Государственное регулирование доходов: факторы роста уровня жизни в России. Политика государства по регулированию доходов населения

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осу­ществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращают­ся ему как заработанные ранее деньги.

С другой стороны, выступают программы государственной помо­щи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населе­ния, хотя они называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно незави­симы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособности, развода или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ предоставления продовольственных талонов. Цель этих программ состоит в том, что бы обеспечить лиц, имеющих низкие доходы, минимумом продовольственных товаров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансированием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных суб­сидий из государственных источников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать на получение не только экономических но и социальных благ. Общество обязано подумать над обеспечением социального равенства людей, в противном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отно­шении людей к средствам производства, равном положении людей перед законом, равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение, наряду с материальными, духовных ценностей.

Социальное равенство предполагает наличие справедливости. Люди могут быть допущены к получению социальных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь могут действовать стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, а с другой - нет. Конечно, социальные блага должны быть дифференцированными относительно прошлого трудового вклада, но целая их совокупность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференциро­вать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно, никак. А вот пенсионное обеспечение может и должно быть диффе­ренцированным с учетом прежней . Такая реали­зация социального равенства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы заработной платы. Причём особый интерес вызывает разработка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился самый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать механизму мотивации и стимулиро­вания труда в такой степени, как это происходит или может происхо­дить в других сферах экономики. При построении мотивационного механизма применительно к переходной экономике особую акту­альность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищенности работников важ­нейшими направлениями этой деятельности выступают:

  • выработка принципиально нового подхода к пониманию самой сущности заработной платы
  • выявление природы минимальной заработной платы
  • разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда
  • определение основ коллективно-договорного регулирования трудовых отношений

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации заработной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Государство участвует в этом процессе, но косвенно, регулируя с помощью налогов доходы работников, устанавливая ми­нимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в эко­номике и падением уровня жизни населения в бывших социалисти­ческих странах и республиках СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австралии в 1886 году. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсоюзов создавались Советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для своих отраслей экономики. На основе обобщения этого опыта парламент Великобри­тании в 1909 году принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех наиболее низкооплачиваемых отраслях экономики. Впоследствии законы о минимальной заработной плате появились во Франции (1915), Норвегии (1918), Австрии (1918), Чехословакии (1919) и в других странах Европы. В 1917 году подобные законы были приняты в Канаде и Мексике, а еще ранее (в 1912 году) законы были приняты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы аналогичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства закладывались рекомендации Международной конференции труда от 1928 года «О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли». В 1951 году процедура установления минимальной заработ­ной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951 году Международной конференцией труда были приняты рекомендации «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций, Международная конференция труда была реорганизована в Международную организацию труда. С 1954 года чле­нами этой организации стали СССР, Украина и Белоруссия.

Минимальная заработная плата определяет нижний предел опла­ты труда. Он устанавливается исходя из необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом экономического развития, менталитета нации, тем не менее Конвен­ция МОТ от 1951 года определяет следующие факторы, которые должны закладываться в основу минимальной заработной платы

  • потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия
  • экономические соображения, включающие требования эконо­мического развития, уровень производительности труда, воз­можности поддержания должного уровня жизни.

В современных развитых странах регулирование минимальной заработном платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими доходами. Здесь же заработная плата регулируется посредством коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются люди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя при­слуга, ученики на производстве.

Современный механизм peгулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению минимальной заработной платы и индексации ее в зависимости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулирова­ния доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подменять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке пер­вого разряда. Однако по мере стабилизации экономики всем ее секто­рам целесообразно возвратиться к четкому использованию тарифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регули­рования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформулировать ос­новные направления и принципы социальной зашиты населения в условиях функционирования рыночной экономики.

Государственное регулирование доходов и заработной платы заклю­чается в их перераспределении через бюджет путем дифференциро­ванного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. При этом значительная доля нацио­нального дохода переходит из слоев населения с высокими доходами к слоям с относительно низкими доходами, что приводит к увеличе­нию общих расходов потребителей и, следовательно, объемов потреб­ления товаров и услуг.

Таким образом, можно считать, что основная цель государства в регулировании денежных доходов заключается в обеспечении воз­можности потребления каждым индивидуумом не ниже минималь­ного набора товаров и услуг, лежащего в основе прожиточного ми­нимума. Поэтому представляется правомерным рассматривать мето­ды регулирования доходов (прежде всего заработной платы) и потреб­ления населения.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабо­чей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Сте­пень воздействия государства на процесс перераспределения дохо­дов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Если исходить из этих критериев, можно считать, что в развитых странах активность государства в перераспределении доходов весь­ма высока. Так, в США в послевоенные годы на долю трансфертных платежей (пособия, выплаты по социальному обеспечению, пенсии и т.п.) приходилось не менее 60% расходов федерального бюджета и 15% валового национального продукта.* Следует отметить, что в пере­распределении доходов США занимают не лидирующие позиции, ибо есть государства, где указанные показатели еще выше. Особенно боль­шое перераспределение личных доходов осуществляется в ряде за­падноевропейских стран (Австрия, Испания, Скандинавские стра­ны). По степени выравнивания доходов все страны мира опередила Швеция.

* Введение в рыночную экономику / Под ред. А. Я. Лившица, Н. Н. Никулиной. М.: Высшая школа, 1995. С. 290.

Возможности государства в регулировании и перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. На­ращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к появлению бюджетного дефицита и инфляции. Именно такая си­туация характерна для российской экономики периода рыночных ре­форм. Между тем во всех развитых странах с рыночной экономикой накоплен опыт регулирования доходов и потребления, используются меры, программы и законы по социальной защите наименее обеспе­ченных слоев населения, способствующие ослаблению социальной напряженности.

Методы государственного регулирования доходов и потребления населения, применяемые в российской переходной экономике, пред­ставлены в табл. 9.4.

Таблица 9.4.

Методы регулирования доходов и потребления

Прямые - административные меры

Косвенные - экономические меры

Среди прямых (административных) методов государственного ре­гулирования особую роль играют трансфертные платежи, которые должны существенно снижать степень имущественного неравенства. Проводя соответствующую финансовую политику, взимая налоги с предприятий и личных доходов, государство аккумулирует средства в бюджете и во внебюджетных фондах, чтобы затем осуществлять трансфертные платежи, использовать их на социальные нужды.

Таким образом, за счет бюджета и внебюджетных фондов (пен­сионного, занятости, обязательного медицинского и социального страхования), используя систему социальных гарантий и социальной защиты, государство проводит широкомасштабное перераспределе­ние и регулирование доходов. Рационально организованная система социальной защиты малоимущих должна действовать (именно это предусмотрено законодательством) на всех уровнях: федеральном, субъектов Федерации, местного самоуправления (городском, районном), низового производственного трудового коллектива.

Основным инструментом социальной политики, направленной на государственное регулирование доходов и заработной платы, служит Федеральный закон «О прожиточном минимуме», принятый в октяб­ре 1997 г. Опираясь на его положения, необходимо увязывать и по­степенно сближать с минимальной стоимостью жизни минимальную оплату труда, минимальную трудовую пенсию, а также более эффек­тивно осуществлять социальные выплаты тем семьям, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Законодательное установление минимума заработной платы

Принципиально важным и, как свидетельствует мировой опыт, действенным методом государственного регулирования доходов и за­работной платы является законодательное установление размера ми­нимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой ме­тодике.*

* Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 192 // Российская газета. 1999. 17 марта.

Возможен и подход, используемый в развитых странах с рыночной экономикой, - установление минимальной заработной платы на об­щегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложивше­муся уровню средней заработной платы. В США, например, минимум заработной платы на общегосударственном уровне устанавливается в размере 40-50% от средней заработной платы.

Если нет возможности сразу установить научно обоснованное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточ­ным минимумом (1,7), то необходимо двигаться в этом направле­нии, повысив минимальную заработную плату хотя бы в 1,5-2 раза. Этот шаг, осуществленный с использованием генерального и отрас­левых тарифных соглашений при участии всех социальных партнеров (см. п. 11.2), позволит через изменения в системе налогообложения заработной платы свести на нет теневой сектор рынка труда.

Индексация доходов и начисленной заработной платы

Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их ин­дексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг.

Индексация доходов населения - одна из основных форм социаль­ной защиты населения в условиях инфляции, направленная на под­держание и восстановление покупательной способности получен­ных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация дохо­дов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудя­щихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Пол­ная индексация (процент повышения заработной платы и других вы­плат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет не­обходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индекса­ция будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, час­тичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и каче­ственных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, отно­сятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного ха­рактера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пен­сии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного це­нообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпри­нимательской и другой разрешенной законом деятельности (более по­дробно об индексации см. гл. 14.).

Роль налогов в регулировании заработной платы и доходов

Социальный потенциал налоговой системы в современной Рос­сии, ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения практически не ис­пользуется.

Существующая система налогообложения не учитывает положе­ния в российской экономике и связанного с ним резкого имущест­венного расслоения, сильной степени дифференциации доходов. Поэтому тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее обеспеченного населения на более обеспеченное, используя прогрес­сивную шкалу обложения налогами доходов. Однако важно соблюдать в этом определенную меру: как показывает мировой опыт, если изы­мается 40-45% доходов, предприниматель теряет интерес к своему делу. В России зарегистрировано около 5 млн. предпринимателей, по­лучающих доходы и уплачивающих подоходный налог. Среди них лишь 2% имеют доход свыше 300 млн руб. в год.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив часть налогов на получателей доходов, можно обеспечить дополнитель­ные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговым органам, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Используемая в России налоговая политика стимулирует и за­крепляет такие структуры занятости и оплаты труда, при которых не­престижным и низкооплачиваемым оказывается труд в секторах эко­номики, определяющих перспективы ее развития, - в промышлен­ности, науке, культуре.

В российской переходной экономике государственное регулиро­вание доходов, в том числе и через налоговую систему, должно рас­сматриваться как необходимое условие прекращения спада производ­ства и перехода к экономическому росту. Это вызвано следующими факторами:

  • высокодоходные группы населения России не склонны к сбе­режениям и инвестированию средств в отечественную экономику, а ориентируются на вывоз капитала за рубеж и потребление импортных товаров;
  • при сокращении производства и снижении доходов у большин­ства населения до физиологического минимума происходит резкое ухудшение качества трудовых ресурсов, поскольку одновременно со­кращается потребление таких услуг, как образование, здравоохране­ние, непосредственно влияющих на воспроизводство трудовых ре­сурсов;
  • повышение уровня доходов низкооплачиваемых (низкодоход­ных) групп населения, ориентированных на потребление отечествен­ных товаров и услуг, способствует развитию отечественного произ­водства, инвестиционной активности и росту занятости. Если поли­тика российского государства будет стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию, то это также создаст предпосылки к экономическому росту;
  • более взвешенный подход к распределению доходов - психо­логически важный положительный фактор. Если имущественное не­равенство и дифференциация в уровнях доходов различных групп на­селения будет увеличиваться, усиливается противодействие рефор­мам со стороны достаточно высокообразованных, но низкодоходных слоев.

Следовательно, государственное регулирование доходов должно быть направлено прежде всего на преодоление их чрезмерной диф­ференциации с помощью прогрессивного налогообложения.


Навигация

«

Государства экономически развитых стран разраба­тывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денеж­ными издержками. Здесь обычно выделяются два аспек­та работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка ра­ботника и затем возвращаются ему как заработанные ра­нее деньги.

С другой стороны, выступают программы государс­твенной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными бла­готворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелые, инвалиды с детства, нетрудоспособные. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц с тем, чтобы они относительно неза­висимы были от семей родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Политика регулирования доходов населения как еще одна составляющая социальной политики представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия в области доходов.

Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение данного периода времени.

Доходы могут принимать разные формы. Основными современными формами доходов считаются:

Заработная плата,

Прибыль,

Процент на капитал,

Государственные платежи.

Несмотря на различия этих форм, каждая из которых имеет свою собственную сущность, они все могут представляться в трех основных видах:

Номинальный

Распологаемый

Реальный

Большинство цивилизованных стран используют так­же систему помощи неполным семьям с детьми. Цель по­добных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, потери трудоспособнос­ти или ухода из семьи.

В ряде стран практикуется реализация программ пре­доставления продовольственных талонов. Цель этих про­грамм состоит в том, чтобы обеспечить лиц, имеющих низшие доходы, минимумом продовольственных това­ров. По этой программе семьи, имеющие низкие доходы, получают талоны, которые подлежат обмену на пищевые продукты. Нечто аналогичное происходит с финансиро­ванием расходов на медицинское обслуживание. Кроме непосредственных субсидий из государственных источ­ников, различного рода выплаты производятся также из муниципальных бюджетов. Каждый член общества вправе рассчитывать не только на получение экономи­ческих, но и социальных благ. Общество обязано поду­мать об обеспечении социального равенства людей, в про­тивном случае оно не сможет считаться справедливым. Речь в данном случае идет о равном отношении людей к средствам производства, о равном положении людей пе­ред законом, о равном праве на образование, на охрану здоровья и т.д. Речь идет о том, что любой член общества должен иметь равное право на получение наряду с мате­риальными духовных ценностей .

Социальное равенство предполагает наличие справед­ливости. Люди могут быть допущены к получению соци­альных благ, но уровень реально получаемых благ может быть неадекватным. Здесь может иметь значение стаж работы, занимаемая в период трудовой деятельности должность и т.д. С одной стороны, это справедливо, но с другой - нет. Конечно, социальные блага должны разли­чаться с учетом прошлого трудового вклада, но их сово­купность не должна быть дифференцированной. Как можно дифференцировать медицинское обслуживание престарелых, инвалидов? Очевидно никак. А вот пенси­онное обеспечение может и должно зависеть от прежней заработной платы. Такая реализация социального ра­венства позволит решать проблему роста эффективности общественного производства.

Проблемы социальной защищенности очень тесно увязываются с проблемами реформирования системы за­работной платы. Причем особый интерес вызывает раз­работка этих вопросов применительно к сельскому хозяйству, так как в этой сфере экономики сложился са­мый низкий уровень оплаты труда и здесь специфика производства не позволяет эффективно работать меха­низму мотивации и стимулирования труда в такой степе­ни, как это происходит или может происходить в других сферах экономики. При построении мотивационного ме­ханизма применительно к переходной экономике особую актуальность приобретает возможность регулирования оплаты труда с целью обеспечения социальной защищен­ности работников. Важнейшими направлениями этой де­ятельности выступают: выработка принципиально ново­го подхода к пониманию самой сущности заработной пла­ты; выявление природы минимальной заработной пла­ты; разработка механизма дифференциации заработной платы с учетом сложности условий труда; определение основ коллективно-договорного регулирования трудо­вых отношений.

Реформирование аграрных отношений положительно сказалось на сущностных принципах организации зара­ботной платы. Ныне трудовые коллективы сами устанавливают форму, системы и размер оплаты труда. Госу­дарство участвует в этом процессе, но косвенно, регули­руя с помощью налогов доходы работников, устанавли­вая минимальный размер оплаты труда в зависимости от прожиточного минимума. Складывается представление, что понятие минимальной заработной платы возникло в связи с кризисной ситуацией в экономике и падением уровня жизни населения в бывших социалистических странах и странах СНГ, что не соответствует действи­тельности.

Впервые принцип государственного регулирования минимальной заработной платы был применен в Австра­лии в 1886г. С этой целью на предприятиях из числа предпринимателей, рабочих, представителей профсою­зов создавались советы, уполномоченные устанавливать справедливую минимальную заработную плату для сво­их отраслей экономики. На основе обобщения этого опы­та парламент Великобритании в 1909г. принял закон о введении минимальной заработной платы в четырех на­иболее низкооплачиваемых отраслях экономики. В пос­ледующем законы о минимальной заработной плате поя­вились во Франции (1915г.), Норвегии (1918г.), Авст­рии (1918г.), Чехословакии (1919г.) и в других странах Европы. В 1917г. подобные законы были приняты в Ка­наде и Мексике, а еще ранее (в 1912г.) законы были при­няты в ряде штатов Америки. В послевоенные годы ана­логичные законы были приняты повсеместно, во всех странах мира. В основу подобного законодательства за­кладывались рекомендации Международной конферен­ции труда от 1928 г. «О процедуре установления мини­мальной заработной платы для занятых в сфере произ­водства и торговли». В 1951г. процедура установления минимальной заработной платы была распространена на сельскохозяйственных рабочих. В том же 1951г. Между­народной конференцией труда были приняты рекоменда­ции «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». С образованием Организации Объединенных Наций Международная конференция труда была реорганизована в Международ­ную организацию труда. С 1954г. членами этой органи­зации стали СССР, Украина и Белоруссия .

Минимальная заработная плата определяет нижний предел оплаты труда. Он устанавливается исходя из не­обходимости удовлетворения основных жизненных пот­ребностей населения. Каждая страна устанавливает свой уровень минимальной заработной платы с учетом эконо­мического развития менталитета нации, тем не менее конвенция МОТ от 1951г. определяет ряд факторов, ко­торые должны закладывать в основу минимальной зара­ботной платы. Они следующие:

Потребности работников и их семей. Принимаются во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия;

Экономические соображения, включающие требова­ния экономического развития, уровень производитель­ности труда, возможности поддержания должного уров­ня жизни.

В современных развитых странах регулирование ми­нимальной заработной платы не проводится, так как она применяется по отношению к населению с низкими дохо­дами. Здесь же заработная плата регулируется посредс­твом коллективных договоров, заключаемых между предпринимателями и профсоюзами.

Независимо от системы установления минимальной заработной платы за ее пределами обычно остаются лю­ди, занятые на мелких предприятиях, в сфере услуг, в сельском хозяйстве, домашняя прислуга, ученики на производстве.

Современный механизм регулирования оплаты труда сводится к двум основным моментам - определению ми­нимальной заработной платы и индексации ее в зависи­мости от роста цен и эффективности производства. При этом регулирование минимальной заработной платы в Республике Беларусь стало основным рычагом регулиро­вания доходов населения. По своему функциональному назначению минимальная заработная плата стала подме­нять тарифную систему. С учетом этого целесообразно приравнять ее к тарифной ставке первого разряда. Одна­ко по мере стабилизации экономики всем ее секторам це­лесообразно возвратиться к четкому использованию та­рифной системы в целях определения уровня заработной платы и ее регулирования.

Рассмотренные выше вопросы позволяют сформули­ровать основные направления и принципы социальной защиты населения в условиях функционирования ры­ночной экономики .

Государственное регулирование доходов населения

Прежде всего, регулирование доходов проявляется в механизме регулирования заработной платы, представляющем собой сочетание и взаимодействие трех механизмов:

1) государственное вмешательство (роль скорее социальная, чем экономическая; характер скорее косвенный, чем прямой);

2) колдоговорное (общенациональное, отраслевое, фирменное) регулирование;

3) рынок труда , подчиненный действию закона стоимости.

Опыт государственное регулирование доходов населения свидетельствует, что государственные органы управления участвуют в регулировании заработной платы по таким направлениям:

 установление гарантированного минимума заработной платы (США, Франция, Испания и др.), но он может устанавливаться и на основе общенациональных соглашений;

 налоговая система (в отношении доходов и заработной платы);

 предельные размеры роста заработной платы в период усиления инфляции (или компенсация падения доходов в период роста цен);

 прямое регулирование заработной платы в государственном секторе экономики (однако имеет ограниченный характер, так как большая часть госпредприятий функционирует на принципах полной хозяйственной самостоятельности и окупаемости);

 институциональные основы колдоговорного регулирования.

Минимальная ставка заработной платы устанавливается для взрослого, возраст которого по странам различается. Минимальная ставка для молодого устанавливается в % от минимальной ставки взрослого. Продолжительность испытательного срока различается же в зависимости от категории персонала и страны.

Колдоговорное регулирование осуществляется предпринимательскими организациями и профсоюзами на общенациональном (государственном), отраслевом и фирменном уровнях. Если на государственном уровне роль регулирования скорее социальная, то на отраслевом - не только социальная, но и экономическая, стимулирующая, а на фирменном уровне - прежде всего стимулирующая роль. Имеется определенная иерархическая подчиненность, чтобы установленный минимум заработной платы в национальном масштабе, был не ниже (возможно и выше) на отраслевом и фирменном уровнях.

По мере продвижения на первичный уровень колдоговоры все более детализируются с учетом особенностей отрасли, фирм и их экономическими возможностями.

В общенациональных (секторальных) колдоговорах регулируется (устанавливается) минимальная заработная плата для нации в целом или по секторам экономики и общий порядок индексации заработной платы.

В отраслевых колдоговорах регулируется: минимальная тарифная ставка по основным профессионально-квалификационным группам, формы и системы заработной платы, надбавки и доплаты, механизм индексации заработной платы, размер социальных выплат и льгот.

В фирменных колдоговорах регулируются вопросы размера и дифференциации тарифных ставок, надбавок и доплат, индексации заработной платы, системы участия в прибылях и акционированном капитале, размеры социальных выплат и льгот. В них также находят отражение рабочее время (продолжительность рабочей недели, отпуска и т.д.). Прежде всего в таких колдоговорах регулируется оплата труда рабочих. Для руководителей, специалистов эти вопросы оговариваются в контрактах.

Рыночную самонастройку нельзя считать как рыночную стихию. На рынке труда представлена широкая дисперсия заработной платы в государственных и частных компаниях, неорганизованном секторе, где нет профсоюзов. Рынок труда - это та область, где в конечном счете формируется общественная оценка различных видов труда. Она представлена среднестатистической заработной платой по различным профессионально-квалификационным группам, категориям, отраслям, регионам, стажу, полу, возрасту.

В выявлении среднестатистической заработной платы заинтересованы и государство, и частные компании. Государство периодически проводит обследования, а частные компании и неорганизованный рынок труда предоставляют все необходимые сведения. Полученные данные о среднестатистической заработной плате администрация компаний закладывает в середину диапазона заработной платы по каждому разряду.

Среднестатистичекая заработная плата отражает общественную оценку труда. Она является не только связкой между рынком труда и конкретной фирмой, но и служит инструментом равной оплаты за равный труд.

Все предприятия (фирмы) стремятся к соблюдению этого принципа, так как он позволяет:

1) сдерживать рост заработной платы;

2) предотвращать утечку наиболее квалифицированных кадров.

Рыночная самонастройка представляет собой систематическую, самостоятельную корректировку заработной платы каждой фирмой с учетом среднестатистической заработной платы по всем указанным параметрам.

Защита номинальных доходов от инфляции является составной часть политики доходов. В развитых капиталистических странах она осуществляется путем индексации доходов как на государственном уровне (на основе соответствующего законодательства) так и на уровне отдельных фирм (компаний) через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход (от полной компенсации самых низких доходов и полного ее отсутствия у высокодоходных групп населения).

Во всех РКС осуществляется государственная (и не только) поддержка доходов бедных семей, имеются определенные системы социального обеспечения (страхования), поддержки самостоятельных работников и т.п. В связи с национальными особенностями и экономическими возможностями отмечается их большое разнообразие. Например, в США на государственном (правительственном) уровне можно выделить две группы программ:

1) программы социального страхования (возмещают частично потери заработков у пенсионеров, безработных, по временной нетрудоспособности, иждивенцев, переживших застрахованного и т.д.);

2) программы государственной помощи (благотворительные программы) - установление пособий для тех, кто не может работать (престарелые, слепые, нетрудоспособные), помощь неполным семьям и т.д.

При совершенствовании государственной политики доходов в России опыт, накопленный в ПРС за 200 лет рыночных отношений, целесообразно учитывать.

Государственное регулирование доходов включает в себя систему мер и норм законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляющихся общественными организациями и правомочными государственными учреждениями для достижения стабилизации доходов населения и их увеличения в зависимости от социально -- экономических условий в обществе. Целью государственного регулирования является создание необходимый условий для воспроизводства рабочей силы.

По размахам вмешательства государства в экономику страны в современной экономической теории выделяется три наиболее характерных модели государственного вторжения в экономику:

1) Тотальное, жесткое управление экономикой. Характерными чертами такой модели являются: ограничение рыночного механизма, процветание дефицита и черного рынка, распределение ВВП путем талонной (карточной) системы.

2) Либерально -- демократическая модель, которая имеет несколько модификаций, одна из которых берет курс на поддержание рыночной экономики и ведет к увеличению экономической эффективности.

Другая модификация либерально -- демократической модели -- модель «Рейгана -- Тэтчер», предполагающая умеренное государственное вмешательство в экономику посредством приватизации и разрушения монополий, ограничения протекционистской политики, низких налогов, защиты компаний через правительственные постановления и торговые ограничения.

3) Модель, которая характерна для стран с переходной экономикой. Ее характерной чертой является государственное вмешательство в рыночную экономику посредством системы ограничений внутренней конкуренции, которая в свою очередь способствует увеличению количества монополий. Проводимая протекционистская политика выключает страну из системы международной кооперации и закрывает экономику от международной конкуренции. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 12

Вследствие того, что по своей природе рыночное распределение несправедливо, в современных условиях нельзя полностью исключить государственное вмешательство в социально -- экономические процессы. Следовательно существует потребность в государственном вмешательстве. Возможность регулирования государством возникает вследствие достижения определенного уровня экономического роста, концентрации капитала и производства. Необходимость государственного регулирования доходов предполагает борьбу с количеством увеличивающихся трудностей.

В настоящее время регулирование доходов государством является составной частью воспроизводства. Государственное регулирование доходов стимулирует экономический рост, поддерживает экспорт, поощряет прогрессивные сдвиги в региональных и отраслевых структурах, регулирует налогообложение, занятость, цены. Конкретные формы, цели и масштабы регулирования государством доходов определяются в соответствии с остротой социально -- экономических проблем. Роль органов государственной власти состоит в стимулировании становления организационной инфраструктуры инновационной экономики, в создании условий для повышения эффективности существующих производств. Повышение качества жизни населения/Семенова Г. Н.//Вестник.-2010г.-№4, с.138

К основным объектам государственного регулирования доходов относятся условия, ситуации, сферы, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, нерешаемые автоматически либо решаемые, но в далекой перспективе. Устранение данных проблем способствует нормальному функционированию экономики, воспроизводству рабочей силы, поддержке стабильной ситуации.

Объекты государственного регулирования доходов:

1) Минимум оплаты труда, доходов

2) Подготовка и переподготовка кадров, занятость

3) Цены, налоги

4) Социальные отношения, социальные гарантии

5) Правовое обеспечение.

Основная задача государственного регулирования доходов -- перераспределение доходов через государственный бюджет посредством дифференцированного налогообложения для разных групп получателей дохода. Вследствие этого значительная часть национального дохода переходит к слоям населения с низким доходом от слоев с высокими доходами. Таким образом, растущие доходы у малоимущих, создают необходимые условия для воспроизводства рабочей силы, регулируют занятость, способствуют снижению социальной напряженности.

Государственную активность в данной сфере можно измерить объемом социальных расходов из местного и федерального бюджетов. Исходя из этого, получается, что возможности государства в области перераспределения доходов ограничиваются бюджетными поступлениями. В случае наращивания социальных расходов поверх налоговых поступлений происходит рост инфляции и бюджетного дефицита. Если это случается, то возникает чрезмерный рост налогов и инфляционное повышение номинальных доходов.

Государственная политика доходов осуществляется по двум основным направлениям: регулирование доходов населения, перераспределение доходов через государственный бюджет. Юрьева. Т,В., Марыганова. Макроэкономика., M., 2008г., с. 235

Политика регулирования доходов населения предполагает:

1) Установление минимальной заработной платы, имеющей большое значение для следующих категорий населения: женщины, малоквалифицированные рабочие, иностранные рабочие, молодежь. Также установление такого минимума нередко используется как исходная база для определения заработной платы более высоких категорий работников.

2) Регулирование в некоторых случаях верхнего порога увеличения номинальной заработной платы с целью снижения издержек производства и на этой основе роста инвестиций, сдерживания инфляции и повышения конкурентоспособности национальной продукции

3) Защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения посредством индексации, то есть повышения номинальных доходов населения в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцировано в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов предполагает:

1) Сосредоточение денежных средств в государственных руках для проведения социальной политики через взимание с населения налогов: прямых и косвенных

2) Предоставление населению социальных гарантий через финансирование систем медицинского обслуживания, образования, искусства, учреждений культуры и прочее финансирование систем социальной защиты, которая включает систему социального страхования и систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход. Социальная политика государства ставит задачи поддержания баланса доходов и расходов различных социальных групп и обеспечения через государственные механизмы повышения уровня жизни и, в конечном счете, воспроизводства населения, развития технического уровня страны и поддержания культуры. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. М., 2008г., с. 16

Социальная защита основана на выплате государством трансфертных платежей, то есть безвозвратных. Социальными трансфертами называют систему натуральных и денежных выплат населению, которые не связаны с его участием в хозяйственной деятельности в прошлом или в настоящее время. Глубина вмешательства государства в ход перераспределения доходов населения должна осуществляться в оптимальных размерах. Процесс выравнивания доходов, призванный для современного общества необходимым в силу множества причин, может привести в результате чрезмерного роста налогов к сокращению эффективности экономики, уничтожению стимулов к предпринимательству, а также к подрыву стимулов у получателей трансфертных выплат. Проведение такой политики требует немалых средств на содержание бюрократического аппарата. При проведении социальной политики, государство использует следующие инструменты: потребительские бюджеты, социальные стандарты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты - это средство обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальными государственными социальными стандартами являются государственные услуги, которые предоставляются гражданам на безвозвратной и безвозмездной основах (за счет финансирования из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также из бюджетов государственных внебюджетных фондов) и гарантируются государством на минимально уровне на всей территории Российской Федерации. Они используются для определения финансовых нормативов, которые необходимы для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по здравоохранению, образованию, науке устанавливаются объемы их финансирования.