Основные проблемы, изучаемые на макроэкономическом уровне. Макроэкономика: предмет и методы исследования

Фед е ральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

водных коммуникаций»

Котласский филиал ФБОУ ВПО «СПГУ ВК»

Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Направление бакалавриата 080100.62 «Экономика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине : «Макроэкономика»

Тема: «Макроэкономика: предмет и методы исследования. Основные проблемы, изучаемые на макроэкономическом уровне»

Выполнила:

Курочкина Н.А. студент гр. 12-ЭУ

«__20____»_апреля____ 2013___ г _______________

(подпись)

Проверил:

Альхимович И.Н.

(подпись)

К защите допускаю:

Альхимович И.Н.

«________»_____________ 20____ г _______________

(подпись)

Котлас

Введение……………………………………………………………………4

1. Предмет макроэкономики………………………………………………5

2 Методы и принципы макроэкономического анализа………………….9

3. Главные макроэкономические проблемы…………………………….14

Заключение………………………………………………………………..19

Список использованных источников…………………………………… 2 1

Введение

Макроэкономика - отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Основными проблемами, которые изучает макроэкономика, являются: экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблема безработицы; общий уровень цен и проблема инфляции; уровень ставки процента и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.

Важность изучения макроэкономики:

1) она не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике;

2) знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики;

3) знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.

1. Предмет макроэкономики.

1) Макроэкономика – это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Слово «макроэкономика» (macroeconomics) состоит из двух слов: «макро» и «экономика». «Макро» (от греч. makros) означает «большой» и «экономика» (от греч. oikonomike) – «искусство ведения домашнего хозяйства».

^ Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать.

Впрочем, среди ученых до сих пор нет полного единства мнений по этому поводу. Так, некоторые экономисты (как следует из основного определения макроэкономики) считают предметом три основные проблемы: занятость, инфляцию и экономический рост. Другие доводят количество основных макроэкономических проблем до 2-3 десятков. Однако здесь, вероятно, следует вспомнить великого Аристотеля, который призывал искать во всем «золотую середину» и избегать крайностей. Поэтому выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семерку»:

1. национальный продукт,

2. занятость (безработица),

3. инфляция,

4. экономический рост,

5. экономический цикл,

6. макроэкономическая политика государства,

7. внешнее взаимодействие национальных экономик.

Вместе с тем следует помнить, что объект исследования макроэкономики постоянно трансформируется, поэтому меняется и круг проблем, требующих все нового осмысления.

Существует множество разнообразных школ, трактующих происходящие экономические процессы весьма неоднозначно и своеобразно. И хотя в мире макроэкономической науки по-прежнему доминирует англосакское направление, в последние десятилетия существенно укрепляются позиции и авторитет ученых Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Швеции, Японии, Китая и ряда других стран. Наблюдаются попытки создания и российской макроэкономической науки, хотя следует признать, что отечественные макроэкономисты делают лишь первые шаги. 19

Макроэкономика выполняет следующие функции:

Познавательная : изучение, анализ и объяснение экономических процессов и явлений.

Прогностическая : выявление и оценка перспектив экономического развития и экономической конъюнктуры.

Идеологическая : формирование определенного мировоззрения по различным экономическим вопросам, затрагивающим интересы всего общества.

Различают позитивную и нормативную макроэкономику .

^ Позитивная макроэкономика имеет целью объяснение сущности происходящих экономических процессов и явлений и выработку рекомендаций по экономической политике на основе анализа реальных экономических параметров. То есть позитивная макроэкономика имеет дело с анализом экономических фактов и ставит целью построение экономической модели, свободной от субъективных суждений. Утверждения позитивной макроэкономики могут быть статистически подтверждены или опровергнуты. Например, типичное позитивное суждение: «доходы государственного бюджета находятся в прямой зависимости от ставки подоходного налога».

^ Нормативная макроэкономика выражает мировоззренческие, идеологические принципы, постулаты и предписания экономического поведения, служащие основой для оценки желательности тех или иных результатов экономической деятельности. То есть нормативная макроэкономика представляет собой совокупность субъективных суждений о том, как должна функционировать экономика. Так, например, утверждения типа «бедные не должны платить налоги», «налогообложение должно строиться по прогрессивной шкале» являются нормативными.

Позитивные и нормативные суждения в макроэкономике достаточно тесно взаимосвязаны. С одной стороны, позитивная теория служит основой для выбора основополагающих нормативных утверждений, с другой — нормативные постулаты при определенных условиях могут послужить основой для создания новой или специальной макроэкономической концепции.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период применяются такие агрегаты, как:

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Валовой национальный продукт (ВНП)

Чистый национальный продукт (ЧНП)

Национальный доход (НД)

Личный доход граждан (ЛД)

Экономисты считают, что всеобъемлющим индикатором экономического развития и наилучшим показателем состояния экономики являются ВВП и ВНП, составляющие основу СНС. Оба понятия представляют собой совокупную рыночную стоимость всей конечной продукции (товаров и услуг), произведенной страной в течение определенного периода.

В этом их сходство. Но имеется и различие.

^ Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, созданную в географических пределах данной страны вне зависимости от национальной принадлежности экономических ресурсов, используемых в производстве.

^ Валовой национальный продукт (ВНП) также характеризует стоимость конечных товаров и услуг в ценах конечного покупателя, но только созданную с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.

2. Методы и принципы макроэкономического анализа

Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели.

Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:

1. домохозяйства,

2. фирмы,

3. государство,

4. иностранный сектор.

Домохозяйства (households) – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике: а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.

Фирмы (business firms) - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли. Фирмы выступают: а) покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются б) основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование), поэтому фирмы являются в) инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг. А поскольку, как правило, для финансирования своих инвестиционных расходов фирмы используют заемные средства, то они выступают г) основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.

Государство (government) –это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка (market failures) и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому: а) производителем общественных благ; б) покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций; в) перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов); г) в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает д) регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.

Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на: структурную, обеспечивающую экономический рост

конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия). Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов.

Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.

Иностранный сектор (foreign sector) – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством: а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг), б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).

Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.

Агрегирование рынков производится с целью выявления закономерностей функционирования каждого из них, а именно: исследования особенностей формирования спроса и предложения и условий их равновесия на каждом из рынков; определения равновесной цены и равновесного объема на основе соотношения спроса и предложения; анализа последствий изменения равновесия на каждом из рынков.

Агрегирование рынков дает возможность выделить четыре макроэкономических рынка:

рынок товаров и услуг (реальный рынок),

финансовый рынок (рынок финансовых активов),

рынок экономических ресурсов ,

валютный рынок.

Для получения агрегированного рынка товаров и услуг (goods market) мы должны абстрагироваться (отвлечься) от всего разнообразия производимых экономикой товаров и выделить наиболее важные закономерности функционирования этого рынка, т.е. закономерности формирования спроса и предложения товаров и услуг. Соотношение спроса и предложения позволяет получить величину равновесного уровня цен (price level) на товары и услуги и равновесного объема их производства (output). Рынок товаров и услуг называют также реальным рынком (real market), поскольку там продаются и покупаются реальные активы (реальные ценности – real assets).

Финансовый рынок (рынок заемных средств) (financial assets market) – это рынок, где продаются и покупаются финансовые активы (деньги, акции и облигации). Этот рынок делится на два сегмента: а) денежный рынок (money market) или рынок денежных финансовых активов; б) рынок ценных бумаг (bonds market) или рынок неденежных финансовых активов. На денежном рынке не происходят процессы купли и продажи (покупать деньги за деньги бессмысленно), однако исследование закономерностей функционирования денежного рынка, формирования спроса на деньги и предложения денег очень важно для макроэкономического анализа. Изучение денежного рынка, условий его равновесия позволяет получит равновесную ставку процента (interest rate), выступающую «ценой денег» (ценой кредита), и равновесную величину денежной массы (money stock), а также рассмотреть последствия изменения равновесия на денежном рынке и его влияния на рынок товаров и услуг. Основными посредниками на денежном рынке являются банки, которые принимают денежные вклады и выдают кредиты.

На рынке ценных бумаг продаются и покупаются акции и облигации. Покупателями ценных бумаг, в первую очередь, являются домохозяйства, которые тратят свои сбережения с целью получения дохода (дивиденда по акциям и процента по облигациям). Продавцами (эмитентами) акций выступают фирмы, а облигаций – фирмы и государство. Фирмы выпускают акции и облигации с целью получения средств для финансирования своих инвестиционных расходов и расширения объема производства, а государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета.

Рынок ресурсов (resource market) в макроэкономических моделях представлен рынком труда (labour market), поскольку закономерности его функционирования (формирование спроса на труд и предложения труда) позволяют объяснить макроэкономические процессы, особенно в краткосрочном периоде. При изучении рынка труда мы должны отвлечься (абстрагироваться) от всех различных видов труда, различий в уровнях квалификации и профессиональной подготовки. В долгосрочных макроэкономических моделях исследуется также рынок капитала. Равновесие рынка труда позволяет определить равновесное количество труда (labour force) в экономике и равновесную «цену труда» – ставку заработной платы (wage rate). Анализ неравновесия на рынке труда позволяет выявить причины и формы безработицы.

Рынок валюты (foreign exchange market) – это рынок, на котором обмениваются друг на друга национальные денежные единицы (валюты) разных стран (доллары на иены, марки на франки и т.п.). В результате обмена одной национальной валюты на другую формируется обменный (валютный) курс (exchange rate).

3. Главные макроэкономические проблемы

Если посмотреть на макроэкономику с позиций рынка, то она предстанет хорошо известным актом купли-продажи, хотя и необычным по своим параметрам: это - гигантская рыночная сделка, размером с производство всей страны, и продолжительностью в год.

Как «макрорынок» макроэкономика нам понятна, ибо принципиальный механизм купли-продажи одинаков для всех рыночных сделок, независимо от того, в каком объеме и каких пространственно-временных масштабах они происходят (очевидно, что обязательно должно быть «предложение», должен быть «спрос» и должно быть обеспечено их свободное взаимодействие, которым определяется оптимальная - «равновесная» -цена купли-продажи).

Знание сути купли-продажи выводит нас на главную проблему макроэкономики, волнующую общество: жизненно важно, чтобы этот гигантский акт купли-продажи вообще состоялся (поскольку бывают ситуации, когда это просто невозможно, - например, в период экономического кризиса), причем состоялся с наименьшими издержками для всех его участников.

Что в данном случае означает «с наименьшими издержками»? Только одно - чтобы как можно больше из того, что произведено для продажи, было бы куплено. Идеальный вариант - если бы все произведенное было бы предложено к продаже, а все предложенное к продаже было бы раскуплено, т. е.: объем совокупного производства = объем совокупного предложения = объем совокупного спроса.

Центральная проблема макроэкономики - обеспечение такого объема производства, при котором совокупный спрос был бы равен совокупному предложению.

Этот центральный пункт макроэкономической теории требует пояснений. Конечно, в реальности равенство объемов производства, совокупного предложения и совокупного спроса недостижимо. Поэтому на практике стремятся к оптимальному (фактически - минимальному) неравенству, а не к идеальному состоянию их абсолютного равенства (в этом смысле экономический прогресс есть бесконечное решение извечной задачи «квадратуры круга», т.е. постоянные усилия общества по сближению величин совокупного спроса и совокупного предложения).

Понимание сути главной проблемы макроэкономики по-новому ставит вопрос об экономических функциях и пределах возможностей рыночного механизма. Например, - микроэкономика действительно исчерпывается соответствующим микрорынком, т.е. «социальное пространство» микроэкономики сведено непосредственно к рынку, ко всему, что на нем происходит и на него влияет. Но аналогична ли ситуация для макроэкономики? Может ли и ее социальное пространство также быть сведено только к макрорынку? Иными словами, способен ли рынок, обнаруживающий самодостаточность и эффективность для микроэкономики, выполнить то же для макроэкономики, т. е. обеспечив микроравновесие (равенство спроса и предложения на микрорынке), обеспечить и макроравновесие (равенство совокупного спроса и совокупного предложения)? Или макроравновесию (так же, как микроравновесию в ситуациях «внешних эффектов», «монополий», «общественных товаров») нужна помощь, но уже постоянная и всюду?

В целом очевидно, что мера государственной «помощи» макрорынку в разные исторические периоды неодинакова: то возрастает, то уменьшается, отражая прежде всего объективные обстоятельства (социально-экономическую структуру рыночной собственности, в том числе удельный вес государственного сектора; соотношение малого, среднего и крупного бизнеса; степень монополизма; уровень «открытости» экономики; даже демографические показатели, когда, например, постарение населения требует усиления перераспределительных процессов и т. д.). А поскольку все эти параметры подвижны, то динамика и экономическая роль государства - и во времени, и в пространстве (для отдельных сфер, отраслей и стран) различны, так что вполне может возникнуть ситуация, когда возрастание роли государства в одной сфере экономики будет «компенсироваться» уменьшением его роли в другой сфере, и т. п.

Разумеется, купля всего, что произведено, - не самоцель: на самом же деле за этим скрывается общая для всех уровней экономики проблема: как ограниченными ресурсами удовлетворить неограниченные потребности ? Ведь трагическое для человека и общества несоответствие этих двух параметров присуще не только микроэкономике, но и макроэкономике.

Проблема реализации (купли-продажи) всего результата годового производства страны порождена только рыночным устройством макроэкономики - дорыночная («традиционная») и внерыночная («административная») формы экономической организации такой проблемы не знают, ибо в них отсутствует свободный обмен между свободным производителем (продавцом) и свободным потребителем (покупателем) как частными собственниками; в этих обществах господствует «натуральный» или «рационированный» обмен. И только «рыночная» макроэкономика -монетарная система, приносящая свободу своим субъектам, - порождает проблему купли-продажи результата национального производства, проблему вечную, постоянно воспроизводимую, разрешаемую в теории, но не на практике, в вечности которой - жизнь, эффективность и динамика рыночной системы.

В центре внимания макроэкономики находятся проблемы:

* экономического роста;

* общего экономического равновесия и условий его достижения;

* макроэкономической нестабильности, измерения и способов регулирования экономических процессов;

* измерения результатов национальной экономической деятельности и взаимосвязи между ними;

* оптимизации внешнеэкономических связей и отношений страны;

* анализа экономических циклов;

* эффективности макроэкономической политики государства.

Основные макроэкономические проблемы включают в себя такие внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы как:

· проблема масштабов национального производства и темпов экономического роста;

· накопления и масштабов инвестиций;

· занятости и безработицы;

· недогрузки производственных мощностей;

· инфляции;

· дефицита государственного бюджета;

· стабильности курса национальной валюты;

· дефицита внешней торговли;

· дефицита платёжного баланса;

· макроэкономической нестабильности (проблема экономического цикла),

· бюджетно-налоговая политика,

· денежно-кредитная политика.

Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов, как рост населения и технологический прогресс. Динамика этих факторов в долгосрочной перспективе определяет динамику потенциального объема производства. В краткосрочном периоде экономика отклоняется от этой главной траектории равномерного поступательного движения. Поэтому обеспечение устойчивого экономического роста предполагает управление этими циклическими колебаниями.

Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику государства (например, таких как динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, уровня заработной платы, цен, валютного курса и т.д.), макроэкономика оставляет "за кадром" поведение отдельных экономических агентов - домашних хозяйств и фирм. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом. Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего).

В настоящее время макроэкономическими категориями и показателями интересуются самые широкие слои населения. Текущие доходы людей непосредственно зависят от уровня национального дохода и занятости. Ценность семейного имущества напрямую связана с темпом инфляции. Состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы передвижения ее жителей через государственные границы. В целом, от макроэкономики, как и от других наук, ожидают не только объяснения сути исследуемых явлений и прогноза их развития, но и выявления возможностей людей влиять на ход событий.

Заключение

Таким образом, макроэкономика - отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение.

Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1) определение объема и структуры национального продукта и НД;

2) выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3) анализ природы инфляции;

4) изучение механизма и факторов экономического роста;

5) рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6) исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7) теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

Список использованных источников

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2006

2. Актуальные проблемы государственного строительства и управления: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.И. Глазуновой. - Мн., 2007

3. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. - Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999

4. Бокун И.А., Темичев А.М. Прогнозирование и планирование экономики. - Мн.: Амалфея, 2002

5. Борисова Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. - М.: Юрайт-М, 2000

6. Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица. - М.: Высшая школа, 2002

7. Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. - С-Пб: Экономическая школа, 1994

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Реферат
Тема: Макроэкономика

1 Макроэкономическая наука

Введение

Основные понятия

2 Валовой национальный продукт (ВНП)

Добавленная стоимость

Чистый национальный продукт

Национальный доход

Реальный

и номинальный ВНП

Дефлятор ВНП

3 Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос

Совокупное предложение

4 Равновесие и экономический рост

Накопление капитала

Рост населения

Технологический прогресс

Заключение

5 Безработица

Потеря работы, поиск работу и естественный уровень безработицы

Поиск работы и фрикционная безработица

Государственная политика и фрикционная безработица

Жёсткость реальной заработной платы и безработица ожидания

Продолжительность безработицы

Вступление на рынок труда и уход с него

6 Инфляция

Условия и причины инфляции

Заключение

Макроэкономическая наука

Введение

Вся наука есть не что иное, как упорядочение мышления.

Альберт Эйнштейн

Цель экономической теории – объяснить поведение людей в процессе производства, распределения и использования материальных

благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Экономические знания объединяются в две части экономической теории: микро- и макроэкономику.

В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного экономического субъекта (потребителя,

фирмы), в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания

оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход, уровень безработицы, уровень цен и темп инфляции, состояние государственного бюджета и платёжного

баланса страны, темпы экономического роста.

Явления, изучаемые макроэкономикой, затрагивают жизнь каждого из нас. Управляющие предприятиями, прогнозирующие спрос на

свои товары должны предвидеть, как быстро будут расти доходы потребителей. Граждан пожилого возраста, живущих на фиксированный доход, интересует, как быстро будут увеличиваться цены.

Люди, ищущие работу, надеются, что экономика вступит в период подъёма, и фирмы начнут набирать работников. Состояние платёжного баланса страны в значительной мере определяет степень

свободы её жителей в передвижении через государственные границы. Состояние экономики оказывает влияние на всех людей.

Макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о доходах, ценах,

безработице и многих других экономических показателях, относящихся к различным странам и различным периодам. Затем они стараются сформулировать общий теоретический подход к объяснению

этих данных.

Основные понятия

Своеобразие предмета и метода макроэкономического анализа

обуславливает использование в макроэкономике понятий, не встречающихся в микроэкономике.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определённый период применяются

такие агрегаты, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД).

ВВП - есть сумма добавленных ценностей, созданных за определённый период всеми производителями, ведущими производство на

территории страны. При этом под добавленной стоимостью понимается разность между выручкой и стоимостью материальных затрат на производство и реализацию продукции.

ВНП – это ВВП минус сумма добавленный ценностей, созданных на территории страны посредством использования факторов

производства принадлежащих иностранцам, плюс сумма добавленных ценностей, созданных за границей посредством факторов, принадлежащих гражданам данной страны.

В полностью закрытой экономике ВВП равен ВНП. В открытой экономике основными источниками расхождения между объёмами ВВП и

ВНП являются непосредственная деятельность инофирм на национальной территории (отечественных фирм за рубежом), совместных предприятий, участие иностранных (отечественных) работников в

производстве товаров и услуг на национальной территории (за рубежом), внешние займы (ссуды). Очевидно, что ВНП больше ВВП, если доходы владельцев факторов, используемых за рубежом,

превышают доходы иностранцев от использования принадлежащих им факторов в экономике данной страны.

ЧНП – это ВНП за вычетом амортизации. Амортизация представляет собой эквивалент величины обесценения основного капитала

за период.

При определении всех перечисленных показателей результативности функционирования национальной экономики используются

рыночные цены. Из микро экономики известно, что рыночные цены благ без остатка раскладываются на факторные доходы: заработную плату, процент, ренту и предпринимательский доход. Но так

обстоит дело только в том случае, если государство не прибегает к косвенным налогам и субвенциям. Первые повышают цену конечной реализации, вторые снижают её. Поэтому, чтобы узнать

величину созданного за период национального дохода как суммы всех факторных доходов, надо из ЧНП, измеренного в ценах реализации, вычесть косвенные налоги и добавить субвенции. Иначе

говоря, национальный доход есть ЧНП, измеренный в факторных ценах. Косвенные налоги, поэтому не включаются в национальный доход, что рассматриваются не в качестве факторного дохода

государства, а как трансфертный платёж.

Все доходы можно разделить на два вида: доходы от труда и доходы от имущества.

Под имуществом понимается любой источник законного нетрудового дохода. Основными видами имущества являются

производительный (реальный) капитал, земля, жилые дома, ценные бумаги, лицензии и патенты и д.р. Денежная оценка имущества представляет собой дисконтированную сумму ценности ожидаемых

от него доходов.

Совокупность имущества, принадлежащего частным физическим и юридическим лицам, а также государству образует национальное

богатство.

сохранения ценности. Деньги являются также специфическим видом имущества, не приносящим дохода при стабильном уровне цен.

Ликвидность – вид имущества (финансового актива), который можно сразу и без издержек использовать в качестве платёжного

средства.

Кассовые остатки (касса) экономического субъекта – объём имеющихся

у него платёжных средств.

Показатели, характеризующие величину дохода и его использование, имеют размерность потока: количество в единицу времени

(рублей в год, штук в месяц и т.п.). Объём имущества измеряется в единицах запаса: количество на определённый момент времени (рублей, штук и т.п.). Изменение величины запаса за

период, принимаемый за единицу времени есть величина потока.

Уровень цен – одна из центральных категорий макроэкономики, с которой в микроэкономике определяются равновесные пропорции

обмена благ, т.е. относительные (реальные) цены этих благ.

Под уровнем цен понимается денежная оценка блага – или совокупности благ («корзины»), - служащего масштабом цен.

При определении индекса потребительских цен в «корзину» включают несколько сот важнейших товаров народного

потребления.

Посредством индекса цен производства определяется динамика стоимости производства конкретной группы товаров.

Дефлятор есть...

Забрать файл

ПЛАН Стр Введение. 1. Предмет макроэкономических исследований, их взаимосвязь с другими дисциплинами. 2. Система макроэкономических показателей. 2.1. Объемно-стоимостные показатели. 2.2. Показатели уровня и динамики цен. 3. Счета национального дохода. 3.1. Валовой национальный продукт (ВНП). 3.2. Инвестиции. 3.3. Национальный доход. 4. Межотраслевой баланс. 4.1. Коэффициенты прямых затрат продукции каждой из отраслей. 4.2. Коэффициенты полных затрат продукции каждой из отраслей на производство единицы конечного продукта каждой их отраслей. 5. Понятие про систему национальных счетов. 5.1. Стандарт системы национальных счетов, предложенный ООН. Заключение. Литература. Введение. Под макроэкономическими понимаются исследования, в ходе которых экономика государства, группы государств или государственного образования, пользующегося экономической самостоятельностью, рассматриваются как единое целое. В отличие от микроэкономики, где главным объектом исследования является отдельное предприятие (фирма), предметом макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства. При этом основное внимание уделяется рассмотрению следующих основных вопросов: динамики агрегированных экономических показателей, тенденции и факторы определяющие их; формирование и исполнение государственного бюджета, фискальная (налоговая, тарифная, др.) и финансовая политика государства; функционирование денежной системы, роль центрального (резервного) банка, монетарная и кредитно-финансовая политика этого учреждения; основы внешнеэкономической политики государства и практики валютного регулирования; ситуация на основных рынках (товаров, рабочей силы, капиталов, валют); государственная политика финансовой стабилизации и экономического роста. Основная цель макроэкономических исследований - это поддержка текущей экономической политики государства. 1. Предмет макроэкономических исследований, их взаимосвязь с другими дисциплинами. В условиях стабильной рыночной экономики изменение экономической структуры общества не является предметом такой политики. Макроэкономика в странах с рыночной экономикой рассматривает основные экономические институции как нечто заранее заданное. Их формирование - это предмет основ экономической теории и экономических разделов политологии. Для экономики переходного типа структурные изменения являются одной из важнейших задач текущей экономической политики. Поэтому их надо рассматривать в комплексе с перечисленными ранее управленческими макроэкономическими исследованиями. Это обуславливает более широкий предмет макроэкономики, в который входят вопросы структурных изменений во время реформ. В традиционном (западном) представлении макроэкономика не касается концептуальных вопросов построения экономической системы государства и не пытается исследовать причины, обусловившие выбор такой концепции - это предмет политологии, в частности, ее экономических разделов. Предметом макроэкономики является количественное и качественное описание процессов функционирования государственной экономики, анализ их хода. Вместе с макроэкономикой и региональной экономикой (regional planning) макроэкономика выступает важнейшей составной частью теоретических и прикладных экономических исследований. Представление о методах, применяемых в макроэкономических исследованиях, дает следующая таблица. Таблица 1. Удельный вес статей различного типа в American Economic Review. |Тип статьи |Март 1972 - |Март 1977- декабрь| | |декабрь 1976 |1981 | |1. Математические |50, 1 |54,0 | |модели, не | | | |содержащие | | | |статистических | | | |данных | | | |2. Экономический |21,2 |11,6 | |анализ без | | | |математических | | | |формул и данных | | | |3. Методология |0,6 |0,5 | |статистики | | | |4. Эмпирический |0,8 |1,4 | |анализ на основе | | | |данных, собранных | | | |по инициативе | | | |автора | | | |5. Эмпирический |21,4 |22,7 | |анализ с | | | |использованием | | | |косвенных | | | |статистических | | | |оценок, полученных | | | |на основе собранных| | | |другими данными | | | |6. Эмпирический |- |0,5 | |анализ без | | | |использования | | | |косвенных | | | |статистических | | | |оценок | | | |7. Комплексные |5,4 |7,4 | |работы | | | |8. Эмпирический |0,5 |1,9 | |анализ с помощью | | | |имитационного | | | |моделирования | | | Значение макроэкономических исследований особо возрастает в условиях переходной экономики. Интенсивность и порядок проведения структурных изменений должны опираться на глубокие количественные исследования, числовые оценки возможных последствий реализации тех или иных сценариев реформ. Таким образом, в переходном периоде макроэкономические исследования включают не только анализ хода экономических процессов в рамках заданных, устоявшихся экономических структур, но исследование путей изменения этих структур. Здесь необходима более тесная связь с политологией, социологией и другими общественными дисциплинами. Это не может не породить трудностей - указанные дисциплины оперируют преимущественно качественными категориями, а в основу макроэкономики как уже отмечалось, положены также и количественные исследования. Поэтому необходимы специальные методы анализа и, в частности, моделирования переходных экономических процессов. В условиях переходного периода существенно расширяется и круг задач макроэкономического анализа. Конечно, и в современных странах с рыночной экономикой государство проводит активную экономическую политику, не ограничивающуюся только сферой сбора налогов и перераспределением госбюджета. Однако, специфика переходной экономики требует привлечения государства к решению административными методами тех задач, которые из-за несовершенной рыночной инфраструктуры не могут быть обеспечены саморегулирующимися механизмами. 2. Система макроэкономических показателей. Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные показатели. Это - высокоагрегированные показатели, отражающие ситуацию в экономике в целом, которые рассчитываются на основе более детализированных показателей, получаемых, в свою очередь, из статистических данных. Далее мы рассмотрим две группы таких показателей. 2.1. Объемно-стоимостные показатели. Эти показатели отражают изменения, происходящие в объеме произведенной в данной стране продукции и структуре ее распределения по основным направлениям использования. Поскольку суммирование разнородной (по физическим единицам измерения и целям использования) продукции возможно только в стоимостном выражении, значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен. Различают три вида цен, используемых для расчета объемно-стоимостных показателей: а) текущие цены, т.е. цены, в которых осуществлялись товарные операции, отраженные в статистических данных, и на основе которых рассчитывались показатели; б) сопоставимые цены, т.е. цены, приведенные к определенному моменту времени и зафиксированные на этом уровне; в) условные цены, т.е. цены, приведенные в условных денежных единицах и соотнесенные с ценами на данную продукцию (или ее аналог) на мировом рынке. Объемно-стоимостные показатели, рассчитанные в текущих ценах, еще называются номинальными, а рассчитанные в сопоставимых (или условных) ценах - реальными. Сравнение объемно-стоимостных показателей, относящихся к различным моментам времени, возможно только в случае применения сопоставимых или условных цен, а относящихся к различным государствам - только в случае применения условных цен. Основными макроэкономическими объемно-стоимостными показателями являются: а) национальное богатство - совокупность материальных ценностей, природных и трудовых ресурсов, прочих экономических факторов в данной стране в заданный момент времени. В связи со сложностью денежного выражения некоторых его составляющих (например, интеллектуального потенциала населения) величина национального богатства вычисляется весьма приближенно; б) совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность всевозможных товаров и платных услуг, произведенных в данной стране в данный момент времени и отраженных в официальной экономической статистике. Следует отметить, что величина совокупного общественного продукта не отражает однозначно уровень жизни, поскольку часть СОП тратится на чисто производственные цели. В результате возникает проблема двойного зачета стоимости, когда, например, стоимость произведенных шин учитывается в СОП дважды - как часть произведенной продукции нефтехимической промышленности и как часть стоимости автомобилей, на которые установлены эти шины. В результате при всех прочих равных условиях СОП будет большим у той страны, экономике которой присущи более длинные производственно-технологические цепочки. Наконец, при вычислении величины СОП возникает неоднозначность, связанная с учетом стоимости продукции внутрипроизводственного назначения, обычно не отраженной в экономической статистике. Поэтому для оценки экономического потенциала страны чаще используют такой показатель, как валовой национальный продукт; в) валовой национальный продукт (ВНП) - это СОП за вычетом промежуточного потребления, т.е. стоимости товаров и услуг, использованных в производственных целях в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих, энергетических ресурсов и других производственных факторов разового использования, передающих всю свою стоимость вновь произведенному товару. При определении величины ВНП уже не происходит двойного зачета стоимости, но в эту величину еще входят некоторые компоненты производственного характера; г) конечный или чистый продукт (КП)- это величина ВНП, из которой полностью исключены производственные материальные затраты, такие, как амортизационные отчисления, т.е. затраты на обновление и ремонт изношенных основных производственных фондов. Согласно принятой в странах с рыночной экономикой методологии из величины ВНП при вычислении КП также исключают платежи по косвенным налогам (акцизные сборы и др.), поскольку они служат источником финансирования государственных субсидий, покрывающих часть ранее сделанных фактических материальных затрат. КП представляет собой, во- первых, объем товаров и услуг, использованных для потребления, инвестиций и возмещения непредвиденных расходов (например, устранение последствий стихии), во-вторых, вновь созданную в ходе внутриэкономической деятельности стоимость; д) национальный доход (НД) - это совокупный доход всех субъектов экономики (производителей, потребителей) данной страны. Различают произведенный НД, полученный в результате внутриэкономической деятельности, распределенный НД, в состав, которого также включены доходы (или убытки, со знаком минус) от экспорта, импорта и прочих внешнеэкономических операций. В соответствии с законом стоимости величина произведенного НД должна примерно совпадать с КП, но точного равенства может и не быть, поскольку данный закон, как и все другие экономические законы, является "законом тенденций". Распределенный НД разделяется на: 1) фонд потребления (ФП), в который включается как личное, так и общественное потребление. К последнему относятся, в частности, расходы на оборону, охрану общественного порядка, фундаментальную науку, бесплатные программы образования, здравоохранения и др.; 2) фонд накопления (ФН), в котором учитывается накопление, как основных производственных фондов, так и оборотных средств; 3) фонд возмещения (ФВ), в который, кроме прямых затрат по возмещению, также обычно включают страховые платежи. Конечный продукт представляет собой пример макроэкономического показателя, рассчитанного в категориях затрат, а национальный доход - пример показателя, рассчитанного в категориях доходов. Это - два основных способа расчета макроэкономических показателей. Примером еще одного показателя, обычно рассчитываемого в категориях доходов, является валовой внутренний продукт. Валовый внутренний продукт (ВВП) - это сумма оплаты труда (ОТ), чистой прибыли (ЧП), потребления основного капитала (ПК) и сальдо между косвенными налогами и субсидиями (СКН). |ВВП = ОТ + ПК + СКН + ЧП | Чистая прибыль включает смешанный доход малых предприятий без четко выраженного фонда оплаты труда. ОТ включает и социальные платежи. ПК - аналог АО. Сальдо косвенных налогов и субсидий - это разница между уплаченными налогами и полученными субсидиями. Различают косвенные налоги: на производство, начисляемые в зависимости от видов производственной деятельности или от объема используемых производственных факторов многократного применения и налоги на продукты и импорт, начисляемые в зависимости от объемов производства и промежуточного потребления. Примеры налогов на производство: начисления на фонд оплаты труда, плата за природоиспользование. Примеры налогов на продукты и импорт: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Аналогичная классификация существует и для субсидий. Сумма ОТ, ПК, ЧП и сальдо налогов (и субсидий) на производство называется валовой добавленной стоимостью (ВДС). ВВП широко применяется в макроэкономических исследованиях, поскольку все данные для его расчета могут быть получены из налоговой документации, что обуславливает их полноту и достоверность. Внешнеэкономическую деятельность характеризуют такие показатели: экспорт, импорт, экспортно-импортное сальдо сальдо внешнеэкономического платежного баланса. В заключении остановимся на объемно-стоимостных показателях, характеризующих сферу денежного обращения. Прежде всего, это – масса наличных денег (М0), т.е. совокупный номинал банкнот, купюр и других банковских документов многократного пользования, выполняющих функции универсального платежного средства и находящихся в свободном обращении. Если к этой величине добавить сумму вкладов до востребования, кредитных резервов банков, а также денежные суммы, находящиеся в процессе перевода со счета на счет (т.е. всевозможные свободные безналичные деньги), то получим

В этой главе мы построили модель, объясняющую производ ство, распределение и использование товаров и услуг, произведен ных в экономике. Поскольку модель включает в себя все составля ющие, проиллюстрированные в диаграмме кругооборота (рис. 3-1), она иногда называется моделью общего равновесия. Эта модель подчеркивает важность изменений цен для приведения в равнове сие предложения и спроса. Цены факторов производства приводят в равновесие рынки факторов производства. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение товаров и услуг (или, аналогично, спрос и предложение заемных средств). В этой главе мы обсуждали различные применения этой модели. Модель может объяснить, как доход делится между факторами производства и как цены факторов зависят от их предложения. Мы также использовали эту модель при обсуждении вопроса о том, как бюджетно-налоговая политика изменяет распределение произведенного продукта между альтернативными направлениями его использования и как это влияет на равновесную ставку процента. Теперь будет полезно повторить некоторые упрощающие предположения, которые мы сделали в этой главе. В последующих главах мы снимаем некоторые из этих предположений с тем, чтобы охватить более широкий круг проблем. Мы предположили, что запас капитала, рабочая сила и технология являются фиксированными величинами. В главе 4мы увидим, как изменения каждой из этих переменных во времени ведут к росту объема произведенных экономикой товаров и услуг. Мы предположили, что рабочая сила занята полностью. В главе 5 мы рассмотрим причины безработицы и увидим, как государственная политика влияет на уровень безработицы. Мы игнорировали роль денег, с помощью которых покупаются ипродаются товары и услуги. В главе 6 мы обсудим воздействие денег на экономику, а также влияние денежной политики. Мы предположили, что торговля с другими странами отсутствует. В главе 7 мы рассмотрим, как международные экономические отношения повлияют на наши выводы. Х Мы игнорировали роль негибкости цен в краткосрочном периоде. В главах 8, 9, 10 и 11 мы построим модель краткосрочных колебаний, в которую включены негибкие цены. Затем мы обсудим, как модель краткосрочных колебаний связана с моделью производства, распределения и использования национального дохода, построенной в настоящей главе. Прежде чем перейти к изучению последующих глав, вернитесь к началу этой главы и убедитесь в том, что вы можете ответить на те четыре группы вопросов о национальном доходе, которыми она начинается. Основные выводы Факторы производства и производственная технология определя ют объем производимых экономикой товаров и услуг. Увеличение количес тва одного из этих факторов или технологическое усовершенствование ведут к росту объема выпуска. Конкурентные, максимизирующие прибыль, фирмы нанимают работников до тех пор, пока предельный продукт труда (MPL) не станет равным реальной заработной плате. Аналогично, эти фирмы наращивают капитал до того момента, пока предельный продукт капитала (МРК) не станет равным реальным издержкам его использования. Таким образом, каждый фактор производства получает компенсацию, точно равную его предельному продукту. Если производственная функция обладает свойством постоянной отдачи от масштаба, весь объем выпущенной продук ции идет на выплаты владельцам факторов производства. Произведенный экономикой продукт используется на потребле ние, инвестиции и государственные закупки. Потребление увеличивается при росте располагаемого дохода. Инвестиции уменьшаются при росте реальной ставки процента. Государственные закупки и налоги являются экзогенными переменными бюджетно-налоговой политики. Реальная ставка процента изменяется, уравновешивая спрос и предложение на произведенную в экономике продукцию; или, иначе говоря, уравновешивая предложение свободных заемных средств (сбережений) и спрос на них (инвестиции). Уменьшение объема национальных сбережений в результате увеличения правительственных закупок или уменьшения налогов сокращает равновесное количество инвестиций и повышает ставку процента. Увеличение инвестиционного спроса в результате технологичес ких новшеств или налоговых стимулов также повышает ставку процента. Рост инвестиционного спроса увеличивает объем инвестиций лишь в том случае, если более высокая ставка процента стимулирует дополнительные сбережения. Экономическая прибыль Располагаемый доход Функция потребления Предельная склонность к потреб лению Номинальная ставка процента Реальная ставка процента Национальные сбережения Частные сбережения Государственные сбережения Вытеснение Основные понятия Факторы производства Производственная функция Бухгалтерская прибыль Постоянная отдача от масштаба Цены факторов, Конкуренция Предельный продукт труда (MPL) Убывающий предельный продукт Реальная заработная плата Предельный продукт капитала, (МРК) 1 Реальная цена капитала Вопросы для повторения Что определяет объем выпуска в экономике? Объясните, как конкурентная, максимизирующая прибыль фирма решает, какой объем каждого фактора производства ей нужен. Какова роль постоянной отдачи от масштаба в распределении дохода? Что определяет размер потребления и инвестиций? Объясните различие между государственными закупками и транс фертными платежами. Приведите примеры. Что делает спрос на продукцию экономики (товары и услуги) равным предложению? Объясните, что происходит с потреблением, инвестициями и ставкой процента, когда правительство повышает налоги. Задачи и приложения теории Если увеличение на 10% капитала и труда вызывает увеличение объема выпуска менее чем на 10%, говорят, что производственная функция характеризуется убывающей отдачей от масштаба. Если это вызывает увеличение объема выпуска более чем на 10%, говорят, что производствен ная функция характеризуется возрастающей отдачей от масштаба. Почему производственная функция может характеризоваться убывающей или возрастающей отдачей от масштаба? Предположим, что производственной функцией является функция Кобба-Дугласа с параметром а=0,3. а) Какие доли дохода получают капитал и труд? б) Предположим, что рабочая сила выросла на 10% (например, в результате иммиграции). Как изменится общий объем выпуска продукции (в процен-тах)? Издержки использования капитала? Реальная заработная плата? Правительство увеличивает налоги на 100 млрд дол. Если предельная склонность к потреблению равна что произойдет с а) национальными сбережениями; в) государственными сбережениями; б) частными сбережениями; г) инвестициями? Предположим, что рост уверенности в завтрашнем дне поднял ожидания потребителей относительно будущего дохода и тем самым увеличил часть дохода, которую они могут потребить сегодня. Это может быть интерпретировано как сдвиг графика функции потребления вправо - вверх. Как это смещение повлияет на инвестиции и ставку процента? Предположим, что правительство увеличивает налоги и государ-ственные закупки на одинаковую величину. Что случится со ставкой процента и инвестициями в ответ на это сбалансированное изменение бюджета? Зависит ли ваш ответ от предельной склонности к потреблению? Если бы объем псгребления зависел от ставки процента, как бы это отразилось на выводах, сделанных в этой главе относительно результа тов воздействия бюджетно-налоговой политики??

"Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер, направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияние или непосредственно предопределить их протекание".

Макроэкономическая теория изучает не только поведение экономики как единого целого, но и экономическую политику государства, влияющую на объемы инвестиций, потребления, валютный курс, платежный баланс, ставки процента, денежную массу и другие макропеременные. Макроэкономика, изучая темы данного курса, включает анализ основ экономической политики; макромодели позволяют оценить возможные последствия и эффективность тех или иных мер политики.

Вопросы экономической политики всегда вызывали наиболее острые дискуссии среди экономистов разных школ и направлений. Ведь экономическая политика затрагивает интересы самых разных слоев населения, является предметом борьбы политических партий, отражается на отношениях между целыми странами.

В зависимости от характера воздействия на динамику экономической системы различают стабилизационную и структурную политику. В долгосрочном аспекте экономическая динамика может рассматриваться как рост потенциального объема выпуска (максимально возможного объема выпуска при полной занятости факторов производства). Если же анализировать динамику экономических процессов на коротких отрезках времени, то типичными для рыночной экономики являются колебания фактического объема выпуска (ВВП) вокруг условного тренда, заданного изменением потенциала, а вместе с этим и колебания экономической конъюнктуры в целом. С точки зрения интересов общества, желательным является устойчивое поступательное развитие экономики, обеспечивающее рост благосостояния населения. В то время как длительные и глубокие спады, как и слишком быстрый рост на пределе возможностей ("перегрев экономики"), чреваты негативными последствиями как для экономики, так и для общества в целом. Отклонения от равновесия могут происходить и вследствие шоков - резких изменений совокупного спроса или предложения в результате воздействия внешних факторов. В качестве примеров шоков можно назвать резкие изменения цен на нефть, что ведет к изменению издержек производства во многих отраслях; кризисные ситуации в отдельных секторах экономики (ипотечный кризис, биржевые крахи); военные и политические конфликты; стихийные бедствия, приводящие к разрушению части производственного потенциала отраслей или регионов, и т.д. Рынок обычно не в состоянии быстро справиться с подобными нарушениями. Все это приводит к необходимости проведения государством стабилизационной политики, направленной на восстановление и поддержание объема производства на уровне, близком к потенциалу, т.е. к условиям полной занятости факторов при стабильных ценах.

Во временном аспекте стабилизационная политика является чаще всего кратко- и среднесрочной. Она направлена главным образом на регулирование совокупного спроса как более динамичного компонента макроэкономического равновесия, изменение которого, в свою очередь, стимулирует рост или сокращение совокупного предложения, т.е. объема производства. Воздействие на совокупный спрос с целью приближения экономики к потенциалу осуществляется с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Это воздействие может быть как прямым, так и косвенным. К прямым методам кредитно-денежной политики можно отнести, например, ограничение центральным банком размеров банковских кредитов для отдельных банков (потолок кредитования), директивную регламентацию уровня процента по активным операциям банков, размеров маржи (разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам) и др. Примерами косвенных методов регулирования тех же параметров - объемов кредитов коммерческих банков, процентных ставок - является изменение центральным банком нормы обязательных резервов коммерческих банков, операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, или ставки рефинансирования центрального банка.

Стабилизационная политика направлена на сглаживание краткосрочных колебаний в экономике, независимо от вызвавших их причин. В зависимости от направления желательных изменений в экономике она может быть стимулирующей (экспансионистской) или сдерживающей (рестриктивной).

По характеру самого процесса воздействия на экономику различают дискреционную (когда правительство выбирает меры воздействия применительно к каждому конкретному случаю) и недискреционную политику (когда правительство неуклонно придерживается выбранной твердой линии экономической политики). К последней относят и действия так называемых "автоматических, или встроенных стабилизаторов", сглаживающих колебания экономики, таких как системы государственных трансфертов (пособия по безработице, пособия малообеспеченным семьям), прогрессивное налогообложение и др. Обычно недискреционной называют политику, следующую твердым правилам, в отличие от гибкой дискреционной, ассоциирующейся с максимально возможной свободой действий политиков в каждом конкретном случае. Различие между этими разновидностями политики достаточно условно. По ироничному замечанию Р. Барро, "дискреционная политика - это особый случай правил или соглашений, согласно которым никакие сегодняшние действия или меры не могут служить ограничением для будущих шагов тех, кто принимает решения".

Структурная политика, в отличие от стабилизационной в большей степени влияет на экономическую динамику в долгосрочном периоде и связана с воздействием на совокупное предложение. Обычно к структурной политике относят меры государства, стимулирующие рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, повышение эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация); налоговые реформы (с целью сокращения "налогового клина" между ценами и предельными издержками и стимулирования роста инвестиций и др.); реформа финансовой системы, играющей главную роль в мобилизации свободных денежных ресурсов (сбережений) и направлении их на осуществление наиболее эффективных инвестиционных проектов (обычно реформа финансовой системы включает реформу в банковской сфере, регулирование процессов на фондовых рынках); совершенствование рынков труда (в том числе политика доходов, профессиональная подготовка работников, особенно в случаях несоответствия между спросом и предложением труда данной квалификации и др.); пересмотр в целом системы льгот и дотаций и т.д.

Очевидно, что указанные меры, с одной стороны, направлены на "очищение" рынков и формирование такой структуры относительных цен, которая могла бы выполнять свойственную ей в рыночной системе сигнальную функцию в деле эффективного распределения ресурсов. С другой стороны, в рамках структурной политики государство дополняет или корректирует работу рынка, например, там, где необходимо стимулирование долгосрочных программ экономического роста, не дающих быстрого эффекта и малопривлекательных для частного сектора (инвестиции в науку, образование, создание новых технологий, инфраструктуру и т.д.), а также осуществляет целый ряд институциональных реформ в целях создания наиболее благоприятных условий для долгосрочного роста экономики.

В области структурной политики (стимулирования совокупного предложения) также можно выделить меры прямого и косвенного воздействий на экономику. Прямое воздействие связано, прежде всего, с целевыми государственными программами, предполагающими адресное расходование средств на поддержку или создание отдельных предприятий, отраслей, на фундаментальные научные исследования, подготовку кадров для отдельных секторов экономики и т.д. Косвенное воздействие может быть обеспечено, например, налоговой реформой, рассчитанной на то, что снижение налогов в долгосрочном периоде будет стимулировать инвестиции, предложение труда, а значит, увеличивать объем производства, расширяя тем самым и налоговую базу.

Стимулирование роста объема производства в рыночной экономике затрагивает и более широкую проблему - реформирование институциональной среды развития бизнеса. Поэтому структурная политика государства в ее широком понимании включает не только непосредственное воздействие государства на совокупное предложение через прямые инвестиции, налоги, субсидии, льготы, процентные ставки и т.д., но и создание институциональных условий, благоприятных для эффективного функционирования бизнеса и стимулирующих экономический рост. Институциональные изменения включают реформу отношений собственности, налоговой системы, развитие финансовых институтов, служб занятости и т.д. Кроме того, государство в современных условиях курирует и те отрасли, которые влияют на качество факторов производства, а соответственно, на возможности долгосрочного устойчивого развития экономики: фундаментальную науку и прикладные исследования, сферу образования, здравоохранение, защиту окружающей среды и т.д.

В целом выделение двух типов экономической политики - стабилизационной и структурной - в значительной мере условно, поскольку они тесно связаны между собой и пересекаются по многим направлениям. Без макроэкономической стабильности невозможен долгосрочный устойчивый экономический рост. А без надежной системы рыночных институтов, включая определенный тип поведения и реакции экономических агентов, невозможно успешное использование инструментов стабилизационной политики. Например, снижение процентных ставок в результате политики центрального банка может способствовать росту производства, если экономические агенты реагируют на это снижение увеличением инвестиций. Но такая реакция предполагает развитую банковскую систему и отлаженный механизм связи между ней и реальным сектором экономики. Если же такой связи нет, а объем инвестиций реагирует не столько на динамику ставки процента, сколько на общий спад в экономике, то стабилизирующего эффекта с помощью данного инструмента денежной политики добиться невозможно.

Продолжающиеся в течение многих лет споры экономистов о возможностях и характере стабилизационной политики отражают более общую проблему, решение которой оказывается разным у представителей различных экономических школ.

Речь идет о том, необходима ли активная экономическая политика государства (защитниками этой позиции являются, прежде всего, представители кейнсианского направления) или же лучше пассивно наблюдать за тем, как внутренне стабильная рыночная экономика сама погашает возникающие в ней колебания, и не мешать ей (такой позиции придерживаются последователи неоклассического направления): слишком сильные колебания, с точки зрения сторонников пассивной политики, возникают именно в результате неправильной экономической политики.

В настоящее время, особенно на фоне мирового экономического кризиса, большинство экономистов признают необходимость активного вмешательства в экономические процессы для предотвращения потенциальных шоков и глубоких депрессий.

Нередко критики активной стабилизационной политики указывают на сложности, возникающие в процессе ее реализации, связанные с лагами экономической политики, формированием ожиданий экономических агентов, которые нельзя предсказать определенно, неточностью прогнозов, ошибками политиков и т.д. Так, длительность лагов приводит к запаздыванию мер политики или их последствий, вследствие чего результат достигается в момент, когда необходимость в нем уже отпала, и он может лишь дестабилизировать ситуацию. Однако сама по себе сложность прогнозирования процессов в экономике, громоздкая процедура проведения необходимых решений в области фискальных мер и даже искажения, возникающие в связи с тем, что на чисто экономическую необходимость осуществления тех или иных шагов во многих случаях может накладываться политический бизнес-цикл (или цикл политической конъюнктуры) и другие неэкономические факторы - все это свидетельствует лишь о несовершенстве самого механизма проведения политики, но не имеет отношения к вопросу о ее необходимости.

Так, политический цикл деловой активности связывается обычно с колебаниями объема выпуска и занятости, обусловленными изменениями экономической политики для победы на выборах. Например, на фоне улучшения экономической ситуации, снижения уровня безработицы у президента, который готовится к новым выборам, повышаются шансы быть переизбранным на новый срок. Поэтому часто инструменты стабилизационной политики используются для искусственного стимулирования экономики перед выборами. Однако в дальнейшем, после окончания избирательной компании, это может привести к дестабилизации. И в этом смысле сама политика может провоцировать негативные колебания. Однако это свидетельствует не о вреде собственно стабилизационной политики, а скорее о том, что она должна использоваться для решения именно экономических, а не политических проблем. В данном же примере политики используют "чужой" инструмент, нарушая определенные границы, существующие между различными сферами жизнедеятельности общества.

При более детальном анализе активной экономической политики возникает ряд новых дискуссионных вопросов. Прежде всего, речь идет о различиях между активными действиями правительства в ответ на серьезные отклонения в экономике и "тонкой настройкой", при которой параметры функционирования постоянно регулируются (но их изменения невелики) в ответ на слабые нарушения. Если по поводу реакции на серьезные отклонения от равновесия большинство экономистов признает необходимость активного вмешательства правительства, то проблема "тонкой настройки" вызывает более скептическую реакцию. Ряд экономистов считает, что "в случаях бюджетной политики длительные внутренние лаги делают эпизодическую тонкую настройку фактически невозможной, хотя встроенные стабилизаторы на самом деле все время работают в режиме тонкой настройки. В области же кредитно-денежной политики при частом принятии решений тонкая настройка действительно возможна". Вопрос состоит лишь в количественных параметрах настройки. Если отклонение, вызвавшее, например, рост безработицы, является временным, то никаких действий предпринимать не следует. Если же отклонение постоянно, то "политика должна реагировать на малые отклонения малыми средствами". С учетом того, что природу отклонений в экономике далеко не всегда можно точно определить, предпочтительной считается слабая реакция политики.

Наконец, признание необходимости активной экономической политики оставляет открытым вопрос, должна ли эта

политика проводиться в соответствии с заранее намеченными точными правилами (предполагающими принятие определенных мер в той или иной экономической ситуации) или же более предпочтительна свобода действий политиков (оценка характера экономических проблем в каждом конкретном случае и выбор наиболее подходящих для данного момента мер воздействия). Существует множество аргументов "за" и "против" каждого из вариантов.

Возможность для политиков действовать по своему усмотрению, позволяет проявлять большую гибкость в непредвиденных обстоятельствах. Строгие правила, со своей стороны, предохраняют от ошибочных действий или некомпетентности тех или иных политиков, их непоследовательности, лишают их возможности использовать меры экономической политики в собственных интересах (например, в случае политического бизнес-цикла) и т.д.

Спор о преимуществах строгих правил или свободы выбора не может быть окончательно решен ни на основе текущего опыта, ни на основе исторических прецедентов. И там, и там можно найти примеры успешной реализации как твердых курсов, гак и оперативного реагирования в нестандартных ситуациях. В качестве возможного подхода, учитывающего недостатки и преимущества обоих вариантов, нередко предлагается проведение долговременной экономической политики на основе правил и гибкое реагирование на возникающие шоки. Иногда экономисты рассматривают твердые курсы политики как форму обязательств, аналогичных контрактам, где заранее оговариваются действия, которые должны быть предприняты в зависимости от изменений наблюдаемых экзогенных переменных. По аналогии, дискреционная политика трактуется как особый случай правил, или контрактов, в соответствии с которыми никакие текущие меры и обстоятельства не могут служить ограничением для действий в будущем. Считается, что в сфере деятельности частного бизнеса естественным будет предположить в качестве оптимальных такие формы контрактов, которые не являются полностью дискреционными, тогда как для государственной политики предпочтительнее будет система правил или ограничений. Даже мудрые и ответственные политики предпочитают использовать свое умение давать и выполнять обещания, связанные определенными правилами и обязательствами.

Очевидно, что признание необходимости стабилизационной политики оставляет многочисленные вопросы по поводу ее характера. Оказывается возможным множество вариантов ее реализации, и остается открытой проблема выбора. Сложность проблемы можно условно проиллюстрировать цепочкой вопросов, которые необходимо решить, выбирая на каждой ступени какой-то из вариантов политики. Предположим, что предпочтение отдано активной стабилизационной политике, тогда ход одного из возможных вариантов выбора может быть следующим (см. рис. 3.1).

Эту цепочку можно продолжить и дальше, но можно предположить и иной путь, выбрав на любой из развилок другое направление. Окончательный результат зависит от тех политиков, которые в данный момент находятся у власти и принимают соответствующие решения. Эти решения формируются как под влиянием господствующих экономических концепций, так и под воздействием преобладающих в данный момент настроений в обществе, под влиянием соотношения сил групп интересов бизнеса, стоящих за конкретными политиками, активности электората и многих других причин.

В последние годы, особенно на фоне кризисных явлений в мировой экономике, усилились критические высказывания в адрес как экономической науки, так и мер экономической политики, проводимой правительствами разных стран. И вновь современно звучат слова Дж. М. Кейнса, сказанные более 70 лет назад: "В настоящее время люди особенно ждут более глубокого диагноза, особенно готовы принять его и испробовать на деле все, что будет казаться имеющим хоть какие-то шансы на успех. Но даже и помимо этого современного умонастроения, идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого... Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей. Правда, это происходит не сразу, а по истечении некоторого периода времени".

Рис. 3.1.

* Размеры допустимого дефицита бюджета, % к ВВП, или темп роста денежной массы могут устанавливаться на разных уровнях - от конституции до распоряжений правительства и центрального банка. От этого во многом зависит гибкость политики.

** Заявления, например, о предстоящей в будущем году кредитно-денежной политике могут содержать указания на конкретные значения таких общеэкономических показателей, как темп роста ВВП, уровень безработицы и т.д., но без точных цифр, касающихся динамики денежной базы, мультипликатора, процентных ставок и т.д. В этом случае у кредитных властей остается поле для маневра в ходе реализации общих экономических целей. Но остается неопределенность для тех экономических агентов, которые формируют свои ожидания с учетом монетарных показателей.