Косвенные налоги: перечень, уплата, декларация. Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их перечень, общая характеристика и функции

Налоговый кодекс определяет список налогов, используемых в Российской Федерации. Весь список налогов классифицируется различными способам на основе своих критериев. Одним из таких способов является разделение налогов на прямые и косвенные.

Налогом называется обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отличия прямых и косвенных налогов

Главная отличительная черта прямых и косвенных налогов заключается в том, на кого они возложены (с кого взимаются) и с чего считаются.

Прямые налоги относятся к деятельности предприятия и появляются за счет того, что предприятие работает. Примеры прямых налогов - это Налог на прибыль, Налог на имущество, Земельный налог, Транспортный налог, Фонд социального страхования и др. Главным плательщиком прямых налогов является само предприятие. Каждый вид прямого налога имеет свою базу исчисления и правила расчета.

Косвенные налоги появляются с определенных сумм и цен и напрямую ложатся на плечи покупателей (носитель налога). Примеры косвенных налогов это - НДС, Акцизы, Госпошлина, Налог на рекламу (отменили), Налог с продаж (отменили). Главным плательщиком косвенных налогов является покупатель. Для косвенных налогов характерно их включение в цену. Выглядит это так: к цене товара/услуги добавляется сумма налога. Например , для НДС - это добавление к розничной цене еще суммы, подсчитанной, как процент по ставке 10% или 18% от розничной цены (100р. + (100*18%) = 118р.)

Таблица различий между прямыми и косвенными налогами

Прямые налоги

Косвенные налоги

1. По поводу взимания налогов выступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

По поводу взимания налогов выступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик, как посредник между ними

2. Налоговое бремя несет непосредственно юридический плательщик

Налоговое бремя несет носитель налога, тогда как сам налог в бюджет поступает через юридического плательщика

3. Величина налогов непосредственно зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности плательщика

4. Эти налоги от доходов, от имущества

Эти налоги от оборотов по реализации товаров(работ, услуг)

Налоги: план счетов бухгалтерского учета

Прямые налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Косвенные налоги в бухгалтерском учете - список бухгалтерских счетов

Классификация налогов на прямые и косвенные не единственная. Законодательство предлагает несколько принципов классификации:
- по способу взимания (прямые и косвенные)
- по субъекту налогообложения (по налогоплательщику)
- по объекту налогообложения
- по уровню бюджета, в который зачисляется налог
- по целевой направленности введения налога.

Различные варианты классификации налогов относят их к разным группам, придавая им свойства и характеристики этих групп. Тем самым, появляется возможность для Законодателя лучше изучать и познавать сущность налогов.

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т.д. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Все о прямых налогах

Что такое прямые налоги, как они высчитываются, и какая категория налогоплательщиков попадает под эти вычеты? Данный вопрос интересует практически каждого. Прямые налоги — это те, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации взимаются как с физических, так и с юридических лиц при получении какой-либо прибыли. Также данная разновидность налогов может взиматься с имущества, которым владеет налогоплательщик. Но к такому случаю относятся только те ситуации, при которых стоимость имущества физического или юридического лица дает повод для обложения его налогом.

Прямые изымаются по-разному. Все зависит от того, кем является налогоплательщик – физическим лицом или же юридическим.

Для персон гражданских прямым налогом является:

  1. Налог на доходы.
  2. На участок земли, находящийся в собственности человека.
  3. На используемую воду.
  4. На личные транспортные средства.

Для юридических лиц перечень налоговых сборов таков:

  1. Налог на добавленную стоимость с работающего персонала.
  2. На получаемую прибыль.
  3. На имеющееся имущество.
  4. На принадлежащие юридическому лицу транспортные средства.
  5. На принадлежащую землю.
  6. На бизнес, связанный с игровыми автоматами и т.п.
  7. На имеющиеся водные источники.
  8. На добычу природных ресурсов из недр земли.

Читайте также: Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается

Так как в налоговую инспекцию регулярно поступает отчетная документация, а также декларации с различных организаций и от индивидуальных предпринимателей, количество денежных средств, которые должны поступить в государственную казну, просчитывается заранее.

В соответствии с законодательством нашей страны нет необходимости выплачивать налоги при получении доходов следующего типа:

  1. Пенсионных выплат.
  2. Пособий, выплачивающихся по причине становления на учет в центр занятости по месту жительства.
  3. Пособий, связанных с беременностью, а также родами.
  4. Выплат за сдачу крови (для доноров).
  5. Выплаты от супругов на несовершеннолетних детей – алименты.
  6. Выплаты за достижения в научной деятельности.
  7. Выплаты за достижения в различных сферах искусства.
  8. Денежная помощь от организации семье сотрудника в случае смерти последнего.
  9. Денежная помощь пострадавшим в случае стихийного бедствия.
  10. Доходы от продажи жилища, которое являлось собственностью гражданского лица более пяти лет. В случае когда жилье было приобретено до наступления 2016 года, оно должно являться собственностью физического лица до продажи не менее трех лет.

Подробный список доходов, облагающихся прямым налогом можно прочитать в ст.217 НК РФ.

Все о косвенных налогах

Косвенные налоги — это налоги, которые начисляются поверх стоимости того или иного товара. Их количество определяется количеством получаемой налогоплательщиком прибыли. Таким образом, получается, что налогоплательщик, который занимается производством той или иной продукции, или оказывающий какие-либо услуги должен продавать выпускаемое или же предоставлять свои услуги по цене с добавленной стоимостью на уплату в налоговую инспекцию.

По сути, в данном случае реальным плательщиком налоговых сборов является тот человек, который вышеупомянутый товар или услуги приобретает. Так как оплачивает при приобретении дополнительную стоимость именно он.

А производитель в данном случае является лишь посредником, помогающим попасть налоговым начислениям в государственную казну. При уплате налогов он выплачивает лишь ту денежную сумму, которая «накидывалась» поверх реальной стоимости продаваемых товаров или предоставляемых услуг.

Во все времена правительства различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов.

Косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

Косвенные налоги - налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки.

Для оценки эффективности системы косвенных налогов в мировой практике используются различные критерии, важнейшими из которых являются:

  • - нейтральность: налог должен как можно меньше влиять на повеление производителя и выбор покупателя, т.е. экономические искажения от введения налога должны быть минимальны;
  • - справедливость: налог должен вызывать политически приемлемые последствия распределения доходов, т.е. налог должен сопровождаться соответствующими изменениями в других налогах или в системе социальных платежей;
  • - ценовая стабильность: налог не должен приводить к инфляционным процессам и в период введения налога, и в долгосрочной перспективе;
  • - доходность: налог должен обеспечивать государство необходимыми доходами и, насколько возможно, не допускать избежания и уклонения от уплаты;
  • - административная простота: налог должен стремиться к минимизации затрат на его исчисление, уплату налогоплательщиком, а также на сбор и проведение контроля за уплатой налоговым органом.

По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (НДС) и специальные (акцизы).

В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:

одноступенчатый сбор:

многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

налог с производителя:

оптовый налог;

налог с розничного оборота.

Налог с производителя взимается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на администрирование налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков.

Во-первых, в создании продукции задействован ряд производственных предприятий. В дальнейшем включение всех этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой», и в целях минимизации налогового давления у предприятий, задействованных в одной производственной цепочке, появляется стимул к объединению. Последствиями такой системы являются менее эффективные производство и налогообложение.

Во-вторых, при использовании данной системы взимания налога не обеспечивается его нейтральность, т.е. налоговое бремя распределяется неравномерно. В частности, доля налога в цене идентичных товаров может существенно различаться в зависимости от количества предприятий, задействованных в производственной цепочке.

Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности при администрировании налога.

Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки, продукции непосредственным потребителям. Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, но круг налогоплательщиков резко расширяется, что загромождает и соответственно затрудняет процедуру администрирования (взимания) налога.

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчат сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:

кумулятивный многоступенчатый сбор;

некумулятивный многоступенчатый сбор.

В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства и распределения. Основными недостатками такой системы являются:

значительный каскадный эффект, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя. Причем масштабы такой «пирамиды» по сравнению с одноступенчатыми системами сбора намного больше, поскольку налог охватывает все стадии движения продукции от производителя к потребителю;

искажение конкуренции, поскольку при более длительной производственной или распределительной цепи налоговое бремя также возрастает.

Как следствие такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство). Тем самым снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации. Более того, в целях минимизации налогового бремени появляется заинтересованность в создании вертикально интегрированных объединений, охватывающих практически все стадии производства, а это - движение в обратном направлении от общественного разделения труда и специализации к «натуральному хозяйству».

Следует отметить, что указанные недостатки становятся доминирующими в случае использования высоких налоговых ставок.

Как ни парадоксально, но кумулятивные системы при всех их недостатках получили наибольшее распространение и очень долго сохранялись и сохраняются в отдельных странах до настоящего времени в качестве основных систем взимания косвенных налогов. Скорее всего, это вызвано одним, но весьма важным их преимуществом. Оно заключается в обеспечении относительно высокого дохода в бюджет государства при достаточно низкой ставке налога. Но когда ставка налога выходит за пределы «достаточно низкой», налог становится тормозом экономического развития и сводит на нет указанные преимущества.

Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Следует отметить, что использование данной системы позволяет реализовать не только преимущество кумулятивной системы, но и избежать практически всех ее недостатков.

Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

Главное достоинство НДС в том, что он способен оказывать регулирующее воздействие в сдерживании кризиса перепроизводства и в ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Он выполняет роль ограничителя спроса в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потребитель реагирует на повышение цены товара сокращением объема потребления, а производитель - на снижение цены расширением производства.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.

Основными преимуществами НДС являются:

использование единой налоговой ставки для всех отраслей или нескольких унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

простота и надежность процедуры взимания налога для плательщика и налоговых органов;

стабильный источник увеличения доходов государства;

возможность гармонизации с налогообложением в соседних государствах.

НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя и то, что его введение предполагает использование новой калькуляции издержек производства. Более того, его применение ведет к увеличению административных издержек в связи с расширением круга налогоплательщиков.

Оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнею фискальность, неотработанность налоговой базы и высокие ставки.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг).

Достоинства косвенных налогов:

  • 1. Для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения - налогового аппарата.
  • 2. Поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
  • 3. Налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.
  • 4. Прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
  • 5. Для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:

  • 1. Фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
  • 2. Поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается, объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
  • 3. Косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капиталу или доходу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
  • 4. Косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить.

Прямые налоги - налоги, к которым относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения.

Исторически прямые налоги появились раньше косвенных. Прямое обложение - простейшая и самая древняя форма взимания налогов. Первоначальными видами прямых налогов являлись: десятина, подушная или поголовная подать.

Следует отметить, что прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел). Как видим, прямые налоги имеют в своей основе либо личность, либо доходы, независимо от источников, либо имущество, независимо от доходов.

Приверженцы прямого налогообложения считают его наиболее прогрессивной формой, поскольку, во-первых, учитываются доход и общее финансовое положение плательщика, его имущество, а во-вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты.

В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем в развитых странах, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные достоинства прямого налогообложения состоят в следующем:

  • 1. Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  • 2. Регулирующие - прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т.д.).
  • 3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения считается наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

  • 1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
  • 2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
  • 3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
  • 4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а, следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, в перечень которых включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Согласно распространенной классификации налоги в РФ делятся на прямые и косвенные . Тогда как суть прямого налога ясна – перечисляет процент со своей прибыли, сущность сборов второго вида остается спорной. Формально их тоже уплачивают предприниматели, фактически же третьи лица – обычно это покупатели. Косвенные налоги включаются в цену продукта или услуги. Получив от клиента денежную транзакцию, в которую включен косвенный сбор, продавец отчисляет государству.

Особенности косвенных налогов

Косвенные сборы имеют ряд следующих специфических черт:

  • Оперативность . Косвенный налог должен быть перечислен государству в кратчайшие сроки (например, срок для НДС – от месяца до квартала).
  • Высокая собираемость . Косвенные сборы перечисляются государству практически всегда, и причина тому – легкость мониторинга торговых операций. Нарушение выявить очень легко.

Виды косвенных налогов

Чаще всего косвенный налог принимает одну из следующих форм:

Самый важный косвенный налог – (НДС ). – это сумма, которая и формирует продавца. Государство облагает ее налогом, и в большинстве стран это считается нормальным.

Налог на добавленную стоимость играет большую роль для государства. Например, в России 40% бюджета формируется именно за счет этого сбора (что значительно больше, чем приносят прямые налоги). Важно, что уплачивается налог при каждой сделке независимо от того, скольких посредников прошел товар на пути к потребителю.

Ставка НДС зависит от вида товара. Большинство товаров и услуг облагается налогом в 18%, печатная продукция, лекарства и товары, которые потребляются детьми – в 10%. В ряде случаев платить НДС вообще не надо:

  • Если товар экспортируется.
  • Если фирма оказывает услуги пассажирских перевозок.
  • Если фирма реализует продукцию собственного производства (это применимо к предприятиям общественного питания).
  • Если предприятие оказывает услуги в сфере ЖКХ.

Перечень случаев освобождения от НДС определен государством – на региональном уровне изменять установленные правила нельзя.

Второй вид сбор – акциз – тоже включается в конечную стоимость, но применяется лишь в сфере производства. Иногда акциз фигурирует и в торговой деятельности – например, если товар импортируется с целью перепродажи с наценкой.

Такой косвенный налог, как таможенная , взимается на границе страны. Основание для этого налога – перемещение товара из одного государства в другое. В качестве целей существования пошлин выделяются следующие:

  • Регулирование объемов импорта различных групп товаров.
  • Установление баланса между импортом и экспортом.
  • Стимулирование потребления отечественной продукции (либо продукции, произведенной в конкретной стране).

Таможенные пошлины также классифицируются на виды:

Адвалорные таможенные сборы начисляются в виде процента от стоимости перевозимого товара. Исчисление специфических происходит по товарным единицам. Комбинированный способ начисления включает в себя признаки обоих вышеописанных типов.

По целям таможенные пошлины делятся на антидемпинговые и компенсационные . Первые применяются к экспортируемым товарам, стоимость которых при ввозе ниже, чем у аналогичных товаров на национальном рынке. Так государство защищает отечественных производителей. Компенсационные пошлины снижают активность таких видов бизнеса, которые могут использовать субсидии, а значит, находятся в заведомо более выгодном положении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Налоги в современном обществе выполняют две функции. С одной стороны - наполняют бюджет (главный экономический инструмент государства), а с другой - регулируют экономику, позволяют выравнивать социальные стандарты и приоритетно развивать нужные обществу отрасли. Стройную систему данных платежей в кодифицированной форме законодательно закрепляет Налоговый кодекс РФ. Функционально он состоит из двух частей: общей, устанавливающей интегрирующие принципы налоговой системы, и специальной, раскрывающей механизм каждого отдельного налога или сбора. Отдельными главами во второй части Налогового кодекса представлены налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизный сбор (или просто акциз). Их рассмотрению и будет посвящена данная статья.

Государственная налоговая политика

Своеобразие налогового регулирования заключается в том, что государство изменяет макроэкономическую среду, варьируя налоговые ставки. В этом заключается политика налогов. Характерно, что они должны соответствовать воспроизводственному принципу, т. е. способствовать росту общественного производства, повышению производительности труда. Однако налоговое регулирование - дело тонкое, поэтому меняя ставку налога, следует чутко держать руку на пульсе экономической конъюнктуры.

Наглядно его закономерности демонстрирует кривая Лаффера, названная в честь экономиста из лос-анджелесского университета, открывшего принцип зависимости бюджетных доходов от ставки налогообложения. он отобразил классически: по оси абсцисс - процент, взимаемый государством в казну, по оси ординат - сумма полученных налоговых. Вначале данная кривая возрастает. Экономический смысл этого таков: производство на данном отрезке возрастает быстрее ставки налога, соответственно и экономика прогрессирует, а налоговые поступления увеличиваются. Однако на уровне 40-50% ставки налогообложения (для стран I мира) и 35-40% (для стран III мира) кривая достигает максимума и начинает убывать. В этом случае говорят, что политика налогов - дискриминационная. При относительно высоких доходах работающего населения, составляет 40-45% от уровня его доходов.

Поэтому показателем прогрессивности социальной политики принято считать последовательное снижение удельного веса налогового бремени по отношению к доходам населения.

Прямые и косвенные налоги

Налоги по характеру налогового изъятия подразделяют на прямые и косвенные. Базой налогообложения для прямых налогов являются доход (зарплата, прибыль, рента, процент) либо имущество (земля, дом, ценные бумаги), принадлежащие налогоплательщику. Примерами прямых налогов могут быть земельный на доходы, на имущество, на прибыль. Косвенный налог, в отличие от прямого, имеет принципиально иной характер - надбавки к цене либо тарифу.

Впрочем, для пользы дела прокомментируем обстоятельства формирования базы налогообложения налога на прибыль. Там также встречается термин «косвенный», однако в этом аспекте он не имеет ничего общего с косвенными налогами (налог на прибыль, как мы уже упоминали - прямой). В данной интерпретации схожесть названия связана не с характеристикой самого налога, а с процессом определения его величины. При определении базы налогообложения из нее вычитаются связанные с основным производством, и не вычитаются косвенные расходы. Налог на прибыль таким сугубо экономическим образом способствует большей специализации компании, минимизации ее непроизводственных расходов.

Что же касается косвенных налогов, то выдающийся немецкий экономист Карл Маркс прокомментировал их сущность в скрытом, спрятанном в каждой покупке, изъятии государством денежных средств у граждан. Кажется, что потребители просто покупают товар, поэтому не могут контролировать аппетиты бюджета. Фактически - плательщиком выступает потребитель, продавец же товаров и услуг выступает сборщиком косвенных налогов и посредником в перечислении их государству.

На территории России действуют следующие чистые косвенные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги. НДС

НДС впервые ввели во Франции, в 1958 году прошло его пилотное апробирование, а затем и внедрение. В 70-е годы его позаимствовали остальные европейские страны. В России Закон «О НДС» был принят в 1992 году Правительством Егора Гайдара. Сначала его ставка составила 28%, что создало существенное налоговое бремя, а затем его снижали дважды: до 20% и 18%, соответственно.

Косвенный налог НДС успешно распространяется в мировых налоговых системах. В чем заключается причина его популярности? Скорее всего, в нечувствительности к кризисным явлениям в экономике и ацикличности, ведь налогом облагается не производство, а потребление.

Основными направлениями российской бюджетной политики на 2012 год и на период до 2014 года подчеркивается ведущее значение НДС в федеральной налоговой системе. На долю этого налога приходится 32-35% федеральных налоговых поступлений.

НДС как пример косвенного налога предполагает базой налогообложения (согласно ст. 146 НК РФ) реализацию товаров и услуг на территории России, передачу товаров и выполнение услуг, для которых не предполагается вычет, монтажно-строительные работы, выполняемые для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ.

Льготные режимы в налоговой базе НДС

Налоговый кодекс исключает из предельно-широкой сферы налогообложения НДС некоторые операции: обращение рублей и иностранной валюты, передачу имущества компанией своему правопреемнику, переход имущества для уставной деятельности некоммерческих организаций, передачу имущества в порядке инвестиции, возвращение первоначального взноса участнику хозяйственного товарищества и общества, приватизацию физическими лицами государственных и муниципальных квартир, конфискацию, наследование имущества.

Косвенный налог НДС также предполагает ряд льготных ставок налогообложения. Во-первых, нулевая ставка. Она используется для товаров экспортируемых, определяемых режимом СТЗ (свободной зоны таможенной). Также ею пользуются по отношению к услугам по погрузке, транспортировке, сопровождению экспортируемых товаров, связанных с международным транзитом товаров через территорию России и по перевозке багажа и пассажиров, если они отправлены не с территории РФ.

Впрочем, если говорить далее о таком сложном налоге как НДС, то в нем применяется также пониженная ставка (10%) относительно продовольствия, детских товаров, СМИ и книжной продукции. Таким образом, федеральное налоговое законодательство предлагает облегченный налоговый режим для данных категорий товаров за счет понижения их цены и, соответственно, увеличения на них спроса. Как видим, косвенные налоги в РФ функционируют в определенной сфере, не связанной с циклами производства, а их приток в бюджет - более равномерен.

Что еще входит в налоговую базу НДС

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при заполнении налоговой декларации по НДС включают в налогооблагаемую базу также:

  • Полученные авансы. Исключением являются подобные платежи за товары, облагаемые ставкой 0% (см. выше) и за продукцию, имеющую производственный цикл, превышающий 6 месяцев.
  • Средства, имеющие статус «финансовая помощь», но полученные в обмен за проданные услуги и товары.
  • Проценты по товарному кредиту, векселям, облигациям в части превышения ставки рефинансирования Центробанка РФ.
  • Перечисленная компенсация по страховым договорам при неисполнении обязательств контрагентом.

Но есть и исключение из правила: юрлицо или ИП, доходы которого за предшествующие 3 месяца составляли не более 2 млн. рублей, пишет в обслуживающий налоговый орган соответствующее заявление и освобождается на 12 месяцев от уплаты НДС.

О трудоемкости определения базы НДС

Мы рассмотрели пример косвенного налога НДС согласно главе 21 НК РФ лишь в части формирования базы налогообложения. Почему один пример? Чтобы читатели оценили трудоемкость его подсчета по первичным документам. Для крупного производственного предприятия грамотное составление налоговой декларации по НДС, влекущее за собой неприменение штрафных санкций со стороны налоговой, актуально и важно. Это труд, действительно квалифицированный, требующий специфических знаний аудитора. Данная сфера деятельности определяется Законом N 943-1 "О российских налоговых органах" от 21.03.1991 г. Налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль компаний являются наиболее сложными в исчислении, поэтому даже внутри самих налоговых органов существует негласная специализация: одни проверяют НДС, другие - налог на прибыль. Гораздо реже встречаются универсалы, которым по плечу и то, и другое.

О методике налоговых проверок НДС

Давайте рассмотрим «внутреннюю кухню» налоговой, касающуюся проверки, например, косвенного налога НДС. Вообще говоря, проверки бывают камеральными, выездными и включающими в себя оба предыдущих вида. По степени охвата базы налогообложения они подразделяются на тематические и комплексные, сплошные и выборочные.

Как происходит камеральная проверка НДС? Налоговые инспекторы осуществляют ее непосредственно у себя в офисе. К их услугам - ранее предоставленные проверяемым юрлицом или ИП налоговые декларации и затребуемые во время самой проверки регистры его бухгалтерского учета и первичные документы. Выездная проверка производится непосредственно при бухгалтерии юрлица (предпринимателя).

Как правило, накануне плановой выездной комплексной документальной проверки НДС производится камеральная проверка предоставленной налогоплательщиком отчетности по НДС и предоставленных к ним расчетов для последующего определения расхождений ее с фактически определенной налоговыми аудиторами по первичным налоговым документам.

НДС, как пример косвенного налога, демонстрирует два направления проверки аудиторами отчетности предприятия: полноту представленной в них налоговой базы НДС и корректности применения бухгалтерами налоговых вычетов.

Анализ покупки товаров при аудите НДС

При комплексной проверке, вначале тщательно проверяется наличие первичных документов по поставщикам. Касательно поставщиков, фигурирование предоставленных ими товаров и услуг как в налогооблагаемой базе, так и вычете (определяемом согласно статьей № 171-173 НК Российской Федерации) можно принимать во внимание лишь при соблюдении некоторых условий. Должен присутствовать первичный документ - счет-фактура от поставщика, который по бухучету оприходуется на отведенном ему счете, операция по нему включена в соответствующий отчетный налоговый период (имеется в виду соответствующая налоговая декларация).

Примером такого возмещения может служить возврат суммы превышения фактически выплаченного НДС над определенным НК РФ при следующей ситуации: книгоиздательское предприятие закупает бумагу и краски, платя при этом налог 18%, но готовая товарная продукция (книги) облагается налогом 10%. Исходя из вышеуказанного сумма превышения налога от закупки бумаги и красок над налогом за продажу книг - включается в налоговый вычет.

Анализ продажи товаров при аудите НДС

Продажа товаров отслеживается на основании счетов-фактур, выписанных проверяемым юрлицом, и его журнала продаж (специфического сводного налогового регистра, а фактически рукописной базы данных для налоговой декларации).

Данная проверка касается соответствия регистров бухучета по части расчетов с поставщиками и подрядчиками и расчетов с подотчетными лицами. При этом вторые экземпляры счетов-фактур обязательно прилагаются к журналу.

Косвенный налог НДС определяется по принципу нефиктивности операций (за поставку каждого товара должен быть соответствующий расчет безналом - с текущего счета предприятия, либо из кассы - наличкой). Таким образом определяются возможные попытки возврата предприятию НДС по фактически несуществующим операциям.

Налоговики проверяют операции по К-ту счета 201 01 610 и по К-ту счета 201 04 610. Если нет счета-фактуры за продажу товаров (услуг), по нему проводят встречную налоговую проверку в бухгалтерии контрагента юрлица. Если и там его нет - сделка фиктивна, а это является экономическим преступлением. При этом обращается внимание на хронологический порядок составления и регистрации счетов-фактур. Также выборочно-встречные проверки назначаются и по крупным поставкам, по которым счета-фактуры имеются.

Пример налоговой ошибки при продаже товара

Предприятие-поставщик должно обладать компетентным юридическим сопровождением оформления договоров. Речь идет о том, что реализация услуг и товаров всегда должна производиться при условии увеличения их цены на сумму НДС. Стороны, заключающие договор, обязаны четко определить обязательный реквизит указанной цены - с налогом или же без налога. В договоре указывается цена без НДС, именно она выступает базой налогообложения. Поэтому крайне желательно в самом договоре выделить сумму НДС отдельной строкой.

Последнее связано с тем, что согласно ст. 424 ГК России стороны оплачивают цену товара по реквизитам, указанным в договоре.

Заканчивая наш обзор по НДС, отметим, что он из-за своего универсального характера, является одним из наиболее сложных по своей методике среди существующих в РФ налогов.

Акцизный сбор. База налогообложения

Косвенные налоги в РФ (кроме крупнейшего из них - налога на добавленную стоимость) включают в себя федеральный налог - акцизный сбор (часто называемый сокращенно - акцизом) и таможенные пошлины. Он взимается с определенных групп товаров как при продаже их на территории России, так и при перемещении их через российскую границу. Перечисляют его в бюджет юрлица и ИП, а фактическими плательщиками являются потребители, т. к. он включен в цену покупаемых ими товаров. Поскольку сумма налога включена в цену товара, то очевидно, что косвенным налогом является акцизный сбор.

Как правило, подакцизными являются автомобили, алкогольная продукция, дизельное топливо, моторные масла, пиво, прямогонный и автомобильный бензин, спирт и спиртосодержащая продукция, табачная продукция.

Согласно статьи 182 Налогового кодекса, объектом налогообложения являются операции по реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, произведенных в России, получение и оприходование данной продукции, отдельные типы передачи товаров (давальческая схема), операции перемещения подакцизных товаров за пределы России.

Пп. 1 п. 6 ст. 182 НК РФ фиксирует возникновение подакцизного объекта при конфискации и оприходованию бесхозяйственных товаров данным косвенным налогом. Является объектом налогообложения и передача подакцизного имущества в уставные фонды компаний.

Порядок налогообложения акцизом

Не облагается акцизом экспорт подакцизных товаров, передача между подразделениями производственного предприятия, первичная передача конфиската для последующей промышленной обработки, ввоз на таможенную территорию подакцизных товаров с последующим отказом в пользу государства, ввоз подакцизного имущества в портовую СЭЗ.

Действующие ставки акцизного сбора на период до 2015 года представлены в ст. 193 НК РФ.

Налоговые органы производят документальную проверку, берут во внимание контракт плательщика налога со своим контрагентом, документы об оплате в комплексе с банковской выпиской о перечислении денежных средств, грузовую таможенную декларацию, копии подтвердительных транспортных документов, свидетельствующих о вывозе подакцизной продукции за пределы России.

Налоговый период для внутренней реализации подакцизных товаров есть месяц, для перевозимых через границу - согласно ТК РФ.

Пример определения суммы акциза

Исходные условия : ЛВЗ производит водку с содержанием спирта этилового 40%. Производство ее характеризуется ежемесячным объемом 500 л. Актуальная налоговая ставка - 210 рублей за литр спирта этилового безводного. Сумма акциза по купленному спирту этиловому составляет 1650 рублей.

Решение : Налогооблагаемая база составит: 500 х 40% = 200 л.

Сумма акциза, соответствующая реализованной водке: 200 л х 210 руб = 42 000 руб.

Сумма акциза к уплате: 42 000 - 1650 = 40 350 руб.

Вывод

Косвенные налоги являются непременным атрибутом современной налоговой системы. Особое значение в ней имеет НДС, обеспечивающий наибольшую сумму налоговых бюджетных поступлений (для России 33-35%). Следует заметить, что ставка налогообложения НДС является важным стимулом развития экономики. Не удивительно, что за период наращивания экономического потенциала страны, начиная с 1992 года, ставка НДС в РФ уменьшилась с 28% до 18%.

Отметим, что акциз - косвенный налог, но довольно специфический. Хотя он имеет на порядок меньший удельный вес в налоговых поступлениях, чем НДС, однако его ставки являются индикатором отношения государства к среднему классу.