Осваиваем электронные средства платежа. Компания использует электронные деньги

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по использованию электронных денег через электронные системы их применение становится очень популярным не только среди физических лиц, но и у юридических лиц, а также у предпринимателей. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета – «Сбербанк ОнЛ@йн», «Альфа-Клик» от Альфа Банка и «Телебанк» от ВТБ24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет – платежи, мобильный связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы. Для этого важно установить четкие и единые на всей территории РФ правила, которые должны выполнять все ее участники. Для регулирования вышеуказанных правоотношении была разработана законодательная база, которая представлена Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ). Вместе с ним был принят Федеральный закон от 27.06.2011 N 162-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ), который внес необходимые изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в налоговое законодательство. Рассмотрим основные из них и узнаем, какие основные правила, действуют в данной сфере. Изменения Федерального закона № 161-ФЗ Основным правовым актом, регулирующим использование электронных денежных средств, является, как уже отмечалось выше, Федеральный закон № 161-ФЗ. Согласно ст. 39 данного документа он начал действовать (кроме отдельных положений) с 29 сентября 2011г., полностью Закон начнет действовать с 1 января 2013г. Данным законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например, таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие. Кроме этого данным законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента: Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на: - персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого ЦБ РФ). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма. При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными. Однако за данную операцию оператором взимается комиссия. - неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. . Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе. Для клиентов – юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены. Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. 1 и п. 2 ст. 12 Федерального закона № 161-ФЗ им является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться осуществлять перевод электронных денежных средств. Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, так как организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо. То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут. Изменения Федерального закона № 162-ФЗ Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011г. № 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы. Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен подпунктом 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ. Кроме этого расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ). Кроме этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ). Бухгалтерский учет электронных денежных средств Из анализа норм Закона № 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 «Специальные счета в банках», а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам. Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». Например: Дт 55 Кт 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами Дт 51 Кт 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет Дт 76 Кт 55 - учтена комиссия за перевод денег Дт 91 Кт 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо будет иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету. Налоговый учет электронных денежных средств НДФЛ При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу, у Вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет. Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу. НДС В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в Вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении Вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, в этот момент у Вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. Т.е. поступление денег от физического лица на Ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах. Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактуру в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету. Налог на прибыль Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль Дмитрий Антонов, эксперт Первого Дома Консалтинга "Что делать Консалт".

Ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?» можно найти в законодательстве РФ.

Электронное средство платежа

Выдержка из Федерального Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ»:

Электронное средство платежа в терминологии Закона N 161-ФЗ (п. 19 ст. 3) — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации.
Операторы по переводу денежных средств являются ключевыми субъектами национальной платежной системы. Это организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств. Ими являются:

— Банк России;

— Внешэкономбанк;

— кредитные организации, обладающие правом на осуществление переводов денежных средств.

2. Виды электронного средства платежа

Существует два вида электронного средства платежа, которыми могут воспользоваться физические лица – это персонифицированное и неперсонифицированное средство платежа.

Персонифицированное средство платежа используется при перечислении физическими лицами сумм, превышающих 15 000 руб., либо эквивалентной суммы в валюте.при данном виде электронного средства платежа устанавливается сведения о клиенте с применением оригинальных документов или заверенных у нотариуса копий. Оператор дает гарантию о неразглашение данной информации третьим лицам. Все платежи идентифицируются при таком виде средства платежа, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте по курсу Банка России).

Электронное средство платежа является неперсонифицированным, если в отношении клиента не была проведена идентификация, т. е. оператор не установил сведения о клиенте. В этом случае, лимит по операциям и остатке денежных средств меньше, чем при персонифицированном средстве платежа.

Общий объем переводимых денежных средств с одного неперсонифицированного средства платежа не должен превышать 40 000 руб. в месяц, а остаток в любой момент времени должен быть менее 15 000 руб.

Можно сделать вывод, что при идентификации своего клиента, оператор доверяет ему больше – это отражается в сумма, которыми клиент может оперировать. Неперсонифицированный же счет урезан в таких возможностях.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязательно проходят идентификацию при создании корпоративного электронного средства платежа. Остаток денежных средст на таком средстве платежа на конец рабочего дня не должен превышать 100 000 руб., либо суммы в иностранной валюте эквивалентной 100 000 руб. по курсу Банка России.

3. Назначение электронного средства платежа

Электронное средство платежа предназначено для увеличение скорости передачи платежных инструкций. Благодаря данному виду средства платежа упрощается обработка информации по банковским операциям, а так же снижается стоимость обработки платежных документов.

Следующие назначения больше относятся к преимуществам:

  • Удобство. Так покупателю удобнее иметь несколько платёжных карт, чем кучу денег и мелочи в кошельке, но также следует знать, что электронные средства платежа не обладают официальным статусом законного платежного средства.
  • При использовании пластиковой карты, она может использоваться как виртуальное хранилище денежных средств.
  • При краже карты владелец может сохранить денежные средства, заблокировав карту.

Всё вышесказанное отражает ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?».

1. Перевод электронных денежных средств осуществляется с проведением идентификации клиента, упрощенной идентификации клиента - физического лица или без проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2. В случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России. Указанное электронное средство платежа является персонифицированным.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование электронного средства платежа осуществляется клиентом - физическим лицом при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 тысяч рублей, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи. Указанное электронное средство платежа является неперсонифицированным.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца, за исключением случая, предусмотренного частью 5.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае проведения оператором электронных денежных средств упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" использование неперсонифицированного электронного средства платежа может осуществляться клиентом - физическим лицом для перевода электронных денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 60 тысяч рублей, а общая сумма переводимых электронных денежных средств с использованием такого неперсонифицированного электронного средства платежа не превышает 200 тысяч рублей в течение календарного месяца.

5.2. Неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом - физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для осуществления перевода электронных денежных средств другому физическому лицу либо для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

5.3. Оператор электронных денежных средств при проведении упрощенной идентификации клиента - физического лица в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязан предоставить клиенту - физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных указанным Федеральным законом способов упрощенной идентификации, а также предоставить указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование электронного средства платежа.

6. Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денежных средств, если в результате такого перевода будут превышены суммы, указанные в частях 2 , и настоящей статьи. При этом физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств в соответствии с частями 20 и 21 статьи 7 настоящего Федерального закона.

7. Использование электронного средства платежа клиентом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 600 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае превышения суммы, указанной в части 7 настоящей статьи, оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

Порядок использования электронных средств платежа регламентируется нормами Закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Пользование такими ресурсами возможно при условии наличия действующего договора между клиентом и оператором по переводу денежных средств. В обязанности оператора входит оповещение клиента об условиях функционирования ресурса, о существующих ограничительных факторах. По каждой совершенной операции клиент получает от обслуживающего его оператора уведомление, что предусмотрено нормами ст. 9 Закона № 161-ФЗ.

Электронные средства платежа: что к ним относится

Определение этому понятию дано в п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ. Термин «электронные средства платежа» характеризует способы перевода денежных средств через операторов по удостоверенным владельцем денег распоряжениям. Средства переводятся в безналичной форме при помощи специализированного ПО или технических устройств.

С использованием электронных средств платежа можно расплатиться за приобретенные товары, за выполненные работы и оказанные услуги. Главное условие – до оператора должно дойти поручение клиента о необходимости произвести денежный перевод. В роли плательщика может быть как субъект предпринимательства (юридическое лицо или ИП), так и частное физическое лицо, не занимающееся бизнес-деятельностью.

Электронное средство платежа – это:

    банковские карточки (как дебетовые, так и кредитовые);

    «Клиент-банк», устанавливаемый на компьютер клиента, чтобы он мог формировать платежные поручения и в электронном виде пересылать их в обслуживающий банк для проведения платежей;

    система Яндекс.Деньги, при помощи которой можно осуществлять платежи без карты, с виртуальной карты или при помощи полноценной пластиковой карты, заказываемой через платежный сервис; система WebMoney и т.д.

Расчеты электронными средствами платежа – надо ли применять ККТ

Порядок применения кассовой техники регламентируется Законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018). Этим правовым актом в т.ч. фиксируются случаи, когда проведенные денежные операции не надо «пробивать» по онлайн-кассе. Если в роли клиента, оплачивающего товары, услуги или работы, выступает физическое лицо, не относящееся к субъектам предпринимательства, применение ККТ при безналичных платежах является обязательным условием. Норма распространяется и на интернет-магазины.

Электронное средство платежа Закон № 54-ФЗ относит к одной из форм безналичного расчета. Если речь идет о поступлениях денежных средств от покупателей-физических лиц, не имеет значения, каким именно способом был осуществлен перевод. Главное – факт перечисления денег, а как это было реализовано покупателем/клиентом – неважно. В этом аспекте не учитывается фактическое расстояние между продавцом и покупателем, наличие или отсутствие между ними личного контакта. Деньги могут быть переведены через банк, через терминал, посредством платежных интернет-сервисов или при помощи виртуальной карты. В любом из перечисленных случаев операцию надо провести по кассе, а покупателю выдать чек в день покупки или на следующий рабочий день, но не позже даты передачи товаров (п. 5.4 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ).

Когда расчеты происходят между контрагентами - предприятиями или ИП, учитываются следующие нюансы:

    если используется электронное средство платежа с предъявлением карты, перечисление средств осуществляется через POS-терминал, операция должна быть зафиксирована кассовой техникой, чек выбивается;

    если безналичный платеж реализуется через банк путем оформления платежного поручения – такие поступления денежных средств не надо проводить через онлайн-кассу.

Электронное средство платежа может быть использовано как для оплаты отгруженных товаров, так и для перечисления аванса продавцу. В обоих случаях для соблюдения норм Закона № 54-ФЗ необходимо разграничивать поступления от контрагентов по типу перевода – с предъявлением платежного средства или без него.

Различием в подходах к оценке необходимости применения ККТ в случае приема платежей от физических лиц и от субъектов предпринимательства (ИП и юрлиц) является целевое назначение продукции. Когда физическое лицо без статуса ИП покупает вещь для собственного пользования, для удовлетворения своих нужд - сам человек является конечным звеном потребления продукта. Субъект предпринимательства совершает покупку для перепродажи изделий или их переработки, эксплуатации в качестве производственного элемента. Фактически для него покупка будет выполнять роль средства извлечения дополнительной материальной выгоды, что не характерно для ситуации с физическими лицами.

29 сентября вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (за исключением отдельных положений), который регламентирует порядок расчетов электронными деньгами. В этой связи Налоговый кодекс РФ также поправили...

Понятия определены

Электронные деньги применяют в расчетах довольно давно. Они обращаются внутри электронной платежной системы (ЭПС), в которой открывают счета – так называемые электронные кошельки. Примерами таких систем могут служить WebMoney, Яндекс.Деньги, RUpay. Однако с принятием Закона № 161-ФЗ нормативно оформлено само понятие электронных расчетов. Электронные расчеты – это расчеты электронными денежными средствами с использованием электронных средств платежа. Электронные деньги – средства, которые компания предоставляет платежной системе для исполнения обязательств перед третьими лицами. Это следует из пункта 18 статьи 3 Закона № 161-ФЗ. Электронное средство платежа – средство и (или) способ, позволяющие компании – клиенту ЭПС составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, электронные носители информации, в том числе платежные карты, а также иные технические устройства (п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ).

Электронные расчеты: ограничения

Электронные средства платежа могут быть использованы только на основании соответствующего договора, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами (ч. 1 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). То есть для применения электронного средства платежа, во-первых, нужно, чтобы компания или предприниматель были идентифицированы оператором электронных денежных средств (ч. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ). Такое электронное средство платежа является корпоративным. Во-вторых, пополнять счет в ЭПС юрлица и предприниматели могут только путем перечисления со своего банковского счета (ч. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В-третьих, запрещен перевод электронных средств между юридическими лицами и предпринимателями. Хотя бы одной из сторон перевода должно быть , не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, при условии что оно идентифицировано оператором (ч. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В-четвертых, использование электронных средств платежа возможно лишь при условии, что остаток электронных денег не превышает 100 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте (по курсу Центробанка на конец рабочего дня оператора).

Порядок перевода средств

Для перевода электронных денег в адрес получателя сначала обычные денежные средства нужно предоставить оператору. Затем электронные деньги могут быть переведены по требованию как плательщика, так и получателя (ч. 7 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). В последнем случае это должно быть предусмотрено договором с оператором по переводу электронных денежных средств. Переводить денежные средства можно как через одного оператора, так и через нескольких.

Средства должны быть переведены незамедлительно после того, как оператор принял распоряжение клиента (ч. 11 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

В общем случае электронные деньги переводят путем одновременного списания денежных средств с остатка из электронного кошелька плательщика и увеличения остатка в электронном кошельке получателя (ч. 10 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). После этого перевод становится безотзывным и окончательным (ч. 15 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). После проведения перевода по распоряжению клиента оператор электронных денежных средств должен направить ему подтверждение исполнения (ч. 13 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Однако возможен и автономный режим использования электронного средства платежа, когда такие действия осуществляются в разное время. Это допустимо только в ситуациях, специально предусмотренных договором, когда плательщиком является физлицо, а получателем – юрлицо или предприниматель. Тогда получатель электронных денежных средств обязан ежедневно передавать информацию о совершенных операциях оператору электронных денежных средств для учета. Это нужно сделать не позднее окончания рабочего дня оператора (ч. 12 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Оператор после учета этой информации должен незамедлительно отправить подтверждение о совершении перевода электронных денежных средств (ч. 14 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Отметим, что оператор электронных денежных средств не имеет права кредитовать клиента для увеличения его остатка электронных денег. Не может он и начислять проценты на остаток денежных средств или выплачивать какое-либо вознаграждение клиенту (ч. 5, 6 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

По распоряжению компании остаток электронных денежных средств (или его часть) может быть зачислен или переведен на его банковский счет (ч. 22 ст. 7 Закона № 161-ФЗ).

Обязанности оператора ЭПС

Оператор по переводу денежных средств вправе приостановить или прекратить использование клиентом электронного средства платежа. Причем как на основании полученного уведомления от клиента, так и по собственной инициативе. Последнее возможно при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа согласно условиям договора (ч. 9 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Такой порядок действует уже сейчас. А с 2013 года у оператора появятся следующие обязанности.

Обязанностью оператора по переводу денежных средств станет информирование клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа. Для этого ему будут направлять уведомление в порядке, установленном договором (ч. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ). Кроме того, от оператора потребуется представлять компании документы и информацию, которые связаны с использованием ее электронного средства платежа. Порядок их представления прописывается в договоре (ч. 7 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Заявления клиента, касающиеся использования электронного средства платежа, оператор будет обязан рассмотреть в срок, указанный в договоре. Он не может превышать 30 дней со дня получения заявления.

Для рассмотрения заявлений, связанных с использованием электронного средства платежа в целях трансграничного перевода средств, предусмотрен срок не более 60 дней со дня их получения (ч. 8 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

В случае получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента об утрате электронного средства платежа и (или) об использовании средства платежа без согласия клиента он будет обязан возместить последнему сумму операции, совершенной без его согласия (ч. 12 ст. 9 Закона № 161-ФЗ).

Мнение специалиста

С. А. Тараканов , советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Компании с 1 октября обязаны сообщать в инспекцию о возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение семи дней (подп. 1.1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). По какой форме нужно направлять сообщение? Предусмотрен ли какой-либо штраф за нарушение срока представления информации?

Форму, формат и порядок представления сообщения в инспекцию утверждает ФНС России (п. 7 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Поскольку пока они не утверждены, это сообщение составляется в произвольной форме. Главное – оно должно содержать сведения, идентифицирующие налогоплательщика (организацию или индивидуального предпринимателя), включая ИНН, сведения, идентифицирующие оператора электронных денежных средств, сведения о дате возникновения (прекращения) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств и сведения о номере корпоративного электронного средства платежа.

За нарушение установленного срока подачи этих данных предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ).

Операции по электронному кошельку могут приостановить...

О возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств нужно сообщить в инспекцию в течение семи дней. Такая обязанность установлена подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: переводы электронных денежных средств с использованием корпоративных электронных средств платежа могут быть приостановлены. Это возможно в тех же случаях, в которых приостанавливаются операции по банковскому счету (п. 2 ст. 45, п. 8 ст. 46, ст. 76 Налогового кодекса РФ). То есть когда компания не исполнила требование об уплате налога, пеней или штрафа или она не представила в инспекцию декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока (п. 2, 3 ст. 76 Налогового кодекса РФ). Кроме того, на остаток электронных денежных средств на корпоративных электронных средствах платежа может быть обращено взыскание в процессе исполнительного производства (ст. 70 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Бухгалтерский учет электронных расчетов

Основной вопрос – на каком счете учитывать электронные деньги.

До принятия Закона № 161-ФЗ ввиду отсутствия нормативных документов он оставался спорным, поскольку электронные деньги по формальным признакам в полной мере не подпадали ни под определение денежных средств, ни под определение ценных бумаг или иных активов. Закон № 161-ФЗ, конечно, не содержит указаний по учету. Однако его положения дали основания до появления соответствующих указаний в нормативных актах считать, что электронные деньги относятся к денежным средствам. При этом их можно учитывать на счете «Специальные счета в банках», выделив на нем субсчет «Электронные деньги».

Аналитический учет в таком случае будет вестись по каждой платежной системе и (или) по виду электронных денег. Это нужно отразить в учетной политике организации.

Большинство компаний используют электронные платежные системы для приема платежей за свои товары и услуги, которые реализуют через интернет.

При расчетах электронными деньгами комиссию за проведение платежа система, как правило, взимает с того, кто платит, поэтому у продавца расходов не возникает.

Основные операции с электронными деньгами будут отражены в учете следующим образом:


КРЕДИТ 51

– введены в электронную платежную систему денежные средства с расчетного счета;

ДЕБЕТ 55 субсчет «Электронные деньги»
КРЕДИТ 62

– получена оплата от покупателя (физлица);

ДЕБЕТ 51

– выведены денежные средства из электронной платежной системы на банковский счет;


КРЕДИТ 76

– отражены расходы на вывод средств на банковский счет;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– учтен НДС, предъявленный электронной платежной системой в составе платы за услуги;

ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»

– списана плата за вывод средств на банковский счет.

Получать платежи от организаций смогут только лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Однако, если придется, например, рассчитываться электронными деньгами по гражданско-правовому договору с физическим лицом, такую операцию следует отразить так:

ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»

– перечислены электронные деньги для оплаты услуг, оказанных физлицом;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 76

– отражены расходы на оплату услуг ЭПС (комиссионное вознаграждение);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

– учтен НДС в составе комиссионного вознаграждения;

ДЕБЕТ 76
КРЕДИТ 55 субсчет «Электронные деньги»

– оплачены услуги электронной платежной системы.

Важно запомнить

Для того чтобы совершать электронные платежи, необходимо заключить договор с оператором электронной платежной системы. Пополнять электронный кошелек можно только переводом с банковского счета. Инспекция вправе заблокировать средства, имеющиеся на счете в электронной платежной системе, а также взыскивать недоимки, штрафы и пени за счет этих средств.