Правовое значение страхового стажа. Страховой стаж: понятие, виды и значение в праве социального обеспечения

В 2015 году продолжена реформа российской пенсионной системы. Были изменены правила, касающиеся порядка начисления пенсий. Введены пенсионные коэффициенты, особое значение приобретает страховой стаж. Основным документом теперь является Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Кроме общих правил в нем предусматривается возможность назначения пенсии по старости раньше установленного возраста для некоторых групп лиц.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Что такое страховой стаж – общий и специальный, отличие от трудового стажа

Под стажем понимается юридический факт, с которым закон связывает возникновение прав на назначение и выплату пособий.
Выделяют следующие виды стажа:

  • общий;
  • специальный;
  • трудовой;

Федеральный закон от 28.12.2014 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» регулирует понятие страховой стаж. Страховой стаж - продолжительность времени работы или иной деятельности, исчисляемых в сумме, за которые в Пенсионный фонд платились предусмотренные страховые взносы, иные периоды, учитываемые при решении вопроса о назначении и размере пенсии.

Трудовая деятельность - это деятельность, осуществляемая на основании , заключенного в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Иная деятельность - деятельность, осуществляемая на основании гражданско-правового договора.

Специальный страховой стаж - это установленная законом продолжительность деятельности на основании трудового или гражданско-правового договора либо службы, считаемая в сумме. Выделяют несколько видов такого стажа:

  • необходимый для досрочного назначения пенсии по старости;
  • выслуга лет;

Трудовой стаж - засчитываемая в страховой стаж продолжительность периодов непосредственно работы (иной деятельности), считаемая в сумме, играющая роль при решении о назначении отдельных видов пособий.

В связи с изменениями российского законодательства, которые вступили в силу в 2015 году, трудовой стаж стал включаться в страховой, то есть фактически увеличены количество случаев, подлежащих страхованию. В отличие от страхового, трудовой стаж включает в себя только трудовую (или иную) деятельность.

Именно страховой стаж, а не трудовой, с 2015 года становится основанием для начисления пенсии.

Что входит в страховой стаж

В страховой стаж засчитываются 2 группы периодов:

  • страховые;
  • не страховые;

Отличие страховых периодов от не страховых состоит в начислении и уплате взносов в Пенсионный фонд.
Законодательство содержит закрытый список таких не страховых периодов:

  • военная служба;
  • получение пособий по временной нетрудоспособности;
  • время, определенное для ухода за каждым ребенком до достижения 1,5-летнего возраста (только для одного родителя, выбираемого самостоятельно);
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • для реабилитированных вследствие репрессий, либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности лиц;
  • время получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезд или переселение по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период сотрудничества в качестве основной деятельности на основании контракта граждан с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Для того, чтобы включить не страховые периоды в страховой стаж необходимо соблюдение обязательного условия: до или после таких периодов должны следовать страховые периоды. Срок осуществления трудовой либо иной деятельности в данном случае роли не играет.

В 2015 году обязательным условием для назначения страховой пенсии является наличие как минимум 6 лет страхового стажа и 6,6 пенсионных коэффициентов. Каждый последующий год эти показатели будут расти. По данным Пенсионного фонда к 2024 году будет необходимо иметь 15 лет страхового стажа и 30 пенсионных коэффициентов.

Виды и значение специального страхового стажа

Как уже отмечалось выше к видам специального страхового стажа относятся специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости, и выслуга лет. Досрочный выход на пенсию возможен для:

  • лиц, занятых на подземных работах, работах с вредными условиями труда, горячие цеха;
  • в связи с тяжелыми условиями труда;
  • лиц, занятых в экспедициях, занятых на геологоразведочных, поисковых работах;
  • работников на лесозаготовках, лесосплаве;
  • механизаторов на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
  • водителей автобусов, троллейбусов;
  • спасателей;
  • лиц, занимающих должности Государственной противопожарной службы;
  • осуществляющих преподавательскую деятельность;
  • медицинским работникам;
  • артистам театра;

Выслуга лет:

  • работники летно-испытательного состава;
  • военнослужащие;
  • федеральные государственные служащие;

Специальный стаж имеет значение при определении права на досрочное пенсионное обеспечение при соблюдении перечисленных для каждой категории граждан условий.

Правила исчисления

Исчисление производится в календарном порядке. Месяц - 30 дней, год - 12 месяцев. Период переводится в месяц и год соответственно.
Условиями для начисления досрочного пенсионного обеспечения являются:

  • достижения установленного для каждой категории лиц возраста;
  • наличие необходимого стажа;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть не менее 30;

Для того, чтобы периоды работы были засчитаны в специальный страховой стаж необходимо соблюдение совокупности условий:

  • работа - основной вид деятельности;
  • полный рабочий день;
  • уплата взносов в Пенсионный фонд;

Если работа производилась неполную рабочую неделю, но полный рабочий день в связи с сокращением объемов производства, то исчисление идет по рабочему времени, отработанному фактически.
В стаж, помимо трудовой деятельности, включаются:

  • периоды, связанные с временной нетрудоспособностью;
  • периоды ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • периоды дополнительных отпусков;

Не включаются периоды, когда работник был не допущен к работе или отстранен, периоды простоя.

Подтверждение

Основной документ - трудовая книжка. Если ее нет либо в нее внесены недостоверные данные, либо отсутствуют записи, то в подтверждение могут предоставляться трудовые договоры, справки, выписки, зарплатные счета.

В том случае, если трудовой книжки нет, необходим трудовой договор.

Если лицо работало у граждан, то в подтверждение предоставляется договор между работником и работодателем и документ об уплате обязательных платежей. Если гражданин вел предпринимательскую деятельность, был членом крестьянского (фермерского) хозяйства, членом родовой или семейной общины малочисленных народов Севера, занимался деятельностью без оформления ИП, то необходим документ об уплате страховых платежей.

Перечисленные документы предоставляются работодателю либо территориальному органу Фонд социального страхования по месту назначения пособия.

Особенности начисления для разных категорий граждан

Закон устанавливает специальные требования к группам лиц, которые имеют право на выход на пенсию раньше установленного срока. Они связаны с возрастом, стажем на соответствующих должностях и работах, наличием индивидуального пенсионного коэффициента, определенного законом страхового стажа.

Перечень профессий устанавливается соответствующими постановлениями Правительства России.

Работникам летно-испытательного состава закон предъявляет следующие требования для выхода на пенсию раньше срока:

  1. Если лица имели отношение к управлению полетами, то для них предусмотрены возраст (55 и 50 лет), профессиональный стаж (12, 5 лет и 10 лет), а также наличие страхового стажа (25 и 20 лет). Они имеют право, если проработали в летном составе гражданской авиации не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно.
  2. Если эти лица оставляют работу по состоянию здоровья, то необходимый стаж сокращается. Он устанавливается 20 и 15 лет соответственно.

Военнослужащим в выслугу лет засчитываются периоды военной службы как на территории России, так и на территории иностранных государств (при наличии соответствующего международного договора), в том числе странах СНГ. Также включаются периоды плена и иные периоды.

Перечень документов для военнослужащих открытый. Это связано с невозможностью предусмотреть все возможные ситуации. Среди документов называются военный билет, справки, записи в трудовой книжке.

Федеральные государственные служащие также имеют специальный страховой стаж. Засчитываются периоды, связанные с замещением должностей, определяемых президентом. Документом будет являться трудовая книжка. Возможны и иные документальные подтверждения.

Новый ФЗ «О страховых пенсиях» сохраняет права лиц на получение досрочного пенсионного обеспечения, закрепляет перечень таких лиц и устанавливает условия для различных категорий граждан. Вместе с тем при его начислении теперь обязательно учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент.

Стаж является юридическим фактом в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением и выплатой всех видов трудовых пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении.

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа (Приложение.

Рис.10.):

Страховой стаж;

Общий трудовой стаж (ОТС);

Специальный страховой (профессиональный) стаж;

Выслуга лет.

Рисунок 10. Виды стажа

Право на многие виды социального обеспечения прямо зависит от участия гражданина в трудовой деятельности и уплаты ЕСН и страховых взносов, т.е. от страхового стажа.

Определение страхового стажа содержится в нескольких федеральных законах. Так, в статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что страховой стаж – это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов. А в статье 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указывается, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов.

Очевидно, что между этими формулировками существует принципиальная разница, которую студенты должны понимать. В первом случае уплата взносов никак не связана с трудовой деятельностью, что противоречит основополагающей идее социального страхования. Вторая формулировка является более точной, но и она не исключает возможности в качестве исключения из общего правила зачета в стаж периодов, в течение которых трудовая деятельность не осуществлялась, а взносы не уплачивались. Кроме того, Федеральный закон от 15.12.2001 г. допускает уплату взносов без занятия какой-либо трудовой деятельностью (ст. 29).

Страховой стаж имеет количественную и качественную характеристики. Продолжительность в годах отражает количественную сторону. Качественная сторона выражается в особенностях производственных условий (вредные, тяжелые и др.), климатических зон и территорий, в которых осуществлялась трудовая деятельность (районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). С учетом указанных характеристик различается и специальный (профессиональный) страховой стаж.

Причем специальный (профессиональный) стаж является частью общего страхового стажа.

Общий страховой стаж – это общая суммарная продолжительность трудовой и иной деятельности, при выполнении которой уплачивались страховые взносы или ЕСН, а также иных периодов, указанных в законе. Этот вид стажа имеет юридическое значение при определении права на трудовую пенсию, а с 01.01.2007 г. после отмены непрерывного трудового стажа – при исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

В общий страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию, помимо периодов трудовой деятельности, включаются также периоды, когда гражданин не работал по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с военной службой по призыву, безработицей и др.). Они засчитываются в страховой, если им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.

Специальный (профессиональный) страховой стаж – это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности на рабочих местах с тяжелыми или вредными условиями труда, в особых природно-климатических или территориях с особым статусом с уплатой страховых взносов.

Студенты должны хорошо понимать значение стажа для социального обеспечения, уметь формулировать понятия разных видов стажа, знать, какие периоды включаются в разные виды стажа, т.к.

От этого зависит правильное решение многих вопросов в области социального обеспечения.

2. Общий трудовой стаж

После пенсионной реформы 2001 г. роль общего трудового стажа в социальном обеспечении существенно изменилась. Сегодня ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию. Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба. С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала, который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

Ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;

Получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В законодательстве упоминаются следующие виды стажа:

  • страховой стаж;
  • общий трудовой стаж (ОТС);
  • специальный страховой (профессиональный) стаж;
  • выслуга лет.

Периоды, включаемые в ОТС, перечислены в пункте 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Прежде всего, в ОТС входит любая работа по трудовому договору , работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия ; иная работа, на которой работник подлежал государственному пенсионному страхованию . Период творческой деятельности членов творческих союзов, а также литераторов и художников, не состоявших в таких союзах, приравнивается к указанной работе.

К иной общественно-полезной деятельности, засчитываемой в ОТС, относится служба в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях, в органах внутренних дел РФ, внешней разведки, федеральной службы безопасности и другая приравненная к военной служба . С 1993 г. военную службу в РФ проходят по призыву и по контракту.

В ОТС включаются периоды временной нетрудоспособности работающих лиц, инвалидности I и II группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пребывания в местах заключения сверх срока , назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице , участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Важно отметить, что в отличие от прежнего законодательства Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает, что продолжительность ОТС определяется только в календарном порядке.

Продолжительность ОТС прямо влияет на расчетный размер трудовой пенсии и величину расчетного пенсионного капитала , который отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г.

Студенты должны запомнить, какие периоды подлежат учету при определении продолжительности ОТС. Необходимо разобраться в механизме оценки пенсионных прав и исчисления величины расчетного пенсионного капитала.

ОТС также принимается во внимание при определении права на пенсию по старости граждан , пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, по Федеральному закону от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Право на пенсию по старости имеют граждане:

  • ставшие инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, по достижении возраста 50 лет (муж.) и 45 лет (жен.) при наличии ОТС не менее пяти лет;
  • получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации ее последствий, а также занятые на эксплуатации ЧАЭС и работах в зоне отчуждения.

Другим категориям граждан трудовая пенсия по старости назначается при наличии ОТС не менее пяти лет с уменьшением нормального пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Специальный (профессиональный) страховой стаж

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохранено для лиц, работавших в течение установленного срока на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах и на других работах. При этом применяются Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а также иные Списки согласно Постановлению Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537. Для приобретения права на досрочную пенсию они должны иметь страховой стаж от 15 до 25 лет.

В отношении каждого вида работ применяются свои Списки. В качестве примера можно привести Постановления Правительства РФ: «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в производствах и профессиях не менее 20 лет» от 01.03.1992 г. № 130; «Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» от 24.04.1992 г. № 272 и др.

Трудовая пенсия по старости назначается досрочно, если застрахованное лицо проработало на указанных в Списках работах не менее половины требуемого срока по состоянию на 01.01.2003 г. Для лиц, отработавших менее половины требуемого срока, а также принятых на работу после 01.01.2003г., было запланировано введение профессиональных пенсий. Для реализации этого положения был разработан и прошел первое чтение в Государственной Думе РФ проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах. Однако до настоящего времени этот закон не принят, что значительно увеличивает финансовую нагрузку на бюджет ПФР, поскольку финансирование досрочных пенсий производится за счет части ЕСН, перечисляемой в ПФР.

Своеобразным основанием, определяющим право на досрочную пенсию, является территория , на которой осуществлялась трудовая деятельность. К таким территориям относятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также местности, подвергшиеся радиоактивному загрязнению. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден постановлением СМ СССР от 10.11.1967 г. № 1029, которое действует и сегодня с внесенными в него изменениям. Что касается Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то он содержится в постановлении Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582. Границы радиоактивных зон и перечень находящихся в них населенных пунктов устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет. Хотя период работы в указанных территориях не отнесен Федеральным законом от 01.04.1996 г. к профессиональному стажу, думается, что для этого есть все основания.

Лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях, трудовые пенсии по старости назначаются ранее достижения обычного пенсионного возраста при наличии страхового стажа - 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Право на досрочную пенсию на равных основаниях с лицами, работавшими на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, имеют граждане , занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Досрочные пенсии назначаются гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории: зоны проживания с правом на отселения; зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также гражданам, работающим в зоне отселения, но не проживающим в этой зоне.

В целях социально оправданной дифференциации пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда другой альтернативы, кроме создания профессиональных пенсионных систем, не существует. Поэтому специальный (профессиональный) страховой стаж будет служить одним из необходимых юридических фактов в сложном составе, порождающем право на профессиональную пенсию до достижения обычного пенсионного возраста - 60 лет (муж.) и 55 лет (жен.).

Выслуга лет

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом , дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

Условия назначения пенсий федеральным государственным служащим регламентированы ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления .

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу , службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности , репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ .

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Исчисление стажа

В результате пенсионной реформы 2001 г. кратное исчисление стажа в большинстве случаев отменено.

Периоды, включаемые в страховой стаж для приобретения права на трудовую пенсию , подсчитываются по их фактической календарной продолжительности. Единственным исключением является работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которая засчитывается как полный календарный год. Перечень сезонных отраслей промышленности утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 04.07.1991 г. № 381.

Периоды работы до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица устанавливаются по документам о работе, службе, учебе и другой общественно-полезной деятельности. Документы должны быть оформлены надлежащим образом, иметь подписи руководителей, печати и пр.

Основным документом для подтверждения трудового стажа является трудовая книжка. При ее отсутствии или неточных записях для доказывания трудового стажа могут приниматься другие документы: письменные трудовые договоры , справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выплату заработной платы .

Время работы лиц, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью на основании регистрационных удостоверений или патентов, устанавливается по справкам финансовых органов или архивных учреждений; а лиц, работавших на условиях индивидуальной или групповой аренды , - по справкам государственного фонда социального страхования. С 01.01.1991 г. время работы указанных лиц подтверждается по справкам об уплате страховых взносов в ПФР.

Время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим 80 лет, определяется на основании: заявления, паспорта лица, осуществляющего уход, документов, удостоверяющих продолжительность нахождения на инвалидности и возраст и др. Время ухода за ребенком до трех лет устанавливается по свидетельству о рождении, выписке из паспорта, свидетельству о браке и другим документам.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации-заказчика произведения об уплате с суммы гонорара обязательных платежей в ПФР.

Периоды деятельности частных детективов, нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, устанавливаются по документам ПФР или налогового органа об уплате ЕСН и взносов в ПФР.

При отсутствии документов страховой стаж может определяться на основании показаний двух или более свидетелей , работавших с заявителем у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.) и восстановить их невозможно. Порядок установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций утвержден постановлением Минтруда РФ от 24.06.1994 г. № 50.

К заявлению об установлении страхового стажа по свидетельским показаниям должны быть приложены:

  • документ государственного (муниципального) органа, подтверждающий дату, место и характер стихийного бедствия;
  • документ работодателя или государственного (муниципального) органа, подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;
  • справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа, подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

Если причиной утраты документов о работе является их небрежное хранение, умышленное уничтожение или другие подобные причины, то страховой стаж устанавливается по показаниям двух или более свидетелей, работавших с заявителем у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за указанный период. Продолжительность страхового стажа в данном случае не может превышать половины стажа, необходимого для назначения трудовой