Что нужно знать, прежде чем открыть барбершоп. Что нужно знать, прежде чем покупать криптовалюту

Многие мечтают иметь свой бизнес, быть успешным и значимым человеком. Но далеко не всем это удается. Прежде, чем начинать бизнес, нужно все хорошенько обдумать. Следующие 5 советов помогут вам в этом.

1. Вкладывайте как можно меньше

Вкладывайте как можно меньше, но не слишком мало.

Не используйте кредитные карточки или необеспеченный кредит, чтобы начать бизнес! Этот кредит, который открыл двери для вашего бизнеса в конечном итоге может закрыть двери для вашего бизнеса . Прибыли в большинстве предприятий настолько малы, что вы не можете себе позволить, чтобы эти средства шли на погашение долга.

Может настать время, когда вам нужно будет воспользоваться кредитом. Но пусть ваш займ будет для удовлетворения потребностей расширения вашей клиентской базы, а не от намерения создавать ее.

Вы не можете взять взаймы свой путь к вершине. Вы должны создать свой путь к вершине.

Если у вас есть хорошая бизнес-идея, ваши клиенты дадут вам знать. Скоро вы будете расширяться, и, когда вы занимаете, вы сможете легко с этим расплатиться.

Вам, возможно, придется вложить свои собственные деньги, прежде чем вы сможете начать свой бизнес, но этот процесс даст вам право на успех, и убедитесь, что вы доверяете тому, куда вы вкладываете ваши деньги.

Кроме того, вы не только должны избегать кредитов пока у вас нет соответствующего количества спроса, но вы всегда должны тратить как можно меньше. Тратьте деньги с вашей прибыли, работайте над тем, чтобы стать прибыльным, а затем вы можете увеличить свои расходы. Покупайте только то, что вам "необходимо" для работы вашего бизнеса, и реализуйте план по созданию прибыли как можно быстрее.

Как только вы будете получать прибыль, вы можете сделать больше приобретений, но даже они должны быть ограничены тем, что вам нужно.

2. Не делайте это за деньги

Другими словами, будьте готовы сделать это бесплатно. Следуйте своей страсти, не делайте это за деньги. Что хорошего в зарабатывании денег, если вы делаете то, что вам не нравится? Баланс является ключом к жизни.

Делайте работу, которую вы могли бы делать бесплатно, если вы хотите быть по-настоящему успешным. Ведь, например, Майкл Джордан будет играть в баскетбол бесплатно - никому не потребуется заламывать ему руки и выпихивать на площадку.

Хотя деньги важны, и есть жизненная необходимость в бизнесе, но если единственной причиной для занятия бизнесом является зарабатывание денег, а не служить людям, то будет очень трудно иметь реальный успех.

3. Работайте там, где у вас есть естественное преимущество

В бизнесе будет соревнование, ваша сила в вашей способности работать в области, где у вас есть естественное преимущество. Если вы по природе атлет, вы добьетесь большего успеха на спортивной арене, чем человек, который является немного неуклюжим. Вы будете иметь естественное преимущество, автоматически переводящие вас вперед.

Если вы по природе хороший оратор, используйте это в ваших интересах. Вы должны играть на свои сильные стороны, а другие будут играть на свои сильные стороны, и будет трудным для вас конкурировать, если вы не сделаете то же самое.

Что вы можете сделать лучше, чем другие? Это то, вокруг чего ваш бизнес должен строится. Вы более организованны, вы острее мыслите, вы лучший учитель?

Вы должны играть ваши сильные стороны, как скрипку, если вы хотите преуспеть в бизнесе.

4. Обеспечьте реальные решения реальных проблем

Вы должны решать проблемы! Бизнес есть решение проблем других людей. Откройте для себя проблемы, которые люди должны решать, и решайте эти проблемы с помощью естественных преимуществ.

Люди будут с удовольствием платить вам за то, чтобы решить свои проблемы. Люди хотят не денег,... именно поэтому они с радостью отдают их каждый раз, когда им платят, - люди хотят решить проблемы. Люди с радостью расстанутся со своими деньгами, когда вы найдете способ решить их проблемы.

В бизнесе необходимо точно определить, что клиент хочет, и найти пути для удовлетворения его потребностей, таким образом, который сделает его жизнь проще!

Дайте клиенту конкретные, адресные решения, и он вернется. Если вы решаете проблемы хорошо, у вас не будет проблем с поиском клиентов, ваш бизнес будет процветать.

5. Играйте в игру лучше

Альберт Эйнштейн сказал: "Вы должны узнать правила игры, и тогда вы должны играть лучше, чем кто-либо." Когда все сказано и сделано, ваш успех будет зависеть от того, насколько хорошо вы играли в эту игру.

Бизнес есть игра, вы должны научиться правилам, и вы должны выработать стратегию, чтобы получить приз.

Частью игры также является обеспечение людей тем, что они никогда не получали раньше, таким способом, которого никогда не было раньше. Вы должны быть в двух шагах впереди конкурентов, и вы должны видеть потребности ваших клиентов, прежде чем они их видят.

Вы должны играть на победу - не играйте, чтобы не проиграть. Вы должны быть самым лучшим в игре, поэтому очень важно, чтобы вы выбрали "правильную игру".

Не играйте в игру, если вы не думаете, что вы можете выиграть. Играйте в игру, если вы думаете, что вы можете играть в нее лучше, чем нынешние игроки.

Вы должны увидеть то, что другие игроки никогда не видели прежде, вы должны мыслить отлично от нынешних игроков, чтобы выиграть.

Вы твердо решили написать сценарий? Кажется, что может быть проще. Кино мы смотрим часами и днями, сценарные ходы знаем, а сюжетов, согласно классификации Польти, всего 36.

Я уверен, что вы сможете решиться и написать свою историю, если захотите. Но для начала - давайте разберемся в отличии сценария от других литературных форм.

1. Сценарий - это не окончательный творческий продукт

Ваш сценарий никто не будет читать как «Войну и мир» в средних школах. Это не то, что вы можете выплеснуть на бумагу в любой форме. Сценарий - полуфабрикат фильма, который еще должны «приготовить» режиссер, актеры, оператор, художники и многие другие.

Так что же сложного в сценарии? Сценарий - это протокол «преступления». «Преступление» - это то кино, которое вы видите в своей голове. Хорошие сценарии не пишутся, а записываются. То есть надо сначала увидеть кино, сцены, действия и характеры персонажей, потом записать то, что пронеслось в вашей голове и в ваших мыслях. Поэтому самое сложное для новичка - понять, что сценарий видит и слышит зритель. Увы, только эти два канала информации работают в кинематографе.

Ничего сложного, скажете вы, я писал рассказы и стихи, пытался писать повести и даже мечтал о романе - напишу и сценарий. Да, напишете, но придется оставить обороты типа «он подумал, что ему следовало бы» или «в его душе разыгрывалась нешуточная буря от предстоящего выбора» и тому подобное.

Все, что написано в сценарии, необходимо сыграть актеру и поставить режиссеру, поэтому запишите, «как и что» они должны сыграть и изобразить на экране. А вот про внутренние чувства или сомнения зритель должен догадаться исходя из того, чтобы вы «показали и рассказали».

2. Персонажи - это живые люди


Они уже «жили» до того, как попали в объектив вашего внимания. Если люди в вашей истории начинают делать то, что не делали до начала фильма, у меня как у зрителя возникает вопрос - почему именно сейчас человек, который никогда не предпринимал ничего интересного, решил пойти на подвиг, или «налево», или поменять профессию/жизнь, полететь в космос и тому подобное.

Персонажи, как и мы, - живые люди. Мы всегда действуем по своим правилам, по пути наименьшего сопротивления, идем теми способами и дорогами, которые уже проложены ранее и нам комфортны. Если что-то заставляет нас изменить жизнь, то это должны быть сильные внутренние или внешние причины. Почему же ваши персонажи могут делать резкие повороты в судьбе без мощной мотивации?

3. Персонажи действуют самостоятельно


Это странно звучит и еще более странно происходит в жизни. Но, поверьте, когда студенты начинают писать сценарии, к середине курса они испытывают первое удивление, осознав, что их персонажи сами решают, как им быть. Это выглядит несколько шизофренично, но реальность такова - чем лучше вы придумали персонажа, тем больше шансов, что он сам начнет подсказывать автору, что с ним будет происходить.

Когда мои студенты пишут короткий метр, им кажется, что сейчас, на протяжении 10-20 минут экранного времени, ничего не может изменить первоначальный замысел. Однако персонаж «оживает» и к финалу сам решает за себя. Тогда выясняется, что начальные страницы нужно переписывать «с нуля». А потом - середину. А потом - снова смотреть, что получилось в конце. Не буду говорить, сколько таких итераций приходится делать со сценарием полного метра. Много.

4. Сценарий не пишется, а переписывается


То, что вы увидели и написали вначале, никогда, абсолютно никогда, я это подчеркиваю, не становится финальным вариантом. Всегда есть правки, которые персонажи вносят в историю помимо воли автора. Это «страшно» с точки зрения здравого смысла, но нормально с точки зрения сценарного мастерства. Многие сценарии имеют по 10-20-30 драфтов (версий сценария - примечание автора). Это жизнь.

5. Реплики должны быть нужны персонажам, а не зрителям


Почти все мои студенты поначалу насыщают свои короткие, да и полные метры огромным количеством диалогов и монологов. Несмотря на то, что в курсе обучения есть специальное задание - создание «немого» этюда, - трудно избавиться от соблазна рассказать «все, что надо знать зрителю». Возможно, это дурное влияние телевидения прошлых лет или способ «пойти по пути наименьшего сопротивления».

Но тут автор должен сказать себе строгое «нет» и запомнить, что зритель подглядывает за жизнью героев «в замочную скважину». Поэтому все реплики и разговоры должны быть нужны персонажам, а не зрителям. Например, если два персонажа в сцене начинают обсуждать информацию, которая им обоим хорошо известна и не содержит конфликта, то у зрителя появляется справедливый вопрос: «Они совсем дураки? Зачем им говорить друг другу то, что они оба прекрасно знают».

В этот момент зритель понимает, что все это говорят именно для него. То есть персонажи знают, что за ними наблюдают и ведут себя неестественно. От этого эффект подглядывания за реальной жизнью теряется, и зритель остается разочарованным. Ведь мы все очень любим подглядывать и быть незамеченными. Я имею в виду кино, естественно.

6. Не стоит буквально воспроизводить жизнь


Если вы хотите написать сценарий по реальным событиями или биографии реальных людей, то не стоит буквально воспроизводить жизнь и последовательность событий. Жизнь отличается от кино тем, что в ней очень много пауз, где ничего не происходит: пробка, поездка в метро, перелет Москва-Владивосток и так далее.

Если показать это в режиме реального времени в кинофильме или телесериале, зритель не оценит вашей реалистичности. Кино - это музыкальная гармония, где сочетаются действия и паузы в правильной последовательности, но все же таким образом, чтобы за полтора-два часа зритель прожил какой-то важный участок жизни вместе с героем.

7. Берите самые яркие моменты реальной жизни


Конфликт - это основа драматургии, вы же знаете? Самый интересный выбор - между плохим и плохим. Вот что будет держать зрителя.

Конфликт, непростое решение, преодоление, борьба, страдание, нереализованное желание - все, что вызывает стресс у героя, доставляет зрителю удовольствие от просмотра.

Уверен, что вы сможете решиться и написать свою историю, если захотите.

Как написать заявку на питчинг


Питчинг - это соревнование проектов. Либо продюсерских, где уже есть смета, съемочная группа и режиссер. Либо сценарных - это там, где соревнуются только истории. Поговорим про вторые.

Для заявки на сценарный питчинг надо выбрать все самые важные сцены, которые ведут нас (зрителей) от начала до конца истории. Показать в тексте самые сложные и интересные конфликты, сделать акцент на кульминации. И обязательно рассказать, чем кончилась история.

Многие авторы предпочитают не писать содержание истории полностью, ограничиваясь общими словами типа «а дальше было много приключений» или «все закончилось очень неожиданно». Это отталкивает отборочные комиссии, наводит их на мысль, что автор просто не написал и не придумал те самые «приключения» и «неожиданный финал». В результате такие заявки остаются за бортом питчингов, а сами авторы обижаются на организаторов и отборщиков.

Написание сценария - это интересный, но сложный процесс, который захватывает полностью и доставляет огромное удовольствие.

Если вы чувствуете в себе потребность и способность написать сценарий - присылайте краткое описание своей истории (на одну страницу) на адрес. Мы прочтем их все, и три автора получат 10% скидку на обучение в 8-й сценарной мастерской Олега Богатова, которая стартует осенью 2017 года.

Инвестиции в криптовалюты сегодня интересуют очень многих. Учитывая быструю прибыль, которую может принести крипторынок, новые инвесторы хотят просто ворваться в него, совершенно не имея никаких знаний о монетах, которые они покупают.

Хотя уже выпущено достаточно статей и отчетов, предупреждающих о рисках инвестиций в цифровые валюты, существует три ключевых момента, которые не следует упускать из виду, пишет Zycrypto.

1. Команда, стоящая за монетой

Начнем с того, что команда разработчиков криптовалюты — это очень важный момент, который следует учитывать при покупке монеты. Есть криптовалюты, которые просто появились из ни откуда и никто не знает, что они из себя представляют и кто стоит за их развитием. Их цена зависит только от спекуляций на рынке. Но есть и другие монеты, которые имеют хорошую опытную, квалифицированную команду, которая работает изо дня в день, чтобы быть уверенным в успехе своего проекта.

2. Рыночное предложение

Фиксированная эмиссия монет также является важным моментом для инвестора. Криптовалюты с более высокими ценами обычно имеют небольшое рыночное предложение. Вы можете определить настоящую цену криптовалюты, разделив ее рыночную капитализацию на ее доступное предложение. Таким способом вы также можете спрогнозировать и будущую цену, разделив доступное предложение криптовалюты на прогнозируемую рыночную капитализацию.

3. Рыночная капитализация

Рыночная капитализация в буквальном смысле равна количеству инвесторов, владеющих монетой. Она также является неотъемлемым фактором при определении цены цифровой монеты. В момент, когда рыночная капитализация находится ниже доступного предложения, криптовалюта торгуется очень дешево, а когда она поднимается выше доступного предложения, следовательно цена будет выше.

Когда рыночная капитализация криптовалюты растет — это следствие притока новых инвесторов, а когда она падает — это значит, что многие держатели монеты конвертируют ее в фиатные деньги.

Подходите к инвестициям разумно и всегда изучайте как можно больше информации о монете, которую собираетесь приобрести.

Будь в курсе! Подписывайся на Криптовалюта.Tech в
Обсудить актуальные новости и события на

Всем привет и добро пожаловать в Music Academy. Меня зовут Антон и это одна из статей нашей обучающей серии.

Предположим Вы и сами начали уже заниматься диджеингом на обычной аппаратуре или мобильном контроллере. В этой статье хотелось бы познакомить Вас с основами сведения чтобы вы смогли сводить треки еще более качественно.

Давайте посмотрим с чем нам предстоит разобраться. Прежде всего для сведения нам необходимо выяснить несколько моментов:

1) Знать свою музыку.

3) Знать что такое битмэтчинг.

4) Знать свое оборудование.

Сейчас мы не будем углубляться в такие моменты как тайминг или гармоническое сведение. Сейчас мы будем разбирать только основы и уже в дальнейшем мы подойдем ко всем прочим составляющим сведения.

1) Итак, начнем с музыки. Вы должны знать музыку из вашей коллекции, потому что большую часть времени вы то и дело что будете слушать музыку. Вы должны быть уверены в том что хорошо знаете трек перед тем как его ставить и сводить с другим. Если вы практикуетесь дома, то можете делать это с новой музыкой, потому что Вы пытаетесь найти лучшее сочетание с другими треками.

Раньше я делал так: я слушал первые несколько секунд трека (может быть минуту) и сразу говорил - "Класс, этот трек хорошо зайдёт на танцполе, закину его в треклист". Каково же было мое изумление когда в ходе выступления я не был готов к тому что в середине трека случится смена ритма и даже темпа... Это заставило меня изрядно понервничать, так как я не совсем понимал как действовать дальше. Но к моему счастью это была лишь середина трека и вскоре трек вернулся к привычному ему темпу и ритму. Это был довольно неприятный сюрприз.

Поэтому знайте свою музыку. Знайте все о каждом своем треке!

2) Теперь поговорим о не менее важном, а точнее об одном из самых важных моментов - о том как считать и анализировать треки.

Я напишу об этом более подробную статью, в которой я разберу что такое биты, такты и квадраты. Это позволит Вам легко разобраться в структуре композиции и найти более выигрышные моменты для сведения.

Также в статье я уделю внимание терминологии которую использую (эта та же терминология, которой пользуются все диджеи).

3) Теперь перейдем к битмэтчингу.

Как только вы решили стать диджеем или уже стали, то первое чему вы должны обучиться - это битмэтчингу.

Итак что такое битмэтчинг? У вас есть две композиции которые вы хотите свести. Вы хотите сделать это довольно красиво и плавно. Это будет возможно только тогда, когда обе (или более: 3-4) композиции будут играть в одном темпе (на одной скорости).

Давайте представим себе такую необычную ситуацию, хотя в голливудских боевиках это довольно "обычная" ситуация. Вы несётесь от погони на автомобиле по трассе и Вам необходимо перепрыгнуть на ходу в другой. Да, такая довольно странная аналогия, но сейчас вы поймете о чем я. Та машина, в которую Вам необходимо перепрыгнуть, может ехать быстрее той в которой едете Вы, тогда Вы просто не сможете перепрыгнуть, так как она уже проехала мимо Вас. Или наоборот она едет довольно медленно и не успевает за вашей. Так вот для того чтобы Вы смогли совершить прыжок между машинами, они должны ехать максимально ровно (на одной скорости) и параллельно. В ситуации с треками всё происходит точно так же! Вам необходимо сопоставить темпы, чтобы треки "ехали" вместе параллельно и биты не "разъезжались", тогда переход между треками будет плавный и красивый. Если это будет не так, то Вы услышите как ужасно это звучит.

Наверное многие из Вас уже могли пользоваться крутым оборудованием или каким-то мобильным контроллером и программой для диджеинга. На них уже есть такие вспомогательные элементы как кнопка синхронизации (SYNC).

Что делает функция синхронизации - она автоматически делает битмэтчинг за Вас! Да, проанализировав дорожку в программе, она определеяет у неё темп, сетку ударов и теперь все можно сделать просто, нажав кнопку SYNC. Очень удобная и крутая функция, но я рекомендую Вам все же научиться это делать самостоятельно на слух.

Когда это может пригодиться, приведу парочку примеров:

— Вот Вы на выступлении. Вы играете с помощью вашего контроллера или на крутой навороченной аппаратуре. Там есть кнопка SYNC. И вдруг у Вас случается техническая неполадка - она не работает. Что вы будете делать, если не знаете как делать это на слух?

— Еще один вариант когда это может быть полезно. Синхронизация работает хорошо и точно на большинстве стилей электронной музыки. Но, к примеру, она может не совсем точно работать на таких стилях как Hip-Hop, так как там сочетание разных ритмических паттернов, а может даже и вовсе может меняться темп. Или рассмотрим пример того что Вы играете старую музыку, где артисты использовали ЖИВЫХ музыкантов. К примеру, барабанщик (а не драм-машина) держит ритм и темп всей дорожки, но насколько бы хорош он ни был, темп его игры может немного "плавать" и синхронизация с этим не сможет справиться.

Так что владеть таким навыком очень важно и полезно! Настоятельно рекомендую тренировать битмэтчинг на слух.

4) И, наконец, финальный элемент - это оборудование. Разные пульты выглядят по-разному, разные проигрыватели выглядят по-разному (CDJ, виниловые) и контроллеров есть тоже великое множество. У каждого девайса свои фишки. Но общие элементы есть у всех. Это секция эквалайзера и это секция эффектов на пульте или внутри вашей программы. Эквалайзер является основной секцией. Блоки эффектов могут быть разными и могуть быть неплохим дополнением к приемам вашего сведения.

Что позволяет делать эквалайзер?

Предположим у Вас есть два трека. Оба трека довольно бассовые. Один звучит довольно плотненько. И второй тоже имеет глубокий и плотный басс. Если включить оба трека так как они есть, то вы услышите сильный перегруз и довольно неприятное звучание. Эквалайзер позволяет отрегулировать уровень громкости частот (Высоких / Средних / Низких) и настроить такое положение ручек эквалайзера в котором оба трека будут звучать сбалансированно и гармонично. Это очень важный момент.

Что же, надеюсь эта статья дала Вам представление о том что Вас ожидает на пути становления диджеем. Конечно же, многие из Вас это уже знали, но большинство диджеев до конца не понимают что такое сведение в целом. Да, поначалу Вы так себе это и представляете - плавный переход от одного трека к другому, но позже вы поймете что это не единственный вариант сведения, когда можно использовать более креативные и интересные варианты. Вы научитесь когда начнете экспериментировать.

Японское слово «дзен» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзеном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзена оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Что такое «дзен»?

На сегодняшний день, дзен-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзен-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме - «тхиен-буддизмом», в Корее - «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно - в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриаром дзена считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом - его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение.

Тхить Нят Хань, вьетнамский дзен-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Бодхидхарма-патриарх чань-буддизма

Самым известным из патриархов дзен-буддизма является Бодхидхарма, или Дамо - первый патриарх дзена в Китае.

По преданию, Бодхидхарма, буддийский монах из Индии, прибыл в Китай по морю где-то в 475 году и начал проповедовать.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес так описывал появление первого патриарха китайского чань-буддизма: «Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: «Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда вконец запутавшийся император спросил: «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

По одной из легенд, в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.

В Китае Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы.

Интересно, что Бодхидхарму в Китае называли «бородатым варваром», из-за того, что в отличие от китайских монахов он носил бороду, а также то, что по одной из легенд Дамо был тем человеком, кто принес в Китай чай. Во время борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе ресницы и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение - чай.

Какие книги лежат в основе дзена?

В отличие от представителей других школ, дзенские монахи не концентрируются на чтении сутр и священных писаний. Бодхидхарма говорил, что дзен - это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты». Он же сформулировал четыре принципа дзен:

1.Особая передача вне священных писаний;
2. Дзен не опирается на слова и тексты;
3. Прямое указание на сознание человека;
4. Созерцая свою природу, становиться буддой.

Исследователь буддизма Дайсэцу в своей книге «Основы дзен-буддизма» писал: «Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену. Поэтому дзен не имеет дела с какими либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение».

Дзен - это религия?

В общепринятом понимании религии, дзен - это не религия. В нём нет Бога, которому поклоняются, нет церемональных обрядов, ни ада, ни рая. Даже такого ключевого понятия как душа в дзен-буддизме не существует. Дзен свободен от всех догматических и религиозных условностей.
При этом дзен не является ни атеизмом, ни нигилизмом. Он не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.

Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога, не и не утверждает его существования. По словам Судзуки, дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

Что такое сатори?

Ключевым понятием дзен-буддизма является сатори - просветление, свободное состояние ума, интуитивное внелогическое проникновение в природу вещей. По сути дела, сатори является для дзена альфой и омегой, целью и путем этого течения.

Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» так определил важность сатори для дзена: «Дзен, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзен может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив».

Дзенские коаны

Один из способов, которым пользуются мастера дзена для того, чтобы направить монахов на путь просветления - чтение коанов, коротких рассказов, загадок или вопросов, которые часто не имеют рационального разрешения и часто ломают привычную логику. Цель коана - ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод.

Самый известный из коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо. Он сказал: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони». Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони.

Виктор Пелевин в одном из интервью остроумно ответил на вопрос, слышал ли он хлопок одной ладони: «Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке».