Индонезия (Республика Индонезия). Экономика Индонезии: отрасли и интересные факты
Индонезия лежит в Юго-Восточной Азии, опоясывается Тихим и Индийским океанами, и считается сегодня одним из самых популярных мест в мире. Само наименование «Индонезия» происходит от латинского Indus («Индия») и греческого nesos («острова»).
Острова
Государство лежит почти на 18 тыс. островных пятачков, совместной величиной почти в 2 млн. кв. км. При этом большинство островов являются безымянными. Многие из них с давних пор широко популярны. Сухопутная граница у Индонезии есть только с Малайзией.
Население
В религиозном отношении Индонезия с эпохи Средневековья является самой большой мусульманской державой. Сторонники Аллаха составляют около 87% жителей. Характерной чертой этого государства было то, что оно стало цивилизацией, население которой общается на 580 языках и говорах. В современную эпоху Индонезия, с числом жителей 234 млн. человек, является одной из самых многочисленных стран с четкой перспективой дальнейшего роста.
Климат
В «стране многих островов» характер погоды во многом зависит от экватора, проходящего практически посередине государства. Климат сырой и жаркий. В течение всего года погода постоянна: обычно днем температура сохраняется на уровне + 25 градусов. Из-за преобладания влаги и жары значительная территория страны занята буйной растительностью. Господство воды приводит к тому, что привычным компонентом островов является болото. Горная и равнинная местность также занимают большую территорию, примерно поровну. Из-за многочисленности представителей флоры Индонезия служит родиной многих растений и животных.
Экономическая сфера
Экономика Индонезии (кратко) обладает развитой промышленностью и сельским хозяйством. Существует самый большой в Азии плантационный аграрный сектор и разработанная горнодобывающая отрасль. Отрасли экономики Индонезии базируются на рыночной структуре с большим значением государства. В стране существует свыше ста шестидесяти фирм, находящихся под контролем государственных структур. Особенно велико значение правительства в таких отраслях, как сырье, энергетика, топливо, сельское хозяйство. В ходе бедственного экономического спада в 1997 г. правительство начало контролировать существенную часть частного капитала, купив не работающие финансовые займы и представив разделение на части задолженности компаний.
Динамика развития
После мирового кризиса 1997 г., больно ударившего по экономике Индонезии, и продлившейся несколько лет стагнации, 2010-е годы начались с ускорения экономики страны. Вложение средств в хозяйственные структуры и увеличение затрат населения способствовали ускорению темпов экономики. Повышение уровня жизни ощутила автомобильная отрасль, в ней возросли покупки машин.
Эксперты отмечают, что в скором времени экономику Индонезии ожидает сильный рывок, что позволит ей оказаться в числе лидеров мирового хозяйства. К середине двадцать первого века страна перейдет по уровню производства на восьмое место, обогнав все западноевропейские страны.
Промышленность Индонезии
Если говорить об экономике в стране Индонезия кратко, то ведущая отрасль этой азиатской страны на части больших островов - нефтегазовая (в первую очередь на экспорт). В крупных городах развитие получили промышленные предприятия, связанные с переработкой сырья, металла, химии. Почти 70% трудящихся работает на выработку сельскохозяйственного сырья (продовольствие, ткани).
Страна имеет большие залежи руд черных и цветных металлов, угля, драгоценных металлов. На основе добычи нефти и газа развивается энергетическая система страны.
В сфере индустриального переустройства государство решает задачу повышения роли импортозамещающих предприятий и задачу внедрения в аграрном секторе машинного труда вместе с сокращением ручного. Для уменьшения ввоза продукции в последние годы добавляется требование увеличить выпуск продовольственной продукции, тканей, удобрений, цемента. Наиболее серьезные государственные компании - это предприятия по переработке продукции аграрного сектора и нефтехимии. Серьезный вклад в увеличение промышленной базы принадлежит среднему и малому семейному капиталу. В этой области особенно отличаются предприниматели из КНР - они закупили значительную долю индустриального оборудования и выпускают разнообразную продукцию - от изделий из дерева до товаров из ткани.
Легкая промышленность островного государства
На ввозимой продукции функционирует основная индустрия индонезийского хозяйства — легкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи в руках зарубежных фирм или правительства, а фирмы, производящие материал из хлопка и другого сырья, относятся к мелким бизнесменам, из-за этого случаются перебои. Создание батика производится на о. Ява. Значительная доля ткани создается в ремесленной обстановке, в то же время существует большое количество компаний по промышленному выпуску батика.
В экономике Индонезии в 20 веке по-прежнему развиваются средневековые производства: выпуск батика (как промышленное, так и кустарное), выкованная продукция из серебра, глиняная посуда, художественная резьба по кости, скручивание плетей в коврики, головные уборы и другое. Значительное влияние для Индонезии носит ввозимая продукция. На ней функционирует основная индустрии страны - лёгкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи располагаются в достоянии зарубежных фирм или правительства, а фирмы, работающие над конечной продукцией, подчинены семейному мелкому бизнесу. Выпуск батика — индонезийский аналог печатного текстиля, происходит в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия находилась в ОПЕК с 1962 г. и отказалась от членства в 2008 г. В наши дни экономика Индонезии успешно заимствует деятельность остальных государств региона, улучшая технологически трудные отрасли, в них до девяноста процентов изделий идет на экспорт.
Сельское хозяйство Индонезии
Говоря об экономике Индонезии кратко, нельзя не упомянуть о сельском хозяйстве. Экваториальная природа и частые дожди является хорошим средством для формирования аграрного сектора в стране. Однако пока в государстве возделывается лишь десять процентов территории. Активное земледелие идет только на отдельных землях. Существенная доля окультуренной территории на Ява оставлена под рис. Возделываются и другие растения, хотя и в гораздо меньших масштабах. Искусственный полив производится на тридцати процентах территории.
Становление аграрного сектора на Суматре не столь масштабно. Хотя динамика экономика Индонезия прослеживается и здесь. Уже засажено до пятидесяти процентов от имеющихся плантаций, размещенных на северо-восточном побережье. Около Медана расположены многочисленные плантации, выращивающих экваториальные культуры. Со временем идет изменение внимания от выращивания риса к потреблению прочих зерновых растений, но население по-прежнему сохраняет традиционный набор продуктов. Индонезия - экономика страны не может рассматриваться без влияния правительства.
Государство стремится запустить комплекс действий Bimingan Massal, или Bimas («Руководство масс»), что дает возможность поднять урожаи риса методом использования высокопродуктивных культур и удобрений. Каучук — первая вывозная аграрная культура, но пока в стране не получается сделать большую роль машин в сельском хозяйстве. К настоящему времени поднялось выращивание некоторых других культур.
Рыболовство
Как развивается экономика Индонезия очевидно и по рыболовству. Оно играет небольшую роль. Япония проявила поддержку в увеличении потребления и вывоза рыбопродуктов. Значительная доля пойманных речных рыб вылавливается из оросительных каналов, океанская рыба составляет большую часть общего имущего объема.
Транспорт Индонезии
Насколько развита экономика Индонезии можно понять, рассмотрев транспортную сферу. Поскольку Индонезия страна, расположившаяся на большом количестве небольших островов, то главное внимание имеют корабли и паромы, а в настоящее время и самолетный транспорт. Недостаток морской и воздушной инфраструктуры в части регионов государства способствует хозяйственной стагнации и неритмичному подъему разных провинций Индонезии. На самих островах господствует местный транспорт: автобусы, такси. Многие ездят на велосипедах.
Откликаются требованиям жителей и экономики Индонезии транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проведены и автомобильные, и железные пути, существует аванс для очередного увеличения их структуры, но упор в транспортировании грузов усилен к автомобильному транспорту из-за небольших расстояний между производителем и потребителями, точками розничной торговли. Тем не менее, есть реальная возможность для будущего укрепления структуры железных дорог. Так, малая территория острова наряду с большим количеством жителей является фактором задержки развития путей для машин.
Природная специфика и вариативность направления грузов уменьшили масштабы транспортирования, имеющие малые возможности в отдаленной транспортировке грузов. Значительная доля путей с жестким покрытием сыскивается на островах Ява и Мадура. Сравнительно обширные зоны путей на Суматре и Бали сохраняют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси обладают лишь крохотными участками асфальтированных путей, а Ириан-Джая и Молуккские острова совсем не располагают дорогами такого класса.
Значительная часть крупных населенных пунктов появились и расширялись в качестве портовых центров. Моря около Индонезии сравнительно тихи, государство лежит за полосой природных невзгод. Для заходящих в порт кораблей не нужна слишком развитая или высокотехнологичная инфраструктура, для погрузочно-разгрузочных действий хватает обычного якоря. В государстве есть порты, которые могут встречать корабли объемом свыше 500 тонн.
Индонезия в мировой экономике
Экономика Индонезии держится, главным образом, на продаже нефти на мировом рынке. Следующим по существенности для экономики Индонезии экспортируемым товаром будет натуральный каучук. Значимым для вывоза является дерево и продукция из него, строительные материалы. Наконец, Индонезия вывозит продукты экваториального сельского хозяйства, весьма популярные на мировом рынке.
Основные партнеры Индонезии - Соединенные Штаты Америки, некоторые соседние азиатские страны.
Туризм в Индонезии
Туризм остается одной из ведущих отраслей экономики Индонезии. Хорошая экваториальная природа, популярные исторические и культурные памятники страны прельщают гостей из многих зарубежных стран. В Индонезию едут туристы со всего мира.
Что касается природных объектов, наиболее значительная высота Индонезии - Punkcak Jaya. Она расположена в высотной местности Папуа Новой Гвинеи. Индонезия также была колыбелью яванского носорога, который не наблюдается ни в одной другой местности.
Остров Бали с давних пор считается наиболее известным местом в Индонезии. Хорошие местности этого красивого уголка притягивают к себе гостей и охотников за восхитительной природой со всех материков Земли. Кроме того, на острове еще и достаточно развитая туристическая инфраструктура, что позволяет путешественникам чувствовать себя комфортно. Туристов ждет большое количество замечательных уголков. Особым интересом пользуются культурные вечера и танцы, красивые вещи из кожи, музыка, звуки которой отбивается нижними конечностями.
Джакарта, столица Индонезии, стоит на 11-м месте в мире по количеству жителей. В ней находится значительное число туристических памятников, привлекающих гостей со всего мира. Это только часть мест, которые можно посетить в Индонезии.
Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.
К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.
В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.
В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.
Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.
Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.
Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.
В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.
Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.
В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.
Статистические показатели Индонезии
(по состоянию на 2012 год)
Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.
Промышленность Индонезии
Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.
Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.
На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.
В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.
Сельское хозяйство Индонезии
Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.
Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.
Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.
Транспорт Индонезии
Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.
Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.
Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.
Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.
Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,
Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.
Индонезия в мировой экономике
Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.
Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.
Является индустриально-аграрной страной с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Валовый национальный продукт на душу населения упал в 1995 году с 980 долларов до 580.
Падение рупии в конце 1997 - начале 1998 годов привело к сокращению Валового продукта на 13,7%. располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае.
Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая).
Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а компании, продающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу.
Производство батика - это индонезийский вариант печатного текстиля, он ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Сохраняются в стране также традиционные ремесла: производство батика (как промышленное, так и кустарное), чеканных изделий из серебра, керамическая посуда, художественная резьба по кости, плетение циновок, шляп и многое другое). Большое значение имеет иностранный туризм
Земельная собственность
Колониальное правительство признало традиционные права коренных народов на землю и имущество, после чего установило закон о праве на землю. Во многих районах Индонезии давние права на землю имеют такие группы, как кланы, общины или родственные группы. Отдельные лица и семьи могут пользоваться землей, но не владеют ей.
Границы коммунальной собственности земли могут быт неточными, поэтому иногда случаются конфликты из-за использования земли, но они, как правило, решаются сельскими властями, хотя некоторые споры могут добраться до правительственных чиновников или судов. В городах и некоторых сельских районах Явы был создан Европейский закон о формах собственности.
С индонезийской независимостью различного рода «земельная реформа» встретила политическое сопротивление. Во время режима Сухарто мощные экономические и политические группы и отдельных лиц пытались внедрить квази-правовые средства на землю.
Отели, гостиницы, санатории и пансионаты принадлежат государству. Такие земли часто получают минимальную компенсацию от предыдущих владельцев или жильцов, которые имели мало правовой защиты. То же самое было проведено правительством и государственными корпорациями по отношению к крупномасштабным проектам, таких как строительство плотин и водохранилищ, промышленных парков и дорог.
Коммерческая деятельность
На протяжении веков торговля велась между многими островами и за пределами нынешних национальных границ. Торговлю обычно вели предприниматели различных местных и зарубежных этнических групп. Некоторые коренные народы, такие как Минангкабау, Бугис и Макасары являются известными коммерческими деятелями, как и китайцы.
Бугис занимаются продажей парусных судов, которые строятся исключительно вручную и отличаются по размеру (от 30 до 150 тонн), эти суда до сих пор переправляют грузы во многих частях страны.
Торговля между низменностью и горной местностью и побережьем ведется по средствам мелких торговцев в сложных рыночных системах с участием сотен тысяч мужчин и женщин, торгующих разными товарами, которые они привозят на различных видах транспорта. Видное место в торговле занимают представители исламской веры, как и во всем мире.
В 19-20 веках голландцы использовали китайские методы торговли, которые распространялись на сельских фермах и плантациях родных индонезийцев, на рынках было мало товара, поэтому такая система торговли действовала безотказно. Вскоре китайцы охватили своим методом торговли и малые города, и большие города, а также большие коммерческие учреждения, банки и транспорт.
Таким образом, китайские индонезийцы стали основной движущей силой в экономике и управлении на сегодняшний день. Они составляют около 60 процентов национального богатства, хотя составляют только около 4 процента населения страны. С момента обретения независимости китайское главенство потерпело подавление в области языка, образования и церемоний.
Периодические вспышки насилия против китайцев стали иногда случаться, особенно на острове Ява. Мусульманские мелкие торговцы, которые чувствовали себя отчужденными в колониальные времена, очень приветствовали такие изменения, которые произошли с обретением независимости.
Главные отрасли промышленности в Индонезии
Основные отрасли промышленности страны составляют добыча и переработка нефти и газа. Добыча ведется в основном на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Нефтехимическую отрасль контролирует государственная компания «Pertamina».
Главными промышленными центрами Индонезии являются города: , Сурабая, Джокьякарта, Палембанг. В них развиты нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность. 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность. Лёгкая промышленность, имеющая большое значение, работает только на импортируемом сырье.
Индонезия -- индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе.
Основу экономики страны составляют добыча и переработка нефти и газа. Добыча ведется в основном на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Нефтехимическую отрасль контролирует государственная компания Pertamina. Главными промышленными центрами Индонезии являются: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг. В них развиты нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность. 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность. Лёгкая промышленность, имеющая большое значение, работает только на импортируемом сырье.
Участие Индонезии в интеграционных объединениях и международных организациях
При президенте С.Б. Юдойоно Индонезия не только увеличила свою роль непосредственно в регионе Юго-Восточной Азии, но, в то же время, повысила уровень своих собственных интересов в других регионах. Страна представила концепцию внешней политики «тысяча друзей и ни одного врага» , направленную на реализацию своих национальных интересов. Являясь лидером АСЕАН, Джакарта уделяет серьезное внимание развитию тесного сотрудничества в рамках этого объединения, главной целью которого остается создание Сообщества АСЕАН к 2015 г.
В последние годы мы видим возрождение интереса к идее Восточно-Азиатского сообщества с широким привлечением стран региона. Для Индонезии не может быть ВАС без АСЕАН как основной составляющей. Таким образом, АСЕАН, различные «АСЕАН +», АРФ, а также ВАС представляет собой многосторонний путь к Восточно-Азиатскому сообществу с центральной ядром в лице АСЕАН. Именно интерес к ВАС станет основой в 2011 году.
Стоит обратить внимание на тот факт, что 30 октября 2010 г. во вьетнамской столице Ханой завершился 17-й саммит АСЕАН. В ходе встречи руководителей 10 стран-участников Ассоциации на тему: «От надежды к действиям: шаг к Сообществу АСЕАН» были приняты программы действий, направленные на достижение цели строительства Сообщества АСЕАН к 2015 году. Однако неравномерность в развитии членов Ассоциации остается серьезной угрозой процессу интеграции.
На саммите Индонезия предложила, чтобы в 2011 г. АСЕАН стала более заметной на международной арене, занимаясь глобальными вопросами, такими как изменение климата, проблемы безопасности. Был брошен ретроспективный взгляд на прогресс, достигнутый в процессе интеграции Ассоциации, и определены направления работы по созданию экономического сообщества, сообщества безопасности и социально-культурного сообщества. Участники саммита приняли комплексный план взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН и другие документы, реализация которых станет гарантом строительства Сообщества АСЕАН в намеченный срок - к 2015 году. Комплексный план включает в себя более 700 проектов и планов. Ассоциация рассчитывает, что ее члены и страны-партнеры по диалогу примут активное участие в этих проектах и планах путем разнообразного инвестирования и практически продвинут взаимные связи и взаимные обмены внутри АСЕАН и между ассоциацией и ее странами-партнерами по диалогу. Руководители организации также решили создать комиссию по координации взаимных связей и взаимных обменов АСЕАН в целях координации и контроля за процессом претворения в жизнь этого документа. Кроме того, лидеры заявили о намерении проводить активное сотрудничество и создать фонд объектов инфраструктуры АСЕАН .
Как отметил президент Индонезии, экономика, торговля и финансы - приоритетные направления внешнего сотрудничества. Такая активизация Индонезии в рамках АСЕАН связана с тем, что в 2011 г. страна стала председателем АСЕАН. Состоятся две встречи на высшем уровне в октябре и в апреле в Джакарте и на о. Бали соответственно. Именно поэтому уже началась активная работа кабинета министров с Секретариатом АСЕАН, чтобы обеспечить успех руководства страны в Ассоциации. Цель С.Б.Юдойоно - вывести АСЕАН на новый уровень. Как отмечает президент: «Встречи на высшем уровне и на уровне министров должны быть не только значительными, но и успешными и давать конкретные результаты». ВАС будет расширен, в этом году туда войдут Россия и США. Президент планирует особое место отвести обсуждению экономических, политических и проблем безопасности.
Сусило Бамбанг Юдойоно в апреле этого года заявил, что страной взят курс на диверсификацию двусторонних связей с основными внешними партнерами, прежде всего в целях привлечения в страну большего числа инвестиций. Здесь стоит отметить создание зоны свободной торговли Китай-АСЕАН в 2010 г., которая является непосредственной возможностью привлечения инвестиций в Индонезию.
В связи с созданием зоны свободной торговли, индонезийское правительство разработало стратегические контрмеры, включая содействие повышению промышленной конкурентоспособности страны и проведение правительственной политики благоприятной развитию промышленности в стране. Президент подчеркнул, что наряду с повышением конкурентоспособности необходимо уделить серьезное внимание качеству продукции и установить стандарты для импортируемых товаров.
В рамках ОИК Индонезия особое внимание уделяет проблемам исламофобии, неправомерному отождествлению общественным мнением Запада ислама с терроризмом. Для решения этой проблемы, по мнению индонезийского президента, нужно совершенствовать управление странами, входящими в ОИК, и «ликвидировать дефицит демократии» . Таков путь к снятию напряженности и решению конфликтов. Деятельность ОИК полностью поддерживается генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном. Он, в частности, заявил на саммите ОИК в марте 2008 года в Сенегале, что ОИК и ООН должны «идти рука об руку» на пути отрицания отождествления ислама и терроризма . С.Б. Юдойоно призывает страны ОИК повысить свою роль в обеспечении мира и безопасности, а также в искоренении бедности.
Помимо вышеназванных организаций, Индонезия входит в ОПЕК и уделяет большое влияние энергетической дипломатии, активно участвует в работе АТЭС. Членство в специализированных организациях позволяет Индонезии проводить сбалансированную и разновекторную внешнюю политику, повышать свой статус на международной арене, решать задачи экономического развития.