или даже сотнями (Цинский Китай) миллионов человек.Аграрные общества трансформируются в индустриальные в результате промышленной революции .

См. также

Библиография

  • Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс . 3-е изд. М.: КомКнига, 2006.
  • Коротаев, А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Коротаев, А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. 2-е изд. М.: УРСС, 2007.
  • Малков А. С. , Малинецкий Г. Г. , Чернавский Д. С. Система пространственных динамических моделей аграрных обществ // . М.: КомКнига, 2007. С. 168-181.

Напишите отзыв о статье "Аграрное общество"

Примечания

Отрывок, характеризующий Аграрное общество

– Ваше сиятельство, они говорят, что собрались идти на французов по вашему приказанью, про измену что то кричали. Но буйная толпа, ваше сиятельство. Я насилу уехал. Ваше сиятельство, осмелюсь предложить…
– Извольте идти, я без вас знаю, что делать, – сердито крикнул Растопчин. Он стоял у двери балкона, глядя на толпу. «Вот что они сделали с Россией! Вот что они сделали со мной!» – думал Растопчин, чувствуя поднимающийся в своей душе неудержимый гнев против кого то того, кому можно было приписать причину всего случившегося. Как это часто бывает с горячими людьми, гнев уже владел им, но он искал еще для него предмета. «La voila la populace, la lie du peuple, – думал он, глядя на толпу, – la plebe qu"ils ont soulevee par leur sottise. Il leur faut une victime, [„Вот он, народец, эти подонки народонаселения, плебеи, которых они подняли своею глупостью! Им нужна жертва“.] – пришло ему в голову, глядя на размахивающего рукой высокого малого. И по тому самому это пришло ему в голову, что ему самому нужна была эта жертва, этот предмет для своего гнева.
– Готов экипаж? – в другой раз спросил он.
– Готов, ваше сиятельство. Что прикажете насчет Верещагина? Он ждет у крыльца, – отвечал адъютант.
– А! – вскрикнул Растопчин, как пораженный каким то неожиданным воспоминанием.
И, быстро отворив дверь, он вышел решительными шагами на балкон. Говор вдруг умолк, шапки и картузы снялись, и все глаза поднялись к вышедшему графу.
– Здравствуйте, ребята! – сказал граф быстро и громко. – Спасибо, что пришли. Я сейчас выйду к вам, но прежде всего нам надо управиться с злодеем. Нам надо наказать злодея, от которого погибла Москва. Подождите меня! – И граф так же быстро вернулся в покои, крепко хлопнув дверью.
По толпе пробежал одобрительный ропот удовольствия. «Он, значит, злодеев управит усех! А ты говоришь француз… он тебе всю дистанцию развяжет!» – говорили люди, как будто упрекая друг друга в своем маловерии.
Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер, приказал что то, и драгуны вытянулись. Толпа от балкона жадно подвинулась к крыльцу. Выйдя гневно быстрыми шагами на крыльцо, Растопчин поспешно оглянулся вокруг себя, как бы отыскивая кого то.
– Где он? – сказал граф, и в ту же минуту, как он сказал это, он увидал из за угла дома выходившего между, двух драгун молодого человека с длинной тонкой шеей, с до половины выбритой и заросшей головой. Молодой человек этот был одет в когда то щегольской, крытый синим сукном, потертый лисий тулупчик и в грязные посконные арестантские шаровары, засунутые в нечищеные, стоптанные тонкие сапоги. На тонких, слабых ногах тяжело висели кандалы, затруднявшие нерешительную походку молодого человека.
– А! – сказал Растопчин, поспешно отворачивая свой взгляд от молодого человека в лисьем тулупчике и указывая на нижнюю ступеньку крыльца. – Поставьте его сюда! – Молодой человек, брянча кандалами, тяжело переступил на указываемую ступеньку, придержав пальцем нажимавший воротник тулупчика, повернул два раза длинной шеей и, вздохнув, покорным жестом сложил перед животом тонкие, нерабочие руки.

Так, традиционное (аграрное) общества можно охарактеризовать следующим образом: преимущественный вид производства – сельское хозяйство. Характерна ограниченная социальная мобильность и сильный социальный контроль. Правила существования определяются традициями. Товарные отношения при это либо вообще отсутствуют, либо ориентируются на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя населения. Считается, что любое общество от первобытной общины до промышленного переворота конца XVIII века можно назвать традиционным. Характеризуется применением ручного труда и простых машин. В традиционном обществе, в силу его «закрытости», перемены происходили медленно.

Примеры современных стран традиционного (аграрного) типа (на основе анализа составляющих ВВП): большинство стран Северной Африки (Алжир), страны северо-восточной Африки (Эфиопия, где с/х 54% ВВП), страны юго-восточной Азии (Вьетнам, где 79% населения – сельское).

В России индустриализация началась лишь в середине XIX века. Одна это не помешало нашей стране к концу XIX века быть одной из самых больших и сильных государств, иметь статус великой европейской державы.

Для индустриального общества характерно то, что наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, а также промышленность. Обычно около 80% населения занято в промышленности. К переходу от традиционного общества к индустриальному ведёт промышленный переворот.

Важно понимать, что такое промышленный переворот . Это процесс социально-экономического перехода от аграрного типа к индустриальному с преобладанием промышленного производства.

Вместе с развитием промышленности происходит бурное развитие науки, техники, средств коммуникации, повышение уровня жизни людей. Первой страной, где произошла промышленная революция, была Великобритания.

Изменения, происходящие в обществе, касаются всех сфер жизни. Так, семьи распадаются, поколения начинают жить в разных местах, растут города, а люди активно туда переселяются (урбанизация – процесс роста городов и повышения их роли в жизни общества, связанный с активным переселением населения в города).

По мнению французского учёного Раймонда Арона, индустриальное общество – результат влияния автоматизации производства, появления крупных производств и повышения производительности труда.

Американский социолог Уильям Ростоу считает, что большое влияние на этот процесс оказали и социокультурные факторы (рост научного знания, порывы и устремления людей).



Для общества рассматриваемого типа характерны динамичные изменения, рост социальной мобильности. Меняется и структура общества, сословия заменяются социальными группами. Расширяются права и свободы граждан.

Постиндустриальное общество определяется следующими чертами: концепции такого типа общества появились в 1960х годах. Ведущая роль в обществе отводится знаниям, информации, компьютерам. Расширяется сфера услуг, приобретает значение получение качественного образования, начинает формироваться информационное обществе. В таком обществе научные разработки – главная движущая сила экономики. Товаропроизводящая экономики переходит к обслуживающую.

Важно понимать, что к сфере услуг относится не только торговля бытовая сфера, но также и государство, армия, транспорт, здравоохранение, образование, наука, культура, производства и продажа интеллектуальной собственности (программное обеспечение).

Происходит автоматизация производства, уменьшается значение участия человека в производстве.

Многократно возрастают темпы экономического развития.

П. Дракер: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знания быстро превращаются в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу».

Постиндустриальное общество также связывают с эпохой постмодернизма (постмодерн – состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию).

Меняется общественное сознание: отказ от универсальности и единства мира.

В качестве основных признаков также называют усиление плюрализма, многовариантности и многообразия форм общественного развития, изменений в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.

Специально для Вас мы подготовили таблицу, которая поможет понять, как рассмотренные виды обществ отличаются друг от друга:



Таблица: Деление общества на виды

Линия сравнения Традиционное (аграрное, доиндустриальное общество) Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация, компьютеризация производства
Характер труда Индивидуальный труд Обычная деятельность в коллективе Повышение творческого начала в труде
Занятость населения С/х – около 75% населения Промышленность – около 85% Услуги – 66%, промышленность – 33%
Социальная структура Община Классы Включенность всех в коллектив Замкнутость социальных структур Низкая социальная мобильность Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур Сохранение социального разделения, рост численности среднего класса, деление на основе уровня знания и профессии
Продолжительность жизни 40-50 Свыше 70 Свыше 70
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое Глобальное, неконтролируемое Глобальное, контролируемое
Взаимодействие с другими странами Несущественное Тесная взаимосвязь, но не везде. Пример закрытости: «Железный занавес» (понятие, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада). Открытость
Политическая жизнь Большинство стран монархии, отсутствуют политические свободы, власть выше закона Появление политических свобод, равенства перед законом, от власти начинают требовать подчинение закону Политический плюрализм, сильное гражданское общества, демократия
Духовная жизнь Традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, малое количество образованных людей Новые ценности личного успеха, вера в науку, массовая культура, развитие образования Особая роль у науки и образования, появление и распространение субкультур

Важным источником и процессом социальных конфликтов в обществах выступает социальная модернизация. Модернизация (от фр. moderne - современный, новейший) в нашем случае - это процесс обновления отсталых общественных систем, формаций, цивилизаций в духе требований современности. Примером модернизации может служить переход от аграрного к индустриальному обществу.

Существуют несколько определений модернизации. Группа западных социологов (Мур, Айзенштадт и др.) рассматривают модернизацию как процесс формирования двух типовсоциальных систем (западноевропейской и североамериканской). Уточняя эту точку зрения, Нейл Смелзерс перечисляет шесть областей общественной жизни, которые входят в совершенствующиеся социальные системы: экономика, политика, образование, религия, стратификация, семья. Здесь модернизация понимается в широком смысле слова - как эволюционное изменение общества.

В свете такого понимания социальная модернизация затрагивает общественные системы, формации, цивилизации. Она может происходить как в результатесобственного ответа на внутренние противоречия, так и в результатезаимствования уже открытых другими народами ответов в форме социальных институтов. В первом случае ее называютсамомодернизацией , а во втором - догоняющей модернизацией. Модернизация всегда есть результат социальной гибридизации, социальной прививки современности к имеющимся общественным структурам.

Для понимания модернизации общественных систем, формаций и цивилизаций важно определитьсовременное. Если речь идет о самомодернизации, то имеют в виду критерии общественного прогресса: технологический уровень; уровень, качество и справедливость жизни людей; эффективность труда; разнообразие и массовость товаров; эффективность политической системы; господствующие смыслы жизни и т. д. В случае догоняющей модернизации за образец современности обычно берут западное общество.

Формационная модернизация - процесс замены прежней общественной деформации новой в результате совершенствования образующих ее общественных подсистем и отношений между ними. Она представляет собой глубокий и всесторонний конфликт между старым и новым, традиционным и современным. Общественно-формационная модернизация может происходить в форме социальной эволюции, революции, депривации.

Цивилизационная модернизация включает в себя появление цивилизационного лидера, нового проекта, цивилизационного института, отвечающего, с одной стороны, внешним вызовам, а с другой стороны - характеру, ментальности, образу жизни народа. Она тоже представляет собой конфликт между старой и новой цивилизацией. Очередную цивилизационную модернизацию ныне проходит постсоветская Россия.

Способность к перманентнойсамомодернизации - признак экономического или смешанного общества. Политические страны занимаютсядогоняющей модернизацией, заимствуя у Запада новую технику и социальные институты. В истории России можно выделить четыре модернизации: петровская, отмена крепостного права, советская, постсоветская. Советский период модернизации был догоняющим в отношении индустриализации и инверсионным в отношении общественной формации.

В России модернизация: 1) инициируется сверху абсолютистской (царская Россия), тоталитарной (СССР), либеральной (постсоветская Россия) государственной властью; 2) является частичной, т. е. не затрагивает тип общественного строя; 3) совмещена с милитаризацией страны, развитием военной промышленности, армии и флота, образования и науки, падением уровня жизни населения.

На первом этапе движущей силой модернизации политического общества (в частности, России) выступает новаяполитическая элита, предлагающая народу новый формационный и циви- лизационный проект. Затем создается новое мощное централизованное государство как главный инструмент модернизации. На втором этапе происходит быстрая модернизация государственной экономики, перераспределение ВВП для возрождения военного могущества; поддерживается уравнительный, аскетический, медленно улучшающийся образ жизни трудящихся; осуществляется «лакировка» нового образа жизни и борьба с его «врагами». На третьем этапе происходит упадок политической формации, правящей элиты, военного могущества, уровня жизни населения, растет недовольство трудящихся, говорящих «так больше жить нельзя», но не знающих, как жить дальше. И, наконец, происходит распад прежнего общественного строя, чтобы возродить его на новой элитной и идеологической основе.

Полноценному формационному ответу России на вызовы модернизации Запада всегда мешал ее изоляционизм. В условиях глобализации это сделать уже не удается, «...в наш век, - пишет Тойнби, - главным в сознании общества является осмысление себя как части более широкого универсума, тогда как особенностью общественного сознания прошлого века было притязание считать себя, свое общество замкнутым универсумом». В условиях глобализации Россия либо осовременится, либо деградирует - перейдет в альянс стран Юга.