Занятость населения экономика. Занятость населения в современных условиях

Экономика Российской Федерации все больше и больше принимает рыночный характер, что оказывает воздействие и на социальную сферу. В жестких условиях плановой экономики не было возможности развиваться специфическим формам трудовых отношений. Рыночные реформы исправили это положение, позволив выделить новые формы и виды трудоустройства. Благодаря этому рынок занятости стал более оптимизированным. Государственный сектор имеет достаточную популярность среди населения. Частный, хоть и занимает определенную нишу на рынке, однако не в том объеме, чтобы подавлять государственный. В данном материале будут описаны понятие и виды трудоустройства.

Что включается в понятие трудоустройство?

Множество определений описывает понятие «рациональное трудоустройство». Виды представляют собой абсолютно непохожие определения. Но в широком смысле суть заключается в комплексе определенных мероприятий, которые имеют различный характер. Это действия, связанные с организацией, финансами и правом. Все они направлены на то, чтобы обеспечить жителей государства работой.

Все виды трудоустройства в России представляют собой лишь разрешенные законом формы деятельности. Сюда входят также и такие виды, которые характеризуются индивидуальным обеспечением. Это, например, частное предпринимательство или фермерское хозяйство. Также виды трудоустройства - это такие формы деятельности, которые можно осуществлять благодаря имеющейся лицензии от государственных органов или частных организаций.

Что подразумевает собой понятие занятость?

Занятость - это деятельность человека, цель которой заключается в удовлетворении личных потребностей (преимущественно материальных), то есть получении дохода. Эти действия должны соответствовать государственным нормативно-правовым актам. Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на то, чтобы распоряжаться рабочими ресурсами и творческим потенциалом по собственному усмотрению. Именно выполнение таких требований необходимо для того, чтобы охарактеризовать рациональное трудоустройство. Виды занятости, вне зависимости от своих особенностей, не подразумевают под собой никаких принудительных мер. Конституция Российской Федерации говорит о том, что реализация права на труд должна быть инициирована самим лишь человеком и осуществляется им в свободной форме.

Занятые слои населения

Понятие занятости и трудоустройства (их виды) не может быть полным без описания круга лиц, которые являются субъектами подобных отношений. Субъектами трудовых отношений считаются граждане, которые устраиваются на работу, а также работодатели.

Все виды трудоустройства на работу - это целенаправленные действия в отношении какого-либо субъекта. Занятая личность представляет собой человека, являющегося гражданином Российской Федерации, который работает благодаря заключению договора, закрепляющего трудовые отношения. Список таких лиц является достаточно обширным, и в него включаются следующие категории:

  1. Люди, которые выполняют определенный набор действий, имеющих платную основу. Работнику выплачивается вознаграждение за проделанный труд, который он осуществляет в рамках полного или сокращенного рабочего дня. Сюда можно отнести как постоянную службу, так и временные, сезонные виды трудоустройства.
  2. Лица, имеющие статус частных предпринимателей и занимающиеся коммерческой деятельностью.
  3. Подсобные рабочие, суть заработка которых заключается в сбыте товаров согласно заключению договоров на поставку.
  4. Лица, которые заключили договора, имеющие гражданско-правовую основу. Составляются они относительно выполнения работ или оказания услуг. Сторонами договора могут быть индивидуальные предприниматели.
  5. Люди, получившие должность или назначение, за которое полагается вознаграждение.
  6. Лица, задействованные в силовых структурах, таких как пожарная служба, органы внутренних дел, уголовных органах.
  7. Люди, состоящие на военной или альтернативной гражданской службе.
  8. Студенты и учащиеся общеобразовательных заведений, начальных, средних и высших профессиональных учреждений.
  9. Лица, которые по определенным причинам не могут вести привычную для них трудовую деятельность. Среди таких факторов можно перечислить отсутствие трудоспособности, прохождение курсов повышения квалификации, отпуск, больничный, перепрофилирование, временную остановку работы учреждения, подготовку к службе в вооруженных силах и другое.
  10. Люди, которые являются учредителями организаций. Исключение из этого пункта составляют религиозные, общественные и благотворительные организации, потому что имущественных прав в отношении подобных созданных структур нет.

Каким образом осуществляется трудоустройство?

Все виды трудоустройства в России имеют общую суть, которая заключается в порядке, состоящем из последовательных шагов, которые в конечном итоге должны привести к получению рабочего места. В более узком смысле это определение означает содействие государственных органов своим гражданам в виде предоставления вакансий. Это включает в себя не только помощь в поиске соответствующей работы, но и переподготовку, и переквалификацию, и перевод. То есть это те действия, которые направлены на реализацию человеком своего права на свободный труд. Но в то же время законом не воспрещается осуществлять действия по поиску рабочего места лицом в индивидуальном порядке. Из этого следует вывод, что виды трудоустройства на работу по такому классификационному признаку, как способ осуществления, бывают следующие:

  • самостоятельный;
  • посредством государственных органов.

Этот процесс играет важную роль в общественной и социальной жизни, так как он помогает человеку воспользоваться своим правом на получение работы. Со стороны работодателей это является плюсом в плане подбора квалифицированных рабочих кадров или необходимой силы. Еще одним преимуществом трудоустройства является хороший коэффициент полезного действия, то есть человек с максимальной пользой реализует свое рабочее время без потерь на поиск вакансии.

Каким образом осуществляется это процесс при помощи государственных органов?

Данный процесс может осуществляться при помощи специальных органов. К ним относятся преимущественно такие учреждения, как службы занятости. Такой способ осуществления этого действия носит название специальный. Его отличительной особенностью является то, что, в отличие от самостоятельного варианта, он характеризует лишь виды официального трудоустройства.

Хоть труд считается, согласно законодательству в Российской Федерации, свободным, но жесткие меры могут характеризовать осуществление данного процесса при помощи государственного воздействия. Например, сюда можно отнести набор, который осуществляется в организованном порядке, и направление лиц на объекты. Это было более популярно в период активного развития плановой экономики и практически отсутствует в данный период времени. Это применялось для того, чтобы сделать данную сферу более рациональной и обеспечить человеческими ресурсами те регионы, где их катастрофически не хватает.

Также под специальным трудоустройством понимается направление студентов, окончивших профессиональные учебные заведения. Это осуществляется благодаря заключению соответствующего рода договоров с предприятиями и учреждениями, которые подразумевают собой прием на работу молодых сотрудников.

Еще одним плюсом в осуществлении данного процесса при помощи государственных органов является то, что они имеют право подвергать рабочие места квотированию. Это позволяет трудоустраиваться особым слоям населения.

Какие категории граждан имеют право на льготные рабочие места?

Некоторые слои населения имеют право на социальную защиту в виде помощи на реализацию права на труд. Список таких людей включает в себя следующие категории:

  • те, кто имеет инвалидность;
  • те, кто побывали в местах лишения свободы;
  • те, кто не достиг восемнадцати лет;
  • те, кому осталось доработать до выхода на пенсию два года;
  • переселенцы и беженцы;
  • матери-одиночки и многодетные;
  • родители, воспитывающие ребенка с инвалидной группой;
  • те, кто занимается поиском вакансии в первый раз;
  • те, кто окончили специализированные образовательные учреждения.

Как осуществляется этот процесс трудоустройства инвалидов?

Виды трудоустройства инвалидов являются очень важным в социальной сфере, так как именно эти люди составляют особую категорию трудоустраиваемых. Квотирование распространяется на такие вакансии, которые могут позволить работать людям с ограниченными возможностями. Эти лица не могут проявлять активность в обществе на все сто процентов. Именно поиск работы помогает инвалидам вновь обрести свое место в социуме, восстановиться морально и стать полноценными членами общества. Благодаря данному процессу человек может вновь почувствовать себя нужным и важным, ощутить, что он приносит пользу другим людям.

Квотирование представляет собой официально закрепленное требование, относящееся ко всем частным предпринимателям. Предприниматели должны выделять определенную долю вакансий под людей с группой инвалидности. Однако установленный законодательством процент в России достаточно низкий.

Как осуществляется данный процесс для несовершеннолетних?

Виды трудоустройства несовершеннолетних занимают свою отдельную нишу на рынке занятости. Данный процесс осуществляется относительно этой категории граждан по специфическим правилам. В большинстве стран мира для лиц, не достигших восемнадцати лет, возможность получения работы регламентируется законодательством отдельно.

Согласно российским нормативно-правовым актам, возможность заключать договор с работодателями появляется при достижении шестнадцати лет. Но исключение составляют пятнадцатилетние подростки, которые получили среднее школьное образование или обучаются по индивидуальной программе. Им разрешается выполнять несложные задачи, которые не оказывают негативного влияния на здоровье и не мешают развитию и жизнедеятельности. Более младшая возрастная категория может быть задействована в рабочем процессе лишь в качестве неполной занятости. Труд должен позволять подростку продолжать обучение. Но такой возрастной категории разрешено данное действие лишь при наличии согласия от родителей или опекунов.

То есть лица, которые не достигли совершеннолетия, могут быть задействованы в любых видах работ, за исключением учреждений игорного типа, ночных клубов. Им запрещено иметь дело с сигаретами, алкоголем и психотропными веществами. Им нельзя быть занятыми трудом, который потенциально может нанести вред здоровью. То есть перенос тяжестей и грузов ограничен определенным весом.

Все виды трудоустройства, связанные с несовершеннолетними, сопровождаются прохождением медицинской комиссии, которая должна вынести свое заключение.

Подростки не могут быть задействованы на работе в праздничные дни и ночное время. Работа сверх нормы также для такой категории находится под запретом. Не разрешено отправлять их в командировку.

Для таких работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Для лиц в возрасте до шестнадцати лет это число составляет двадцать четыре часа. Для подростков от шестнадцати до восемнадцати лет это время равно тридцать пять часов в неделю.

Несовершеннолетние работники обладают дополнительными гарантиями. То есть работодатель не может добровольно уволить подростка. Это возможно осуществить лишь с помощью государственной инспекции труда.

Работодатель, нанимающий к себе несовершеннолетнего должен понимать, что обязан предоставлять ежегодный отпуск. Он должен быть не меньше одного месяца. И за него положена финансовая компенсация.

Вознаграждение за проделанный труд для подростков начисляется относительно проработанных часов.

Как осуществляется данный процесс без трудовой книжки?

Виды трудоустройства без трудовой книжки - это вполне реальный вариант в Российской Федерации. Данный вариант находится в рамках закона. Однако трудовая книжка - это тот документ, который подтверждает то, что человек был задействован в рабочем процессе. В ней указана полная информация о человеке, которая необходима для дальнейшего осуществления такой деятельности. То есть это сведения об образовании, полученной специальности, датах приема на работу и наименовании организации. В документе указывается должность и причины увольнения.

Трудовой книжкой подтверждается факт занятости. Но вполне возможны варианты, когда предоставление этого документа не обязательно. Это вполне реально, но при этом требует оформления другого документа, которым является гражданско-правовой договор. Вторым способом является работа по совместительству. То есть одна основная работа оформлена согласно трудовой книжке, а вторая - по специальному соглашению.

Последним вариантом устройства без этого документа являются все виды трудоустройства по найму. То есть это труд, предоставленный по соглашению с физическим лицом. Если осуществлять это в законном порядке, то между работодателем и наемным лицом должно оформляться соглашение. При этом тот, кто платит за предоставление услуги, должен делать и отчисления в такие организации, как Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Но чаще всего учреждения, не делающие записи в трудовой книжке, таким образом пытаются укрыться от закона. Преимущественно это обусловлено укрытием действующего финансового положения, то есть неоплатой взносов.

Те, кто соглашается работать на подобных условиях, чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие отпуска, оплаты больничного и декрета. Да и быть уверенным в стабильности такой работы на сто процентов нельзя.

Важным моментом является то, что договор, который заключается вместо записи в трудовую книжку, имеет гражданский характер, а не трудовой. Стороны в нем - это заказчик и исполнитель. Такие договора бывают нескольких видов:

  • авторский;
  • агентский;
  • на выполнение подрядных работ.

У всех вышеперечисленных типов имеются общие черты. Например, они должны быть в двух экземплярах, закреплять реквизиты сторон, сроки выполнения и размер вознаграждения.

Какие существуют виды трудоустройства?

Виды трудоустройства в РФ представлены четырьмя основными категориями. Наиболее распространенной является работа, имеющая постоянную основу. Именно она приносит стабильный доход. Её предпочитают, так как этот вид дает определенные социальные гарантии. Человек является защищенным, как с социальной, так и с юридической стороны. В случае потери рабочего места или безработицы такое лицо может претендовать на получение пособия. Определенный процент от зарплаты поступает на баланс Пенсионного фонда, что обеспечивает материальную поддержку в старости. Плюсом такого вида занятости также является возможность оформления кредита.

Второй вид представляет собой частичную занятость. Чаще всего это подработка, которая приносит небольшой доход. Такое трудоустройство распространено у студентов.

Третий вид - это работа согласно контракту. Сумма, прописанная в нем, является фиксированной, и из нее не делается никаких отчислений. Налоговые сборы должны в этом случае оплачиваться самостоятельно.

Виды трудоустройства не обязательно предусматривают материальное вознаграждение. Таким примером является волонтерство. Оно хоть и не дает никакой финансовой выгоды, но его преимущество состоит в приобретении полезных навыков и связей.

На данный момент можно выделить еще несколько видов занятости. К ним можно отнести фриланс и удаленную работу через интернет. Специалисты во многих отраслях могут предоставлять свои услуги работодателям со всех уголков мира.

ВВЕДЕНИЕ


Занятость населения - это вовлечение людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Достичь такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невыполнимо, т.к. одни входят в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые еще ищут работу, т.е. совершается нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы.

Рынок труда и занятость населения находится на особенном месте в системе рыночных отношений. В основном социальные, экономические и демографические явления, проходящие в экономике рыночных отношений, целиком или отчасти, воспроизводят процессы, совершающиеся на рынке труда. Исходя из этого на рынке труда проводится купля-продажа рабочей силы, оценивается ее полезность и общественная значимость.

Проблемы занятости населения особенно первостепенны для экономики в России, находящейся перед необходимостью сохранить, увеличить и целесообразно использовать с максимальной выгодой имеющийся трудовой потенциал. Без этого нельзя в дальнейшем продвинуться России по пути рыночных преобразований и ее полнейшее объединение в систему международных экономических отношений.

Актуальность темы определена еще и тем, что перед Россией все актуальнее встает проблема формирования по сути новой политики регулирования занятости, верное выбранному направлению реформ. Нужно глубокое понимание практики упорядочивания рынка труда в регионах с учетом случившихся в последнее время трансформаций общеэкономической ситуации в России с целью формирования рекомендаций по реализации политики занятости.

Целью данной работы является обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме занятости, показать сущность занятости населения, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения целого ряда задач:

-раскрыть сущность категории «занятость» и механизм его функционирования;

-проанализировать специфику и особенность занятости населения, в том числе на основе теоретического материала;

-исследовать проблему занятости в условиях кризиса.

-рассмотреть особенность занятости в республике Карелия.

Объектом исследования является занятость населения.

Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы, а также механизмы регулирования занятости в условиях современной России (на примере Карелии).

В работе использованы труды отечественных ученых-экономистов по проблемам рынка труда и занятости населения, а также исследования ученых демографов, социологов, официального портала органов государственной власти республики Карелия, аналитические обзоры Минтруда РФ и его территориальных подразделений.

В курсовой работе использованы такие методы исследования как анализ литературных источников; анализ статистических данных, в том числе Интернет-источников.


1. Теоретические основы занятости населения


Занятость является одной из важнейших экономических характеристик рынка труда. Наиболее распространенным является представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда различных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности: в общественном производстве, на учебе, и индивидуальном хозяйстве.

-как экономическую категорию;

-как социально-экономическую категорию

Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств, по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства.

Занятость населения сочетает все признаки сложного социально-экономического явления, без изучения научных основ которого невозможно решать задачи практического характера, связанные с разработкой мер, увеличивающих уровень жизни работающего населения, повышение производительности труда и его оплату.


1 Экономическое содержание занятости населения


Экономически активное население (ЭАН) - это часть населения страны в возрасте от 15 до 72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Экономически активное население состоит из лиц, занятых экономической деятельностью, и безработных.

Это понятие вошло в российскую литературу из международных

источников, и его применение следует связывать с внедрением в статистическую практику системы национальных счетов и переход с

года на данную систему расчетов российских статистических служб.

Но в связи с различием в подходах к изучению отношений между наемными работниками и работодателями в российской и западной литературе появился ряд спорных вопросов. Так, западные ученые отождествляют понятие экономически активного населения с понятием рабочая сила, в отечественных изданиях трактовка несколько иная. На сайте государственного комитета статистики Российской Федерации даются следующие методологические пояснения. Экономически активное население это сумма занятых в экономике и безработных. Под это определение подпадает и рабочая сила.

Экономически активное население является важной составляющей рынка труда, поэтому необходимо комплексное представлениео том, какие категории граждан учитываются здесь, а какие включены в экономически неактивное население. Совершенно очевидно, что к ЭАН относятся занятые деятельностью, приносящей доход, и люди, официально признанные безработными. Но безработными по российскому законодательству, могут быть признаны лишь лица в возрасте от 16 лет и до достижения пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). Таким образом, можно сделать следующий вывод: кроме занятых и безработных, ЭАН включает также подростков в возрасте до 16 лет, занятых активным поиском работы и тех, кто вышел на пенсию по возрасту, а также ищущих работу.

Данное положение дел еще больше увеличивает разницу между зарегистрированным и статистическим уровнями безработицы и затрудняет сравнение уровня занятости и уровня безработицы.

Далее необходимо рассмотреть сам термин занятость населения. В соответствии с российским законодательством, занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

В современных экономических условиях государство отказалось от прямого централизованного управления занятостью. Постепенно формируется новая система воздействия на занятость - система регулирования занятости.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три основные группы:

Занятые в экономике оплачиваемой деятельностью.

Военнослужащие.

Учащиеся на очных формах обучения.

В соответствии с Международным классификатором статуса занятости (МКСЗ-93) выделяют шесть групп занятого населения:

) наемные работники;

) работодатели;

) лица, работающие за свой счет;

) члены производственных кооперативов;

) помогающие члены семьи;

) работники, не классифицируемые по статусу


1.2 Гибкие формы занятости населения


Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Рынок труда в региональном аспекте, в отличие от макроуровня, позволяет более точнее выявить специфику формирования сложившихся трудовых отношений, определить источники недоиспользования трудового потенциала. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. Рынок труда имеет принципиальную особенность - его составляющими являются непосредственно живые люди, которые не только выступают носителями рабочей силы, но и наделены специфическими особенностями: психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, политическими и другими.

В реальной экономической жизни на динамику рынка труда оказывает влияние целый ряд факторов. Так, предложение рабочей силы определяется, в первую очередь, факторами демографическими уровнем рождаемости, темпами роста численности трудоспособного населения, его половозрастной структурой. В России среднегодовые темпы прироста численности населения также резко сократились с уровня примерно 1 процента в 70-80-е годы до минусовых значений в 90-е годы.

Наконец, необходимо отметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходит как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест.

Рассмотрим более подробно виды занятости.

Эффективная занятость это занятость в социально ориентированной рыночной экономике, обеспечивающая достойный доход, здоровье человека, рост образовательного и профессионального уровня на основе роста общественной производительности труда.

Эффективная занятость нацелена на всестороннее развитие человека и отражает высокий уровень технической оснащенности, рентабельности производства, передовую организацию труда, высокую производительность и качество продукции. Она предполагает наличие работников и команды менеджеров, обладающих высоким профессионализмом и устремленных на высокоэффективную работу. Об эффективной занятости можно судить по тем процессам, которые имели место в России и происходят в настоящее время.

Продуктивная занятость представляется как занятость по созданию полезных благ и услуг, как для общества, так и для самого работника. Такой вид занятости характеризует деятельность работников производственной сферы, где результат измеряется такими количественными показателями, как объем произведенной продукции, количество реализованных товаров и услуг и выручкой от реализации.

Рациональная занятость предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства и регионам страны с целью выпуска продукции и осуществления услуг, пользующихся спросом. В ее осуществлении важную роль играет маркетинг.

Зарубежные исследователи выделяют в настоящее время три маркетинговых стратегии занятости в промышленно развитых странах, исходя из признания тесной связи между темпами экономического роста, занятостью и производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей производительности труда в стране.

Самозанятость предполагает работу по собственной инициативе с применением или без применения наемного труда по производству различных потребительских товаров и оказанию услуг. При этом работник владеет определенными средствами производства, и сам организует свою работу.

Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны. Экономическая занятость подразумевает общественно-полезную деятельность людей по производству материальных благ и услуг (причем не только материальные, но и духовные, культурные, социальные услуги), деятельность, связанную с получением образования и повышением квалификации, благодаря этому занятость служит удовлетворению личных и общественных потребностей.

Таким образом, экономическая занятость - это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, духовных, культурных, социальных услуг, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. Большинство исследователей рынка труда выделяют полную занятость, не означающую поголовную всеобщую занятость. В условиях рыночной экономики под полной занятостью понимается возможность каждого трудоспособного члена общества участвовать в общественно-полезном труде. При полной занятости число ищущих работу примерно соответствует количеству свободных рабочих мест, хотя они могут не совпадать по профессии и квалификации.

Экономическая вовлеченность предполагает соответствие рабочих мест профессионально-квалификационному составу, образовательному уровню работников. Как отмечают российские экономисты, при их несоответствии часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать ресурсы в бюджет и социальные фонды. Вследствие этого, государство должно уделять особое внимание экономически низкоинтегрированным видам занятости.

Неполная занятость по определению 13-й Международной конференции статистиков труда (МКСТ), проходившей в 1982 году, ситуация, когда наемный работник занят недостаточно с точки зрения установленных нормативов рабочего времени или другой возможной работы, с учетом его квалификации (подготовки и опыта работы). Данное определение подразумевает то, что работник в силу своей недогруженности теряет определенную часть потенциального дохода, а общество недополучает часть товаров и услуг в связи с существованием такого вида занятости. Здесь речь не идет о добровольной неполной занятости, когда работнику в силу своих интересов выгоднее иметь неполный рабочий день.

Скрытая занятость практически не поддается статистическому учету и характеризуется неполным использованием профессионально-квалификационных возможностей работника и низкой по сравнению с возможной производительностью труда. Исследование, выявление и количественное измерение невидимой неполной занятости требует изучения и анализа круга данных, который пока не определен. В резолюции 13-й МКСТ признается, что по практическим соображениям статистическое измерение неполной занятости можно ограничить ее видимой формой.

Непродуктивная занятость возникает, когда лица, сохраняющие статус занятых по договору о постоянной работе на предприятии или фирме за заработную плату, по каким-то причинам неизвестное время совсем не работают (например, в связи с приостановкой работы всего предприятия либо его отдельных участков), хотя продолжают числиться в списках штатного персонала. Этот вид занятости возник в России за годы реформирования, он не зафиксирован никакими международными стандартами и существует как свидетельство неотлаженности существующего рынка труда.

Вторичная занятость это дополнительная форма использования рабочей силы вовлеченного в трудовую деятельность работника. Такая занятость приносит трудящемуся дополнительный доход. Для современной России вторичная занятость распространена в связи с низким уровнем цены труда, при которой заработная плата работников среднего и низкого уровня квалификации находится на грани прожиточного минимума. Обеспечить в этих условиях приемлемый уровень жизни для себя и членов своей семьи работник может, толь ко реализуя возможности вторичной занятости.

Сезонная занятость обуславливается колебаниями производственной деятельности в зависимости от времени года. Данный вид занятости характерен для работников, занятых сельскохозяйственной деятельностью. Значительная часть лиц, занятых на сезонных работах, вынуждены обращаться в службы занятости или самостоятельно искать временную работу в период межсезонья. Хотя данный вид занятости является неизбежным по причине самого характера деятельности, экономически нецелесообразным его можно считать потому, что он порождает нежелательные процессы как с микроэкономической, так и с макроэкономической точек зрения. С точки зрения отдельного работника потеря даже временной работы, а значит и заработной платы, является большой проблемой для него и в материальном и в психологическом отношении. С точки зрения общества сезонная занятость сопряжена с недопроизводством части общественного продукта.

Глобальная занятость подразумевает деятельность в экономике страны в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, на военной службе, в домашнем хозяйстве, в религиозных учреждениях и в других видах общественно-полезной деятельности.

Данный вид занятости не приносит человеку достаточного дохода и в большинстве случаев возникает необходимость поиска дополнительных источников дохода.


2. Занятость населения в современных условиях


В современный период занятость в России имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее от положения в странах с развитой рыночной экономикой. Таких особенностей несколько.

Огромные масштабы неполной занятости, связанные с быстрым спадом производства и стремлением предприятий и организаций сохранить основной состав занятых.

Наемный характер труда абсолютного большинства занятых работников. Быстрое акционирование предприятий предполагало определенные изменения положения трудящихся на них работников.

Недостаточный уровень квалификации и профессионализма работников. Несмотря на высокий уровень образования, рыночная экономика повышает требования к квалификации, профессионализму работников, которые не отвечают современным требованиям.

Ухудшение качества рабочих мест. В связи с резким сокращением капитальных вложений работа идет на все более стареющем оборудовании. Оснащенность рабочих мест ухудшается. Резко ослабло внимание к организации труда на производстве. В результате увеличивается число аварий, производственного травматизма, растет число профессиональных заболеваний, случаев получения инвалидности на производстве.

Падение цены рабочей силы. За годы реформ произошло резкое падение реальной заработной платы - заработной платы, получаемой работником по отношению к стоимости товаров и услуг. Низкая заработная плата вызывала необходимость работать практически всех трудоспособных членов семьи, в том числе женщин с детьми.

Резкое снижение производительности труда. Падение темпов развития производства вызвало резкое снижение производительности труда во всех отраслях производства и сфере обслуживания.

Снижение стимулов к труду. В последние годы разрушена система организации заработной платы. Ее величина в денежном выражении все меньше связывалась с результатами труда и возрастала в определенной мере только в связи с ростом цен, с увеличением инфляции. Произошло обесценивание высококвалифицированного труда в массовых масштабах.

Рост нарушений трудовых прав занятых. С трансформацией российской экономики, увеличением числа частных и смешанных предприятий происходит рост нарушений трудовых прав занятых. Это находит свое выражение в произвольном увеличении продолжительности рабочего времени, случаях неоплаты времени отсутствия по болезни, необоснованном увольнении и в нарушениях других трудовых прав граждан.

Большие региональные, отраслевые и профессиональные различия в области занятости населения. Эти различия определяются многими причинами и постепенно увеличиваются.

Наличие необходимых ресурсов для развития производства и занятости населения.

Несмотря на обостряющееся положение с занятостью, в России имеются огромные возможности для увеличения числа занятых граждан и роста эффективности и производительности труда. Наша страна обладает огромными сырьевыми ресурсами, богатыми залежами полезных ископаемых, охватывающими все известные виды, самыми большими в мире лесными запасами, огромными массивами используемых и заброшенных земель, значительными, хотя и устаревшими основными фондами, высоким научным потенциалом. Таким образом, занятость населения - это важнейший показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую прибыль и другие виды доходов. Занятость населения имеет важное значение и в развитии общества. Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю июля 2011 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле 2011 г. составила 76,6 млн.человек, или более 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле 2011 г. составил 6,5%.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в июле 2011 г. составил 64,6%.

По сравнению с июнем 2011 г. численность занятого населения увеличилась на 199 тыс. человек или 0,3%,численность безработных за этот период увеличилась на 401 тыс.человек или на 8,7%. Рост численности безработных в июле 2011 г. по сравнению с июнем 2011 г. вызван выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. Так, в июле 2011 г. доля лиц в возрасте 15-19 лет среди безработных составила 8,6% и была выше, чем в июне 2011 г. на 2,2 процентных пункта. Доля лиц в возрасте 20-25 лет - 21,9%, выше, чем в июне 2011 г. на 1,3 процентных пункта. Доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентных пункта. По сравнению с июлем 2010 г. численность занятого населения выросла на 253 тыс.человек, численность безработных сократилась на 233 тыс.человек, или на 4,4% (в сопоставимой методологии). Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,6 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июля 2011 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1384 тыс.человек. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,7%безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в июле 2011 г. составила 33,1%, среди безработных женщин - 38,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

2.1 Проблемы занятости в условиях кризиса


Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.). Однако пиковые показатели весны 2009 г. (уровень общей безработицы - 10%, зарегистрированной - 3,5%) не дотягивают до худших показателей 1990-х (13% и 4% соответственно).

Новый кризис затронул региональные рынки труда в разной степени. Во-первых, разными были темпы промышленного спада. Сильнее всего пострадали промышленные регионы металлургической и машиностроительной специализации, в большинстве из них производство сократилось на 20-39% (январь-май 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.) Среди регионов машиностроительной специализации есть не вышедшие из депрессии, для них это был двойной удар. Черты депрессивности сохранили и многие дальневосточные регионы, и хотя в них промышленный спад был минимальным (после тяжелого кризиса 1990-х фактически нечему падать), их рынок труда находился в худшем состоянии и поэтому более уязвим. Даже сильный промышленный спад не всегда приводит к массовой безработице, поскольку есть альтернативная форма снижения издержек работодателя путем сокращения оплаты труда. В России эта форма широко распространилась с 1990-х гг. в виде длительных задержек выплаты зарплаты, административных отпусков, неполной рабочей недели и др. В ходе нового кризиса с задержками зарплаты пытаются бороться и, по официальной статистике, в крупных и средних предприятиях и организациях их объем невелик. Однако никто не знает, каких масштабов достигают невыплаты в малом бизнесе и неформальном секторе экономики. Административные отпуска и неполная рабочая неделя используются очень широко, в машиностроении такой режим охватывал весной 2009 г до 20% занятых (хотя в целом по экономике - не более 4% занятых по данным официальной статистики). Вследствие использования альтернативных форм снижения издержек бизнеса даже в наиболее пострадавших от кризиса регионах рост безработицы может быть умеренным. К тому же региональные власти всячески препятствуют высвобождению, порой с помощью прокуроров.

Во-вторых, сократилась и "беловоротничковая" офисная занятость, сильнее всего - в крупнейших городах. В этой сфере доминирует именно высвобождение, а не урезание зарплат. Но на рынках труда крупнейших городов намного больше альтернативных рабочих мест, и, к тому же, докризисный уровень безработицы был очень низким. Высвобождаемые чаще всего находят другую работу, реже пополняют ряды безработных, но при исходно низком уровне даже быстрый рост безработицы не критичен.

В-третьих, масштабные сокращения произошли в неформальной экономике. В секторе рыночных услуг и в строительной отрасли крупных городов заняты трудовые мигранты из других стран, причем часто нелегальные, поэтому масштабы высвобождения неизвестны, тем более что немалая часть трудовых мигрантов возвращается домой. Те же проблемы, но уже для российских граждан, характерны для республик Северного Кавказа, где из-за дефицита рабочих мест широко распространено отходничество. В кризис сократились возможности найти работу в других регионах (строительство, агросектор, торговля), напряженность на рынках труда республик юга выросла. Но измерить изменения также сложно, поскольку трудовые мигранты из Северного Кавказа до кризиса работали преимущественно в неформальном секторе экономики.


2.2 Особенность занятости в республике Карелия


По данным государственной службы занятости, на 1 декабря 2010 года в республике было зарегистрировано 10,0 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, в том числе 8,4 тыс.безработных (на 32,3% меньше, чем год назад). Из них 7,3 тыс.человек было назначено пособие по безработице.

Потребность организаций в работниках, заявленная в службу занятости, составила на конец ноября 3286 человек или 174,1% к соответствующему периоду предыдущего года.

Нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию составила 3 человека, что в 2,5 раза меньше, чем год назад.

Снизились масштабы неполной занятости. По данным на 1 декабря 2010 года работали неполный рабочий день, находились в простое или вынужденных отпусках 1066 чел., что на 2787 чел. меньше, чем в конце февраля (максимум 2010 года - 3853 чел.).

В посткризисном 2010 году, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере региона и на установленные параметры общей и регистрируемой безработицы, республиканский рынок труда восстанавливался медленно.

В силу того, что две трети населения проживает в южных районах Карелии и г.Петрозаводске, ситуация с занятостью в северных районах Карелии складывается особенно сложная. Противоречия между сложившейся в период индустриализации системой расселения и современной структурой экономики, а значит, и занятости, не снижают социальной напряженности на отдельных территориях муниципальных районов и городов.

Снижение численности занятых в экономике региона в условиях финансово-экономического кризиса несколько уменьшило остроту проблемы обеспечения экономики республики кадрами, однако вопрос дисбаланса спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационным параметрам не потерял свою актуальность.

На сегодняшний день в республике работодателям остро необходимы квалифицированные рабочие и инженерные кадры, а вот потребность в неквалифицированной рабочей силе по сравнению с предыдущими годами сократилась.

На рабочие профессии приходится 68,8% от общего числа вакансий, в то время как среди безработных граждан 38,4% имеет высшее или среднее профессиональное образование.

Каждый третий безработный проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится менее 20% свободных вакансий, из них преимущественно за счет временных рабочих мест в рамках спецпрограмм, организуемых при участии органов службы занятости.

Кроме того, демографическая ситуация в республике складывается не в пользу развития рынка труда. Начиная с 2005 года, численность населения в трудоспособном возрасте сократилась с 453,1 тыс. чел. до 432,3 тыс. чел.

В экономике республики продолжаются процессы сокращения рабочих мест. По данным еженедельного мониторинга, проводимого Министерством труда и занятости Республики Карелия в части предстоящих увольнений в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 28 ноября 2008 года № 682, в 2010 году потеряно 3566 рабочих мест в связи с высвобождением работников, еще 952 работника могут потерять работу до конца года и уже предупреждены о предстоящем увольнении.

Наиболее масштабные высвобождения уже прошли до конца 2010 года в целлюлозно-бумажном производстве, лесном хозяйстве и деревообработке, в добыче полезных ископаемых, на транспорте и связи, в сфере ЖКХ, социальной сфере (образование, здравоохранение), в области государственного управления и обеспечения военной безопасности, торговле.

Процессы высвобождения продолжались и в 2011 году. Связаны они как с подготовкой к реализации комплексных инвестиционных проектов, проектов реструктуризации и модернизации предприятий, так и с запланированными реорганизационными процессами в силовых структурах, в организациях бюджетной сферы.

По-прежнему острой остается проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, усугубленная кризисной ситуацией в экономике.

По данным Министерства образования Республики Карелия в 2011 году планировалось выход на рынок труда 5945 выпускников профессиональных образовательных учреждений (2216 - высшего, 1816 - среднего, 1913 - начального профессионального образования). По прогнозам Министерства труда и занятости Республики Карелия не менее 900 из них обратилоь за содействием в поиске работы в органы службы занятости населения. Из всей прогнозируемой по заявкам работодателей потребности в кадрах более половины приходиться на долю начального профессионального образования. Специалисты со средним профессиональным образованием требуются в меньшей степени, наличие высшего образования в последние годы воспринимается как необходимая общественная норма. Работодатели заинтересованы в высшем образовании и рассчитывают получить, прежде всего, грамотного, обучаемого работника. Существует значительный разрыв в профессионально-квалификационном разрезе. Предложения же образовательных учреждений по уровням профессионального образования,то есть выход на рынок труда выпускников этих учреждений, абсолютно не совпадает с потребностями рынка труда. Наиболее сложная проблема в ближайшее время- это переход системы профессионального образования на подготовку кадров под потребности. Необходима корректировка по объёмам приёма в учреждения профессионального образования разных уровней. Кроме этого, для сближения предложений рынка образовательных услуг и спроса работодателей необходима корректировка и в разрезе профессий и специальностей, т.е. потребуется изменение профилей подготовки кадров и, соответственно, переоснащение и развитие учебно-производственной базы образовательных учреждений.

В целях защиты регионального рынка труда была продолжена работа по сокращению привлечения иностранной рабочей силы в республику. На 2009 год квота для Республики Карелия составила - 1717 разрешений на работу иностранным гражданам. Сводные предложения работодателей о потребности в привлечении иностранной рабочей силы на 2010 год, заявленные в 2009-2010 годах, составили 2958 человек. Межведомственной комиссией по вопросам внешней трудовой миграции, привлечения и использования иностранных работников при рассмотрении целесообразности привлечения иностранных работников на 2010 год было отклонено привлечение 1538 трудовых мигрантов. В результате, квота на привлечение иностранной рабочей силы для Республики Карелия на 2010 год составила 1420 разрешений на работу.

На 2011 год квота для Республики Карелия составляет 1298 разрешений на работу. При рассмотрении заявленной потребности работодателей на 2011 год привлечение 891 иностранного трудового мигранта было признано нецелесообразным.

В зависимости от развития ситуации на рынке труда в рамках антикризисных мер Правительством Республики Карелия будут подготовлены предложения по корректировке квоты на привлечение иностранной рабочей силы на 2011 год. Освободившиеся при этом рабочие места через органы службы занятости населения будут предложены гражданам Российской Федерации.

В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Республики Карелия на 2010-2012 годы» позволила в 2011 году:

трудоустроить при содействии службы занятости 20,0 тыс. человек; в том числе в рамках специальных программ содействия занятости безработных и ищущих работу граждан - 3,0 тыс.человек;

направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, - 3,2 тыс. человек.

В 2011 году одной из важнейших задач для органов службы занятости населения недопущение развития застойной безработицы и обеспечение как можно более раннего выхода граждан из состояния безработицы.

В результате принимаемых мер в 2011 году численность регистрируемой безработицы (среднемесячная), не превысила 10,7 тыс. чел., или 2,8% к экономически активному населению.

Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является данная Программа.

По данным на 1 декабря 2010 года в ходе реализации Программы содействия занятости населения и Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия в 2010 году службой занятости населения республики в общей сложности создано и сохранено 8103 рабочих места.

Наибольшее количество новых рабочих мест создано в торговле - 393 места в связи с открытием в районах республики сетевых магазинов «Магнит», «Дикси», «Семья», «Великолукские мясные продукты» и др.

Из крупных объектов ожидается ввод в эксплуатацию:

завода по производству пищевой продукции на фруктово-ягодной основе (ООО ПК «Ягода Карелии») (94 - 100 рабочих мест);

свиноводческого комплекса «Кондопожский» (22 рабочих места);

гостиницы «Онего - Палас» (200 рабочих мест).

Ожидается, что период с 2011 по 2013 годы станет периодом постепенного наращивания темпов инвестиционного развития в регионе.

Достигнуть прогнозных параметров инвестиций в 2011-2013 годах предполагается за счет реализации:

крупных инвестиционных проектов: ООО «Корунд» (организация производства теплоизоляционных плит различной плотности на основе базальта в г. Кондопоге, объем инвестиций - 1,7 млрд. рублей), ООО «Сведвуд Карелия» (строительство мебельной фабрики; 2 млрд. рублей), ООО ДОК «Калевала» (организация производства древесных плит; 8 млрд. рублей), ОАО «ФСК ЕЭС» (строительство транзитной высоковольтной линии напряжением 330 кВ между Кольской АЭС Мурманской области и Ондской ГЭС; 4,5 млрд. рублей), ОАО «Сегежский ЦБК» (проект модернизации целлюлозного производства «Белый медведь» с объемом инвестиций 56,5 млрд. рублей и сроком ввода за прогнозным периодом);

корпоративных инвестиционных программ ОАО «Карельский окатыш» (3,6 млрд. рублей) и ОАО «Кондопога» (1,2 млрд. рублей);

инвестиционных мероприятий федеральных адресной инвестиционной и целевых программ, региональной адресной инвестиционной программы (11,3 млрд. рублей).

В создавшихся условиях малый бизнес стал одним из самых динамичных секторов экономики республики. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия в 2009 году на территории республики было зарегистрировано 2824 индивидуальных предпринимателя. За 6 месяцев 2010 года число зарегистрированных предпринимателей составило 1913 человек, из них 705 человек (40%) открыли собственное дело при содействии органов службы занятости населения, получив субсидию из федерального бюджета на эти цели в рамках Региональной программы поддержки занятости населения в Республике Карелия на 2010 год.

В условиях выхода экономики Карелии из кризиса, несмотря на позитивные сдвиги в экономической сфере, реализация антикризисных мер будет продолжена, но с некоторым смещением акцентов и включением новых направлений, касающихся структурных изменений на рынке труда. Основные приоритеты реализации Региональной программы поддержки занятости в 2011 году будут сосредоточены на поддержании предпринимательской инициативы безработных граждан и создании новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Для дальнейшего решения проблем на рынке труда Республики Карелия, возникших в результате негативных последствий мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти Республики Карелия, органов местного самоуправления и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является региональная программа поддержки занятости населения в республике Карелия на 2011г, разработчиками которой является министерство труда и занятости республики Карелия.

кризис гибкий рынок труд


Заключение


Проводя курс на эффективную занятость, необходимо обеспечить простор для трудовой мобильности высвобождаемых работников к лучшим условиям занятости, создать их заинтересованность в переквалификации, исходя из потребностей рынка труда, и предоставлять достаточные гарантии только тем трудящимся, которые по объективным причинам не могут быть использованы на производстве, включая оказание им трудовой и материальной помощи в случае вынужденной безработицы.

Предоставляемые гарантии должны стимулировать активный поиск работы. Развитие сферы и форм занятости происходит вне государственного производства, по законам рынка труда. В этих условиях неизбежно возникает новая ситуация, когда предприятия будут вынуждены соревноваться за привлечение лучших работников. Но вместе с тем необходима общественная помощь тем, кто оказался слабее в этой конкуренции. Эти люди могут рассчитывать на поддержку государства через систему социальных гарантий.


Список использованной литературы


1.Эффективная занятость населения в регионе. / И.В. Жилкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль)

.Экономика труда: Учебник//Под ред. Архипова А.И., Карпухина Д.Н., Кокина Ю.П. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 559 с. -

.1Труд и занятость в Карелии: Статистический сборник / Карелиястат. - Петрозаводск, 2007. С. 7-14. Возрастно-половая структура населения Республики Карелия: Статистический сборник / Карелиястат. -Петрозаводск, 2010. С. 3.

.Агабенян А. Мировая экономика и международные отношения;журнал,2012,№2.стр 105-114

.В.А. Гуртова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 1.

.В.А. Гуртова. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сборник докладов, Петрозаводск 2011г.книга 2.

.Вопросы социального обеспечения: журнал.2011,№8.Стр.4-5.

.Коровкин А.Г. Проблемы прогнозирования,2011,№6 стр.72-85.

.Новикова Е.Ю. Социологические исследования,»трудовая адаптация мигрантов»2011,№8,стр.136-139

.Узякова Е.С. Проблемы прогнозирования,2011. Стр.89-101.

11.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.ru / - Интернет - портал Правительства Российской Федерации// Банк документов// Распоряжение от 15 августа 2008 г. №1193-р// Приложение к Распоряжению от 15 августа 2008 г. №1193-р


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Занятость - участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятостью принято считать общественно полезную деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры), военнослужащие. Уровень занятости, то есть вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.

Практическая потребность учёта населения вызывает необходимость выделения видов и форм занятости.

По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в реализации своего творческого потенциала выделяют следующие виды занятости: занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и социально полезную.

Полная занятость – это состояние, при котором обеспечены работой нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Продуктивная занятость – это занятость, которая отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, роста производительности труда. Это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.

Свободно избранная занятость предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно её владельцу. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Рациональная занятость – это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учётом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения.

Рациональная занятость определяется по формуле:

Зр .=(6)

где Зр . – рациональная занятость; Зпр. – продуктивная занятость; Зп. – полная занятость.

Эффективная занятость - предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.

Социально полезная занятость - определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).

Выделяют также различные формы занятости, которые можно сгруппировать по отдельным признакам. Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости. По способу участия в общественном труде можно выделить занятость по найму и самостоятельную занятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определённую стоимость в форме заработной платы. Самостоятельная занятость для России является относительно новой формой занятости населения. Это отношения (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловливают самореализацию и утверждение личности.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянна (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже – каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определённых фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятостьэто занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятостьзанятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы.

Стандартная (типичная) занятость это занятость, предполагающая постоянную работу наёмного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

Занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

Занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

Занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

Занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Таким образом, существуют разнообразные виды и формы занятости. Виды занятости: занятость полная, продуктивная, свободно избранная, рациональная, эффективная, социально полезная. В зависимости от конкретных условий выделяют отдельные формы занятости: исходя из характера отношений между работодателем и работником: занятость по найму и самостоятельная занятость. Исходя из режима рабочего времени: занятость полная и частичная. По регулярности трудовой деятельности: постоянная, временная, сезонная и случайная занятость. Беря в расчёт легитимность трудоустройства: занятость формальная и неформальная. Исходя из специфики организации трудового процесса: занятость стандартная и нестандартная.

1.Что такое занятость?

ТК РФ в отличие от ранее действовавшего КЗоТа РФ не регулирует отношения, связанные с занятостью и трудоустройством. Закон о занятости определяет понятие занятости как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству РФ и приносящую, как правило, доход, заработок 1 . Из Конституции РФ следует, что гражданам предоставляется право свободного распоряжения своими способностями к труду, а так же в предоставлении нам права на защиту от безработицы 2 .

В России создана государственная система защиты граждан от безработицы и содействия в трудоустройстве. Определён правовой статус безработного, установлены дополнительные гарантии трудоустройства отдельных категорий граждан, в том числе работников, высвобождаемых в результате ликвидации организаций, сокращения численности или штата работников, молодёжи, инвалидов и некоторых других. Предусмотрена выплата пособий по безработице, стипендий лицам, направленным службой занятости на переобучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации. Осуществляется и множество других мероприятий, направленных на обеспечение граждан работой.

Из этого можно сделать вывод, что занятость – это есть право на защиту от безработицы, которое в свою очередь государство, должно преподнести, гражданам в виде правовой системы, направленной на развитие не только среды занятости в РФ, но и на укрепление рыночной экономики государства в целом.

2.Какие формы занятости вам известны?

Всё население РФ можно разделить на занятых и не занятых граждан. В зависимости от того, какими видам деятельности занимаются граждане можно определить формы занятости. В Законе о занятости указан перечень граждан, которые считаются занятыми в РФ:

Работающие по трудовому договору, включая имеющих любую оплачиваемую работу за исключением общественных работ;

Зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы по гражданско-правовым договорам;

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также другие виды служб;

Проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях любого уровня;

Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой или по другим уважительным причинам;

Являющиеся учредителями организаций за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциации и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

3.Кто может быть признан безработным?

Анализируя понятие безработного, необходимо отметить последствия безработицы. Безработица порождает множество проблем в обществе и

экономике :

Снижается покупательская способность граждан;

Уровень жизни граждан;

Организация теряет квалифицированные кадры;

Увеличивается риск социальной напряжённости и тд.

Согласно Закону о занятости безработными признаются граждане 3 :

Трудоспособные;

Которые не имеют работы и заработка;

Зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;

Которые ищут работу и готовы к ней приступить.

Трудоспособность гражданина определяется их возрастом и состоянием здоровья. С точки зрения возраста не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 16лет, а также те, кому в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости.

Граждане, претендующие на получение статуса безработных, должны искать работу, так как, этот критерий характеризирует субъективное намерение гражданина , однако у такого намерения есть внешние проявления. Свидетельством того, что гражданин ищет работу, является его явка по приглашению органов занятости для знакомства с предлагаемой работой, именно по этому предусмотрен отказ в регистрации в качестве безработных тех, кто отказался в течение 10дней со дня регистрации в органах занятости в целях поиска работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а для впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности) – также от двух предложений профессиональной подготовки. Кроме того, в регистрации в качестве безработного будет отказано гражданину, не явившемуся без уважительных причин в течение 10дней со дня регистрации в целях поиска работы в органы занятости для предложения ему подходящей работы, а также не явившемуся в срок, установленный этими органами для регистрации в качестве безработного.

Наконец, безработный гражданин должен быть готов приступить к работе . Это означает, что в момент регистрации не должно быть препятствий к тому, чтобы гражданин смог начать работу, как только она ему будет найдена. Если такие препятствия неустранимы, то признание безработным невозможно.

Правовой статус безработного включает в себя также его права и обязанности, социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы, а также в других случаях.

В современной науке разработанных различные методы учёта безработных граждан, применение которых может показать разные статистические данные по занятости в стране. На мой взгляд, это необходимая процедура, так как количество безработных граждан напрямую влияет на состояние – это важный показатель для политической жизни страны, для политиков, как правящих, так и от оппозиции.

4. Что такое общественные работы? Укажите их правовой статус.

Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К таким общественным работам не относятся виды деятельности, к примеру, связанные с необходимостью, ликвидации последствий различных аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и требующие специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Организация общественных работ возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости и регулируется, помимо ст.24 Закона о занятости, также Положением об организации общественных работ, которое утверждено Правительством РФ от 14.07.1997г. №875(в ред. Постановлений Правительства от12.11.1999г. №1247, от 20.12.2003г. №769) 4 .

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. Лица, которые изъявили желание участвовать в общественных работах, заключают срочный трудовой договор . Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособие по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учёте в органах службы занятости свыше шести месяцев.

В качестве примера, общественных работ можно назвать некоторые из них, которые известны многим из нас на примере личного опыта, а именно:

Озеленение и благоустройство территорий;

Уход за престарелыми и инвалидами;

Различные сельскохозяйственные работы;

Подсобные работы в строительстве жилья и тд.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что на граждан, занятых в общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании. Также в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.

5. Каков размер пособия по безработице?

Одной из гарантий социальной поддержки безработных, является пособие по безработице. Можно выделить два варианта определения размера пособия ,которое рассчитывается в некоторых случаях в процентном отношении к среднему заработку, а иногда в размере минимальной оплаты труда.

Первый вариант расчёта пособия по безработице распространяется на тех, кто в течение 12 месяцев , предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с соответствующим пересчётом.

Пособие начисляется в первом 12-месячном периоде:

В течение трёх месяцев в размере 75% от среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчислённого за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие 4 месяца – в размере 60%;

В дальнейшем – в размере 45%, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% этого минимума.

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при начислении пособия его размер увеличивается с учётом районного коэффициента. Размер пособия во всех случаях не должен быть менее 100рублей .

Во втором 12-месячном периоде – в размере 30% величины прожиточного минимума субъекта РФ.

Второй вариант определения размера пособия в зависимости от величины прожиточного минимума установлен для отдельных категорий граждан в Законе о занятости 5 . Гражданам, впервые ищущим работу, длительно не работающим, не имеющим в последние 12 месяцев 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисляемого в субъекте РФ, но не ниже минимального размера оплаты труда.

6. Какая работа считается подходящей?

Закон о занятости раскрывает нам понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа , в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места 6 . Максимальная удалённость подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления с учётом развития сети транспорта в данной местности.

Требования подходящей работы понижаются для граждан:

Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);

Уволенных более одного раза в течение календарного года, предшествовавшего периоду безработицы, за нарушение трудовой дисциплины;

Прекративших индивидуально – трудовую деятельность;

Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

Состоявших на учёте в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3лет не работающих;

Обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ и др.

Для них подходящей считается работа, включая работу временного характера, отвечающая требованиям законодательства о труде, независимо от того, требует она или не требует (с учётом возраста и иных особенностей граждан) предварительной подготовки.

Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

Условия труда не соответствует правилам и нормам по охране труда;

Предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в регионе. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в регионе.

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:

  • 1) продуктивную - имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю численность работников);
  • 2) полезную - распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
  • 3) рациональную - отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
  • 4) полную - при ней все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость - это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (в Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества в первую очередь в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
  • 5) эффективную - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости - ключевой задачи социально-экономической политики государства.

Формы занятости

Это организационно-правовые способы. и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей организуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:

  • o полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);
  • o сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);
  • o раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
  • o неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
  • o неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
  • o надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
  • o совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
  • o временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
  • o самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
  • o трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).

По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в:

  • o государственном секторе экономики;
  • o кооперативах;
  • o акционерных обществах со смешанной формой собственности;
  • o частном секторе;
  • o на совместных предприятиях;
  • o общественных организациях;
  • o личном подсобном и домашнем хозяйстве.

Структура занятости , а следовательно, структура использования экономически активного населения, рассматривается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты отмечают прямую и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь). Объяснением этих связей является:

  • 1) создание рациональной структуры производства, немыслимое без наличия рабочей силы, необходимого набора профессий, квалификации, умственного и физического труда, высоко- и малоквалифицированной рабочей силы. Тем самым, структура занятости отражает сдвиги в материально-технических условиях производства;
  • 2) совершенствование структуры общественного производства в целях повышения его эффективности, которое в конечном счете сводится к совершенствованию структуры занятости населения, так как она оказывается более мобильной.

Критерием эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее укрупненным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника. Данный показатель зависит от вида пропорций занятости и может отражать:

  • 1) макроструктуру занятых, в которой "сервисный сдвиг" (перелив рабочей силы из промышленности в сферу услуг) считается прогрессивным, если доля занятых в индустриальном секторе экономики сокращается в результате роста производительности труда либо увеличивается доля трудоемких отраслей в сфере услуг;
  • 2) сдвиги в занятости внутри секторов экономики, когда переход к более сложным видам труда выражается в росте удельного веса более производительных и высокорентабельных отраслей, использующих более квалифицированный, а значит и более дорогой труд. Особое место здесь занимают наукоемкие отрасли (наука и научное обслуживание, сфера услуг), где состав занятых весьма разнородный по происхождению, так как одни отрасли этой сферы развиваются в направлении механизации и автоматизации и у них растет спрос на высококвалифицированный труд; другие - ограничены в механизации и автоматизации и аккумулируют малоквалифицированную рабочую силу (например, социальные и личные услуги, комплексы бытового обслуживания в малых поселениях).

Агрегированным показателем эффективности межотраслевой структуры занятости можно считать народнохозяйственную производительность труда по всем отраслям как средневзвешенную отраслевых показателей производительности труда. О прогрессивном развитии профессиональной структуры занятости свидетельствует рост удельного веса управленческого персонала и инженерно-технических работников, деятельность которых насыщена творческой компонентой. Социально-профессиональный состав работников отрасли (структуру занятости) можно оценить с помощью коэффициента прогрессивной структуры, который рассчитывается как отношение численности более продвинутых социально-профессиональных групп (с творческой компонентой в труде) к численности работников в группах, менее развитых в этом смысле.

Таким образом, рациональность структуры занятости выражается не в росте какого-либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.

Системная трансформация занятости, происходящая во всем мире, протекает в виде сочетания двух процессов - реструктуризации и реаллокации занятости. Под реструктуризацией понимается: 1) системная трансформация занятости как целенаправленное изменение ее структуры, части, элемента в связи с трансформацией всей экономической системы (в широком смысле); 2) преобразование на новых рыночных основах деятельности традиционных фирм (государственных и приватизированных), которые сложились в рамках прежней экономической системы (в узком смысле).

Реаллокация означает формирование новых частных фирм и перераспределение в их пользу ресурсов из традиционных секторов, включая рабочую силу.

Взаимодействие процессов реструктуризации и реаллокации очерчивает основной вектор перемен на рынках труда переходных экономик. Безработица предстает как перевалочный пункт при перераспределении трудовых ресурсов из стагнирующих сегментов экономики в развивающиеся.