Переходная экономика России. Роль фирмы в переходной экономике России

Введение

Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этого периода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, и реформа цен, а также много других преобразований.

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

  1. Основные черты переходной экономики и особенности ее функционирования

1.1. Основные черты переходной экономики.

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений —необратимость, неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0а направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

— утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

— бюджетный кризис;

— трансформационный спад.

Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.

Главная закономерность переходного периода - утрата государством функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период командно-административной системы государство было единственным собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие экономических решений.

Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в экономике. Оно имеет три основных аспекта.

Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.

Включенность государства наряду с гражданами и организациями в правовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайших достижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектов рынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма.

Вторым аспектом изменения положения государства является формирование нового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, в любой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставаться пассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управление осуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то в рыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибким инструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобы воздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных, налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типа регулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньше льгот и исключений, чем план.

Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, или провалов, рынка.

Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявления кризиса, то логично допустить и существование общих направлений в преобразовании экономических систем, которые можно было бы назвать закономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такие закономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация, приватизация и интеграция в мировое хозяйство.

В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегают инвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать на получение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности в денежно-финансовой сфере.

Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Благодаря приватизации российская экономика перестала быть государственной, превратившись в рыночную. Приватизация позволила пополнить государственный бюджет за счёт продажи государственной собственности, а также привлечь частные инвестиции.

Приватизация началась в 1993 году. Полтора года она выражалась в том, что народу раздавались бесплатно ваучеры, на которые можно было обменять государственную собственность. На большинстве предприятий выбрали «инсайдерскую» модель приватизации, при которой работники имели право приобрести 51% акций.

В процессе приватизации стал формироваться фондовый рынок - один из важнейших элементов рыночной системы. Но вместе с тем совсем не было притока инвестиций на приватизированные предприятия и доходов - в государственный бюджет.

С середины 90-х начался «денежный» этап приватизации, т.е. государственную собственность продавали инвесторам, как отечественным, так и иностранным. Но покупать её особо никто не хотел, поэтому приватизация осуществлялась при помощи залоговых аукционов.

Приватизация привела к глубоким изменениям в структуре собственности, основная часть стала принадлежать не государству, а народу. Возникли новые формы собственности: муниципальная, смешанная, иностранная и т.д.

Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации - это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономики всегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. В современном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолирована от мировой экономики.

Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистических стран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которые проявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств в настоящее время.

1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка их эффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тот факт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизить их роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторых других государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальной роли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX веке произошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы и свойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое, обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативную предпринимательскую деятельность и развитие на этой основе капиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагает наличие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системы институтов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности. Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономической системы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любого из них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страны будет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особая задача — создание рыночной системы как основы экономики.

2. Объективная потребность в сознательном регулировании всего народного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран с рыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функции государства в обеспечении социальной и экономической стабильности в обществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, что речь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место и ранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется все общественное хозяйство.

Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимость постоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйства фактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась в повседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна быть реализована и в переходной экономике.

3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Эта тенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развития различных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей во внешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают из ее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынках вступают не только отдельные государства, но и все основные субъекты экономики. Открытость экономики все более и более обогащается интеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетения внутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов между ними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложная проблема формирования открытой экономики и одновременно поиска модели национального воспроизводства.

2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения

2.1. Задачи переходной экономики

Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства, рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловлены деформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственного механизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые в плановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованного планирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречия и несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержания переходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требует принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизации экономики.

Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономической системы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основных преград к росту эффективности было отсутствие инициативы и предприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свобода не может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающих условий введения экономической свободы и формирования конкурентной среды являются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения в отношениях собственности.

Важнейшей основой преобразования существующей экономической системы является создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий. Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, которая позволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждого человека, независимо от его социально-экономического статуса.

Сложность состояния экономики к началу переходных процессов и грандиозность проблем по реформированию экономической системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых, задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих, задач перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

2.2. Пути решения задач переходной экономики

Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходной экономики и следующие пути их решения.

1.Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономики посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этой основе предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразования отношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходной экономике.

3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает: во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий; в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

4.Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиления конкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковых экономических реформ;

б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

5. Формирование рыночной инфраструктуры — системы экономических институтов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживать развивающийся механизм рыночных связей производства и потребления.

6. Создание сильной системы социальной защиты населения.

7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковой терапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

3. Структура и элементы переходной экономики

3.1. Структура переходной экономики

Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйстве функционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Социалистический уклад базировался на общественной собственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализм или свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистический уклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, а другой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободной рыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики; патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой. Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночный механизм.

Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочие места на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Они заняты накоплением собственного богатства, материализацией его в виде строительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизации земельных участков и т.д.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность.

Для рыночной экономики характерна следующая структура отношений собственности:

ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточно высокой концентрацией капитала;

за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств с акционерной или частной собственностью;

существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежит государственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторах экономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческой деятельностью.

Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой же структуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфере сельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций. Эта задача может быть решена только при условии формирования системы рыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободу всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.

В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижению высокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции. Конкуренция на рынке труда - это один из основополагающих принципов рыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат на производство продукции, порождает стремление производителей вырваться вперед в вечной гонке снижения затрат.

3.2. Элементы переходной экономики

Так как регулирование в смешанной экономике опирается на систему институтов рынка и осуществляется через них создание новых форм регулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть в полной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это, разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воздействия на экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытой экономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формирование рыночной системы. Однако следует учесть, что либерализация внешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики на мировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. В этой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух.

К числу производных следует отнести и формирование предпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитии экономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночной системе отношений. Лишь на этой основе получает развитие и капиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активному предпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание — структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесно связан с основами формирования рынка, он может быть включен в становление последнего.

Социальные преобразования, формирование социальной ориентации экономики в известном смысле являются также производным элементом переходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новой социальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однако вместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так как социальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуют независимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии, пенсионное обеспечение и т. д.).

Совершенно особое место занимает преобразование структуры народного хозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлен только рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики.

При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, как правило, выделяются три основных направления становления рынка:

Либерализация экономики;

Структурные преобразования;

Институциональные преобразования.

Либерализация экономики — это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг, предпринимательства, а также открытости экономики.

Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.

Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапе особое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачи экономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только с формированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственного поведения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности; предоставление возможностей для осуществления предпринимательской деятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями; отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложность реализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведение преобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий и особенностей хозяйственной системы страны.

Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1 Либерализация:

хозяйственных операций;

внешнеэкономических отношений

1.2 Структурные преобразования:

разгосударствление;

приватизация;

демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования:

Создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов и т.д.);

Формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и т.д.);

Подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

Первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

Создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства:

конверсия;

стимулирование прогрессивных отраслей;

программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой экономической системы РБ.

4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому в переходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степени государственного вмешательства в экономику и государственное регулирование экономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны, меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.

Однако в переходной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированной рыночной системе государство только поддерживает ауру для развития экономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночных систем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможности еще недостаточно высоки.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых, группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и создания общих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования, а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде.

Ко второй группе относятся функции регулирования распределительных процессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитой рыночной экономике.

Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защите конкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высоким уровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периода реализация данной функции приобретает особое значение.

Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличением дифференциации доходов различных слоев населения.

В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мере обеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в "общественных товарах", государство берет на себя эту функцию. Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призвано гарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или иным причинам не производятся рынком или производятся недостаточно, например услуги образования.

Заключение.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад — особый тип экономических отношений. Многоукладность — наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем — и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества. В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения). В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период — исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

Список литературы

1. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: Учебно-справочное пособие. — М., 1996. - 108 с.

2. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века: Учебное пособие. - Мн., 1997. -415с.

3. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. - М., 1995. - 258 с.

4. Портер М. Международная конкуренция/ Пер. с англ. и предисловие В.Д. Щетинина. - М., 1993. - 896 с.

5. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. - М., 1994, - 736 с.

6. Шлихтер С.Б.., Лебедева СЛ. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М., 1996. - 220с.

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова - М., 1997. - 816 с.

8. Вопросы экономики. - 1997. - №5 - С. 149-158.

9. Мировая экономика и международные отношения.

Переходная экономика - это экономическая система, которая существует в период перехода из одной системы общественно-экономической системы в другую. В этот период радикально изменятся и преобразуются социальные и экономические системы, происходит общая трансформация отношений в вопросах собственности, меняются механизмы и инструменты в управленческой сфере, полностью меняются как средства так и цели экономического развития. В случае с Россией, а также стран постсоветского пространства, термин переходная экономика применим в период перехода от модели централизованного управления экономикой к новой экономике рыночного типа.

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце ХХ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

  • глобальные;
  • и локальные.

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в I тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдет объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу 1861 года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа. Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Конец ХХ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша 90-х годов.

Разница между этими вариантами состоит не только в сроках, за которые проведены изменения, но и объеме регулируемых секторов, избранных мер стабилизации, степени охвата отраслей. Вопреки расхожему мнению, что выбор пути перехода зависит от политической воли руководства страны, экономисты считают выбор того или иного пути обусловленным целым комплексом социальных, политических и экономических факторов. Чаще всего шоковый вариант обусловлен сложившимися тяжелыми обстоятельствами в экономике страны, финансовым дисбалансом, товарным дефицитом и структурными нарушениями по отраслям экономики, которые остались от предыдущей системы хозяйственных отношений.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Но поскольку процесс эволюции остановить не возможно, новые формы и новые отношения будут возникать и развиваться. Особенно интенсивно развиваются новые экономические институты в случае наличия спланированной программы реформ. Эффективность реформ возрастает в том случае, если они проводятся не спонтанно, а базируются на экономических законах. В этот период возрастает роль субъективных факторов, в конце концов, определяющих пути реализации реформ и их практическое значение.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

  • Изменчивость.

Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределенность перспектив процесса развития экономической системы.

  • Смешение нового и старого.

Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идет и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

  • Альтернативность.

Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

  • Противоречивость.

Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

  • Историчность.

Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчетов.

Российская переходная экономика и ее особенности

Несмотря на то, что в России экономические процессы протекают по той же схеме, что и в большинстве стран мира, переходная экономика России имеет целый ряд собственных уникальных особенностей. Также существуют проблемы переходной экономики характерные только для России.

  • Беспрецедентность.

Под этим термином понимают то, что переход к рыночной экономике происходит не от традиционного уклада, а от специфического, складывавшегося 70 лет особого типа «социалистической» экономики. Российская переходная экономика как экономическая и социальная система, бесспорно, накладывает свои отпечатки на ход преобразований. Более того, ход процесса не до конца предсказуем, поскольку аналогов в мировой истории попросту нет. Россия вновь, как и после 1917года, выступает как первопроходец.

  • Возвратность.

Дело в том, что основные понятия рыночной экономики для России не совсем чужды. Многие понятия были попросту «вытравлены» из сознания людей советской идеологией и способом жизни. Сегодня происходит возврат к утраченным ценностям.

  • Глобализация.

Особенности переходной экономики усиливаются процессами глобализации. Мировые процессы попросту не могут не влиять на Россию, на сами переходные процессы и на главные ориентиры. Поэтому российская переходная экономика представляет собой уникальное переплетение локальных тенденций и направлений развития.

  • Территориальность.

Переходная экономика России связана с географическим положением, как звена связывающего экономики западной и восточной цивилизации. Эта особенность накладывает свой отпечаток не только на стили хозяйствования, но и на ментальность жителей.

Задачи переходной экономики России

Переход на новую экономическую систему процесс тяжелый и требует четко поставленных задач:

  • Либерализация экономической системы. Для России трудно, но жизненно необходимо отказаться от запретов и ограничений, а также от чрезмерного государственного контроля во всех экономических сферах. Поэтому государство в переходной экономике играет важную и сложную роль.
  • Демонополизация. Суть заключается в создании в стране среды истинной конкуренции, то есть равных условий для ведения бизнеса абсолютно всеми субъектами хозяйствования.
  • Структурные преобразования. Такие преобразования, которые устранят диспропорции как в экономической системе в целом, так и в отдельных ее отраслях в частности.
  • Стабилизация макроэкономических параметров. Под этим подразумевается контроль над инфляцией, денежной эмиссией, сбалансированности государственного бюджета.
  • Социальная защита. Поскольку от не всегда популярных экономических реформ страдают простые люди, необходима четко функционирующая по установленным прозрачным правилам социальная сфера. Главная задача социальных служб должна заключаться в облегчении адаптации населения к новым экономическим условиям.
  • Институциональные преобразования включают в себя создание частного сектора, действующей рыночной инфраструктуры, создание эффективного законодательства адаптированного под условия рынка.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш


Введение

Мировое сообщество вступило в XXI век, который уже получил определение «переходная эпоха». Суть переходной эпохи – переход к состоянию «устойчивого развития», основу которого составляет здоровое будущее, построенное на адекватной экологической базе.

Понятие «переходной эпохи», сопряженное с понятием «устойчивое развитие», и понятие «переходность макросистемы», сопряженное с понятием «социально-устойчивое общество», определяют генерально-стратегическое направление и качество осуществляемых преобразований и в зрелых, и в развивающихся, и в формирующихся макросистемах. Однако понятие «переходность» носит еще и прикладной характер толкования, наиболее употребимый и распространенный.

Прикладное понимание понятия «переходность» обусловлено необходимостью обозначить одним конкретным термином всю совокупность социально-экономических явлений в постсоциалистических странах после принятия властями политического решения ликвидации монополии государственной собственности, чрезмерной централизации управления и восстановления рыночных отношений, основанных на развитом институте частной собственности.

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы “промежуточное” состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Цель курсовой работы - проанализировать особенности и специфику функционирования переходной экономики в России.

Задачи курсовой работы:

    определить сущность, основные черты и особенности функционирования переходной экономики в России;

    изучить отношения собственности в переходной экономики;

    определить проблемы и пути решения экономической эффективности и социальной справедливости в России

Выбранная мной тема актуальна, т.к. процесс перехода к рынку в России еще не завершен. Проведен анализ литературы по данной теме, исходя из чего, можно сказать, что материалов достаточно как по теоретическим аспектам, так и по практическим.

Сущность и важнейшие особенности переходного периода

Следует различать сущность и содержание переходной экономики . Сущность выражает важнейшее, коренное, самое главное в процессе, а содержание - всю сумму, всю гамму явлений (в том числе и не самых главных, не самых определяющих) в том же процессе. Сущность - самая глубокая, хотя и абстрактная, односторонняя, следовательно, бедная ("тощая") характеристика процесса. Содержание выражает полноту всех отношений - как главных, так и второстепенных.
Экономическая сущность переходной экономики может быть охарактеризована одним термином - первоначальное накопление капитала . Оно заключается в подготовке условий для нормального (обычного) воспроизводства новых капиталистических отношений и их материальных предпосылок и условий. Это процесс массового, принудительного, зачастую кровавого и криминального, с использованием государственной мощи отделения непосредственных производителей от ранее принадлежавших им средств производства и жизненных средств, то есть экспроприация непосредственных производителей. Природа этого явления, с экономической точки зрения, - перераспределение ранее созданного национального богатства в пользу заведомого меньшинства - нового правящего класса - новой буржуазии.
Другой стороной указанного процесса первоначального накопления капитала является формирование капиталистической собственности на средства производства, жизненные средства и деньги (как потенциальный капитал). Это процесс формирования капитала любым способом, но главным образом довоспроизводственным (или невоспроизводственным), доэкономическим (или неэкономическим). Именно поэтому этот процесс и называется первоначальным, потому что он начинает жизнь каждого индивидуального капитала.
Этот двусторонний процесс экспроприации непосредственных производителей и формирование капитала одновременно является и процессом возникновения двух новых классов буржуазного общества - наемных работников и капиталистов-предпринимателей.

Кроме этой сущности в первоначальном накоплении присутствовали и такие элементы его содержания, как обычный процесс накопления капитала , то есть процесс медленного, постепенного превращения производимого прибавочного продукта в новый капитал, другими словами капитализация или рекапитализация прибыли, в результате бережной, рациональной, предприимчивой, рисковой предпринимательской и трудовой деятельности. Идеологи капитализма приукрашивают историю становления капитализма, подчеркивая именно эту часть и сторону становления капитализма. Но это означает, что первоначальное накопление капитала не сводится только к экспроприации непосредственных производителей, ресурсов и денег, а включает в себя в реальной жизни, в реальной истории и превращение результатов труда непосредственного производителя в элементы капитала.
Однако доля капитала, созданного таким трудовым путем, во всем возникшем на заре буржуазного общества капитале намного уступала доле капитала, возникшего путем простой его экспроприации, то есть, с экономической точки зрения, путем его простого перераспределения.
Вспомним, что конкретными формами первоначального накопления капитала в классический период (в XV-XVIII вв.) были огораживание, изъятие общинных земель, получение победителями в войнах трофеев и контрибуций, захват и эксплуатация колоний, пиратство и каперство, элементарный грабеж. Возможно, есть смысл показать содержание и природу первоначального накопления капитала на простых исторических примерах.
Первый пример. Если некий крестьянин удачливо хозяйствовал, ему удавалось упорным трудом своей семьи накопить денег, чтобы вложить их в какой-то бизнес, то есть производительно использовать, авансировать эти деньги, что превращало их в промышленный капитал, то есть капитал, занятый в любой сфере материального производства. Важная деталь: авансирование денег как капитала, то есть превращение денег в капитал, предполагает найм рабочей силы, то есть наемный труд. Таким образом, вчерашний крестьянин превращался в капиталиста, пусть сначала и мелкого.
Второй пример - из истории современного первоначального накопления капитала. Вчерашний инженер, собрав у родственников некую сумму денег, превращается в "челнока". Если он будет работать, не жалея живота своего и при этом окажется удачлив, он может, расширяя свой оборот, постепенно превратиться в оптовика, а потом и в промышленника-капиталиста.
Третий пример. Если разбойник сделал после удачного выхода на большую дорогу то же самое: производительно использовал в каком-то бизнесе награбленные где-то им деньги, он также превращал эти деньги в капитал, а сам становился капиталистом.

Четвертый пример. Если вчерашний пират - бандит на море - получал королевскую (государственную) лицензию на пиратство, он превращался в некое подобие государственного служащего с особым названием - капером, обязанным делиться со своим королем (государством) частью награбленного. Остальное делилось между членами команды, при этом львиная доля доставалась капитану. Если последний вкладывал эти деньги в бизнес, он также превращался в капиталиста-предпринимателя.

На языке экономической теории два последних примера называются вполне благозвучно - это неэкономическое перераспределение уже созданного, уже существовавшего раньше богатства. После этого перераспределения (грабежа) в процессе простого воспроизводства всех подобных по своему происхождению капиталов производится практически постоянно прибавочная стоимость, которая в разной мере рекапитализируется, что расширяет масштабы производства, и создает теперь уже чисто экономический источник накопления капитала. Первоначальное накопление капитала превратило для данного предпринимателя (вчерашнего грабителя) награбленную добычу в воспроизводимый на собственной основе капитал.

Из приведенных примеров видно, что, с точки зрения обогащения индивида, первоначальное накопление капитала не занимает много времени - столетия, например. Это дело нескольких месяцев или лет. Столетия нужны были для того, чтобы в макроэкономическом (национальном) масштабе возникло множество индивидуальных капиталов, которые постепенно вытесняют другие, докапиталистические способы производства, а формирующиеся отношения между индивидуальными капиталами и наемными рабочими вытесняют докапиталистические отношения.
Сопоставим количественно два принципиально разных способа первоначального происхождения капитала - трудовой (примеры с крестьянином и "челноком") и перераспределенческий (примеры с разбойниками - на суше и на море) - в истории первоначального накопления в XV-XVIII вв. Ответ будет совершенно определенным: второй способ - источник первоначального капитала - заведомо преобладал.

Первоначальное накопление капитала является обязательной стадией, фазой становления капитализма в любой стране. В классической форме оно происходило в эпоху формирования капитализма в XV-XVIII вв. Классическую форму оно имело потому, что это был естественно-исторический, эволюционный переход от феодализма к капитализму. Возможность этого создавало то обстоятельство, что буржуазные экономические отношения формировались в недрах феодализма, в котором товарно-денежные отношения давно существовали и постепенно развивались.

1. Первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала состоит в том, что в новейшей истории происходит переход не от феодализма к капитализму, а от социализма к капитализму. А при социализме в его недрах буржуазные отношения не развивались, а подавлялись (хотя и не всегда успешно) всей мощью социалистического государства. Эта первая принципиальная особенность современного первоначального накопления капитала, его отличие от классического случая порождает ряд вторичных, но важных особенностей такого перехода по сравнению с классическим.

2. Вторым , возможно, самым важным отличием современного первоначального накопления капитала является преобладание такой его конкретной формы, как массовая приватизация бывшей социалистической государственной собственности. В классическом случае, естественно, не было и не могло быть ни предшествующей социалистической собственности, ни ее приватизации.
3. Третья особенность : современное первоначальное накопление капитала происходит исторически очень быстро - вместо нескольких веков его продолжительность может составить лишь два десятилетия.
4. Четвертая особенность в том, что этот процесс происходит в странах, окруженных сложившимися зрелыми капиталистическими странами, а не в окружении моря феодальных стран, как это было в классическом случае.
5. Отсюда следующая особенность современного первоначального накопления капитала: вторичный, производный и зависимый характер преобразований в переходных экономиках, так как эти преобразования происходят в условиях массированного вмешательства и влияния зарубежного капитала на первоначальное накопление отечественного капитала. Следует понимать это вмешательство не как помощь или противодействие в обычном смысле слова, а как воздействие на создание внешних и частично внутренних условий для превращения социалистических стран в буржуазные, для создания условий, делающих эти преобразования необратимыми. Ясно, что такое вмешательство не может не быть противоречивым в своем воздействии на переходные экономики.особенности переходной экономики в России и странах Восточной Европы и проведен... стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику формирования рынков в...

  • Экономика переходного периода в России (2)

    Реферат >> Экономика

    26 Введение Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 ... черты переходной экономики и особенности ее функционирования 1.1. Основные черты переходной экономики . Во-пер­вых, для переходной экономики характерны...

  • Переходная экономика и преобразование отношений собственности

    Реферат >> Экономическая теория

    Базу. 4.3 Основные особенности преобразования собственности в переходной экономике России . Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществляет­ся в ходе...

  • Экономика России в переходный период от командно-административной системы к рыночной цели и зад

    Реферат >> Экономика

    Глава III. Особенности переходной экономики в России 3.1. Концепция перехода России к рыночной экономике Общая концепция перехода России к рыночной экономике - это...

  • ТЕМА 8. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА.

    Особенности переходной экономики России

    Приватизация

    Рыночные преобразования

    Особенности переходной экономики России.

    Переходная экономика это состояние перехода от одной экономической системы к другой экономической системе, которое приводит к изменению ее основ, то есть форм хозяйственных связей, типов координации деятельности между субъектами экономики, типов собственности.

    Отличительные черты переходной экономики:

    1. Переходная экономика призвана сформировать основы новой экономической системы.

    2. Переходная экономика, как правило – многоукладная экономика.

    3. Переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство.

    4. Относительная длительность преобразований в переходной экономике.

    В экономической истории различают несколько типов переходных состояний экономики.

    Во-первых, это радикальный переход от капитализма к социализму, осуществленный в СССР в довольно сжатые сроки, примерно в период с 1917 по 1930 годы. Здесь произошла революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими. Экономика была превращена в одноукладную командную экономическую систему. Наблюдалась ведущая роль государства в виде диктатуры пролетариата.

    Во-вторых, к переходной экономике относят коренные изменения в способах координации экономики. К этому типу принадлежит, например, трансформация регулирования экономики западных стран после Великой депрессии 1929-1933 гг. Здесь не происходит смены экономической системы, но меняются принципы и технологические основы регулирования экономики.

    В-третьих, к переходной экономике относят процесс ликвидации деформаций в экономике, вызванных внутренними или внешними причинами в бывших колониальных странах (или странах, пошедших по так называемому «некапиталистическому пути развития» при фактически традиционных экономических системах). Здесь происходит создание базиса независимой экономики, ликвидация отсталости в области социальной инфраструктуры. Однако для этих стран характерна политическая нестабильность и мучительный поиск своего места в международном разделении труда при уже сложившихся хозяйственных связях.

    В-четвертых, к переходным состояниям относят процесс преодоления длительной полосы нестабильности в развитии экономики, как это происходило в странах Латинской Америки, где необходимо было преодолеть финансовую зависимость и макроэкономическую несбалансированность на фоне гиперинфляции.

    Наконец, к переходной экономике относят ее специфические формы в постсоциалистических странах. Данный тип переходной экономики представляет собой межсистемный переход. Именно к такому типу относится и переходная экономика России.

    В экономическом плане российское общество в значительной мере несет черты именно восточной культуры: огромная роль государственного начала, неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие характерного для Запада гражданского общества, господствующая роль связей, олицетворяющих зависимость «власть - человек», характерная для Востока приземленная, несущественная роль человека.

    Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений, обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

    В связи с этим главные задачи переходной экономики России были следующие:

    1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни.

    2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов (обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль и т.д.).

    3. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованной от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей.

    4. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансрвая), требующая подавления инфляции, ограничения денежной эмиссии, минимизации госбюджета и т.д.

    5. Формирование сильной системы социальной защиты населения, которая направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения и должна облегчить части населения приспособиться к условиям рыночной экономики.

    6. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры, создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

    В числе важнейших институциональных изменений в экономической системе, проводимых в ходе шоковой терапии, можно назвать следующие:

    Либерализация цен;

    Введение единых принципов налогообложения для различных секторов и отраслей, унификация ставок прямых налогов;

    Принятие антимонопольного законодательства и проведение разукрупнения государственных предприятий в ряде отраслей;

    Перевод государственных предприятий на полный коммерческий расчет, разделение финансов предприятий и государства;

    Ликвидация традиционного централизованного планирования;

    Развертывание малой приватизации, особенно в сфере розничной торговли и общественного питания;

    Разработка правовых и организационных основ для проведения большой приватизации в промышленности, строительстве и на транспорте;

    Обеспечение динамичного развития частного сектора во всех сферах народного хозяйства;

    Достижение внутренней обратимости национальной валюты в свободно конвертируемые валюты по единому стабильному курсу;

    Создание основ системы социальной защиты, в том числе службы трудоустройства, и введение пособий по безработице.

    Главной чертой всех этих преобразований является сведение к минимуму вмешательства государства в экономику с целью дать простор для ее самостоятельного развития. Для этого крайне необходимо преобразовать отношения собственности, провести разгосударствление и приватизацию.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-12-12

    Переходный процесс в России развертывается в конце XX в. в особых исторических условиях – условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. В названный период развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода к постиндустриальному обществу. Страны с существенным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам рыночной экономики. Причем интенсивно идущий процесс обобществления, интернационализации производства и обмена позволяет им утилизировать целый ряд достижений постиндустриальной стадии. Глобальные переходные процессы в мире не могут не влиять на переходную экономику России, содержание переходных процессов, их конечные ориентиры. В этом смысле переходная российская экономика представляет собой переплетение уникальных локальных и определенных, отмеченных выше, общечеловеческих глобальных тенденций.

    Кроме того, Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: выступает своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Российский менталитет всегда был проникнут данным «раздвоением». На этой основе развивалась борьба западников и славянофилов.

    Подобная внутренняя особенность российской экономики и в прошлом и настоящем - также своеобразная уникальная черта, очевидно накладывающая свой отпечаток на содержание протекающих переходных процессов. Она также подчеркивает сомнительность эффективного использования в России моделей, разработанных на базе опыта западной экономики, требует искать конкретные формы переходной экономики, отвечающие данной особенности России.

    В результате происходившего с конца 1980-х гг. перехода к рыночным отношениям в России сформировалась национально-специфическая модель переходной экономики. На формирование ϶ᴛᴏй модели, особенно на начальном этапе переходного процесса, сильное воздействие оказали исходные экономические и социальные условия:

    Крайне высокая даже для социалистических стран степень огосударствления экономики;

    Длительное существование принципиально антирыночной экономики, отсутствие коллективной памяти о рыночных отношениях;

    Огромные диспропорции в отраслевой структуре национальной экономики, где главное место занимали военно-промышленный комплекс и отрасли по добыче и первичной переработке сырья и топлива при неконкурентоспособности большей части обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

    Невысокий жизненный уровень основной массы населения при неплохой системе социальной зашиты, здравоохранения и образования.

    Эти, в основном неблагоприятные, исходные экономические и социальные условия усугублялись отрицательным воздействием исходных политических условий, из которых главными были:

    Распад союзного государства и необходимость формирования новой российской государственности:

    Отсутствие в обществе в первое десятилетие преобразований консенсуса по поводу самого перехода к рыночной системе, что обусловливало политическую нестабильность.

    Наконец, характеризуя условия становления российской модели рыночной экономики, следует учитывать, что Россия в социокультурном отношении будет связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. Поэтому российское общество издавна тяготело не только к западным, но и восточным моделям, о чем свидетельствуют следующие его социокультурные особенности:

    Огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

    Неразвитость частной собственности, прежде всего на землю, и неразрывная связь власти и собственности;

    Слабое и запоздалое развитие автономного от государства гражданского общества;

    Слабость индивидуальной хозяйственной инициативы при сильных коллективистских тенденциях .

    В результате в России в 90-х гг. реализовался «компромиссный» вариант преобразований, в котором сочетались либеральные концепции с сохранением некоторых русских и советских хозяйственных и социальных институтов, особенно в нерыночном секторе. Этот путь оказался в социально-экономическом отношении неэффективным, он сопровождался глубоким и долгим спадом производства, примитивизацией его структуры, снижением жизненного уровня, разрастанием теневой экономики и другими негативными последствиями.

    Но одновременно ϶ᴛᴏт «компромиссный» путь позволил сохранить социальную стабильность в стране и создать основные рыночные институты путем проводимых «сверху» реформ. В результате сложилась модель переходной экономики, имеющая следующие основные черты:

    Союз крупного бизнеса и государства привел к господству в экономике и обществе кланов - группировок бизнесменов, действующих в связке с чиновниками и монопольно контролирующих самые выгодные рынки. Уния хозяйственной и политической элит, заинтересованных в консервации переходного состояния экономики, превратилась в главный тормоз дальнейших рыночных реформ в связи с тем, что перемены могут ослабить власть данных элит;

    Номенклатурное предпринимательство - участие чиновников в той или иной форме в коммерческой деятельности, отсутствие жесткого разделения между ролью бизнесмена и государственного служащего;

    Нерыночный монополизм как результат сращивания коммерческих и государственных структур в целях закрытия рынков от не входящих в кланы экономических агентов, создания благоприятных условий для «дружественных» фирм и т.д.;

    Неравные условия конкуренции - как следствие нерыночного монополизма и номенклатурного предпринимательства - подрывают стимулы к инвестициям и технологическим инновациям и тем самым обрекают экономику страны на застой или, в лучшем случае, на низкие темпы роста;

    Сохранение феномена власти-собственности, когда не власть определяется собственностью, а собственность властью, т.е. положением человека в государственной иерархии или характером отношений собственника с представителями власти. По ϶ᴛᴏй причине отсутствует полноценная (полностью легитимная) частная собственность, периодически предпринимаются попытки пересмотра итогов приватизации;

    Высокая даже по меркам переходных обществ социальная дифференциация, порожденная протекционистской политикой государства по отношению к отдельным предпринимателям и коммерческим структурам, коррупцией, слабостью институтов гражданского общества (неспособность профсоюзов отстаивать интересы наемных работников);

    Слабость (в основном на начальном этапе перехода) государственной власти, кᴏᴛᴏᴩая обеспечивала бы выполнение универсальных «правил игры» на рынке. В клановой системе экономические отношения регламентируются к тому же не формальным правом, а многообразными неформальными зависимостями и соглашениями, принятыми среди «ϲʙᴏих» нормами;

    Значительные масштабы теневой экономики и универсальный характер неформальной хозяйственной деятельности.

    Сегодня нашей экономике брошены два новых вызова. Первый – внутренний. Он заключается в том, что страна находится в довольно тяжелом социально-экономическом положении, которое характеризуется триадой показателей: стагнацией, наступившей с 2013 г.; рецессией, то есть снижением ВВП (с третьего квартала 2014 г.); и стагфляцией, которая связана с ускорением инфляции с 5% в 2012 г. до 6,8% в 2013 г. и до 7,6% в годовом выражении в 2014 г. И вырваться из этой триады сложно. Второй вызов – внешний (санкции западных стран против России) .

    Безусловно, эти неблагоприятные изменения не могут не отражаться на состоянии потребительского рынка и на показателях социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов.

    Надеемся, что российская экономика прошла пик кризиса, т.к. наблюдаются признаки стабилизации деловой активности, рост ВВП, промышленности и товарооборота.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что сложившаяся в России модель переходной экономики, представляющая собой шаг вперед по сравнению с плановым хозяйством, отягощена в то же время серьезными недостатками. Главным из них будет стремление крупного бизнеса и верхушки чиновничества сохранить статус-кво переходного периода, отсутствие у них заинтересованности в дальнейших рыночных реформах. Это модель капитализма преимущественно «для ϲʙᴏих», т.е. тех, кто включен в экономические институты рыночной экономики и может осуществлять частное предпринимательство, используя ресурсы и поддержку государства. Это модель, при кᴏᴛᴏᴩой многие слои активного населения вытеснены на обочину экономической жизни. Данная система обрекает страну на преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность обрабатывающей промышленности и топливно-сырьевой характер международной специализации, а в конечном счете - на экономический застой.

    Преодоление данных недостатков достижимо на пути продолжения глубоких реформ, обеспечивающих свободный вход на рынок, равные условия конкуренции, вытеснение теневой экономики, защиту собственности и рыночных «правил игры».

    Заключение

    Сделаем следующие выводы:

    Рыночная экономика и ее становление в современном мире – очень сложный вопрос, так как необходимо полностью трансформировать и менять сложившуюся за многие десятилетия систему. Но нельзя быстро это все поменять, сформировать обновленное мировоззрение субъектов хозяйства, создать нормативную и правовую базу. Переходная экономика - это стадия развития, реформирования и трансформации. Это всегда занимает длительное время, в течение которого экономическая система будет представлять собой смесь элементов современной рыночной и административно-командной. Это изменения развития, а не устоявшегося функционирования.

    Переходная экономика – это всегда изменчивость и нестабильность, которые носят «безвозвратный» характер. Это не просто нарушает устойчивость системы с тем, чтобы затем она смогла вернуться в равновесие, а существенно ослабляет ее. Экономика переходного периода необратимо должна привести к некой другой, более стабильной, экономической системе. Эта неустойчивость обуславливает необратимость и особый динамизм развития. Однако рост неопределенности, смешение нового и старого – это всегда противоречия. В социально-политической сфере это ведет к обострению противоречий и общественным потрясениям.

    Страны с переходной экономикой обладают многими особенностями. Первая и наиболее важная – преемственность (инерционность) воспроизводительных процессов, которые исключают возможность быстро заменить существующие экономические формы на другие, более желательные. Именно благодаря инерционности воспроизводства сохраняются в течение длительного времени старые экономические отношения и формы.

    Переходная экономика - это всегда очень стрессовый период. Его еще одной ключевой особенностью является очень быстрое и интенсивное развитие новых отношений между субъектами рынка. Необратимость эволюции ускоряет осуществление многих реформ. Экономика переходного периода обречена на успех и ускорение своих переходных процессов, если реформы не произвольны, а основаны на закономерной эволюции и выверенной системе действий.

    Есть три основные перемены, которые носят необратимый характер и происходят в переходной период: утрата функции единоличного распоряжения всеми экономическими ресурсами органами государственной власти, спад трансформации и кризис бюджета. Эти закономерности в целом носят довольно-таки отрицательный характер и выражаются в кризисах. Так как огромная часть имущества становится частной, государство теряет власть на монополию принятия экономических решений.

    Переходная экономика – это сложный процесс создания системы нового типа, преодоления недостатков прежней и обеспечения эффективного роста хозяйства. Такие кризисные явления, как сокращение производства, рост инфляции и безработицы, обусловлены изменениями хозяйственной системы. Поэтому необходимо искать пути решения следующих задач: финансово-кредитная стабилизация экономики путем проведения кредитно-денежной политики; приватизация и разгосударствление предприятий в разных секторах производства и развитие конкуренции и предпринимательства; демонополизация – важнейшая предпосылка для формирования рыночной конкуренции.

    Права собственности являются определяющими в развитии экономики свободного рынка, это особенности переходной экономики. Только собственник способен самостоятельно принимать нужные решения и следить за результатом. Предприниматели стараются приумножить собственность, так как она обеспечивает более широкий спектр выбора сферы бизнеса и установления цен, что влияет на доход.

    Список литературы

      Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н. Переходная экономика. – Ульяновск: УлГТУ, 2011.

      Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Рмега-Л, 2005.

      Кривонос Ю.Е. Экономическая теория. –Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

      Крюков В.А. Нерешаемые… решаемые проблемы? // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №10. – С. 2 – 5.

      Кулешов В.В. Современные вызовы социально-экономическому развитию России // ЭКО (Всероссийский экономический журнал). – 2014. – №12. – С. 5 – 14.

      Мартынов В.А. Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. – М.: Экономика, 2009.