Налоги и их роль в развитии экономики. Роль налогов в экономике страны


Глава 1. Теоретические аспекты налогов

1.1 Понятие, сущность, функции и классификация налогов

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенноэкономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты.

Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.

Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Однако, налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей не только финансовой функцией, но и экономической. Реализуя экономическую функцию, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Функции налогов:

Вопрос о функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметов острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или налогам присущ многофункциональный характер? Аргументация ответов на этот вопрос и составляет стержень данной полемики.

Итак, функции любой экономической категории должны раскрывать ее сущность и внутреннее содержание, а также выражать общественное назначение данной категории. Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как экономической категории, а также выражать общественное назначение налогообложения как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства и способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжении государства.

В экономической среде до сих пор нет единого мнения о составе и содержании налоговых функций. Следует отметить, что проблема эта далеко не академическая. Функциональная определенность налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя таким образов направленность налоговой политики. Существующие подходы к проблеме налоговых функций можно условно разделить на три группы.

Некоторые исследователи настаивают исключительно на фискальной функции налогов, в частности И.В. Горский. 1 По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движок налога. Только фискальная функция за всю многовековую эволюцию налогов осталась неизменной. Она самодостаточна, естественным образом находит свое собственное воспроизводство в развитии экономики и не нуждается в «регулирующих» противовесах.

Другие ученые, например Д.Г. Черник 2 , Г.Б. Поляк и А.Н. Романов 3 , ограничиваются рассмотрением двух функций –фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. По их мнению, регулирующая функция неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, представляя собой единство противоположностей. Однако внутреннее единство не исключает наличия противоречий внутри каждой функции и между ними.

Третья группа ученых, в частности А.В. Брызгалин 4 , В.Г. Пансков, придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов, пологая, что только фискальная и регулирующая функции не охватывают всего спектра налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельных хозяйствующих субъектов. Кроме этих дух функций, выделяются по меньшей мере контрольная и распределительная функции.

Итак, налоги выполняют четыре важнейшие функции (рис. 1):

    Фискальная функция (от лат. Fiscu s –государственная казна)

является основной функцией налогов, отражая фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета с целью создания материальной основы для реализации государством своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а следовательно, и доли перерапределяемого посредством налогов общественного продукты. справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление.

    Распеделительная (социальная) функция выражает социально

экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределить общественных продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и подержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

Использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. использование определенной прогрессии в зависимости «большие доходы – большие налоги»;

Повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;

Использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

Использование ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождение от обложения, пониженных ставок (например, в обложении личных доходов используется значительный их арсенал, в НДС товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);

Использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России - ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя.

    Контрольная функция налогов заключается в обеспечении

государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организацией и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов. Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной – через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

    Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятии

в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования роста производства, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема доходов и сбережений населения, объема инвестиций). Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство -налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками.

Вполне обоснованным видится предлагаемое А.В. Брызгалиным 5 выделение в регулирующей функции налогов трех подфункций: стимулирующей, дестимулирующей и воспроизводственной.

Стимулирующая подфункция заключается в формировании посредством налогообложения определенных стимулов развития для целевых категорий налогоплательщиков и (или) видов деятельности. Она реализуется через систему налоговых преференций для этих категории и видов деятельности6льготные режимы налогообложения, пониженные налоговые ставки, налоговые кредиты, различные освобождения, вычеты и т.д. к целевым категориям налогоплательщиков, как правило, относятся малые предприятия, благотворительные фонды, общественные организации и др.

Дестимулирующая подфункция, напротив, заключается в формировании посредством налогообложения определенных барьеров для развития каких-либо нежелательных экономических процессов. Следует заметить, что налоги по своей сути дестимулируют развитие любого производства, но, повышая ставки налогов для отдельных видов деятельности, можно целенаправленно ограничить именно их распространение, как например, игорного бизнеса.

Воспроизводственная подфункция проявляется при ориентации отдельных видов налогов для аккумулирования средств на восстановление потребительских ресурсов. Характерным примером может служить механизм амортизации основных средств, когда суммы начисленной амортизации признаются расходами, учитываемыми при исчислении азы по налогу на прибыль организации.

Введение

1. Концепция реформирования налоговой системы Украины и конкурентоспособность национальной экономики

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования налоговой системы Украины

1.3.Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы

2.1. Функции налогов

2.2. Виды налогов

2.3. Классификация налогов

2.4. Развитие концепции налогообложения

2.5. Принципы налогообложения

2.6. Система выплаты налогов

2.7. Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера

3.Бюджетно-налоговая политика. Налоги и потребительский спрос

3.1. Понятие бюджетно-налоговой политики

3.2. Налоги и потребительский спрос

3.3. Налоговая политика

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ.

Государство не может существовать без налогов. Это знали еще в древности. Изобретались самые причудливые формы налогообложения: на окна и дымовые трубы, на соль и,конечно же, на спиртные напитки. Основы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом: налоги должны соответствовать состоянию плательщика; способ и время взимания должны быть заранее и точно известны и удобны для плательщика; сам процесс сбора налогов нужно проводить с минимальными затратами. Современная система налогообложения многоступенчата, национально и регионально специфична.

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что

фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую

В данной курсовой работе раскрыта роль налогов в экономике и рассмотрены цели и структура, а также налоговая политика. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. В первом разделе курсовой работы рассматривается концепция реформирования налоговой системы Украины и её связь с влиянием налогов на национальную экономику. Второй раздел полностью раскрывает налоговую структуру (функцию, виды и классификацию налогов). Также в ней рассматриваются принципы налогообложения. В третьем разделе данной курсовой работы я рассмотрел структуру бюджетно-налоговой политики и её влияние на экономику.


1.КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1.Связь влияния налогов на экономику с необходимостью реформирования налоговой системы в Украине и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики в большей мере определяется эффективностью системы налогообложения. В соответствии с Концепцией реформирования налоговой системы Украины на период до 2015 года, одобренной Кабинетом Министров Украины 19 февраля 2007 года, совершенствование системы налогообложения должно осуществляться исходя из стратегических целей нашего государства – построения конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономики и интеграции в европейское сообщество.

Вопросам теории и практики влияния бюджетно-налоговых рычагов на экономическое развитие страны посвящены научные труды отечественных и зарубежных ученых В.Андрианова, В.Андрущенко, В.Базилевича, С.Буковинского, А.Гальчинского, В.Гейца, Я.Жалило, М.Крупки, И.Лютого, Р.Нельсона, Ю.Пасечника, М.Портера, А.Соколовской, Р.Фатхутдинова, В.Федосова,И.Чугунова, А.Чухно, С.Юрия и других.

Отдавая должное наработкам ученых-экономистов, осуществленным в области теории, методики и организации финансового регулирования конкурентоспособности экономики, следует заметить, что многие проблемы до настоящего времени не нашли окончательного решения. Качественно новый этап в реформировании системы общественных отношений,начинающийся в Украине, требует теоретического переосмысления многих аспектов государственного регулирования ее социального развития, в частности – вопросов, связанных с применением налоговых рычагов в формировании конкурентных преимуществ отечественной экономики.

1.2.Рассмотрение отдельных положений Концепции реформирования

налоговой системы Украины.

Целью этого подраздела является анализ отдельных положений Концепции и разработка на этой основе конкретных предложений по усилению регулятивного влияния налоговой политики государства на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Разработка налоговой политики, направленной на решение задач повышения конкурентоспособности как отечественных субъектов хозяйственной деятельности, так и национальной экономики в целом, должна базироваться на исследованиях, связанных с выяснением вопроса, на какой именно стадии конкурентоспособности находится экономика нашей страны. Как известно из экономической теории, существуют четыре стадии конкурентных преимуществ национальной экономики, соответствующие основным движущим силам, определяющим её развитие в отдельные периоды: факторы производства, инвестиции, нововведения и богатство. Согласно такому подходу осуществляют классификацию стран по уровню конкурентоспособности их экономик в мировом хозяйстве.

Украина находится на первой из этих стадий, на которой предприятия достигают преимуществ в конкурентной борьбе исключительно благодаря основным факторам производства: природным ресурсам и/или избыточной и дешевой рабочей силе.

Вторая стадия характеризуется готовностью и способностью субъектов хозяйствования к инвестированию. Украина демонстрирует готовность идти по такому пути, но пока заметных успехов добиться не удалось.

Особенность третьей стадии заключаются в том, что национальные предприятия не только применяют и совершенствуют существующую технику и технологию, но и создают новые. Украина по некоторым параметрам находится на третьей стадии, в силу чего вероятным и имеющим существенные преимущества является переход отечественной экономики к третьей стадии конкурентоспособности наряду с максимальным использованием конкурентных преимуществ её первой стадии, что и должно обуславливать выбор приоритетных направлений и методов государственного регулирования процесса повышения конкурентоспособности национальной экономики, среди которых одним из наиболее влиятельных является налоговая политика.

Влияние налогообложения на конкурентоспособность украинской экономики является многоаспектным. Прежде всего, налоги влияют на уровень цен. Это касается как косвенных налогов,так и обязательных платежей. В частности, в соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий»,это сумма внесенных (начисленных) налогов и сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения», за исключением налога на прибыль предприятий, налога на недвижимость, стоимости торговых патентов, а также НДС, включенного в цену товаров (работ, услуг), приобретаемых налогоплательщиком для производственного и непроизводственного использования, налогов на доходы физических лиц, отчисляемых за счет сумм их выплат согласно Закону Украины «О налоге с доходов физических лиц».

В контексте проблем, связанных с формированием конкурентных преимуществ национальной экономики, где важным фактором конкурентоспособности остается ценовой, принципиальное значение приобретает налоговая политика государства в отношении общего уровня налогового давления. В Украине этот показатель в 2005 году повысился до 36,6%,а к концу 2006 года – до 40%.

Учитывая такую тенденцию, Правительство Украины приняло решение о существенном снижении налоговой нагрузки на отечественную экономику и пересмотре соотношения действующих налоговых регуляторов. Согласно Концепции, реализация этого направления до 2015 года будет связана с поэтапным уменьшением ставок налога на прибыль предприятий (с 25% до 20%), НДС и социальных взносов.

Не менее важна для обеспечения конкурентоспособности на национальном уровне структура налоговой нагрузки. Система налогообложения, в которой акцент делается на налоги с юридических лиц, сдерживает предпринимательскую активность и ограничивает возможности отечественных товаропроизводителей в части повышения их конкурентоспособности. В силу этого предусмотренное Концепцией перенесение налоговой нагрузки со сферы производства на сферу потребления можно было бы расценивать как положительный фактор национальной конкурентоспособности, но при тех обстоятельствах, которые сложились в Украине в сфере распределительных отношений, успешная реализация этого направления возможна только при условии роста реальных доходов населения и оптимизации структуры совокупного спроса.

Среди проблем, препятствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, одной из основных является недостаточное использования государством стимулирующей роли налогового регулирования научно-инновационной деятельности.

Концепцией предусмотрено введение конкретных налоговых механизмов стимулирования научно-технического прогресса, среди которых – применение принципа «ускоренная амортизация» к приоритетным инновационным технологиям; введение с 2007 года инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для отечественных субъектов хозяйствования: стимулирования инвестиционной деятельности путем введения инновационно-инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль предприятий для всех субъектов хозяйствования.

Несомненно, указанные методы налогового стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности в Украине являются важным шагом на пути создания условий для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

1.3. Обобщение о необходимости и роли реформирования налоговой системы.

    Сущность и место налогов и налогообложения в экономике.

    Принципы и механизмы налогообложения. Функции налогов.

    Налоги как средство государственного регулирования экономики.

    Проблемы собираемости налогов и льгот в налогообложении.

Сущность и место налогов и налогообложения в экономике

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке взимаются с юридических и физических лиц в доход государства. Они поступают в бюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправдано. Налоги – это экономическая база содержания государственного аппарата, непроизводственной сферы, армии.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных задач. С усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические экономические функции. B связи с этим способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались, становились разнообразными.

Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин и т.д.) образуют налоговую систему . В это понятие входит также свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структура и функции государственных налоговых органов.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. В налоговую систему включаются также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.

Налоги весьма разнообразны и по видам образуют довольно разветвленную систему. Налоги делятся на разнообразные группы:

    по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);

    по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

    по объектам налогообложения (налоги на услуги, товары, налоги на доходы, прибыль, на недвижимость и т.д.);

    по субъектам налогообложения (налоги с физических и юридических лиц);

    по целевому назначению налога (специальные, общие).

Рассмотрим налоги более детально. Так, прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом выступает доход (зарплата, процент, прибыль и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (дом, дача, земля, машина). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене тарифов на услуги или товаров. Косвенные налоги выступают в трех видах: «таможенные пошлины», «акцизы», фискальные (монопольные) налоги.

Таможенные пошлины - это косвенные налоги на экспортные, импортные и транзитные товары, которые уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции.

В тех случаях, когда государство хочет защитить своих предпринимателей от иностранной конкуренции, поддержать высокий уровень цен на их продукцию в своей стране, оно использует политику протекционизма. Она осуществляется с помощью протекционных, таможенных пошлин, защищающих внутренний рынок от проникновения импортных товаров.

Акцизами облагаются товары массового производства (табак, соль, сахар, спиртные напитки, спички и т.д.), а также различные коммунальные транспортные и др. услуги.

Фискальные (монопольные) налоги наполняют бюджеты за счет косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством.

Налоговая система страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Один из критериев - налоговая ставка . Анализ соответствующих налогов основан на понятиях средней и предельной налоговой ставки. Средняя ставка определяется как отношение суммы налогов к величине доходов, т.е. она равна Т/У, где Т - налоговая сумма, а У - доход.

В зависимости от ставки различают налоги : с твердой ставкой , пропорциональные , прогрессивные и регрессивные . Твердые ставки определяются в абсолютных величинах на единицу обложения (на тонну нефти, газа и т. д.) и не зависят от размеров доходов.

Пропорциональные налоги отличаются тем, что их средняя и предельная налоговые ставки остаются постоянными при изменении дохода. Влияние пропорциональных налогов на доход изображен на рисунке 46.

Рисунок 46.

Пропорциональные налоги

Доход до уплаты налогов

Налоги являются прогрессивными , если при возрастании дохода увеличиваются средняя и предельная ставка налогов. Зависимость между средней и предельной ставками прямая: рост предельной ставки приводит к увеличению средней и наоборот.

При прогрессивном налогообложении устанавливается необлагаемый минимум (черта освобождения от налогов). Это тот доход, с которого налоги не взимаются. По мере превышения доходом этой черты (У 1) средняя и предельная ставки возрастают.

Следовательно, в виде налогов взимается не только все большая абсолютная сумма дохода, но и растет его доля, выплачиваемая в виде налогов.

Прогрессивное налогообложение дает возможность сделать распределение доходов между разными слоями населения более равномерным, так как большая часть налогового бремени ложится на богатых. Регрессивное налогообложение , наоборот, усиливает дифференциацию населения, ибо его бедные слои отдают большую долю своего дохода в виде налогов, чем богатые.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Налоги и их роль в развитии экономики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В статье автор указывает на необходимость постоянного корректирования налоговой политики с целью определения оптимального баланса между стимулированием, сдерживанием и контролем экономической деятельности с целью обеспечения сбалансированного развития всех отраслей экономики.

Одним из государственных инструментов стимулирования экономического роста являются налоги. Одной из целей государства является экономический рост. Экономический рост предполагает рост экономического потенциала национальной экономики, рост национального продукта на душу населения, а следовательно, достижение высокого уровня жизни населения.

Казалось бы, налоги только уменьшают прибыль предприятий и физических лиц и должны восприниматься негативно. Но существуют два инструмента: ставки и льготы, – которые могут весьма эффективно стимулировать экономический рост за счет стимулирования развития рыночных отношений. В условиях рыночной экономики вопросы повышения эффективности налоговой системы имеют особое значение, и в этой связи возрастает роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности, являющихся предпосылками экономического роста в стране.

Если налоговая политика будет иметь перманентный характер, то рано или поздно произойдет перегрев экономики, чрезмерно возрастет нелегальный бизнес или появятся диспропорции между отдельными секторами экономики.

Понятие и сущность налогов

Налог – это обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они не включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг и не включают обязательные отчисления на социальные нужды, штрафы и пени.

Согласно Налоговому Кодексу РФ "налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований".

Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор, уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, – принадлежит властное полномочие, а другой, налогоплательщику, – обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Налоги – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налогообложение – это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти налогов с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения налоговой политики.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается в задачах, которые решают налоги.

Основной задачей налогов выступает формирование денежных доходов государства на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей, для покрытия расходов на образование, детские дома, на здравоохранение, строительство государственных сооружений, дорог, защиту окружающей среды. Другая задача налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, поощряя, ограничивая или контролируя различные процессы.

Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов, величина налоговых ставок устанавливается обычно в законодательном порядке.

Налоговая система – это целостное экономическое состоящее из отдельных частей, объединенных общими задачами и находящихся в определенной связи между собой.

Налоговая система ­ это совокупность существующих в данный момент налогов, пошлин и сборов, взимаемых государством в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия (изменения, отмена и т.п.) и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система РФ представляет собой, во-первых, совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны, и, во-вторых, совокупность органов государственного управления, призванных во взаимодействии на законодательной основе обеспечивать организацию и контроль налоговых поступлений в бюджетную систему.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

– виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

– основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– правила установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;

– права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

– формы и методы налогового контроля;

– ответственность за совершение налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Сущность налоговой системы проявляется в следующем:

1) постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства;

2) стремление к построению налоговой системы на базе общепринятых принципов экономической теории.

Структура налоговой системы – это соотношение отдельных налогов, формирующих систему налогов и являющихся доходной частью бюджетов различных уровней.

При формировании налоговой системы исходят из ряда принципов:

1.Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2.Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.

3.Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.

4.Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.

5.Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.

6.Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.

7.Система налогообложения должна быть комплексной при умелом сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить много маленьких налогов, чем один большой.

8.Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.

Виды налогов

Налоги и сборы классифицируются по многим признакам. Формирование налоговых доходов государства имеет многоуровневый характер. В Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, субъектов Российской Федерации (региональные) и местные.

Рис. 1. Система налогов Российской федерации

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогам относятся:

– налог на прибыль организаций;

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы;

– единый социальный налог;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– водный налог;

– государственная пошлина;

– налог на доходы физических лиц.

Региональные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

– налог на имущество организаций;

– налог на игорный бизнес;

– транспортный налог.

Местные налоги – это налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К местным налогам относятся:

– земельный налог;

– налог на имущество физических лиц.

Также наиболее распространено деление налогов на следующие группы:

– по объекту обложения – прямые и косвенные;

– по порядку использования – общие и специальные.

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли и др.) или со стоимости имущества (земли, дома, оборудования и т.д.) налогоплательщика.

По сравнению с косвенными налогами эта форма обложения более прогрессивная, так как учитывает доходность плательщика, его семейное положение. Здесь налог взимается на стадии получения дохода. Кроме того, при прямом обложении налогоплательщик точно знает сумму своего налога. Ставки прямых налогов могут быть прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальные налоги – это налоги, взимаемые с отдельных видов имущества на основе кадастра (специального реестра), учитывающего среднюю, а не действительную доходность плательщика. Личные налоги – это налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемых у источника дохода или по декларации. При личном обложении в отличие от реального объекты учитываются индивидуально для каждого плательщика, во внимание принимается и его финансовое положение (например, состав семьи, задолженность и т.п.).

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

В отличие от прямых косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Объектом обложения здесь служат товары, как правило, личного потребления. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

Плательщиком косвенного налога выступает покупатель-потребитель. Собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является в действительности только сборщиком налога. Косвенные налоги могут быть двух видов: акцизы и таможенные пошлины.

Акциз – косвенный налог на товары и услуги. По способу взимания акцизы подразделяются на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы взимаются с отдельных товаров по твердым ставкам с единицы товара. Универсальный акциз – это налог с оборота, который взимается со стоимости товара внутреннего производства, а также с денежного оборота оказываемых услуг.

Таможенные пошлины – косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги.

Таким образом, разница между прямым и косвенным налогообложением заключается в следующем:

– прямое налогообложение – непосредственное налогообложение физических и юридических лиц, являющихся налогоплательщиками.

– косвенное налогообложение – налогообложение, бремя которого несут лица и организации, непосредственно не уплачивающие налоги.

Таким образом, представляется, что между двумя этими видами налогообложения должен существовать определенный баланс. И задачей государства при проведении налоговой политики является именно поддержание баланса за счет того, что прямое налогообложение используется для уравнительных целей, тогда как косвенное налогообложение используется для эффективного получения поступлений в бюджет.

Общие налоги обезличены и поступают в единую кассу государства.

Специальные (целевые) налоги используются для строго определенных функций.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги. Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых ставок.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные.

Пропорциональный налог – это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины. Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.

Также выделяют количественные, закрепленные, регулирующие и регулярные налоги.

Количественные (долевые) налоги исходят из возможности налогоплательщика заплатить налог, так как непосредственно или косвенно учитывают доходы плательщика.

Закрепленные налоги – налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, таможенные пошлины служат источником федерального бюджета РФ.

Регулирующие налоги – налоги, которые ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. К таким налогам относятся, на пример, акцизы. Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год.

Регулярные (систематические) налоги взимаются с установленной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход.

Роль налоговой политики в регулировании экономики

Налоговая политика – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка налоговой политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Налоговая политика находит свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Тем не менее, мировой практикой выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы, выявлены негативные последствия введения определенных налогов, систем налогообложения.

Мировой практикой доказано, что:

– налоговая система должна быть открытой; увеличение числа налогов, объектов обложения приводит к повышению расходов по сбору налогов, к росту недоимок и штрафов;

– основой налоговой базы должны выступать прямые налоги;

– превалирование косвенной системы налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения с низким уровнем доходов, что предопределяется относительно одинаковым уровнем потребления при разных уровнях доходов;

– косвенные налоги целесообразно вводить для ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы роскоши;

– высокие налоги приводят к утечке капитала из страны;

– в кризисные для экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.

Результатом реализации налоговой политики является возможность использования правительством приемов налогового регулирования. Налоговое регулирование – меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения:

– вида налогов;

– налоговых ставок;

– установления налоговых льгот, т.е. частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов;

– понижения или повышения общего уровня налогообложения;

– отчислений в бюджет.

При этом следует отметить, что налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам.

Налоговое регулирование является основой для государственного управления рынком. Государственное управление рынком – это регулирующее воздействие государства на рынок и рыночные отношения, осуществляемое с помощью системы налогов и ограничений. При этом выделяется три основных направления воздействия государства на рынок и рыночные отношения:

– стимулирование с целью повышения предпринимательской активности в период спада экономики или при наличии возможности экономического роста;

– сдерживание темпов экономического развития с целью предотвращения "перегрева" экономики;

– контролирование развития отдельных отраслей экономики и/или крупных предприятий с целью изменения структурных пропорций экономики, ликвидации диспропорций в экономическом развитии и развития всех секторов экономики.

Регулирующая роль налоговой политики проявляется через функции налогов. Выделяют следующие функции налогов: фискальную, распределительную, регулирующую, контрольную, воспроизводственную, поощрительную.

Фискальная функция позволяет реализовать главную цель налогообложения – изъять средства налогоплательщиков в централизованные финансовые фонды государства. Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства в объемах, необходимых для исполнения бюджета.

Распределительная функция, которую иногда называют социальной, состоит в перераспределении доходов, получаемых различными слоями населения. Выполнять такую функцию позволяют акцизы на отдельные виды товаров, механизм прогрессивного налогообложения и др.

Сущность регулирующей функции состоит в том, что с помощью налогов государство регулирует экономику. Это достигается использованием дифференцированных налоговых ставок, льгот, преференций, штрафов, позволяющих влиять на развитие различных отраслей, производств, видов предпринимательской деятельности.

Контрольная функция означает, что посредством налогов государственные органы имеют возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность юридических и физических лиц, их источники доходов и направления расходования средств, а также обеспечивает правильное и своевременное осуществление налоговых платежей. Если увеличивать налоги на сверхприбыль, то контролируется движение цен на товары и услуги. С ростом налогов доходы в казну уменьшатся, т.к. часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Воспроизводственная функция позволяет формировать целевые бюджетные фонды для воспроизводства природных ресурсов и развития определенных сфер национальной экономики. Эту функцию несут в себе налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и др.

Поощрительная функция налогов имеет социальную направленность и предусматривает использование особого порядка налогообложения определенных категорий граждан, имеющих заслуги перед обществом. Льготы поощряют развитие того, за что они даются, например, если не облагать часть прибыли на развитие новой техники, то поощряется технический прогресс, на благотворительность- решаются социальные проблемы.

В системе налогообложения существуют разнообразные льготы, например, освобождение от налога на ряд лет, снижение ставок налогов, вычитание из налогооблагаемой базы расходов, в которых заинтересовано государство, установление скидок при образовании разных фондов, возврат ранее уплаченных налогов, налоговый кредит или отсрочка платежей налогов, необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из обложения, освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков и др.

Совершенство налоговой системы зависит от эластичности спроса и предложения на товар или услугу. Продавцы перекладывают уплату налогов на покупателей, когда спрос неэластичен. Если неэластично предложение, то налоги перекладываются на продавцов.

Когда размеры налогов разумны, известно их назначение, от их уплаты, как правило, не уклоняются. Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимается налог; повышение налоговых ставок. Ставки налогов должны быть столь высокими, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низкими, чтобы стимулировать вложения капитала, обеспечивать развитие производства.

Рассматривая налоговую политику РФ на современном этапе развития экономики страны, следует отметить, что в настоящее время все краткосрочные меры, предпринимаемые правительством РФ, направлены на борьбу и ликвидацию последствий мирового финансового кризиса. В то же время правительство не меняет стратегический курс налоговой политики, который направлен на повышение темпов экономического роста, снижению диспропорций в различных отраслях экономики, повышение материального благосостояния граждан и повышение роли местных и региональных бюджетов. Цели дальнейшего развития налоговой политики в нашей стране ориентируются, прежде всего, на повышение роли малого и среднего предпринимательства в экономике страны, развитии всех секторов экономики и стимулировании развития наукоемких технологий в противовес добывающей промышленности.

Роль налогов в регулировании темпов экономического роста

Центральной проблемой для экономики России является увеличение темпов экономического роста, которые зависят в основном от инвестиций. Внутренние инвестиции могут стимулироваться различными способами, в том числе посредством реформирования налоговой системы. От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе. Таким образом, налоговая система играет важную роль в развитии экономической системы.

Приоритеты развития налоговой системы страны меняются, в ходе реформирования уточняются методы достижения конечных целей. Поэтому в принятые главы кодекса ежегодно вносятся многочисленные поправки, носящие принципиальный характер.

В отличие от многих зарубежных стран, в которых проводилось реформирование налогового законодательства и публиковались соответствующие научные исследования по проблеме налогового стимулирования инвестиций, опубликованных отечественных исследований по указанной тематике в России практически нет. Принимая во внимание практическое отсутствие опубликованных отечественных исследований по указанной проблеме, возникает необходимость в оценке масштабных налоговых изменений, осуществленных в Российской Федерации с точки зрения их влияния на стимулирование инвестиций. При этом важно ответить на вопрос: как и в какой мере изменение налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос?

Совершенствование системы налогообложения предпринимательской деятельности в Российской Федерации является чрезвычайно актуальным. Для развития предпринимательства необходимо наличие научно обоснованного, хорошо отработанного механизма налогообложения. В этих условиях крайне важное значение приобретают совершенствование и применение новых систем налогообложения, критическое обобщение отечественного и зарубежного опыта, объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, совершенствование практики налогового контроля. Важное значение в развитии экономики России и стимулировании инвестиционной активности имеет малое предпринимательство, поскольку именно малые предприятия оказывают существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников и т.д.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг, занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Анализируя отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования, большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

С начала перехода России к рыночной экономике начинается многоэтапный процесс развития налогообложения, в частности налогообложения индивидуального предпринимательства. Поддержка государством индивидуальной предпринимательской деятельности эффективно воздействуют на рост доходов осуществляющих ее граждан и, как следствие, на рост поступлений налогов от них в бюджет. Важную роль в налогообложении предпринимательской деятельности играет налог на прибыль, и поэтому для определения основных направлений совершенствования механизма налогообложения предпринимательской деятельности необходимо изучение основных путей оптимизации налогообложения прибыли.

Перспективное развитие налоговой системы Российской Федерации связывается с оптимизацией налога на прибыль.

Традиционно рычагами налогового регулирования считаются два основных инструмента налоговой системы: ставки и льготы. Первым рычагом налогового регулирования государство воспользовалось в достаточной степени, уменьшив в 2002 году ставку по налогу на прибыль с 35 до 24%. Ставка налога на прибыль в 24% создала потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия, но стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике. Резкое снижение ставки было призвано разово стимулировать перераспределение доходов между теневым и легальным сектором экономики.

С 1 января 2009 года Правительство РФ снизила ставку налога на прибыль еще на 4%. Теперь налоговая ставка устанавливается в размере 20%. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. При этом произошло снижение доли, уплачиваемой в федеральный бюджет на 4,5%, и увеличение доли, уплачиваемой в бюджеты субъектов РФ на 0,5%.

Другим рычагом налогового регулирования является льгота. Основными характеристиками новой налоговой системы должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.

Однако нельзя абсолютизировать положение об отмене льгот. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства. Ликвидировав практически все льготы по налогу на прибыль, государство лишило себя одного из двух налоговых рычагов.

Одной из основных проблем современной российской экономики является низкий уровень ее технического вооружения, изношенность парка оборудования и, как следствие, низкая производительность экономики в целом. В связи с этим одна из основных задач экономической политики Правительства РФ на данном этапе – стимулирование роста инвестиционной активности. Следовательно, важнейшая задача налоговой реформы – налоговое стимулирование расширенного воспроизводства и модернизации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно добиться за счет системы инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налоговых механизмов целесообразно дополнить налог на прибыль инвестиционными льготами прямого действия.

Для нашей же страны более актуален вариант льготы, стимулирующей не только расширение исследовательских программ, но и в главной степени поощряющей начало инновационной деятельности. Скидка из налогооблагаемой базы в виде некоторого процента от прироста расходов на НИОКР может быть дополнительной льготой, стимулирующей расширение НИОКР, но вариант основной инновационной льготы должен быть следующий: вычет расходов на НИОКР в полном объеме из доходов в первый год их проведения; в последующие периоды меньше.

Итак, если на данном этапе необходимо увеличивать инвестиции в экономику и с помощью налоговых методов в виде инвестиционной льготы имеется возможность оказания влияния на увеличение инвестиций, то инвестиционная льгота должна предусматриваться в законодательстве о налоге на прибыль. Однако было бы неправильно вести речь только о восстановлении инвестиционной льготы: в российском законодательстве о налогообложении прибыли должна существовать развернутая система льгот, так как именно она дает государству возможность целеустремленно влиять на предпринимательскую деятельность.

Учитывая значение, которое на данном этапе придается сфере науки, представляется целесообразным дополнить законодательство по налогу на прибыль также льготами инновационного характера. Противопоставляемая налоговым льготам политика общего снижения ставки налога на прибыль при всей ее значимости все же является менее эффективным рычагом регулирования. Введение в налоговое законодательство льгот необходимо осуществлять по нарастающей для усиления стимулирующего эффекта. Возможность уклонения от налогообложения прибыли с помощью льгот должна быть сведена к минимуму путем их качественной регламентации и действенного контроля со стороны налоговых органов.

Таким образом, для обеспечения регулирующего влияния государства на экономику через налоговую политику по налогу на прибыль должны быть восстановлены льготы на постоянной основе. Льготы должны быть нейтральны по отношению к сферам приложения капитала, видам экономической деятельности, категориям налогоплательщиков. Льготы должны быть направлены на стимулирование начальных этапов воспроизводственного процесса – от капитальных вложений в фундаментальные исследования до инвестиций в действующее производство.

Выводы

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на экономику страны. Налоги играют важную роль в развитии экономики, что проявляется, в первую очередь, через функции налогов. Возможность посредством налоговой политики стимулировать, сдерживать и контролировать развитие экономики является отличительной чертой налогов на современном этапе экономического развития.

Ключевым звеном механизма поддержки и развития экономики является налоговая система. В настоящее время необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку российских предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так и собственный российский исторический опыт. Задачей такой программы является повышение стимулирования предприятий к применению инноваций, которые служат отправной точкой для повышения эффективности работы предприятия. Повышая эффективность, предприятие увеличивает свои объемы прибыли, следовательно, увеличивается объем налогов, уплачиваемых в бюджет.

Государственная поддержка развития экономики через прямое инвестирование невозможна или, во всяком случае, крайне ограничена из-за нынешнего финансового положения страны. Льготные ссуды и кредиты получить практически невозможно, коммерческие банки, соблюдая свои финансовые интересы, предпочитают не рисковать без достаточных гарантий. В такой ситуации естественно возможно представляется путь стимулирования через налоговую систему. Это основной и к тому же наиболее часто применяемый в развитых государствах метод.

Использование эффективной налоговой системы позволит отечественной экономике перейти на новый этап развития. Создание такой системы является одной из стратегических задач, стоящих перед налоговой политикой нашей страны.

Налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы невозможно обеспечение финансовой базы экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого бизнеса. В этом залог успешного создания фундамента экономического роста.

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Налоговый Кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 305-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

3. Алиев Б.Х. Теория и история налогообложения. – СПб: Питер, 2006.

4. Барда В.С. Налоги в условиях экономической интеграции. – М.: КноРус, 2007.

5. Бюджетная система Российской Федерации. / Под. ред. М.В.Романовского. – М.: Вильямс, 2008.

6. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2008.

7. Дж.Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Дело, 2007.

8. Дятлов А.Н., Плотников М.В. Общий менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб: Питер, 2009.

10. Ильин А. И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2007.

11. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 2005.

12. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. – М.: Дело, 2008.

13. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

14. Попова Л.В. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: ДИС, 2008.

15. Развитие корпораций в экономике России / В.А. Динес, В.М. Ларин, С.А. Шувалов, С.А. Жданов / Под ред. В.М. Ларина. – Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2005.

16. Скрипниченко В.С. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт, 2008.

17. Соколов А.А. Теория налогов. – М.: Инфра-М, 2008.

18. Ялбулганов А.А. Налоги и сборы России в вопросах и ответах. – М.: Инфра-М, 2008.

19. Шаталов С.Д. Налоговая реформа – важный фактор экономического роста // Финансы. – 2005. – № 2.– С. 44-49.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Налогообложение основывается на социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

6. Классифицирующие признаки и соответствующие им классификации налогов

1. Классификация по способу взимания , разделяющая налоги на прямые и косвенные, - это наиболее известная и исторически традиционная классификация налогов.

2. Классификация налогов по объекту обложения - классификация, согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

3. Классификация налогов по субъекту обложения , где различают налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные, является также достаточно распространенной.

4. Классификация налогов по способу обложения . Разграничение налогов в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по кадастру».

5. Классификация по применяемой ставке , подразделяет налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и твердые.

6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые.

7. Классификация налогов по срокам уплаты : различают налоги срочные и периодические.

8. Классификация по источнику уплаты из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус - на ней построена вся последовательность изложения НК.

7. Классификация налогов по уровню государственного регулирования 8. Специальные налоговые режимы

    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

Организации и индивидуальные предприниматели вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.Освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

    Упрощенная система налогообложения –УСН

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление, не превысили 45 млн. рублей. Налоговые ставки В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.

    Единый налог на вмененный доход – ЕНВД

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе - единый налог) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов , городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга оказания бытовых услуг оказания ветеринарных услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках

    Страховые взносы

ПФ – 22 %

ФСС 2,9%

ФОМС 5,1%

Всего 30%

    Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

Налоговая обязанность по смыслу НК представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований. Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. В подпункте 1 п.3 ст.44 сказано, что налоговая обязанность прекращается уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, то есть, предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии.

Второе основание, которое прекращает налоговую обязанность, это возникновение обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности. В качестве примера такого обстоятельства можно назвать процедуру банкротства.

Третье основание – это смерть налогоплательщика либо признание его умершим в порядке гражданского законодательства.

Четвертое основание – это ликвидация организации налогоплательщика.

    Исполнение налоговой обязанности

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Взыскание налога в судебном порядке производится:

1) с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей;

2) в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев.