Нужно ли валютное регулирование? Основные органы валютного регулирования в рф.

Инструмент валютной регулировки - это направление денежной политики любого государства. Определений данному действу можно подобрать немало, но все это - валютный контроль. Главная его цель - надзор за четким соблюдением государственными исполнительными органами требований в области внешнеэкономических и денежных операций. Основной орган валютного регулирования в РФ - Центробанк.

Проведение надзора

Он осуществляется:

1. За расчетами в денежном выражении и иными действиями, совершаемыми с платежными единицами других государств, производимыми на территории РФ.

2. За передвижениями дензнаков через государственную границу РФ.

3. За исполнением обязательств (выраженных в денежном эквиваленте) перед Россией и ее резидентами.

Глава 4 ФЗ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (Закон о валютном регулировании в РФ, з-н № 173) дает четкое определение валютного контроля и органов, осуществляющих его в России, очерчивает рамки их компетенции при реализации возложенных на них задач и функций, решает некоторые другие вопросы валютного регулирования.

Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля

Ст. 122 закона №173 закрепляет следующих лиц, на которые возложена функция валютного контроля:

1. Правительство России.

2. Органы ВК.

3. Агенты ВК.

Органами, осуществляющими подобный контроль согласно п. 2, являются:

1. Центробанк РФ.

2. Исполнительные органы с надлежащими полномочиями, данные им Правительством РФ.

Агенты, осуществляющие валютный контроль согласно п.3, это следующие юридические лица:

1. Банки с соответствующими полномочиями.

2. Участники - профессиональные юридические лица рынка ценных бумаг без статуса банка.

3. Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ).

Какие операции классифицируют как валютные

Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.

В их числе:

1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.

2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).

3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.

4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.

5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.

6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.

Центробанк

Это орган, осуществляющий валютный контроль. Уполномочен Правительством РФ выполнять функции денежного регулятора России. Данная обязанность закреплена за ним на самом высоком уровне. Правовое регулирование валютного контроля в РФ обусловлено законом №173 и ст. 54 закона «о Центробанке РФ» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.

Он является основным органом валютного регулирования в РФ, осуществляет надзор за денежными потоками. Особенно контроль касается обращения дензнаков иностранных государств.

Полномочия Центробанка следующие:

1. Регламентирует выполнение валютных денежных операций между банками.

2. Составляет обязательные к исполнению требования к приходным документам при покупке дензнаков иностранных государств кредитными организациями.

3. Регламентирует действия нерезидентов по открытию счетов.

4. Осуществляет смежные функции в целях полного контроля за перемещением валюты.

5. Вводит ограничения по переводам иностранных денежных средств, в том числе по сумме.

Реализация валютного надзора

Органы, занимающиеся надзором, указаны в п. 2 ст. 22 закона №173, который обеспечивает правовое регулирование валютной деятельности в РФ. Основные - это уполномоченные правительством исполнительные структуры. Такое обтекаемое значение позволяет сделать вывод о том, что список может быть достаточно большим. Правительство своим решением может наделить функциями ВК разные органы и лица, в зависимости от операций, которые нужно совершить.

До февраля 2016 года эти обязанности были возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Однако она была упразднена, и ее функции перераспределились между двумя структурами. Сегодня органами валютного регулирования в РФ являются:

1. Налоговая служба.

2. Таможенная служба.

Налоговая служба РФ (ФНС)

Положение о данном органе государственной власти утверждено Постановлением от 30 сентября 2004 №506. В нем закреплены полномочия по исполнению ВК. Служба может отслеживать часть операций с валютными денежными средствами, которые относятся к ее компетенции.

ФНС как орган валютного регулирования в РФ контролирует:

1. Соблюдение юридическими и физическими лицами требований валютного законодательства независимо от того, является ли объект резидентом или нет. Сфера налогообложения ограничивает в таких случаях полномочия ФНС.

2. Соответствие разрешительных документов и лицензий проводимым гражданами и юридическими лицами валютным операциям.

3. Уведомление органов ФНС об открытии/ закрытии счетов в зарубежных банках. Далее следит за предшествующими их закрытию операциями.

Надзор осуществляется именно в той части, которая возложена на нее законодательными актами, без затрагивания сфер, которые отнесены к компетенции других органов контроля. Например, все операции по передвижению валюты входят в ведение таможенных органов РФ. Они также входят в общую надзорную систему.

Таможенная служба РФ (ФТС)

Это один из государственных органов валютного регулирования в РФ, уполномоченный осуществлять ВК, в соответствии с возложенными на него функциями. Все его полномочия закреплены в постановлении от 16 сентября 2013 № 809, которым и утвердилось положение о ФТС.

Функции Таможенной службы:

1. Контроль над всеми валютными операциями по перемещению продукции через границы Единого экономического союза.

2. Контроль за операциями, сопровождающими ввоз товаров и транспорта на территорию РФ.

3. Надзор за экспортом с территории России.

4. Соответствие выданных лицензий и разрешений всем перечисленным операциям, сопровождающимся пересечением государственной границы.

Агенты, осуществляющие валютный контроль

Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:

1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.

2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.

3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.

К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица - участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».

В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:

1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.

2. Депозитарная.

3. Управление ценными бумагами.

4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).

5. Брокерскую.

Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» - это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».

Валютное регулирование в РФ

Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое - «валютный контроль». Второе - близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль - это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.

Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:

1. Центробанк России.

2. Правительство России.

Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:

1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.

2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.

Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.

Права и обязанности

Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:

1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами - участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.

2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.

3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.

Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:

1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.

2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.

Обязанности агентов ВК

Эти структуры призваны:

1. Осуществлять надзорные действия за всеми участниками валютного законодательства.

2. Предоставлять информацию об их участии в валютных операциях на территории РФ и за ее пределами в органы ВК.

Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия

Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что все части отраслевой системы можно разбить на отдельные структуры. Это организации, осуществляющие валютный контроль, агенты, которые занимаются той же деятельностью, органы денежного регулирования операций со всеми перемещениями денежной валютной массы. У каждого из этих элементов свои полномочия и четко ограниченная компетенция. Но они входят в одну общую систему валютного контроля РФ. Повторим, главными органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Основное их отличие от остальных частей системы в том, что они могут издавать законодательные нормативные акты, обязательные к исполнению.

ФНС и ФТС имеют свои законодательно закрепленные полномочия. Согласно им, эти организации вправе не только издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять полный надзор за их надлежащим исполнением, если случаются нарушения валютного законодательства, имеют законное право применять к виновным физическим и юридическим лицам соответствующие меры ответственности согласно нормативно-правовой базе.

Агенты ВК, в отличие от вышеуказанных структур ВК, обладают не таким обширным объемом полномочий. Их деятельность направлена на сбор и передачу необходимой оперативной информации органам ВК, а также проведение контроля за ФНС - основными органами, главной деятельностью которых является осуществление валютного контроля в России. Но и это не все. На помощь вышеперечисленным органам приходят валютные агенты: банки, профессиональные юридические лица - участники рынка ценных бумаг, ВЭБ.

Теоретические основы. Сам термин "валютное регулирование" стал актуален для РФ в 1998 году, когда была отменена государственная валютная монополия. В этой связи все больше лиц, физических и юридических, начали сталкиваться в своей повседневной жизни с различными сторонами валютного законодательства. Согласно ему, а точнее ФЗ №173 от 10.12.2003г., под валютным регулированием понимается совокупность мероприятий, главной целью которых является установление норм

проведения валютных операций. К числу таких операций относят внешнеторговые, международное движение капитала и долговые отношения, операции с золотом и остальными валютными ценностями и другие. Необходимость законодательной основы этой категории объясняется тем, что валютное регулирование - это один из рычагов воздействия со стороны государства для достижения принципиально важных задач, а именно: поддержание сбалансированных денежных потоков внутри стран и за ее пределами, возможность эффективной работы банковской системы, защита отечественного рубля.

Органы валютного регулирования

В России есть два органа, осуществляющих валютное регулирование: Центральный Банк и Правительство РФ. Каждый из них действует в рамках исключительно своей юрисдикции. Однако меры, прописанные в законодательных актах для каждого органа, применимы и распространяются как на резидентов, так и на нерезидентов. Валютное регулирование ЦБ осуществляется посредством воздействия на валютный рынок и курс, этот процесс называется валютной интервенцией. Банк России, покупая или продавая иностранную валюту на главных валютных биржах, контролирует ее количество в обращении внутри страны, тем самым проводя валютную политику государства, направленную на укрепление отечественной валюты, либо, если это нужно, на ослабление позиций рубля относительно мировых валют. Непосредственно исполнителями выступают коммерческие банки. С помощью обменных пунктов осуществляются операции с иностранной валютой по купле-продаже банкнот. Надо сказать, что выдача лицензий КБ на осуществление операций, связанных с иностранной валютой, а также ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте - это исключительное право Центрального Банка.

Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

Валютное регулирование - это нетарифный способ государственного воздействия на участников ВЭД. Главная цель всех форм регулирования - это поддержание положительного сальдо торгового баланса. Протекционистская политика ставит следующие задачи:

  • либерализация деятельности частных фирм и предприятий в условиях мирового рынка;
  • создание условий для превращения рубля в конвертируемую валюту;
  • реализация единой валютной политики ;
  • поддержание отечественного рубля и внутреннего рынка и др.

Операции, которые регламентируются валютным регулированием в сфере ВЭД - это прежде всего текущие операции, как, например, перевод в РФ и из РФ иностранной вылюты для оплаты работ, товаров и услуг. К ним также относят предоставление или получение финансовых кредитов в иностранной валюте и т.д.

Поиск

Валютное регулирование

Современные методы и элементы воздействия на внешнюю торговлю, используемые всеми государствами, представлены взаимодополняющими и взаимосвязанными рычагами, в том числе нетарифными ограничениями, таможенно-тарифным регулированием, валютно-кредитными средствами, стимулированием экспорта и т.д.

Самой несовершенной составной в механизме до настоящего времени остаются средства валютного воздействия и регулирования внешней торговли. Законодательные акты и организационные меры, принятые в последние годы, в значительной мере улучшили основы валютного регулирования государством внешнеторговых операций. В числе важнейших законодательных актов следует отметить:

  • Указ Президента РФ «О либерализации ВЭД» от 15.11.1991;
  • Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9.10.1992; «Новая редакция 2004 г.»;
  • Инструкция ЦБ РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров»;
  • Письма ЦБ, Приказ ГТК «Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию РФ» от 14.11.1995;
  • Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7.07.1995; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Совокупность государственных мероприятий в сфере валютных, расчетных и кредитных отношений является валютной политикой. Валютная политика – составная часть (относительно самостоятельная) общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики России. Она направлена на решение главных задач страны:

  • поддержание равновесия платежного баланса;
  • сдерживание инфляции и безработицы;
  • обеспечение экономического роста страны.

В мировой практике сложились традиционные формы валютной политики. В России применяются следующие:

  • валютные ограничения;
  • регулирование режима валютного курса;
  • девизная политика в форме валютных интервенций;
  • управление золотовалютными резервами;
  • регулирование степени конвертируемости рубля.

Валютная политика оформляется валютным законодательством. Стратегическая валютная политика – совокупность мероприятий, направленных на:

  • укрепление валютно-финансового положения страны;
  • повышение ее платежеспособности и кредитоспособности;
  • приостановление бегства капитала за границу;
  • привлечение иностранного капитала;
  • противодействие «долларизации» экономики;
  • укрепление позиций российского рубля и переход к его конвертируемости.

Законодательством РФ оговорены:

  • принципы осуществления валютных операций;
  • полномочия и функции органов валютного регулирования;
  • права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
  • ответственность за нарушение валютного законодательства.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» определены понятия: валюта РФ и иностранная валюта; валютные ценности и т.д.

Важны понятия: мировая и национальная валютная система.

Мировая валютная система является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной международными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и международных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Национальная валютная система – это форма организации денежных отношений, которая охватывает не только внутреннее денежное обращение, но и сферу международных расчетов страны.

МВС включает в себя ряд элементов:

  • мировой денежный товар и международную ликвидность;
  • валютный курс;
  • валютные рынки;
  • международные валютно-финансовые организации;
  • международные договоренности.

Особое место в системе МВС и национальных системах занимает валютный курс. Курс рубля к иностранным валютам складывается на основе спроса и предложения на межбанковском рынке, при купле валюты коммерческими банками, на аукционах.

ЦБ РФ устанавливает предельную разницу курсов покупки и продажи валюты в коммерческих пунктах, а также пределы вывоза валюты за границу гражданами.

Одним из направлений по реализации валютной политики государства является создание Республиканского валютного фонда. В соответствии с Указом Президента РФ 1991 г. «О либерализации ВЭД» предприятия обязаны продавать государству 40% валютной выручки для формирования валютного резерва. Республиканский валютный фонд используется для:

  • погашения внешнего долга государства;
  • стабилизации курса рубля;
  • приобретения импорта первой необходимости.

После обязательной продажи 40%-й валютной выручки предприятия перечисляют средства в валютный фонд предприятия. Рублевый эквивалент инвалюты зачисляется на расчетный счет предприятия.

С июля 1992 г. норматив обязательной продажи валютной выручки составил 50% и обязательную продажу осуществляет не ЦБ России, а уполномоченные коммерческие банки. В последующие годы норматив изменялся, а в настоящее время отменена обязательная продажа части валютной выручки.

В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» российские коммерческие банки приобретают право совершать операции в инвалюте только после получения лицензии ЦБ РФ, отсюда их название «уполномоченные банки». Существует три вида таких лицензий на ведение валютных операций:

  • внутренняя;
  • внутренняя расширенная;
  • генеральная.

Внутренняя лицензия предусматривает самый ограниченный набор операций.

Расширенная лицензия (внутренняя с правом установления корреспондентских отношений с зарубежными банками) предусматривает право банка совершать все те же операции, что и внутренняя, и кроме того, устанавливать корреспондентские отношения с шестью иностранными банками с открытием счетов Ностро и Лоро.

Генеральная лицензия представляет наиболее широкий набор операций как в рублях, так и в инвалюте. Фактически это все банковские операции, разрешенные законодательством.

Расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ. Порядок приобретения и использования в РФ валюты России нерезидентами устанавливается ЦБ в соответствии с законодательством. Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ в порядке и на цели, определяемые ЦБ. Сделки купли-продажи инвалюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи. ЦБ может устанавливать предел отклонений курса покупки инвалюты от курса ее продажи и проводить операции по покупке и продаже валюты.

Валютные операции:

  • операции, связанные с переходом прав собственности на валютные ценности;
  • ввоз и вывоз из РФ валютных ценностей.

Курсы валют. Важным элементом валютной системы является валютный курс. Он необходим для:

  • взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов;
  • сравнения цен мировых и национальных рынков;
  • периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс – «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ, Евро). Внешне валютный курс представляется как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определяемый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимостной основы под влиянием ряда факторов:

  • темпов инфляции;
  • состояния платежного баланса, разницы процентных ставок в разных странах;
  • деятельности валютных рынков и спекулятивных валютных операций;
  • степени использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах;
  • степени доверия к валюте и др.

С 1990 г. в России установлен дифференцированный курс рубля: официальный, коммерческий, специальный, биржевой. Коммерческий курс использовался во внешней торговле при обязательной продаже государству экспортной выручки предприятия. Его уровень был в 3 раза ниже официального курса.

Биржевой курс рубля появился в апреле 1991 г., когда начала функционировать валютная биржа Госбанка СССР. В тот период биржевой курс превышал коммерческий в 16 – 20 раз.

В период либерализации ВЭД осуществлен переход к единому рыночному курсу рубля, и с июля 1992 г. вместо множе- ства курсов введен единый официальный курс рубля к доллару. Курс рубля к другим конвертируемым валютам устанавливается через кросс-курсы этих валют к доллару.

В мировой практике сложились два метода котировки иностранной валюты к национальной: прямая и косвенная. Наиболее распространена прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте. По отношению к некоторым иностранным валютам, в связи с их малым масштабом, за единицу принимаются 100 единиц или 1000 единиц.

При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта, курс которой выражается в определенном количестве иностранных денежных единиц. Косвенная котировка применяется в Великобритании, где эта традиция сложилась с тех пор, когда все валюты приравнивались к фунту стерлингов, на долю которого приходилось 80 % международных расчетов (1913 г.). С 1978 г. в США частично введена косвенная котировка относительно марки ФРГ, французского, швейцарского и бельгийского франков, итальянской лиры, японской иены, голландского гульдена. Для других валют в США сохранена прямая котировка.

В России принята прямая котировка. Различают курсы продавца и покупателя. Банки продают иностранную валюту дороже (курс продавца или курс продажи), чем покупают ее (курс покупателя или курс покупки). Разница между курсами продавца и покупателя – маржа – служит для покрытия расходов банка и страхования валютного риска.

Валютное регулирование и валютный контроль внешнеторговых операций

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование – регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Валютное регулирование осуществляется на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительных органов, косвенное – с использованием экономических, в частности валютно-кредитных методов воздействия на поведение агентов рынка.

В России сформирован институциональный аспект валютной системы и национальные органы управления и регулирования. Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство, Государственная Дума. Они принимают законодательные акты в области валютной политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по управлению и регулированию. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк России, который выдает валютные лицензии, осуществляет контроль за валютными операциями.

Банк России осуществляет валютное регулирование путем валютных интервенций на главных валютных биржах и с помощью различных нормативных документов. Валютное регулирование осуществляют также Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю и другие учреждения. Конкретные исполнители валютного регулирования – уполномоченные коммерческие банки, имеющие сеть обменных пунктов для осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты на рубли с гражданами.

Валютное законодательство России регулирует операции в национальной и иностранной валюте (куплю-продажу, ввоз и вывоз, право владения и т.д.). Валютное регулирование включает порядок проведения валютных операций, формирование валютных фондов, валютный контроль. Валютная система незавершенная, но она продвигается по пути вхождения в мировое сообщество. Валютный контроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при выполнении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие лицензий, разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств перед государством и продажи инвалюты на внутреннем валютном рынке;
  • проверка полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органы валютного контроля – ЦБ, Правительство, ФТС. Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, таможенные органы. Резиденты и нерезиденты обязаны:

1) вести учет и составлять отчетность по проводимым валютным операциям;

2) представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию по валютным операциям.

Функции и полномочия таможенных органов РФ при осуществлении валютного контроля определяются ФТС в пределах компетенции таможенных органов и оговорены в ТК.

Валютный контроль за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров

Либерализация внешнеторгового режима предусматривает самостоятельность действий субъектов рыночных отношений при государственном контроле за их поведением при осуществлении поставок на внешний рынок. Основной задачей контроля государства является прежде всего своевременный возврат валютной выручки в Россию. Законодательные и нормативные акты, положенные в основу действий Центрального банка и ГТК, приняты в основном в период 1991 – 1995 гг. Основными из них являются:

1. Закон РФ от 9.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле»; в настоящее время ФЗ 2004 г.

2. Указ Президента от 15.11.1991 «О либерализации ВЭД».

3. Закон РФ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

4. Инструкция ЦБ РФ от 12.10.1993 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» и др.

Законами определены принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, использования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Законами регламентированы общие понятия и правила: валютные ценности, валюта РФ и иностранная валюта, валютные операции, резиденты, нерезиденты, уполномоченные банки и т.д. В законодательных актах и инструкциях отражен порядок обязательной продажи предприятиями части валютной выручки и формирования валютного фонда РФ.

Принятие указанных документов явилось первым реальным шагом по пути создания механизма контроля за репатриацией (возврат на родину) валютной выручки предприятиями-экспортерами. Схема контроля сложна, так как должна связать в единую цепочку всех субъектов сделки: «экспортер – таможня – банк». Введена контрольная документация, которая дает возможность проследить прохождение товаров через границу, а затем поступление валютной выручки в Россию. Банки при этом выполняют роль агентов валютного контроля.

Экспортный контроль государства, кроме того, обеспечивает пресечение деятельности недобросовестных предприятий- экспортеров, торговая практика которых приводит к введению в странах-импортерах антидемпинговых или иных ограничительных мер в отношении российских товаров.

Порядок осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров оговорен Инструкцией ЦБ РФ от 12.10.1993 и ГТК РФ от 12.10.1993.

В соответствии с «Инструкцией …» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Выполнение указанного положения осуществляется системой мер, регламентирующих действия экспортеров, органов и агентов валютного контроля, а именно:

1. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется паспорт сделки (ПС), подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный счет в который должна поступать вся валютная выручка от импортера-нерезидента от экспорта товара по контракту.

2. С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за:

а) соответствие сведений условиям контракта;

б) зачисление выручки от экспорта на транзитный счет в Банк, куда представлен ПС.

3. С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на обслуживание (контроль за поступлением валютной выручки). Основанием для отказа в подписании ПС для Банка являются условия:

  • несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
  • несоответствие валютных операций контракта требованиям действующего законодательства РФ;
  • оформление ПС с нарушением требований;
  • наличие в контракте условий, являющихся основанием для зачисления валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту;
  • отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ.

Таможенное оформление экспортных товаров производится в следующем порядке:

1) до предоставления товаров таможенным органам экспортер получает ксерокопию ПС (оригинал хранится в Банке);

2) таможенные органы принимают товары к таможенному оформлению только при предъявлении, наряду с обязательными документами, ксерокопий ПС и ГТД;

3) таможенные органы сверяют соответствие всех данных в документах: ПС, ГТД и др., всех подписей, печатей;

4) при соответствии всех документов, лицо таможенного органа подписывает копию ПС, ГТД и ставит личную номерную печать;

5) копия ГТД с подписью и личной печатью должностного лица передается экспортеру; 6) экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров представляет в Банк копию ГТД;

7) ФТС на основании ГТД составляет учетную карточку (УК), которая является основанием для ожидаемого поступления валютной выручки;

8) банк в соответствии с разработанной системой прохождения документов осуществляет контроль за поступлением валютной выручки.

ФТС РФ как орган валютного контроля, а также иные таможенные органы при осуществлении им функций агентов валютного контроля имеют право:

  • не производить выпуск товаров в случаях предоставления ПС, оформленного с нарушением требований инструкции;
  • запрашивать у экспортеров и Банков документы и информацию об осуществлении ими валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу товаров;
  • выполнять другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством.

Соответствующие разделы инструкции предусматривают ответственность Банков, экспортеров за нарушение указанных в документе требований.

Валютный контроль при импорте товаров

Банком России и ГТК от 26.07.1995 утверждена Инструкция «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары». Выход Инструкции является логическим продолжением проводимой работы по созданию в стране комплексной системы валютного контроля.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт», по которым:

  • расчеты осуществляются в валютах иных, чем валюта РФ;
  • хотя бы часть платежей будет выполнятся в иностранной валюте;
  • независимо от даты заключения сделки, если таможенное оформление товаров осуществляется после 1 января 1996г.

Действие Инструкции не распространяется на сделки, по которым:

  • расчеты осуществляются в валюте РФ;
  • не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (так называемые «товарообменные», «бартерные» и др.);
  • таможенное оформление товаров на территории РФ по контракту завершено до 1 января 1996 г.;
  • импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием РФ;
  • осуществляется ввоз товаров из государств-участников СНГ.

С введением в действие инструкции по валютному контролю при экспорте и импорте расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов (по ввозу и вывозу товаров) осуществляются только через счета резидентов. Расчеты по сделкам, по которым оформлен ПС, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие ПС. Паспорт сделки – базовый документ валютного контроля, оформленный импортером (экспортером) в Банке и содержащий сведения о контракте по установленной форме.

Импортеры-резиденты, заключившие сделки и выполнившие перевод инвалюты из России за приобретенные товары, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна уплаченной сумме или возвратить средства (в течение 90 дней). При невыполнении указанных требований импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере перечисленной инвалюты. Штраф производится в рублях по курсу к иностранной валюте.

Кроме ПС по каждой импортной сделке оформляется «Досье по импортной сделке» и «Карточка платежа». Досье – это подборка документов по контролю за обоснованностью платежей в инвалюте за импортные товары. Досье формируется Банком. Карточка платежа – документ, фиксирующий движение денежных средств.

Основные положения инструкции, обеспечивающие валютный контроль при импорте товаров:

1) импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товаров, эквивалентных по стоимости уплаченным денежным средствам, или возврат средств при непоставке товара. Оплата производится только Банком импортера;

2) по каждому контракту оформляется ПС (только один) и подписывается уполномоченным Банком;

3) при предоставлении в Банк ПС импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за:

а) полное соответствие сведений в ПС и условий контракта;

б) поступление в РФ товаров в полном объеме и сроки, не превышающие 90 дней;

4) банк проверяет документы и подписывает ПС;

5) с подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и берет на себя обязательства по валютному контролю.

Большая роль в реализации функций валютного контроля принадлежит таможенным органам.

Таможенное оформление:

2. Банк после проверки всех документов исполняет оплату ввезенной партии товаров.

3. Между банками и ФТС установлена информационная связь.

4. По мере подписания ПС, но не реже одного раза в 10 календарных дней, Банк импортера направляет в ФТС электронные копии подписанных ПС.

Валютный контроль при бартерных сделках

После реализации двух важнейших направлений контроля экспортных и импортных торговых операций до конца 1996 г. оставались вне контроля внешнеторговые бартерные сделки. В период августа – ноября 1996 г. приняты важнейшие нормативные акты, регламентирующие это направление, а именно:

  • Указ Президента РФ от 18.01.1996 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»;
  • Приказ ГТК «Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговых бартерных сделок».

Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами. К бартерным не относятся сделки, в которых используются денежные средства. Бартерные сделки совершаются в письменной форме путем заключения двухстороннего договора мены. Договор должен отвечать требованиям:

  • иметь номер и дату заключения;
  • оформлен в виде одного документа;
  • в договоре должны быть определены:

    1) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара;

    2) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, услуг;

    3) порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

Российские лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные законодательством РФ, обеспечить ввоз на таможенную территорию эквивалентных по стоимости товаров с подтверждением факта ввоза документами. При изменении условий договора применением расчетов в денежных платежах российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и контроля.

Основные процедуры валютного контроля при бартерных сделках в основном соответствуют аналогичным положениям при экспортных и импортных торговых сделках, а именно:

  • бартерные сделки экспорта товаров могут осуществляться только после оформления паспорта бартерной сделки;
  • таможенное оформление товаров осуществляется только при предоставлении паспорта бартерной сделки;
  • контроль за исполнением условий бартерной сделки осуществляют таможенные органы.

Заключение. Таким образом, валютный контроль при экспорте, импорте, бартерных сделках обеспечивает соблюдение как законности, так и целесообразности операций . Валютный контроль является частью, видом финансового контроля.

Источник - Внешнеэкономическая деятельность: курс лекций / В.М. Безуглая. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008.- 80с.

Существует рыночное и государственное регулирование величины денежного курса.

Рыночное регулирование, основанное на конкурентной борьбе и действии законов цены, и еще спроса и предложения, исполняется стихийно.

Государственное регулирование ориентировано на преодоление неблагоприятных результатов рыночного регулирования денежных взаимоотношений и на достижение стабильного финансового подъема, баланса платежного равновесия, понижения подъема отсутствия работы и стагнации экономики в стране. Оно исполняется при помощи денежной политики - комплекса событий в области интернациональных денежных взаимоотношений, реализуемых согласно с текущими и стратегическими целями державы.

Составление денежной политики страны сильно зависит от установленного режима денежных курсов. Исходя из того, установлен в какой-нибудь стране режим зафиксированных либо плавающих курсов, используется всевозможный набор финансовых рычагов регенерации нарушенного баланса.

Юридически денежная политика оформляется денежным законодательством и денежными соглашениями меж странами. К мерам муниципального действия на значение денежного курса относятся:

  • денежные интервенции;
  • протекционистские меры.

Денежные интервенции - операции ЦБ на денежных рынках по купле-продаже государственной валютной единицы.

Задача денежных интервенций содержится в том, дабы удержать курс государственной валюты в конкретных пределах. Для того чтобы увеличить курс государственной валюты, ЦБ обязан сбывать заграничные валюты, скупая национальную. Этим убавляется спрос на зарубежную валюту, значит, возрастает курс государственной валюты. Дабы снизить курс государственной валюты, ЦБ сбывает национальную валюту, скупая заграничную.

Для интервенций, в большинстве случаев, применяются официальные денежные запасы, и перемена их значения сможет работать показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования денежных курсов. Официальные интервенции имеют все шансы проводиться различными способами - на биржах (на публике) либо на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров либо конкретно через операции с банками, на срок или же с немедленным исполнением.

Дисконтная политика - это перемена ЦБ учетной ставки, в т.ч. имея цель регулировки величины денежного курса методом действия на стоимость кредита на отечественном рынке и тем самым на интернациональное перемещение денег. В заключительные десятилетия ее значение для регулировки денежного курса равномерно убавляется.

Протекционистские меры - это меры, нацеленные на охрану своей экономики, при таком варианте государственной валюты. К ним относятся во-первых денежные лимитирования - законодательные или же административные воспрещения или же регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой или же иными денежными ценностями.

Возможно назвать последующие виды денежных ограничений :

  • денежная блокада;
  • запрет на свободную куплю-продажу заграничной валюты;
  • регулировка интернациональных платежей, перемещения капиталов, репатриации выгоды, перемещения золота и значимых бумаг;
  • сосредоточение в руках страны заграничной валюты и прочих денежных ценностей.

Страна довольно нередко манипулирует величиной денежного курса имея цель перемены критерий внешней торговли державы, используя эти способы денежного регулирования, как двойной валют, и .

Доктрина регулируемой валюты

Кейнсианская доктрина регулируемой валюты появилась под воздействием крупного финансового упадка 1929-1933 гг., когда появилась бедность идей неоклассической школы, выступавшей за вольную конкурентную борьбу и невмешательство страны в экономику. В противовес доктрины денежного курса, допускавшей вероятность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана доктрина регулируемой валюты, которая представлена 2-мя направлениями.

1-ое направление – доктрина подвижных паритетов или же маневрируемого стандарта, - создано И. Фишером и Дж. М. Кейнсом. Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность наличных средств методом лавирования золотым паритетом валюты. В отличие от Фишера Кейнс оберегал гибкие паритеты применительно к неразменным кредитным и бумажным наличным средствами, потому что считал золотой стереотип пережитком прошедшего. Кейнс советовал снижать курс государственной валюты в целях действия на стоимости, экспорт, создание и занятость в стране, для борьбы за внешние рынки.

2-ое направление – доктрина курсов баланса или же нейтральных курсов – заменяет паритет покупательной возможности понятием «равновесие курса». Учитывая мнение западных экономистов, нейтральным считается денежный курс, подходящий состоянию баланса государственной экономики. 

Доктрина основных валют

Исторической основой зарождения данной доктрины появилось изменение пропорции сил во всем мире в выгоду Соединенных Штатов на базе усиления неравномерности становления государств. Адепты доктрины основных валют – американские экономисты Дж. Вильямс, А. Хансен, английские экономисты Р. Хоутри, Ф. Грэхем и др.

Суть этой доктрины содержится в желании доказать:

Потребность и неизбежность дробления валют на основные (бакс и фунт стерлингов), твердые (валюты других государств «категории 10» – марка ФРГ, французский франк и др.) и мягкие, либо «экзотические», валюты, не играющие интенсивной роли в МЭО;

Лидирующую роль бакса в противовес золоту (по их оценке, бакс «не хуже, а гораздо лучше золота»);

Потребность ориентации денежной политики всех государств на бакс и помощи его как резервной валюты, в том числе и раз это противоречит их государственным интересам.

Упадок Бреттон-Вудской системы обнажил бедность утверждений о преимуществах бакса над иными валютами. Американская оказалась настолько же нестабильной, как и иные национальные неразменные кредитные средства.

Доктрина плавающих денежных курсов

Адепты данной доктрины – предпочтительно экономисты неоклассического (монетаристского) направления. Суть этой доктрины состоит в обосновании последующих положительных сторон режима плавающих денежных курсов в сравнении с зафиксированными:

  • Автоматическое выравнивание платежного баланса;
  • Независимый выбор способов государственной финансовой политики в отсутствии внешнего давления;
  • Сдерживание денежной спекуляции, поскольку при плавающих денежных курсах она приобретает характер забавы с никаким эффектом: одни утрачивают то, собственно выигрывают другие;
  • Стимулирование мировой торговли;

Рынок валют лучше, чем правительство описывает курсовое соответствие валют.

Учитывая мнение монетаристов, денежный курс обязан непринужденно колебаться под действием рыночного спроса и предложения, а страна не может его регулировать.

Нормативная доктрина денежного курса

Эта доктрина оценивает денежный курс как вспомогательный инструмент регулировки экономики, предлагая режим гибкого курса, который контролируется государством. Такое название эта доктрина получила, так как ее авторы считают, собственно денежный курс обязан основываться на паритетах и соглашениях, установленных интернациональными органами.

На рынке валют государственная валюта обменивается на заграничные валюты. Стоимость валюты заграничной валюты, воплощенная в конкретном количестве валют государственной валюты, называется денежным курсом.

Как скоро стоимость единицы заграничной валюты из расчета на российскую подрастает, - заявляют о обесценивании (удешевлении) отечественной валюты. И напротив, в случае если стоимость единицы заграничной валюты, воплощенная в отечественной валюте, падает, заявляют о удорожании отечественной валюты.

Доктрины денежного курса ставят собственной целью проверить приспособление определения настоящего денежного курса и то, какие моменты отклоняют его от равновесного значения. На данном основании имеют все шансы строиться мониторинги денежных курсов как при решении незамедлительных денежных сделок, но и в отношении заслуги разных макроэкономических целей.

Наиболее безграничней доктриной денежного курса считается доктрина совместного макроэкономического баланса. Согласно с ней курс, характеризуемый балансом внутреннего и внешнего балансов, считается настоящим денежным курсом, подходящим фундаментальным финансовым закономерностям. Данная доктрина абстрагируется от кратковременных спекулятивных потрясений и устремляется принять к сведению все вполне вероятные направленности, характеризующие как внутренний, но и наружный финансовый баланс, что делает ее фактическое внедрение для моделирования денежного курса очень трудным, требует возведения больших эконометрических моделей для расчета любого компонента внутреннего и внешнего балансов. Частным случаем доктрине совместного баланса имеет возможность считаться подход к определению денежного курса исходя из убеждений платежного равновесия.

Согласно с ним денежный курс ориентируется исходя исключительно из баланса наружного равновесия. При всем при этом спрос на валюту считается предположительно одинаковым размеру импорта товаров и услуг, а ее предложение - размеру их экспорта. В долгосрочной возможности государств, имеющих долгий дефицит платежного равновесия, обязан падать, а государств, многократно имеющих положительное , - вырастать.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Федеральный закон о валютном регулировании и контроле подписан 10 декабря 2003-го года. Номер документа – 173-Ф3. Проект принят Государственной Думой 21-го декабря. Последняя редакция проводилась в 2014-ом.

Поправки внесены 4-го ноября. В законе 5 глав. Его первоначальный вид можно найти в «Российской Газете» за номером 253 от 17-го декабря 2003-го года. Итак, валютное регулирование и валютный контроль , что это?

Понятия валютное регулирование и валютный контроль

Валютным регулированием называют совокупность действий государственных органов, направленную на управление обращением в стране валют. Это подразумевает контроль за операциями с ними, воздействие на валют путем регулирования национальных денежных знаков. В купу государственных действий входит и ограничение на операции с иностранной валютой.

Валютным контролем именуют слежку государственными органами за всеми перемещениями валюты через границы страны. Контроль осуществляется и за валютными операциями внутри федерации. Государство вправе, к примеру, регулировать порядок приобретения иностранного капитала, как физическими, так и юридическими лицами.

Принципы валютного регулирования и контроля

Система валютного регулирования и контроля направлена на укрепление финансового положения страны на мировой арене. Задача – высокие кредито и платежеспособность России.

Для этого ведется политика блокирования «бегства» средств за границу и, напротив, привлечение иностранного капитала внутрь страны. Попутно укрепляется отечественный рубль. В цели валютного регулирования и контроля входит и обеспечения поступления валюты из-за границы по внешнеэкономическому обороту.

Существуют 5 основных принципов осуществления валютного регулирования в России:

— Страна берет на себя ответственность за обеспечение и защиту прав всех игроков валютного рынка при осуществлении операций на нем.

— Государство гарантирует общность систем валютного регулирования и контроля. Правила одной не противоречат законам другой.

— 3-ий принцип – единство политики страны, как в своих границах, так и в мировых масштабах.

— Исключено вмешательство государства в операции с валютами, если это не оправданно. Правда, оправданность действий устанавливается, опять же госорганами.

— Россия ставит в реализации регулирования валютного экономический приоритет.

Органы валютного контроля и регулирования

Основные органы валютного контроля и регулирования в России – Правительство и ЦентроБанк. Они обладают полномочиями создания законодательных актов. Если документ, регулирующий какие-либо операции с валютой, отсутствует, они проводятся в свободном, неограниченном режиме.

Так же существуют требования об использовании спецсчета. При этом, органы валютного контроля не имеют права вводить ограничения, не предусмотренные 173-им законом. У Правительства и Центрального Банка имеются и другие запреты:

— Нет права запрашивать предварительную регистрации. Исключения прописаны в 3-ей части 12-ой статьи и 5-ой части 15-ой статьи федерального закона.

— Нет права требовать у резидентов и нерезидентов получения ими индивидуальных разрешений.

— Нет права устанавливать разнообразные формы учета валютных операций. Все бланки, акты, документы должны быть едины.

Порядок и сроки отчетности так же дины, в соответствии с законодательством. ЦентроБанк обязан предоставлять статистику по операциям с валютой.

Тенденции валютного контроля и регулирования


Методы валютного контроля и регулирования направлены на экономическую стабильность и безопасность государства. Однако, не существует совершенных законодательств. Это создает «лазейки» для мошенников.

Так, в год налагается штрафов на сумму около 4-х миллиардов. Это плата за нарушение валютного законодательства. При этом, необходимо учитывать, что раскрываются не все дела.

Но, отказаться от жесткого валютного контроля могут лишь единицы стран. На это решаются те, кто обладает мощным экономическим потенциалом. Россия, пока, не примкнула к их лагерю. Федерация страдает от бесконтрольного вывоза за рубеж национальных ресурсов. Приостановить процесс без жесткой «руки сверху» невозможно.

Для России эксперты дали два сценария – плохой и очень плохой. Прогнозируют обвал . Обесценивать его планируют либо в несколько этапов, либо разом. Последний вариант худший. Такая инвентаризация мер валютного контроля вынуждена. Экономисты говорят, что разумной альтернативы, попросту, нет.

Эксперты говорят, что валютный контроль и регулирование будут развиваться в сторону стимулирующих мер. Участники должны захотеть осуществлять операции с рублями, считают в Правительстве. Там утверждают, что не будут регламентировать запретительные меры. Вместо них установят привлекательный, выгодный механизм работы с родной валютой.