Определение эффективной структуры баланса в кластерах рыбоводства. Создание кластера аквакультуры в карелии идет в рамках утвержденного плана

  • Стратегия повышения эффективности использования рыбохозяйственного потенциала региона: на примере КБР 2010 год, кандидат экономических наук Шахмурзов, Алим Мухамедович

  • Организационно-экономический инструментарий развития малого предпринимательства прудовой аквакультуры 2013 год, кандидат экономических наук Ванятинский, Федор Васильевич

  • Направления повышения эффективности прудового рыбоводства на основе кооперации и интенсификации производства 2008 год, кандидат экономических наук Меркулова, Ирина Николаевна

  • Развитие предприятий по искусственному воспроизводству и товарному выращиванию рыбы в бассейне Волго-Каспия 2006 год, кандидат экономических наук Филиппова, Ирина Николаевна

  • Кластер как организационно-экономическая форма межотраслевой народнохозяйственной системы: на материалах рыбопромышленного комплекса Камчатского края 2010 год, доктор экономических наук Древинг, Светлана Робертовна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Управление формированием региональных кластеров рыбоводства»

Теоретические основы управления кластерами и развития рыбоводства

Теоретико-методологические и нормативно-правовые основы формирования и развития рыбоводства в России

Кластерная теория управления экономикой и государственная региональная кластерная политика Концептуальное обоснование объекта государственного регулирования в рыбоводстве

Состояние и тенденции развития региональных рынков рыбоводства

Анализ основных тенденций в развитии рыбоводства в России, федеральных округах, регионах Приволжского федерального округа

Особенности развития рыбоводства в Удмуртской Республике

Кластеризация региональных рынков рыбоводства Определение факторов формирования монокластеров в рыбоводстве и предпосылок формирования государственной кластерной политики

Финансово-экономические механизмы государственного регулирования региональных кластеров рыбоводства Моделирование пропорций и определение направлений совершенствования финансового базиса управления в кластерах рыбоводства Прогноз развития рыбоводства

Методика оценки объектов рыночной инфраструктуры как факторов развития кластера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Очевидно, что в вопросе обеспечения населения нашей страны ценным белком рыбы полагаться на естественный ресурсный потенциал океанов, морей и рек возможности нет: улов за последние годы в большинстве стран, в том числе и в РФ, не возрос. Но потребность в потреблении рыбы и рыбных продуктов у человечества существовала всегда, и её нужно удовлетворять. Решением данного вопроса является интенсификация искусственного выращивания рыбы - аквакультуры. Тем более что этот вид деятельности зачастую экономически более выгоден по сравнению с традиционным животноводством: себестоимость 1 т выращенной рыбы более чем в 2 раза ниже себестоимости 1 т мяса крупного рогатого скота. Рыбам не нужно большого количества корма для развития и роста, как холоднокровные животные они расходуют пищу в основном на рост, обновление тканей и жизнедеятельность. Важным преимуществом в рыбоводстве является большая плодовитость рыб. Таким образом, рыбоводство можно рассматривать как один из эффективных инструментов решения проблемы продовольственной безопасности страны.

Несмотря на то, что разведение рыбы в нашей стране существовало в небольших объёмах всегда, исторически отрасли рыбоводства в целом не уделялось должного внимания. Более того, в классификаторе ОКВЭД до сих пор отсутствует вид деятельности «товарное рыбоводство». А под рыбоводством понимается исключительно разведение молоди рыб для пополнения водных биоресурсов для выпуска в естественные водоёмы и водохранилища, а не производство товарной рыбы для рынка. В последнее время в деловых и научных кругах активно обсуждается проблема развития данной отрасли сельского хозяйства. В частности, разработан проект государственной программы РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса» (2012-2020 г.г., подпрограмма № 2 «Аквакультура»), в котором предусматривается увеличение производства продукции аквакультуры в 2,93 раза со 140 тыс. тонн в 2011 г. до 410 тыс. тонн в 2020 г. Несмотря на важность обозначенных в проекте ор3 ганизационных, научно-исследовательских и агротехнических мероприятий, финансово-экономические аспекты управления в отрасли, особенно в региональном разрезе, освещены слабо. В связи с этим, а также с учетом особенностей постиндустриального этапа развития экономики (как экономики знаний) и необходимости комплексного подхода к решению экономических проблем, актуальными становятся вопросы обоснования финансово-экономического базиса государственной региональной кластерной политики регулирования в рыбоводстве, что и обусловило выбор темы исследования.

Область исследования соответствует требованиям паспорта специальности ВАК 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - АПК и сельское хозяйство: 1.2.32. Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК; 1.2.38. Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК; 1.2.39. Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.

Степень изученности проблемы. Вопросы теории и методологии управления изучены в работах зарубежных и отечественных экономистов: В.Б. Акулова, В.Я. Горфинкеля, С. Добсона, В.В. Ковалева, Н.Я. Коваленко, M.JI. Лишанского, Р. Пиндайка, С. Полфремана, Д. Рубинфельда, Г.В. Савицкой, М.А. Сажиной и др.

Концепции региональной кластерной политики рассмотрены в работах Н.М. Алахтаевой, А.Ю. Даванкова, Ю.Г. Лавриковой, М. Портера, Ю.Н. Старцева, П.Ф. Сутыгина, А.И. Татаркина, A.C. Хухрина, С.А. Шарипова, М. Энрайта и др.

Организационно-экономические вопросы управления рыбоводческими предприятиями, вопросы стратегии, прогноза развития рыбоводства, государственной поддержки отрасли рассмотрены в работах ученых и руководителей П.А. Душина, A.A. Крайнего, Г.С. Крылова, А.К. Осипова, А.Г. Фомина и др.

Объект исследования - организационно-экономические отношения в отрасли рыбоводства.

Предмет исследования - формирование региональных кластеров и финансово-экономических механизмов регулирования в рыбоводстве.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании теоретических и методических положений по совершенствованию государственного регулирования в рыбоводстве в Российской Федерации на основе кластерного подхода.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

Выявить основные тенденции развития рыбоводства в России;

Определить типы региональных кластеров рыбоводства, уточнить критерии их выделения, раскрыть их экономическую сущность, выявить тенденции их развития на основе уточненной методики кластерного анализа;

Выделить факторы, влияющие на формирование монокластеров в рыбоводстве, и разработать методику оценки степени их влияния;

Определить предпосылки и концептуальные направления для формулирования государственной финансовой региональной кластерной политики регулирования в рыбоводстве;

Обосновать формы, пропорции, методику финансовой поддержки кластеров в рыбоводстве на основе частно-государственного партнёрства.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков экономической науки, научные разработки зарубежных и отечественных ученых в области управления, экономического анализа, государственной поддержки сельскохозяйственного производства, позволившие системно и комплексно подойти к изучению проблем эффективного управления в рыбохозяйственном комплексе.

Основные методы исследования. В процессе исследования использовались общенаучные методы познания (методы эмпирического познания: на5 блюдение, сравнение, описание, измерение; методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод), общелогические методы (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, моделирование), философские методы (диалектика), специальные научные методы (аналитическое обследование (группировка, ранжирование), статистический анализ, функциональный анализ, экономико-математические методы).

Информационную и эмпирическую базу исследования составили статистические данные о состоянии рыбоводства на уровне РФ, федеральных округов, Удмуртской Республики, отдельных предприятий, нормативно-правовые акты, касающиеся деятельности в области рыбоводства, методические, периодические издания, материалы научно-практических конференций, а так же данные, полученные автором в ходе научно-исследовательской работы.

Научная новизна результатов исследования. В результате исследования получены и выносятся на защиту следующие теоретические и методологические положения:

Концептуально обоснован объект государственного регулирования в рыбоводстве, определены типы и уточнены критерии выделения типов региональных кластеров рыбоводства, раскрыта экономическая сущность типов региональных кластеров рыбоводства;

Обоснованы критерии выделения типов государственной финансовой политики поддержки рыбоводства, определен критерий совершенствования финансово-экономического механизма государственного регулирования в кластерах рыбоводства;

Выявлены тенденции развития кластеров в рыбоводстве на основе уточненной методики кластерного анализа, определены предпосылки формирования региональных кластеров как объектов регулирования в рыбоводстве;

Выделены факторы, влияющие на формирование монокластеров в рыбоводстве, и предложена методика оценки степени их влияния;

Обоснованы формы, пропорции, методика финансовой поддержки кластеров в рыбоводстве на основе частно-государственного партнерства.

Достоверность и научная обоснованность результатов диссертации обеспечивается применением общенаучных теоретико-методологических положений и методов управления сложными социально-экономическими системами, многоаспектностыо исследования данной проблемы.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что научные результаты могут быть использованы в практической работе Министерства сельского хозяйства РФ и субъектов для формирования финансовых аспектов дифференцированной региональной кластерной политики развития рыбоводства. Реализация результатов исследования позволит обеспечить комплексный характер развития рыбоводства за счет более эффективного управления формированием региональных кластеров.

Теоретические и методические результаты работы могут быть полезны для преподавателей вузов и использованы при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам: «Экономика сельскохозяйственных организаций», «Основы менеджмента», «Финансовый менеджмент», «Современный стратегический анализ» и других, а также по программам дополнительного образования для работников рыбохозяйственной отрасли.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы предпринимательским сообществом для анализа размещения производительных сил.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты докладывались и обсуждались на 2-х всероссийских научно-практических конференциях: «Научное и инновационное обеспечение модернизации агропромышленного комплекса России» (25-26 октября 2011 г., г. Ижевск); «Инновационному развитию АПК и аграрному образованию -научное обеспечение» (14-17 февраля 2012 г., г. Ижевск) и 4-х международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы народнохозяйственного комплекса: инновации и инвестиции» (26 декабря 2011 г., г.

2012 г., г. Курск); «Государственное и муниципальное управление: теория, история, практика» (20 апреля 2012 г., г. Ижевск); «Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения»(29 июня 2012 г., г.Курск).

Публикации. Результаты научного исследования отражены в 16 печатных работах, общим объемом 5,46 п.л. (в т.ч. авт. 4,7 пл.), в том числе 4 статьях в журналах, рекомендуемом ВАК для опубликования результатов диссертационной работы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 119 источников, 6 приложений. Основное содержание работы изложено на 194 страницах машинописного текста, содержит 59 таблиц, 26 рисунков, 52 формулы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

  • Организационно-экономический механизм повышения эффективности рыбоводства: на материалах Кабардино-Балкарской республики 2010 год, кандидат экономических наук Казанчева, Венера Сафарбиевна

  • Проблемы совершенствования рыборесурсного цикла Ленинградской области 2000 год, кандидат экономических наук Ермакова, Наталья Александровна

  • Развитие предприятий по искусственному воспроизводству рыбных запасов в условиях рыночных отношений 2001 год, кандидат экономических наук Зарайский, Виктор Ефимович

  • Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в сфере прибрежной рыбохозяйственной деятельности 2012 год, кандидат экономических наук Ше Сон Гун

  • Формирование региональной стратегии развития товарного рыбоводства 2003 год, кандидат экономических наук Душин, Павел Андреевич

Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Кузнецова, Ольга Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Объектом государственного регулирования в отрасли на федеральном уровне должны стать крупные кластеры рыбоводства; на региональном уровне, в пределах территориально локализованных региональных кластеров -рынки рыбы и рыбопродукции. Под кластерами понимаются пространственно распределенные совокупности технологически взаимосвязанных, конкурентоспособных предприятий рыбоводства, образующие иерархическую систему и претендующие на определенные формы и объемы государственной финансовой поддержки в зависимости от своего места в иерархии аналогичных кластеров. При этом членами регионального рыбоводного кластера должны стать все категории экономических субъектов, так или иначе влияющих на развитие кластера: кластерообразующие предприятия (сельхозтоваропроизводители рыбы и рыбопродукции, определяющие специализацию кластера, государственные и муниципальные органы власти, банки, страховые организации, образовательные учреждения, научно-исследовательские организации, технико-внедренческие организации, торгово-промышленные палаты, выставки, органы стандартизации и другие участники. Поскольку природные воспроизводственные основные фонды распределены по.территории России неравномерно региональные кластеры рыбоводства со сходными характеристиками могут находиться на отдаленных друг от друга территориях и административно не относиться к одному федеральному округу.

2. Государственное регулирование в отрасли должно быть ориентировано на поддержку ключевых кластеров, способных к инновационному развитию, среди которых должны быть конкурентоспособные производители инновационного продукта.

3. Государственные документы стратегического планирования федерального уровня должны содержать дифференцированные для разных типов кластеров меры государственной экономической политики; регионального уровня - методику распределения финансовых ресурсов в поддержку рынков рыбы и рыбопродукции с учетом уровня развития рыночной инфраструктуры. На региональном и муниципальном уровнях должен разрабатываться программно-целевой инструментарий регулирования направлений и параметров развития региональных кластеров, схем территориального планирования размещения производительных сил региона; должны формулироваться кластерные инициативы, оцениваться конкурентные преимущества той или иной кластерной структуры, разрабатываться методы микроуровневой диагностики и оценки взаимного влияния участников кластера.

4. Финансово-экономические механизмы государственного регулирования в рыбоводстве - это совокупность принципов формирования и использования финансовых публичных и частнохозяйственных ресурсов, направленных на повышение эффективности товарного рыбоводства, и государственных мер, связанных с диверсификацией масштабов, форм, пропорций государственного регулирования региональных кластеров рыбоводства.

5. В целом, вектор развития рыбоводства в нашей стране связан с такими процессами, как: а) совершенствование нормативно-правовой базы; б) инвестиции в фонды: расширение, реконструкция, улучшение технического состояния и благоустройства водохранилищ и естественных водоемов, затраты на новое строительство; в) в управлении - создание департамента аквакультуры; г) стимулирование научных исследований и внедрение новых разработок; д) подготовка информационных материалов, информационное обеспечение деятельности предприятий аквакультуры, создание банка данных рыбоводно-биологических обоснований и биотехнологий, формирование када

148 стрового реестра рыбоводных участков на водных объектах рыбохозяйствен-ного комплекса; е) создание инновационных центров рыбохозяйственного профиля (кластеров).

Таким образом, можно констатировать, что рыбоводство в нашей стране как один из важнейших источников пополнения ресурсов продовольствия существует и развивается. Несмотря на то, что доля России в мировом производстве рыбы невелика, наша страна обладает большим потенциалом в этой области. Благодаря природным условиям, возможности использования достижений науки, передового опыта как в мировой, так и в отечественной практике, у нас есть все возможности для развития рыбоводства.

Безусловно, существенное повышение эффективности рыбоводства неразрывно связано с поддержкой государства: чем более продуманной и грамотной будет государственная политика в этом вопросе, тем здоровее будет наша нация, и тем сильнее будет наше государство.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Кузнецова, Ольга Васильевна, 2012 год

1. Айвазян, С.А., Бежаева, З.И., Староверов, О.В. Классификация многомерных наблюдений. М.: Статистика, 1972. - 240 с.

2. Акулов, В.Б. Теория экономической организации: учеб. пособие. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 296 с.

3. Алахтаева, Н.М. Обоснование проведения кластерной политики с целью развития сельскохозяйственного производства в регионах // Вестник КрасГАУ. 2011. - № 10. - С. 3-6.

4. Алексеева, H.A. Концепции управления оборотными активами в птицеводстве в Удмуртской Республике // Проблемы региональной экономики. 2011. - № 1-3. - с.239-245.

5. Беляев В.И. Справочник по рыбоводству и рыболовству. -Мн.: Урад-жай, 1986.-224 е.: ил.

6. Богданов, Н.И., Асанов, А.Ю. Прудовое рыбоводство. 3-е изд., доп. -Пенза, 2011.-89 с.

7. Борисов А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2001. - 895 с.

8. Борисова, М.Н. и др. С заботой о здоровье рыб // Рыбное хозяйство2010.-№5. С. 71-73.

9. Ю.Боуш, Г.Д., Мадгазин, Д.И. Новый методологический подход к первичной диагностике бизнес-кластеров на базе качественных и количественных методов // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление.2011. -№3.-С. 17-29.

10. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 25.06.2012) Электронный ресурс. // Консультант Плюс: сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131680 (дата обращения 10.07.2012).

11. З.Воробьев А. 1,5 млрд. руб. на икру // Ведомости: электронное периодическое издание 18.11.2010. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/249946/15mlrdrubnaikru (дата обращения 16.01.2011).

12. Воробьев, В.В.Проблемы и пути развития инновационного бизнеса в России // Рыбное хозяйство. 2010. - №2. - с. 25-27.

13. Галилова Р.И. Организация системы управленческого учёта в рыбоводстве // Бухучёт в сельском хозяйстве. 2011. - № 2. С. 35-40.

14. Герасимов, ЮЛ. Основы рыбного хозяйства: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. - 108 с.

15. Гладкий, A.B. Современные научные концепции регионального менеджмента и региональной политики // Региональные исследования. -2012. -№1.-с. 19-27.

16. Григорьев, С.С., Седова H.A. Индустриальное рыбоводство: В 2 ч. Ч.

17. Грищенко, Л.И., Акбаев, М.Ш., Васильков Г.В. Болезни рыб и основы рыбоводства. М.: Колос, 1999. - 456 с.

18. Гужин, A.A. Молочный подкомплекс как производственно-экономическая система управления // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. URL: http://www.rgazu.ru/db/vestnic/2009(3) (дата обращения: 15.02.2011).

19. Гулов, И.М. Концепция формирования конкурентоспособного АПК Таджикинстана на основе кластерного подхода // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. - № 7.-е. 84-88.

20. Добсон, С., Полфреман, С. Основы экономики: пер. с англ. Минск.: УП «Экоперспектива», 2004. - 336 с.

21. Душин, П.А. Формирование региональной стратегии развития товарного рыбоводства: дис. . канд. экон. наук. Санкт-Петербург. - 2003. - 205 с.

22. Дюран, Б., Оделл, П. Кластерный анализ. Пер. с англ. Е.З. Демиденко под ред. А.Я. Боярского. М., «Статистика», 1977. - 128 с.

23. Журавлева, И.В., Шарахматова, В.Н.Перспективы реализации Концепции развития сообществ местного населения на основе использования ВБР // Рыбное хозяйство. 2010. - №2. - с. 16-18.

24. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 25.06.2012) Электронный ресурс. // Консультант Плюс: сайт. -URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;rr= 131679 (дата обращения 15.07.2012).

25. Иваненко, A.A. Территориально-производственный кластер как инструмент инновационного регионального развития // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. - №1. - С. 25-28.

26. Изместьев, A.A. Формирование кластеров в свете закономерностей регионального развития // Известия ИГЭА. 2008. - №4. - С. 61-66.

27. Интервью Павла Колотушкина «Сахалинская область наращивает добычу и разведение рыбы» Электронный ресурс. // ИТ АР ТАСС: сайт. URL: http://www.itar-tass.com/c49/306726jprint.html (дата обращения: 25.04.2012).

28. Калинина, В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. 3-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2001. - 336 с.

29. Кащук И.В. Реализация федеральной региональной политики на основе кластерной организации отраслевых рынков региона // Вестник Томского государственного университета. 2011. -№344. - С. 135-140.

30. Кисел ев В.К. Неиспользованные возможности развития аквакультуры // Рыбное хозяйство. 2011. - №3. - С. 18-19.

31. Ковалев, В.В., Волкова, О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.- М.: Проспект, 2010 424 с.

32. Коваленко, Н.Я. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций. М.: ЭКМОС, 1999.-446 с.

33. Козорезова, Г. Непростая задача // Деловая газета «Известия». URL: http://www.izrvestia.ru/news/354063 (дата обращения: 20.02.2011).

34. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева и др.. 3-е изд., перераб. и доп. -Москва: КНОРУС, 2011. - 712 с.

35. Костюкова, Е.И., Галилова, Р.И. Совершенствование методики учета и калькулирования себестоимости продукции рыбоводства // Бухучёт в сельском хозяйстве. 2011. - № 1. - С. 41 -47.

36. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: пер. с англ. М.: издат.дом «Вильяме», 2007. - 656 е.: ил. 153

37. Кравченко, H.A. Документирование операций по учету выхода продукции рыбоводства при облове прудов // Бухучет в сельском хозяйстве.-2010.-№ 11.-С. 23-35.

38. Крайний, A.A. 2011 должен стать прорывным для рыбопереработки // Рыбное хозяйство. -2010. № 5. - С. 7-9.

39. Крайний, A.A. Доклад на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса «О проекте «Концепции развития рыбохозяйственной науки в РФ до 2020 года»» // Рыбное хозяйство. 2010. - № 1. С. 2-6.

40. Крайний, A.A. Раскачивая лодку // Рыбное хозяйство. 2010. - №1. -С. 8-9.

41. Крылов Г.С. Адаптивная технология выращивания рыбопосадочного материала карпа в Среднем Предуралье: дис. . канд. с.-х. наук. -Ижевск, 2003.- 137 с.

42. Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. ИНФРА-М, 1997.-720 с.

43. Лаборатория кормов и кормления рыб: историческая справка и основные достижения Электронный ресурс. // Всероссийский НИИ Пресноводного Рыбного Хозяйства: сайт. URL: http://www.vniiprh.ru/feed.html (дата обращения: 9.06.2011).

44. Лаврикова, Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: Автореф. дис. д-ра экон. наук. -Екатеринбург, 2009. 46 с.

45. Лишанский, М.Л., Круш, З.А., Маслова, И.Б. Финансы сельскохозяйственных предприятий. -М.: КолосС, 2004. 376 е.: ил.

46. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «ABF», 1996. - 704 с.

47. Малков, M.B. Создание кластеров малых предприятий как один из способов стимулирования регионального развития // Известия ИГЭА. -2007. №2.-С. 98-100.

48. Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. -176 с.

49. Марков, J1.C. Управление эффективностью функционирования региональных высокотехнологичных кластеров // Регион: экономика и социология. 2007. - №2. - С. 20-34.

50. Многомерный статистический анализ в экономических задачах: компьютерное моделирование в SPSS: учеб. пособие для вузов под ред. И. В. Орловой. -М.: Вузовский учебник, 2009. 310 с.

51. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012) Электронный ресурс. // Консультант Плюс: сайт. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=127847 (дата обращения 12.04.2012).

52. Николаева, Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс. -М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008 371 с.

53. России языком цифр Электронный ресурс. // Всероссийская перепись населения 2010 г.: сайт. URL: http://www.perepis-2010.ru/resultsofthecensus/ (дата обращения: 18.10.2011).

54. Осипов, А.К., Региональная экономика: учеб. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2002. - 296 с.

55. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь / У. Базелер и др.. СПб: Изд. «Питер», 2000. - 800 е.: ил.

56. Пиндайк, Р., Рубинфельд, Д. Микроэкономика: пер. с англ. М.: Дело, 2001.-808 с.

57. Письмо Министерства финансов РФ от 26.08.2011 N 03-06-06-02/3 Электронный ресурс. // Консультант Плюс: сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=1030 92 (дата обращения 20.10.2011).

58. Попов А.И. Экономическая теория: уч. для вузов. 4-е изд. - СПб.: ЗАО Издательский дом «Питер», 2006. - 474 с.

59. Портал о сельскохозяйственном страховании Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.agroinsurance.com/ru/ (дата обращения: 20.07.2012).

60. Портер М.Э. «Конкуренция, обновленное и расширенное издание». -М.: Изд-во: «Вильяме», 2010. 592 с.

61. Консультант Плюс: сайт. URL:157http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=124148 (дата обращения: 23.06.2012).

62. Правила страхования сельскохозяйственных животных: Брошюра,-М.: ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России, 2010 г. 34 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В Карелии создадут рыбохозяйственный кластер. Об этом заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков. По его словам, республика занимает четвертое место среди всех регионов России по производству товарной аквакультуры.

За шесть месяцев нынешнего года в регионе добыто 66,9 тысячи тонн водных биоресурсов, что на 9,8 тысячи тонн, или 17 процентов, больше, чем за соответствующий период прошлого года. Пикши и трески выловили 55,4 тысячи тонн, что на треть выше показателя 2015 года. Освоили также квоту добычи путассу, вылов которой в зонах иностранных государств северо-восточной части Атлантического океана составил 6,2 тысячи тонн (141 процент к аналогичному периоду прошлого года).

Продолжается промысел и на внутренних водных объектах Карелии. На Белом море также с превышением прошлогоднего показателя добыта одна тысяча тонн водных биоресурсов, в том числе рыбы - 641 тонна и водорослей - 365 тонн. Кстати, здесь же развивается и предприятие по выращиванию мидий. В 2015 году реализовано 27 тонн этих морепродуктов. За пять лет производители (а данный проект разработал инновационно-технологический центр садкового рыбоводства при Петрозавод-ском государственном университете) предполагают расширить плантации и получать до 400 тонн продукции.

Впрочем, по мнению Ольги Стерлиговой, главного научного сотрудника Института биологии Карельского научного центра РАН, такую статистику нельзя назвать позитивной. Она в составе группы ученых изучала факторы влияния рыбоводства на водоемы Карелии. Результаты исследования показали, что в республике лишь в сотне водоемов можно безопасно разводить аквакультуру. Превышение этого объема может отрицательно сказаться на их экосистеме. Поэтому ученые и определили цифру добычи водных биоресурсов - 35 тысяч тонн. "Без вреда для водоемов Карелии эта цифра не может быть превышена", - уверена Ольга Стерлигова.

Однако руководитель инновационно-технологического центра садкового рыбоводства при Петрозаводском государ-ственном университете Антон Курицын считает, что с учетом возможностей морского выращивания в регионе можно добывать до 100 тысяч тонн продукции.

Кроме того, нельзя не принимать во внимание современные инновационные технологии. Норвежские рыбоводы, например, активно используют выращивание аквакультуры в водоемах с использованием закрытых систем, где отходы не выделяются в среду, а очищаются. И в этом перспектива для товарного выращивания, - говорит кандидат биологических наук Курицын.

Руководитель Росрыболовства Илья Шестаков считает, что у республики имеются в наличии предпосылки для развития рыбохозяйственного кластера и уже есть его основные элементы. Конечно, речь в первую очередь идет о форели. Кластер будет создаваться на основе дейст--вующих рыбодобывающих, рыбоводных и рыбоперерабатывающих предприятий. Он позволит в разы повысить конкурентоспособность рыбной отрасли, увеличить объемы производства.

Огромный водный фонд региона, его благоприятные природно-климатические условия для выращивания таких востребованных импортозамещаемых видов рыб, как форель, семга, способствуют ускоренному развитию аквакультуры в республике. Значительное увеличение объемов производства товарной аквакультуры будет содействовать укреплению позиций Карелии на внутреннем рынке. У региона есть идея создания рыбопромышленного кластера. Мы полностью ее поддерживаем и считаем это важнейшим направлением, - подчеркнул Илья Шестаков.

Карелии дали один месяц для разработки программы развития рыбохозяйственного кластера совместно со специалистами Росрыболовства. Кроме того, региону необходимо проработать и программу по выращиванию форели. В РФ 70 процентов царской рыбы сегодня производится в Карелии.

По данным регионального Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства, в республике зарегистрированы полсотни рыбоводных хозяйств почти во всех муниципальных районах. Правда, в прошлом году они вырастили 17,95 тысячи тонн разновозрастной рыбы. Это на 20 процентов меньше, чем в 2014-м. Сократился и объем выращенной товарной форели на одну пятую часть. Снижение объемов, по мнению чиновников, связано с закрытием трех крупных хозяйств, негативным влиянием роста курса иностранной валюты, что привело к увеличению стоимости рыбных кормов. Практически все они импортные. Введение в 2014 году эмбарго на ввоз рыбопосадочного материала из стран Евросоюза тоже сказалось на снижении объемов выращивания рыбы.

Одна из главных проблем в отрасли - это производственная сфера, - говорит председатель правления Ассоциации форелеводов Карелии Виталий Артамонов. - Мы не можем обеспечить внутренний рынок собственной икрой. В республике нет своего селекционно-племенного центра, который бы снабжал отечественные предприятия будущим молодняком. Некоторые хозяйства начинают этим заниматься, но нужно оборудование, опыт и время.

Эксперт, сотрудник Карельского научного центра РАН, кандидат экономических наук Евгений Жирнель считает, что предпосылки для создания рыбохозяйственного кластера в Карелии есть. Нужно вырабатывать рекомендации, обговаривать проблемные вопросы, встречаться со специалистами-практиками, учеными, чтобы создать емкие производства по привлечению инвестиций в отрасль.

А как у соседей?

В Архангельской области также задумались о создании рыбопромышленного кластера. Сейчас действующих кластеров в Поморье три: лесоперерабатывающий, судостроительный и социальный. Инициаторы проекта надеются, что создание объединяющего звена в сфере добычи и переработке рыбных ресурсов поможет решить проблемы отрасли.

Как сообщила заместитель генерального директора Корпорации развития Архангельской области Ольга Горелова, идея создания рыбопромышленного кластера вызвана желанием руководителей региона повысить долю Поморья на рыбопромышленном рынке России и увеличить объемы производства продукции из рыбных ресурсов с добавленной стоимостью на территории региона.

Ольга Горелова отметила, что создание рыбопромышленного кластера позволит привлекать в Архангельскую область дополнительное финансирование. Поэтому основная задача на сегодняшний день - сформировать портфель проектов для рыбопромышленной отрасли региона и заинтересовать потенциальных инвесторов.

Потенциальные участники кластера выделили главные проблемы, которые, по их мнению, стоят перед рыбопромышленной отраслью Архангельской области. Это законодательная неопределенность в сфере рыболовства, недостаточное развитие прибрежной инфраструктуры в регионе, падение уровня рыбохозяйственных исследований в связи с сокращением финансирования, отсутствие квалифицированных кадров.

Планируется, что в рамках кластера будут развиваться два основных направления. Это выращивание рыбы и аквакультура, а также добыча рыбы и ее переработка.

Для выращивания рыбы и аквакультуры мы определили необходимость проведения оценки потенциала водоемов, расположенных в Архангельской области. Так мы сможем спланировать, в каких местах лучше создавать специальную инфраструктуру. В плане рыбопереработки и рыбодобычи одна из ключевых идей - развитие транспортно-логистической цепочки поставки рыбы с Дальнего Востока в Архангельскую область для дальнейшей транспортировки в регионы центрального федерального округа с использованием Северного морского пути, - рассказала Ольга Горелова.

Как сообщила начальник отдела инновационной деятельности САФУ Мария Нестеренко, университет со своей стороны может оказать методологическую помощь программе создания и развития кластера и помочь рассчитать потенциальные инвестпроекты. Кроме того, специалисты ЦКП НО "Арктика" могут оказать исследовательскую поддержку при анализе качества водоемов для выращивания рыбы и аквакультур.

Производство рыбных продуктов в Карелии планируется увеличить в 2,5 раза к 2030 году. Такие показатели заложены в Стратегии создания рыбохозяйственного кластера в Республике Карелия, работа над которой завершилась в Институте экономики КарНЦ РАН. По оценке разработчиков стратегии, б лагодаря санкциям, рыночной конъюнктуре, новым возможностям поддержки импортозамещения сегодня сложилась благоприятная ситуация, воспользовавшись которой можно вывести рыбохозяйственный комплекс на новый уровень конкурентоспособности. Но для этого нужен новый взгляд, новые подходы и инструменты управления развитием отрасли. Этой теме посвящена статья директора Института экономики КарНЦ РАН Юрия Савельева.

Рыбоводство даже в сегодняшних сложных экономических условиях является одной из наиболее конкурентоспособных отраслей экономики Карелии, всецело ориентированной на конечного потребителя и на импортозамещение продовольственной продукции зарубежного производства. Однако не надо забывать, что любые конкурентные преимущества лишь временны. Важно суметь своевременно их использовать, превратив в долговременные факторы для роста отрасли.

Преимущества стратегического подхода

Стратегия создания рыбохозяйственного кластера в Республики Карелия - документ нового формата во многих отношениях.

Во-первых, это первая подобная стратегия в России, направленная на создание регионального рыбохозяйственного кластера. А потому сам проект создания кластера - это, своего рода, пилотный проект, опыт реализации которого может тиражироваться и использоваться другими регионами.

Во-вторых, это первый стратегический документ, который сделан для региона, а его разработка профинансирована бизнесом. Это лучше всяких слов говорит о выходе партнерства бизнеса и органов власти на новый уровень, о заинтересованности предпринимателей в том, чтобы документ не лег на полку, как это часто бывает, а был реализован на практике.

В-третьих, стратегия явилась продуктом коллективной работы большого числа специалистов, экспертов и предпринимателей, работающих в сфере рыбного хозяйства. При работе над документом был проведен ряд рефлексивно-проектировочных семинаров, в которых приняли участие более 100 человек, в том числе предприниматели, специалисты органов власти, Карелрыбвод, ученые и эксперты Петрозаводского университета и Карельского научного центра РАН. Используемые методики работы позволили собрать большое число предложений и проектов, всесторонне их проанализировать и отобрать те из них, которые носят системный характер и способны качественно изменить ситуацию в отрасли.

В-четвертых, при разработке стратегии, отборе проектов и обосновании структуры будущего рыбохозяйственного кластера в Карелии во главу угла ставилась задача добиться значительного мультипликативного и системного эффекта за счет создания и развития инфраструктурного и производственного комплекса, который позволил бы сконцентрировать в регионе цепочку создания стоимости и вывести отрасль на новый уровень конкурентоспособности.

В-пятых, в основу стратегии заложена большая аналитическая база о состоянии и тенденциях развития рыбной отрасли в мире, России и других регионах. При подготовке стратегии были использованы официальные статистические данные, информационные материалы предприятий, работающих в сфере рыбного хозяйства, материалы Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, отчеты о маркетинговых исследованиях российского и зарубежных рынков. Был проанализирован опыт Китая, Японии, Южной Кореи, Норвегии и Финляндии в создании подобных структур.

Из чего состоит кластер?

Слово кластер часто можно услышать, когда речь идет об экономике или компьютерных сетях. В самом общем понимании кластер - это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Такое определение дает Википедия.

В экономике понятие кластера отличается. Впервые понятие «кластер» было введено американским экономистом Майклом Портером в 1990 г. в его работе «Конкурентные преимущества стран» - это сконцентрированная по географическому признаку группа компаний, работающих в одной или связанных между собой отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций.

Кластер, как правило, создается в целях совместного развития компаний. Кроме самих производителей в кластер входят фирмы, работающие с каналами сбыта и потребителями, производители оборудования и сопутствующей продукции, провайдеры инфраструктуры, правительственные, финансовые, образовательные и другие организации. Таким образом, кластер не ограничивается какой-то одной отраслью, а затрагивает несколько смежных отраслей, что дает возможность повышать конкурентоспособность его участников и региона в целом.

Как правило, кластер состоит из ядра и надстройки. Иногда выделяют базис (основу), ядро и надстройку. Ядром считается высокая концентрация отраслевых предприятий, способствующая снижению себестоимости и повышению эффективности их работы. Надстройка - это все вспомогательные, обеспечивающие и дополнительные виды деятельности.

В чем особенности карельского кластера?

Чтобы создать условия для устойчивого развития рыбохозяйственного кластера Карелии необходимо консолидировать цепочку создания стоимости в регионе. Кластер для этого подходит как нельзя лучше. Его создание позволит объединить крупных, средних и мелких рыбопромышленников, создать в регионе необходимую производственную и вспомогательную инфраструктуру.

В Карелии на развитие рыбохозяйственного комплекса сильное влияние оказывает отсутствие такой инфраструктуры, и связанные с этим высокие риски. Карельским рыбоводам приходится за рубежом закупать икру, корма, кормовые добавки, а, зачастую, и оборудование. В условиях нестабильного курса рубля это существенно увеличивает затраты и риски предпринимателей.

С другой стороны, в республике сегодня слабо налажена переработка рыбы, резко ограничены возможности поставки продукции напрямую в торговые сети. В результате большая часть продукции поставляется в виде живой и охлажденной рыбы, а значительная часть добавленной стоимости оседает в карманах переработчиков, посредников и торговых сетей за пределами региона.

Проектирование рыбохозяйственного кластера Карелии осуществлялось на основе результатов анализа проблем отрасли, внешних рынков и лучших практик, которые могут быть внедрены в Карелии. Структура кластера рождалась в том числе в ходе семинаров с участием предпринимателей, ученых и специалистов по рыбохозяйственному комплексу.

В результате для Республики Карелия была предложена структура кластера, включающая в себя три элемента (рис.). Первый - базис кластера (рыбоводческие хозяйства и предприятия - главная производительная сила в структуре кластера и одновременно - клиенты прочих кластерных структур). Второй элемент - ядро кластера (объекты производственной инфраструктуры, обеспечивающие кооперацию компаний в кластере, создающие основу для выстраивания цепочек создания стоимости). Третий элемент - «надстройка» (инфраструктура) кластера (система вспомогательных и поддерживающих видов деятельности, услуг и организаций).

Ядро кластера представлено производственными и вспомогательными объектами, которые предстоит создать - это селекционно-племенной центр, ветеринарная лаборатория и центр прикладных исследований в области рыбоводства, региональный центр глубокой переработки рыбы, логистическая сеть сбора отходов и региональный центр по их переработке, производство кормов и биодобавок, логистический и маркетингово-сбытовой центр. Эти объекты призваны обеспечить рост конкурентоспособности отрасли.

К «надстройке» кластера относятся система подготовки кадров, система господдержки и регулирования в отрасли, финансовая инфраструктура, система правового и консультационного сопровождения, система соцобеспечения работников, объекты транспортной и энергетической инфраструктуры.

Система управления кластером.

При создании любой структуры главный вопрос в том, как ею управлять. В Карелии предложено главным управляющим органом сделать Координационный совет по развитию рыбохозяйственного кластера Республики Карелия , уже существующий при Министерстве сельского, рыбного и охотничьего хозяйства. В его состав могут входить руководители крупных рыбохозяйственников, руководители министерства, представители крупных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в сфере рыбоводства в Карелии. Интересы мелких рыбоводов могут представлять отраслевые ассоциации (например, Общество форелеводов Карелии). При Координационном совете также может действовать экспертный совет, в состав которого войдут специалисты, ученые и эксперты в области рыбоводства и кластерного развития.

На обсуждение Координационного совета выносятся наиболее важные вопросы, связанные с развитием кластера, взаимодействием его участников, совместного продвижения продукции на рынках, стандартизации производственных процессов и сертификации продукции и видов деятельности.

Также рекомендовано предусмотреть создание Центра развития кластера , который будет решать вопросы девелопмента, привлечения инвестиций и сопровождения инвестпроектов. Центр развития кластера может быть создан в качестве некоммерческого партнерства или фонда, учредителями которого могут выступать сами хозяйствующие субъекты, работающие в кластере. Одновременно Центр развития кластера может выполнять функции привлечения финансирования для реализации проектов, направленных на развитие кластера, за счет эмиссии корпоративных облигаций, заключения договоров концессии, создания специализированного кредитного кооператива и организации, управляющей средствами, перечисляемыми его учредителями.

Что будет производить кластер?

Продукция рыбохозяйственного кластера Республики Карелия, будет включать в себя как традиционные для рыбного хозяйства виды продуктов (вылов рыбы, разновозрастную рыбу, товарную рыбу, переработанные и консервированные рыбные продукты, икру и марикультуру), а также новые виды продукции (рыбную муку и рыбий жир, продукцию на его основе - Омега-3-жирные кислоты, селекционную икру, белковый гидролизат и кормовую продукцию на его основе, а также биогаз - продукт переработки отходов и др.).

В стратегии оценены возможные объемы производства перечисленных продуктов вплоть до 2030 года. Так, объем выращивания товарной рыбы может быть увеличен с сегодняшних 16 до 78 тыс. тонн. Объем готовых рыбных продуктов для населения может возрасти с 55 до 135 тыс. тонн, а икры - с 60 до 270 тонн.

При условии создания кластера объем производства рыбной муки (наиболее ценного и дефицитного сырья, необходимого для организации собственного производства кормов) может вырасти с 500 тонн до 10 тыс. тонн. Также в этом случае ожидается и существенный рост производства мидий - с 10 до 300 тонн.

При запланированных объемах вылова и выращивания рыбы возможно производство ежегодно до 600 тыс. кубометров биогаза за счет переработки отходов, что позволит снизить энергозатраты рыбохозяйственных предприятий.

Ряд новых видов продукции (например, рыбная мука, рыбий жир и Омега-3-жирные кислоты, белковый гидролизат) является ценным технологическим сырьем для развития сектора биотехнологий. Поэтому организация производства этих видов продукции позволит создать условия для развития биотехнологической промышленности и других высокотехнологичных секторов, характеризующихся высокой добавленной стоимостью. В Карелии может быть освоено производство рыбьего жира и продуктов на его основе в объеме до 5 тыс. тонн.

В свою очередь, производство биотехнологического сырья в сочетании с использованием имеющегося научного и кадрового потенциала в области биотехнологий позволит организовать в Карелии уже в ближайшие 5-8 лет собственное производство кормов и биодобавок, что, безусловно, снизит риски и зависимость карельского рыбохозяйственного комплекса от зарубежных поставок кормов и будет способствовать росту конкурентоспособности его продукции.

13.07.2017

Для контроля за реализацией Плана мероприятий по развитию кластера аквакультуры в Республике Карелия будет создан специальный Совет при главе республики. Такое решение принято на совещании, которое прошло под председательством заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководителя Федерального агентства по рыболовству Ильи Шестакова и временно исполняющего обязанности главы республики Артура Парфенчикова в Петрозаводске 12 июля.

На встрече обсуждались проблемы и перспективные направления рыбохозяйственного комплекса Республики Карелия.

Руководитель Росрыболовства во вступительном слове сделал акцент на потенциале развития товарного рыбоводства в регионе. Северо-Западный федеральный округ занимает второе место по производству продукции товарной аквакультуры, а Республика Карелия – 4 место по объемам производства продукции товарного рыбоводства в России.

«Уже имеющиеся рыбоводные мощности товарных хозяйств и благоприятные природно-климатические условия Карелии позволяют увеличить объем выращивания форели – очень востребованной у населения рыбы, и способствуют укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем рынке», - сказал Илья Шестаков.

В 2016 году объем выращенной рыбы в Республике Карелия достиг 21,2 тыс. тонн (14,7 тыс. тонн - товарной рыбы и 6,5 тыс. тонн – посадочного материала). По оценкам экспертов, потенциал роста производства составляет 35 тыс. тонн в год.

Среди сдерживающих факторов руководитель Росрыболовства обозначил отсутствие собственных селекционно-племенных центров. Сейчас форелеводы зависят от поставок рыбопосадочного материала из-за рубежа, что делает неустойчивой модель планирования производства и развития хозяйств аквакультуры. Так, для производства 35 тыс. тонн товарной продукции необходимо 25 миллионов штук живой икры и молоди форели.

В марте 2017 года Росрыболовство и Правительство Республики Карелия утвердили План мероприятий по развитию кластера аквакультуры на период 2017-2020 годов и последующие годы. «К настоящему времени нами проделана значительная работа в направлении создания селекционно-племенного центра рыбоводства на базе Выгского рыбоводного завода. Следует также отметить, что сегодня вступают в силу изменения, внесенные 1 июля в Лесной кодекс Российской Федерации в части возможности размещения на землях лесного фонда временных построек для осуществления товарной аквакультуры, что также будет способствовать ускоренному развитию рыбоводства в Карелии, поскольку большое количество перспективных водоемов находится именно на землях лесного фонда», - сообщил Илья Шестаков.

Подробно о создании селекционно-племенного центра рыбоводства рассказал начальник Карельского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Сергей Иванов. В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы научного сопровождения инновационных проектов.

Тему импортозамещения поднял в своем докладе генеральный директор АО «Кала-Ранта» Владимир Оксаниченко.

Хозяйство занимается выращиванием форели с 2003 года. В 2008 году предприятие ввело в эксплуатацию инкубационно-вырастное хозяйство (ИВХ) по выращиванию молоди форели мощностью 4,5 млн. шт. в год, которое потом было реорганизовано в отдельную структуру – ЗАО «Вирта». «Кала-ранта» сосредоточилось только на производстве продукции и в 2012 году запустило цех по переработке рыбы мощностью 1000 тонн в год. В 2016 году компанией выращено 1,364 тыс. тонн товарной рыбы, по итогам первого квартала – 859,2 тонн форели.

В 2014 году открылся инкубационно-вырастной цех ООО «Карелпродактс» мощностью 2,5 млн. штук посадочного материала, летом 2017 года предприятие планирует ввести в эксплуатацию вторую очередь мощностью 500 тыс. штук малька. Таким образом, если до 2012 года собственное производство посадочного материала в Республике Карелия составляло порядка 25%, то сейчас обеспеченность рыбоводных хозяйств республики качественным посадочным материалом выросло до 70%.

В Плане мероприятий по развитию кластера аквакультуры в Республике Карелия предусмотрено развитие производства кормов. Сейчас на территории региона реализуются два инвестиционных проекта: ООО «Карельские рыбные заводы – Корма» с производственной мощностью до 2,5 тыс. тонн рыбных кормов в год и ООО «Региональный центр развития аквакультуры» мощностью до 30-50 тыс. тонн рыбных кормов и биодобавок в год.

Для обеспечения предприятий рыбной мукой – основного компонента кормов, Союзом рыбопромышленников Карелии проработан вопрос о модернизации добывающего флота, планируется оснастить суда линиями по производству рыбной муки мощностью до 50 тонн в сутки.

Еще одним важным направлением развития аквакультуры в Республике Карелия является использование ресурсной базы Белого моря. В период до 2020 года планируется реализация пилотного проекта по созданию хозяйства ООО «Северная мидия» мощностью 400 тонн мидии в год в Кандалакшском заливе.

Отдельное внимание в ходе совещания было уделено вопросу повышения эффективности работы органов рыбоохраны, включая усиление ответственности за нарушения рыбоохранного законодательства. Как отметил руководитель Северо-Западного территориального управления Росрыболовства Денис Беляев, Карелия – очень сложный регион с точки зрения контроля за всей водной гладью. Республика имеет широко развитую гидрографическую сеть, принадлежащую бассейнам Белого и Балтийского морей. В Карелии более 61 тыс. озер и 26,7 тыс. рек, а также часть акватории Белого моря. Общая площадь озер и водохранилищ, включая акваторию Белого моря, составляет 45 тыс. кв. км. Общая протяженность карельских рек почти 83 тыс. км.

Денис Беляев констатировал, малую численность отдела рыбинспекторов, которые осуществляют контроль и охрану водных биоресурсов в Карелии – всего 39 сотрудников. Таким образом, на одного инспектора приходится 2 тыс. 184 км рек и 1 тыс. 102 кв. км озер и водохранилищ. В данной ситуации вопросы эффективности рыбоохранных мероприятий выходят на первый план и содействие со стороны региона просто необходимо.

По итогам совещания приняты важные решения. Правительство Карелии до декабря этого года проработает вопрос о мерах господдержки предприятий, которые реализуют проекты в сфере товарного рыбоводства, и подготовит обоснования для увеличения бюджетных ассигнований на поддержку и развитие товарной аквакультуры в Республике Карелия.

Правительство Республики Карелия совместно с Северо-Западным территориальным управлением Росрыболовства усилят контроль за соблюдением требований по обязательному оснащению средствами ТСК судов, осуществляющих прибрежное и промышленное рыболовство в Ладожском озере, а также за использованием жаберных сетей, которые запрещены при любительском рыболовстве на территории Республики Карелия.

Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия совместно с республиканским управлением ветеринарии, ФГБНУ «ГосНИОРХ» и ФГБНУ «ВНИРО» к началу осени должны проработать вопрос об организации ихтиопатологической лаборатории.