Какая основная цель организации налогового учета. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет

Начинающие предприниматели, юридические и физические лица часто путают такие понятия как налоговый и бухгалтерский учет. Эти виды контроля во многом перекликаются, но имеют разные функции и задачи. Бизнесмену необходимо понимать эту разницу и организовать работу предприятия так, чтобы и налоговый, и бухгалтерский учет отражали реальное положение дел компании.

Определение налогового учета

Понятие «Налоговый учет» подразумевает сбор информации, а также ее обобщение с целью вычисления налоговой базы. Процесс основывается на анализе первичной документации, которая собрана и предоставлена согласно требованиям НК РФ – ст. 313. Саму систему налогообложения предприниматели, юридические или физические лица разрабатывают самостоятельно. Налоговый учет имеет ряд определенных целей и задач.

Цели

Цель сбора и обобщения информации определяется, прежде всего, интересами тех, кто этой информацией пользуется. Заинтересованных принято подразделять на две категории:

  • внешние пользователи информацией;
  • внутренние пользователи.

Первая категория – это непосредственно налоговые службы, консультанты по вопросам, касающимся налогообложения. Внешние пользователи осуществляют контроль над правильностью формирования налоговой базы, расчетов, а также поступлений налогов в бюджет. Консультанты помогают предпринимателям определиться с системой налогообложения, налоговой политикой в целом. Также проводятся консультации в отношении минимизации налоговой нагрузки предприятия.

Вторая категория – это сами бизнесмены, администрация компании. В этом случае налоговый учет нужен для анализа дел компании в целом. Руководителю может потребоваться анализ непроизводственных расходов, то есть тех, что не подлежат налогообложению. Это позволяет оптимизировать налогооблагаемую прибыль путем сокращения конкретных расходов.

Исходя из интересов тех и других пользователей, можно выделить несколько основных целей налогового учета:

  • Сбор информации о суммах доходов и расходов предприятий. Собирается достоверная и прозрачная информация, на основании которой определяется налоговая база.
  • Сбор и анализ информации для всех пользователей учета с целью контроля правильного исчисления налогов, их поступления в бюджет.
  • Сбор информации для администрации компаний с целью оптимизации налогооблагаемой прибыли.

ВАЖНО: Налоговый учет – это обобщение собранных данных. Процесс их сбора, регистрации и документирования подлежит бухгалтерскому учету. Эту разницу нужно четко понимать.

Учет отражает такие данные как порядок определения расходов и доходов, долей расходов, суммы создаваемых резервов, а также суммы задолженностей, если таковые имеются. Обращайте внимание на то, что информация налогового учета не отражается в бухгалтерском. Она формируется и подтверждается первичными документами, справкой бухгалтера, регистрами и расчетами налоговой базы.

В итоге, целью налогового учета считается обеспечение прозрачной и достоверной информации о расчетах между организациями и государством.

Функции

Налоговый учет осуществляет определенные функции, которые подразделяются на три основные категории:

  • фискальная функция;
  • контрольная;
  • информационная функция.

С помощью первой решается такая государственная задача как наполнение бюджета страны. Правила, а также принципы расчета поступлений основываются на интересах государства. Расчет сумм всегда отличается от данных, сформированных бухгалтерским учетом. Расходы и доходы, подлежащие налогообложению, отличаются.

С помощью второй функции налоговые органы контролируют выполнение предприятиями своих обязательств в отношении выплаты налогов. Контроль осуществляется посредством специально разработанных учетных документов, форм – декларации, счета-фактуры и другие.

С помощью информационной функции ведется учет налогооблагаемых показателей. Осуществляется сбор информации о своевременности выплат налогов, а также сроках погашения задолженностей. Информационная и фискальная функции во многом перекликаются, так как, по сути, предоставляют информацию о поступлениях в бюджет.

Постановка на учет в РФ

За постановку на учет несут ответственность налоговые органы. Регистрация происходит с момента поступления информации в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП или на основании заявления. Вставать на учет необходимо по месту жительства или месту нахождения организации, ее имущества, филиалов. Процедура постановки занимает 5 дней независимо от того, какой статус имеет налогоплательщик – физическое это лицо или юридическое. На учет встают:

  • физ. лица, регистрирующие ИП;
  • физ. лица, ведущие нотариальную или адвокатскую частную практику;
  • лица, имеющие в собственности транспортное/недвижимое имущество;
  • организации, создающие обособленные учреждения;
  • организации, имеющие статус «крупнейший налогоплательщик»;
  • иностранные граждане и организации.

В случае расширения компании и открытии филиалов, налогоплательщик обязан поставить на учет обособленную структуру там, где она фактически находится. Процедура постановки организации на учет в целом одинаковая. Но имеется ряд отличий в документации для регистрации и после нее.

Физические лица

Граждане ставятся на учет автоматически с момента поступления сведений от соответствующих органов:

  • От служб, регистрирующих граждан по месту жительства или временного пребывания , а также от консульских учреждений, дипломатических представительств.
  • От органов, ставящих на государственный учет недвижимое имущество .
  • От органов, занимающихся выдачей паспортов и сменой документов .

Для того чтобы постановка на учет прошла быстрей, можно самостоятельно обратиться в налоговый орган с заявлением.

Граждане (не имеющие статус ИП), занимающиеся оказанием услуг, обязаны оповестить о своей деятельности налоговую службу и зарегистрироваться. Самозанятые физические лица работают по специальному режиму, часто патентному. После регистрации они не получают документ или уведомление о регистрации в налоговой. Во всех остальных случаях отправляется уведомление по почте.

После регистрации выдается специальный документ – ИНН, который по желанию налогоплательщика можно внести в паспорт. Учетная запись вносится в ЕГРН. Если физическое лицо регистрируется в качестве ИП, ему выдается свидетельство о регистрации, подтверждающее получение ИНН, данные вносятся в ЕГРИП. Регистрация ИП занимает пять дней. Если ИП прекращает свою деятельность, то налоговая служба снимает его с учета, делается выписка из ЕГРИП.

Юридические лица

Регистрация организаций в налоговом учете происходит по месту нахождения. То же правило касается и филиалов, и представительств, и имущества компании. Как только в ЕГРЮЛ делается запись о создании компании, НС в течение пяти дней ставит эту организацию на учет.

Если у предприятия работают обособленные структуры (например, филиалы), заниматься их регистрацией следует самостоятельно. То есть в этом случае нужно подать заявление в ту налоговую, где находится филиал или иная обособленная структура. Сделать это можно в течение месяца после открытия. Для постановки на учет потребуются:

  • Свидетельство о постановке на учет самой организации.
  • Необходимо предоставить выписку из ЮГРЮЛ, в которой предоставлены данные об обособленной структуре.
  • Документация, подтверждающая создание филиала или иной обособленной организации.

ВАЖНО: Филиалы могут находиться в пределах одного региона. В этом случае их можно зарегистрировать только в одной налоговой службе. Причем ее выбор остается на усмотрение организации.

Постановка учет обязательна в следующих случаях – создание компании, реорганизация уже существующей структуры, ликвидация компании или ее «переезд» в другое место. Все эти операции подлежат регистрации в НС в течение 10 дней. Для этого собирается определенный пакет документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • учредительные документы;
  • документация, подтверждающая создание предприятия.

Перед тем, как подавать заявление, сходите в местную налоговую службу и узнайте, какие именно понадобятся документы. Набор документации может варьироваться, в каждом регионе действуют свои, дополнительные требования. Если организация прекратила деятельность, налогоплательщик оповещает об этом НС, подает заявление. Процедура снятия состоит из выписки из ЕГРЮЛ и непосредственно снятия с учета.

Регистрация транспортного средства, а также недвижимости происходит автоматически. Соответствующие органы, ГИБДД или Федеральная регистрационная служба, отправляют сведения в налоговую. На их основании и происходит постановка на учет. Налоговая служба отправляет налогоплательщику соответствующий документ о регистрации.

Налоговый и бухгалтерский учет

Для многих начинающих предпринимателей понятия налогового и бухгалтерского учета мало чем отличаются. Они не понимают, в каких случаях нужен бухгалтерский отчет, а в каких налоговый. Разобраться в тонкостях отчетности сможет специалист. Однако предпринимателю следует все-таки понимать базовую разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Целью бухгалтерского учета является сбор и документирование информации по всем хозяйственным операциям предприятия. То есть бухучет нужен для формирования отчетов, которые отражают реальное положение дел организации. Бухгалтерская отчетность нужна как внутренним, так и внешним пользователям – руководителям, инвесторам, банкам, налоговым органам и т. д.

Целью налогового учета является обобщение информации по доходам и расходам предприятий для корректного вычисления налоговой базы. То есть этот вид учета интересен, прежде всего, налоговым органам, которые контролируют исполнение налогоплательщиком обязательств по уплате налогов. Данные формируются на базе первичных документов, включая бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимосвязаны, но имеют разные цели и методы формирования. Так, бухучет ведется только юридическими лицами, налоговый же ведется любыми предприятиями и всеми гражданами РФ. В налоговом учете предусмотрено разделение расходов на косвенные и прямые, в бухучете его нет. В связи с этим и возникает путаница, особенно, у начинающих бизнесменов. Если хозяину организации нужен отчет о реальном положении дел, следует сформировать бухгалтерский отчет, а не налоговый. Именно он отражает реальную картину.

Налоговые регистры

Регистр представляет собой сводную таблицу, куда вносятся данные обо всех хозяйственных операциях организации. Наибольший интерес представляют бухгалтерские и налоговые регистры. Первые призваны собирать и документировать сведения о проведении финансовых операций. Они формируются на основании первичных документов, которые приносят бухгалтеру. Налоговый регистр – это, по сути, тот же бух. отчет. Разница лишь в том, что в налоговом регистре могут отсутствовать определенные строки или наоборот, дополнять бухгалтерскую отчетность. В НК не прописан тот факт, что налоговые регистры должны вестись по строго определенной форме. Это остается на усмотрение бухгалтера. Поэтому многие специалисты просто дополняют уже готовые бухгалтерские регистры теми, что необходимы для исчисления налоговой базы. Законом это не запрещено.

Налоговые регистры ведут в случае отчислений по налогу на прибыль – ст. 313, 314 НК РФ. В остальных случаях ведение налоговых регистров не предусмотрено. Существует 4 общих правила по ведению налоговой отчетности. Они касаются обязательного отражения следующей информации:


В налоговый регистр также входят:

  • наименование;
  • дата;
  • период;
  • название хозяйственной операции;
  • измерители операции в денежном или натуральном эквиваленте;
  • подпись человека, ответственного за документ.

Все эти информационные блоки отражены в НК РФ и должны быть внесены в регистры в обязательном порядке. Как показывает практика, бухгалтеры предпочитают дополнять бухгалтерскую отчетность дополнительными регистрами для отчетности перед налоговыми органами. Закон этого не запрещает.

Изменения в учете за прошедший год

За прошедший год произошло довольно много изменений как положительных, так и не очень. Все они, так или иначе, касаются налогового учета и налогов в целом. Краткое содержание основных значительных изменений:

  • Изменился лимит по стоимости основных средств. Сейчас он составляет 100 000 рублей.
  • Авансовые платежи по налогу на прибыль теперь можно выплачивать ежеквартально, в случае если сумма выручки не превышает 15 млн. рублей за квартал.
  • Введена новая форма по отчетности НДФЛ – 6-НДФЛ, форма 2-НДФЛ, а также отчетность по ней остается.
  • Теперь предусмотрен штраф за несвоевременное предоставление отчета за квартал по форме НДФЛ. Его размер варьируется – это от 500 до 1000 рублей в зависимости от ситуации.
  • Если в компании доход получили менее 25 человек, отчет по форме 2-НДФЛ можно сдавать на бумажном носителе.
  • Сейчас соц. вычеты по НДФЛ (обучение/лечение) представляются работодателем по заявлению сотрудника.
  • Начисление НДФЛ на материальную выгоду производится ежемесячно.
  • Расчеты НДФЛ, НДС для филиалов/представительств и других обособленных учреждений компании сдаются по месту нахождения филиала или иной обособленной структуры.
  • Введена передача данных по кассовым чекам в налоговую службу посредством электронной кассы.

Это основные новые положения в налоговом учете за прошедший год. Организациям и предпринимателям, а также физическим лицам необходимо постоянно следить за изменениями в налоговом учете. Они могут произойти в течение года, нововведения упраздняются и наоборот. Для успешного ведения бизнеса постоянно интересуйтесь последними и актуальными положениями не только в налоговом законодательстве, но и в отношении бухгалтерского учета.

Модуль Налоговый учет в части налога на прибыль представлен в комплексной программе «БухСофт: Предприятие». Все первичные документы (налоговые регистры по налогу на прибыль, журнал операций налогового учета) и отчетность (декларация по налогу на прибыль), формируемые в процессе оформления хозяйственных операций представлены в программах серии БухСофт БЕСПЛАТНО.

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ.

Понятие налогового регулирования.
Налоговое регулирование представляет собой систему мер по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также меры по осуществлению налогового контроля, обжалованию актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц и по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Принципы налогового регулирования.
К основным принципам налогового регулирования следует отнести:
- Всеобщность налогообложения,
- Равенство условий налогообложения,
- Экономическая обоснованность налогов и сборов,
- Определенность налогов и сборов,
- Конституционность и законность налогообложения

Методы налогового регулирования.
Основным методом налогового регулирования является метод властных предписаний (императивный метод), а также метод принуждения. Диспозитивный метод в наименьшей степени присущ налоговому регулированию, так как допускает различные варианты поведения в рамках закона. Примером нормы императивного метода является нома о том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 3 НК РФ п. 1), а примером диспозитивной нормы является возможность выбора для ряда налогоплательщиков применения либо общепринятой системы налогообложения, либо упрощенной.
Основной составляющей налогового регулирования является налоговое воздействие на хозяйственную деятельность, то есть производимое в соответствии с законом отчуждение собственности юридических и индивидуальных предпринимателей в форме налога или сбора.
Характерными признаками налогового воздействия являются обязательность, безвозмездность и безвозвратность. Одновременно стоит учитывать, что налоговое воздействие не носит характера наказания, то есть не является санкцией за какое-либо правонарушение.

Цели налогового воздействия.
Главной целью налогового воздействия на хозяйственную деятельность является фискальная функция, так как взимание налогов является основой формирования доходной части государственного бюджета. Дополнительные цели налогового воздействия заключаются в осуществлении регулирующих и стимулирующих функций, которые с помощью экономических методов оказывают влияние на развитие предпринимательства.
Кроме непосредственного изъятия имущества, налоговое воздействие включает в себя налоговый контроль. Предметом налогового контроля является определение своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей. Однако при этом стоит учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов и иных объектов налогообложения, а также представление в налоговые органы документов об исчислении и уплате налогов.
Таким образом, налоговый контроль включает в себя проверку полноты, обоснованности и достоверности составления первичных учетных документов, регистров налогового учета и налоговой отчетности.

Понятие налогового учета.
Впервые понятие "налоговый учет" в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. В статье 313 НК РФ указывается, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Следует заметить, что отдельные нормы налогового законодательства предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.
Таким образом, не смотря на легальное закрепление понятие налогового учета только для целей главы 25 НК РФ, подобные требования содержатся и в иных главах НК РФ и актах налогового законодательства, например, по страховым взносам, НДС и другим налогам.

Цель налогового учета.
Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Содержанием налогового учета являются:
- первичные учетные документы (платежные поручения, накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, справка бухгалтера и т.д.),
- аналитические регистры налогового учета (книга покупок, книга продаж, аналитика по страховым взносам, регистр формирования стоимости объекта учета и т.д.).
- расчет налоговой базы, который может содержатся как в отдельных регистрах налогового учета, так и в отдельных разделах налоговой декларации.

Аналитические регистры налогового учета представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, которые предназначены для накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Система и форма регистров налогового учета в зависимости от вида налога может быть утверждена налоговым законодательством либо разработана самим налогоплательщиком соответствии с общими требованиями и рекомендациями ФНС РФ.
Так, например, в ст. 169 НК РФ указывается, что налогоплательщик НДС обязан вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, при этом порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
А в соответствии с требованиями Главы 25 НК РФ, напротив, налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета в целях исчисления налога на прибыль.
В этом случае система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется им в учетной политике организации, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Аналогично требованиям бухгалтерского учета, решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Важно иметь ввиду, что налоговый учет не является дублированием бухгалтерского учета, а является его дополнением в тех случаях, когда в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями НК РФ. В таких случаях налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Не смотря на то, что организация налогового учета осуществляется по ряду налогов налогоплательщиком самостоятельно, законодательство предусматривает к его форме и содержанию общие требования. Так, по налогу на прибыль, данные налогового учета должны отражать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов,
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде,
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах,
- порядок формирования сумм создаваемых резервов,
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра,
- период (дату) составления,
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении,
- наименование хозяйственных операций,
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

Налоговая отчетность.
Налоговая отчетность является составной частью налогового контроля. Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Формы налоговых деклараций разрабатывает и утверждает ФНС России.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде. Бланки налоговых деклараций должны предоставляться налоговыми органами бесплатно. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется ФНС РФ.
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, нарушение которых влечет налоговую ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. При этом в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 года № 17 "Обзор практики решения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ" разъясняется, что налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов (например, в связи с отсутствием налогооблагаемой базы).
В состав налоговой отчетности могут быть включены не только декларации по определенным налогам, но и иные сведения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной ФНС РФ.
За непредставление таких требований в отношении налогового агента могут последовать санкции, предусмотренные ст. 126 НК РФ.

Понятие «налоговый учет» появилось с вступлением в силу 2 части Налогового кодекса РФ, 25 главы «Налог на прибыль организаций». В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ:

налоговый учет - это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ.

Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние; (налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.)

2) внутренние (администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения. Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.)

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов. Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

− первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

− аналитическими регистрами налогового учёта;

− расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.

Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Налоговый учет - это деятельность по обобщению информации из Группировка сведений осуществляется в соответствии с положениями НК. Плательщики самостоятельно разрабатывают систему, по которой будет вестись налоговый учет. Основное назначение деятельности - определение базы обязательных бюджетных отчислений.

Группы пользователей

Цель налогового учета определяют заинтересованные субъекты. Пользователи сведений подразделяются на 2 категории: внешние и внутренние. Последними выступает администрация предприятия. Для внутренних пользователей налоговый учет - это источник информации о непроизводственных затратах. Эти издержки, в соответствии с положениями НК, не принимаются в расчет при вычислении базы. к ним, в частности, относят затраты на различные виды вознаграждений, выплачиваемые работникам либо руководящим сотрудникам, кроме оплаты труда, установленной договором, а также суммы материальной помощи. Уменьшая расходы, в налоговом учете можно оптимизировать облагаемую прибыль. К внешним пользователям относят в первую очередь контрольные структуры и консультантов по вопросам применения положений НК. Налоговые органы оценивают правильность формирования базы, проведения расчетов, контролируют поступление вмененных платежей в бюджет. Консультанты дают рекомендации по минимизации отчислений, определяют направление финансовой политики компании.

Функции

Принимая во внимание интересы пользователей, следует отметить несколько задач, реализацию которых обеспечивает налоговый учет. Это:

  1. Формирование достоверной и полной информации о величине доходов и затрат плательщика, в соответствии с которой определяется база для обязательных отчислений в отчетном периоде.
  2. Обеспечение сведениями внешних и внутренних пользователей для осуществления ими контроля правильности, своевременности исчисления и выплаты сумм в бюджет.
  3. Получение администрацией предприятия информации, позволяющей оптимизировать платежи и минимизировать риски.

Специфика обобщения данных

В качестве средства реализации указанных выше задач выступает группировка сведений первичной документации. Бухгалтерский и налоговый учет тесно взаимодействуют друг с другом. Между тем эти системы реализуют разные задачи. В частности, налоговый учет в организации предполагает исключительно обобщение сведений. Сбор данных осуществляется Налоговый учет в организации должен отражать:

  1. Порядок, по которому формируются суммы доходов и затрат.
  2. Правила определения доли расходов, которые учитываются для налогообложения в текущем периоде.
  3. Величину остатка затрат, которые переносятся на следующий временной промежуток.
  4. Правила формирования суммы образуемых резервов.
  5. Величину задолженности по расчетам с бюджетом.

Сведения налогового учета не показываются на счетах бухучета. Данное положение закрепляет 314 статья НК. Подтверждение сведений налогового учета осуществляется:

  1. Первичной документацией. В ее состав, в числе прочего, включается и справка бухгалтера.
  2. Аналитическими регистрами.
  3. Расчетом базы обложения.

Объекты

Налоговый учет - это обобщение и сопоставление информации о доходах и затратах предприятия для определения убытка и прибыли. В качестве последней, в соответствии с 247 статьей НК, выступают суммы поступивших средств, уменьшенные на величину издержек. Расходы в налоговом учете подразделяются на те, которые принимаются в расчет в текущем периоде, и те, которые переносятся на предстоящие. В качестве одной из ключевых задач выступает определение размера обязательных платежей и величины задолженности по отчислениям с прибыли на конкретную дату. Предметом учета является непроизводственная и производственная деятельность организации, при осуществлении которой у нее появляется обязанность по уплате налога.

Принципы

Ведение учета основывается на следующих ключевых положениях:

  1. Денежное измерение.
  2. Имущественная обособленность.
  3. Непрерывность работы предприятия.
  4. Временная определенность фактов хозяйственной жизни.
  5. Последовательность применения правил и норм НК.
  6. Равномерность признания затрат и доходов.

Денежное измерение

В соответствии с 249 статьей НК выручка от продаж определяется по всем поступлениям, связанным с расчетами за реализованную продукцию либо имущественные права, которые выражены в натуральных или денежных формах. Из ст. 252 Кодекса следует, что в качестве обоснованных расходов выступают затраты, которые экономически оправданы. При этом их оценка должна быть представлена в денежном выражении. Поступления, стоимость которых рассчитывается в инвалюте, учитывается в комплексе с доходами, сумма которых отражается в рублях. При этом первые пересчитываются по курсу ЦБ.

Имущественная обособленность

Которые находятся в собственности предприятия, должны учитываться отдельно от объектов, принадлежащих иным лицам, но находящихся в данной организации. В НК данный принцип декларируется по отношению к амортизируемому имуществу. Им признаются материальные ценности, продукты интеллектуального труда и прочие объекты, находящиеся в собственности предприятия.

Непрерывность деятельности

Налоговый учет необходимо вести в течение всего времени существования предприятия с даты его регистрации до ликвидации/реорганизации. Данный принцип используется при установлении порядка расчета амортизации имущества. Начисление соответствующих сумм осуществляется исключительно в период работы предприятия и прекращается при завершении деятельности.

Временная определенность фактов

По ст. 271 НК доходы признаются только в том отчетном периоде, в котором они возникли. При этом не имеет значения фактическое поступление средств, имущественных прав, материальных ценностей. По 272 статье НК расходы, которые принимаются для целей обложения, будут признаны таковыми в том периоде, к которому они относятся. При этом не имеет значения время фактической выплаты средств либо осуществления оплаты в иной форме.

Другие принципы

Статья 313 НК содержит положение, в соответствии с которым плательщик обязан последовательно применять правила и нормы налогового законодательства от одного периода к другому. Данный принцип распространяется на все объекты, информация о которых обобщается для формирования базы обложения. Статьи 271 и 272 определяют необходимость равномерного признания затрат и поступлений. Этот принцип предполагает, что расходы отражаются в том же периоде, что и доходы, для извлечения которых они были осуществлены.

Бухгалтерский и налоговый учет

Формируя систему сбора и обобщения сведений для определения базы обложения, экономический субъект должен принимать во внимание ряд требований. Налоговый учет должен быть организован так, чтобы информация из первичной документации обеспечивала возможность:

  1. Непрерывно отражать факты хозяйственной жизни в хронологической последовательности.
  2. Систематизации событий.
  3. Формирования показателей декларации по отчислению с прибыли.

В отличие от бухучета, ведение которого осуществляется строго по ПБУ и плану счетов, для налогового учета жесткие стандарты не предусматриваются. В связи с этим обобщение сведений для определения базы обложения осуществляется субъектом по системе, разработанной им самостоятельно. При этом налоговые органы не могут устанавливать обязательные для всех формы документации, используемой на предприятии.

Способы ведения отчетности

На предприятии может быть создана автономная система учета, не связанная с бухгалтерией. Каждая операция в этом случае будет отражаться в регистре. Второй способ - организация налогового учета с применением бухгалтерских сведений. Этот вариант отличается меньшей трудоемкостью и, соответственно, более целесообразен. Данный способ согласуется с положениями 313 статьи НК. В этой норме установлено, что расчет базы по завершению каждого отчетного периода осуществляется в соответствии с данными налогового учета, если в гл. 25 НК предусматривается порядок группировки и обобщения сведений об объектах и операциях для формирования базы обложения, отличающийся от схемы, установленной правилами бухучета. Если же положения совпадают, то расчет сумм обязательных отчислений в бюджет можно производить, используя информацию первичной документации. В этом случае необходимо в первую очередь определить объекты, при учете которых действуют одинаковые и различные правила налогового и бухучета. Затем следует разработать порядок применения информации первичной документации для формирования базы обложения. Кроме этого, необходимо создать формы регистров для выделения объектов, учитываемых для целей обложения.