Авансовый платеж за по земельному налогу. Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей

Земельный налог платят с участков, которые признают объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса РФ.

Плательщик налога – организация, в собственности которой находится такой земельный участок. Если фирма арендует землю, налог платить не нужно (ст. 388 НК РФ).

Отдельно скажем про земельные участки, входящие в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Налогоплательщиками являются управляющие компании, а налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Право собственности на землю нужно регистрировать в Росреестре. Если организация купила земельный участок и еще не получила на него свидетельство о госрегистрации права собственности, земельный налог не платят.

Некоторые организации освобождены от уплаты земельного налога. Например, это:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Обратите внимание

По итогам отчетных периодов сдавать расчеты авансовых платежей по земельному налогу не нужно.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу приведен в статье 395 Налогового кодекса РФ.

Также существуют виды земельных участков, которые всегда освобождены от уплаты налога в силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. В частности, это земли лесного фонда и участки, ограниченные в обороте.

Вдобавок, местные власти могут освобождать от уплаты земельного налога некоторые категории налогоплательщиков. Также в компетенции местных властей уменьшать суммы налога и снижать налоговую ставку. Чтобы это проверить, загляните в местный закон – вдруг у вашей компании есть право на льготу.

Как определить налоговую базу

Для расчета земельного налога надо знать налоговую базу и ставку налога.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка на начало налогового периода. То есть на 1 января года, за который компания начисляет налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Узнать кадастровую стоимость можно несколькими способами. Во-первых, на сайте Росреестра. И там же лучше отслеживать изменения этой стоимости. Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно узнать в налоговой инспекции, где организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога.

Возможна ситуация, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Тогда кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Формула такая:




– Д – доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах.

Теперь предположим, что у фирмы в собственности один из этажей (его часть) нежилого здания. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, используйте формулу:


– КС ч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации;
– КС полн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
– Пл орг – площадь помещения, принадлежащая организации на праве собственности;
– Пл общ – общая площадь здания.

Что делать, если кадастровая стоимость изменилась

Кадастровая стоимость участка может измениться в течение года. Это возможно в следующих случаях.

Во-первых, меняется категория (вида разрешенного использования) земельного участка или устанавливается кадастровая стоимость участка, равная рыночной. В таком случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Организации на «упрощенке» и «вмененке» признаются плательщиками земельного налога по общим правилам (п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Во-вторых, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Тогда изменение учитывайте начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для расчета налога изменен­ная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, пунктов 18 и 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013.

В-третьих, в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

При таком раскладе изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.

Какие ставки налога

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливают местные власти. Ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель. В отношении прочих земельных участков максимальная ставка налога составляет 1,5 процента.

Так предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Как считать налог и авансы еще в двух сложных случаях

Возможно, участок находится не территории нескольких муниципальных образований. Чтобы рассчитать земельный налог по такому участку, определите сумму налога по каждой его части по формуле:

Зн = КС × Нст

– Зн – земельный налог (аванс) по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования;
– КС – кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования;
– Нст – налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования.

Существует специальный механизм и в случае, когда право собственности на земельный участок возникает или прекращается в течение года. Тогда земельный налог и авансы по нему рассчитайте с учетом коэффициента Кв. Чтобы посчитать коэффициент для авансов по земельному налогу, используйте формулу:

К в = М п : 3

– К в – специальный коэффициент;
– М п – количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном отчетном периоде;
– 3 – количество месяцев в отчетном периоде (квартале).

Для подсчета количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, существует специальное правило. Учитывайте месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно. Месяцы, в которых право собственности на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются. Так предусмотрено пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Как перечислять авансы по налогу в бюджет

Налоговый период по земельному налогу – календарный год. А отчетными периодами являются I, II и III кварталы. Причем местные власти вправе и не устанавливать отчетные периоды на своей территории (ст. 393 НК РФ).

Впрочем, обычно муниципалитеты устанавливают отчетные периоды. Соответственно, и авансы по налогу следует перечислять ежеквартально. Зачастую крайний срок уплаты аванса – последнее число месяца, следующего за кварталом. То есть в случае со II кварталом это 31 июля. Поскольку в 2016 году это число выпадает на воскресенье, действует стандартное правило о переносе на ближайший рабочий день. Значит, крайний срок уплаты аванса выпадает на 1 августа (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

К сведению

Предприниматели платят земельный налог как обычные физлица – на основе уведомлений из ИФНС раз в год.

Считают аванс просто. Сперва кадастровую стоимость (налоговая база) умножают на налоговую ставку (она зависит от вида земель и правил, установленных местными властями).

Затем полученное число делят на 4. Это и есть авансовый платеж по итогам отчетного периода (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Конкретные сроки перечисления авансовых платежей устанавливают местные власти. При этом срок уплаты авансов не может быть чаще одного раза в квартал.

Как учесть авансы по земельному налогу

В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68, к которому откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу».

Чтобы начислить земельный налог и аванс по нему, делают проводку:

ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…)   КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

Если земельный участок предоставляется в аренду (и это не является предметом деятельности организации), налог учитывают как прочий расход:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»   КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).

При перечислении земельного налога и авансов по нему делают запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»   КРЕДИТ 51
– перечислен в бюджет земельный налог (авансовый платеж по налогу).

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) включите в состав прочих расходов. При методе начисления сделать это нужно в том периоде, за который налог или авансы по нему рассчитаны. При кассовом методе платежи учитывают в периоде их фактического перечисления. Так предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 272 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Организации на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть земельный налог и авансы по нему при расчете налоговой базы. Учесть затраты можно в том периоде, когда земельный налог или аванс по нему был фактически уплачен в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм налога или авансов по нему можно первичными документами, оформленными согласно действующему законодательству. Например, это может быть справка бухгалтера. Об этом сказано в письме ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163. Хоть это письмо адресовано плательщикам налога на прибыль, оно актуально в том числе и для фирм на «упрощенке».

Что касается «упрощенцев» с объектом «доходы», то они при расчете упрощенного налога сумму уплаченного земельного налога и авансов по нему не принимают во внимание.

Аналогичное по сути правило действует для плательщиков ЕНВД. Таковы требования пункта 3 статьи 346.21, статьи 346.29 и пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ.

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Практическая бухгалтерия

СТАТЬЯ 396 НК РФ.

«1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

2. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления.

Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на , должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения, указанные в пунктах 11 и 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога, уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода проектирования и строительства, превышающего трехлетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости».

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по земельному налогу установлен статьей 396 НК РФ.

В соответствии пунктами 1, 2, статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется налогоплательщиками - организациями самостоятельно по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу самостоятельно по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой (нормативной) стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Органу муниципального образования (законодательному (представительному) органу государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) представлено право при установлении налога предусмотреть уплату налога в течение налогового периода не более двух авансовых платежей только для категории налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу, для такой категории налогоплательщиков исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 НК РФ, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей (пункт 4 статьи 396 НК РФ).

Сумма налога, которая подлежит, уплате в бюджет по итогам налогового периода представляет собой разницу между суммой налога исчисленной налогоплательщиком самостоятельно и суммой подлежащей уплате в течение налогового периода авансовых платежей (пункт 5 статьи 396 НК РФ).

В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (пункт 7 статьи 396 НК РФ).

Исчисление налога в отношении земельного участка перешедшего к физическому лицу по наследству происходит с месяца открытия такого наследства (пункт 8 статьи 396 НК РФ). В соответствии с нормами гражданского права (статья 1114 ГК РФ) днем открытия наследства является день смерти гражданина.

Для отдельных категорий налогоплательщиков органы муниципального образования и органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга имеют право предусмотреть своего рода льготу, то есть не начислять и не уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в течение налогового периода (пункт 9 статьи 396 НК РФ).

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, представляют документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. В случае возникновения или прекращения у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц (пункт 10 статьи 396 НК РФ).

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ представляют информацию в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней с момента регистрации недвижимого имущества.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Данная информация представляется по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации.

Обратите внимание!

Приказом Минфина Российской Федерации от 7 сентября 2005 года №112н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и рекомендаций по ее заполнению» утверждена форма «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и порядок ее заполнения.

Приказом Минфина Российской Федерации от 20 июня 2005 года №75н утверждена форма «Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу» и рекомендаций по ее заполнению.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 15 статьи 396 НК РФ).

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (пункт 16 статьи 396 НК РФ).

В отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005 года в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, в течение трех лет на срок проектирования и строительства налогообложение производится в двукратном размере от полной налоговой ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа. В последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости взимается в четырехкратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом.

В отношении земельных участков, приобретенных с 1 января 2005 года в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, в течение десяти лет на срок проектирования и строительства налогообложение производится по полным налоговым ставкам земельного налога, установленным в городах и поселках городского типа. В последующие годы вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог взимается в двукратном размере. После государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости земельный налог подлежит уплате как за земли, занятые жилищным фондом. Такие разъяснения применения земельного налога приведены в Письме ФНС Российской Федерации от 27 января 2005 года №ММ-6-21/63@ «О земельном налоге» (вместе с Письмом Минфина Российской Федерации от 14 января 2005 года №03-06-02-02/01).

Гражданам, платившим, земельный налог по полной ставке за участки занятые недостроенным жильем налог будет пересчитан только за последние три года, то есть за период 2002 - 2004 годов. В связи с этим они вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения указанного земельного участка (Письмо МНС Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №21-3-07/344 «О земельном налоге»).

Плательщики земельного налога представляют в налоговые органы расчеты по авансовым платежам ежеквартально, начиная с расчета за первый квартал 2005 года (Письмо ФНС Российской Федерации от 13 мая 2005 года №21-4-04/171 «О земельном налоге»).

Форма налогового отчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждена Приказом Минфина Российской Федерации от 19 мая 2005 года №66н «Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендаций по ее заполнению».

«1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 396 настоящего Кодекса.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом».

Общий порядок уплаты налогов и сборов определен в статье 58 НК РФ. Согласно пункту 4, которой конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со статьей 58 НК РФ применительно к каждому налогу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 397 НК РФ).

Земельный налог и авансовые платежи по налогу налогоплательщики уплачивают в бюджет по месту нахождения земельных участков.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».

Земельный налог является местным налогом (ст. 15 НК РФ), и сроки его уплаты устанавливаются нормативными правовыми актами (НПА) представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального назначения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Соответственно, чтобы организации понять, в какой срок ей нужно уплачивать земельный налог, она должна ознакомиться с НПА того муниципального образования (законом города федерального значения), на территории которого располагается принадлежащий ей земельный участок.

Срок уплаты земельного налога за год

Представительные органы муниципальных образований, устанавливая срок уплаты земельного налога для юридических лиц, обязаны соблюдать одно правило: этот срок не может быть установлен ранее срока подачи декларации по земельному налогу (п. 1 ст. 397 НК РФ). То есть установленный срок уплаты налога по итогам года должен быть не ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Срок уплаты авансов по земельному налогу

Местные власти могут обязать юрлиц уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в течение отчетного года. Эти же власти устанавливают и сроки уплаты земельных авансов (п. 2 ст. 397 НК РФ).

Примеры установленных сроков уплаты земельного налога организациями

Например, в Москве организации должны заплатить земельный налог за год не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74). То есть срок уплаты земельного налога за 2016 год истекает 01.02.2017.

Кроме того, организации, имеющие земельные участки на территории г. Москвы, должны уплачивать авансовые платежи по земельному налогу. Перечислить их бюджет они должны не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 , п. 2 ст. 393 НК РФ). Получается, что уплатить авансы по земельному налогу в 2017 году организации должны в следующие сроки:

Земельный налог ИП: срок уплаты

В целях уплаты земельного налога индивидуальные предприниматели приравниваются к обычным физлицам, которые должны уплатить налог не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным, на основании уведомления, полученного из ИФНС (

Налог на пользование землей в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица, однако последним в этом вопросе следует самостоятельно рассчитывать налоговую базу в налоговой отчетности. В какой срок перечислять земельный платеж и как не проштрафиться с декларацией?

Земельный налог – местный вид сбора. Порядок перечисления налоговых платежей устанавливается нормативно-правовыми актами органов представительной власти , а также законам городов федерального значения, однако не может противоречить Налоговому Кодексу.

Это акт о налогах, который состоит из двух частей – специальной и общей.

Он регламентирует принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения плательщиков земельного налога и государства в главе 31.

Налог на земельные участки в Российской Федерации уплачивается физическими и юридическими лицами за исключением тех, кто пользуется землей на основании или условиях .

Что касается сроков уплаты для физических лиц, то они устанавливаются как Кодексом, так и законами местной власти , на подконтрольной территории которых локализуется облагаемый земельный участок.

Крупные организации-налогоплательщики с огромным количеством земельных наделов уплачивают налог не по их территориальному нахождению, а по месту учета организации в инспекции ФНС.

На юридических лиц накладывается налоговая обязанность в отношении уплаты рассматриваемого налога на следующих основаниях:

  • право собственности;
  • постоянного бессрочного пользования;
  • право владения пожизненно.

Если на земельном участке располагается государственная дорога, свободно используемая гражданами, юридическому лицу уплачивать налог на данный надел не нужно.

Срок уплаты налогового платежа

Для юридических лиц срок уплаты налога по годовым итогам не устанавливаются ранее 1 февраля, наступающего за истекшим периодом отчетности года. Авансовый платеж взимается не позднее последней даты месяца, наступающего за отчетным кварталом.

Ст. 397 Налогового Кодекса обозначено, что крайняя дата уплаты налога на землю не может быть установлена органом представительной власти каждого конкретного муниципалитета и города федерального значения ранее срока сдачи декларации по данному налогу.

Местные власти вправе также обязать юридических лиц уплачивать частичные платежи поквартально. Эти же власти определяют и сроки уплаты авансов.

Срок сдачи декларации по земельному налогу

Налоговая отчетность по данному налогу заполняется исключительно юридическими лицами, наделенными обязанностью платить земельный налог, согласно главе 31 Налогового Кодекса, и представляется в налоговую инспекцию по местонахождению облагаемого .

Декларации представляется не позднее 1 февраля, наступающего за истекшим налоговым периодом года.

Если в распоряжении юридического лица несколько земельных участков, все они локализуются на территориях разных муниципальных образований, но при этом территории под контролем одной налоговой инспекции, разрешается представлять одну декларацию с общими данными, в которой на каждый участок отдельно заполняется только 2 раздел.

Если земельные участки локализуются в разных муниципалитетах с отдельными налоговыми инспекциями, уплачивать налог нужно по отдельности в каждый местный бюджет пропорционально доле, которая на него приходится. Декларацию в таком случае необязательно представляется во все инспекции, достаточно сдать одну, а остальные ИФНС уведомить.

Матери-одиночки тоже могут приобрести недвижимость. Как – об этом в .

Ответственность за нарушение сроков

Ст. 122 Налогового Кодекса посвящена штрафам за неуплату налогов, а также частичную неуплату, в том числе и земельного налога.

Налоговый орган может оштрафовать юридическое лицо только после камеральной проверки. Штраф за нарушение сроков рассчитывается по данным инспекции, либо по данным из налоговой декларации плательщика.

  • 20% от непогашенной суммы земельной – для организаций, уплативших налог не полностью или неумышленно не уплативших его.
  • 40% от налога для организаций, не перечисливших платеж умышленно.

Кроме этого, налоговики могут заморозить банковские счета юридического лица по истечению 10 дней после крайней даты уплаты, а также остановить электронные денежные переводы.

Если по платежу есть недоимка, на неуплаченную сумму будет начислена пеня (за каждый день просрочки) и (единожды). Это наказание за совершенное налоговое нарушение.

Пеня на налог – 1/300 часть от ставки рефинансирования. В 2017 году ставка равна 9 %.

Если организация не представит налоговую декларацию вовремя, на нее также будет наложен штраф размером 5 % от налога. Штрафное взыскание накладывается за каждый месяц, полный и неполный. Минимальная сумма- 1000 руб., максимальная - до 30 % суммы земельного платежа (ст. 119 Налогового Кодекса).

Какие действуют сроки уплаты авансовых платежей земельного налога в 2017 году? Об этом пойдет речь в нашем обзоре, а также основных нюансах оплаты этих авансов.

До какого числа

По закону земельный налог отнесён к местным обязательным платежам. В связи с этим сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу зависят от решения местных властей на соответствующей территории.

Так, на основании п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ конкретный срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу, а также итоговой суммы самого налога за год, для юридических лиц определяет документ нормативного характера, изданный:

  • представительным органом муниципального образования;
  • представительным органом власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Таким образом, в каждом регионе России свой порядок, до какого числа авансовый платеж земельного налога должен поступить в казну.

Местным законом фирма может быть освобождена от внесения в течение года авансовых платежей по земельному налогу.

Выяснить точные сроки авансового платежа по земельному налогу можно в местной инспекции ФНС России. Либо – не сходя с рабочего места воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте Налоговой службы.

https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/

Например, делая запрос по городу Москве о сроке перечисления авансовых платежей по земельному налогу, получаем такую картинку:

Из правого столбца следует, что авансовый платеж земельного налога за 1 квартал 2017 года надо было перечислить не позже 02 мая 2017 года. И далее по аналогии:

  • авансовый платеж земельного налога за 2 квартал 2017 года – до 31 июля включительно;
  • за третий квартал – не позже 31 октября;
  • налог за весь 2017 год в Москве надо успеть оплатить до 01 февраля 2018 года (ст. 3 Закона г. Москвы «О земельном налоге»).

КБК

Правильный КБК авансового платежа по земельному налогу в 2017 году зависит от вида муниципальной территории, где расположен участок земли, принадлежащий организации – плательщику налога. Актуальные значения приведены ниже в таблице.

КБК по авансовым платежам земельного налога
Вид территории Значение КБК
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь 182 1 06 06031 03 1000 110
Городской округ без внутреннего деления 182 1 06 06032 04 1000 110
Городской округ с внутренним делением 182 1 06 06032 11 1000 110
Район внутри города 182 1 06 06032 12 1000 110
Межселенная территория 182 1 06 06033 05 1000 110
Сельское поселение 182 1 06 06033 10 1000 110
Городское поселение 182 1 06 06033 13 1000 110

Как рассчитать

Правила в отношении авансовых платежей по налогу на землю в 2017 году не поменялись.

Пункт 6 статьи 396 НК РФ регламентирует расчет авансового платежа по земельному налогу за каждых из первых трёх кварталов года. Из этой нормы можно вывести общую формулу для каждого квартала:

АВАНС = СТОИМОСТЬ УЧАСТКА ПО КАДАСТРУ × СТАВКА НАЛОГА × 1/4
  • до 15-го числа включительно – берут за полный месяц;
  • после 15-го числа – месяц в расчёт не берут.

А также когда организация де-юре перестала владеть участком:

  • до 15-го числа включительно – месяц в расчёт не берут;
  • после 15-го числа – берут за полный месяц.