Финансы и их функции. Финансы как экономическая категория

Специальность 050509 «Финансы»

Вопросы к разделу «Финансы»

    Понятие финансов, их необходимость

Понятие «финансы» охватывает обширную область экономических отношений, связанных с распределением общественного продукта в денежной форме.

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов. Эта особенность проявилась в происхождении термина «финансы», от латинского «finis» - конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме – между населением и государством). Позже термин трансформировался в «finansia», применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем – как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Отсюда, очевидно, к финансам относится тот круг операций, который совершается в форме денежного платежа.

Как правило, денежный платеж осуществляют между собой различные субъекты, участвующие в общественном производстве. При этом деньги обслуживают весь процесс деятельности субъектов рынка как в сферах материального производства и товарного обращения , так и в непроизводственной сфере деятельности.

Понятие «финансы» зачастую отождествляют с деньгами. Это обусловлено тем, что на уровне общественного восприятия - деньги и финансы трудно различимы, хотя по своей сути это разные экономические явления.

Функционирование денег как экономического инструмента отличается от финансов, как по своей сути, так и по назначению. Особенность денег состоит в том, что они представляют собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей. Главное назначение денег выражается в их функциях: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накоплений и сбережений, мировых денег.

При этом наличие денег в экономической системе является обязательным условием функционирования финансов. Иначе говоря, финансы не могут существовать без денег. Однако, это не означает, что причиной порождающей появление финансов являются деньги.

В отличие от денег, финансы всегда - неосязаемая вещь.

Особенность финансов состоит в том, что - это, прежде всего, инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы обеспечить различные потребности субъектов общества путем создания денежных доходов и фондов. Об этом свидетельствуют все совершаемые финансовые операции.

Причиной порождающей появление финансов , является потребность государства и различных субъектов в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Например: Субъекты непроизводственной сферы деятельности, куда относятся вся социальная сфера: образование, здравоохранение, культура, искусство, а также сферы управления, оборона и др., не могут функционировать, если не будут иметь необходимый объем денежных средств, обеспечивающих их потребности, связанные с выполнением общественного назначения.

Данную потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хозяйствования, ни в социальной сфере, ни в сфере государственной деятельности: управления и обороны. Это обусловлено тем обстоятельством, что только с помощью финансов происходит распределение стоимости по субъектам воспроизводственного процесса, то есть только посредством финансового распределения стоимости валового национального продукта каждый участник общественного воспроизводства получает свою долю в созданной стоимости и движение денежных средств получает целевую обозначенность.

В условиях рыночной экономики расширяется круг операций физических лиц, опосредованных движением денежных средств. В частности, граждане, занимаясь различными видами предпринимательской деятельности без образования юридического лица, имея личный сектор, домохозяйство, получают доход, который служит источником покрытия разнообразных их потребностей, в том числе имеющих общественно значимый характер. Граждане уплачивают различные виды налогов и сборов в государственный бюджет.

Отсюда, рассматриваемый круг операций сопровождается движением денежных средств от одних владельцев к другим, и совершается в форме денежных платежей. Поэтому эти операции относятся к финансовым операциям , а сам процесс движения денежных средств именуется финансами.

Исходя, из выше изложенного можно сформулировать определение: Финансы – это совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей».

    Специфические признаки финансов

    денежный характер;

    распределительный характер;

    всегда выражает одностороннее движение денежной формы стоимости;

    обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

А) На поверхности общественных процессов финансы проявляют себя посредством движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

Б) Финансовые операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

Следовательно, в системе денежных отношений финансы ограничиваются лишь распределительным процессом.Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

В) Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

Особенностью финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то есть финансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

Г) В распределении стоимости общественного продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

    Функции финансов

    Распределительная функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого участника общественного воспроизводства (как субъектов хозяйствования, так и государство) необходимыми финансовыми ресурсами, а также определение направлений движения денежных потоков по целевому назначению.

    Контрольная функция. Реализация контрольной функции финансов отражается на состоянии финансовой дисциплины в экономике.

Финансовая дисциплина - это обязательный для всех юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также должностных лиц, порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Таким образом, способность «сигнализировать» о течении распределительного процесса, проявляется через контрольную функцию финансов. Так называемые, «финансовые сигналы» показывают, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно поступают финансовые ресурсы в распоряжение государства и других участников воспроизводственного процесса, экономно ли они используются и др. Основное требование финансовой дисциплины - точное соблюдение норм, нормативов, лимитов, контрольных цифр и других финансовых параметров, определенных в законодательном порядке или закрепленных нормативными правовыми актами государства. В широком смысле финансовая дисциплина включает бюджетно-налоговую дисциплину, платежную дисциплину и расчетную дисциплину. Финансовая дисциплина является важным средством, способствующим экономическому развитию, укреплению коммерческого расчета и необходимым условием нормального функционирования финансов. Она определяется как общими принципами организации финансов, так и специфическими условиями функционирования финансов в различных структурных подразделения общественного воспроизводства.

Сегодня финансы

В качестве экономической категории

Финансы как

централизованными фондами, децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы,

Термин «финансы» происходит от латинского finis – конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством и населением, слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу различных государственных органов, получали на руки документ – fine. От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж. Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.).

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Все права защищены. Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт

Термин «финансы» происходит от латинского finis – конец, окончание, финиш. В Древнем мире и Средние века в денежных отношениях, возникающих между государством и населением, слово «finis» означало окончательный расчет, завершение денежного платежа. Лица, уплатившие взносы в пользу различных государственных органов, получали на руки документ – fine. От названия этого документа и произошел латинский термин «financia», который означал денежный платеж. Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.

Сегодня финансы – это объективное экономическое явление, представляющее собой систему формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов субъектов общества. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.

В качестве экономической категории финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Эти отношения проявляются в создании и использовании целевых фондов денежных средств различными экономическим субъектами (государством, хозяйствующими субъектами, межгосударственными организациями, физическими лицами и др.).

Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.

Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств.

Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, –децентрализованными.

Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств. Источниками финансовых ресурсов выступают:

– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях, операций с личным имуществом, кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ СУЩНОСТИ

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

– контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

3. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. В рыночных условиях предприятия наделены большей самостоятельностью при распределении выручки от реализации, использовании финансовых ресурсов. При первичном распределении с помощью финансов создаются фонды возмещения потребленных в процессе производства средств производства. При этом предприятия могут выбрать один из нескольких методов начисления амортизации, форму безналичных расчетов при оплате сырья, рассчитать оптимальный запас оборотных средств, выбрать стратегию финансирования основной деятельности.

После вычета из денежной выручки фонда возмещения расходов, уплаты определенных налоговых платежей на предприятиях создается фонд оплаты труда, а оставшаяся часть выручки представляет собой чистый доход(прибыль)предприятия. После уплаты налоговых платежей, взимаемых в бюджет, предприятия могут распределять оставшуюся чистую прибыль по своему усмотрению. С помощью финансов на предприятиях создаются целевые фонды денежных средств, используемые на социальное и экономическое развитие.

В ходе вторичного распределения или перераспределения образуются государственный бюджет и внебюджетные фонды. С помощью этих фондов осуществляется финансовое регулирование и стимулирование производства, финансируются общегосударственные программы, содержание непроизводственной сферы, оборона и управление, достигается концентрация денежных ресурсов на главных направлениях научно-технического прогресса. Обслуживая процесс распределения национального дохода, финансы действуют как важный экономический рычаг совершенствования пропорций между фондом накопления и фондом потребления, а также внутри них. С помощью финансов происходит перераспределение финансовых ресурсов между территориями страны, отраслями экономики, подразделениями общественного производства. Осуществляя перераспределение между отраслями производства, финансы способствуют ускоренному развитию приоритетных отраслей, обеспечивающих, в свою очередь, развитие научно-технического прогресса. Перераспределение средств между территориями способствует выравниванию их экономического и социального развития.

Без участия финансов невозможно социальное развитие общества, так как средства на финансирование всех социальных мероприятий получены при распределении национального дохода через бюджет и социальные внебюджетные фонды. Из бюджета финансируется вся непроизводственная сфера, выделяются средства на социальное обеспечение.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

– активизация политики накопления отечественного капитала;

– использование бюджетной и налоговой политики в целях развития экономики и ее укрепления;

– государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

– использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

– усиление социальной направленности государственного бюджета;

– достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Финансовые ресурсы являются важнейшим источником осуществления расширенного воспроизводства, социально-экономического развития общества. Наращивание объемов финансовых ресурсов – одна из важнейших задач финансовой политики государства. Снижение объема финансовых ресурсов отрицательно сказывается на развитии общества, ведет к сокращению инвестиций, уменьшению фондов потребления, порождает диспропорции в распределении общественного продукта и национального дохода. Влияние финансовых ресурсов на экономическое развитие общества не односторонне. В свою очередь, состав и объем финансовых ресурсов зависят от уровня экономического развития государства, от эффективности производства. Экономический рост служит основой для увеличения объемов финансовых ресурсов, а величина финансовых ресурсов, направляемая на расширение и развитие производства, способствует повышению его эффективности.

Следует различать централизованные финансовые ресурсы государства и децентрализованные финансовые ресурсы предприятий. Децентрализованные финансовые ресурсы формируются в виде различных общегосударственных фондов, в первую очередь бюджета и внебюджетных фондов, средства которых используются на осуществление важнейших функций государства, таких как развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и содержание политической надстройки общества. Источниками централизованных финансовых ресурсов являются национальный доход и частично национальное богатство в случае вовлечения его в хозяйственный оборот и эффективного использования, заемные и привлеченные средства.

Основными источниками финансовых ресурсов предприятий являются прибыль и амортизация, а также заемные и привлеченные средства. Объем децентрализованных финансовых ресурсов зависит от тех же факторов, что и объем централизованных, но на их величину оказывает влияние еще и степень централизации. Возникновение и развитие финансового рынка дает хозяйствующим субъектам новые возможности для расширения состава финансовых ресурсов и увеличения их объема путем выпуска ценных бумаг, использования заемных средств различных кредитных организаций и коммерческого кредита, размещения временно свободных денежных средств на депозитах в коммерческих банках и др.

Формирование и использование финансовых ресурсов может осуществляться не только в фондовой, но и в нефондовой форме. Централизованные финансовые ресурсы формируются и используются преимущественно в форме фондов денежных средств, к которым относятся, например, бюджет, фонд социального страхования, дорожный фонд, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и другие внебюджетные и специальные фонды, консолидируемые в бюджете. На уровне предприятий финансовые ресурсы могут создаваться и использоваться как в фондовой, так и нефондовой форме.

Объемы финансовых ресурсов государства и предприятий находятся в прямой зависимости, так как источником формирования государственных бюджетных и внебюджетных фондов является валовой внутренний продукт, создаваемый хозяйствующими субъектами.

5. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

Финансовые ресурсы государства являются частью финансовых ресурсов народного хозяйства, в состав которых входят финансовые ресурсы производственной и непроизводственной сфер, а также населения. Основными источниками формирования финансовых ресурсов государства являются национальный доход, заемные и привлеченные средства, доходы от внешнеэкономической деятельности государства, частично – национальное богатство. Большая часть финансовых ресурсов государства концентрируется в централизованном фонде денежных средств государства – государственном бюджете, что дает возможность осуществлять финансирование исполнения государством его функций.

В последние годы финансовые ресурсы государства в значительной степени пополнялись за счет государственных заимствований на внутреннем и внешнем финансовых рынках. Этот способ увеличения объема финансовых ресурсов можно считать эффективным при условии, что существуют возможности своевременного погашения государственного долга.

Финансовые ресурсы являются материальной базой функционирования государства, и большая их часть создается при распределении национального дохода. Финансовые ресурсы мобилизуются в государственных централизованных фондах денежных средств налоговым и неналоговым методами, причем подавляющая часть аккумулируется государством с помощью налогов.

В состав финансовых ресурсов предприятий входят собственные, заемные и привлеченные средства. К собственным финансовым ресурсам предприятий относятся прибыль, амортизационные отчисления, уставный и добавочный капитал, а также так называемые устойчивые пассивы предприятия, включающие источники финансирования, постоянно находящиеся в обороте предприятия, например резервы, образованные в соответствии с учредительными документами предприятия или законодательством. К заемным средствам относят кредиты коммерческих банков и других кредитных организаций, другие займы. Привлеченные финансовые ресурсы – это средства, привлеченные путем выпуска акций, бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов, а также средства других предприятий и организаций, привлеченные для долевого участия и на другие цели.

Структура финансовых ресурсов предприятий различается в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, его отраслевой принадлежности и других факторов.

Несмотря на различия в составе и структуре финансовых ресурсов отдельных предприятий, в общем их объеме по производственным предприятиям наибольший удельный вес занимают собственные средства.

Структура финансовых ресурсов изменялась вместе с развитием экономики. В условиях командно-административной экономики удельный вес в составе финансовых ресурсов отечественных предприятий занимали средства государственного бюджета и кредиты Государственного банка СССР, предприятия не имели возможности использовать такие источники финансовых ресурсов, как выпуск ценных бумаг, привлечение иностранных инвестиций, кредиты коммерческих банков. Развитие финансового рынка дает предприятиям новые возможности по расширению состава финансовых ресурсов и увеличению их объема.

6. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК, ЕГО СТРУКТУРА И РОЛЬ

Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

В состав финансового рынка разные авторы включают разные составные части. Наиболее часто называют такие секторы финансового рынка, как рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Довольно часто в состав финансового рынка включают рынки: валютный, золота, страховой.

При анализе тенденций развития финансового рынка специалисты-практики, как правило, анализируют такие сегменты, как рынок ценных бумаг, кредитный и валютный рынки.

При выделении сегментов финансового рынка исходят из того, что общим для них свойством является перераспределение временно свободных денежных средств, что позволяет объединить эти сегменты под общим названием «Финансовый рынок». Вместе с тем каждый из этих сегментов имеет свои особенности, что выделяет их в отдельные составные части рынка.

Так, на рынке ценных бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как ценные бумаги, путем их купли-продажи или осуществления других гражданско-правовых сделок. Эмитент посредством эмиссии бумаг привлекает дополнительные денежные средства, а инвестор, приобретая эти бумаги, ожидает получить доход или преследует другие цели (например, при покупке обыкновенных акций – приобрести право голоса при управлении компанией). При этом инвестор может продать эти ценные бумаги на рынке.

На кредитном рынке не осуществляются акты купли-продажи, и, заключив кредитный договор, ни кредитор, ни заемщик не могут его продать. Кредитные организации привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. Отличительной особенностью этого рынка является тот факт, что перераспределение в данном случае осуществляется на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности и платности и через посредников, главным образом через банки. Хозяйствующие субъекты могут кредитовать друг друга и напрямую, минуя банки, но в этом случае они должны иметь между собой хозяйственные связи, а кредитование осуществляется при поставке товаров (коммерческий кредит).

На валютном рынке осуществляются операции с валютными ценностями. К валютным ценностям относятся: иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Объектом валютного рынка являются любые финансовые требования, выраженные в иностранной валюте, а субъектами – финансовые и инвестиционные институты. Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: хеджирование (страхование открытых валютных позиций), арбитраж процентных ставок, куплю-продажу валюты путем осуществления кассовых (спот) и срочных (форвард) сделок, а также свопов(одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения).

Финансовый рынок и особенно рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только средством перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве, но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния всей финансовой системы и экономики в целом.

7. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений: 1) общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит); 2) фонды страхования; 3) финансы предприятий различных форм собственности.

Вышеперечисленные звенья принято разделять на централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений.

Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов, для которых характерны процессы децентрализации.

Финансы предприятий представлены также децентрализованными фондами денежных средств хозяйствующих субъектов различных форм собственности, образующихся из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий.

Главную роль в общегосударственных финансах играет государственный бюджет, который представляет собой централизованный денежный фонд и обеспечивает выполнение государством присущих ему функций. Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды, где сосредоточиваются средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на две группы – социальные и экономические внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, отдельными гражданами, юридическими и физическими лицами, а также зарубежными государствами, международными организациями по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Фонды страхования обеспечивают социальную защиту общества, возмещение убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Особое место в финансовой системе занимают финансы предприятий и организаций, которые являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. Их экономическое состояние определяет степень обеспеченности централизованных фондов денежных средств финансовыми ресурсами.

8. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА: ТИПЫ И ЗАДАЧИ

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления. Задачи финансовой политики направлены:

1) на обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2) установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработку финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная цель государственной финансовой политики – наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования для социально-экономического развития общества.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма.

В качестве важнейших направлений государственной финансовой политики выступают: бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная, таможенная политика.

Бюджетную политику государства в первую очередь необходимо рассматривать как совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства.

Налоговая политика представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по принудительному изъятию части доходов, получаемых экономическими субъектами и населением, в целях формирования доходной части соответствующих бюджетов.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная финансовая политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ. В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную политику, иммиграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны.

Финансовая политика предприятия представляет собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.

9. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся финансовые ресурсы, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует.

Такие отношения имеют большое значение для реализации либо всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одной из сторон этих отношений – агента государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также: